Научная статья на тему 'Использование медиатекстов в обучении специалистов в сфере права'

Использование медиатекстов в обучении специалистов в сфере права Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
105
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / COMPETITION / КОГНИТИВНАЯ СХЕМА / COGNITIVE SCHEME / МЕДИАТЕКСТ / MEDIA TEXT / СМЫСЛ / MEANING / ДИДАКТИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ МЕДИАТЕКСТА / DIDACTIC ADAPTATION OF MEDIA TEXTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Александров Евгений Павлович

В статье рассматриваются подходы к использованию и дидактической адаптации медиатекстов как фактора формирования у студентов профессионально значимых когнитивных схем. Организация аналитической практики на примере медиатекстов позволяет будущим специалистам обрести опыт профессионального функционирования и конкурентных взаимодействий в ходе разрешения различных ситуаций и коллизий в сфере правового регулирования отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING OF MEDIA TEXTS IN THE TRAINING OF LAW SPECIALISTS

The article considers the peculiarities of usage and didactic adaptation of media texts as a factor of formation of professionally significant cognitive schemes. Organization of analytical practice on the example of media texts allows students to gain experience in the functioning and competitive interactions in the course of resolution of various situations and conflicts in the sphere of legal regulation of relations.

Текст научной работы на тему «Использование медиатекстов в обучении специалистов в сфере права»

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Е. П. Александров

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИАТЕКСТОВ В ОБУЧЕНИИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ПРАВА

В статье рассматриваются подходы к использованию и дидактической адаптации медиатек-стов как фактора формирования у студентов профессионально значимых когнитивных схем. Организация аналитической практики на примере медиатекстов позволяет будущим специалистам обрести опыт профессионального функционирования и конкурентных взаимодействий в ходе разрешения различных ситуаций и коллизий в сфере правового регулирования отношений.

Ключевые слова: конкуренция, когнитивная схема, медиатекст, смысл, дидактическая адаптация медиатекста.

Одним из важнейших принципов жизни является конкуренция (от лат. concurrere - сталкиваться, соперничать), то есть столкновение интересов, борьба за ресурсы, социальные позиции, цели и условия жизнедеятельности. Подавление конкуренции в обществе приводит к стагнации. Однако конкуренция лишь тогда является катализатором позитивных социальных и психологических изменений, когда она транс-парентна (прозрачна) и добросовестна (не ограничена формами «подковерной» борьбы и опирается на существующие нормы, правила и правовые установки).

Профессиональная деятельность специалиста-правоведа разворачивается в конкурентных профессиональных взаимоотношениях, что, например, находит отражение в принципе состязательности судопроизводства (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 15 УПК России). Специалист-правовед конкурирует и с правонарушителями, распутывая хитросплетения мотивов и порожденные ими деяния. В связи с этим возникает вопрос: в достаточной ли мере образовательный процесс ориентирован на подготовку будущих специалистов к профессиональным конкурентным взаимодействиям? Тем более, что профессионализм специалиста обнаруживает себя не в стандартных, не в детально проанализированных и описанных на страницах учебников ситуациях, а в неоднозначных, неявных примерах, актуализирующих способности к пониманию, интерпретации, считыванию имплицитных мотивов деятельности, предвидению отдаленных по-

следствий (в том числе и этических) принимаемых решений. Такое понимание и предвидение становятся возможными, если специалист оказывается способным к смысловой экстраполяции, к переносу смыслового контекста из одной ситуации в другие.

Такая экстраполяция происходит, если события, ситуации, образы «переплавляются» в сознании в когнитивные схемы, на основе которых и осуществляется оценка вновь поступающей информации (У. Найссер, Норман, Р. д'Андрад, Д. Рамельхарт и другие [1]). Е. А. Макарова справедливо отмечает: «В своей познавательной деятельности люди руководствуются определенными правилами или типовыми сценариями для интерпретации событий в мире. Новая информация поступает и обрабатывается в соответствии с тем, насколько она подходит к когнитивным структурам, хранящимся в памяти и называемым схемами. Такие схемы могут быть использованы не только для объяснения уже случившегося, но также и для предсказания различных возможных ситуаций в будущем» [2, с. 64]. Специалист оперирует схемами и способен адаптировать имеющийся у него набор схем к конкретным профессиональным ситуациям.

Отсюда мы можем сделать вывод, что для успешной адаптации в профессии следует преодолеть установку на репродуктивное воспроизведение «готовой» информации. Важным составным элементом адаптации к профессии является установка на схемотворчество, то есть на перевод конкретных ситуаций в когнитивную

схему, сопоставление ее с другими, хранящимися в памяти схемами, принятие стратегий и тактик активности в связи со схематическим анализом профессионально значимых ситуаций, а также конструирование новых схем из уже имеющихся сегментов [3; 4]. В педагогическом процессе у студентов должны создаваться, уточняться, преобразовываться, экстраполироваться, комбинироваться, переосмысливаться актуальные с точки зрения профессии когнитивные схемы.

В профессионально ориентированных когнитивных схемах можно выделить: а) схемы, формирующиеся на основе теоретических знаний и когнитивного обобщения опыта, в совокупности определяющие целеполагание профессиональной деятельности (то есть моделей того, к чему следует стремиться); б) операциональные схемы реализации профессиональных знаний, умений, представлений в различных жизненных ситуациях, которые классифицируются на:

- оценочно-диагностические схемы условий, обстоятельств, детерминант, определяющих характерные черты профессионально значимых ситуаций;

- схемы вербализации профессионально значимых ситуаций, выполняющие в дальнейшем функции шаблонов, эталонов, задающих орие-тиры для анализа и идентификации ситуаций;

- схемы профессионального смыслопорожде-ния, в том числе и схемы выработки и трансляции убедительных для других участников коммуникации смыслов. При этом имеют значение не только логичность и аргументированность суждений, но и лексика, стилистика, интонационная содержательность, экстралингвистические и паралингвистические характеристики речи, а также невербальные средства коммуникации. Заметим, что в правовой практике смыслы могут не только порождаться, отыскиваться, транслироваться и т.п., но и утрачиваться, осознанно или неосознанно скрываться (например, с целью манипулятивного влияния на партнера), а также камуфлироваться, вуалироваться демонстративными смыслами. Смыслы «для себя» могут значительно отличаться от смыслов «для других». Более того, «для себя смыслы» при ближайшем рассмотрении также обнаруживают стереоскопичность. Человек может руководствоваться в своих действиях одними смыслами, но оправдывать поведение «для себя самого» - иными, сохраняя тем самым целостность личности и высокую самооценку;

- схемы, относящиеся к внутреннему видению субъектом себя самого и своих действий сквозь призму восприятия Других («зеркальное Я». -Ч. Кули). Конфликтные по характеру взаимодействия часто связаны с нарушением адекватности этого образа. Данное обстоятельство способно обесценить усилия специалиста, направленные на разрешение профессиональной ситуации;

- схемы активизации имеющихся в зоне влияния специалиста ресурсов с целью разрешения ситуации.

Использование в учебном процессе фонда аудиовизуальных медиатекстов может сыграть значимую роль в развитии профессионально-аналитических и проективных способностей будущих правоведов [5]. В ходе анализа медиатекстов развиваются следующие умения: а) способность к аналитической реконструкции характеристик и действий персонажей в континуальном пространстве «прошлое - настоящее - будущее»; б) способность к аргументированному обоснованию и сопоставлению собственных ценностно-смысловых установок с альтернативными; в) способность к установлению смысловых связей между различными персонажами, медиатекстами и профессиональной реальностью; г) способность к вычленению иерархий значимых ценностно-смысловых единиц медиатекста, выделению смыслонесущих элементов.

Для профессионально-аналитической практики могут быть использованы фрагменты художественных и документальных фильмов продолжительностью 7-12 минут. Фрагментация медиатек-стов стимулирует каузальную реконструкцию смысловых связей персонажей и сюжета по частным признакам. Однако она не должна приводить к невосполнимой утрате социокультурного и художественного смыслов: фрагмент должен обладать относительной завершенностью сюжетной линии. Следует стремиться к возникновению эффекта присутствия, когда происходящее на экране воспринимается едва ли не как факт собственной жизни студента. Вместе с тем необходима и некоторая степень отстраненности восприятия, поскольку в условиях сильной эмоциональной вовлеченности существенно сужаются возможности аналитической активности. Педагогически эффективными являются те сцены, в которых персонаж (или персонажи) находится в ситуации нравственного выбора, переживает борьбу мотивов, испытывает внутренние и внешние сопротивления, преодолевая которые он реализует волевой импульс. При этом внимание студентов привлекает-

Философия образования

ся к тому, что проблемная ситуация, конфликт чаще всего порождаются не только и не столько внешними обстоятельствами, в которых оказались действующие лица, сколько специфическими чертами картины мира в их сознании.

Причины конфликтных ситуаций могут быть весьма разнообразными. Нередко они «спрятаны внутри» личности или «в истории» персонажей и социальных общностей. В ряде случаев ценностно-смысловой конфликт не выражен в открытом физическом или психологическом сопряжении сторон и нуждается в анализе сквозь призму имплицитных личностных смыслов, нравственных установок. Часто детерминанты конфликта «сопротивляются» смысловой реконструкции, допускают различные ракурсы понимания, расширяющие интерпретационные возможности студентов. Следует иметь в виду, что в любой профессиональной практике можно вести речь о диалогичности истины, о дополнительных и дополняющих друг друга «формах умозрения и логик». Таким образом вскрываются вариативные и инвариантные компоненты рассматриваемой ситуации, что позволяет выработать толерантную ценностно-смысловую позицию по отношению к чужому социокультурному и профессиональному опыту, формируется опыт рефлексии в профессиональную проблематику, опыт публичной аргументации собственной точки зрения, вслушивания в аргументацию партнеров, интериоризации диалога во внутренний план сознания, принятия чужой ценностно-смысловой позиции, группового взаимодействия (сотрудничества, кооперации) в поиске оптимального решения и другие.

Будущим правоведам, например, предлагается представить себя в роли одного из участников конфликтного взаимодействия, сопоставить собственные поведенческие рисунки с реакциями персонажей медиатекста, при этом могут быть рассмотрены примеры как конфликтогенной активности, так и отказа от нее, когда неучастие в конфликтном взаимодействии сохраняет достоинство и нравственные статусы взаимодействующих сторон. Назревающий конфликт обычно имеет «индикаторы». Их фиксация и диагностика позволяют реагировать на ситуацию с некоторым опережением. «Индикаторами» назревающих конфликтов в медиатекстах могут являться: понятия (слова и выражения, реплики, суждения, умозаключения и т.п.); предметы (оружие, предметы быта, машины и оборудование, одежда и другое); эмоциональные переживания и чувства

(ценностные смыслы, планы, ожидания, надежды, тревоги и т.п.); персонажи (действующие «в кадре» и «за кадром»); факты социокультурной реальности (так или иначе обсуждающиеся либо упоминающиеся в фрагментах или на фоне которых разворачивается действие); ситуации (рассматриваемые в контексте человеческих взаимоотношений, отношений отдельных людей и социальных групп с социокультурной средой); действия (отдельных индивидов или малых групп, поскольку опыт конфликтных взаимодействий стимулируется тем обстоятельством, что персонажи, как правило, рассчитывают на определенную реакцию окружения. Этот социальный «фон» может выступать как фактор поддержки и одобрения, усиления эффекта воздействия, консолидации и фасилитации).

Современное программное обеспечение позволяет выполнять такие операции, как стоп-кадра, вырезание фрагментов из цифровой записи ме-диатекста, их произвольный монтаж, изменение скорости демонстрации и другие. Например, стоп-кадр, прерывающий экранное действие с целью анализа ситуации, причин, приведших к ее возникновению, и вариантов прогноза ее последующего развития, позволяет: акцентировать детали сюжета и характеристики персонажей конфликтного взаимодействия; характеризовать «индикаторы» внутреннего состояния персонажей (в частности, лексику и стилистику, эстра- и паралингвистические особенности речи - темп, звуковысотность, громкость, прерывистость, интонации, распределение в артикуляции гласных и согласных звуков, междометий и возгласов и другие, а также мимику и жестикуляцию); реконструировать «историю» конфликта, то есть проанализировать предшествующие наблюдаемой ситуации события, обстоятельства, условия личностного развития, психологических переживаний и т.п.; вскрыть динамику этапов конфликтного взаимодействия, поведения персонажей; проанализировать основные ошибки участников конфликтного взаимодействия; описать возможные варианты развития событий и персонажей, если бы эти ошибки не были совершены или вовремя скорректированы. После этого просмотр фрагмента может быть продолжен и развитие ситуации опять сопоставляется с результатами анализа. Педагогически эффективным является ретроспективное возвращение к ранее просмотренной сцене или эпизоду с целью изучения его сквозь призму новых или детализации уже осмысленных обстоятельств, уточнения мотивов

взаимодействующих сторон, основных векторов развития событий в последующем, коррекции воображаемого плана взаимодействий, направленных на нейтрализацию или ослабление влияния причин конфликта, гармонизацию социальной ситуации и т.п. В отдельных ситуациях полезно внести изменения в скорость демонстрации фрагмента (чаще всего в сторону замедления) для обеспечения адекватного восприятия будущими правоведами происходящего на экране, фиксации мелких деталей действий персонажей. Возможен произвольный монтаж эпизодов медиатекста с целью восстановления исходной последовательности событий, сопоставления различных сюжетных линий и т.п. («мультимедийные кроссворды»).

Очевидно, что временные рамки аудиторных занятий не ограничивают рефлексию в тему, а являются лишь стартовым импульсом для анализа и ценностно-смыслового осмысления коллизии. Поэтому медиатексты должны быть обеспечены дидактическим сопровождением: вопросами, заданиями, тематикой творческих работ, библиографическими ссылками на литературные источники и т.п. [6].

Наш опыт показывает, что использование медиатекстов для организации профессионально-аналитической практики способствует обога-

щению багажа когнитивных схем и повышению уровня подготовки будущих специалистов правовой сферы к конкурентным взаимодействиям в профессиональной деятельности.

Литература

1. Солсо Р. Введение в когнитивную психологию. URL // http://flogiston.ru/library/solso

2. Макарова Е. А. Когнитивный аспект применения теории схем в познавательной деятельности // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2013. № 1 (17).

3. Абакумова И. В., Ермаков П. Н., Макарова Е. А. Схема и фон: интроекция в неоднородном семиотическом пространстве. М., 2006.

4. Абакумова И. В., Ермаков П. Н., Рудакова И. А. Смыслоцентризм в педагогике: новое понимание дидактических методов. Ростов н/Д, 2006.

5. Кулюткин Ю. Н., Бездухов В. П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. Самара, 2002.

6. Александров Е. П. Интенциональный диалог как фактор адаптации первокурсников к образовательной среде вуза и профессии. Таганрог, 2009.

К. В. Султанов, И. Б. Романенко

МОДЕРНИЗАЦИОННОЕ И ИННОВАЦИОННОЕ В СОВРЕМЕННОМ УНИВЕРСИТЕТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ*

В статье проясняется содержание понятий «модернизация» и «инновация», близких по смыслу и имеющих сходные значения. Инновационно-технологическая активность университета предполагает создание условий для комфортной рабочей атмосферы, а также определение критериев развития инновационного потенциала университета.

Ключевые слова: модернизация, инновация, образовательное пространство, инновационная активность, инновационный потенциал, субъект инновационной активности.

Формирование социокультурной идентичности современного человека неразрывно связано с развитием гуманитарных наук. Но драматизм ситуации состоит в том, что Российское государство не проявляет интерес к развитию гуманитарных наук, потому что не заинтересовано в формировании гражданского сознания. Знакомство с гуманитарными науками, несомненно, бла-

гостно для молодого человека (независимо от избранной им специальности), поскольку они учат его думать о настоящем, прошлом и будущем, то есть мыслить актуально, обсуждать, аргументировать, полемизировать, вести диалог, слушать и т.п. Современное состояние этой области, к сожалению, печально. Государство, отказывая гуманитарным наукам в достойном фи-

* Статья подготовлена при поддержке гранта РГНФ № 12-06-00090а «Интеллектуальный потенциал инновационного развития России: стратегии модернизации образования».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.