ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В МЕНЕДЖМЕНТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
Т.В. Ковтун
MARKETING RESEARCHES
IN MANAGEMENT OF PEDAGOGICAL
COLLEGE.
Kovtun T.V.
The article gives a definition to market-oriented colleges, to the classification of their types according to market activity development. The meaning of consumer marketing research in educational service is noted. The idea about that the study of external and internal marketing situation makes management of pedagogical college successful on the whole is underlined.
В статье дается определение маркетин-гоориентированным колледжам, классификации их типов, зависимости от степени развития маркетинговой деятельности. А так же отмечается значение маркетинговых исследований по выявлению потенциальных потребителей образовательных услуг, подчеркивается мысль о том, что анализ внешней и внутренней маркетинговой ситуации определяет успех в менеджменте педагогического колледжа в целом.
Наличие службы маркетинга в образовательном учреждении рассматривается как некий стандарт рыночного мышления современного менеджмента, поскольку «именно маркетинг представляется научно обоснованным способом обеспечения успешной деятельности образовательного учреждения, что способно оказать благотворное влияние как на специалистов образования, так и на потребителей их продукции - абитуриентов школьников, студентов, слушателей» (6).
Знакомство с зарубежным опытом маркетинговых исследований, имеющим солидную историю и глубокую научную проработку, представляется важным и полезным делом. Мы имеем возможность ознакомиться с классической формой маркетинговой деятельности, богатыми формами маркетинговой методологии, что, безусловно, подчёркивает актуальность проблемы рыночного управления в сфере образования на всех ступенях его организации: от конкретных образовательных учреждений до федерального уровня. Наиболее интересные подходы к проблемам маркетинговых исследований нам представились в работах Ф. Котлера, Ж.Ж. Ламбена, М. Портера, П. Друкера. Особое внимание требуют к себе научные труды отечественных учёных, таких как В.И. Егоршина, А.П. Панкрухина, А.И. Пригожина, П.С. Завьялова и др.
Вхождение системы среднего профессионального педагогического образования в цивилизованные рыночные отношения неразрывно связано с процессом становления в
УДК 377.1: 331.5
их структуре маркетинга образовательных услуг, что, несомненно, способствует улучшению качества и расширению ассортимента образовательных услуг, позволяет разнообразнее удовлетворить запросы потребителей. Такой подход в управлении педагогическим колледжем способствует формированию таких качеств будущих педагогов, как информационная и предпринимательская активность, дисциплинированность, что является элементами характеристики конкурентоспособного специалиста.
«Маркетинг образовательной системы колледжа представляет собой систему управления рыночной деятельностью данного образовательного учреждения, направленную на регулирование рыночных процессов и изучение образовательного рынка, ведущую к наиболее эффективному удовлетворению потребностей: личности в среднем профессиональном образовании; педагогического колледжа - в развитии; организаций-заказчиков - в расширенном производстве совокупного личностного и интеллектуального потенциала» (1).
Как показало наше исследование, в зависимости от степени развития маркетинговой деятельности можно выделить три типа колледжей:
• деятельность колледжей в целом переориентирована на маркетинг как концепцию рыночного управления, что предопределяет не просто создание служб маркетинга, но и изменение философии управления в целом данного учреждения;
• в педагогическом колледже используются отдельные комплексы (группы взаимосвязанных методов и средств) маркетинговой деятельности (разработка и производство образовательных продуктов и услуг, исходя из изучения спроса и предложений образовательного рынка и рынка труда), хотя в целом «дух» маркетинга не охватил всё образовательное учреждение;
• колледжи, в которых только изолированно реализуются отдельные элементы маркетинга (реклама, стимулирование продаж, выставочная деятельность, ценообразование с учётом спроса и др.).
Проведенный нами в ходе исследования опрос 56 работников управленческого состава колледжей края показал, что практически все данные образовательные учреждения можно отнести к третьему типу колледжей, т.е. реализуются лишь отдельные элементы маркетинга в их управлении. В этой связи ставится задача глубокой разработки маркетинговой стратегии и различных для каждой целевой группы маркетинговых мероприятий.
Общеизвестно, что маркетинговые исследования являются основой формирования маркетинговой деятельности организации. В этой связи необходимо изучение регионального рынка образовательных услуг, всех его субъектов. Такой подход отражён в теоретических положениях исследований Ф. Котле-ра, М. Дональда (4) и других учёных.
Отсюда следует, что маркетинговые исследования являются базой для принятия управленческих решений по таким вопросам, как планирование и прогнозирование рыночной деятельности, выявление ключевых факторов, определяющих успешность стратегии колледжа.
Проведенное нами исследование потребителей образовательных услуг представило возможность определить все аспекты их поведения и предпочтений, а в качестве объекта исследования мы сочли оптимальным - индивидуальных потребителей, т.е. абитуриентов и обучающихся студентов с 1 по 4 курсы, их семьи, организации-работодатели (образовательные учреждения, прежде всего школы), партнёры - вузы края, а предметом исследования - мотивации потребительского поведения и факторы их определяющие, тенденции поведения потребителей услуг педагогического колледжа.
В Светлоградском педагогическом колледже, явившемся ведущей базой нашего исследования, проводятся систематические социологические исследования по выявлению динамики поведения абитуриентов. Показательными в данном контексте можно считать мнения посетителей «Дня открытых дверей» в колледже. По данным, полученным за период 2001 - 2005 гг. отмечается значительное усиление доверия потребите-
лей образовательных услуг, т.е. самих абитуриентов, а также их родителей и родственников по отношению, например, к платным образовательным услугам. Так в 2001 г. - 72% (из 220 опрошенных) выразили положительное отношение к образовательным услугам колледжа и желание обучаться в колледже, в 2002 г. - 80%, в 2003 г. - 83%, в 2004 г. - 96%, а в 2005 г. - все 220 опрошенных респондентов заявили о доверии к педагогическому колледжу и его образовательному сервису.
Как показало наше исследование, в сложившейся в обществе социально-экономической ситуации многие абитуриенты колледжа считают для себя более целесообразным получать пусть и платное, зато более качественное образование, чем бесплатное, но не отвечающее личным и общественным потребностям. Так, на вопрос «Согласны ли Вы платить за своё образование для получения востребованной педагогической профессии?» - ответы респондентов мы распределили следующим образом: да, согласен - однозначную готовность самофинансировать собственное обучение в колледже высказали 19,1% опрошенных; да, если будет возможность - почти 57% (56,9%) опрошенных готовы платить за своё обучение в пределах доходов и финансовых возможностей своей семьи, родственников; о нежелании платить за своё образование высказались всего 9,9% опрошенных. Другое указали 4,6% респондентов и затруднялись с ответами 9,5% опрошенных. Прослеживается тенденция повышения доверия по отношению к платным образовательным услугам как среди средних и даже низкооплачиваемых категорий абитуриентов. Данные цифры свидетельствуют о широких возможностях в области маркетинга на ниве образовательных услуг педагогического колледжа.
Именно маркетинговые исследования, на наш взгляд, способны выявить потенциальных потребителей образовательных услуг, что так важно в условиях конкурентоспособности учреждений системы среднего профессионального образования, и, что самое главное, в условиях российской дейст-
вительности определить потенциальные финансовые возможности абитуриентов педагогического колледжа, проживающих в условиях сельского социума.
В этом аспекте представляются интересными ответы абитуриентов на вопрос об их материальном благосостоянии. Вопрос в социологической анкете был сформулирован следующим образом: «Укажите средний доход на одного члена вашей семьи». 1) до 350 руб. - 6,5 %; 2) до 600 руб. - 26 %; 3) до 750 руб. - 24,8 %; 4) до 900 руб. - 8,4 %; 5) до 950 руб. - 3,4 %; 6) более 900 руб. - 3,8 %; 7) затрудняюсь ответить - 26 %. Согласно статистическим данным, порог бедности находится на уровне 750 рублей ежемесячного дохода на душу населения по Петровскому району и края. По мнению большинства респондентов (75% опрошенных) образование является выгодным и перспективным вложением капитала. Около 57% потенциальных потребителей образовательных услуг колледжа не имеют возможность платить достаточно высокую цену за своё обучение, однако среди низкооплачиваемых категорий граждан большая часть респондентов имеет желание получить хорошую педагогическую подготовку в колледже, понимая, что она стоит денег. Полученные результаты определили стратегию ценообразования на платные образовательные услуги, что являлось одним из факторов привлечения абитуриентов.
Выделяем мысль о том, что возможность проведения маркетинговых исследований в системе учреждений среднего профессионального педагогического образования - это важнейшая составляющая аналитическая функция маркетинга. И отсутствие подобных исследований чревато неблагоприятными последствиями для колледжа. Так за период с 1997 - 2000 г. наблюдалась тенденция некоторого «падения» престижа образовательных услуг колледжа, что отразилось в качественных и количественных показателях проведения приёмной компании. Объёмные показатели сохранялись согласно плановым (150 человек), но при этом практически отсутствовал конкурс по спе-
циальностям и тем более мотивация к образовательным услугам колледжа.
Анализ внутренних возможностей колледжа, использование новых государственных образовательных стандартов, изучение потребностей обучающихся, мнения выпускников, сравнение своих преимуществ по отношению к конкурентам, учёт пожеланий работодателей, сотрудничество с вузами края на уровне технологий стратегического альянса - всё это позволило колледжу переориентировать свои образовательные услуги, согласно требованиям рынка, его ведущим субъектам. А если проанализировать показатели активизации потенциальных потребителей (абитуриентов) в контексте исследований конкурентоспособности колледжа, то при сохранении плановой цифры приёма (150), фактически подано заявлений: 2001 - 2002 уч. г. - 194; 2002 - 2003 уч. г. -210; 2003 - 2004 уч. г. - 256; 2004 - 2005 уч. г. - 320 человек.
Данные убедительно свидетельствуют об эффективности маркетинговой деятельности колледжа, так как «индекс доходности» находится в пределах поставленных стратегических целей, их реализации. Затраты на маркетинговые исследования учреждения полностью «окупаются» в сохранении сегмента (9 - 11 кл.) и увеличения количества тех лиц, которые заинтересованы приобрести образовательные услуги педагогического колледжа.
Для оценки имиджа педагогического колледжа в глазах внешней общественности (прежде всего педагогической) были привлечены руководители баз педагогической (профессиональной) практики студентов на контрольном этапе проводимой нами экспериментальной работы. Сюда вошли директора сельских школ Петровского, Ипатов-ского, Туркменского, Апанасенковского, Новоселицкого районов, республик Калмыкии, Дагестана, а также гимназии № 1, лицея № 3, реабилитационного центра для несовершеннолетних, Центра экологического образования, средних общеобразовательных школ № 4, № 2, № 5, № 7 г. Светлограда. Общее количество респондентов составило 128 человек. Оценка деятельности колледжа
осуществлялась по 17 показателям, согласно маркетинговой методике С.А. Мамонтова, адаптированной к условиям исследуемого нами образовательного учреждения.
Убедительность и эффективность результатов предпринятого нами исследования подтверждают факты дальнейшего трудоустройства выпускников педагогического колледжа (около 75%) именно у привлеченных к анализу деятельности колледжа руководителей учреждений, как работодателей.
Результаты оценки факторов имиджа педагогического колледжа показали, что основной «вес» - 35% приходится на блок № 1 «преподавательский состав»; блок № 2 «удовлетворённости студентов и дальнейшего их трудоустройства» - 22%; блок № 3 «бытовые условия для студентов» - 18%; блок № 4 «материальная база образовательного процесса» - 15%; блок № 5 «научно-исследовательская активность» - 6%; блок № 6 «общие показатели» - 4%. С результатами исследования мы можем согласиться и в той части, что имидж колледжа в первую очередь зависит от квалификации исполнителей образовательных услуг. Но при этом в ходе эксперимента было важно оценить и качество подготовки будущих специалистов. К сожалению, указанная проблема до настоящего времени касалась главным образом системы высшего образования в России. На уровне среднего профессионального образования эта проблема разрабатывается сравнительно недавно П.Ф. Анисимовым, Г.И. Ибрагимовым, Г.В. Мухаметзяновой, В.Е. Сосенко, Т.В. Лопуховой, Г.И. Кирилловой и др.
В теории маркетинга известно, что качество - это главный фактор конкурентоспособности товара. Низкокачественный товар обладает и низкой конкурентоспособностью, равно как товар высокого качества -это высококонкурентный товар. Педагогический колледж производит образовательные услуги (товар), предлагая их потенциальным абитуриентам, готовые стать специалистами в области воспитания и обучения детей. Очевидно, что качество предлагаемых услуг преломляется в ходе организации, содержания и методики образователь-
ного процесса с последующим выходом на рынок труда в виде системы знаний, умений, навыков.
В то же время качественные образовательные услуги способствуют формированию профессионально-личностных качеств выпускников колледжа. В связи с этим, с точки зрения управления маркетингом в условиях педагогического колледжа, можно констатировать факт «создания конкурентоспособного продукта», востребованного на рынке труда, т.е. выпускника можно рассматривать с точки зрения его рыночной характеристики.
Схематично этот процесс планирования и обеспечения уровня качества в рыночных условиях мы можем представить следующим образом: выявление потребностей (мотивация к педагогической деятельности) - определение главных характеристик продуктов (какой должен быть педагог, его ключевые компетенции), определяющих их качество или степень удовлетворения потребностей - определение желаемых параметров (согласно ГОС СПО по специальностям) - выявление путей достижения этих характеристик и параметров (технологии образовательного процесса).
На протяжении всего периода исследовательской работы нами проводился анализ качества подготовки выпускников (КПВ). Для проведения опроса была использована открытая анкета, разработанная в научно-методическом центре ИПР СПО. В анкетировании приняли участие 125 студентов очной формы обучения по пяти специальностям: 050312 «Преподавание в начальных классах», 050309 «Технология», 050303 «Иностранный язык», 050301 «Математика», 050302 «Русский язык и литература». Из них 50 студентов обучались по стандартам базового уровня и 95 студентов обучались по стандартам повышенного уровня среднего профессионального образования. Результаты проведённого опроса позволили прежде всего составить портрет выпускника колледжа 2005 г. Результаты проведённого опроса позволили, прежде всего, составить портрет выпускника 2005 г.
Это в большинстве своём трезво оценивающий экономическую ситуацию в государстве человек, поскольку приемлемый уровень ожидаемой им зарплаты лежит в пределах 2 - 3 тыс. рублей. Однако выпускники не рассчитывают получить желаемую зарплату, надежды, что их оценят по достоинству у них мало. Такой подход, возможно, сформировался потому, что у некоторых опрашиваемых (30%) вопрос с трудоустройством окончательно не был решён, а самостоятельно решить этот вопрос могут только 22% студентов, колледж помог 48% выпускникам, но 52% опрошенных настроены оптимистически, ведь за годы обучения в колледже они стали лучше разбираться в сложных социально-экономических, образовательных проблемах общества (это отмечают 56% опрошенных респондентов).
Всего 13% выпускников поменяли бы свою профессию, возможно изначально эти абитуриенты ошиблись в выборе специальности. У остальных студентов авторитет выбранной специальности повысился - 50%, а у 37% - не изменился. Опрошенные выпускники отмечают, что в процессе обучения у них сформировалось чувство ответственности за качество своей работы - 77%; умение оперативно работать - 75%; проявились организаторские качества - 52%, что, по-видимому, свидетельствует о достаточно высокой требовательности в процессе обучения, так и об активном участии студентов в общественной жизни колледжа. 76% выпускников заинтересованы в продолжении контактов с колледжем, что говорит об авторитете его педагогического персонала.
В целом проведённое открытое анкетирование не только позволило сделать выводы о достаточно высоком уровне подготовки по специальностям (процент качества знаний в пределах 78 - 84%), но и обозначило проблемы и направления для улучшения образовательного процесса, проанализировав внутренние возможности колледжа. Однако, известно, что образовательные цели никогда не бывают достигнуты полностью, поскольку они динамичны, подвержены множеству дестабилизирующих внешних факторов маркетинговой среды.
Таким образом, результаты проведённого нами исследования показали, что формирующаяся рыночная деятельность учреждений системы среднего профессионального образования полностью обусловлена системным и комплексным анализом внешней и внутренней маркетинговой ситуации. Использование маркетинговых исследований позволяет реализовать процессы управленческих действий в колледже, а именно:
1) изучать рынок образовательных услуг, анализируя потребности социально-экономической сферы в выпускаемых специальностях среднего профессионального образования и оценить результаты собственной деятельности;
2) обеспечивать проектирование развития колледжа, создание нового профиля обучения, новых профессиональных педагогических технологий, обеспечивающих качество конечных результатов;
3) содействовать заключению договоров с заказчиками кадров, осуществляющих приём на работу выпускников, ориентированных на педагогическую профессию, и в то же время укреплять сотрудничество с высшими учебными заведениями, сохраняя преемственность в непрерывном педагогическом образовании.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анисимов П.Ф. Формирование региональных систем среднего профессионального образования. -М., 2002. - 215 с.
2. Голубков Е.И. Маркетинг: стратеги, планы, структура. - М., 1999. - 198 с.
3. Завьялов П. С. Маркетинг: Учебное пособие. -М.: Инфра-М, 2000. - 495 с.
4. Котлер Ф., М.-Дональд. Стратегическое планирование маркетинга. - СПб.: Питер, 2000. - С.136.
5. Мамонтов С.А. Изучение конкуренции на региональном рынке образовательных услуг вузов //Маркетинг. - 1999. - № 1. - С. 61-72.
6. Панкрухин А.И. Коммуникации и продвижение образовательных услуг на рынок // Маркетинг. - 2001. - № 2. - С. 63-68.
7. Сагинова О.В. Изменения на рынке образовательных услуг и качество подготовки специалистов // Высшее образование. 2002. -№ 7. - С. 34-38.
8. Шахриманьян И.К. Маркетинг образовательных услуг (теоретико-прикладное начало). - М., 1998. - 348 с.
Об авторе
Ковтун Татьяна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и практики управления образованием Ставропольского государственного университета, докторант. Научные интересы лежат в области педагогики среднего профессионального педагогического образования, менеджмента учреждений системы образования. Является автором ряда публикаций в центральных и местных изданиях по проблеме маркетинговой деятельности учреждений среднего профессионального образования.
НЕОГУМАНИЗМ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА ГЕРМАНИИ И РОССИИ В XIX ВЕКЕ
О.Л. Турун
NEOHUMANISM AND STUDENT TEACHING IN GERMANY AND RUSSIA IN XIX CENTURY
Turun O.L.
High school foundation in Germany as a new type of educational institutions under pedagogical ideas of neohumanism has been represented. The main stages of high school education reforming in XIX century has been shown. The influence of ideas of German neohumanism upon the education in Russia has been considered.
В статье показано становление гимназий в Германии как учебных заведений нового типа под влиянием идей педагогики неогуманизма. Показаныi основные этапыi реформирования гимназического образования в XIX веке. Рассмотрено влияние идей немецкого неогуманизма на развитие образования в России.
Под влиянием идей педагогики неогуманизма в Германии в начале XIX века происходит становление гимназии как учебного заведения нового типа. Этот процесс идет параллельно с преобразованием университетского образования. В реформировании гимназического образования проявилась вся мощь и идейная глубина неогуманистического движения с его доверием к человеческой природе, образованию и воспитанию человека на основе разумно разработанного комплекса идей и представлений. «Освободить ученика от гнета прежней безжизненной учебы и вывести его на путь живого самостоятельного усвоения наиболее достойного содержания, т.е. на путь истинного самообразования - такова была руководящая мысль школьной реформы. Живые наглядные образцы классической древности одновременно усваиваемые чувством и волей, должны поднять восприимчивую молодежь на более высокую ступень человеческого развития», - замечает об идейной составляющей этой эпохи известный историк педагогики Ф. Паульсен (1, с. 219).
В истории развития гимназии он выделяет несколько этапов реформирования и развития гимназического образования в XIX веке. Первая треть XIX века - период радостного, окрыленного надеждами строительства и организации новой формы гимназии. Ведущими организаторами и проводниками преобразований гимназического дела были прежде всего В. Гумбольдт, Зюферн и И. Шульц. Наряду с ними значительный вклад
УДК 37.017.924