Научная статья на тему 'Использование компьютерных технологий в работе учителя иностранных языков сельской школы'

Использование компьютерных технологий в работе учителя иностранных языков сельской школы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
54
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование компьютерных технологий в работе учителя иностранных языков сельской школы»

Н.Л. НЕЧАЕВА

Пути обновления программнометодического обеспечения предмета «Современные художественные направления музыки 20 века»

«Современные художественные направления музыки 20 века» являются компонентом учебного плана ЯМУ им. Собинова в рамках государственного образовательного стандарта повышенного уровня. Данная учебная дисциплина входит в специальный блок в разделе «Факультативные дисциплины» и предназначена для учащихся отделения «Теория музыки» (специальность 0504). Она преподается на четвертом, выпускном курсе в течение 7 и 8 семестров, когда учащиеся уже имеют прочные знания и навыки, приобретенные в рамках зарубежной и отечественной музыки. Параллельно в курсе музыкальной литературы изучается отечественная музыка конца 19 и 20 века (классическая ветвь). Тенденция к обновлению композиторского ряда начала реализовываться с появлением учебной дисциплины «Современная гармония». Она рассматривает законы, новые гармонические техники и, как следствие, - новые понятия и термины гармонии 20 века.

Цели и задачи дисциплины «Современные художественные направления музыки 20 века» определяются необходимостью расширения кругозора учащихся, освоением музыкально - художественных характеристик современных направлений, рассмотрением их проекции на композиторское творчество, закреплением типологии характеристики персоналий. Дидактическое обеспечение курса составляет 70 учебных часов, распределенных на 17 и 18 недель. Из них часть отведена на различные формы контроля (текущий, промежуточный, итоговый).

Во многом «Современные художественные направления музыки 20 века» продолжают и конкретизируют требования к учащимся, цели и задачи обучения по предмету «Музыкальная литература». Однако ракурс постановки проблем ближе к вузовскому проблемному подходу, что явствует из названия предмета. Здесь объектом изучения также является композиторское творчество, предметом - бытование исторически меняющихся жанровых моделей в конкретном авторском преломлении, но магистральное направление иное. Ключевым является прослеживание пу-

тей развития музыкального искусства в культурно-историческом контексте, определение места и значения в нем наследия композиторов, оценка взаимодействия различных направлений на примере конкретных творческих эволюций и собственно музыкального материала. Такой ракурс вытекает из особенностей художественной панорамы века, ее пестроты и противоречивости. Немаловажным фактором является и то, что подобная подача материала опирается на прочный ис-торико - теоретический фундамент знаний, приобретенных учащимися к выпускному курсу.

На сегодняшний момент актуально ввиду отсутствия государственной программы создание примерной (авторской) программы по данному предмету. Ее цель - заполнить пустующую нишу в программно - методическом обеспечении блока специальных дисциплин на историко-теоретическом отделении музыкальных ссузов. Она представляет собой усовершенствованный вариант примерной программы, разработанной мною в 2003 году. За основу был взят опыт преподавателей ис-торико - теоретического отделения ЯМУ им. Собинова. Необходимость вариативности

обусловлена практической необходимостью: расширением объема информации, связанной с пополнением музыкального фонда и учебного теоретического материала в течение последних лет. Предлагаемый календарно - тематический план является примерным.

В программу вошел материал, характеризующий музыкальную культуру России, европейских стран, США. В подборе тем соблюден принцип комплементарности по отношению к предмету «Музыкальная литература». Он действует на двух уровнях. На уровне композиторского ряда это проявляется в расширении перечня персоналий. На внут-римонографическом уровне (в двух темах «И. Стравинский», «Д. Шостакович») по отношению к курсу музыкальной литературы комплементарен сам музыкальный материал.

Содержание дисциплины и планирование материала подобно тому, которое принято в классическом курсе музыкальной литературы: поочередно изучаются блоки зарубежной и отечественной музыки. Такая подача материала объективно соответствует ходу музыкально-исторического процесса 20 века в целом: плюрализм течений, интенсивное обновление музыкально - выразительных средств в

западной музыке в первой и начале второй половин века и усвоение и преломление западных достижений в отечественной музыке во второй его половине.

Внутри блоков зарубежной и отечественной музыки действует монографический принцип распределения материала. В обзоре жизни и творчества каждого композитора ставится задача определения его места и роли в музыкально - историческом процессе, освещение эстетических взглядов, гражданской позиции (это представляется очень важным, учитывая сложность века и силу социальных потрясений); характеристика идейнохудожественного содержания и стиля музыкальных произведений в целом. Биографии композиторов осваиваются учащимися самостоятельно.

Обзорные темы, открывающие семестры, посвящены путям развития зарубежной и отечественной музыки 20 века. В полном соответствии с названием учебной дисциплины они носят панорамный характер, раскрывая суть различных направлений и техник в ракурсе новаторства и традиций. В историкокультурном аспекте рассмотрен также материал, предваряющий монографические исследования.

Аналитическая составляющая присутствует внутри монографических тем, как правило, в виде двух - трех образцов (законченных произведений или фрагментов). Критерии отбора следующие: произведения должны иметь художественно-эстетическую ценность, разные жанровые параметры, иллюстрировать черты стиля, этапы творческой эволюции композитора и, соответственно, музыкального языка, отражать связь с современностью, новаторство. Музыка 20 века с ее разнонаправленными тенденциями и активностью творческих поисков дает широкие возможности для рассмотрения вопроса об индивидуально авторском начале, «вписываемости» творчества в контекст эпохи, в векторные линии жанров. Особый интерес представляет, с одной стороны, их модификация, связанная с жанрово -синтезирующей тенденцией, с другой - «выживание» жанров, а также их место и значение внутри наследия композитора. Объем музыкальных иллюстраций может варьироваться в зависимости от временных возможностей внутри монографических уроков. Часть материала выносится для самостоятельного прослушивания учащимися.

Таким образом, при освоении музыкального и историко - теоретического материала выдерживаются следующие принципы: принцип связи теоретического и практического обучения, принцип единства обучения, воспитания и развития, доступности, преемственности и последовательности.

В обновленном виде программу составляют две части: программа - конспект для учащихся и программа - пособие для преподавателей. Программа - конспект для учащихся, в свою очередь, включает два раздела: краткие тезисы с перечнем музыкального материала (вариант 1) и собственно конспект (вариант 2). Краткий тезисный план ответа имеет целью выработку у учащихся свободного владения методологией ответа и умения гибко использовать готовый фактический и самостоятельно подобранный ими цитируемый материал.

Ниже приводится образец разработки одного из разделов темы «Австрия. Композиторы нововенской школы», время изучения -2 академических часа.

Программа - конспект для учащихся

А. Шенберг

Вариант 1. Арнольд Шенберг (18741951)

Вена - Лос-Анджелес Основные сведения о творчестве, значение в музыке 20 века, сферы деятельности. Эволюция творчества от традиций позднего романтизма к экспрессионизму и атональности. Камерная музыка как воплощение субъективного. Синтетические, текстовые жанры как средство для наиболее полного воплощения философских проблем.

Обновление тематики, жанров и норм музыкального мышления. Нервозность, повышенная эмоциональность музыки. Новый вокальный стиль - «разговорное пение».

Шенберг- реформатор. Додекафонная система, ее основные принципы, методы работы с серией. Сложность образов и средств и, как следствие, разрыв с широкой зрительской аудиторией. Возможность сочетания додекафонии с другими методами организации музыкального материала.

Шенберг - педагог, основатель новой венской школы. Ученики Шенберга. Оценка музыки Шенберга.

Музыкальный материал: струнный секстет «Просветленная ночь» (фрагмент), 5 оркестровых пьес соч.16, вокальный цикл «Лун-111

ный Пьеро» (фрагменты), сюита для фортепиано ор.25.

Вариант 2. Арнольд Шенберг (18741951)

Вена - Лос-Анджелес

Арнольд Шенберг вошел в историю музыки как создатель додекафонной системы композиции, как основоположник новой венской школы, блестящий педагог, воспитавший плеяду современных музыкантов: А. Берга, А. Веберна, Г. Эйслера. Это разносторонняя творческая личность: талантливый художник, сотрудничавший с мюнхенским журналом «Голубой всадник», дирижер, литератор, автор текстов многих своих сочинений (например, драмы с музыкой «Счастливая рука»). «Учение о гармонии» (1911 год) - практическое руководство, ориентирующее на постижение законов музыкальной классики с тем, чтобы их нарушать. Это художник субъективного плана, индивидуалист. Основные эмоции в музыке: страх, нервознось, тревога. Гуманизм Шенберга проявился в раскрытии протеста против угнетения личности («Ода Наполеону», «Уцелевший из Варшавы»).

Камерная музыка служит воплощению субъективного начала, синтетические, текстовые жанры - воплощению философских проблем.

Ученический период основан на самообразовании, первые сочинения относятся к возрасту 10 лет (фортепианные миниатюры, романсы, хоры, скрипичные дуэты). Будущее Шенберга во многом определили встречи с А. Цемлинским, Р. Штраусом, Г. Малером.

Ранний период творчества отмечен влиянием позднего романтизма. Образцы: струнный секстет «Просветленная ночь», оратория «Песни Гурре», два струнных квартета и др. «Просветленная ночь» - программное инструментальное произведение с необычной для этого жанра пантеистической образностью. Ощущается влияние традиций Вагнера в гармонии и инструментовке, Брамса в вариационном построении формы.

Экспрессионистский период (1903-1923 годы) отразил тягостные предчувствия и тревоги того времени. Его составляют произведения, отмеченные повышенной нервозностью, возбудимостью и, как следствие, острой диссонантностью, резко контрастной динамикой, изломанностью мелодической линии, отказом от устаревших национально-жанровых истоков, разрушением норм музыкально-

го мышления (атональностью). Яркие примеры: монодрама «Ожидание» - «драма крика», программный цикл миниатюр 5 оркестровых пьес, третья из которых предвосхищает приемы сонористики (темброво - окрашенная мелодия). Вокальный цикл «Лунный Пьеро» для голоса и инструментального ансамбля раскрывает типично романтическую тему одиночества и странничества, отражает влияние символистов на образность. Новый вокальный стиль - «разговорное пение». Творческий спад в 1915 - 1923 годах.

Додекафонный, берлинский период (1924-1933 годы) принес признание как педагогу и композитору. Работа в камерных жанрах сюиты, серенады, квинтета. Открытие «новой эры», по мнению Шенберга. Законы работы с двенадцатитоновой серией - законы полифонии строгого письма (инверсия, рако-ход, ракоход инверсии), транспонирование (всего 48 вариантов). Сложность средств усилила дистанцированность от слушателей. Образцы: фортепианные сюиты ор. 23, ор.25, Квинтет для духовых ор.26. Превалирует конструктивное начало, жанровые признаки вуалируются.

Поздний период: годы эмиграции

(США) (1933 - 1951). Педагогические работы: пособия по композиции, гармонии, сборник статей «Стиль и идея». Еще большее непонимание реформаторских идей вызвало стремление к демократичности, сочетание в сочинениях додекафонных и тональных принципов. Камерные, хоровые, оркестровые сочинения, концерты. Публицистическую направленность (обличение фашизма) носят произведения «Ода Наполеону», «Уцелевший из Варшавы».

Оценка музыки Шенберга противоречива: это неприятие широкой зрительской аудиторией, с одной стороны, и наличие учеников и последователей, с другой. Додекафонная система композиции оказала влияние на творчество большинства крупных музыкантов Европы и России: А. Берга, А. Веберна, И. Стравинского, П. Булеза, А. Шнитке, Э. Денисова и др.

Программа - пособие для преподавателей включает теоретическую разработку темы, необходимый иллюстративно - теоретический материал, применяющийся при постулировании и доказательном методе, а также краткую характеристику музыкальных примеров. Кроме того, в конце каждой темы

предлагаются варианты вопросов для проблемного обсуждения.

Арнольд Шенберг (1874-1951)

Вена - Лос-Анджелес

Арнольд Шенберг - создатель додека-фонной системы композиции, основоположник новой венской школы, блестящий педагог, воспитавший плеяду современных музыкантов (А. Берг, А. Веберн, Г. Эйслер). Это разносторонняя творческая личность: талантливый художник, сотрудничавший с мюнхенским журналом «Голубой всадник», дирижер, литератор. Автор текстов многих своих сочинений (например, драмы с музыкой «Счастливая рука»), педагогических трудов. «Учение о гармонии» (1911 год) - практическое руководство, ориентирующее на постижение законов музыкальной классики с тем, чтобы их нарушать.

Субъективность мироощущения, индивидуализм сближает с Ф. Кафкой, М. Хайдеггером. Основные эмоции в музыке: страх, нервозность, тревога. Гуманизм Шенберга проявился в раскрытии протеста против угнетения личности («Ода Наполеону», «Уцелевший из Варшавы»).

Камерная музыка - воплощение субъективного, синтетические, текстовые жанры -средство для воплощения философских проблем.

Годы становления: самообразование,

первые сочинения (фортепианные миниатюры, романсы, хоры, скрипичные дуэты). Влияние на будущее Шенберга встреч с А. Цемлинским, Р. Штраусом, Г. Малером.

Ранний период творчества: влияние

позднего романтизма. Влияние традиций Вагнера в гармонии и инструментовке, Брамса в трактовке вариационности. Образцы: струнный секстет «Просветленная ночь», оратория «Песни Гурре», два струнных квартета и др. «Просветленная ночь» - программное инструментальное произведение с необычной для этого жанра пантеистической образностью.

Экспрессионистский период (1903-1923 годы). Отражение тягостных предчувствий и тревог того времени. Произведения отмечены повышенной нервозностью, возбудимостью, и, как следствие, острой диссонантностью, резко контрастной динамикой, изломанностью мелодической линии, отказом от устаревших национально-жанровых истоков, разрушением норм муз мышления (атональностью). Яркие примеры: монодрама «Ожида-

ние» («драма крика»), программный цикл миниатюр 5 оркестровых пьес, третья из которых предвосхищает приемы сонористики (темброво-окрашенная мелодия). Типично романтическая тема одиночества и странничества и разрушение основ классикоромантического музыкального языка (атона-лизм) в вокальном цикле «Лунный Пьеро» для голоса и инструментального ансамбля. Влияние символистов на образность. Новый вокальный стиль - «разговорное пение». Творческий спад в 1915-1923 годах.

Додекафонный, берлинский период (1924-1933 годы). Признание как педагога и композитора. Работа в камерных жанрах сюиты, серенады, квинтета. Открытие «новой эры», по мнению Шенберга. Законы работы с двенадцатитоновой серией - законы полифонии строгого письма (инверсия, ракоход, ра-коход инверсии), транспонирование. 48 возможных вариантов. Сложность средств и, как следствие, -дистанцированность от слушателей. Образцы: фортепианные сюиты ор. 23, ор.25, Квинтет для духовых ор.26. Преобладание конструктивного начала, вуалирование жанровых признаков.

Поздний период: годы эмиграции

(США). Педагогические работы: пособия по композиции, гармонии, сборник статей

«Стиль и идея». Еще большее непонимание реформаторских идей и стремление к демократичности, сочетание в сочинениях додека-фонных и тональных принципов. Камерные, хоровые, оркестровые сочинения, концерты. Публицистическая направленность (обличение фашизма) «Оды Наполеону», «Уцелевшего из Варшавы». Противоречивость оценки музыки Шенберга: неприятие широкой зрительской аудиторией и наличие учеников и последователей. Влияние додекафонной системы композиции на творчество большинства крупных музыкантов Европы и России: А. Берга, А. Веберна, И. Стравинского, П. Булеза, А. Шнитке, Э. Денисова и др.

Рекомендуемый материал по теме:

1. «Искусство есть крик о помощи тех, кто переживает в себе судьбу человечества», -из афоризмов Шенберга [3. С. 79].

2. «Народная музыка «казалась ему примитивной предварительной формой, которую, впрочем, переработали уже классики», -Кремлев [2. С. 42].

3. «Более страшной музыки не сочинял доныне ни один композитор на свете», - Каратыгин [1. С. 117].

4. «В шенберговском стиле находит сильнейшее выражение нервозность, истерия, паника, сомнения, одиночество и ужас. Пожалуй, можно сказать, что основные черты музыки Шенберга - это страх», - Кремлев [2. С. 46].

5. «Шенберг расширил шкалу выражения музыкальных характеров. Ощущения классической и романтической музыки - просветление, возвышенное чувство, красота, юмор, борьба и победа - отсутствуют. Печаль становится обреченностью, депрессией, отчаяние превращается в истерию, лирика кажется разбитой стеклянной игрушкой, юмор становится гротеском - как в «Лунном Пьеро». Основное выражение- крайняя боль», -Эйслер [2. С. 45].

Варианты вопросов для проблемного обсуждения:

Шенберг - гений (по мнению И.И. Сол-лертинского), истерик и рационалист (по мнению Кремлева)? Какова ваша оценка композитора?

Рассмотрите антиномию «Шенберг-разрушитель и Шенберг - созидатель».

Оцените вклад каждого из трех представителей нововенской школы в развитие музыки 20 века. Вопрос предлагается после

изучения темы «Австрия. Композиторы нововенской школы».

Как можно понять, изучая предложенный программно-методический материал, персоналии, рассматриваемые в курсе, характеризуются как бесспорной значимостью для музыкальной культуры ХХ века, так и полемичностью отношения к ним в художественных кругах. Что касается структуры организации материала в программах, адресованных учащимся либо педагогам, то главное отличие этих программ заключается в смене нарра-тивно-констатирующего модуса (учащиеся) проблемным (педагоги).

Таким образом, обновление программно - методического обеспечения одной из специальных дисциплин музыкального училища способствует оптимализации и оптимизации процесса обучения и отвечает задачам модернизации современного образования.

Библиографический список

1. Каратыгин В.Г. Новейшие течения в западно -европейской музыке // Избранные статьи. Л., 1965. С. 117.

2. Кремлев Ю.А. Очерки творчества и эстетики новой венской школы. Л.: Музыка, 1970.

3. Нестьев И.В. Музыкальная культура на рубеже эпох // Музыка 20 века. Очерки. Ч. 1. Кн. 1. Л.: Музыка, 1976. С.79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.