Н.Л. НЕЧАЕВА
Пути обновления программнометодического обеспечения предмета «Современные художественные направления музыки 20 века»
«Современные художественные направления музыки 20 века» являются компонентом учебного плана ЯМУ им. Собинова в рамках государственного образовательного стандарта повышенного уровня. Данная учебная дисциплина входит в специальный блок в разделе «Факультативные дисциплины» и предназначена для учащихся отделения «Теория музыки» (специальность 0504). Она преподается на четвертом, выпускном курсе в течение 7 и 8 семестров, когда учащиеся уже имеют прочные знания и навыки, приобретенные в рамках зарубежной и отечественной музыки. Параллельно в курсе музыкальной литературы изучается отечественная музыка конца 19 и 20 века (классическая ветвь). Тенденция к обновлению композиторского ряда начала реализовываться с появлением учебной дисциплины «Современная гармония». Она рассматривает законы, новые гармонические техники и, как следствие, - новые понятия и термины гармонии 20 века.
Цели и задачи дисциплины «Современные художественные направления музыки 20 века» определяются необходимостью расширения кругозора учащихся, освоением музыкально - художественных характеристик современных направлений, рассмотрением их проекции на композиторское творчество, закреплением типологии характеристики персоналий. Дидактическое обеспечение курса составляет 70 учебных часов, распределенных на 17 и 18 недель. Из них часть отведена на различные формы контроля (текущий, промежуточный, итоговый).
Во многом «Современные художественные направления музыки 20 века» продолжают и конкретизируют требования к учащимся, цели и задачи обучения по предмету «Музыкальная литература». Однако ракурс постановки проблем ближе к вузовскому проблемному подходу, что явствует из названия предмета. Здесь объектом изучения также является композиторское творчество, предметом - бытование исторически меняющихся жанровых моделей в конкретном авторском преломлении, но магистральное направление иное. Ключевым является прослеживание пу-
тей развития музыкального искусства в культурно-историческом контексте, определение места и значения в нем наследия композиторов, оценка взаимодействия различных направлений на примере конкретных творческих эволюций и собственно музыкального материала. Такой ракурс вытекает из особенностей художественной панорамы века, ее пестроты и противоречивости. Немаловажным фактором является и то, что подобная подача материала опирается на прочный ис-торико - теоретический фундамент знаний, приобретенных учащимися к выпускному курсу.
На сегодняшний момент актуально ввиду отсутствия государственной программы создание примерной (авторской) программы по данному предмету. Ее цель - заполнить пустующую нишу в программно - методическом обеспечении блока специальных дисциплин на историко-теоретическом отделении музыкальных ссузов. Она представляет собой усовершенствованный вариант примерной программы, разработанной мною в 2003 году. За основу был взят опыт преподавателей ис-торико - теоретического отделения ЯМУ им. Собинова. Необходимость вариативности
обусловлена практической необходимостью: расширением объема информации, связанной с пополнением музыкального фонда и учебного теоретического материала в течение последних лет. Предлагаемый календарно - тематический план является примерным.
В программу вошел материал, характеризующий музыкальную культуру России, европейских стран, США. В подборе тем соблюден принцип комплементарности по отношению к предмету «Музыкальная литература». Он действует на двух уровнях. На уровне композиторского ряда это проявляется в расширении перечня персоналий. На внут-римонографическом уровне (в двух темах «И. Стравинский», «Д. Шостакович») по отношению к курсу музыкальной литературы комплементарен сам музыкальный материал.
Содержание дисциплины и планирование материала подобно тому, которое принято в классическом курсе музыкальной литературы: поочередно изучаются блоки зарубежной и отечественной музыки. Такая подача материала объективно соответствует ходу музыкально-исторического процесса 20 века в целом: плюрализм течений, интенсивное обновление музыкально - выразительных средств в
западной музыке в первой и начале второй половин века и усвоение и преломление западных достижений в отечественной музыке во второй его половине.
Внутри блоков зарубежной и отечественной музыки действует монографический принцип распределения материала. В обзоре жизни и творчества каждого композитора ставится задача определения его места и роли в музыкально - историческом процессе, освещение эстетических взглядов, гражданской позиции (это представляется очень важным, учитывая сложность века и силу социальных потрясений); характеристика идейнохудожественного содержания и стиля музыкальных произведений в целом. Биографии композиторов осваиваются учащимися самостоятельно.
Обзорные темы, открывающие семестры, посвящены путям развития зарубежной и отечественной музыки 20 века. В полном соответствии с названием учебной дисциплины они носят панорамный характер, раскрывая суть различных направлений и техник в ракурсе новаторства и традиций. В историкокультурном аспекте рассмотрен также материал, предваряющий монографические исследования.
Аналитическая составляющая присутствует внутри монографических тем, как правило, в виде двух - трех образцов (законченных произведений или фрагментов). Критерии отбора следующие: произведения должны иметь художественно-эстетическую ценность, разные жанровые параметры, иллюстрировать черты стиля, этапы творческой эволюции композитора и, соответственно, музыкального языка, отражать связь с современностью, новаторство. Музыка 20 века с ее разнонаправленными тенденциями и активностью творческих поисков дает широкие возможности для рассмотрения вопроса об индивидуально авторском начале, «вписываемости» творчества в контекст эпохи, в векторные линии жанров. Особый интерес представляет, с одной стороны, их модификация, связанная с жанрово -синтезирующей тенденцией, с другой - «выживание» жанров, а также их место и значение внутри наследия композитора. Объем музыкальных иллюстраций может варьироваться в зависимости от временных возможностей внутри монографических уроков. Часть материала выносится для самостоятельного прослушивания учащимися.
Таким образом, при освоении музыкального и историко - теоретического материала выдерживаются следующие принципы: принцип связи теоретического и практического обучения, принцип единства обучения, воспитания и развития, доступности, преемственности и последовательности.
В обновленном виде программу составляют две части: программа - конспект для учащихся и программа - пособие для преподавателей. Программа - конспект для учащихся, в свою очередь, включает два раздела: краткие тезисы с перечнем музыкального материала (вариант 1) и собственно конспект (вариант 2). Краткий тезисный план ответа имеет целью выработку у учащихся свободного владения методологией ответа и умения гибко использовать готовый фактический и самостоятельно подобранный ими цитируемый материал.
Ниже приводится образец разработки одного из разделов темы «Австрия. Композиторы нововенской школы», время изучения -2 академических часа.
Программа - конспект для учащихся
А. Шенберг
Вариант 1. Арнольд Шенберг (18741951)
Вена - Лос-Анджелес Основные сведения о творчестве, значение в музыке 20 века, сферы деятельности. Эволюция творчества от традиций позднего романтизма к экспрессионизму и атональности. Камерная музыка как воплощение субъективного. Синтетические, текстовые жанры как средство для наиболее полного воплощения философских проблем.
Обновление тематики, жанров и норм музыкального мышления. Нервозность, повышенная эмоциональность музыки. Новый вокальный стиль - «разговорное пение».
Шенберг- реформатор. Додекафонная система, ее основные принципы, методы работы с серией. Сложность образов и средств и, как следствие, разрыв с широкой зрительской аудиторией. Возможность сочетания додекафонии с другими методами организации музыкального материала.
Шенберг - педагог, основатель новой венской школы. Ученики Шенберга. Оценка музыки Шенберга.
Музыкальный материал: струнный секстет «Просветленная ночь» (фрагмент), 5 оркестровых пьес соч.16, вокальный цикл «Лун-111
ный Пьеро» (фрагменты), сюита для фортепиано ор.25.
Вариант 2. Арнольд Шенберг (18741951)
Вена - Лос-Анджелес
Арнольд Шенберг вошел в историю музыки как создатель додекафонной системы композиции, как основоположник новой венской школы, блестящий педагог, воспитавший плеяду современных музыкантов: А. Берга, А. Веберна, Г. Эйслера. Это разносторонняя творческая личность: талантливый художник, сотрудничавший с мюнхенским журналом «Голубой всадник», дирижер, литератор, автор текстов многих своих сочинений (например, драмы с музыкой «Счастливая рука»). «Учение о гармонии» (1911 год) - практическое руководство, ориентирующее на постижение законов музыкальной классики с тем, чтобы их нарушать. Это художник субъективного плана, индивидуалист. Основные эмоции в музыке: страх, нервознось, тревога. Гуманизм Шенберга проявился в раскрытии протеста против угнетения личности («Ода Наполеону», «Уцелевший из Варшавы»).
Камерная музыка служит воплощению субъективного начала, синтетические, текстовые жанры - воплощению философских проблем.
Ученический период основан на самообразовании, первые сочинения относятся к возрасту 10 лет (фортепианные миниатюры, романсы, хоры, скрипичные дуэты). Будущее Шенберга во многом определили встречи с А. Цемлинским, Р. Штраусом, Г. Малером.
Ранний период творчества отмечен влиянием позднего романтизма. Образцы: струнный секстет «Просветленная ночь», оратория «Песни Гурре», два струнных квартета и др. «Просветленная ночь» - программное инструментальное произведение с необычной для этого жанра пантеистической образностью. Ощущается влияние традиций Вагнера в гармонии и инструментовке, Брамса в вариационном построении формы.
Экспрессионистский период (1903-1923 годы) отразил тягостные предчувствия и тревоги того времени. Его составляют произведения, отмеченные повышенной нервозностью, возбудимостью и, как следствие, острой диссонантностью, резко контрастной динамикой, изломанностью мелодической линии, отказом от устаревших национально-жанровых истоков, разрушением норм музыкально-
го мышления (атональностью). Яркие примеры: монодрама «Ожидание» - «драма крика», программный цикл миниатюр 5 оркестровых пьес, третья из которых предвосхищает приемы сонористики (темброво - окрашенная мелодия). Вокальный цикл «Лунный Пьеро» для голоса и инструментального ансамбля раскрывает типично романтическую тему одиночества и странничества, отражает влияние символистов на образность. Новый вокальный стиль - «разговорное пение». Творческий спад в 1915 - 1923 годах.
Додекафонный, берлинский период (1924-1933 годы) принес признание как педагогу и композитору. Работа в камерных жанрах сюиты, серенады, квинтета. Открытие «новой эры», по мнению Шенберга. Законы работы с двенадцатитоновой серией - законы полифонии строгого письма (инверсия, рако-ход, ракоход инверсии), транспонирование (всего 48 вариантов). Сложность средств усилила дистанцированность от слушателей. Образцы: фортепианные сюиты ор. 23, ор.25, Квинтет для духовых ор.26. Превалирует конструктивное начало, жанровые признаки вуалируются.
Поздний период: годы эмиграции
(США) (1933 - 1951). Педагогические работы: пособия по композиции, гармонии, сборник статей «Стиль и идея». Еще большее непонимание реформаторских идей вызвало стремление к демократичности, сочетание в сочинениях додекафонных и тональных принципов. Камерные, хоровые, оркестровые сочинения, концерты. Публицистическую направленность (обличение фашизма) носят произведения «Ода Наполеону», «Уцелевший из Варшавы».
Оценка музыки Шенберга противоречива: это неприятие широкой зрительской аудиторией, с одной стороны, и наличие учеников и последователей, с другой. Додекафонная система композиции оказала влияние на творчество большинства крупных музыкантов Европы и России: А. Берга, А. Веберна, И. Стравинского, П. Булеза, А. Шнитке, Э. Денисова и др.
Программа - пособие для преподавателей включает теоретическую разработку темы, необходимый иллюстративно - теоретический материал, применяющийся при постулировании и доказательном методе, а также краткую характеристику музыкальных примеров. Кроме того, в конце каждой темы
предлагаются варианты вопросов для проблемного обсуждения.
Арнольд Шенберг (1874-1951)
Вена - Лос-Анджелес
Арнольд Шенберг - создатель додека-фонной системы композиции, основоположник новой венской школы, блестящий педагог, воспитавший плеяду современных музыкантов (А. Берг, А. Веберн, Г. Эйслер). Это разносторонняя творческая личность: талантливый художник, сотрудничавший с мюнхенским журналом «Голубой всадник», дирижер, литератор. Автор текстов многих своих сочинений (например, драмы с музыкой «Счастливая рука»), педагогических трудов. «Учение о гармонии» (1911 год) - практическое руководство, ориентирующее на постижение законов музыкальной классики с тем, чтобы их нарушать.
Субъективность мироощущения, индивидуализм сближает с Ф. Кафкой, М. Хайдеггером. Основные эмоции в музыке: страх, нервозность, тревога. Гуманизм Шенберга проявился в раскрытии протеста против угнетения личности («Ода Наполеону», «Уцелевший из Варшавы»).
Камерная музыка - воплощение субъективного, синтетические, текстовые жанры -средство для воплощения философских проблем.
Годы становления: самообразование,
первые сочинения (фортепианные миниатюры, романсы, хоры, скрипичные дуэты). Влияние на будущее Шенберга встреч с А. Цемлинским, Р. Штраусом, Г. Малером.
Ранний период творчества: влияние
позднего романтизма. Влияние традиций Вагнера в гармонии и инструментовке, Брамса в трактовке вариационности. Образцы: струнный секстет «Просветленная ночь», оратория «Песни Гурре», два струнных квартета и др. «Просветленная ночь» - программное инструментальное произведение с необычной для этого жанра пантеистической образностью.
Экспрессионистский период (1903-1923 годы). Отражение тягостных предчувствий и тревог того времени. Произведения отмечены повышенной нервозностью, возбудимостью, и, как следствие, острой диссонантностью, резко контрастной динамикой, изломанностью мелодической линии, отказом от устаревших национально-жанровых истоков, разрушением норм муз мышления (атональностью). Яркие примеры: монодрама «Ожида-
ние» («драма крика»), программный цикл миниатюр 5 оркестровых пьес, третья из которых предвосхищает приемы сонористики (темброво-окрашенная мелодия). Типично романтическая тема одиночества и странничества и разрушение основ классикоромантического музыкального языка (атона-лизм) в вокальном цикле «Лунный Пьеро» для голоса и инструментального ансамбля. Влияние символистов на образность. Новый вокальный стиль - «разговорное пение». Творческий спад в 1915-1923 годах.
Додекафонный, берлинский период (1924-1933 годы). Признание как педагога и композитора. Работа в камерных жанрах сюиты, серенады, квинтета. Открытие «новой эры», по мнению Шенберга. Законы работы с двенадцатитоновой серией - законы полифонии строгого письма (инверсия, ракоход, ра-коход инверсии), транспонирование. 48 возможных вариантов. Сложность средств и, как следствие, -дистанцированность от слушателей. Образцы: фортепианные сюиты ор. 23, ор.25, Квинтет для духовых ор.26. Преобладание конструктивного начала, вуалирование жанровых признаков.
Поздний период: годы эмиграции
(США). Педагогические работы: пособия по композиции, гармонии, сборник статей
«Стиль и идея». Еще большее непонимание реформаторских идей и стремление к демократичности, сочетание в сочинениях додека-фонных и тональных принципов. Камерные, хоровые, оркестровые сочинения, концерты. Публицистическая направленность (обличение фашизма) «Оды Наполеону», «Уцелевшего из Варшавы». Противоречивость оценки музыки Шенберга: неприятие широкой зрительской аудиторией и наличие учеников и последователей. Влияние додекафонной системы композиции на творчество большинства крупных музыкантов Европы и России: А. Берга, А. Веберна, И. Стравинского, П. Булеза, А. Шнитке, Э. Денисова и др.
Рекомендуемый материал по теме:
1. «Искусство есть крик о помощи тех, кто переживает в себе судьбу человечества», -из афоризмов Шенберга [3. С. 79].
2. «Народная музыка «казалась ему примитивной предварительной формой, которую, впрочем, переработали уже классики», -Кремлев [2. С. 42].
3. «Более страшной музыки не сочинял доныне ни один композитор на свете», - Каратыгин [1. С. 117].
4. «В шенберговском стиле находит сильнейшее выражение нервозность, истерия, паника, сомнения, одиночество и ужас. Пожалуй, можно сказать, что основные черты музыки Шенберга - это страх», - Кремлев [2. С. 46].
5. «Шенберг расширил шкалу выражения музыкальных характеров. Ощущения классической и романтической музыки - просветление, возвышенное чувство, красота, юмор, борьба и победа - отсутствуют. Печаль становится обреченностью, депрессией, отчаяние превращается в истерию, лирика кажется разбитой стеклянной игрушкой, юмор становится гротеском - как в «Лунном Пьеро». Основное выражение- крайняя боль», -Эйслер [2. С. 45].
Варианты вопросов для проблемного обсуждения:
Шенберг - гений (по мнению И.И. Сол-лертинского), истерик и рационалист (по мнению Кремлева)? Какова ваша оценка композитора?
Рассмотрите антиномию «Шенберг-разрушитель и Шенберг - созидатель».
Оцените вклад каждого из трех представителей нововенской школы в развитие музыки 20 века. Вопрос предлагается после
изучения темы «Австрия. Композиторы нововенской школы».
Как можно понять, изучая предложенный программно-методический материал, персоналии, рассматриваемые в курсе, характеризуются как бесспорной значимостью для музыкальной культуры ХХ века, так и полемичностью отношения к ним в художественных кругах. Что касается структуры организации материала в программах, адресованных учащимся либо педагогам, то главное отличие этих программ заключается в смене нарра-тивно-констатирующего модуса (учащиеся) проблемным (педагоги).
Таким образом, обновление программно - методического обеспечения одной из специальных дисциплин музыкального училища способствует оптимализации и оптимизации процесса обучения и отвечает задачам модернизации современного образования.
Библиографический список
1. Каратыгин В.Г. Новейшие течения в западно -европейской музыке // Избранные статьи. Л., 1965. С. 117.
2. Кремлев Ю.А. Очерки творчества и эстетики новой венской школы. Л.: Музыка, 1970.
3. Нестьев И.В. Музыкальная культура на рубеже эпох // Музыка 20 века. Очерки. Ч. 1. Кн. 1. Л.: Музыка, 1976. С.79.