УДК 691.3, 691.5
О
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПОЗИТНОИ АРМАТУРЫ В МОРСКИХ СООРУЖЕНИЯХ
1 Г.Э. Окольникова, 2 Р.Х. Нурхонов, 3 А.К. Курбанмагомедов, 4Г.С. Пронин, 5Н.В. Новиков
1,2 4 5 Департамент строительства, Российский университет дружбы народов (РУДН), Москва, Россия
3Кафедра математики, Московский политехнический университет, Москва, Россия
Аннотация
В данной статье проанализированы перспективы применения неметаллической арматуры в гидротехническом строительстве, рассмотрены проблемы долговечности железобетонных конструкций, построенных и эксплуатируемых в агрессивных условиях окружающей среды, а также возможные способы их решения, дано определение композитной арматуры, рассмотрены ее разновидности, приведены преимущества и недостатки арматуры данного типа, а также рассмотрен вопрос возможности замены стальной арматуры на композитную.
Ключевые слова:
композитная арматура, морские сооружения, гидротехнические сооружения, бетон История статьи:
Дата поступления в редакцию: 25.04.19
Дата принятия к печати: 28.04.19
03
г
м О
-I
м
Э СО
Цель. Целью данной работы является изучение композитной арматуры, выявление ее преимуществ и недостатков, а также влияния, оказываемого композитной арматурой на конструкции морских сооружений, которые возводятся и эксплуатируются преимущественно в условиях воздействия агрессивной среды.
Введение. В настоящее время, наибольшее внимание уделяется проблеме долговечности железобетонных конструкций. Учитывая факт малой приспособленности железобетона к ремонту, вследствие постепенной коррозии арматуры под воздействием внешней среды встает задача по обеспечению продления сроков службы железобетонных конструкций [1].
Рассмотрим долговечность конструкций, построенных в условиях агрессивной среды. Для таких конструкцияй коррозионная стойкость обеспечивается как для арматуры, так и для бетона. Более всего коррозии подвергаются морские сооружения, в силу того, что на них воздействуют такие негативные факторы как: отрицательная температура, постоянная влага, а также взаимодействие бетонного камня с содержащимся в воде хлоридом натрия (морская соль). Таким образом после 4-9 лет эксплуатации, в конструкциях гидротехнических сооружений обнаруживается коррозия структуры бетона: происходит разрушение защитного слоя бетона и начинается процесс корродирования арматуры. Из этого следует, что вопрос защиты морских сооружений от постепенного разрушения, а также дальнейшей коррозии арматуры под воздействием внешней агрессивной среды является центральным. Существует множество способов решения поставленной проблемы, но в данный момент, самым инновационным и востребованным является использование неметаллической (композитной) арматуры [1].
Композитная арматура — это неметаллические стержни, изготовленные из базальтовых, ара-мидных, стеклянных или углеродных волокон, пропитанных термопластичными, термореактивными или другими связующими [2].
I
О |_ .
С :
! * < го
ш ш со со
оо
X * О 5
хй
а о * I
X о!
со
о
-О и
§ 4
* ш
о о
ГП ш
Арматура, изготовленная из углеродных волокон, называется углепластиковой, из базальтовых волокон — базальтопластиковой (АБП), и из стеклянных волокон, соответственно, стеклопластиковой (АСП). [2].
Недостатки композитной арматуры [2]:
• Низкая жесткость (композитная арматура некоторых видов в виду своей низкой жесткости ограничена в применении в строительстве);
• Отсутствие пластичности (для изменения формы композитной арматуры ее необходимо подвергать термическому воздействию);
• Низкая теплостойкость (стеклопластиковая арматура теряет несущие свойства при 150 °С, в то время как стальная арматура выдерживает до 500 °С).
Преимущества композитной арматуры[2]:
• Идентичный температурный коэффициент расширения композитной арматуры и бетона (т. е. при изменении температуры в окружающей среде, композитная арматура расширяется и сужается вместе с бетонными конструкциями, тем самым не допуская возникновение трещин;
• Высокая транспортабельность (композитную арматуру малого диаметра можно перевозить свернутую в кольца);
• Высокая коррозионная стойкость (композитная арматура не подвержена воздействию солей и воды, что делает выгодным ее применение при армировании конструкций морских и других агрессивных сред);
• По сравнению с металлической арматурой, композитная обладает весьма малым весом;
• Высокая удельная прочность (прочность стеклопластиковой арматуры в несколько раз (в 10) превышает аналогичный показатель металлической арматуры.
Исследования [3, 4] показывают, что при проведении нескольких циклов замораживания и оттаивания образцов материала, армированного базальтопластиковой арматурой, в водной вытяжке при температуре -20 °С и -50 °С, арматура не теряет своих первоначальных физико-механических свойств. Также нахождение стержней базальтопластиковой арматуры в сухом бетоне в течение длительного промежутка времени не влияет на прочность арматуры. К тому же, базальтопластиковая арматура является более стойкой к морской воде, чем стеклопластиковая.
Напряжения, МПа
Рис. 2. Зависимость относительных удлинений от растягивающих напряжений
для различных видов арматур:
- углепластиков ая арматура; ^^^^ - ар амндо пластик о в ая арматура; — базальтопластиковая арматура; - стеклопластиковая арматура;
- стальная арматура
При использовании базальтопластиковой композитной арматуры для армирования железобетонных конструкций, их срок службы может достигать 80-100 лет [5].
В американском институте по результатам исследования авторы работы [6] выяснили, что при использовании композитной арматуры вместо стальной, площадь сечения арматуры будет отличаться в силу того, что модуль упругости у композитной арматуры меньше чем у стальной. На рисунке 1 можно наблюдать график зависимости удлинений от растягивающих напряжений для разных видов арматур.
Применяя базальтопластиковую арматуру в бетонных конструкциях морских сооружений достигается ряд положительных изменений [3, 4 , 5, 7]:
• срок службы сооружения увеличивается;
• расходы на эксплуатационные нужды, в том числе на ремонт, снижаются;
• вес конструкции уменьшается, так как плотность композитной арматуры более низкая по сравнению со стальной.
Выводы
Использование неметаллической арматуры и технология ее производства является наиболее перспективным направлением в гидротехническом строительстве.
Рассмотрев анализ химической стойкости композитных арматур [3, 4, 5,], можем смело утверждать, что базальтопластиковая арматура обладает отличной химической стойкостью к щелочной и влажной среде, а также и к морской воде. Эти качества неметаллической арматуры позволяют применять её в условиях стопроцентной влажности. Использование композитной арматуры на основе базальтовых волокон в морских сооружениях дает возможность избежать такую проблему, как коррозия арматуры, вследствие чего долговечность конструкции увеличится. Плотность базальтопластиковой арматуры в 3,5-6,5 раза меньше плотности стальной, что способствует уменьшению веса конструкции в несколько раз.
Неметаллические материалы способны заменить сталь в подземных сооружениях, сооружениях, работающих в агрессивных средах и повышенной влажности, а также за счет малого веса увеличить этажность зданий, длину пролетов, изменить архитектурный облик зданий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеев С.Н., Иванов Ф.М., Модры С., Шиссль П. Долговечность железобетона в агрессивных средах.: Стройиздат. 1990.
2. https://ru.wikipedia.org/wiki
3. Оснос С. П. Характеристики непрерывных базальтовых волокон и области их применения. Техника и технология теплоизоляции материалов из минерального сырья: доклады 4-й Всерос. науч.-практ. конф. М.: ФГУП «ЦНИИХМ», 2006. С. 183-189.
4. Н. К. Розенталь, Г. В. Чехний, А. Р. Бельник, А. П. Жилкин. Коррозионная стойкость полимерных композитов в щелочной среде бетона / Бетон и железобетон. 2002. № 3. С. 20-23.
5. СТО 83269053-001-2010. Применение в транспортном строительстве неметаллической композитной арматуры периодического профиля.
6. ACI 440. 1R-06.Guide for the Design and Construction of Structural Concrete Reinforced with FRP Bars.
и z
м О
-I
м
D CD
i
CD
i_ .
< :
! i
< ro
id m
to to
oo
X * О S
xg
£L О
* X
X CL
CO
О
Просьба ссылаться на эту статью следующим образом:
Окольникова Г.Э., Нурхонов Р.Х., Курбанмагомедов А.К., Г.С. Пронин, Н.В. Новиков. Использование композитной арматуры в морских сооружениях. — Системные технологии. — 2019. — № 31. — С. 55—57.
-О и
§ 4
* ш О О
m ш
L S