Использование логистики в строительстве в условиях кризиса The use of logistics in building in the conditions of crisis
Борисова Людмила Александровна
к.э.н., доцент, старший научный сотрудник НИИ УЭПС ДГИНХ, г.Махачкала ludmila_753 @mail. ra Borisova Lyudmila Alexandrovna Ph.D., docent, senior research assistant, Research Institute of Management, Economics and Sociology SAEI, DSINE, Makhachkala
ludmila_753 @mail. ru
Аннотация
В условиях кризиса многие компании ищут пути выхода из него с наименьшими для себя потерями. В качестве одного из направлений, способствующего «выживанию» предприятия в сложившихся условиях является использование логистики, имеющей свою специфику в условиях строительного производства. В статье рассматриваются вопросы, связанные с функционированием системы логистического менеджмента в строительстве, его особенности и направления, адекватные современному строительному производству.
Abstract
A lot of companies search for the ways out from the crisis with the fewest losses in the condition of crisis. One of the directions encouraging "the survival" of an enterprise in the current situation is the use of logistics having its own specification in the condition of building production. The problems concerning the functioning of management logistics system in building, its peculiarities and directions adequate to modern building production have been considered in the paper.
Ключевые слова: логистика, логистический менеджмент, логистика в строительстве, строительное производство, аутсорсинг логистических функций, контрактный аутсорсинг
Key words: logistics, logistics management, logistics in building, building production, outsourcing of logistics functions, contract outsourcing
Введение. Как известно логистика, возникшая в древности, получила свое второе рождение в условиях кризиса 70-х годов ХХ века, когда на первый план в развитии предприятий и организацийвышел ресурсный фактор, ориентирующий на внедрение ресурсосберегающих технологий, чтопотребо-вало значительных изменений в организации и управлении производствен-нымпроцессом.
В общепринятом понимании логистика - это наука о планировании, управлении и контроле за движением материальных, информационных и финансовых ресурсов в различных системах (данное определение было принято Первым Европейским Конгрессом по логистике, проходившем в Берлине 20 -22 марта 1974 года).
Однако с течением времени жизнь стала более интенсивной, возросла роль информационных и компьютерных технологий,что привело к изменению и самой логистики, которая приобрела новые значения и функции. Сегодня логистика рассматривает все бизнес-процессы предприятия через призму издержек, с целью их оптимизации, контроля и управления ими.
Именно оптимизация издержек привлекает к логистике столь пристальное внимание, поскольку издержки оказывают существенное влияние на прибыль компании.Поэтому логистика в компании приобретает роль скрытого неиспользованного ресурса, который даёт ей огромное конкурентное преимущество для развития бизнеса.
Содержание логистики. Изначально логистический менеджмент ориентировался на эффективное использование материальных ресурсовв сферах производстваи обращения, однако уже с начала 90-х годов логистика ориентируется не только на материальные, но и на финансовые, информационные и иные ресурсы, формирующиеся в виде потоков, рациональное взаимодей-
ствие которых обеспечивают ресурсосбережение и экономию затрат на выпуск продукции и оказание услуг.
Важно, что логистика не разделяет хозяйственный цикл на сферы производства и обращения, показывая, что снабжение и сбыт - это не сопутствующие производству, а равноправные сферы деятельности, определяющие общую эффективность предприятия, что требует максимальной горизонтальной интеграции предприятий в рамках логистической цепи «закупки - производство - сбыт», через которую проходят материальные и иные потоки.
Основными объектами исследования в теории логистики являются: логистическая система,материальный поток, информационный поток, логистическая функция, логистическая цепь, логистические операции, логистические издержки и др. Логистика включает ряд взаимосвязанных функциональных областей, в частности логистику закупок и запасов, логистику производства, логистику распределения, транспортную логистику и др. В логистических системах решается целый комплекс задач, таких как прогнозирование потребности в строительных материалах, контроль за состоянием запасов, сбор и обработка заказов, определение последовательности прохождения материального потока по логистической цепи и т.п.
Все логистические потоки можно классифицировать по следующим признакам: [1, с.8-11]
- по отношению к логистической системе:внутренние и внешние потоки;
- по степени непрерывности:непрерывные и дискретные потоки;
- по степени регулярности:детерминированные и стохастические потоки;
- по степени стабильности:стабильные и нестабильные потоки;
- по степени изменчивости интенсивности потока:стационарные и нестационарные потоки;
- по характеру перемещения элементов потока:равномерные и неравномерные потоки;
- по периодичности:периодические и непериодические потоки;
- по степени соответствия изменения параметров потока заранее заданному ритму: ритмичные потоки и неритмичные потоки.
- по сложности:простые (дифференцированные) и сложные (интегрированные) потоки;
- по степени управляемости:управляемые потоки и неуправляемые потоки;
- по характеру образующих объектов: материальные, транспортные, энергетические, денежных средств, информационные, людские и др.
Таким образом, логистика управляет, координирует и оптимизирует все бизнес-процессы предприятия.
Особенности логистики в строительстве.Сегодня логистика успешно применяется в таких сферах, как, например, коммерция, транспорт, промышленное производство. Однако по нашему мнению именно в строительной индустрии она способна показать наибольший эффект,посколькудаже кратковременный перерыв в любой стройке из-за сбоя в снабжении может привести к проблемам и экономическим потерям.
В числе факторов логистической восприимчивости современного строительного производстваможно назвать следующие: постоянно возрастающая потребность в рационализации производства, направленная одновременно на сокращение сроков строительства иувеличение жизненного цикла объектов недвижимости; переориентация строительных компаний с узкофункционального строительства на решение индивидуальных запросов заказчиков; унификация технологий строительства;высокая материалоемкость строительного производства, требующая поиска дополнительных резервов снижения доли материальных затрат в себестоимости строительной продукции;повышение степени индивидуализации производственного процесса в строительстве, что приводит к расширению номенклатуры потребляемых материальных ресурсов, многообразию схем оплаты готовой продукции и строительно-подрядных работ и пр.; территориальная разрозненность
строительных объектов компании, увеличивающая транспортно-заготовительные расходы при материально-техническом обеспечении, что также вызывает необходимость их минимизации; использование неденежных форм расчетов за выполненные строительно-монтажные работы (особенно в жилищном строительстве), что вызывает потребность в услугах специализированных посреднических организаций или необходимость создания собственных сбытовых служб. [2]
Логистические системы в строительстве следует рассматривать в контексте общей теории логистических систем.
Принято считать, что логистика управляет материальными и информационными (в том числе документарными) потоками, однакосюда следует добавить такие важные для инвестиционного-строительного бизнеса потоки, как финансовый и трудовых ресурсов.
Соотношения потоковых процессов, характерных для строительной компании выглядят следующим образом: внутренние потоки превалируют над внешними, дискретные - над непрерывными, стохастические - над детерминированными, нестабильные - над стабильными, нестационарные - над стационарными, неравномерные - над равномерными, непериодические над периодическими, неритмичные - над ритмичными, сложные - над простыми, управляемые - над неуправляемыми. [2, с.11-12]
Логистические системы бывают различных видов. Так, в соответствии с классификацией логистики по стадиям производственного цикла можно выделитьследующие логистические системы:
-закупочная логистика, организующая закупки материально-технических ресурсов и производственно-технологической комплектации строек, а также сопровождающие потоки финансовых, информационных и трудовых ресурсов;
-производственная логистика, организующая потоки ресурсов предприятий стройиндустрии и строительной компании в процессе выполнения
проектно-конструкторских, строительно-монтажных и пусконаладочных работ;
-распределительная (сбытовая) логистика, организующая потоки готовой строительной продукции, работ и услуг, предоставляемых потребителям, а также сопровождающие их потоки финансов, информации и трудовых ресурсов;
-транспортно-складская логистика, организующая грузопотоки и внут-рискладские потоки строительной компании;
- логистика сервисного обслуживания, организующая сервисное обслуживание потребителей материальных логистических потоков.
Классификацию логистических систем строительной компании можно осуществлять и по другим признакам, таким как, например стадии инвестиционного процесса, этапы жизненного цикла строительной продукции, характер взаимодействия участников логистических цепей, по видам потоков и т.п.
Логистика в различных отраслях национального хозяйства имеет свои особенности. Специфические отраслевые черты логистики в строительстве выглядят следующим образом:
- низкий уровень логистики в строительстве как отрасли национального хозяйства России, что объясняется общим низким уровнем развития логистики в стране в целом; отсутствием необходимых знаний логистики у менеджеров среднего и высшего звенав строительных компаниях;наличием резервов повышения эффективности в области продаж и производства вне логистики;
- на развитие логистики оказывает влияние сам характер и специфика строительного производства (инвестиционный характер строительства, жизненный цикл строительного производства, специфика готовой продукции строительного производства и пр.);
-строительная компаниязачастую является не «собственником» логистического процесса, а потребителем в логистических системах производителей и поставщиков материалов, комплектующих. Данная особенность -
следствие недостаточного внимания к возможностямлогистики в области оптимизации затрат. Так, при традиционной организации логистических процессов на «входе» строительной организации требуется четкое формулирование стандартов логистического сервиса. Речь идет о таких показателях, как: время исполнения заказа, уровень логистических затрат, надежность поставок и др. Знание указанных показателей позволит изменить логистические процессы в снабжении, сделать прозрачной систему контроллинга логистической системы;
- широкие возможности для логистического аутсорсинга в строительстве.
Остановимся на этой особенности подробнее, так как именно эта особенность особо актуальна в сложившихся кризисных условиях.
Возможности логистического аутсорсинга в строительстве. Аутсорсинг позволяет строительным компаниям сосредоточить свои усилия на основном бизнесе, путем передачи второстепенных и непрофильных для них функций сторонним независимым организациям. Это позволит строительным компаниям повысить эффективность, производительность труда, качество поставляемой продукции и предоставляемых услуг, решать проблемы функционирования и развития, сокращая издержки хозяйственной деятельности, снижая эксплуатационные затраты за счет передачи не свойственных для строительной компании функций в управление профессиональным и специализированным организациям.
Передача работ строительнойкомпании в системе аутсорсинга может осуществляться по следующим направлениям: сбор необходимых документов и разрешений; выполнениепроектно-сметных работ; закупка материалов, комплектующих и оборудования; складское хранение и переработка; продажа готовых объектов; послепродажный сервис; транспортные услуги; проведение маркетинговых исследований состояния рынка строительных работ и услуг;поиск инвестиций; услуги по реализации объектов;бухгалтерский учет и внутренний ауди; ИТ-обслуживание и связь; охрана объектов и др.
Стратегия аутсорсинга подразумевает долгосрочное сотрудничество двух и более компаний на принципах партнерства. Важнейшие стратегические преимущества состоят в том, что аутсорсинг позволяет сосредоточить внимание на основном бизнесе, сократить инвестиционные затраты на основные фонды, гибко реагировать на рыночные изменения. Аутсорсинг способствует сокращению накладных расходов на содержание дополнительных штатных работников в части их обучения, информационной поддержки, оплаты труда. Кроме того, аутсорсинг позволяет строительным компаниям использовать значительно меньшие заёмные средства для финансирования своих объектов, с учётом сезонности работ.
Однако при передаче определенных логистических функций сторонней организации появляется риск невыполнения или выполнения ненадлежащего качества работ сторонними организациями-аутсорсерами. Решение данной проблемы возможно путем грамотно составленных контрактов.
Контрактное обеспечение процесса аутсорсинга. Перед заключением контракта с целью снижения рисков целесообразно осуществить оценку и выбор потенциальных подрядчиков (субподрядчиков, поставщиков, дистрибьюторов и пр.), т.е. контрагентов.
В общем случае критериями оценки и выбора контрагента могут выступать:
- правильное понимание подрядчиком требований и условий контракта;
- стоимость контракта, которую может предложить контрагент;
- наличие технических возможностей, опыта и квалификации контрагента;
- степень финансовой устойчивости контрагента;
- наличие производственных мощностей и заинтересованности в удовлетворении потенциальных требований в будущем;
- наличие у контрагента рекомендаций и отзывовот предыдущих заказчиков, подтверждающих его профессионализм;
- другие критерии.
Выбор подрядчиков может быть осуществлен как в процессе организации и проведения тендера, так и в ходе маркетинговых исследований целевого рынка.
Объективная оценка поставщиков позволяет снизить риск неисполне-нияусловий контракта.
Выбрав подрядную организацию, следует документально определить права и обязанности сторон, т.е. собственно юридически оформить контракт.
Правильно составленный контракт является инструментом управления подрядчиком, способным уменьшить степень риска не достижения целей процесса, который выступает объектом аутсорсинга.
Базовое содержание основных позиций контракта определено соответствующими нормативными документами.
Важным условием контракта должно стать право осуществлять контроль выполняемого на условиях аутсорсинга процесса на любой его стадии.
Заключение. Строительные компании при организации системы логистики, ее ключевых операций могут гибко использовать основы контрактного аутсорсинга для повышения качества управления материальными и иными потоками, сервисного обслуживания потребителей, усиления конкурентного потенциала.
Контрактный аутсорсинг предполагает определенную реструктуризацию строительной компании, заключающуюся в выделении из ее организационной структуры части хозяйственной деятельности и передачи ее для выполнения независимому аутсорсеру на условиях контракта.
Аутсорсинг логистических функций дает следующие возможности для строительной компании: [1]
- концентрироватьусилия компании на основном виде деятельности;
- повысить организационную гибкость предприятия;
- повысить качество выполнения непрофильных бизнес-задач;
- повысить оперативность в принятии решений;
- использовать инновационные методы в работе;
- увеличить инвестиционную привлекательность;
- разделить риски между заказчиком и компанией-аутсорсером;
- сократить или даже устранить расходы на содержание, обучение собственного штата специалистов;
- осуществление дистанционного сотрудничества.
Кризисные условия существенно повышают значение этих преимуществ.
Список литературы
1. Плетнева Н.Г., Власова Н.В. Развитие логистики в строительстве: особенности, перспективы, методы принятия решений // Проблемы современной экономики, №2(30), 2009 (http://www.m-есопоту.га/аЛ^р?пАйЫ=2604)
2. Синяев В.В. Развитие коммерческой системы аутсорсинга в сфере строительных услуг (теория, методология, практика). Автореф. Дис... д.э.н.. - М., 2009 г. - 42с.
3. Стаханов В.Н., Ивакин Е.К. Логистика в строительстве: учебное пособие. - М.: «Издательство Приор», 2001. - 176 с.