Современные педагогические технологии
49
Список литературы:
1. Безрукова В.С. Все о современном уроке в школе: проблемы и решения. - М.: «Сентябрь», 2004.
2. Трусова В.Р., Бегунов В.К. Школьный театр на английском языке. -М.: «Просвещение», 1993.
3. Сухомлинский В.А. Письма к сыну.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА АНАЛИЗА СИТУАЦИИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В СТАРШИХ КЛАССАХ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
© Ческидова А.А.*
Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Российского государственного профессионально-педагогического университета, г. Нижний Тагил
Приоритетной целью федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (ФГОС) является развитие личности обучающегося. В связи с этим вопрос проектирования индивидуальных образовательных программ по информатике в профильных классах становится весьма актуальным. Представленный анализ в статье показывает широкие возможности использования метода анализа ситуаций в организации обучения информатике в старших классах на профильном уровне по индивидуальным образовательным программам.
Ключевые слова личностно-ориентированный подход, метод анализа ситуаций, кейс, кейсовая ситуация, индивидуальная образовательная программа, информатика.
Стремительное развитие информационных технологий сопровождается постоянным многократным приростом объема информации. Умение ориентироваться в огромном информационном потоке становится первоочередной задачей современного человека. Готовность и способность к самообразованию, в том числе саморазвитию на протяжении всей жизни, сознательное отношение к непрерывному образованию определяет успешность дальнейшей профессиональной и общественной деятельности выпускников школ. В связи с этим система образования вынуждена отказываться от традиционного представления процесса обучения. Задача учителя не сформировать определенные знания, умения и навыки у обучаемых, а создать необходимые условия для их самостоятельного осуществления учебно-познавательной деятельности.
Старший преподаватель кафедры Информационных технологий.
50
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
Приоритетными целями федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (ФГОС) является развитие личности обучающегося, способного самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность, сотрудничать с педагогами и сверстниками. Одним из результатовосвоения основной образовательной программы обучающихся является способность к построению индивидуальной образовательной траектории. В старшей школе обучающийся имеет право выбора профиля обучения и возможность формирования индивидуальных учебных планов по различным профилям обучения [2].
В связи с этим вопрос проектирования индивидуальной образовательной программы (ИОП) по информатике в профильных классах является весьма актуальным.
Проектирование индивидуальной образовательной программы учащихся профильных классов должно обеспечивать индивидуальный подход к каждому ученику. Предоставление ученикам возможности выбора разнообразных метод и средств изучения учебного материала позволяет максимально учесть индивидуальные особенности и потребности всех учеников.
Личностно-ориентированный подход предполагает внедрение в учебный процесс активных методов обучения (такие как, обучение в сотрудничестве, метод проектов, метод анализа конкретных ситуаций, дискуссионные, игровые методы и другие), позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем, обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого на основе выявления его индивидуальных особенностей и способностей, а так же способствуют вовлечению учеников в решение учебных проблем.
Анализ рассмотренных методов обучения показывает возможность их интеграции в организацию работы с кейсом (метод анализа ситуаций) [1, 4] см. табл. 1.
Таблица 1
Характеристика методов, интегрированных в метод анализа ситуаций
Метод Характеристика его роли в методе анализа ситуаций
Моделирование Построение модели ситуации
Системный анализ Системное представление и анализ ситуации
Эвристические методы обучения: Мысленный эксперимент Методы описания Проблемный метод Методы классификации «Мозговой штурм» Способ получения знания о ситуации посредствам ее мысленного преобразования Создание описания ситуации Представление проблемы лежащей в основе ситуации Создание упорядоченных перечней свойств, сторон, составляющих ситуации Генерирование идей относительно ситуации
Игровые методы Представление вариантов поведения героев ситуации
Дискуссионные методы Обмен взглядами по поводу проблемы и путей ее решения
Обучение в сотрудничестве Работа в малых группах 3-5 человек.
Современные педагогические технологии
51
Метод анализа ситуаций отвечает современным требованиям ФГОС и предоставляет учителю технологию формирования и активации знаний и практических навыков, необходимых в дальнейшей профессиональной деятельности.
Сопоставительный анализ требований к результатам освоения основной образовательной программы, определенными ФГОС и педагогических особенностей метода анализа ситуаций показал широкие возможности использования данного метода в организации обучения информатике в старших классах на профильном уровне [1, 2, 4] (см. таблицу 2).
Таблица 2
Соотношение предметных, метапредметных результатов обучения информатике в старших классах на профильном уровне и возможностей их реализации метод с использованием метода анализа ситуаций
Предметные результаты обучения информатике в старших классах (на профильном уровне) Метапредметные результаты обучения информатике в старших классах Возможности метод анализа ситуаций в реализации предметных и метапредметных результатов в процессе обучения информатике в старших классах
Освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; средствам моделирования; информационным процессам в биологических, технологических и социальных системах; Готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников. Работа с кейсами предполагает разбор или «решение» конкретнойреальной жизненной ситуаций, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений
Овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; создавать программы на языке программирования по их описанию; использовать общепользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя; Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее -ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; Использование кейсов при изучении информационных технологий позволяет научиться организовывать исследование объекта, работать с входными и выходными документами, уметь, понимать, создавать, анализировать и обрабатывать их, а также работать с неструктурированной информацией - ее поиском, проверкой, формализацией, обработкой и хранением.
Развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления; Умение самостоятельно определять цели и составлять планы деятельности. Самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность. Использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей, выбирать успешные стратегии в различных ситуациях В процессе анализа кейса и обучаемым приходится выстраивать информационные модели объектов, систем и процессов, используя для этого типовые средства (язык программирования, таблицы, графики, диаграммы, формулы и т.п.)
Воспитание чувства ответственности за результаты своего труда; формирование установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимости действий, нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией; Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. На заключительном этапе работы с кейсом проводится дискуссия, на которой все участки не только обосновывают и доказывают свою точку зрения в решении рассматриваемой ситуации, но и проводится общая и саморефлексия по результат представленных проектов решения рассматриваемой проблемы.
52
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
Окончание табл. 2
Предметные результаты обучения информатике в старших классах (на профильном уровне)
Приобретение опыта проектной деятельности, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, информационной деятельности в различных сферах, вострее-бованных на рынке труда.
Метапредметные результаты обучения информатике в старших классах
Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
Возможности метод анализа ситуаций в реализации предметных и метапредметных результатов в процессе обучения информатике в старших классах Метод анализа ситуаций выступает как специфическая разновидность проектной технологии. В обычной обучающей проектной технологии идет процесс разрешения имеющейся проблемы посредством совместной деятельности учащихся, при использовании метода анализа ситуаций идет формирование проблемы и путей её решения на основании кейса, который выступает одновременно в виде технического задания и источника информации для осознания вариантов эффективных действий.
Таким образом, использование метода анализа ситуаций на уроках информатики в профильныхклассах обеспечивает выполнение не только целей учебного предмета «Информатика и ИКТ», но и метапредметных результатов.
Кроме этого, в ФГОС значительно увеличено время на самостоятельную работу и выполнение индивидуальных проектов.
Задачей метод анализа ситуаций является максимальная активизация каждого учащегося в самостоятельную работу по решению проблемы. Суть метода заключаете в том, что учащиеся получают кейсы, содержащие описание некоторой проблемной ситуации и необходимые учебные и электронные материалы (красочные иллюстрации, видеофрагменты, мультимедиакомпоненты, схемы, текст с выделенными важными определениями и т.д.; звуковое сопровождение лекций; наличие интерактивных заданий; анимированные примеры решения задач; возможность нелинейной работы с материалом, обеспеченного гиперссылками). Учащимся предлагается проанализировать рассматриваемую ситуацию в кейсе, самостоятельно выявить проблему и разработать план ее решения.
Особенность метода анализа ситуаций заключается в том, что учащимся предоставляется большое количество различных учебных и электронных материалов, что позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся по способам восприятия информации (аудиальная, визуальная информация). Кроме этого, в процессе решения кейса учащиеся сами определяют уровень сложности решения выявленной проблемы и соответственно способы реализации результата образовательной деятельности (использование различных средств ИКТ) [3].
Например, при решении ситуация: на территории города имеется большое количество компьютерных магазинов, которые предлагают выгодно приобрести уже «собранный» компьютер либо собрать компьютер, необходимой Вам комплектации, с учетом различных ограничений.
Современные педагогические технологии
53
Можно выделить следующие уровни освоения темы «Устройство компьютера» для 10 класса.
Содержательный уровень:
Приобрести ноутбук необходимой комплектации для ученика 10-го класса в пределах 15-25 тыс. рублей.
Содержательно-профессиональный уровень:
Приобрести ПК для какого-либо пользователя (по выбору ученика) с необходимыми периферийными устройствами в пределах 35-40 тыс. рублей.
Профессионально-ориентированный уровень:
Приобрести ПК для специалиста в какой-либо области (по выбору ученика) с необходимыми периферийными устройствами в пределах 50 тыс. рублей. Результаты решения кейсовой ситуации учащиеся могут представить в виде буклета, презентации или прайс-листа, оформленного в MS Word, MS Exel.
Таким образом, учащиеся сами определяет уровень и средства изучения рассматриваемой темы, кроме этого у учащегося есть возможность выбора роли (аналитика, техника, руководителя экспертной группы, оратора при представлении результатов исследования на заключительной дискуссии и др.) в соответствии с его потребностями, способностями и особенностями. Многоальтернотивность решений кейсовых ситуаций определяет возможность каждому учащемуся проявить собственную индивидуальность и переставить на обсуждение нестандартное решение отличное от других участников на заключительной дискуссии, что позволяет учитывать индивидуальные образовательные потребности и возможности учащихся, а так же их особенности восприятия окружающего мира.
Использование данного метода в процессе обучения информатике позволяют создавать условия для самореализации учащихся в их познавательной и преобразующей деятельности, повышает мотивацию к обучению, способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности и ответственности, умению планировать, принимать и оценивать результаты работы.
В процессе анализа кейса у обучаемых развиваются навыки работы с информационными технологиями:
- выполнять операции, связанные с использованием современных средств ИКТ на уровне квалифицированного пользователя;
- свободно пользоваться персональным компьютером и его типовым основным периферийным оборудованием (принтер, сканер, цифровая камера);
- представления информации в виде мультимедиа объектов;
- освоение принципов работы в телекоммуникационной сети;
- соблюдения требований информационной безопасности, информационной этики и права.
54
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
Кроме этого использование метода анализа ситуаций на уроках информатики в старших классах способствует формированию у обучаемых способности к построению индивидуальной образовательной траектории, что является одним из важных требований ФГОС [4].
Таким образом, использование метода анализа ситуаций на уроках информатики в старших классах позволяет реализовывать индивидуальные образовательные программы за счет индивидуализации содержания и средств обучения, а так же способов выполнения образовательных продуктов в соответствии с индивидуальными особенностями и образовательными потребностями.
Список литературы:
1. Бойко Т.Н. Использование кейс-технологии с целью активизации самостоятельной учебной деятельности студентов [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.ethicscenter.ru/ed/school2/materials/apressyan6.html.
2. Конкретные ситуации. Технология обученияс помощью метода конкретных ситуаций [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ou.tsu.ru/ school/lucky/Resource /Situations.html.
3. Ситуационный анализ, или Анатомия Кейс-метода / под ред. д-ра социологических наук, профессора Ю.П. Сурмина. - Киев: Центр инноваций и развития, 2002. - 286 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2011/02/17/shkola-standart-site-dok.html.