Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ МИКРООБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ МИКРООБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИКРООБУЧЕНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борщенко Г.М., Рубцова А.В.

В статье представлены основные характеристики концепции микрообучения и указаны причины, по которым ее современная адаптация вузами не является достаточно эффективной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Борщенко Г.М., Рубцова А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF MICROLEARNING IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION LEARNING ENVIRONMENT

The article presents the main characteristics of the concept of microlearning and indicates the reasons why its implementation by universities is not effective enough.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ МИКРООБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА»

УДК 378.147

1 2

Галина Михайловна Борщенко , Анна Владимировна Рубцова

12 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-

Петербург, Россия

1 galina. borschenko@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-0399-2813

2 rubtsova_av@spbstu.ru, https://orcid.org/0000-0002-0573-0980

Автор, ответственный за переписку: Борщенко Галина Михайловна, galina. borschenko@yandex. ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ МИКРООБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА

Аннотация. В статье представлены основные характеристики концепции микрообучения и указаны причины, по которым ее современная адаптация вузами не является достаточно эффективной.

Ключевые слова: микрообучение, высшее образование

1 2

Galina M.Borschenko , Anna V.Rubtsova

1 2

, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg, Russia

1 galina.borschenko@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-0399-2813

2 rubtsova_av@spbstu.ru, https://orcid.org/0000-0002-0573-0980

Corresponding author: Galina M.Borschenko, galina.borschenko@yandex.ru

THE CONCEPT OF MICROLEARNING IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION LEARNING ENVIRONMENT

Abstract. The article presents the main characteristics of the concept of microlearning and indicates the reasons why its implementation by universities is not effective enough.

Key words: microlearning, higher education

Современные образовательные учреждения, в отличие от своих исторических предшественников, безвозвратно утратили монополию на генерацию и распространение знания. За прошедшие десятилетия серьезными конкурентами в области науки и образования стали исследовательские подразделения бизнес-организаций, центры и курсы дополнительного образования, виртуальные образовательные проекты и библиотеки, отдельные просветители и популяризаторы науки. Безусловно, данный факт положительно сказался на развитии существующих и возникновении новых подходов к обучению.

С точки зрения внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, следует отметить, что повсеместный рост их использования, наблюдавшийся в течение долгого времени, достиг небывалого темпа в условиях пандемии коронавируса COVID-19, вынудившей на значительный срок перенести все образовательные процессы в дистанционно-виртуальную форму.

Обобщая вышеуказанные факторы, обратимся к достаточно новой, но уже набравшей популярность концепции - микрообучению. Актуальность выбранной тематики исследования подчеркивается прогнозируемым дальнейшим ростом темпов развития данной сферы. [1]

Ранние истоки концепции микрообучения можно проследить в идее программированного обучения Б. Скиннера [5]. Также микрообучение можно считать следующим шагом в развитии модульного обучения как ответ на ряд социально обусловленных тенденций и возрастающий уровень цифровизации в сфере образования. Тем не менее, одна из основных проблем, на которую обращают внимание исследователи этого

феномена: до настоящего времени единого определения данного вида обучения не сформировано ни в отечественной, ни в зарубежной практике. Согласимся с мнением Крамаренко Н.С. и Крюкова Е.В., отмечающих, что «в научных кругах существует определённый дефицит обсуждения этого формата». [3] И анализ открытых интернет-источников подтверждает, что основная дискуссия о пользе микрообучения проходит в неакадемической среде, например, в блогах. Однако, несмотря на указанную проблему, можно выделить ключевые характеристики, позволяющие описать данный формат обучения:

• микроструктурирование учебного материала;

• обучение с помощью электронных (в т.ч. мобильных) устройств. [2]

Рассмотрим каждую характеристику подробнее. Микроструктурирование

предполагает подачу материала в очень краткой форме: ориентировочное время ознакомления с информацией или выполнения задания не должно превышать 10-15 минут, при этом каждый такой модуль-фрагмент должен быть логически завершен и самодостаточен, даже если является составной частью более развернутой образовательной программы.

Использование электронных устройств - неотъемлемая составляющая современного образования. Однако в контексте микрообучения данный аспект становится одним из формообразующих. Абсолютное большинство единиц контента, предназначенных для реализации возможности организации микрообучения, предполагают нахождение в виртуальном пространстве, что сделало самыми распространенными форматами короткие учебные тексты и видео, инфографику, подкасты, квизы и т.д., доступ к которым возможен в любое время и с любого компьютера, поддерживающего необходимые типы программного обеспечения. Также, в связи с увеличением доли мобильных устройств [4] среди активных пользователей, отдельно обратим внимание на обучающие игры и приложения для мобильных устройств, в контексте идей микрообучения имеющие серьезный потенциал.

Таким образом, на основании представленных выше характеристик можно выделить ряд преимуществ концепции микрообучения:

• сфокусированность;

• доступность (и мобильность);

• интерактивность;

• автономность уроков.

Названные факторы делают формат микрообучения наиболее удобным для корпоративной среды, где в настоящее время он и получает наибольшее распространение и развитие. Безусловно, компаниям необходимо проводить обучение сотрудников, что в условиях высокой рабочей загруженности и/или текучки кадров является непростой задачей для традиционных форм обучения. Следует отметить, что помимо прямой оптимизации временных затрат сотрудников микрообучение в компаниях также способствует формированию положительного отношения к обучению, поддержанию мотивации и лояльности персонала.

Второй большой группой, заинтересованной в образовательном контенте, основанном на принципах микрообучения, являются люди, занимающиеся самообразованием и/или заинтересованные в темах, не имеющих непосредственного отношения к их основной деятельности. В качестве примера можно привести просветительские онлайн-проекты, а также медиа-деятельность учреждений культуры (библиотеки, музеи и т.д.), в том числе в социальных сетях.

Однако при достаточном количестве положительных аспектов, благодаря которым концепции микрообучения востребованы в современном обществе, этот формат обладает также и существенным недостатком - так невозможно сформировать комплексные навыки и глубокое понимание сложных тем. Микрообучение не может заменить классические модели образования.

Но, несмотря на указанный недостаток, микрообучение имеет значительный потенциал для интеграции в устоявшиеся образовательные модели и, по нашему мнению,

является ценным дидактическим ресурсом. Практика показывает, что контент, созданный по принципам микроструктурирования и модульности, активно используется вузами в контексте медиа-деятельности, при разработке автономных и комплементарных онлайн-курсов, а также отдельными преподавателями в порядке личной инициативы (например, квизы для контроля усвоения знаний студентов).

Таким образом, наблюдается интересное противоречие: ключевые концепции микрообучения (небольшой объем учебного модуля и использование электронных устройств для доступа к контенту) оказываются уже интегрированными в учебный процесс вуза, но в целом это не проявляется в достаточной степени, чтобы серьезно говорить о соответствии формата микрообучения целям высшего образования.

Основными причинами сложившейся ситуации могут являться:

1) Регламентация времени обучения. Одна из целей микрообучения в неакадемической среде - оптимизация временных затрат обучающихся. Онлайн-курсы вузов, напротив, часто имеют строгие временные рамки прохождения, которые в случае комплементарных курсов могут быть связанны с учебным планом семестра.

2) Ограничения доступа. Отчасти данная причина связана с п.1. По истечении заданных в курсе сроков учащиеся могут потерять доступ к учебным материалам. Также доступ может быть ограничен для пользователей, не являющихся студентами образовательной программы.

3) Частичная автономность модулей. Классическая модель образования строится на логическом следовании и взаимосвязи отдельных тем, включенных в программу дисциплины. Контент, внешне соответствующий концепции микрообучения, может быть невоспринимаем как самостоятельная единица.

4) Частичный или полный отказ от элементов геймификации/эдьютейнмента. Данный аспект может игнорироваться как несерьезный в контексте высшего образования, однако, он играет важную роль в поддержании учебной мотивации и формировании положительных установок, в то время как оценивание и аттестация по результатам выполнения онлайн-курсов создают дополнительный стресс.

Если говорить о дополнительных ресурсах, которые преподаватели и студенты добавляют в практику по собственной инициативе, то среди источников, ориентированных на широкую усредненную аудиторию, непросто найти соответствия с определенной программой обучения.

Подводя итог, можно сделать следующее заключение: несмотря на то, что микрообучение не способно заменить традиционные форматы, данный концепт уже в той или иной мере используется вузами, но нуждается в дальнейшей адаптации для данного вида деятельности как дополнительный ресурс, обладающий высоким потенциалом.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Microlearning Market - Growth, Trends, COVID-19 Impact, and Forecasts (2023 -2028) [Электронный ресурс] // Сайт компании Mordor Intelligence URL: https://www.mordorintelligence.com/industry-reports/microleaming-market (дата обращения: 25.01.23)

2. Золотухин С. А. Микрообучение как центральная концепция электронного обучения // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2020. №4 (56). URL: https://cyberieninka.m/artide/n/mikroobuchenie-kak-tsentralnaya-kontseptsiya-elektronnogo-obucheniya (дата обращения: 25.01.23)

3. Крамаренко Н. С., Крюков Е. В. Микрообучение в непрерывном образовании педагога в мире VUCA // Вестник МГОУ. 2021. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mikroobuchenie-v-nepreryvnom-obrazovanii-pedagoga-v-mire-vuca (дата обращения: 25.01.23)

4. Сайт компании Statista [Электронный ресурс]. URL: https://www.statista.com/markets/ (Дата обращения: 27.01.23)

5. Скиннер Б.Ф. Наука об учении и искусство обучения // Программированное обучение за рубежом: сборник статей / Под ред. И.И. Тихонова. - М.: Высшая школа, 1968. -с. 32-46

REFERENCES

1. Microlearning Market - Growth, Trends, COVID-19 Impact, and Forecasts (2023 -2028) [Elektronnyj resurs] // Sajt kompanii Mordor Intelligence URL: https://www.mordorintelligence.com/industry-reports/microleaming-market (data obrashcheniya: 25.01.23)

2. Zolotuhin S. A. Mikroobuchenie kak central'naya koncepciya elektronnogo obucheniya // Uchenye zapiski. Elektronnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2020. №4 (56). URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/mikroobuchenie-kak-tsentralnaya-kontseptsiya-elektronnogo-obucheniya (data obrashcheniya: 25.01.23)

3. Kramarenko N. S., Kryukov E. V. Mikroobuchenie v nepreryvnom obrazovanii pedagoga v mire VUCA // Vestnik MGOU. 2021. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mikroobuchenie-v-nepreryvnom-obrazovanii-pedagoga-v-mire-vuca (data obrashcheniya: 25.01.23)

4. Sajt kompanii Statista [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.statista.com/markets/ (Data obrashcheniya: 27.01.23)

5. Skinner B.F. Nauka ob uchenii i iskusstvo obucheniya // Programmirovannoe obuchenie za rubezhom: sbornik statej / Pod red. I.I. Tihonova. - M.: Vysshaya shkola, 1968. - s. 32-46

Информация об авторах

Г.М. Борщенко - аспирантка;

А.В. Рубцова - доктор педагогических наук, профессор.

Information about the authors

G.M. Borschenko - postgraduate student;

A.V. Rubtsova - Doctor of Science (Pedagogics), Professor.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.