Научная статья на тему 'Использование маховиков на транспорте'

Использование маховиков на транспорте Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
1080
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АККУМУЛЯТОР ЭНЕРГИИ / МАХОВИК / СУПЕРМАХОВИК / РЕКУПЕРАТОР ЭНЕРГИИ / МАХОВИЧНЫЙ И ГИБРИДНЫЙ ДВИГАТЕЛИ / handwheel / mechanical energy / individual accumulator / hybrid propulsion system / recuperator of energy

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Соколов В. С., Красных О. В., Косторной Г. В.

Рассматриваются перспективы и проблемы использования маховиков на транспорте в качестве индивидуальных аккумуляторов механической энергии и рекуператоров энергии в гибридных двигательных установках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF FLYWHEELS IN TRANSPORT

The prospects and problems of flywheel use in transport as an accumulator of mechanical power and recuperator of power in the hybrid propulsion systems are being analyzed in the article.

Текст научной работы на тему «Использование маховиков на транспорте»

УДК 62.56.628/835

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАХОВИКОВ НА ТРАНСПОРТЕ © 2009 В. С. Соколов1, О. В. Красных2 Г. В. Косторной3

1канд. физ.-мат. наук, доцент;

Тел. (4712) 56-68-33

2 соискатель;

3преподаватель СПТУ

Курский государственный университет

Рассматриваются перспективы и проблемы использования маховиков на транспорте в качестве индивидуальных аккумуляторов механической энергии и рекуператоров энергии в гибридных двигательных установках.

Ключевые слова: аккумулятор энергии, маховик, супермаховик, рекуператор энергии, маховичный и гибридный двигатели.

Современный технический прогресс сопровождается загрязнением окружающей среды и истощением природных источников энергии, например обычных видов топлива: нефти, каменного угля, природного газа и т.д. Об этом говорит и разразившийся общий кризис, одной из составляющих которого является кризис энергетический. Названная теневая сторона технического прогресса ориентирует учёных и инженеров многих индустриально развитых стран искать пути создания принципиально новых энергетически мало затратных и экологически «чистых» источников энергии, технологических процессов, улучшения рекуперации энергии (механической, электрической, химической и т.д.) и использования нанотехнологий, изобретений и полезных моделей, ноу-хау.

Поиски идут в области использования так называемых «вечных» и чистых источников энергии: ветра, морского прибоя, приливов и отливов, рек, солнца и т.д. Другую группу источников и аккумуляторов энергии, которые могут в широких масштабах быть использованы уже в наше время, представляют собой маховики, пружинные двигатели, аккумуляторы в виде поднятого груза и воды, гидро и пневмоаккумуляторы [Гулиа 1974]. Наиболее широкая область применения открывается для быстровращающихся маховиков (гироскопов) и особенно их нового типа, получившего название «супермаховика» (Бирегйу’^еП) [Гулиа 1974; Баии 1973; поиски энергии... 1974].

При ограниченной мощности энергоустановок, определяемой обычно установившимися режимами эксплуатации, для форсирования нестационарных режимов, характеризующихся повышенным расходом энергии, и реализации плавности их работы существует потребность в постоянном её запасе. Роль аккумулятора такого запаса успешно может выполнять маховик. Возросший интерес к маховикам объясняется их новыми конструкциями, используемыми материалами, высокой способностью накапливать энергию (по сравнению с другими устройствами подобного назначения) (см. Библ. список в конце статьи) и большим КПД (~ 95%). К тому же они дают экономию топлива, отличаются экологической чистотой и технически безопасны [Гулиа 1974; Баии 1973; поиски энергии. 1974]. Сейчас в США испытывается ленточный маховик [Поезд на маховике 2008] из композитного углеродосодержащего материала высотой 1.2 и диаметром 1.5 м, вращающийся в вакуумной камере на

магнитной подвеске с частотой 50.000 об/мин, накапливая 133 киловатт-часа энергии, то есть в 3 раза больше, чем обычный аккумулятор такого же веса. Он позволит экономить 15 % энергии на разгонах. В России использование маховиков на транспорте было впервые предложено инженер-поручиком З. И. Шуберским в 1862 году [Broniarek, Sander 1972]. Ещё раньше (1791) с целью рекуперации кинетической энергии и достижения плавности движения русский механик-самоучка И. П. Кулибин на своей «самокатной» коляске установил массивный маховик.

а) б) в)

Рис. 1. а) маховичный двигатель (США); б) коляска Кулибина; в) гировоз Шуберского

Известно, что основными источниками шума и загрязнения воздуха в городах являются автомобили и автобусы, выбрасывающие отработавшие газы повышенной токсичности. Например, автомобиль, пройдя около 900 км, потребляет кислород в количестве, нужном человеку в течение года, а тысяча их способна выбросить за день более 3-х тонн угарного газа. Ситуация ухудшается тем, что сотни тысяч автомашин снуют по дорогам и бездорожью нашей планеты. В городах загрязнение улиц увеличивается из-за блокирования выхлопных газов зелёными насаждениями и большого количества малогабаритного пассажирского транспорта (например, «газелей»). Поэтому создание новых трамвайных и троллейбусных маршрутов и ввод в эксплуатацию больших автобусов способствовали бы улучшению экологической обстановки. Особенно это актуально для городов, расположенных на холмистой местности, имеющих плохие автодороги и интенсивное транспортное движение, где двигатели в основном работают на нестационарных режимах.

Один из способов уменьшить загазованность и шум - оборудование автотранспорта маховичными аккумуляторами и рекуператорами механической энергии. Например, система, включающая супермаховик высокой удельной энергоёмкости с рекуперативной трансмиссией (запатентован в США Робертом Кларком), - приемлемый вариант для решения обсуждаемой проблемы. Супермаховик приводит в движение гидравлический насос с автоматической переменной передачей, обеспечивающей работу двигателя внутреннего сгорания (ДВС) при давлениях, регулируемых педалью акселератора. Двигатели могут работать как насосы, приводимые в движение кинетической энергией экипажа (автобуса, трамвая и т.д.), а насосы действуют как моторы, ускоряя маховик и таким образом восстанавливая большую часть энергии, используемой в предварительном ускорении экипажа. При таком рекуперативном торможении восстанавливается около 25% энергии и более.

По конструкции, форме и используемым материалам сейчас выделяют следующие типы маховиков: ободковые, из стальной ленты, запатентованные в СССР профессором Н. В. Гулиа; стержневые, равнопрочные при вращении (разработаны в США фирмой «Локхид»), и клиновые, напоминающие двухлопастный винт с углом подъёма 7-8°, созданы Д. В. Рабенхорстом в США.

Возможности применения и совершенство маховичного аккумулятора определяются его удельной энергоёмкостью, безопасностью, внутренними потерями (в кожухе) и удельной характеристикой накопления и выделения энергии [Поиски энергии... 1974]. Создание транспортных средств, приводимых в движение

индивидуальными маховичными двигателями, пока сопряжено с определёнными техническими трудностями. Поэтому в настоящее время идут по пути компромиссных решений: создают гибридные схемы силовых установок на основе ДВС, двигателей Стирлинга и Ванкеля, газовых турбин, электробатарей и маховиков (гироскопических элементов) [Поиски энергии. 1974; Glera, Helling, Schreck 1973; Broniarek, Sander 1972].

Зпещюдбшшел-

Рис. 2. Автомобиль Рабенхорста

Ниже (рис. 3, 4) приведены некоторые схемы индивидуального и гибридных маховичных силовых установок. Кстати, эти «гибриды» отвечают современным допустимым нормам токсичности отработавших газов, введённым во многих странах в законодательном порядке [Поиски энергии... 1974].

L-т г _ 2

п [1 1 —< ] . /

\ ** \

Рис. 3. Индивидуальный двигатель: 1 - вал трансмиссии; 2 - редуктор; 3 -

маховик

Для уменьшения неблагоприятных гироскопических эффектов при поворотах экипажа на последнем могут размещаться два маховика, вращающихся в противоположных направлениях. Возможный вариант принципиальной схемы такого экипажа с маховичными аккумуляторами энергии, размещёнными по его бортам, показан на рисунке 4б .

а)

б)

Рис.4. а) структуры гибридных двигателей: 1 - маховик, 2 - электродвигатель, 3 - ДВС, 4 - блок батарей, 5 - дифференциал, 6. - коробка передач, 7 - дифференциал ведущих колёс;

б) принципиальная схема механического аккумулятора энергии с двумя маховиками: 1 - вал трансмиссии машины, 2 - ведущие колёса, 3 - механизмы поворота, 4 - бортовые передачи, 5 -редукторы, 6 - маховики

На транспорте маховики могут иметь жёсткий, упругий, упруго-вязкий или карданов подвесы, а в зависимости от условий эксплуатации - различным образом ориентированы относительно экипажа, но обычно плоскость их вращения горизонтальна. Жёсткий подвес применяется для рельсового транспорта и подвижных средств с малогабаритными маховиками. Упругие и упруго-вязкие подвесы обеспечивают снижение гироскопических нагрузок на опоры маховика и экипаж. В случае карданова подвеса опоры маховика не испытывают гироскопических нагрузок за счёт его прецессии [Гулиа 1974]. Быстро вращающийся маховик оказывает большое влияние на плавность хода, управляемость и устойчивость автомобиля. Под плавностью хода здесь понимается способность экипажа преодолевать различные по профилю и состоянию дороги с наименьшими колебаниями, вибрациями и сотрясениями, действующими на перевозимые грузы и пассажиров. Это действие проявляется на увеличении нагрузок на опоры маховика и экипаж, формировании опрокидывающего (гироскопического) момента и в использовании стабилизирующих и демпфирующих свойств маховика. Влияние маховика на характер динамики экипажа сводится к двум основным факторам движения экипажа: колебаниям и уводу колёс. Кроме этого, из-за гироскпического момента на поворотах экипажа возникают проблемы возможного его опрокидывания, перераспределения реакций на колёса, более раннего проскальзывания одного из колёс и изменения угла их наклона, изменения угла увода и устойчивости (курсовой, на поворотах, при заносах).

При исследовании движения экипажа с маховиками он обычно моделируется двумя его моделями: на жёстких и пневматических колёсах.

Библиографический список

Гулиа Н. В. Инерционные двигатели для автомобилей. М.: Транспорт, 1974. 64 с.

Поиски энергии от гончарного маховика до «чёрной дыры» // За рубежом. 1974. № 51 (156). С. 20-21.

Павлов В. А. Гироскопический эффект, его проявление и использование. Л.: Судостроение, 1978. 208 с.

Поезд на маховике // Наука и жизнь. 2008. № 6. С. 9.

Соколов В. С. .и др. Рассказ о трёх близнецах. Курск: Курск. гос. пед. ун-т, 1997. 57 с. С. 41-53.

Шварцман А. Подземные магистрали // Знание - сила. 1961. № 6. С. 26. Шуберский З. Маховоз. - Санктпетербургъ // Ж-л Главного управления путей сообщения и публичных зданий. 1862. Томъ тридцатьвторый. С .152-175.

Broniarek C. A., Sandor C. N. On surface Vehicle Body Motion with Gyroscopie storage of Kinetik Energy // Mech.and Mach. Theory. 1972. № 2.

Clark R. D. The Utelization of Flywell Energy // Paper №711А presented June 1963 de the International Betriebweise. TZ - Abd 94 (1974).

Dann Richard T. The Revolution in Flywheels // Machine Design. 1973. May 17. Р.130-135.

Glera B., Helling J. und Schreck H. Hibriedantrieb mit Gyro-Komponente fur Wirtschaftliche Betriebweise. TZ - Abd 94 (1973) H.14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.