Научная статья на тему 'Использование компьютерной графики в образовательной деятельности современного педагога'

Использование компьютерной графики в образовательной деятельности современного педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1045
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕКТОРНАЯ ГРАФИКА / ГРАФИЧЕСКИЕ РЕДАКТОРЫ / РАСТРОВАЯ ГРАФИКА / ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СЕРВИСЫ ДЛЯ РЕДАКТИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коренной А.А., Шевчук М.В.

В статье разбираются вопросы использования различных графических систем для повышения уровня профессиональной компетентности будущих учителей информатики. Наибольшее внимание уделено анализу функциональных особенностей графических программных продуктов разных производителей с целью их дальнейшего использования в образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование компьютерной графики в образовательной деятельности современного педагога»

базу данных, с помощью которой можно в дальнейшем разработать глоссарий ключевых терминов или проанализировать статистику словоупотребления в текстах определенной тематики.

Мы можем использовать в качестве корпуса весь интернет в целом. Ведь Интернет - это самый большой массив письменных текстов, когда-либо имевшийся в распоряжении человечества.

Параллельные двуязычные корпусы - ещё одно благодатное поле для студентов, которые могут использовать их для выполнения своих квалификационных работ. Корпус в данном случае понимается не как самостоятельная цель, а как инструмент для получения некоторых языковых данных. Таким образом, переводоведение получило в лице корпусной лингвистики прекрасный набор новых инструментов и методик, которые можно и нужно использовать для решения задач, связанных с изучением процесса перевода и подготовкой профессиональных переводчиков.

Список литературы:

1. Baker M. Corpus Linguistics and Translation Studies: Implications and Applications / M. Baker // Text and Technology: In Honour of John Sinclair. -Amsterdam & Philadelphia: John Benjamins, 1993. - pp. 233-250.

2. Sinclair J. Corpus, Concordance, Collocation / J. Sinclair. - Oxford: Oxford University Press, 1991.

3. Рыков В.В. Корпус текстов как новый тип словесного единства / В.В. Рыков // Труды Международного семинара. Диалог. - М.: Наука, 2003.

4. Tymoczko M. Computerized Corpora and the Future of Translation Studies // The Corpus-Based Approach, Ed. S. Laviosa, Special issue of Meta 43 - 4. -1998. - pp. 652-659.

5. Кутузов А.Б. Корпусные методики в переводовении и преподавании перевода / А.Б. Кутузов // Проблемы билингвизма в современном межкультурном дискурсе. Материалы межд. науч.-методич. коллоквиума. - Пермь: изд-во ПГТ., 2011. - С. 368-373.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

© Коренной А.А.*, Шевчук М.В.*

Московский государственный областной университет, г. Москва

В статье разбираются вопросы использования различных графических систем для повышения уровня профессиональной компетентности

* Магистрант.

* Доцент.

будущих учителей информатики. Наибольшее внимание уделено анализу функциональных особенностей графических программных продуктов разных производителей с целью их дальнейшего использования в образовательной деятельности.

Ключевые слова векторная графика, графические редакторы, растровая графика, облачные технологии, сервисы для редактирования графической информации.

Процессы модернизации образования в условиях информатизации общества характеризуются повсеместным распространением и совершенствованием современных информационных и коммуникационных технологий. В образовательной деятельности такие технологии широко применяются для организации взаимодействия педагогического работника с обучающимися. При этом преподаватель должен обладать не только теоретическими знаниями, но и уметь их применять на практике.

Компьютерная грамотность в современном мире является неотъемлемой частью быстрого карьерного роста практически в любой сфере деятельности современного человека, в том числе и в сфере образовательной деятельности. Навыки работы с различными современными программными комплексами позволяют существенно расширить потенциал будущего педа-готического работника, а знание узкоспециализированных программ обработки числовой, текстовой и графической информации позволят ему стать востребованным на рынке образовательных услуг. Умения и навыки в данной области являются необходимыми для формирования профессиональных компетенций и, как следствие, готовности обучающихся к использованию систем компьютерной графики в будущей профессиональной деятельности.

Одним из самых быстроразвивающихся и перспективных направлений информационных технологий является компьютерная графика. В том или ином виде она используется в игровой индустрии, мультипликации, инженерии, моделировании, дизайне, образовании. Современные графические редакторы, системы автоматизированного проектирования и моделирования позволяют решать широкий спектр профессиональных задач, затрачивая при этом минимальное количество временных и кадровых ресурсов.

Проблемы подготовки будущего педагога в области компьютерной графики успешно решаются на основе глубокого и систематического анализа ключевых особенностей сложного процесса педагогической деятельности. При этом следует учитывать, что базисом всего многообразия различных форм педагогического процесса является умение педагогического работника, как главного действующего лица, проявить свои творческие таланты и организовать процесс обучения.

Важной задачей профессиональной подготовки будущих педагогических работников к работе с системами компьютерной графики является реорганизация и направление обучающегося на формирование в нем педагога-

профессионала, способного решать множество разнообразных задач, связанных с возможностью применения современных графических систем различной сложности. Улучшение подготовки будущего педагогического работника к работе с графическими системами требует не только поиска новых, более эффективных аппаратных и программных средств, но и пересмотра содержания материалов графической подготовки. Наиболее эффективным способом подготовки обучающихся к профессионально-графической деятельности является обучение на практике решению различных задач, непосредственно связанных с возможностью использования графических систем. Данный вопрос необходимо рассматривать комплексно, поскольку овладение умением решать задачи различной сложности с использованием компьютерной графики является важной составляющей профессиональной подготовки не только для педагогов в области информатики, но и для педагогических работников по другим предметам.

Решение большинства образовательных задач в образовательных организациях является невозможным без четкого понимания целей и задач процесса обучения. Подготовка будущего педагогического работника к профессионально-графической деятельности непосредственно связана с самой профессиональной подготовкой: чем выше уровень знаний и умений использования систем компьютерной графики для решения разнообразных задач, тем выше уровень его графической подготовки, и тем более компетентным является педагог.

Недостаточная подготовка большого количества выпускников высших учебных заведений к работе с графическими системами чаще всего приводит к невозможности в полной мере использовать редакторы компьютерной графики в качестве средства обучения, а также в качестве инструмента для подготовки учебных материалов. Данная проблема может отрицательно сказаться не только на процессе обучения, но также серьезно повлиять на познавательную активность и творческие способности обучающихся. Применение на практике различных вариантов работы с доступным графическим программным обеспечением позволяет существенно расширить возможности обучающихся, а также развить у них креативный подход к решению сложных и нестандартных задач. Инструментарий ряда программ позволяет работать с изображениями высокой четкости при минимальных ресурсных затратах со стороны аппаратного обеспечения.

Эталонным редактором растровой графики по праву можно считать разработанный корпорацией Adobe программный продукт Adobe Photoshop [1]. Современные версии редактора позволяют создавать изображения любой сложности, реализовывать трехмерную графику, включая анаглифное стерео и изображения для активной и пассивной технологий 3D. В данном редакторе впервые была применена концепция слоев, что существенно облегчило работу с изображениями. Помимо этого, широкий выбор фильтров

(как встроенных, так и устанавливаемых) и шрифтов позволяет крайне быстро произвести редактирование и наложение надписей. Кроме перечисленных возможностей, программа предлагает тонкую настройку яркости и контрастности изображений, проведение коррекции цвета, тона.

Отличительной функциональной особенностью данного редактора является поддержка различных цветовых режимов (RGB, CMYK, Lab, градиенты серого), что позволяет при разработке образовательных ресурсов максимально полно учитывать требования для их содержания и представления с учетом возрастных особенностей обучающихся. При разработке образовательных веб-ресурсов весьма удобным представляется функциональный потенциал для работы с цветами HTML, встроенная поддержка которых значительно упрощает работу над образовательным контентом; в случае отсутствия выбранного цвета в цветовой палитре HTML встроенный инструментарий поможет подобрать близкий по оттенку. Стандартное меню инструментов позволяет быстро освоить азы работы с программой, а большое количество справочной информации позволит поднять навыки работы до профессионального уровня.

В качестве аналогов программе Adobe Photoshop, на рынке редакторов представлены GIMP и Paint.NET. Программы являются свободно распространяемыми и обладают интуитивно понятным интерфейсом, а бесплатная модель распространения позволяет использовать без ограничений указанные редакторы как в компьютерных классах образовательных организаций, так и за их пределами на домашних персональных компьютерах обучающихся.

Кроме традиционных графических редакторов широкое распространение получили различные сетевые сервисы, обладающие широким функционалом, сравнимым с возможностями прикладных графических программам традиционных персональных компьютеров. Одним из самых популярных на сегодняшний день является Pixlr - мультиязычный редактор графической информации с широкими функциональными возможностями для работы с изображениями [3]. Сервис обладает схожим с Photoshop визуальным оформлением интерфейса, что может помочь быстро освоить работу с ним, а также подготовить обучающихся к работе в среде Photoshop.

Другим не менее популярным сетевым сервисом для работы с графическими файлами является сервис Splashup - мощный инструмент для редактирования изображений с возможностью экспорта материала в другие сервисы [4]. Интерфейс ресурса также максимально приближен к редактору Photoshop версии CS6.

Удобство использования в образовательной деятельности подобных сетевых сервисов для работы с графической информацией заключается в беспрепятственном доступе практически с любого современного устройства, на котором установлен веб-браузер: персональный компьютер, планшетный компьютер, смартфон и, даже, современный телевизор с поддержкой веб-

технологий. А бесплатность подобных сетевых сервисов на основе облачных технологий позволяет их использовать как на занятиях в процессе обучения, так и во внеклассной деятельности обучающихся.

Для создания изображений, где главным критерием является сохранение четких и ясных контуров, используется векторная графика. Чаще всего она незаменима при создании орнаментов, логотипов компаний, условных рисунков и схем. Для отображения подобных изображений на устройстве, поддерживающем растровую технологию, используются специальные аппаратные (встроенные в видеокарту) или программные преобразователи, то есть приложения, способные работать с векторной графикой.

Среди множества редакторов векторной графики самыми функциональными представителями по праву считаются Adobe Illustrator и CorelDRAW. Помимо стандартных функций, включенных в любой редактор векторной графики, Illustrator обладает рядом уникальных возможностей: создание трехмерных эффектов, эффекты наброски «от руки» и прозрачности, функция деформации и искажения изображения [5]. Ряд простых инструментов, которые имеются в каждом редакторе, наделен множеством дополнительных функций. К примеру, применение стандартного инструмента «Карандаш» позволяет создавать динамическое скругление углов и контуров фигуры. В состав программы Adobe Illustrator включены свыше 720 шрифтов Type, а также все стандартные шрифты Windows, что позволяет открыть новые горизонты для творческой деятельности педагогических работников и обучающихся. Программа обладает тесной интеграцией с пакетом офисных программ Microsoft Office.

Применение последней версии Illustrator также расширяет возможности работы с векторными графическими системами, путём использования технологии облачных вычислений в виде сервиса облачного хранения данных Creative Cloud. Для обучающихся и педагогических работников есть возможность получить большой пакет программ Creative Cloud для работы в различных сферах компьютерной графики: редактирование и компоновка изображений, создание оформлений для буклетов и журналов, иллюстрации и векторная графика, веб-дизайн страниц без работы с кодом, кинематографические визуальные эффекты.

Графический редактор CorelDRAW разработан канадским производителем Corel. Основным преимуществом данной программы является возможность работы как с векторной, так и с растровой графикой одновременно, что значительно расширяет образовательный потенциал использования при обучении, а также при подготовке дидактических материалов. Программа позволяет создавать анимационные изображения и корректировать уже созданную анимацию [2]. Поддержка формата RAW (оцифрованные данные с матрицы камеры) позволяет производить наиболее гибкие настройки и коррекцию фотографий. Программа включает в себя множество дополнитель-

ных инструментов, требующих от обучающихся более глубоких знаний дизайна и графических систем: правило цветовых гармоний, выравнивание и динамические направляющие, сглаживание кривых. В отдельные инструменты для работы с растровой графикой вынесены: планарная маска, нерезкая маска, вставка символа. Кроме того, в новейших версиях программы добавлены новые эффекты для создания визуального эффекта «Боке», работы с цветом «Цветность», а также «Сепия», «Машина времени», «Алхимия» и ряд других. Разбитие инструментария на отдельные окна-докеры позволяет планомерно и последовательно обучить всем возможностям данной программы.

Все перечисленные функциональные особенности и возможности программ позволяют существенно повысить качество и практическую направленность образовательного процесса, открыть новые возможности для повышения профессионального уровня обучающихся, развить необходимые умения и сформировать навыки работы с современными графическими редакторами, а также открыть перспективные направления для изучения систем компьютерной графики.

Список литературы:

1. Комолова Н.С., Яковлева Е.Н. Adobe Photoshop CC для всех. - СПб.: БХВ-Петербург, 2014. - 624 с.

2. Левковец Л.Б. Векторная графика. CorelDRAW X6: учеб. пособие. -СПб.: НИУ ИТМО, 2013. - 357 с.

3. Официальная страница доступа к облачному графическому редактору Pixlr [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pixlr.com/.

4. Официальная страница доступа к облачному графическому редактору SplashUp [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.splashup.com/.

5. Тучкевич Е.И. Самоучитель Adobe Illustrator CC. - СПб.: БХВ-Пе-тербург, 2015. - 368 с.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В КЛАССАХ С ПОЛИЭТНИЧЕСКИМ СОСТАВОМ ОБУЧАЮЩИХСЯ

© Черепанова И.В.*

Средняя общеобразовательная школа № 7, г. Сургут

В данной статье речь идет о концептуальных основах дистанционного обучения. Основными принципами ДО, на наш взгляд, являются прин-

* Учитель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.