УДК. 658.5.012.1
DOI: 10.15593/2224-9982/2022.71.22
А.Г. Ташкинов1,2
1 Пермский завод «Машиностроитель», Пермь, Россия
2Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Пермь, Россия
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ БЕРЕЖЛИВОГО И АКТИВНОГО ПРОИЗВОДСТВА В КОНТЕКСТЕ УПРАВЛЕНИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В АВИАДВИГАТЕЛЕСТРОИТЕЛЬНОМ ПРЕДПРИЯТИИ
Описаны ключевые цели, основные задачи Государственной программы авиатранспортной отрасли Российской Федерации до 2030 г. Сделан контекстуальный обзор применения бережливого и цифрового производства в отрасли авиадвигателестроения. Представлен анализ проблем управления производственными процессами, описаны характерные специфические особенности отрасли авиадвигателестроения в современных рыночных условиях. Отмечается, что современный период развития авиадвигателестроения характеризуется высокими темпами наращивания объемов производства авиационной тематики при одновременном освоении и выпуске специальной продукции. Описана технология виртуальной реальности с применением принципов бережливого и цифрового производства в авиадвигателестроитель-ном предприятии «Иркутский авиационный завод». Проведен анализ основных тенденций развития виртуальной реальности и реализации на этой основе технологий, обеспечивающих возможность создания эффективной производственно-экономической системы. В статье представлены примеры зарубежных авиапредприятий Boeing 777, Embraer, Airbus при использовании различных форм виртуальной реальности в производственных процессах. Сформулирован вывод о том, что одним из важных элементов применения виртуальной реальности является обучение персонала. Продемонстрированы преимущества, которые могут быть достигнуты за счет применения виртуальной реальности в авиастроительной отрасли. В целом применение описанной технологии виртуальной реальности позволяет обеспечивать поддержание высоких стандартов обслуживания, потенциально снижая стоимость для клиентов.
Ключевые слова: бережливое производство, виртуальная реальность, производственно-экономическая система, предприятие авиационного двигателестроения, цифровое производство.
A.G. Тashkinov1'2
1Perm Plant "Mashinostroitel", Perm, Russian Federation 2Perm National Research Polytechnic University, Perm, Russian Federation
USING THE CONCEPT OF LEAN AND ACTIVE PRODUCTION IN THE CONTEXT OF VIRTUAL REALITY MANAGEMENT IN AN AIRCRAFT ENGINE BUILDING ENTERPRISE
The study describes the key goals, the main tasks of the State program of the air transport industry of the Russian Federation until 2030. A contextual overview of the application of lean and digital manufacturing in the aircraft engine industry is made. An analysis of the problems of managing production processes is presented, and the characteristic specific features of the aircraft engine industry in modern market conditions are described. It is noted that the modern period of development of aircraft engine building is characterized by a high rate of increase in the volume of production of aviation subjects with the simultaneous development and production of special products. The technology of virtual reality using the principles of lean and digital production in the aircraft engine building enterprise Irkutsk Aviation Plant is described. An analysis was made of the main trends in the development of virtual reality and the implementation of technologies on this basis that provide the possibility of creating an effective production and economic system. The article presents examples of foreign airlines Boeing 777, Embraer, Airbus using various forms of virtual reality in production processes. The author of the article formulated the conclusion that one of the important elements of the use of virtual reality is staff training. The advantages that can be achieved through the use of virtual reality in the aircraft industry are demonstrated. In general, the use of the virtual reality technology described in the article allows maintaining high standards of service, potentially reducing the cost for customers.
Keywords: lean production, virtual reality, production- economic system, aircraft engine building enterprise, digital production.
В настоящее время в России осуществляется большая работа по разработке мер государственного участия для развития гражданского авиационного комплекса. Первостепенное значение среди этих программ имеет Государственная программа авиатранспортной отрасли Российской Федерации до 2030 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 25 июня 2022 г. №1693-р [1, 2].
Ключевыми целями реализации программы авиатранспортной отрасли являются: обеспечение авиатранспортной связанности российских регионов и мобильности населения, поддержание необходимого уровня безопасности полетов.
Основными задачами разработки программы являются:
- формирование номенклатуры, объемов и сроков поставок авиатехники отечественного производства с учетом реализации в возможно короткий срок программ импортозамещения;
- формирование графиков производства отечественных комплектующих (в том числе двигателей, агрегатов, приборов и шин), обеспечивающих их поставки;
- организация полного цикла технического обслуживания и ремонта воздушных судов силами отечественных предприятий с учетом их обязательств по осуществлению поставок воздушных судов, комплектующих и запасных частей к ним.
Учитывая вышеперечисленные задачи, исследование, направленное на изучение и нахождение эффективных технологий виртуальной реальности с использованием принципов бережливого и цифрового производства, оказывающих влияние на эффективность развития производственной системы предприятия авиационного двигателестроения, является своевременным и актуальным.
В работе предлагается рассматривать современное высокотехнологичное предприятие авиадвигателестроения как большую и сложную производственно-экономическую систему, представляющую собой совокупность иерархии целей (номенклатура и объем выпускаемой гражданской и специальной продукции), иерархии принятия управленческих решений (производственное, номенклатурное планирование и управление) и иерархии бизнес-процессов (совокупность технологических процессов, связанных в технологические маршруты производства каждого вида продукции). Производственно-экономическая система функционирует в окружении рынков гражданской и специальной продукции.
Проведенное исследование организации производства на предприятии авиационного дви-гателестроения (авиадвигателестроения) позволило выявить ряд принципиальных специфических особенностей.
С учётом этого можно резюмировать, что исследуемая нами отрасль авиационного двига-телестроения обладает общими особенностями, присущими как самой отрасли, так и её наукоёмкой продукции [3-9] (рис. 1).
Высокая нал ■ко ёмко сп> продукции (НИ'ОКР)
Высокая длительность разработки продукции и пр оизводетва пр одукта
Двойное назначение продукции
/Высокие требований к качеству и надежности изделий
Высокотехно логичная продукция
/
Специфика отрасли авиационного двигателестроения
/ ч
/ \
Длительный жизненный цикл продукции
Сложная организационная структура управления
Высокий уровень специализации отраслевых сегментов
Рис. 1. Специфические особенности предприятий авиационного двигателестроения
Анализ использования принципов бережливого и цифрового производства в авиапромышленности
Бережливое производство (lean production, lean manufacturing) - концепция менеджмента, созданная на Toyota и основанная на неуклонном стремлении к устранению всех видов потерь. Это организация деятельности, ориентированной на создание привлекательности для потребителя путем формирования непрерывного потока создания ценности и постоянного совершенствования процессов организации через вовлечение персонала и устранение всех видов потерь. Основная идея бережливого производства заключается в том, чтобы комплексно на протяжении всего жизненного цикла изготовления изделия оптимизировать производственные процессы. А если рассматривать с методологической точки зрения, то это осмысленный подход, предполагающий использование принципов, эффективных инструментов, механизмов для достижения результата - получения конкурентоспособной, качественной, ориентированной на заказчика продукции, произведенной с наименьшими затратами [10].
Бережливое производство призвано прийти на смену многим отжившим фундаментальным положениям административно-командной системы управления. В этой связи сегодня все предприятия и компании, интегрированные в современные рыночные отношения, стоят перед необходимостью искать новые подходы в управлении производством [11].
В зарубежной аэрокосмической промышленности принципы бережливого цифрового производства применяются при сборке самолетов и комплектующих авиационных двигателей, поскольку непрерывный поток является важным фактором при определении процесса сборки самолета Boeing 777. Это условие позволяет осуществлять непрерывное движение изделия вдоль сборочной линии, показывающее сборочную линию узлов на каждой стадии по производству комплектующих (рис. 2) [12].
Рис. 2. Движущаяся сборочная линия самолёта Boeing 777
Рассмотрим опыт российской авиапромышленности на примере Иркутского авиационного завода. На заводе выстроены вытягивающие потоки рабочих мест по всей сборочной линии гражданского самолета МС-21 [13].
Рис. 3. Организация рабочего места сборщика МС-21
Для того чтобы достигнуть практического результата, сотрудники службы бережливого производства провели со специалистами агрегатно-сборочного производства, цеха окончательной сборки, металлургами и логистами огромную совместную работу. Данная работа состояла в подготовке данных для проекта, согласовании технических заданий и номенклатуры, разработке и согласовании инженерных решений; заложили основы организации рабочего места и грамотной логистики (обеспечение рабочих деталями и материалами). Помимо этого, существовала необходимость спроектировать места для хранения крепежа, расходных материалов, а также разместить на станции компьютеры, которые необходимы для рабочего, поскольку МС-21 собирается по цифровой 3Б-электронной модели без традиционных чертежей. Для отображения безопасных, более рациональных способов производства продукции при выполнении работ разработан стандарт бережливого производства (рис. 3) [13].
Рис. 4. Образец стандарта бережливого производства
Как видим, использование принципов бережливого производства и внедрение нового оборудования в условиях цифрового производства значительно снижают стоимость разработки и сокращает сроки освоения изделий предприятий авиационного двигателестроения.
Отсюда следует, что бережливое и цифровое производство являются двумя различными подходами в зависимости от первого взгляда, один из которых, по нашему мнению, является философией, или так называемым организационным подходом. Второй подход фокусируется на цифровых технологиях. Но в то же время использование принципов бережливого и цифрового производства позволяют получать синергетический эффект. Эти подходы представляют собой два пути с идентичными целями - повышение эффективности и производительности производственно-экономической системы. Инструменты бережливого и цифрового производства предназначены для того, чтобы сделать производственно-экономическую систему эффективной и управляемой.
Таким образом, использование принципов бережливого и цифрового производства в авиапромышленности позволяет значительно повысить производительность труда эффективность производственно-экономической системы, снизить трудоемкость и затраты на изготовление продукции, улучшить использование основных фондов, повысить качество выпускаемых предприятием изделий. Эффективное оснащение производства во многих случаях является определяющим фактором сокращения периода освоения новых самолетов, в том числе авиадвигателей.
Развитие технологии виртуальной реальности в авиапромышленности
Развитие современной технологии виртуальной реальности в авиапромышленности детально рассмотрено в работах [14-17]. Авторы данной технологии считают, что с появлением компьютера появилась новая форма взаимодействия в различных средах, в том числе в промышленной среде. Привнесены более сложные процессы, показывающие новые способы устранения потерь, используемые в бережливом производстве, которые ранее делались вручную, разработаны более простые и быстрые способы выполнения операций. В 60-е гг. начинает применяться технология виртуальной реальности. Так, по мнению авторов, стало возможно иметь новое поколение форм взаимодействия человека и машины, которое позволяет пользователю встраиваться в трехмерную прикладную среду приложений, запущенных на компьютере, дающую возможность компьютеру реагировать на действия пользователя мгновенно при его обнаружении с целью изменения аспектов приложения [14].
Так, по мнению авторов [15], производство самолетов, помимо того, что они являются одним из важнейших секторов производства товаров длительного пользования благодаря высокой добавленной стоимости, также является сектором, который в наибольшей степени стимулирует развитие новых технологий виртуальной реальности. Новая технология виртуальной реальности при сборке самолетов в том числе авиадвигателей, предполагает использование более квалифицированной рабочей силы, новых профессиональных компетенций техников, инженеров и исследователей.
C. Kirner и R. Siscoutto [14] определили виртуальную реальность (Virtual Reality, VR) как расширенный пользовательский интерфейс для доступа к приложениям, работающим на компьютере, которые позволяют отображать, обрабатывать информацию и взаимодействовать с пользователем в реальном времени в трехмерном компьютерном пространстве. В виртуальной реальности задействованы органы и чувства. Чувство зрения обычно является основным в приложениях виртуальной реальности, но другие чувства, такие как осязание, слух, среди прочих также могут быть использованы для того, чтобы улучшить пользовательский опыт. Применение виртуальной реальности требует специального оборудования, такого как шлем, перчатки, стереоскопические очки, для вставки пользователя в прикладное пространство, где выполняется его взаимодействие. Одним из важных элементов является обучение персонала.
Центр виртуальной реальности ЕтЬгаег был открыт в феврале 2000 г. Он оснащен современным графическим компьютером, который позволяет инженерам ЕтЬгаег визуализировать с помощью электронных моделей структуру и системы самолета на этапе разработки. Использование этого современного инструмента позволяет ЕтЬгаег сократить время разработки любого нового самолёта. Заказчики могут следовать шагам разработки самолета и могут проверить внутреннюю конфигурацию, а также точно определить схему окраски. Одно из этих направлений сосредоточено на интенсивном использовании центра виртуальной реальности. Это позволило усовершенствовать методологии быстрой компоновки трехмерных деталей и компонентов, а также быстро выполнить чертежи и определить размеры производства и сборки. На рис. 5 показан центр виртуальной реальности [16].
Рис. 5. Центр виртуальной реальности Embraer в Бразилии
Рассмотрим применение технологии виртуальной реальности в Airbus. Airbus развивает свое семейство продуктов в соответствии с потребностями рынка, консультируясь с авиакомпаниями. Airbus является производителем самолетов с объектами в основном во Франции, Германии, Испании и Великобритании и других странах, с глобальным разнообразием, выделенным муль-тинациональной культурной рабочей силой, более 58 000 человек. Производственная деятельность компании по всему миру устанавливает отраслевые стандарты качества и эффективности.
Рис. 6. Сборочная линия производства A380
Такой подход обеспечивает сохранение конкурентоспособности продукции компании за счет непрерывной модернизации. Компания производит и продает крупнейший в мире пассажирский лайнер A380. Разработанный для авиационной промышленности XXI в., его уникальный размер позволяет авиакомпаниям максимизировать свой потенциал доходов за счет оптимизированной сегментированной кабины, увеличивая свой вклад в прибыль на 65 % за полет. Вместимость от 544 до 853 пассажиров в зависимости от выбранной конфигурации [17]. На рис. 6 показана сборочная линия Airbus A380.
Airbus исползует подход по новому процессу производства самолётов, разработанному полностью для виртуальной реальности, с использованием цифровых инструментов в сотрудничестве по созданию MiRA (Mixed Reality Application) в 2009 г. В коммерческом аэрокосмическом рынке Airbus использует технологию, известную как MiRA, или Mixed Reality Application. Данная технология используется инженерами, которые устанавливают оборудование внутри фюзеляжей самолета, используют планшетный компьютер и сенсорный блок. Компьютер отслеживает их положение и связывает его с реалистичным анализом эргономики человека. В целом он представляет инструмент виртуальной реальности, с помощью которой проецируется полномасштабная 3D-цифровая модель самолета. Это позволяет им визуализировать изображение установки кронштейна в области, где они работают, чтобы убедиться, что они правильно его зафиксировали. Геолокационные устройства, прикрепленные к самолету, взаимодействуют с блоком датчиков, позволяя им видеть свое рабочее место под любым углом. Приложение обновляется по мере установки каждого компонента. Этот метод позволил сократить время осмотра 80 000 кронштейнов внутри фюзеляжа самолета A380, в котором находятся такие системы, как гидравлические трубы, с трех недель до трех дней [17].
Выводы
Таким образом, для обеспечения конкурентоспособности предприятий авиадвигателестро-ения руководству необходимо применя эффективную технологию виртуальной реальности с использованием принципов бережливого и цифрового производства. Новая технология обеспечивает сокращение периода освоения новых самолетов, в том числе авиадвигателей.
Вместе с тем авиапромышленность открыта для новых предприятий, но эти инвестиции должны осуществляться с особой осторожностью, так как стоимость разработки новой продукции в этой отрасли чрезвычайно высока. Это говорит о том, что ошибки, сделанные на этапах проектирования, изготовления самолетов, авиадвигателей, на всех этапах сборки должны исключаться.
В настоящее время для выполнения таких задач требуются квалифицированные работники, и каждый из них должен быть индивидуально обучен. Тем не менее в будущем виртуальная реальность может обучать и помогать персоналу собирать разнообразные комплектующие для самолетов, в том числе авиадвигателей. В целом использование описанной технологии виртуальной реальности позволяет обеспечивать поддержание высоких стандартов обслуживания, потенциально снижая стоимость для клиентов.
Библиографический список
1. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы»: постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 303. [Электронный ресурс]. Доступ из справ-правовой системы «Гарант».
2. Государственная программа авиатранспортной отрасли Российской Федерации до 2030 года от 25 июня 2022 г. №1693-р. [Электронный ресурс]. Доступ из справ-правовой системы «Гарант».
3. Тихонов А.И., Калачанов В.Д., Тихонова С.В. Обеспечение конкурентоустойчивости предприятий авиационного двигателестроения // Московский экономический журнал. - 2019. - № 11. - С. 5.
4. Тихонов А.И., Калачанов В.Д., Просвирина Н.В. Повышение конкурентоустойчивости предприятий авиационного двигателестроения в современных экономических условиях // Вестник Московского авиационного института. - 2016. - Т. 23, №1. - С. 218-227.
5. Артюхов А.В., Христолюбов В.Л. Современные информационные технологии в авиадвигателе-строении // Двигатель: науч.-техн. журнал. - 2007. - № 2(50). - С. 6-7.
6. Иноземцев А.А. Двигатель ПД-14 - будущее российского авиапрома. [Эллекторонный ресурс] -URL: https://vpk-news.ru/articles/17206 (дата обращения: 22.09.2022).
7. Ташкинов А.Г. Разработка метода оценки конкурентоспособности производственно-экономической системы машиностроительного предприятия // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2018. - № 4. - С. 260-274.
8. Артюхов А.В., Речкалов А.В., Христолюбов В.Л. Стратегия реализации типовых проектных ИТ-решений для управления производством в авиадвигателестроительной корпорации // Вестник Пермского государственного технического университета. Электротехника, информационные технологии, системы управления. - 2018. - № 26. - С. 183-197.
9. Тихонов А.И., Кононов А.М. Анализ опыта внедрения бережливого производства на предприятиях авиационного двигателестроения // Экономика и управление в машиностроении. - 2016. - №2. - С. 24-29.
10. Ташкинов А.Г. Бережливое производство как основа развития Пермского завода Машиностроитель // Точно в цель. - 2019. - № 2. - С. 58-71.
11. Ташкинов А.Г. Пермский завод «Машиностроитель»: рабочие группы, как фактор успеха лин-проектов // Портал «Управление производством». - 2022. - № 4 (58). - С. 11-20.
12. Boeing. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.boeing.com/principles/ (дата обращения: 22.09.2022).
13. Производственная система Корпорации «Иркут» // Управление производством. - 2017. - №4. -С. 57-63.
14. Kirner C. and Siscoutto R. Realidade virtual e aumentada: Conceitos, projeto e aplicagoes // Proc. IX Symposium on Virtual and Augmented Reality, 2007.
15. Tori R., Kirner C., and Siscoutto R. Fundamentos e tecnologia de realidade virtual e aumentada // VIII Symposium on Virtual Reality, 2006.
16. Behrouzi F., Wong K.Y. Lean performance evaluation of manufacturing systems: A dynamic and innovative approach // Procedia Computer Science. - 2011. - Vol. 3. - P. 388-395.
17. Embraer [Электронный ресурс]. - URL: https://www.airlines-inform.ru/commercial-aircraft/em-braer-190.html (дата обращения: 22.09.2022).
18. Airbus [Электронный ресурс]. - URL: https://www.airbus.com/en (дата обращения: 22.09.2022).
References
1. Decree of the Government of the Russian Federation of April 15, 2014 N 303 "On approval of the state program of the Russian Federation "Development of the aviation industry for 2013-2025"
2. State program of the air transport industry of the Russian Federation until 2030 dated June 25, 2022. №1693-r
3. Tikhonov A.I., Kalachanov V.D., Tikhonova S.V. Obespecheniye konkurentoustoychivosti predpriyatiy aviatsionnogo dvigatelestroyeniya // [Ensuring the competitiveness of aircraft engine building enterprises]. Mos-kovskiy ekonomicheskiy zhurnal 2019. No. 11. P. 5
4. Tikhonov A.I., Kalachanov V.D., Tikhonova S.V. Povysheniye konkurentoustoychivosti predpriyatiy aviatsionnogo dvigatelestroyeniya v sovremennykh ekonomicheskikh usloviyakh// Vestnik Moskovskogo avi-atsionnogo instituta [Ensuring the competitiveness of aircraft engine building enterprises]. Moscow Economic Journal. 2019. No. 11. P. 5
5. Artiukhov A.V., Khristoliubov V.L. Sovremennye informatsionnye tekhnologii v aviadvigatelestroenii [Modern information technologies in aero-engine manufacturing]. Dvigatel': nauchnotekhnicheskii zhurnal, 2007, no. 2(50), pp. 6-7.
6. Inozemtsev A.A. Dvigatel' PD-14 - budushcheye rossiyskogo aviaproma [The PD-14 engine is the future of the Russian aviation industry] - URL: https://vpk-news.ru/articles/17206 (Accessed 22.09.2022)
7. Тashkinov A.G. Razrabotka metoda otsenki konkurentosposobnosti proizvodstvenno-ekonomicheskoy sistemy mashinostroitel'nogo predpriyatiya // [Developing method of competitiveness estimation for production-economic system of a machine-building enterprise] // Vestnik Permskogo natsional'nogo issledovatel'skogo politekhn. universiteta. Sotsial'no-ekonomicheskiye nauki. 2018. no 4. pp. 260-274.
8. Artyukhov A.V., Rechkalov A.V., Khristolyubov V.L. Strategiya realizatsii tipovykh proyektnykh IT-resheniy dlya upravleniya proizvodstvom v aviadvigatelestroitel'noy korporatsii [The strategy for implementing
standard it-solutions for production management in the aircraft engine corporation] // Vestnik Permskogo gosu-darstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Elektrotekhnika, informatsionnyye tekhnologii, sistemy upravleniya -2018. - no 26. - pp. 183-197.
9. Tikhonov A.I., Kononov A.M. Analiz opyta vnedreniya berezhlivogo proizvodstva na predpriyatiyakh aviatsionnogo dvigatelestroyeniya [Analysis of the experience of implementing lean manufacturing at aircraft engine building enterprises]// Ekonomika i upravleniye v mashinostroyenii 2016. - No. 2. - pp. 24 - 29
10. Tashkinov A.G. Berezhlivoye proizvodstvo kak osnova razvitiya Permskogo zavoda Mashinostroitel' [Lean production as a basis for the development of the Perm plant Mashinostroitel] // Zhurnal «Tochno v tsel'» OOO Izdatel'skiy Dom «Media Tsentr». M 2019, no 2 - pp. 58 - 71.
11. Tashkinov A.G. Permskiy zavod «Mashinostroitel'»: rabochiye gruppy kak faktor uspekha Lin-proyektov // [Perm plant "Mashinostroitel": working groups as a factor in the success of Lean projects] Portal «Upravleniye proizvodstvom» - 2022. - No. 4 (58) - pp. 11 - 20.
12. Boeing. https://www.boeing.com/principles/(Дата обращения: 22.09.2022)
13. Proizvodstvennaya sistema Korporatsii «Irkut» [Production system of Irkut Corporation]. Upravleniye proizvodstvom. №4 avgust 2017 pp.57-63
14. C. Kirner and R. Siscoutto, "Realidade virtual e aumentada: Conceitos, projeto e aplicagoes," in Proc. IX Symposium on Virtual and Augmented Reality, 2007.
15. R. Tori, C. Kirner, and R. Siscoutto, "Fundamentos e tecnologia de realidade virtual e aumentada," in Proc. VIII Symposium on Virtual Reality, 2006.
16. F. Behrouzi and K. Y. Wong, "Lean performance evaluation of manufacturing systems: A dynamic and innovative approach," Procedia Computer Science, vol. 3, pp. 388-395, 2011.
17. Embraer. https://www.airlines-inform.ru/commercial-aircraft/embraer-190.html (accessed 22.09.2022)
18. Airbus https://www.airbus.com/en (Accessed 22.09.2022).
Сведения об авторе
Ташкинов Алексей Григорьевич (Пермь, Россия) - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления промышленным производством, Пермский национальный исследовательский политехнический университет (Пермь, 614990, Комсомольский пр., 29); начальник Координационно -методического центра внедрения цифровой экономики, Пермский завод «Машиностроитель» (Пермь, 614014, ул. Новозвягинская, 57, e-mail: [email protected]).
About the author
Aleksey G. Тashkinov (Perm, Russian Federation) - Associate Professor, Department of Economics and Management of Industrial Production, Perm National Research Polytechnic University (29, Komsomolsky аv., 614990, Perm); Head of the Coordinating Methodological Center for the Implementation of the Digital Economy, Perm Р1яй "Mashinostroitel" (57, Novozvyaginskaya str., 614014, Perm, e-mail: [email protected]).
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Вклад 100 %.
Поступила: 27.09.2022
Одобрена: 30.11.2022
Принята к публикации: 05.12.2022
Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом: Ташкинов, А.Г. Использование концепции бережливого и активного производства в контексте управления виртуальной реальности в авиадвигате-лестроительном предприятии / А.Г. Ташкинов // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Аэрокосмическая техника. - 2022. - № 71. - С. 201-209. DOI: 10.15593/2224-9982/2022.71.22
Please cite this article in English as: Tashkinov A.G. Using the concept of lean and active production in the context of virtual reality management in an aircraft engine building enterprise. PNRPU Aerospace Engineering Bulletin, 2022, no. 71, pp. 201-209. DOI: 10.15593/2224-9982/2022.71.22