Научная статья на тему 'Использование метода фокус-групп в процессах интерактивного обучения'

Использование метода фокус-групп в процессах интерактивного обучения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2832
590
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ПАССИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / МЕТОД ФОКУС-ГРУПП / ИНТЕРВЬЮ / ГРУППОВАЯ ДИСКУССИЯ / МОДЕРАТОР / TRAINING METHODS / PASSIVE METHODS OF TRAINING / ACTIVE METHODS OF TRAINING / INTERACTIVE METHODS OF TRAINING / METHOD OF FOCUS GROUPS / INTERVIEW / GROUP DISCUSSION / MODERATOR

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Жигарь Оксана Владимировна

Описан метод фокус-групп, сделано обобщение опыта его проведения с помощью Интернета, показано использование его в качестве интерактивного метода обучения в вузе.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the method of focus groups is considered, experience of its carrying out by means of the Internet is generalized and its use as interactive method of training in higher education institution is offered.

Текст научной работы на тему «Использование метода фокус-групп в процессах интерактивного обучения»

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 1 (356). Управление. Вып. 10. С. 111-119.

О. В. Жигарь

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ФОКУС-ГРУПП В ПРОЦЕССАХ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Описан метод фокус-групп, сделано обобщение опыта его проведения с помощью Интернета, показано использование его в качестве интерактивного метода обучения в вузе.

Ключевые слова: методы обучения, пассивные методы обучения, активные методы обучения, интерактивные методы обучения, метод фокус-групп, интервью, групповая дискуссия, модератор.

Одной из основных задач государственной политики РФ в сфере высшего образования является повышение качества образовательных услуг, то есть приведение его в соответствие с запросами страны. При этом образование должно быть ориентировано на личностное развитие, совершенствование познавательных и созидательных способностей человека. «Происходящие преобразования в системе высшего образования обусловлены движением в сторону инновационной личностно-развивающей парадигмы образования, необходимостью использования интеллектуально-творческого потенциала человека... во всех сферах жизни» [1]. Это влечет за собой изменения в требованиях к образовательному процессу: высказывается необходимость использования в процессе обучения студентов интерактивных методов. В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования отмечается, что удельный вес занятий, проводимых в интерактивной форме, для бакалавров должен составлять не менее 20 % аудиторных занятий, для магистрантов — не менее 40 %.

В образовательном процессе различают пассивные, активные и интерактивные методы обучения. При использовании пассивного метода процесс взаимодействия преподавателя и студентов, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения, заключается в том, что преподаватель является основным действующим лицом, а студенты выступают в роли лишь пассивных слушателей, подчиняющихся его директивам. В этом случае в виде инструментов применяются лекции, опросы, самостоятельные и контрольные работы, тестирование. Активный метод обучения — это взаимодействие преподавателя и студентов в ходе занятия, при котором студенты уже не пассивные слушатели, а активные участники; здесь преподаватель и студент находятся

на равных правах. Интерактивные методы обучения ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом, а также на доминирование активности студентов в процессе обучения. Роль преподавателя при интерактивных методах сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей занятия. Инструментами этих методов обучения являются беседа, диалог, интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых студент знакомится с новым материалом [2].

Интерактивные методы обучения очень разнообразны, к основным относятся: метод групповой дискуссии, эвристическая беседа, метод Дельфи, «мозговой штурм», ситуационно-ролевые, деловые, имитационные и организацион-но-деятельностные игры, тренинг сенситивно-сти, корпоративный тренинг, управленческий тренинг, ситуационный анализ (кейс-стади, или кейс-метод), анализ конкретных ситуаций, контент-анализ, метод проектов, метод «инцидента», метод фокус-групп, метод синектики, метод ассоциаций, групповая работа с иллюстративным материалом, построение диаграммы Исикавы, разбор корреспонденции (баскетме-тод), обсуждение видеофильмов и т. д.

Основное достоинство метода фокус-групп заключается в возможности наблюдения процесса интеракции в ходе сбора данных. Взаимодействие участников позволяет получать спонтанные и аргументированные ответы, так как присутствие других людей оказывает стимулирующее действие. Более того, важное преимущество фокус-группы, например, перед индивидуальным интервью — это взаимодействие респондента не только с модератором, а, что более важно, с другими участниками. При этом отношений подчиненности в ней нет, и контроль над исследованием сосредоточивается не только в руках исследователя, а частично передается группе.

Другое достоинство состоит в том, что в фокус-группе исследователь получает больше информации по изучаемой теме, которая лежит вне рамок гипотез, чему способствует групповая динамика. Эта незапланированная информация расширяет его представления об изучаемой проблеме.

Таким образом, использование данного метода позволяет получать обширную информацию, лежащую вне рамок выдвинутых в начале исследования гипотез, чему способствует групповая динамика. Кроме того, в данном методе нет отношений субординации, что способствует более полному раскрытию мнений участников.

Наряду с достоинствами данный метод имеет и определенные ограничения. Фокус-группы позволяют сформулировать новые идеи и выдвинуть гипотезы, однако не дают возможности оценить степень распространенности полученных ответов среди респондентов. К тому же в фокус-группах, в отличие, например, от наблюдения, поведение участников не может быть полностью свободным и естественным из-за присутствия модератора, теряется часть информации о реальном взаимодействии респондентов, которая может быть получена только методом наблюдения в естественном для них окружении.

Полученные в ходе фокус-группы данные во многом зависят от психологических особенностей респондентов. Ограниченное число опрашиваемых не позволяет абстрагироваться от субъективных особенностей восприятия каждого из них. Поэтому особенное значение при использовании этого метода приобретает умение модератора распознавать психологические особенности каждого из респондентов и учитывать их как при проведении беседы, так и при последующем анализе полученных данных.

Низкая продуктивность данных методов может быть обусловлена следующими причинами:

1. Неумение модератора управлять групповой динамикой, что может привести к следующим ошибкам:

а) беседа проходит слишком вяло, нет новой информации, высказывания респондентов сводятся к общеизвестным штампам;

б) модератору не удается сконцентрировать внимание группы на необходимых вопросах, большая часть информации оказывается «не по делу»;

в) в беседе доминируют один или несколько респондентов, навязывающих свою точку зрения

остальным, мнения других участников остаются не услышанными;

г) модератор излишне активен, выступает в качестве агитатора, переубеждает респондентов, «заражая» их своими идеями.

2. Проецирование модератором своих собственных взглядов, чувств, отношения к изучаемому предмету на полученную информацию. В этом случае при интерпретации данных модератор принимает во внимание только те высказывания респондентов, которые соответствуют его собственному отношению к предмету исследования, остальные же считает несущественными.

Вместе с тем определенные знания и навыки модератора способны обратить недостаток (субъективность) в достоинство. Адекватное построение беседы с респондентами того или иного психологического типа, умелое управление групповой динамикой позволяют точно определить мотивации их поведения в интересующей области, распознать общие стереотипы восприятия предмета исследования. В маркетинговых исследованиях ведущий фокус-группы играет решающую роль, для которой характерна высокая степень вовлеченности. Это объясняется природой маркетингового исследования, где оно является товаром, предлагаемым маркетинговой фирмой клиенту, и модератор в нем представляет всю исследовательскую команду.

Существуют случаи, когда метод фокус-групп не стоит использовать:

1) когда предмет обсуждения сугубо интимен (контрацепция, личная гигиена) или касается финансового положения (страхование, банковские услуги, вопросы личного благосостояния);

2) если предмет исследования связан с действием доминирующих в обществе социальных норм (искусственное вскармливание, обучение детей навыкам дорожной безопасности);

3) в случае, когда есть интерес к персональной истории жизни или необходимо детальное понимание определенного процесса (покупка машины, принятие решения о месте проведения отдыха);

4) когда персональные мнения настолько варьируются, что нарушается гомогенность группы и получить полезную информацию практически невозможно (музыка, мода);

5) когда необходимо достичь понимания комплексных социально-психологических аспектов (роль женщин, отношение к работе, значение материнства);

6) в случае, когда целевая группа — это люди, которых по тем или иным причинам трудно собрать в одном месте в одно и то же время;

7) когда изучаемая категория продуктов предполагает наличие групп потребителей, значительно различающихся по тому, что они знают о продукте, и своим к нему отношением.

Использование современных компьютерных технологий открывает широкую перспективу использования метода фокус-групп на глобальном уровне. Уже стало реальностью одновременное проведение серии фокус-групп в различных городах мира, проведение видеоконференций. Возможность работать в сети Интернет включает российских социологов в мировое научное сообщество, позволяет обмениваться информацией и изучать иностранный опыт проведения исследований методом фокус-групп.

Перспективным направлением интернет-исследований считаются онлайновые фокус-группы. Все интернетные фокус-группы можно разделить на собственно онлайновые фокус-группы, когда общение с респондентами проходит в режиме реального времени, и так называемые продленные, или форумные онлайновые фокус-группы, суть которых сводится к обсуждению определенной темы в течение нескольких дней (в виде классического интернет-форума).

Рассмотрим подробней методы проведения данных качественных исследований. Условно их можно объединить в пять групп:

1. Онлайн фокус-группы типа «чат». Дискуссия проходит на специальном сайте и ведется одним или несколькими модераторами. В ней также могут принимать участие специалист из группы технической поддержки и сторонние наблюдатели. Участники дискуссии могут комментировать ответы друг друга. Переписка между наблюдателями для участников незаметна. Наблюдатели имеют возможность общаться также с модератором. Продолжительность дискуссии обычно не превышает двух часов.

2. Фокус-группа типа «форум». Дискуссия растянута по времени до двух недель. В форуме также принимают участие респонденты, модератор и наблюдатели.

3. Дискуссии по электронной почте. Письма рассылаются всем участвующим, и все респонденты имеют возможность отвечать на письма других участников.

4. Моделированные группы по электронной почте. В этом случае ответы участников отсылаются только модератору. По сути, это одновременное проведение нескольких глубинных интервью по электронной почте.

5. Традиционная фокус-группа, в ходе которой участники имеют возможность посмотреть и «потрогать» обсуждаемый сайт.

Качественные методы исследований с помощью Интернета имеют ряд существенных отличий от традиционных. Во-первых, при проведении исследований через Интернет нет возможности наблюдать за невербальной реакцией респондентов. Проведение онлайновых фокус-групп невозможно без специальных программных продуктов и соответствующего технического обеспечения. Большая проблема в качественных исследованиях — это анонимность респондента, так как практически отсутствует возможность проверить, кто участвует в фокус-группе (существует вероятность, что респондент — это группа экспертов конкурирующей компании) [5].

В России онлайновые фокус-группы используются редко по ряду причин.

1. В масштабах нашей страны идея фокус-группы была бы хороша, если бы было возможно на одной группе собрать респондентов из самых разных городов, но ограничением здесь является разница времени по часовым поясам.

2. Фокус-группы предназначены для группового обсуждения тем. Считается, что с помощью традиционного метода фокус-групп моделируются социальные групповые процессы, идентичные работающим в обществе. Иными словами, те 8-10 человек, которые присутствуют на фокус-группе, становятся «уменьшенным» обществом, где у каждого своя социальная роль, модель поведения и т. д. Для того чтобы указанные групповые процессы заработали, необходимо присутствие на группе не менее пяти респондентов. Эксперименты с количеством респондентов на онлайновых фокус-группах показали, что с большим количеством человек модератору справиться сложно, он просто не успевает общаться, вовремя реагировать на высказывания респондентов, задавать дополнительные вопросы и вообще эффективно управлять обсуждением.

3. При проведении традиционной фокус-группы от модератора зависит качество собранных данных. Он должен постоянно фокусировать внимание респондентов на теме, не давать им

отклоняться, стимулировать процессы групповой динамики, непрерывно держать аудиторию в рамках правил проведения дискуссии, модератор должен успевать следить за невербальным поведением респондентов, чтобы своевременно реагировать на их физическое и эмоциональное состояние (потеря интереса к предмету разговора и т. д.).

Онлайновые фокус-группы, к сожалению, не позволяют достичь этих целей. Особенно это касается контроля невербального поведения респондентов, который практически невозможен. Модератор не способен удерживать внимание аудитории на обсуждении. Одного срочно вызвал начальник — ему надо уйти, другой отошел налить себе чаю, у третьего компьютер с низким качеством соединения и приходится часто отключаться от Интернета.

Подходя с объективной точки зрения к вопросу проведения онлайн-опросов, выделим преимущества и недостатки исследований через Интернет.

Преимущества таковы:

1) географическая удаленность: возможность опросить респондентов, проживающих в географически удаленных районах без выезда модератора;

2) скорость (при проведении опроса через Интернет анкета размещается на сайте; респондентов побуждают принять участие в исследовании с помощью банерной системы на других сайтах либо с помощью приглашений по электронной почте; часто довольно большая выборка может быть опрошена в течение выходных дней);

3) устраняется влияние личности интервьюера. Если интервьюер находится в плохом настроении или не воспринимает определенный тип людей, не любит обсуждаемый предмет и т. д.,— все это влияет на получаемые данные. При проведении опросов в Интернете каждый респондент имеет одного и того же интервьюера, который никогда не устает, не бывает нетерпеливым или предубежденным и всегда находится в хорошем настроении;

4) относительно невысокие финансовые затраты (в любом исследовании существуют два главных финансовых компонента — сбор данных и их анализ. Часто исследования проводятся только для того, чтобы найти простые факты, требующие небольшого анализа или не требующие его вовсе (например, определение предпочтений различных марок). Однако затраты

на сбор данных (опрос) почти всегда присутствуют, причем стоимость сбора данных — это наиболее дорогая часть любого исследования. Для интернет-исследования эта стоимость часто сводится к нулю);

5) возможность использования аудио- и визуальных материалов, средств мультимедиа (при приведении онлайнового опроса респондентам можно показывать различные варианты упаковки продукта, модели и т. д.);

6) использование сложных логических переходов к анкете уменьшает количество логических ошибок;

7) откровенность респондента (опыт американских исследователей говорит том, что респонденты через Интернет дают более честные ответы, не стремясь угодить интервьюеру);

8) доступность опросника не зависит от географического расположения респондента;

9) для заполнения опросника требуется меньше времени, чем при традиционном интервью;

10) удобство (респондент сам решает, когда ему принять участие в исследовании, и это повышает качество ответов).

Минусы интернет-опросов:

1) малое распространение Интернета среди большей части целевых групп;

2) объем информации, который можно получить с помощью онлайновых фокус-групп (если учесть качество соединения с Интернетом (чаще всего респонденты подключаются с помощью модема), а также время, которое тратится на формулирование и распечатку вопросов и ответов, то окажется, что объем полученной информации совсем не так велик, как хотелось бы. На онлайновой фокус-группе модератор успевает за полтора часа обсудить блок вопросов, на который потребовалось бы не более 20 минут в традиционной фокус-группе. Причем на ней было бы 8-10 человек, а не 4-5 в случае онлайн-группы);

3) двумерное ограничение компьютерных мониторов;

4) сложность проверки соответствия истине ответов респондентов;

5) затруднения при просмотре видеоматериалов и некоторые другие технические ограничения;

6) специфичность интернет-аудитории.

Таким образом, Интернет предоставляет обширные возможности для исследователей-маркетологов, и в современных условиях стремительного развития системы телекоммуникаций

пренебрегать этим каналом для сбора маркетинговой информации нельзя.

Для наглядности использования метода фокус-групп в образовательном процессе в вузе приведем два примера.

Сперва рассмотрим использование фокус-групп как задания для студентов по выявлению гендерных стереотипов в системе государственной гражданской службы.

Актуальность исследования. Сегодня женщины составляют значительную часть трудовых ресурсов страны, включая кадровый состав государственной гражданской службы. Принцип полового равенства прав, свобод и возможностей для их реализации, закрепленный в п. 3 ст. 19 Конституции РФ, предполагает равный как для мужчин, так и для женщин доступ ко всем сферам функционирования общества, в том числе к процессу принятия решений во всех областях и на всех уровнях. Федеральный закон от 7 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» устанавливает равный независимо от пола доступ к этой службе, а также условия ее прохождения. Однако реальная ситуация, сложившаяся в отечественной системе гражданской службы, не отвечает законодательным требованиям.

По результатам анализа данных статистического сборника «Мужчины и женщины», изданного в 2012 г., можно говорить о феминизации государственной гражданской службы РФ, однако эта феминизация не влечет за собой рост числа женщин на уровне принятия решений. Напротив, «стеклянный потолок» — неформальный барьер, ограничивающий продвижение женщин на гражданской службе — очень крепок, поскольку в данной сфере деятельность речь идет не просто о стабильном доходе и социальных гарантиях, но и о доступе к власти, к реальному управлению государством.

Цель исследования — выявление гендерных стереотипов в системе государственной гражданской службы.

Задачи исследования:

1) определение критериев для формирования фокус-групп;

2) определение числа, размеров и состава фокус-групп;

3) создание сценария проведения интервью;

4) выбор модератора интервью;

5) анализ полученных в ходе интервью данных;

6) создание детализированного отчета по результатам анализа данных;

7) формирование рекомендаций по результатам исследования.

Далее студентам предлагается разделить программу внутреннего и внешнего исследования. При этом под внутренним исследованием понимается исследование студентов специальности «Государственное и муниципальное управление» Челябинского государственного университета, поскольку трудовая и гендерная менталь-ность у этих категорий уже частично сформирована; под внешним исследованием — интервьюирование непосредственно государственных гражданских служащих тех или иных органов власти.

Объект внутреннего исследования — тендерные ценности и установки студентов специальности «Государственное и муниципальное управление» различных высших учебных заведений.

Предмет внутреннего исследования — ген-дерные ценности и установки студентов специальности «Государственное и муниципальное управление» Челябинского государственного университета.

Объект внешнего исследования — гендерные ценности и установки государственных гражданских служащих тех или иных органов власти.

Предмет внешнего исследования — гендерные ценности и установки государственных гражданских служащих Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области.

Гипотеза исследования (общая): в ценностях и установках студентов специальности «Государственное и муниципальное управление» и государственных гражданских служащих имеются гендерные стереотипы о природном предназначении полов, согласно которому женщина — существо иррациональное, а потому должна быть исключена из процесса принятия решений; ее удел — деторождение и сохранение «домашнего очага». Мужчина, напротив, рационален, силен, и ему от природы свойственно принимать решения. Таким образом, с одной стороны, мужчины по умолчанию не допускают женщин к высшим эшелонам должностей, с другой — женщины сами уверены в том, что хуже справятся с возложенной на них ответственностью и соглашаются на исполнительские должности.

Этапы проведения исследования на основе фокус-групп:

1. Определение критериев для формирования фокус-групп. Основной критерий формирования фокус-групп внутреннего исследования — половая принадлежность. Фокус-группы для внешнего исследования формируются по двум параметрам:

а) пол респондента;

б) положение респондента в иерархии принятия управленческого решения.

Важно сформировать группы таким образом, чтобы ни студенты, ни служащие не были близко знакомы друг с другом.

2. Определение числа, размеров и состава фокус-групп внутреннего и внешнего исследования. Студентов целесообразно разделить на две фокус-группы по половому признаку. Государственных гражданских служащих целесообразно разделить в соответствии с категориями должностей на четыре совокупности:

1) служащие категории «руководители»;

2) служащие категории «советники»;

3) служащие категории «специалисты»;

4) служащие категории «обеспечивающие специалисты».

При этом каждую из этих совокупностей необходимо разделить по полу. Таким образом, получим восемь фокус-групп для внешнего исследования.

3. Создание сценария и проведение интервью. Предполагается, что интервью продлится 1,52 часа и будет включать в себя следующие этапы:

1) вступительное слово с изложением целей данного интервью;

2) знакомство с респондентами;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) непосредственное обсуждение проблемы — получение ответов на следующие вопросы:

а) как вы полагаете, в чем истинное предназначение мужчины и женщины?

б) можем ли мы вообще говорить о том, что мужчина и женщина должны делать только то или это? Можем ли так разделять?

в) как вы считаете, в каких сферах деятельности мужчины и женщины наиболее успешны? Где им лучше работать? Зависит ли успех в той или иной сфере деятельности от пола?

г) вопросы только для мужской группы: хотели бы вы, чтобы ваша жена/подруга работала? должна ли женщина работать? или она должна целиком сосредоточиться на заботе о детях? могли бы вы ответить честно: по вашему мнению,

женщины хуже справляются с обязанностями на руководящих постах? что вы скажете по этому поводу?

д) вопросы только для женской группы: если бы ваш партнер зарабатывал достаточно, чтобы обеспечить вас и вашу семью, хотелось бы вам работать? могли бы вы ответить честно: чувствуете ли вы, что мужчины не воспринимают вас всерьез, когда вы пытаетесь принять решение, предложить какую-либо альтернативу или новую идею? бывали ли случаи, что пренебрежительное отношение мужчин и недоверие к вашим способностям с их стороны мешали вашему продвижению по службе?

е) на руководящих должностях преобладают мужчины; как вы думаете, почему?

Этот этап предполагает также уточняющие и наводящие вопросы по усмотрению модератора.

Предполагаемый диапазон ответов внутреннего и внешнего исследований:

• Как вы полагаете, в чем истинное предназначение мужчины и женщины?

От: «Женщина должна быть матерью, воспитывать детей, заботиться о семье, а мужчина должен быть опорой этой семьи, "добытчиком"», до: «Каждый выбирает свое предназначение сам, и от пола это не зависит».

• Можем ли мы вообще говорить о том, что мужчина и женщина должны делать только то или это? Можно ли так разделять?

От: «Да, можем, потому что предназначение заложила в нас природа, всегда женщины воспитывали детей, а мужчины добывали ресурсы, это естественно и не изменится», до: «Нет, не можем, потому что каждый сам выбирает, что ему делать в жизни».

• Как вы считаете, в каких сферах деятельности мужчины и женщины наиболее успешны? Где им лучше работать? Зависит ли успех в той или иной сфере деятельности от пола?

От: «Мужчины лучше справляются со сложной технической работой, где надо разбираться в физике или электронике. И там, где нужна физическая сила. А женщины лучше справляются с несложными заданиями, преимущественно в социальной сфере, потому что они сами матери и знают, например, что нужно другим матерям», до: «Успех в той или иной сфере деятельности не зависит от пола».

• Вопросы только для мужской группы: 1) хотели бы Вы, чтобы ваша жена/подруга работа-

ла? Должна ли женщина работать? Или должна целиком сосредоточиться на заботе о детях? (от: «Я считаю, что женщина не должна работать: ее предназначение — сохранение домашнего очага, уюта; я хочу, чтобы дома меня ждала заботливая жена и вкусный ужин», до: «Я бы хотел, чтобы моя жена работала, потому что мне хочется видеть рядом человека, который развивается вместе со мной»); 2) могли бы вы ответить честно: по вашему мнению, женщины хуже справляются с обязанностями на руководящих постах? Что вы скажете по этому поводу? (от: «Честно говоря, хуже. Для них больше подходит исполнительская работа — они более терпеливы, усидчивы и аккуратны», до: «Мужчины и женщины справляются одинаково»).

• Вопросы только для женской группы: 1) если бы ваш партнер зарабатывал достаточно, чтобы обеспечить вас и вашу семью, хотелось бы вам работать? (от: «Честно говоря, не хотелось бы. Я бы лучше занималась саморазвитием, чем работала», до: «Да, я бы работала, потому что для меня это один из способов самореализации»); 2) могли бы вы ответить честно: чувствуете ли вы, что мужчины не воспринимают вас всерьез, когда вы пытаетесь принять решение, предложить какую-либо альтернативу или новую идею? Бывали ли случаи, что пренебрежительное отношение мужчин и недоверие к вашим способностям с их стороны мешали вашему продвижению по службе? (от: «Нет, я с этим не сталкивалась», до: «Я сталкиваюсь с пренебрежительным отношением мужчин постоянно»).

• На руководящих должностях преобладают мужчины. Как вы думаете, почему?

От: «Потому что они лучше справляются, быть сильными и решительными заложено в них природой», до: «Потому что они дискредитируют женщин, пытающихся сделать карьеру, не дают им пробиться наверх».

4. Финальная часть. Включает обзор высказанных позиций и выражение благодарности за работу.

5. Анализ полученных в ходе интервью данных. Данный этап предполагает глубокий анализ всех ответов респондентов и установление между ними неких общих взаимосвязей.

6. Формирование полного детализированного отчета, который включает разделы: 1) введение, 2) цели и задачи исследования, 3) краткое описание способов получения информации,

критерии отбора респондентов, место проведения и количество групп, 4) описание изучаемых общностей, мнений и установок (приводятся иллюстрирующие цитаты из стенограммы), 5) результаты и основные выводы, 6) рекомендации по результатам исследования.

Таким образом, исследование по методу фокус-групп позволит выявить или опровергнуть наличие гендерных барьеров и стереотипов в системе государственной гражданской службы, а также определить причины их возникновения и способы преодоления.

Во втором примере использования метода фокус-групп в процессе обучения студентам предлагается провести исследование на тему «Взаимодействие населения и власти на муниципальном уровне». В данном исследовании главной целью является получение результатов дискуссии на заданную тему. Чтобы достичь заданной цели, необходимо выполнить ряд конкретных задач: 1) выявить отношение населения к власти; 2) определить роль органов муниципальной власти в обществе; 3) определить степень взаимодействия населения и органов местного самоуправления.

Объектом данного исследования является взаимодействие населения и власти, а предметом — мнение респондентов о взаимодействии населения и власти.

Для проведения исследования в качестве респондентов предполагается использовать студентов Челябинского государственного университета, обучающихся на третьем курсе очного отделения по направлению «Государственное и муниципальное управление», которые будут разделены на две однородные группы в результате опроса. Опрос предполагает выяснение наличия у респондентов опыта непосредственного взаимодействия с органами местного самоуправления, то есть респондентам будет задан вопрос: «Как часто вы обращаетесь в органы местного самоуправления в личных интересах?», и даны варианты ответа: «часто», «редко», «никогда».

В рамках исследования выделяется дополнительная задача — выяснить уровень информированности студентов о деятельности муниципальной власти.

В начале проведения фокус-групп модератор приветствует респондентов, объясняет основные правила проведения, знакомит участников с целью исследования. Далее модератор задает первый вопрос: «Эффективно ли, на ваш взгляд,

взаимодействие власти и населения, почему?». Предполагается, что мнения респондентов разойдутся в силу приведенных ими аргументов, после чего модератор задает второй вопрос: «От чего, по вашему мнению, зависит эффективность работы органов местного самоуправления?». Далее следуют вопросы, ответы на которые определят пожелания респондентов в области взаимодействия населения и власти:

1) Каким способом вы чаще всего обращаетесь в органы местного самоуправления?

2) Каким способом вам было бы удобней обращаться в органы местного самоуправления?

3) Какие пожелания у вас есть к организации работы органов местного самоуправления с обращениями граждан?

4) В достаточной ли мере органы местного самоуправления удовлетворяют ваши потребности?

5) Как вы оцениваете доступность услуг, предоставляемых органами местного самоуправления?

Для решения дополнительной задачи респондентам будут заданы специальные вопросы: 1) Чем занимаются органы местного самоуправления? 2) Какие вопросы должны решать органы местного самоуправления?

После проведения такого исследования на занятиях студентам выдается задание провести внешнее исследование. Его планируется проводить аналогично внутреннему, респондентами в данном случае будут являться жители Челябинска обоих полов в возрасте старше 18 лет, отобранные случайным образом, которые будут разделены на фокус-группы по 6-10 человек в соответствии с результатами опроса, аналогичного опросу для внутреннего исследования.

По результатам дискуссии модератором и исследователями делаются выводы и подводятся итоги внешнего исследования. Предполагается, что респонденты внутреннего исследования окажутся более компетентными в вопросах о работе органов местного самоуправления. Таким образом, их мнение будет более точно отражать действительность взаимодействия власти и населения на муниципальном уровне. Респонденты внешнего исследования, в свою очередь, окажутся более опытными в вопросах сотрудничества с органами местной власти по определенным сферам, например, жилищно-коммунальное хозяйство, благоустройство города и т. п.

Исследование взаимодействия муниципальной власти и населения является актуальной темой в настоящее время, так как в условиях преобразования органов местного самоуправления важно учитывать мнение населения в вопросах, связанных с муниципальной деятельностью. Метод фокус-групп в данном случае поможет выяснить, как будущие чиновники и население в целом видят работу органов местного самоуправления. Это будет сделано за счет рассмотрения конкретных ситуаций и возможности собрать максимально большое количество различных мнений по исследуемой проблеме, выявить стереотипы целевых категорий в отношении взаимодействия органов местного самоуправления с населением, получить много новых идей по развитию муниципальной деятельности.

Подход дает возможность участникам оценить точки зрения друг друга и причины, определяющие эти точки зрения. Этот подход может оказаться более интересным, чем вполне предсказуемый подход в форме традиционного интервью, где за вопросом следует ответ. С одной стороны, человек в фокус-группе может придерживаться своего мнения, но, с другой стороны, выслушав мнение других участников, он может пересмотреть свою позицию; или же он может выразить свое согласие с чем-то, о чем он раньше не задумывался или о чем другие ранее не упоминали. Эти возможности означают, что метод фокус-групп может оказаться более полезным средством для выявления разнообразных мнений по конкретному вопросу.

Таким образом, метод фокус-групп может являться способом активизации учебного процесса. Использование этого метода в процессе обучения дает возможность студентам получить дополнительные навыки исследования явлений и процессов, формирует у них практические умения работы с респондентами при использовании в социологическом исследовании метода фокусированного интервью.

Список литературы

1. Высшее образование в России [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации : сайт. URL: www. russia.edu.ru/information/analit/vis/1301/

2. Двуличанская, Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых

компетенций [Электронный ресурс] / Н. Н. Двули-чанская // Наука и образование : электрон. науч.-техн. изд. URL: technomag.edu.ru/doc/172651.html

3. Иоффе, А. Н. Активная методика — залог успеха / А. Н. Иоффе // Гражданское образование : материалы междунар. проекта. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. 382 с.

4. Как избежать фокусов с фокус-группами [Электронный ресурс] // Наука о рекламе : сайт. URL: http://www.advertology.ru/article13717.htm

5. Чугунов, А. В. Социологические исследования российской интернет-аудитории [Электронный ресурс] / А. В. Чугунов // ЭСМ (Экономика. Социология. Менеджмент) : федер. образоват. портал. URL: ecsocman.hse.ru/text/16216480/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.