ЕКОНОМІКА інформаційні технології в Економіці
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ E-LEARNING В СИСТЕМЕ ПЕРЕПОДГОТОВКИ БЕЗРАБОТНЫХ
ЯКИМЕНКО А. В.
Севастополь
В силу высокой динамичности современного рынка труда Украины, быстрых темпов развитие технологий, научно-технического прогресса существующие системы обучения и переобучения не справляются с выполнением возложенных на них задач. Поскольку большинство квалификационных программ подразумевало, что людей нужно готовить к будущему, обучая тому, что хорошо работало в прошлом. Такой подход может эффективно действовать в стабильном, медленно изменяющемся мире, но не в современном, постоянно выдвигающим новые требования, меняющем правила игры, хаотичном и «быстром».
Таким образом, необходима принципиально новая система подготовки и переподготовки специалистов, которая будет соответствовать запросам рынка труда и максимально эффективно формировать и адаптировать предложение рабочей силы.
Цель статьи - выделить преимущества и недостатки концепции e-learning, а также проанализировать перспективы использования ее для системы подготовки и переподготовки кадров при условии динамичности и неопределенности рынка труда.
Взаимосвязи e-learning и безработицы исследовали такие иностранные ученые, как Филипп Хортон, Келли Карей, Таня Арх, Иатия Пипан и др. Из российских ученых следует отметить Миргород Е. Е.. Украинские исследователи также уделяют внимание инновациям в образовании, например Триус Ю. В., Ляховская Л. Л.
Необходимой концепцией, соответствующей современным требованиям, может стать, популярная в последнее время идея дистанционного образования, так называемая - e-learning. При чем кроме традиционной точки приложения электронного образования - высшая школа, данная концепция открывает широкий диапазон ее использования, включая систему переквалификации кадров.
Чем она отличается от существующих систем?
Перечислим преимущества e-learning:
+ независимость от территориального размещения обучающегося - территориальное местонахождение не мешает получению информации, не обязателен личный контакт с преподавателем;
+ индивидуальный характер учебного плана и возможность создать программы обучения, обладающие максимальной актуальностью для каждого конкретного обучающегося;
+ гибкий график - в виду того, что для обучения нет необходимости в присутствии преподавате-
ля, курс обучения можно организовать в любое время по схеме 24 часа в сутки и 7 дней в неделю; + широкий выбор инструментов - современные информационные технологии позволяют использовать множество интернет сервисов и программных приложений для организации обучения;
+ мультимедиа - информация может быть представлена в различных, максимально удобных для восприятия форматах : графические материалы, аудио- и видеоисточники информации, инфографика и т. д.;
+ объективное оценивание - при оценивании результатов используются общие объективные методики оценки, и таким образом решается проблема субъективности преподавателя;
+ мониторинг качества обучения - проводится на основе статистического анализа;
+ доступность - развитие информационных технологий и научно-технический прогресс позволяют сделать использование интернета и его сервисов широкодоступным для каждого, таким образом обучатся посредством e-learning может каждый имеющий компьютер и подключение к сети.
К недостаткам дистанционного обучения можно отнести следующее:
+ некоторые особенности человеческого общения невозможно реализовать на данном уровне развития информационных технологий, и потому полностью заменить традиционную систему обучения не получиться;
+ компьютерную программу можно «обмануть» или взломать и таким образом нарушить адекватность оценивания знаний;
+ сложно управлять мотивацией обучающихся, так как отсутствует личный контакт с преподавателем;
+ не все умения и навыки можно проверить и не всем можно научить посредством дистанционного обучения.
Как видим, недостатки накладывают некоторые ограничения на использования концепции e-learning, но ни в коем случае не делает ее несостоятельной. Дистанционное обучение по-прежнему остается инновационной и перспективной системой, и дальнейшее ее развитие не вызывает сомнений.
Рассмотрим, как электронное образование соответствует основным аспектам развития рынка труда. Для этого нужно выделить проблемы, которые возникают при взаимодействии субъектов трудовых взаимоотношений, а точнее в процессе подготовки и переподготовки кадров (табл. 1).
Таблица 1
характеристика рынка труда Украины на 2011 год, в разрезе по регионам
Регион, область Занятые, тыс. чел. Уровень занятости, % Безработные, тыс. чел. Уровень безработицы, % Соотношение незанятых к вакансиям, чел.
Украина 20 324,2 59,2 1732,7 7,9 8
АР Крым 913,9 61,7 58,9 6,1 6
Винницкая 698,7 58,4 75,2 9,7 47
Волынская 440,1 59,0 39,9 8,3 6
Днепропетровская 1531,3 60,7 112,3 6,8 4
Донецкая 1995,4 59,5 177,7 8,2 7
Житомирская 553,5 59,2 61,4 10,0 10
Закарпатская 522,7 56,6 55,2 9,6 10
Запорожская 827,4 60,4 64,5 7,2 28
Ивано-Франковская 529,7 52,2 50,5 8,7 39
Киевская 754,4 58,8 54,1 6,7 7
Кировоградская 433,1 57,8 40,9 8,6 25
Луганская 1002,2 57,3 70,3 6,6 7
Львовская 1100,7 58,3 92,1 7,7 12
Николаевская 537,5 59,8 47,4 8,1 14
Одесская 1048,5 58,1 66,7 6,0 4
Полтавская 654,2 58,8 66,0 9,2 10
Ровненская 489,2 58,8 56,8 10,4 29
Сумская 518,9 59,2 52,0 9,1 25
Тернопольская 433,6 54,6 50,2 10,4 15
Харьковская 1279,0 60,6 96,2 7,0 11
Херсонская 480,7 58,5 47,8 9,0 6
Хмельницкая 572,2 58,7 55,4 8,8 51
Черкасская 566,4 59,3 57,7 9,2 140
Черновецкая 385,4 57,7 34,2 8,2 12
Черниговская 475,3 59,5 54,9 10,4 13
г. Киев 1 401,0 64,4 82,5 5,6 1
г. Севастополь 179,2 61,9 11,9 6,2 2
* Составлено на основании [1].
Исходя из табл. 1, уровень безработицы неравномерно распределен по территории Украины (от 5,6% в г. Киеве до 10.4% в Житомирской, Тернопольской и Черниговской областях). Такой перекос усугубляется тем, что наблюдается несоответствие спроса на рабочую силу и ее предложения в профессионально-квалификационном разрезе, что порождает структурные отклонения. Кроме того, подбор работы и укомплектование вакансий усложняет то, что работодатели выдвигают повышенные требования к качеству профессиональной подготовки кадров, их опыту работы и в то же время, предлагают минимальный уровень заработной платы, даже высококвалифицированным работникам [1].
Согласно данным государственного комитета статистики [1] в среднем по Украине на 1 вакантное место претендует 8 человек, но если опять рассмотреть ситуацию в региональном разрезе, то получим совершенно
разный уровень напряженности в отдельных областях: от 0,5 человек на место в г. Киеве до 140 человек на место в Черкасской области. В общем по Украине высокая напряженность наблюдается на западе, центре и северо-востоке страны, промышленный восток и рекреационный юг характеризуются показателем напряженности ниже среднего по Украине.
Если проанализировать влияние системы профессиональной переподготовки кадров на рынок труда (рис. 1), то придем к следующим результатам:
+ при рассмотрении взаимосвязи количества прошедших профессиональную подготовку и количества трудоустроенных безработных за весь период с 1995 по 2011 гг. отметим достаточно слабую прямую связь (коэффициент корреляции 0,48);
ЕКОНОМІКА ІНФОРМАЦІЙНІ ТЕХНОЛОГІЇ в Економіці
ЕКОНОМІКА інформаційні технології в Економіці
-----Прошли профессиональное обучение ------ Трудоустроено
Рис. 1. Динамика темпов роста прошедших профессиональное обучение безработных и количества трудоустроенных безработных за период с 1995 г. по 2011 г., доли от единицы. (составлено на основании [1])
+ при рассмотрении взаимосвязи количества прошедших профессиональную подготовку и количества трудоустроенных безработных за период с 2002 по 2011 гг. можно отметить высокую тесноту прямой связи (коэффициент корреляции 0,86).
Из этого следует, что после 2002 года система переподготовки кадров стала достаточно эффективным и важным фактором влияния на рынок труда, но она требует постоянной модернизации и адаптации к постоянным изменениям окружающей среды.
Таким образом, можно сделать вывод, что исходя из специализации региона, территориальной расположенности и исторических условий, каждый из них требует индивидуального подхода к подготовке и переподготовке специалистов, но как упоминалось выше ситуация усложняется динамичность и неопределенностью современного рынка труда и соответственно рынка образовательных услуг.
Как может повлиять на ситуацию использование концепции e-learning в повышении качества подготовки и переподготовки кадров и адаптивности системы образования к постоянно меняющимся условиям? Поскольку электронное образование не привязано к территории и не требует личного присутствия учащегося и преподавателя в одном месте, то, таким образом, квалифицированный специалист имеет возможность направлять знания в необходимом объеме туда, где в этом есть наибольшая потребность. В свою очередь люди, нуждающиеся в знаниях, не обязаны быть мобильными, так как сама информация, обеспечивающая процесс получения знаний, и инструменты, с помощью которых происходит этот процесс, обладают свойством мобильности. От субъектов системы e-learning требуется лишь наличие компьютера и подключения к интернет.
Диспропорции между структурой предложения и спроса на рынке труда также могут быть в определенной мере сбалансированы благодаря дистанционной системе обучения. Так как образование посредством интернет технологий жестко не ограничивает количество людей, которые могут воспользоваться такой услугой, то один специалист может обслуживать достаточно большое количество клиентов и при этом находиться в любой точке планеты. И благодаря этому, если в регионе не хватает кадров конкретной специальности, то незанятое население имеет возможность получить соответствующую подготовку и таким образом адаптироваться к требованиям работодателей. Как следствие предложение труда может приспосабливаться к изменениям спроса гораздо быстрее, чем при традиционной системе подготовки и переподготовки кадров, и с минимальными затратами.
выводы
Территориальная неравномерность и структурный дисбаланс социально-экономической системы Украины требует новых подходов и решений, таких как e-learning. Система дистанционного образования позволяет решить ряд проблем связанных с диспропорциями на рынке труда и может эффективно применяться при организации подготовки и переподготовки кадров. ■
ЛИТЕРАТУРА
1. ІНФОРМАЦІЙНА ЗАПИСКА ПРО СТАН РИНКУ ПРАЦІ та ДІАГРАМИ (КАРТОГРАМИ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.dcz.gov.ua/control/uk/statdatacatalog/list