_I
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО:
состояние и пути совершенствования
В. Б. БАТОЕВ,
доцент кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники в органах внутренних дел, кандидат юридических наук (Восточно-Сибирский институт МВД России)
В. В. СЕМЕНЧУК,
доцент кафедры оперативно-разыскной деятельности,
кандидат экономических наук (Дальневосточный юридический институт МВД России)
V. B. BATOYEV,
Associate Professor at the Department of Field Operations, Detection and Search by Bodies and Units of the Ministry of Internal Affairs,
Candidate of Law
(East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs)
V. V. SEMENCHUK,
Associate Professor at the Department of Field Operations, Detection and Search,
Candidate of Economics (Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia)
УДК 343.9.024:336.7
Использование криптовалюты в преступной деятельности: проблемы противодействия
How to Overcome Problems in Combating Criminal Use of Virtual Crypto^r^^ies
В статье рассматриваются вопросы использования виртуальной валюты (криптовалюты Вйоо1п) при осуществлении преступной деятельности. На основе изучения практики, анализа литературы, нормативных правовых актов выявлены проблемы в сфере контроля за оборотом криптовалют, обозначены основные направления совершенствования данной сферы правоохранительной деятельности.
Виртуальная валюта, денежная единица, платежная единица, криптовалюта, Б'Лоо'ю, анони-мизация, Интернет, контроль, оборот, отмывание, легализация, ключ, шифр, криптография, правоохранительная деятельность.
A review of published opinion, a scrutiny of relevant legal acts and an analysis of practical experience lead the authors to identify problems in controlling the circulation of virtual cryptocurrencies like the Bitcoin and in combating the use of them for criminal purposes. Proposals are put forward on how to improve law enforcement in the cryptocurrency economy.
Virtual currency, currency unit, settlement unit, cryptocurrency, Bitcoin, anonymization, Internet, control, circulation, laundering, legalization, password, code, cryptography, law enforcement.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации денежной единицей в Российской Федерации является рубль, денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком России, а введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускается [1, ч. 1 ст. 75]. Между тем протекающие эволюционные процессы во всех сферах жизнедеятельности человека, в первую очередь в области разработки и применения информационных технологий, оказали существенное влияние на образ жизни современного человека, в том числе в сфере использования им финансовых средств. Информатизация кредитнофинансовой системы бесповоротно предопределила появление и активное применение современных механизмов осуществления финансовых расчетов, а также постоянное совершенствование технических средств и методов, используемых в финансовой деятельности. Как следствие, процедуры оплаты услуг, приобретения товаров вышли на качественно новый уровень. Появились инновационные способы осуществления денежных расчетов, где вслед за традиционным расчетным обслуживанием сначала стало возможным внедрение технологий дистанционного банковского обслуживания, а затем использование различных платежных систем электронных денежных средств (Visa, QIWI, Wallet, WebMoney, Яндекс. Деньги и др.) [17]. Безусловно, наряду с положительными результатами приходится констатировать в обозначенной сфере жизнедеятельности и ряд негативных факторов, поскольку подобные инновационные технологические решения также нашли широкое применение и в преступных целях.
Анализ практики показывает, что организованная преступность на фоне осведомленности о формах, методах, силах и средствах оперативноразыскной деятельности, высокого уровня материальнотехнического и финансового обеспечения при подготовке и совершении преступлений все динамичнее применяет неограниченные возможности сети Интернет [10], используя особенности его технического построения и функционирования, в том числе по вопросам оборота денежных средств. Как показывает практика, появление многочисленных программных решений, современных технических средств и способов анонимизации личности пользователя сети Интернет обеспечило достаточный уровень безопасности субъектов преступной деятельности посредством сокрытия следов их противоправной деятельности, в том числе и по финансовым вопросам. В частности, уже сегодня приходится констатировать, что оборот криминальных денежных средств (легализация, вывод за рубеж, обналичивание
и др.) активно осуществляется посредством конвертации реальной денежной платежной единицы в виртуальную валюту, где ее оборот в силу особенностей технического построения физически лишен контроля со стороны организаций кредитнобанковской сферы и иных заинтересованных лиц. В связи с этим отмечается негативное влияние данного фактора на деятельность правоохранительных органов, которая, в частности, лишена возможности использования информации о финансовых операциях и лицах, их совершающих. Таким образом, складывается ситуация, при которой имеется возможность анонимизации личности пользователя сети Интернет, соответственно, личность преступника анонимна; оборот виртуальной валюты не контролируется и не регулируется со стороны государства и иных третьих лиц, т. е. не понятен механизм регулирования эмиссии, налогового обложения и др.; правоохранительные органы существенно ограничены в выборе средств и методов противодействия преступности, соответственно, не понятна роль оперативно-разыскной и уголовнопроцессуальной деятельности в части использования инструментов выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений в указанной сфере. Здесь же важно отметить быстроту и насту-пательность процесса перехода финансовой деятельности криминалитета с традиционных форматов на виртуальный. Об этом свидетельствуют результаты изучения практики, где виртуальный формат денежной единицы стал одним из основных средств финансовых расчетов в сфере незаконного оборота наркотических средств [19], психотропных и психоактивных веществ, оружия, финансирования террористической и экстремистской деятельности [9], подделки кредитных пластиковых карт и документов, распространения порнографии и др.
Как отмечено в отчете группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (The Financial Action Task Force, далее — FATF), под виртуальной валютой понимается средство выражения стоимости, представленное в цифровом формате и выступающее в качестве средства обмена, либо расчетной денежной единицы, либо средства хранения стоимости и при этом не подпадающее под понятие законного платежного средства, т. е. не являющееся официально действующим законным средством платежа при расчетах с кредиторами [7]. В этом же отчете указан самый распространенный вид децентрализованной виртуальной валюты — криптова-люта, представляющая собой распределенную, основанную на математических принципах пиринговую виртуальную валюту с открытым исходным кодом, при использовании которой отсутствует централизованный администратор,
а также соответствующие контроль и надзор (Bitcoin, LiteCoin, Ripple) со стороны государственных органов или иных третьих лиц.
Согласно отчету FATF наиболее востребованным видом криптовалюты является Bitcoin, разработанный неизвестным для широкой общественности программистом (или группой программистов), выступающим под псевдонимом Satoshi Nakamoto, под авторством которого в ноябре 2008 г. была опубликована «Белая книга» [18] с описанием механизма функционирования Bitcoin и его протокола.
Bitcoin — это децентрализованная P2P платежная сеть, обслуживаемая ее пользователями, функционирующая без органов управления и посредников на фоне отсутствия централизованного контроля. В основе сети Bitcoin лежит публичный реестр (Blockchain, или «цепочка блоков»), в котором хранится информация обо всех произведенных транзакциях пользователей сети между собой и тем самым подтверждается или опровергается факт проведения той или иной транзакции. В свою очередь, подлинность каждой транзакции защищена электронными подписями в соответствии с использованными в транзакции адресами, что позволяет пользователям иметь полный контроль над процессом передачи Bitcoin со своих Bitcoinадресов получателям.
Для более полного уяснения смысла, вкладываемого в понятие Bitcoin, необходимо рассмотреть сам процесс его использования. Сначала пользователям необходимо создать Bitcoinкошелек посредством установления программного обеспечения Bitcoin либо воспользоваться услугой по обмену Bitcoin на многочисленных интернетсайтах, либо использовать онлайнкошелек. При этом важно отметить, что при создании Bitcoinкошелька процедура идентификации личности пользователя либо отсутствует, либо достаточно упрощена за счет, например, подтверждения адреса электронной почты, SMSсообщения, что в свою очередь создает серьезные трудности при установлении личности пользователя в ходе раскрытия и расследования преступлений. Становится обыденным, что при идентификации личности пользователя, представляющего оперативный интерес, как правило, сотрудники оперативных подразделений органов внутренних дел все чаще сталкиваются со случаями, когда SIM-карта зарегистрирована на юридическое либо иное лицо и пользователь применяет методы анонимизации своей деятельности в сети Интернет и др.
Использование Bitcoinкошелька подразумевает создание открытых и закрытых ключей шифрования, количество которых ничем не ограничено. Открытый ключ является
ВИсотадресом, а закрытый представляет собой цепочку из 64 буквенных и цифровых обозначений, который присоединен к конкретному ВИсотадресу и используется при подтверждении транзакций. Чтобы воспользоваться ВИсот-системой, пользователю необходимо получить в распоряжение ВИсот посредством приобретения у субъекта, оказывающего услуги по обмену ВИсот на реальные денежные средства (биржи, обменники криптовалют); получения от другого пользователя ВИсотсистемы; получения ВИсот в качестве вознаграждения за обработку транзакций с ВИсот1. После получения ВИсот пользователь может их расходовать посредством перечисления на ВИсотадрес получателя с обязательным подтверждением транзакции в ВИсоткошельке с помощью закрытого ключа. Соответственно, для получения ВИсот получателю необходимо предоставить ВИсот-адрес отправителю. Здесь же отметим, что информация об операциях с ВИсот является открытой, общедоступной и размещена в общем реестре операций, которые идентифицируются по ВИсотадресу. При этом в целях обеспечения должного уровня анонимности личности лиц, участвующих в обороте ВИсотсредств, разработчики настоятельно рекомендуют использовать программные продукты2, обеспечивающие анонимизацию личности пользователей ВИсотсети [11].
Безусловно, активное использование подобных технологических решений требует принятия адекватных мер со стороны государства в целях регулирования и должного контроля за процессом оборота ВИсот. В современных условиях на фоне наличия недостатков правового, организационного и тактического характера в законотворческой и правоприменительной деятельности приходится констатировать отсутствие механизма регулирования данного явления как такового. В частности, неразрешенными с законодательной, организационной и технической точки зрения остаются проблемы деанонимизации личности лиц, использующих Вйсот, децентрализованный характер функционирования ВИсот, вопросы международного сотрудничества с правоохранительными органами иностранных государств по вопросам использования ВИсот в преступной деятельности и др.
Разумеется, все эти нововведения требуют научного осмысления, глубоких фундаментальных исследований, обмена опытом и др., что в итоге должно трансформироваться в совокупность действенных мер со стороны государства. Изначально, как показывает анализ
1 Майнинг (от англ. mining) - процесс производства Bitcoin, построенный на решении компьютерами математических задач.
2 TOR, VPN, PROXYсервер, I2P, SSH и др.
отечественной практики по данным вопросам, деятельность, связанная с использованием БИеот, сводилась к запрету. Так, Банк России отмечает, что предоставление российскими юридическими лицами услуг по обмену «виртуальных валют» на рубли и иностранную валюту, а также на товары (работы, услуги) будет рассматриваться как потенциальная вовлеченность в осуществление сомнительных операций в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма [13]. Более того, в сообщении Федеральной службы по финансовому мониторингу [12] также отмечено, что использование криптовалют при совершении сделок является основанием для рассмотрения вопроса об отнесении таких сделок (операций) к сделкам (операциям), направленным на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма, а Генеральная прокуратура Российской Федерации не только отнесла криптовалюту к числу денежных суррогатов, выпуск которых в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» на территории Российской Федерации запрещен [20], но и инициировала блокировку интернетсайтов, на которых предлагалось использование криптовалют [6].
С инициативами о введении административной и уголовной ответственности за эмиссию и оборот криптовалют выступало и Министерство финансов Российской Федерации. Так, в 2014 г. был подготовлен законопроект [2], согласно которому предлагалось внести административную ответственность за выпуск (эмиссию) денежных суррогатов (ст. 15.16 КоАП РФ) и оборот денежных суррогатов (ст. 15.16.1 КоАП РФ). Данным законопроектом предусматривалось внесение изменений в Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», установив запрет на распространение информации, позволяющей осуществлять выпуск (эмиссию) денежных суррогатов и (или) операции с их использованием. Вопросы введения уголовной ответственности за оборот денежных суррогатов (ст. 187.1 УК РФ) также нашли отражение только лишь на уровне законопроекта [3], который, как и указанные ранее инициативы о введении административной ответственности, не получил законодательного воплощения.
Однако со временем отношение отечественных органов власти к обороту криптовалюты заметно изменилось. Вопервых, в письме Федеральной налоговой службы Российской Федерации (далее — ФНС России) [4] было об-
ращено внимание на то, что в отечественном законодательстве не только не закреплены такие понятия, как «денежный суррогат», «крип-товалюта», «виртуальная валюта», но и отсутствует запрет на совершение операций с ними. Соответственно, необходимость устранения данных пробелов не нуждается в обосновании и требует скорейшего разрешения. Во-вторых, по мнению представителей ФНС России, операции, связанные с приобретением или реализацией криптовалют с использованием валютных ценностей (иностранной валюты и внешних ценных бумаг) и (или) валюты Российской Федерации, являются валютными операциями, порядок проведения которых установлен Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и должен осуществляться только через счета резидентов, открытые в уполномоченных банках. Сложившаяся ситуация позволяет сделать вывод, что ФНС России допускает совершение валютных операций с криптовалютами. Однако вопрос о возможности использования криптовалют в качестве средства платежа остается открытым. Роль государства по вопросам регулирования с целью взятия оборота БИеот под должный контроль не понятна. Следовательно, выбор организованной преступности в пользу использования криптовалюты очевиден.
В связи с этим, принимая во внимание позицию ФНС России, полагаем, что государственным органам в ближайшее время необходимо осуществить на системной основе комплекс мероприятий по осуществлению контроля за деятельностью операторов (эмитентов, обменни-ков) криптовалют. Как показывает практика, данное утверждение заслуживает внимания в силу того, что запретительный уклон в разрешении данного вопроса оказывает прямо-пропорциональное воздействие на эффективность и предопределяет принятие контрмер как со стороны разработчиков БИеот и подобных криптовалют, так и со стороны иных заинтересованных лиц. Основа данного утверждения не беспочвенна, а сформирована с учетом следующих факторов:
— БИеот имеет децентрализованный и наднациональный характер, а это значит, что запретительные действия со стороны одного государства не реализуемы и неэффективны. В данном случае необходима консолидация действий в рамках международного сотрудничества, в том числе по вопросам противодействия транснациональной преступности;
— юридическим лицам, официально зарегистрированным на территории РФ, возможно законодательно установить запрет принимать БИеот в качестве средства платежа, но при этом
практически невозможно запретить его обмен на реальные денежные средства на международных биржах криптовалют либо использовать в качестве средства платежа в иностранных торговых сетях;
— хостинг интернетсайтов, на которых предлагается использование криптовалют, как правило, осуществляется за пределами РФ в зоне действия иностранного правового поля, и, соответственно, невозможно осуществить блокировку подобных сайтов, в том числе в силу использования различных средств анонимизации.
Таким образом, государство не может полностью искоренить эмиссию частных денег, денежных суррогатов, к которым можно отнести и ВИсот [15, 16], в связи с чем законодательство в подходе к разрешению вопроса о создании системы регулирования оборота ВИсот должно опираться на результаты мониторинга законодательства иностранных государств по данному вопросу, на внедрение передового положительного опыта в рамках взаимодействия и др.
В решении обозначенной проблемы заслуживает внимания подход БАТЕ [8], в соответствии с которым его государствам — участникам предложено осуществлять регулирование использования виртуальных валют по нижеследующим основным направлениям.
1. Регулирование деятельности центров, в которых осуществляются операции с конвертируемой виртуальной валютой, к числу которых следует отнести биржи и обменники виртуальных валют. В данном случае подразумевается выявление степени риска деятельности организаций, и, исходя из результатов, предполагается либо введение запрета на операции с конвертируемой виртуальной валютой, либо применение имеющихся законных форм и методов противодействия легализации и отмыванию денежных средств, финансированию экстремизма и терроризма. К данным формам и методам следует отнести введение системы регистрации (лицензирования) субъектов, оказывающих услуги по обмену конвертируемой виртуальной валюты на денежные средства, и наоборот; направление сообщений о подозрительных операциях; возложение обязанности по осуществлению сбора информации о клиентах (политика «знай своего клиента») на субъектов, оказывающих услуги по обмену конвертируемых виртуальных валют или других видов организаций, выступающих в качестве центров, в которых деятельность, связанная с виртуальными валютами, пересекается с регулируемой финансовой системой. Во всех случаях применения представленных мер проверка клиента может заключаться в идентификации клиента посредством подтверждения идентификацион-
ных данных, полученных от клиента (например, документ, удостоверяющий личность) и совпадающих с информацией из сторонних баз данных или иных надежных источников; выявления 1Радреса клиента; поиска информации, подтверждающей деятельность клиента в части соответствия характеру проводимых им операций. Соответственно, полученная в ходе идентификации клиента информация будет храниться у поиска субъекта. Залог успешной реализации мероприятий по предложенному направлению состоит в процедуре предоставления необходимой информации лицами, планирующими совершить операции с виртуальной валютой, а также электронных копий документов, удостоверяющих личность. Необходимо обратить внимание на то, что механизм регулирования криптовалюты не должен ограничиваться регулированием деятельности только субъектов, оказывающих услуги по обмену криптовалют, так как нужно учитывать наличие дополнительных субъектов, к которым следует отнести лиц, осуществляющих прием криптовалют в качестве средств платежа, а также лиц, предлагающих услуги по дополнительной анонимизации операций с криптовалютами (например, сервисы, оказывающие услуги по «смешиванию» транзакций — ВИсотМ1хег). Принцип работы таких сервисов заключается в том, что ВИсот пользователя смешивается с ВИсот других пользователей, после чего они распределяются по вновь созданным ВИсоткошелькам за 1—3 % от общей суммы. Далее, по замыслу ВИсот, разделяется и пересылается на новые адреса, где после многократного повторения данного процесса возвращается на адрес, указанный пользователем [5].
Очевидно, что практическая реализация данного направления позволит государственным и иным заинтересованным в контроле за оборотом ВИсот органам располагать информацией о совершенных операциях, что даст возможность правоохранительным органам использовать ее в деле противодействия преступности. Так, в деятельности правоохранительных органов Южной Кореи с 2017 г. запланировано принятие нормативных правовых актов, нормы которых предусматривают возможность регулирования деятельности бирж криптовалют [14], а в США в деятельности правоохранительных органов сложилась практика обращения к информационным массивам, сконцентрированным на биржах криптовалют [21].
Однако при этом, как и предполагалось, остро встает вопрос о необходимости международного взаимодействия, так как часть субъектов, предоставляющих услуги по использованию виртуальных валют, не желая потерять клиентов,
которые предпочитают не раскрывать информацию о себе, активно перемещает свои места дислокации в страны, не входящие в БАТЕ (в так называемые «оффшорные юрисдикции»).
2. Другим направлением регулирования использования виртуальных валют предлагается создание межведомственных рабочих групп, предназначенных для взаимодействия надзорных и регулирующих органов, подразделений финансовой разведки и правоохранительных органов в первую очередь на международном уровне. Целями консолидации усилий являются выработка и реализация эффективной и сбалансированной политики регулирования обозначенного процесса, создание действенной нормативной правовой основы; обмен опытом; обучение высококвалифицированных специалистов и обмен ими; оказание взаимной правовой помощи; содействие в выявлении, замораживании, аресте и конфискации доходов от средств, используемых для совершения преступлений в форме виртуальной валюты; совместное участие в развитии и совершенствовании технологий по вопросам технического противодействия анонимизации пользователей криптовалют; содействие в экстрадиции лиц за совершение преступлений, связанных с виртуальной валютой; сотрудничество и обмен информацией, касающейся сомнительных операций, особенно в связи с трансграничными операциями с использованием виртуальной валюты, а также ряд других мер, направленных на выявление и снижение потенциальных рисков и угроз для общества
и государства, связанных с оборотом виртуальной валюты. Также важно отметить, что первые шаги в данном направлении предприняты сотрудниками Люксембургского университета [22], которые в проведенном исследовании указали примерные алгоритмы деанонимизации пользователей Bitcoin, осуществлявших транзакции с использованием ресурсов сети TOR посредством проведения Бо8атак3.
Разумеется, рассматриваемая сфера общественных отношений весьма своеобразна и проблематична, обозначенные недостатки не носят исчерпывающего характера и, несомненно, требуют дальнейшего научного осмысления и дискуссии на различных площадках. Подводя итог, хотелось бы отметить, что состояние деятельности в сфере контроля за оборотом криптова-лют не отвечает скрытым угрозам и масштабам их распространения и динамичного внедрения во все сферы общественной жизни. Государству необходимо придать процессу взятия под должный контроль оборота виртуальных валют системный характер, в том числе посредством проведения фундаментальных научных исследований, тесного взаимодействия на международной арене, а также совершенствования правовой основы регулирования данной сферы жизнедеятельности.
3 DoS (от англ. Denial of Service - отказ в обслуживании) - хакерская атака на вычислительную систему с целью доведения ее до отказа, т. е. создание таких условий, при которых добросовестные пользователи системы не могут получить доступ к предоставляемым системным ресурсам (серверам) либо этот доступ затруднен.
Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: проект федерального закона (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 07.11.2014) // СПС КонсультантПлюс.
3. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: проект федерального закона (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 25.04.2016) // СПС КонсультантПлюс.
4. О мерах по осуществлению контроля за обращением криптовалют: письмо ФНС России от 3 октября 2016 г. № 0А1817/1027 // СПС КонсультантПлюс.
5. Биткоин миксеры, что это и зачем они нужны? URL: http://blackforum.biz/topic/77-bitkoinmikserychtoetoizachemoninuzhny (дата обращения: 01.02.2017).
6. Бычков А. И. Проведение расчетных операций: способы, специфика и риски. М., 2016.
7. Виртуальные валюты. Ключевые определения и потенциальные риски в сфере ПОД/ФТ: отчет ФАТФ. URL: http://www. eurasiangroup.org/files/FATF_docs/Virtualnye_ valyuty_FATF_2014.pdf (дата обращения:
05.04.2016).
8. Виртуальные валюты: руководство по применению рискориентированного подхода. URL: http://www.eurasiangroup.org/files/FATF_docs/ ROP_Virtualnye_valyuty.pdf (дата обращения:
01.02.2017).
9. Гапоненко В. Ф, Евдокимова Т. Л. К вопросу об актуальных аспектах правового регулирования деятельности органов внутренних дел по противодействию финансированию экстремизма // Труды Академии управления МВД России. 2009. № 4 (12).
10. Денисов В. В., Яковец Е. Н. Сущность и содержание информационно-аналитического обес-
печения полицейской разведки // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 1 (41).
11. Защитите вашу конфиденциальность. URL: http: //bitcoin.org/ru/protectyourprivacy (дата обращения: 01.02.2017).
12. Информационное сообщение «Об использовании криптовалют». URL: http://www.fedsfm. ru/news/957 (дата обращения: 01.02.2017).
13. Информация Центрального банка Росси-ской Федерации от 27 января 2014 г. «Об использовании при совершении сделок «виртуальных валют». URL: https://www.cbr.ru/ press/PR.aspx?file=27012014_1825052.htm (дата обращения: 01.02.2017).
14. Как новые нормы Южной Кореи повлияют на рынок криптовалют. URL: http:// bitsmedia.ru/bits.media/news/kaknovye-normyyuzhnoykoreipovliyayutnarynok-kriptovalyut/index.html (дата обращения: 01.02.2017).
15. Крылов О. М. Правовое регулирование денежного обращения в Российской Федерации: монография / отв. ред. С. В. Заполь-ский. М., 2014.
16. Лущаев Д. Ф. Частные квазиденьги (денежные суррогаты) в современной экономике: дис. ... канд. эконом. наук. Красноярск, 1999.
17. Перечень операторов электронных денежных средств (ЭДС) по состоянию на 1 февраля 2017 г. Центральный банк Россий-
ской Федерации. URL: http://www.cbr.ru/ PSystem/?PrtId=oper_zip (дата обращения: 01.02.2017).
18. Савельев А. И. Электронная коммерция в России и за рубежом: правовое регулирование. 2-е изд. М., 2016.
19. Сизов Д. А. К вопросу организации противодействия незаконному обороту синтетических аналогов каннабиноидов (по материалам УМВД России по костромской области) // Труды Академии управления МВД России. 2015. № 3 (35).
20. Совещание в Генеральной прокуратуре РФ по вопросам правомерности использования анонимных платежных систем и криптова-лют. URL: http://www.genproc.gov.ru/smi/ news/genproc/news86432/ (дата обращения: 01.02.2017).
21. Coinbase оспорит в суде намерение IRS получить доступ к биткоинтранзакциям пользователей. URL: http://forklog.com/ coinbaseosporitvsudenamerenieirspoluchit-dostupkbitkointranzaktsiyampolzovatelej (дата обращения: 01.02.2017).
22. Biryukov A, Khovratovich D, Pustogarov I. Dean-onymisation of clients in Bitcoin P2P network. University of Luxembourg, 2014. URL: http:// orbilu.uni.lu/handle/10993/18679 (дата обращения: 01.02.2017).
E-mail: [email protected]
X
<
ca О a: rU
x
ü
В
a
ü ca
О и
s
г-=
s ü s
X
к
о
EU О и
б а: г-
U
-С
<
г-
^
О X
о
¡с
<
15