Научная статья на тему 'Использование композитной арматуры в морских сооружениях'

Использование композитной арматуры в морских сооружениях Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
134
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПОЗИТНАЯ АРМАТУРА / МОРСКИЕ СООРУЖЕНИЯ / ГИДРОТЕХНИЧЕСКИЕ СООРУЖЕНИЯ / БЕТОН / COMPOSITE REINFORCEMENT / MARINE STRUCTURES / HYDRAULIC STRUCTURES / CONCRETE

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Окольникова Г. Э., Нурхонов Р. Х., Курбанмагомедов А. К., Пронин Г. С., Новиков Н. В.

В данной статье проанализированы перспективы применения неметаллической арматуры в гидротехническом строительстве, рассмотрены проблемы долговечности железобетонных конструкций, построенных и эксплуатируемых в агрессивных условиях окружающей среды, а также возможные способы их решения, дано определение композитной арматуры, рассмотрены ее разновидности, приведены преимущества и недостатки арматуры данного типа, а также рассмотрен вопрос возможности замены стальной арматуры на композитную.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Окольникова Г. Э., Нурхонов Р. Х., Курбанмагомедов А. К., Пронин Г. С., Новиков Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF COMPOSITE REINFORCEMENT IN MARINE FACILITIES

In this article the prospects for the use of non-metallic reinforcement in hydraulic engineering construction were analyzed, the durability problems of reinforced concrete structures built and operated in aggressive environmental conditions were considered, as well as possible ways to solve them, composite reinforcement was defined and its varieties were discussed, the advantages and disadvantages of reinforcement of this type were given and also was considered the possibility of replacing steel reinforcement with the composite one.

Текст научной работы на тему «Использование композитной арматуры в морских сооружениях»

УДК 691.3, 691.5

О

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПОЗИТНОИ АРМАТУРЫ В МОРСКИХ СООРУЖЕНИЯХ

1 Г.Э. Окольникова, 2 Р.Х. Нурхонов, 3 А.К. Курбанмагомедов, 4Г.С. Пронин, 5Н.В. Новиков

1,2 4 5 Департамент строительства, Российский университет дружбы народов (РУДН), Москва, Россия

3Кафедра математики, Московский политехнический университет, Москва, Россия

Аннотация

В данной статье проанализированы перспективы применения неметаллической арматуры в гидротехническом строительстве, рассмотрены проблемы долговечности железобетонных конструкций, построенных и эксплуатируемых в агрессивных условиях окружающей среды, а также возможные способы их решения, дано определение композитной арматуры, рассмотрены ее разновидности, приведены преимущества и недостатки арматуры данного типа, а также рассмотрен вопрос возможности замены стальной арматуры на композитную.

Ключевые слова:

композитная арматура, морские сооружения, гидротехнические сооружения, бетон История статьи:

Дата поступления в редакцию: 25.04.19

Дата принятия к печати: 28.04.19

03

г

м О

-I

м

Э СО

Цель. Целью данной работы является изучение композитной арматуры, выявление ее преимуществ и недостатков, а также влияния, оказываемого композитной арматурой на конструкции морских сооружений, которые возводятся и эксплуатируются преимущественно в условиях воздействия агрессивной среды.

Введение. В настоящее время, наибольшее внимание уделяется проблеме долговечности железобетонных конструкций. Учитывая факт малой приспособленности железобетона к ремонту, вследствие постепенной коррозии арматуры под воздействием внешней среды встает задача по обеспечению продления сроков службы железобетонных конструкций [1].

Рассмотрим долговечность конструкций, построенных в условиях агрессивной среды. Для таких конструкцияй коррозионная стойкость обеспечивается как для арматуры, так и для бетона. Более всего коррозии подвергаются морские сооружения, в силу того, что на них воздействуют такие негативные факторы как: отрицательная температура, постоянная влага, а также взаимодействие бетонного камня с содержащимся в воде хлоридом натрия (морская соль). Таким образом после 4-9 лет эксплуатации, в конструкциях гидротехнических сооружений обнаруживается коррозия структуры бетона: происходит разрушение защитного слоя бетона и начинается процесс корродирования арматуры. Из этого следует, что вопрос защиты морских сооружений от постепенного разрушения, а также дальнейшей коррозии арматуры под воздействием внешней агрессивной среды является центральным. Существует множество способов решения поставленной проблемы, но в данный момент, самым инновационным и востребованным является использование неметаллической (композитной) арматуры [1].

Композитная арматура — это неметаллические стержни, изготовленные из базальтовых, ара-мидных, стеклянных или углеродных волокон, пропитанных термопластичными, термореактивными или другими связующими [2].

I

О |_ .

С :

! * < го

ш ш со со

оо

X * О 5

хй

а о * I

X о!

со

о

-О и

§ 4

* ш

о о

ГП ш

Арматура, изготовленная из углеродных волокон, называется углепластиковой, из базальтовых волокон — базальтопластиковой (АБП), и из стеклянных волокон, соответственно, стеклопластиковой (АСП). [2].

Недостатки композитной арматуры [2]:

• Низкая жесткость (композитная арматура некоторых видов в виду своей низкой жесткости ограничена в применении в строительстве);

• Отсутствие пластичности (для изменения формы композитной арматуры ее необходимо подвергать термическому воздействию);

• Низкая теплостойкость (стеклопластиковая арматура теряет несущие свойства при 150 °С, в то время как стальная арматура выдерживает до 500 °С).

Преимущества композитной арматуры[2]:

• Идентичный температурный коэффициент расширения композитной арматуры и бетона (т. е. при изменении температуры в окружающей среде, композитная арматура расширяется и сужается вместе с бетонными конструкциями, тем самым не допуская возникновение трещин;

• Высокая транспортабельность (композитную арматуру малого диаметра можно перевозить свернутую в кольца);

• Высокая коррозионная стойкость (композитная арматура не подвержена воздействию солей и воды, что делает выгодным ее применение при армировании конструкций морских и других агрессивных сред);

• По сравнению с металлической арматурой, композитная обладает весьма малым весом;

• Высокая удельная прочность (прочность стеклопластиковой арматуры в несколько раз (в 10) превышает аналогичный показатель металлической арматуры.

Исследования [3, 4] показывают, что при проведении нескольких циклов замораживания и оттаивания образцов материала, армированного базальтопластиковой арматурой, в водной вытяжке при температуре -20 °С и -50 °С, арматура не теряет своих первоначальных физико-механических свойств. Также нахождение стержней базальтопластиковой арматуры в сухом бетоне в течение длительного промежутка времени не влияет на прочность арматуры. К тому же, базальтопластиковая арматура является более стойкой к морской воде, чем стеклопластиковая.

Напряжения, МПа

Рис. 2. Зависимость относительных удлинений от растягивающих напряжений

для различных видов арматур:

- углепластиков ая арматура; ^^^^ - ар амндо пластик о в ая арматура; — базальтопластиковая арматура; - стеклопластиковая арматура;

- стальная арматура

При использовании базальтопластиковой композитной арматуры для армирования железобетонных конструкций, их срок службы может достигать 80-100 лет [5].

В американском институте по результатам исследования авторы работы [6] выяснили, что при использовании композитной арматуры вместо стальной, площадь сечения арматуры будет отличаться в силу того, что модуль упругости у композитной арматуры меньше чем у стальной. На рисунке 1 можно наблюдать график зависимости удлинений от растягивающих напряжений для разных видов арматур.

Применяя базальтопластиковую арматуру в бетонных конструкциях морских сооружений достигается ряд положительных изменений [3, 4 , 5, 7]:

• срок службы сооружения увеличивается;

• расходы на эксплуатационные нужды, в том числе на ремонт, снижаются;

• вес конструкции уменьшается, так как плотность композитной арматуры более низкая по сравнению со стальной.

Выводы

Использование неметаллической арматуры и технология ее производства является наиболее перспективным направлением в гидротехническом строительстве.

Рассмотрев анализ химической стойкости композитных арматур [3, 4, 5,], можем смело утверждать, что базальтопластиковая арматура обладает отличной химической стойкостью к щелочной и влажной среде, а также и к морской воде. Эти качества неметаллической арматуры позволяют применять её в условиях стопроцентной влажности. Использование композитной арматуры на основе базальтовых волокон в морских сооружениях дает возможность избежать такую проблему, как коррозия арматуры, вследствие чего долговечность конструкции увеличится. Плотность базальтопластиковой арматуры в 3,5-6,5 раза меньше плотности стальной, что способствует уменьшению веса конструкции в несколько раз.

Неметаллические материалы способны заменить сталь в подземных сооружениях, сооружениях, работающих в агрессивных средах и повышенной влажности, а также за счет малого веса увеличить этажность зданий, длину пролетов, изменить архитектурный облик зданий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев С.Н., Иванов Ф.М., Модры С., Шиссль П. Долговечность железобетона в агрессивных средах.: Стройиздат. 1990.

2. https://ru.wikipedia.org/wiki

3. Оснос С. П. Характеристики непрерывных базальтовых волокон и области их применения. Техника и технология теплоизоляции материалов из минерального сырья: доклады 4-й Всерос. науч.-практ. конф. М.: ФГУП «ЦНИИХМ», 2006. С. 183-189.

4. Н. К. Розенталь, Г. В. Чехний, А. Р. Бельник, А. П. Жилкин. Коррозионная стойкость полимерных композитов в щелочной среде бетона / Бетон и железобетон. 2002. № 3. С. 20-23.

5. СТО 83269053-001-2010. Применение в транспортном строительстве неметаллической композитной арматуры периодического профиля.

6. ACI 440. 1R-06.Guide for the Design and Construction of Structural Concrete Reinforced with FRP Bars.

и z

м О

-I

м

D CD

i

CD

i_ .

< :

! i

< ro

id m

to to

oo

X * О S

xg

£L О

* X

X CL

CO

О

Просьба ссылаться на эту статью следующим образом:

Окольникова Г.Э., Нурхонов Р.Х., Курбанмагомедов А.К., Г.С. Пронин, Н.В. Новиков. Использование композитной арматуры в морских сооружениях. — Системные технологии. — 2019. — № 31. — С. 55—57.

-О и

§ 4

* ш О О

m ш

L S

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.