МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-3/2017 ISSN 2410-6070
Результаты опроса учеников 11 класса
Рисунок 3
Таким образом, ориентация на авторитетную группу носителей языка может быть связана с возрастом человека и иметь определённую динамику. Выбор ударения в том или ином слове зависит от приоритета того или иного источника речи (семья, телевидение или собственный словарный запас), который может измениться в зависимости от социальных потребностей. Также это обусловлено уровнем развития ребенка, уровнем сформированности языковой компетенции, его языкового чувства. Список использованной литературы:
1. Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке: Учебное пособие. Москва: Логос, 2001. 304 с.
2. Иванова Т. Ф., Черкасова Т. А. Русская речь в эфире. Комплексный справочник. М., 2000.
3. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р. И. Аванесова. М., 1983; 5-е изд., испр. и доп. М., 1989; 8-е изд., испр. и доп. М., 2000.
4. Резниченко И.Л. Словарь ударений русского языка. М.: «АСТ-ПРЕСС», 2008.
5. Словарь ударений русского языка: 82500 словарных единиц / Под ред. М. А. Штудинера. М., 2000.
© Морозова Ю.А., 2017
УДК80
Сапарова А.А.
Ст.преподаватель. АТУ, магистр пед.наук Казахстан. г.Алматы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНЦЕПТА «ПИЩА» В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Аннотация
В данной статье затрягивается вопрос концепта, а именно концепта «пища». Концепт «пища» широко используется в языкознании, так как является одним из ключевых концептов. На данный момент накоплена определенная теоретическая база, серьезно изучено большое количество литературы по вопросам пищевой отрасли.
Ключевые слова
Концепт, лингвистика, языковые средства, пословицы, фразеологизмы.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-3/2017 ISSN 2410-6070_
Концепт как компонент сознания и знания о мире долгое время являлся предметом изучения философии и психологии. Новая научная онтология, антропоцентрический подход к изучению языка позволяют рассматривать концепт как одну из основных проблем исследования современной науки о языке. Концепт как «операционная единица мысли», представляющая собой способ и результат категоризации знаний, лежит в основе лингвокогнитивного подхода.
Впервые в отечественной науке термин «концепт» был употреблен С.А.Аскольдовым-Алексеевым в 1928 году. Ученый определил концепт как мысленное образование, которое замещает в процессе мысли неопределенное множество предметов, действий, мыслительных функций одного и того же рода (концепты «растение», «справедливость», «математические концепты»), «Вопрос о природе общих понятий или концептов - по средневековой терминологии универсалий - старый вопрос, давно стоящий на очереди, но почти не тронутый в своем центральном пункте. Общее понятие, как содержание акта сознания, остается до сих пор весьма загадочной величиной и природа концептов до сих пор остается в достаточной мере загадочной» [1, с.267-279].
Создатель современной концептологии, академик Ю.С. Степанов, затрагивая вопрос о типологическом родстве этого явления с «понятием», отмечает принадлежность второго к сфере логики и философии, тогда как первое более распространено в науке о культуре: «Концепт - это как бы сгусток культуры в сознании человека» [2, 80].
Концепт «пища» отражает важнейшие категории и установки жизненной философии русских, казахов и является значимым для понимания национального характера этих этносов другими народами.
Языковые средства - явление, независимое от воли индивида, они принадлежат всему обществу; речь - индивидуальное, его каждый может творить по-своему, но в пределах, определенных языке. Языковые средства реализуются в речи; речи формирует языковые средства. Языковые средства не есть без речи и речи не существует без языковых средств - друг без друга они мертвы [3, с.107].
Пословицы на русском с концептом «пища»: Было житье — еда да питье; ныне житья — ни еды, ни питья. Не идет на ум ни еда, ни вода, когда перед глазами беда. Не наша еда лимоны, есть их иному. Не по наживе еда — видимая беда. Не по работе еда. Придет беда — не пойдет на ум еда. Хлеб да вода — молодецкая еда. Хлеб да вода — то наша дворянская еда. Всасывать с молоком матери, есть в горшке молоко, да рыло коротко, .
Многие фразеологические обороты строятся вокруг продуктов питания, процесса еды и приготовления. Однако смысл устойчивых выражений чаще всего далек от кулинарной тематики. Но при исследовании происхождения выражения можно проследить развитие истории.
Аппетит приходит во время еды - говорят о ситуации, когда в процессе совершения каких-либо действий появляется азарт и мотивация к продолжению работы. Фразеологические обороты и пословицы про еду могут означать все что угодно, причем имеющее к процессу еды и продуктам питания самое косвенное отношение. Манна небесная - божий дар. За семь верст киселя хлебать - приложить значительные усилия и не достичь желаемого результата. Кисель на Руси считался самостоятельным рядовым блюдом, для приготовления которого использовались различные злаки. Прийти в гости и получить кисель в качестве угощения, в то время когда хотелось более торжественных блюд - сходить в гости понапрасну, Молочные реки, кисельные берега, как сыр в масле, ковырять масло, подливать масла в огонь,
В пословицах и поговорках отразилось много русских народных обычаев, но они чаще всего спрятаны, их нужно искать, обнаруживать в образах: из избы сор не выносят; не нами уставилось, не нами и преставится; обычай не клетка - не переставишь. Подавляющее большинство их результат наблюдения народами за явлениями жизни.
Язык зеркало культуры, через язык познаем традиции и обычай народа. В современной лингвистике большое внимание уделяется аспектам этнолингвистики, которые помогают понимать с другой стороны традици, культуру народа. Это не только большая честь языку народа, а также открывает пути для определения наиболее крупномасштабного развертывания неизученных аспектов языка.
Список использованной литературы: 1. Аскольдов С.А. Концепт и слово. // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-3/2017 ISSN 2410-6070_
Антология. - М., 1997. - С.267-279.
2. Степанов Ю.С. Интертекст, культурный концепт, ноосфера // Теоретико-литературные итоги XX века. -М.: Наука, 2003. - Т.1. Литературное произведение и художественный процесс. - С. 80-103.
3. Прохоров Ю.Е. В поисках концепт. - М., Флинта, Наука, 2008. - 176 с.
© Сапарова А.А., 2017
УДК80
Умбетбекова К.М.
Старший преподаватель АТУ Казахстан. г.Алматы
СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Аннотация
В данной статье рассматриваются некоторые виды современных инновационных технологий. Инновационная технология развивается день за днем и ставит перед нами большие задачи, которые могут быть решены в ходе обучения студентов. Современная технология открывает новые перспективы для изучения языка и раскрывает потенциалы обучающихся.
Ключевые слова
Инновация, информационная технология, мультимедиа, электронный портфолио.
Современный этап развития общества ставит перед системой образования целый ряд принципиально новых проблем, обусловленных политическими, социально-экономическими, мировоззренческими и другими факторами, среди которых следует выделить необходимость повышения качества и доступности образования. Увеличение академической мобильности, интеграции в мировое научно-образовательное пространство, создание оптимальных в экономическом плане образовательных систем, повышение уровня университетской корпоративности и усиление связей между разными уровнями образования.
Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося [1,78].
В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики - проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику. Все это подчеркивает важность управленческой деятельности по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств.
Одними из наиболее перспективных и популярных информационных технологий в изучении русского языка являются мультимедийные (мультимедиа от англ. multi - много, media - среда), которые позволяют создавать целые коллекции изображений, текстов и данных, сопровождающихся звуком, видео, анимацией и другими визуальными эффектами (Simulation); включают в себя интерактивный интерфейс и другие механизмы управления [2,83]. В настоящее время существует множество различных способов предоставления информации с помощью мультимедийный средств. Самым распространенным на сегодняшний день является комплект оборудования - мультимедийный проектор и компьютер. Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) - это обучающая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения. Она предоставляет теоретический материал, обеспечивает тренировочную учебную и информационно-поисковую деятельность [3,76]. Электронный портфолио преподавателя призван организовать продуктивное взаимодействие