Научная статья на тему 'Использование лазерного света в автомобильной светотехнике'

Использование лазерного света в автомобильной светотехнике Текст научной статьи по специальности «Нанотехнологии»

CC BY
409
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛАЗЕР / ИСТОЧНИК СВЕТА / АВТОМОБИЛЬНЫЕ ОСВЕТИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ / АВТОТРАКТОРНОЕ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ / LASER / LIGHT SOURCE / AUTOMOTIVE LIGHTING DEVICES / AUTOMOBILE AND TRACTOR ELECTRIC EQUIPMENT

Аннотация научной статьи по нанотехнологиям, автор научной работы — Хортов В. П., Гребенчиков А. П., Скворцов А. А.

Рассмотрена возможность использования лазеров в системе освещения автотранспортных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of laser light in automotive lighting

The possibility of laser light usage in automotive lighting was considered in the article.

Текст научной работы на тему «Использование лазерного света в автомобильной светотехнике»

Серия 1. Наземные транспортные средства, энергетические установки и двигатели.

Литература

1. Кавтарадзе Р.З. Теория поршневых двигателей. Учебник для вузов. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008. 720 с.

2. Houston R., Cathcart G. Combustion and Emission Characteristics of Orbital's Combustion Process Applied to Multi-Cylinder Automotive DI 4-Stroke Engines// SAE Paper 980153. -1998. - P. 34-48.

3. Фомин B.M., Каменев В.Ф., Хрипач H.A. и др. Оценка методов и способов получения во-дородосодержащего топлива для питания силовых установок АТС // Сборник научных трудов. Выпуск 239. М.: Изд-во ГНЦРФ ФГУП «НАМИ», 2008. с. 38-71.

4. Фомин В.М., Каменев В.Ф. Бортовое генерирование водородосодержащего газа для транспортных двигателей. // Транспорт на альтернативном топливе. 2013. № 2(32). с. 4147.

Использование лазерного света в автомобильной светотехнике

доц. Хортов В.П., Гребенчиков А.П., д.ф.-м.н. проф. Скворцов A.A.

Университет машиностроения (МАМИ), (495) 223-05-37, khortov045'amail.ru, grehenchikov9l'amail.ru, skvortsovaa2009 'a yandex,ru

Аннотация. Рассмотрена возможность использования лазеров в системе освещения автотранспортных средств.

Ключевые слова: лазер, источник света, автомобильные осветительные приборы, автотракторное электрооборудование

Автомобильные светотехнические приборы прошли долгий путь развития от газовых источников света до светодиодных ламп. Вслед за светодиодными лампами пришла идея использования лазеров в светотехнике, поскольку современные технологии их изготовления позволяют сделать это [1].

Физической основой работы лазера служит квантовомеханическое явление вынужденного (индуцированного) излучения как в непрерывном, так импульсном режиме [2].

Это явление А. Эйнштейн предсказал еще в 1916 г., ав 1936 г. подтвердил русский физик В.А. Фабрикант, который, анализируя спектр газового разряда, пришел к выводу: свет можно усилить, стимулируя излучение, и сформулировал необходимые для этого условия. Затем в 1951 г. вместе с М.М. Вудынским (тогда заведующий кафедрой физики МАМИ) и Ф.А. Бутаевой впервые экспериментально подтвердил свои предположения. Тогда же была подана заявка на изобретение, сформулированная следующим образом: «предлагается способ усиления электромагнитного излучения, основанный на использовании явления индуцированного излучения». Потом во многом на этой основе Н.Г. Басов и A.M. Прохоров (сотрудников Физического института АН СССР), а также Ч. Таунс (США) в 1960-1962 гг. разработали лазер на рубине, газовый лазер и, наконец, лазер на полупроводниковых элементах. За что все трое в 1964 г. были отмечены Нобелевской премией.

Именно полупроводниковые лазеры идеально подходят для автомобильной техники, так как имеют очень маленькие размеры и требуют для питания, в отличие от газовых и твердотельных лазеров, низкое напряжение.

Есть у них и другие достоинства, которые вытекают из принципа их работы. Согласно зонной теории [3], электроны в полупроводнике могут занимать две энергетические зоны (рисунок 1): нижнюю - валентную и верхнюю - зону проводимости. В чистом (ненагретом) полупроводнике все электроны связаны и занимают энергетический уровень, расположенный в пределах валентной зоны.

Если же на него подействовать электрическим током или световым импульсом, то некоторая часть электронов перейдет в зону проводимости. В результате такого перехода в валентной зоне окажутся «дырки», которые играют роль положительного заряда, участвующе-234 Известия МГТУ «МАМИ» № 2(16), 2013, т. 1

го в процессе электропроводности. Возможен и обратный переход электронов (излучатель-ный или безизлучательный). При этом в некоторых полупроводниках (например ОаАв, ОаМ, СёБ и т.д.) в результате перехода электронов из зоны проводимости в валентную и соединения их с «дырками» происходит излучение фотонов (излучательная рекомбинация носителей заряда). Обеспечить обратный переход электронов можно при помощи ударной ионизации, оптического излучения электрического тока и т.д.. Последний метод особенно интересен: он позволяет получать излучения в диапазоне от инфракрасной до ультрафиолетовой области при КПД, равном 60 % и более [2, 4].

Е А

Зона проводимости

©0000 ©00,

Запрещенная зона Е„

ЧАААЛ>

Валентная зона

000 ©00©©

Рисунок 1. Схема энергетических уровней полупроводникового лазера: излучательный переход «зона-зона»

Схема полупроводникового лазера приведена на рисунке 2,а. Изготовляют его следующим образом.

Интенсивность излучения

Длина волны

Рисунок 2. Схема полупроводникового лазера (а) и его спектральная характеристика (б): 1 - начальный этап; 2 - стационарный режим

Из сплава, состоящего, скажем, из арсенида галлия (ОаАв) и донорных примесей (полупроводник и-типа) с концентрацией 0,001 %, вырезается образец в форме параллелепипеда (или куба) размерами в несколько сотен микрон. Затем в нем формируются два р—п-перехода, для чего на поверхность ^-области наносится сплав золота с серебром. Поскольку торцы образца выполняют функции зеркал, их тщательно полируют, а его боковые стороны делают плоскопараллельными, чтобы они были резонаторами. Подготовленный образец припаивают к покрытому золотом молибденовому основанию с тем, чтобы обеспечить омический контакт с ^-областью. Излучение выводится через плоскопараллельные стороны образца, а верхние и нижние стороны являются контактами, к которым прикладывается напряжение.

Работа лазера сводится к следующему (рисунок 2,6). В начальный период, когда сила тока, текущего через^р-и-переходы, невелика, ширина полосы излучения довольно большая,

и поток света не является узконаправленным: при превышении порогового значения тока излучение имеет форму лепестка, т.е. он становится узконаправленным. Причем необходимая для этого мощность очень мала, а мощность излучаемая, наоборот, получается большой.

Например первый полупроводниковый лазерный диод, который экспонировался в 1965 г. на Лейпцигской ярмарке, имел кристаллы размером 0,03 мм при мощности излучения в импульсе 10 Вт.

Лазерное излучение (в отличие от теплового) характеризуется такими свойствами: оно узконаправленно (испускаются лишь волны, многократно отраженные от стенок резонатора и не испытавшие сколько-нибудь существенного отклонения от оптической оси); монохромно (выходное излучение является следствием резонансного процесса, связанного с переходом частиц с фиксированного энергетического уровня); когерентно (излучение монохрома-тично и имеется строго фиксированный сдвиг фаз). У него есть один обобщенный показатель, важный с точки зрения автомобильной фары. Это спектральная яркость - величина, связывающая между собой поток энергии, излучаемой лазером, телесный угол и диапазон длин волн, в котором сосредоточено излучение.

Возьмем, к примеру, солнце. По формуле М. Планка посчитано [5], что с 1 см поверхности солнца излучается 7 кВт мощности. Но эта энергия распределяется в широком (от 0,25 до 1,80 мкм) спектральном диапазоне. В узкой же световой полосе (например на волне 0,532 мкм, соответствующей красному цвету) эта мощность составляет всего лишь 10" Вт-с/см . В то время как выходная мощность самых маломощных лазеров начинается с 10~3 Вт/мм2, что в 104 раз больше, чем у солнца в этой полосе излучения. Что касается спектральной яркости, то яркость солнца соответствует температуре 6000 К, а у лазерных источников - 101г\..101УК. То есть лазер как источник света эффективнее солнца.

Однако лазерам присуща одна особенность: у них узкий пучок света, который использовать непосредственно в автомобильных осветительных приборах невозможно. Но в качестве возбудителя люминофора, расположенного в фокусе осветительного прибора, не только можно, но и нужно. Важно лишь выбрать наиболее эффективный люминофор.

В итоге для первого экспериментального образца лазерной фары автомобиля был взят люминофор ФЛЗ-8, спектры поглощения и излучения которого показаны на рисунке 3. Физико-химические свойства рассматриваемого люминофора позволяют использовать его в автомобильной светотехнике.

100 80

60

40

200 280 360 440 520 600 1, нм Рисунок 3. Спектр поглощения (1) и спектр излучения (2) люминофора ФЛЗ-8

При разработке конструкции экспериментальной фары авторы подбирали лазерную головку (длина волны излучения) и тип люминофора, расположение лазерной головки и люминофора, а также электропитание и управление лазером. Полученные в ходе экспериментов

данные дали в итоге довольно полное представление о прообразе лазерной фары.

Так, эксперименты подтвердили: лазерный свет значительно отличается от солнечного и от всех других ранее известных его источников, что позволяет снизить расход энергии на работу автомобильных фар (например по сравнению со светодиодными фарами - более чем в 2 раза). Значит, лазерный свет улучшит топливную экономичность автомобилей. Причем его высокая интенсивность не является угрозой для людей и животных. Потому что он излучается на люминофор, где его энергия преобразуется в белый свет.

Очень важный вопрос - размеры лазерных диодов. Известно, что они в несколько раз меньше размеров обычных светодиодов. Это, безусловно, открывает кардинально новые возможности для разработчиков автомобильной светотехники.

Экспериментальная лазерная фара была изготовлена на базе обычной четырехугольной автомобильной фары. При этом в фокусе ее отражателя был установлен (рисунок 4) пластмассовый прозрачный шарик 1 диаметром 5 мм, на поверхность которого нанесен люминофор ФЛЗ-8.

На расстоянии 5 см от фокуса размещена лазерная головка 3, излучающая синий свет с длиной волны 405 нм. Напряжение питания устройства составляло 3 В, а потребляемая мощность - 0,05 Вт. Излучение лазера в виде узкого луча попадало на поверхность шарика, покрытого люминофором, и вызывало его люминесценцию в видимом спектральном диапазоне, и поскольку он находился в фокусе отражателя, то получался яркий луч света длиной до 60 м.

а)

(б)

Рисунок 4. Схема экспериментальной фары с одной лазерной головкой (а) и лазерная головка в сравнении с монетой достоинством 5 рублей (б): 1 — шарик с нанесением на него люминофором; 2 - отражатель; 3 - лазерная головка; 4 - луч лазера.

Рисунок 5. Схема экспериментальной фары с двумя лазерными головками: 1 — шарик с нанесенным люминофором; 2 — отражатель; 3 — лазерные головки; 4 — луч лазера

Таким образом, эксперименты доказали: такой источник - вполне реален. Не случайно

Серия 1. Наземные транспортные средства, энергетические установки и двигатели, ими начинают заниматься и за рубежом. Например фирма БМВ планирует [6] в будущем устанавливать лазерные фары на свои автомобили. Что же касается наших исследований, то здесь намечается проведение широкомасштабных испытаний первых лазерных фар, а также изготовление фары с двумя лазерными головками (рисунок 5), что позволит не только повысить ее мощность, но и более рационально решить вопросы ближнего и дальнего света.

Литература

1. Алфёров Ж.И. Двойные гетероструктуры: концепция и применения в физике, электронике и технологии. //УФН. 2002. Т.172. №9.С.1068-1086.

2. Крохин О.Н. Лазер - как источник когерентного света. // УФН. 2011.Т. 181. № I.e. 3-7.

3. Шалимова К В. Физика полупроводников. М.: Энергоатомиздат. 1985. 324 с.

4. Полупроводниковые инжекционные лазеры. Динамика, модуляция, спектры. Под.ред. У. Тсанга. М.:Радио и связь. 1990. 320 с.

5. Федоров Б.Ф. Лазеры. Устройство и применение. М.: ДОСААФ СССР. 182 с.

6. http://motor.ru/news/2011/09/01/bmwlaser/

К вопросу определения осевых сил на шкивах клиноременной передачи

Иванов В.А, Мамаев А.Н., Чепурной С.И.

Университет машиностроения

Аннотация. В предлагаемой методике расчета осевых сил на шкивах клиноременной передачи используются уравнения, полученные с учетом основных положений пространственной теории клина.

Ключевые слова: клиновой ремень, осевые силы, дуга обхвата, шкив, натяжение ремня

При исследовании механизма передачи окружной силы клиновым ремнем и процесса скольжения ремня в канавках ведущего и ведомого шкивов необходимо учитывать конкретную - клиновую форму ремня. Вместе с тем необходимо учитывать физико-механические характеристики ремня.

Клиновой ремень представляет собой сложноструктурную полимерную композицию, физико-механические свойства которой зависят от большого числа факторов. Кроме того, при работе клиновой ремень испытывает сложное напряженное состояние, поэтому составляющие ремень элементы, отличающиеся между собой упругими и прочностными свойствами, могут занимать различное положение относительно друг друга.

В процессе передачи окружной силы ремень скользит в канавках шкивов передачи как в окружном, так и в радиальном направлении, что приводит к интенсивному износу его рабочих поверхностей. Работоспособность и долговечность ремней всех видов зависит также от свойств корда, структуры наполнителя, обертки, технологии изготовления и целого ряда других факторов.

При свободном изгибе ремня сечение его искажается и боковые поверхности ремня принимают криволинейную форму, что обусловливает, в свою очередь, неравномерное распределение давления по высоте боковой поверхности ремня при его работе на шкивах, приводящее к снижению долговечности ремня.

Основные требования предъявляются к ремням для вариаторов. Так, для достижения высокого диапазона регулирования ремень должен иметь большую ширину, малый угол клина и малую толщину (высоту) для того, чтобы работать на шкивах малых диаметров. То есть вариаторный ремень должен отличаться увеличенным соотношением ширины ремня по его нейтральному слою (вр) к высоте (И), уменьшенным углом клина а по упругим свойствам - пониженной сопротивляемостью изгибу и высокой поперечной жесткостью.

При решении практических задач, связанных с расчетом клиноременных передач и особенно вариаторов, возникает необходимость в определении осевых сил, действующих на шкивах передачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.