Научная статья на тему 'Использование материалов Интернета на занятиях по лингвистическим дисциплинам в вузе'

Использование материалов Интернета на занятиях по лингвистическим дисциплинам в вузе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
142
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУСИСТИКА / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЛИНГВИСТИКА / ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ / СФЕРЫ КОММУНИКАЦИИ / РУССКИЙ ЯЗЫК / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / RUSSIAN PHILOLOGY / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / LINGUISTICS / PHILOLOGY / SPHERES OF COMMUNICATION / RUSSIAN / EDUCATIONAL PROGRAMS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дударева Зайтуна Мухтаровна, Минибаева Светлана Винеровна, Тенихина Анастасия Сергеевна

В статье рассматривается познавательная программа, посвященная людям, которые делают филологическую науку в России сегодня, а именно проект «Лица современной русистики». Авторы говорят о том, что будущие специалисты-филологи должны иметь представление о тенденциях, присущих современной лингвистике, разбираться в функционирующих научных школах. Коллектив авторов доказывает, что данный проект, адресованный не только специалистам, но и всем любителям словесности, выполняет очень важную и сложную миссию, призван служить ориентиром в сложном мире современного языкознания. Также в статье приводятся доводы в пользу легкого восприятия данной программы разноуровневой аудиторией: студенты могут открыть для себя «белые пятна» и познакомиться со всей интересующей их информацией, поскольку ученые в интервью говорят отнюдь не на академическом, а на повседневном, доступном для понимания обучающимися младших курсов языке. Герои программы затрагивают самые разные актуальные проблемы современной русистики: язык и речь, сферы коммуникации и стили русского языка, язык и культура. Хронометраж передач (15-16 минут) позволяет использовать их как интерактивный фрагмент при подготовке и проведении занятий по отдельным проблемам современной лингвистики. Высказывается мысль о необходимости продолжения данного проекта, о том, что героями подобных передач чаще должны становиться региональные русисты, в том числе из национальных республик, поскольку их идеи вызывают неподдельный интерес не только в России, но и за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Дударева Зайтуна Мухтаровна, Минибаева Светлана Винеровна, Тенихина Анастасия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNET RESOURSES IN CLASSES OF LINGUISTICS AT UNIVERSITY

The article describes the project about the prominenet contemporary linguists in Russia called “Faces of Modern Russian Philology”. It is underlined that linguists should be aware of the current trends in Linguistics and should know scientific linguistic schools of today. The authors of this article prove that this project may be of use not only for linguists but for all those interested in Philology as well; it may give an overview of contemporary Linguistics. The program is suitable for the people with different level of knowledge: students may fill the gaps in their knowledge of Linguistics, as the scholars who took part in this project do not use complicated terms, they try to explain complex phenomena in a simple language. The project covers different problems of modern Russian Philology: language and speech, spheres of communication and styles of the Russian language, language and culture. The length of episodes (15-16 minutes) makes it possible to use them in classes of Linguistics. It is believed that it is necessaty to continue work on this project and invite regional linguists, including those from Republics of Russia, to take part in it, as their ideas arouse interest not only in Russia but also abroad.

Текст научной работы на тему «Использование материалов Интернета на занятиях по лингвистическим дисциплинам в вузе»

РЕЦЕНЗИИ

УДК 378.016:811.161.1

ББК Ш141.12-9 ГРНТИ 14.85.35 Код ВАК 13.00.01; 13.00.02

Дударева Зайтуна Мухтаровна,

доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры русского языка, Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета; 453103, г. Стерлитамак, пр-т Ленина, 49; е-mail: [email protected].

Минибаева Светлана Винеровна,

кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой русского языка, Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета; 453103, г. Стерлитамак, пр-т Ленина, 49; е-mail: [email protected].

Тенихина Анастасия Сергеевна,

аспирант, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected].

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ ИНТЕРНЕТА

НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЛИНГВИСТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ В ВУЗЕ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: русистика; информационно-коммуникативные технологии; лингвистика; филологические науки; сферы коммуникации; русский язык; познавательные программы.

АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается познавательная программа, посвященная людям, которые делают филологическую науку в России сегодня, а именно проект «Лица современной русистики». Авторы говорят о том, что будущие специалисты-филологи должны иметь представление о тенденциях, присущих современной лингвистике, разбираться в функционирующих научных школах. Коллектив авторов доказывает, что данный проект, адресованный не только специалистам, но и всем любителям словесности, выполняет очень важную и сложную миссию, призван служить ориентиром в сложном мире современного языкознания. Также в статье приводятся доводы в пользу легкого восприятия данной программы разноуровневой аудиторией: студенты могут открыть для себя «белые пятна» и познакомиться со всей интересующей их информацией, поскольку ученые в интервью говорят отнюдь не на академическом, а на повседневном, доступном для понимания обучающимися младших курсов языке. Герои программы затрагивают самые разные актуальные проблемы современной русистики: язык и речь, сферы коммуникации и стили русского языка, язык и культура. Хронометраж передач (15-16 минут) позволяет использовать их как интерактивный фрагмент при подготовке и проведении занятий по отдельным проблемам современной лингвистики. Высказывается мысль о необходимости продолжения данного проекта, о том, что героями подобных передач чаще должны становиться региональные русисты, в том числе из национальных республик, поскольку их идеи вызывают неподдельный интерес не только в России, но и за рубежом.

Dudareva Zaituna Mukhtarovna,

Doctor of Philology, Associate Professor, Department of Russian Language, Sterlitamak Branch of Bashkir State University, Sterlitamak, Russia.

Minibayeva Svetlana Vinerovna,

Candidate of Philology, .Associate Professor, Head of Department of Russian Language, Sterlitamak Branch of Bashkir State University, Sterlitamak, Russia.

Tenikhina Anastasia Sergeevna,

Post-graduate Student, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

INTERNET RESOURSES IN CLASSES OF LINGUISTICS AT UNIVERSITY

KEYWORDS: Russian philology; information and communication technologies; linguistics; philology; spheres of communication; Russian; educational programs.

ABSTRACT. The article describes the project about the prominenet contemporary linguists in Russia called "Faces of Modern Russian Philology". It is underlined that linguists should be aware of the current trends in Linguistics and should know scientific linguistic schools of today. The authors of this article prove that this project may be of use not only for linguists but for all those interested in Philology as well; it may give an overview of contemporary Linguistics. The program is suitable for the people with different level of knowledge: students may fill the gaps in their knowledge of Linguistics, as the scholars who took part in this project do not use complicated terms, they try to explain complex phenomena in a simple language. The project covers different problems of modern Russian Philology: language and speech, spheres of communication and styles of the Russian language, language and culture. The length of episodes (15-16 minutes) makes it possible to use them in classes of Linguistics. It is believed that it is necessaty to continue work on this project and invite regional linguists, including those from Republics of Russia, to take part in it, as their ideas arouse interest not only in Russia but also abroad.

Поле Интернета необъятно и многогранно. Настало такое время, когда человек сам решает для себя, какую информацию получать, а что оставить за границами своих интересов. Существует сленговое слово «помойка» для обозначения всего того, что мы находим в инете (используем еще один сленгизм). Действительно, здесь много важного, актуального, истинного, необходимого и еще больше неважного, ложного, ненужного, перепетого с чьих-то слов. Интернет подобен сплетням о том, чего никто не видел, но все обсуждают. Уместным нам представляется возникшая ассоциативная связь с образом странницы Феклуши из пьесы А. Н. Островского «Гроза»: поди разберись, что правда, а что ложь в ее словах. Так и информация в Интернете идет потоком, и нужно уметь разобраться, что важно, а что является лишь шелухой, засоряющей сознание пользователя.

Особенно важно это умение, когда мы имеем дело с научной мыслью, идеей: очень просто заблудиться в лабиринтах лжемнений и псевдонаучных высказываний, коими переполнено сетевое пространство. Современная методика обучения в высшей школе требует от преподавателя использования инновационных методов: идти в ногу со студентами - значит пользоваться 1Т-полем, которое доступно и привычно для них [7, с. 432; 4 и др.]. Мы понимаем всю сложность такого подхода, ибо движение в привычном русле «доска - мел - кафедра» привлекает своей понятностью. Другой же берег - «1Т» - вызывает опасения, как все новое и неизвестное. Мы предлагаем начать с малого: изучить просторы Интернета и найти то, что поможет сделать первый шаг на пути выхода из аудитории.

Далее мы сфокусируемся на преподавании русского языка, или русистики, в высшей школе. Вузовское преподавание требует погружения в теорию и историю отечественной лингвистики. Конечно, это начинается с первоистоков: Ф. И. Буслаев, А. Х. Востоков, А. А. Потебня, Ф. Ф. Фортунатов, А. А. Шахматов, Л. В. Щерба, В. В. Виноградов, Д. Н. Шмелев - вот далеко не полный перечень имен лингвистов, оставивших яркий след в отечественной науке. Естественно полагать, что современное филологическое образование призвано дать студентам не только необходимый минимум по истории развития лингвистической мысли в России и за рубежом, без которых выпускник вуза не может считаться специалистом, но и познакомить с основными направлениями современной лингвистики, перспективами ее развития и дискуссион-

ными вопросами, обсуждаемыми в научных исследованиях последних десятилетий.

В современных условиях преподавателю необходимо представить обучающимся (студентам, магистрантам, аспирантам) обзор и анализ обширного и разнородного материала.

Будущие специалисты-филологи должны иметь представление о том, какие тенденции присущи современной лингвистике, какие научные школы представляют ее в начале XXI в., какие исследования определяют лицо современного языкознания, о ком из лингвистов следует сегодня знать.

Преподаватель ищет такой материал, который способен заинтересовать и увлечь студентов, даст пищу уму современного студента, избалованного обилием разного рода доступной информации.

Мы понимаем, что если хочется заинтересовать студентов, мало просто рекомендовать им работы последних десятилетий (что мы и делаем, давая списки обязательной и дополнительной литературы для изучения). Нужны какие-то новые формы, которые позволили бы и преподавателям, и студентам ориентироваться в направлениях языкознания XXI в.

Изучая интернет-пространство, мы обнаружили интересный материал - цикл «Лица современной русистики», размещенный на портале Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина [2] при поддержке гранта федеральной целевой программы «Русский язык» (руководители творческого коллектива - Оксана Сергеевна Иссерс и Елена Григорьевна Малышева). Героями 23 выпусков стали широко извстные российские лингвисты: А. Н. Баранов, Н. В. Богданова-Бегларян, Т. А. Гридина, В. В. Дементьев, В. И. Карасик, Н. И. Клушина, В. В. Колесов, В. И. Коньков, М. А. Кронгауз, Л. П. Крысин, Н. А. Купина, Б. И. Осипов, Ю. Е. Прохоров, Е. А. Ремчукова, О. Б. Сиротинина, А. П. Сковородников, Г. Я. Солганик, И. А. Стернин, Т. В. Шмелева и А. Д. Шмелев.

Интересно, что среди героев программ оказалось 8 специалистов из Москвы, 3 - из Санкт-Петербурга, 3 - из Екатеринбурга, 2 - из Саратова, а также ученые из Великого Новгорода, Волгограда, Воронежа, Омска и Красноярска. Показательно, что в число ведущих ученых современной русистики вошли и иностранцы: Ренате Ратмайер (Вена) и Б. Ю. Норман (Минск).

Разумеется, авторы подборки субъективны в своем выборе героев и оценке их вклада в развитие русистики. Можно надеяться, что проект будет развиваться и обогатится материалами, посвященными другим интересным языковедам России.

© Дударева З. М., Минибаева С. В., Тенихина А. С., 2018

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2018. № 5

107

Авторы программ проявили прекрасную эрудицию и тонкое понимание сути каждой представленной научной школы. Об этом говорят уже сами заголовки программ, за каждым из которых легко угадывается личность ученого. Эти креативные заголовки могут стать материалом для лингвистической викторины: «Романтик русского письма», «Свой среди чужих и заимствованных...», «Креатива много не бывает», «Эксперимент продолжается», «Лингво-культурный типаж "Русский филолог"», «Маэстро русской стилистики», «Философ русской ментальности», «В полях звучащей речи», «Прямой разговор о непрямой коммуникации», «О хорошей речи и секретах интеллектуального долголетия» и др.

«Лица современной русистики» - это познавательная программа о людях, которые сегодня делают филологическую науку в России. Жанр, выбранный для программы, - интервью в научно-популярной форме - доступен для студентов. Герои программы затрагивают самые разные актуальные проблемы современной русистики: язык и речь, сферы коммуникации и стили русского языка, язык и культура и другие.

Хронометраж передач - 15-16 минут. Это позволяет использовать их как интерактивный фрагмент при подготовке и проведении, например, занятий по отдельным проблемам современной лингвистики.

Работа с таким материалом может быть самой различной: послушать и ответить на подготовленные преподавателем вопросы, записать основополагающие идеи. Высказанные в диалоге мысли могут стать и предметом полемики. Навык критически подходить к услышанному или прочитанному необходим для исследовательской деятельности студентов. В любом случае мы развиваем умение слушать, слышать и понимать научную речь, а также навык строить свое научное высказывание на основе услышанного. Кроме того, записи проекта «Лица современной русистики» активно используются как учебно-методический материал, например, как стимул к дискуссии о состоянии современного русского языка на занятиях по культуре речи, риторике.

Все понимают, насколько важно читать книги и учебники, созданные ведущими учеными страны, но не менее важно увидеть и услышать выступление входящего в их число специалиста, уловить его эмоции и индивидуальный стиль коммуникации. И, как показывает практика нашей работы, живое слово заинтересованного ученого способно найти отклик в сердцах и умах будущих филологов.

На филологическом факультете Стер-литамакского филиала Башкирского госу-

дарственного университета особенно активно используются выпуски, в которых представлены материалы по русскому языку как неродному (иностранному) (Ю. Е. Прохоров, Р. Ратмайер), стилистике русского языка (Л. П. Крысин, О. Б. Сиротинина, Г. Я. Солганик и др.), политической и рекламной коммуникации (А. Н. Баранов, Н. А. Купина, И. А. Стернин, А. П. Чудинов), креативным аспектам речевой деятельности (Т. А. Гридина, Б. Ю. Норман, Е. А. Ремчу-кова, Д. Н. Шмелев), пространству Интернета (М. А. Кронгауз, В. И. Карасик и др.). Мы рассматриваем современное состояние языкознания в плане приближения лингвистических знаний к реальному объекту -языку в его функционировании в новом глобализированном, информационном, электронном, постоянно меняющемся мире. Представленный на сайте материал наши обучающиеся используют как интерактивный фрагмент при подготовке и проведении, например, микролекции по отдельным проблемам современной лингвистики.

Как видим, потенциал у такого рода передач большой. Адресованный не только специалистам, но и всем любителям словесности цикл материалов «Лица современной русистики» выполняет очень важную и непростую миссию, призван служить ориентиром в сложном мире современного языкознания.

Молодому поколению, которое делает свои первые шаги в филологическом мире и начинает знакомиться с лингвистикой, просто необходимо понимать, что изучает та или иная наука, в какой области работают доктора филологических наук и к каким научным школам они относятся. Благодаря данному проекту студенты могут открыть для себя «белые пятна» и познакомиться со всей интересующей их информацией, поскольку ученые в интервью говорят отнюдь не на академическом языке, а на повседневном, доступном для понимания обучающимся младших курсов.

Хотелось бы, чтобы героями подобных передач чаще становились региональные русисты (в том числе из Башкирии и других национальных республик), поскольку «научная мысль глубинки» также вызывает неподдельный интерес не только в России, но и за рубежом. В октябре 2017 г. данный проект был представлен коллегам из Китая на Международной научно-практической конференции «Один пояс - один путь: лингвистика взаимодействия» [6] и получил высочайшие оценки. В настоящее время материалы сайта активно используются в Даляньском университете иностранных языков, Гуандунском университете иностранных языков, Цзилиньском (Гирин-

ском) университете «Гуанхуа» и других вузах Китая.

В заключение хочется пожелать, чтобы рассматриваемый проект развивался и

пользовался не только зрительской поддержкой. Подобные материалы позволят широко представить современную русскую науку в мире.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анатолий Чудинов: «Лингвистика и политика - две вещи совместимые!» [Электронный ресурс] / / Лица современной русистики. Вып. 17. - Режим доступа: https://pushkininstitute.ru/user_loaded_files/low_ mp4/l4l0952.mp4 (дата обращения: 29.04.2018).

2. Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //pushkininstitute.ru/pushkin_edu (дата обращения: 06.05.2018).

3. Кеменов П. А. Применение информационных технологий в процессе обучения в вузе // Человек и образование. - 2009. - № 3. - С. 146-148.

4. Макаренко О. В. Интерактивные образовательные технологии в вузе // Высшее образование в России. - 2012. - № 10. - С. 134-139.

5. Наталья Купина: «Изучая архитектуру смыслов» [Электронный ресурс] // Лица современной русистики. Вып. 19. - Режим доступа: https://pushkininstitute.ru/user_loaded_files/low_mp4/i424958.mp4 (дата обращения: 01.05.2018).

6. Один пояс - один путь. Лингвистика взаимодействия : материалы Междунар. науч. конф. (Екатеринбург, 16-21 окт. 2017 г.) [Электронный ресурс] / отв. ред.: А. П. Чудинов, Сунь Юйхуа ; ФГБОУ ВО «Урал. гос. пед. ун-т». - Екатеринбург, 2017. - 208 с. - Режим доступа: http://politlinguist.ru/materials/ conf/2017.pdf (дата обращения: 03.05.2018).

7. Современные образовательные технологии : учеб. пособие / под ред. Н. В. Бордовской. - СПб. : КНОРУС, 2011. - 462 с.

8. Татьяна Гридина. О креативной лингвистике серьезно и играючи [Электронный ресурс] // Лица современной русистики. Вып. 20. - Режим доступа: https://pushkininstitute.ru/user_loaded_files/ low_mp4/1428194.mp4 (дата обращения: 30.04.2018).

9. Электронная фестиваль-конференция педагогических идей «Открытый урок» - массовый педагогический форум [Электронный ресурс] // Первое сентября : газ. - Режим доступа: http://festival. 1september.ru (дата обращения: 4.05.2018).

10. Электронный учебно-методический журнал СПб гос. ун-та экономики и финансов (архив выпусков) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ejournal.finec.ru (дата обращения: 03.05.2018).

REFERENCES

1. Anatoliy Chudinov: «Lingvistika i politika - dve veshchi sovmestimye!» [Elektronnyy resurs] // Litsa sovremennoy rusistiki. Vyp. 17. - Rezhim dostupa: https://pushkininstitute.ru/user_loaded_files/low_mp4/ 1410952.mp4 (data obrashcheniya: 29.04.2018).

2. Gosudarstvennyy institut russkogo yazyka im. A. S. Pushkina [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://pushkininstitute.ru/pushkin_edu (data obrashcheniya: 06.05.2018).

3. Kemenov P. A. Primenenie informatsionnykh tekhnologiy v protsesse obucheniya v vuze // Chelovek i obrazovanie. - 2009. - № 3. - S. 146-148.

4. Makarenko O. V. Interaktivnye obrazovatel'nye tekhnologii v vuze // Vysshee obrazovanie v Rossii. -2012. - № 10. - S. 134-139.

5. Natal'ya Kupina: «Izuchaya arkhitekturu smyslov» [Elektronnyy resurs] / / Litsa sovremennoy rusistiki. Vyp. 19. - Rezhim dostupa: https://pushkininstitute.ru/user_loaded_files/low_mp4/1424958.mp4 (data obra-shcheniya: 01.05.2018).

6. Odin poyas - odin put'. Lingvistika vzaimodeystviya : materialy Mezhdunar. nauch. konf. (Ekaterinburg, 16-21 okt. 2017 g.) [Elektronnyy resurs] / otv. red.: A. P. Chudinov, Sun' Yuykhua ; FGBOU VO «Ural. gos. ped. un-t». - Ekaterinburg, 2017. - 208 s. - Rezhim dostupa: http://politlinguist.ru/materials/conf/2017.pdf (data obrashcheniya: 03.05.2018).

7. Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii : ucheb. posobie / pod red. N. V. Bordovskoy. - SPb. : KNORUS, 2011. - 462 s.

8. Tat'yana Gridina. O kreativnoy lingvistike ser'ezno i igrayuchi [Elektronnyy resurs] // Litsa sovremennoy rusistiki. Vyp. 20. - Rezhim dostupa: https://pushkininstitute.ru/user_loaded_files/low_mp4/1428194.mp4 (data obrashcheniya: 30.04.2018).

9. Elektronnaya festival'-konferentsiya pedagogicheskikh idey «Otkrytyy urok» - massovyy pedagogi-cheskiy forum [Elektronnyy resurs] // Pervoe sentyabrya : gaz. - Rezhim dostupa: http://festival.1september.ru (data obrashcheniya: 4.05.2018).

10. Elektronnyy uchebno-metodicheskiy zhurnal SPb gos. un-ta ekonomiki i finansov (arkhiv vypuskov) [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.ejournal.finec.ru (data obrashcheniya: 03.05.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.