УДК 678
А. С. Михайлова
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПОЗИТНОГО МАТЕРИАЛА - ПЛАСТИК В СОВРЕМЕННОМ ДИЗАЙНЕ
Ключевые слова: пластик, пластмасса, пластик в дизайне, история дизайна, постмодернистический дизайн, футуродизайн,
органический дизайн.
В статье рассматривается становление эры пластикового дизайна от первых прототипов пластика и его использования в начальном периоде эволюции индустриального дизайна до современного многообразия композитных материалов и технологий.
Keywords: plastic, plastic, plastic design, history of design, postmodernisticki design, futuredesign, organic design.
The article discusses the formation of the plastic era design from the first prototypes ofplastic and its use in the initial stage of the evolution of industrial design to the modern diversity of composite materials and technologies.
Сегодня один из наиболее встречающихся материалов в промышленном дизайне - пластик. Какой предмет мы бы ни взяли в качестве примера, мы сможем найти в нем элементы, выполненные из пластика, будь то дешевый продукт, продаваемый в магазине «все по одной цене» или разработка именитого дизайнера, выпущенная серьезной компанией. Сейчас сложно представить, что когда-то человек обходился без пластика - это особенность повседневности - мы окружены пластиком. Действительно, полимерные материалы стали универсальным материалом, предлагающим всестороннее решение потребностей современного человека от упаковки до зубной щетки, корпусов бытовой техники, интерьеров жилых пространств и даже архитектурных сооружений - они неотъемлемый элемент нашей современной жизни. За скромным названием «пластмасса» скрывается интересная история и с точки зрения развития составов и типологии этого интересного материала, развитие технологий производства и обработки, а также эволюция предметов дизайна, ставших важными вехами в развитии мирового формообразования.
Пластиковые формы заняли разные ниши в индустриальном дизайне. Некоторые из них растворились и мимикрировали, выполняя конкретные технологические задачи, заменив или менее стойкие или более дорогостоящие материалы - в этом случае на первом месте были важны в первую очередь свойства пластика как материала, выполняющего определенные задачи. Другие пластиковые объекты стали претендовать на право быть экспонатами в музеях дизайна и современных галереях - впечатляющие пластмассовые объекты, важные пункты эры пластикового дизайна.
История развития пластмассы подсказывает нам определенную последовательность получения этого продукта.
Паркезин - первая пластмасса британского изобретателя и металлурга Александра Паркса была представлена на Большой международной выставке в Лондоне. Несмотря на чаяния Паркса и открытие им в 1886 году компании по производству изделий из паркезина, этот вид пластика оказался недостаточно удачным, плюс к этому, попытка
производства доступных по цене изделии привела к низкому качеству и банкротству компании.
Следующим этапом развития пластика стало новое вещество - целлулоид, отличавшийся от паркезина большой стабильностью и качеством. В 1869 году он был запатентован изобретателем Хайатом. Созданное предприятие «Albany Dental Plate Company» специализировалось на зубных протезах, бильярдных шарах, клавишах для фортепиано. Чуть позднее стали выпускаться и игрушки, а также украшения. Однако этот материал продолжал быть весьма хрупким и легко воспламеняющимся. По этой причине сохранившиеся изделия, в том числе викторианской эпохи, из целлулоида, сегодня являются редкими и коллекционными.
Однако лишь с 1907 года идея использования пластика начала претерпевать коренные изменения - с изобретением бакелита бельгийским химиком Лео Хендриком Бэкелэндом (1863 - 1944). Он получил полимер, на основе фенола и формальдегида, не требующий отвердителей и для которого не смог найти растворителя. Естественно, такой диэлектрический по свойствам, нерастворимый и выдерживающий высокую температуру пластик оказался весьма ценным.
До этого времени вектор использования пластика был направлен в область замены редких и дорогостоящих естественных материалов. «Айворин» - пластик довольно часто встречается на ручках столовых приборов конца 19 - первой трети 20 веков.
Изобретатели чувствовали в пластике большой потенциал и не останавливались в своих поисках. Проектировщики видели в пластике будущее и практически сразу с появления этого материала, находили ему применение в своих объектах.
По мнению зарубежных искусствоведов, именно с бакелитовой мастики начинается история пластикового дизайна, хотя бы, потому что проектировщики осознали возможности пластика как инновационного материала, а также столкнулись с необходимостью создавать новые объекты, для которых еще не было исторических прототипов (камеры, телефоны и радио). Естественно, бакелит продолжали использовать и в привычном русле. Многие украшения эпохи ар нуво и ар деко
содержат в себе бакелитовую мастику. По стандартам того времени техническая и экономическая эффективность создания нового объекта строго регламентировала разнообразие, и эта ситуация не менялась, пока в 30-х годах дизайнеры США не определили новый формальный язык для предметов, созданных из бакелитовой мастики. Андрей Купец, исполнительный директор немецкого Совета по дизайну во Франкфурте-на-Майне, объясняет в эссе о «Эволюция дизайна»: «Хотя на первый взгляд, кажется, бессмысленно дать шкафу или пепельнице оптимизированную форму, это развитие, оказалось невероятным успехом в области товаров народного потребления. После экономического кризиса в 1929 году, это стало началом новой эры, полной оптимизма и с твердым убеждением в будущем» [1]. Это время, когда страны с оптимизмом и надеждой смотрели в будущее, а не оглядывались назад, в прошлое. Стол в виде почки «kidney table» с волнообразными линиями стал самым известным объектом проектирования этого периода.
Бакелитовый расцвет длился не очень долго. Мрачный цвет пластмассы, как полагали, был недостатком и ограничил диапазон возможных применений. В 30-е годы была открыта смола меламина, которой можно было придать много различных цветов - даже почти белоснежный - она стала более предпочтительным материалом, например, для столовой посуды. С тех пор пластмассы стали символом практически неограниченного выбора, где затронуты и цвет и, прежде всего, форма. И начались экспериментальные моделирования продукта, временами рациональное, временами причудливое. Волна увлечения пластиком подкрепляется снижением цены за единицу продукта. «Универсальный» материал затмевает древесину, стекло и металл во многих отношениях, хотя, конечно, к его эстетической стороне многим потребителям было не так просто привыкнуть. Достаточно вспомнить факты, что некоторые пластмассы страдают от окисления или повышенной влажности, воздействия ультрафиолетовой радиации, они могут стать хрупкими, исказиться в форме, потерять блеск и выглядеть потертыми, а в самых неприятных случаях разлагаться на мономеры.
С вышеназванными проблемами (и в первую очередь с изделиями из целлюлозы) сталкиваются, прежде всего, смотрители музея пластмасс «Plart» в Неаполе. Объект из вспененного полиуретана может буквально распасться на составляющие, но, к счастью, это дело прошлого, и проектировщики больше не должны волноваться о длительности службы пластикового изделия. Стабилизаторы и добавки сделали пластмассы намного более надежными, стойкими против атмосферных воздействий и защищенными от царапин. Кроме того налицо прогресс на эстетическом уровне: исследование свойств полимерных материалов преуспело в том, чтобы произвести прозрачный полипропилен, который походит на стекло.
Настоящий бум пластмасс происходит в 60-е годы, когда в моду приходят космические формы «дизайн-утопий» или яркая игра красок «поп-арта».
Поп-дизайн был неотделимо связан с американской мечтой потребительского
мировоззрения, который в начале 60-х овладел всем западным миром. Идея производства долговечных, добротных товаров сменилась лозунгом «сегодня использовал - завтра выбросил». Это был прорыв в философии промышленного производства и дизайна. Поп-дизайн с его яркими цветами, смелыми формами, дешевыми товарами стал стилем для молодых. Наиболее популярными материалами для поп-дизайнеров стали различные виды пластиков, процессы, изготовления которых в 60-е годы были уже хорошо освоены. Пластик привлекал низкой ценой и разнообразием цветов. Если начать перечислять имена великих мастеров пластикового дизайна, то, безусловно, в ряду первых будут Вернер Пантон, Джо Чезаре Коломбо, Энзо Мари, братья Кастильони, Гаэтано Пеше, Гаэ Ауленти, Донато Урбино, Джонатан де Пас, Паоло Ломацци.
Например, Джо Коломбо стремился представить и создать «среду обитания будущего». Он наполнил интерьеры домов многофункциональными свободно перемещающимися блоками или «островами», которые позволяют быстро трансформировать интерьер и создать совершенно новую обстановку. В 1969 году он представил свой проект жилища будущего «Visiona» - открытое жилое пространство без стен, интерьер которого можно было модифицировать из различных блоков. В 1972 году более поздняя модификация «Visiona» под названием «Total Furnishing» (Тотальная мебелировка) была выставлена в музее современного искусства в Нью-Йорке.
Еще одним символом эры пластикового дизайна стал стул Вернера Пантона («Стул Пантона»), который представляет собой единое изделие в виде кривой линии, «без ножек и спинки». У этого стула достаточно долгая история, связанная с поиском оптимального материала для реализации такой необычной формы. Первые модели стульев были сделаны из укрепленного стекловолокном полиэстера, минусами при этом были увеличенный объем ручного труда, недостаточное качество отделки и весьма высокая стоимость конечного изделия. Позже в качестве материала стали использовать жесткую полиуретановую пену, но по цене изделия по-прежнему были доступны лишь немногим потребителям. Третья версия стула отливалась уже методом впрыска из термопластичного полистирола, но и это решение оказалось со временем не идеальным: в процессе эксплуатации стул становился ломким и быстро приходил в негодность. Новая версия стула вышла в свет лишь в 1983 году по применявшемуся ранее методу формовки с применением полиуретановой пены. Этот моноблок, ставший символом эры пластикового дизайна, полностью поменял представление о стуле, расширил границы его восприятия, стал важным пунктом в ряде экспериментов в этом направлении и весьма часто
его можно встретить в интерьерах с футуристической ноткой, или даже в качестве декораций фантастических фильмов последнего десятилетия.
Авторский дизайн - это своеобразная традиция пластикового дизайна. Журнал «Искусство» в свое время называл великих экспериментаторов: Ээро Аарнио с его «Креслом-шаром» (1968), Луиджи Колани с его «Zocker» (1971), Вико Маджистретти с его лампой «Mezzachimera» (1969), Джаспер Моррисон с его креслом «Bazel» (2008), Этторе с его портативной пишущей машинкой «Валентина» (1968), Филипп Старк с его стулом «г-н Импоссибль» (2007) и Вильгельм Вагенфельд со столовой посудой для самолета Lufthansa (1955), Константин Грчич (лидер современного предметного дизайна в Германии).
Проектирование из пластмасс - неотделимо от экспериментов даже в настоящее время. В своих первых проектах для «Kartell» Филипп Старк был абсолютно неопытен, имея дело с пластмассой, однако он смог найти новый взгляд и придумать что-то необычное, и в результате, технический шов стал своеобразным украшением, отличительной деталью
Нет сомнения, что больше, чем качество дизайна используемого материала выражены в объектах повседневной культуры. Прежде всего, это объекты - размышления наших потребностей и желаний. Пластмассовый дизайн прошел процесс взлетов и падений, определенных политическими,
социальными, экономическими и экологическими влияниями. Во время «экономического чуда» в 50-х, когда потребительская эйфория быстро росла, использование пластмассы активно поощрялось. Дизайнеры авангарда того времени возглавили движение функционализма с девизом «меньше дизайна, больше дизайна», а цитаделью этого движения стала Школа Дизайна в Ульме, идеи которой были осуществлены компанией «Браун» с ее главным дизайнером Дитером Рамсом. Проигрывателю «K4» его авторства, более известному как «гроб Белоснежки», сделали крышку из плексигласа (полиметил метакрилата) - это было смелое и неожиданное решение для 1955 года.
Дикие 60-е порвали с функционализмом, но использование пластика только увеличивалось. Материал словно был создан для прогрессивных и вдохновленных дизайнеров, жаждущих
экспериментировать. Используя пластмассу, они смело играли с образами жизни человека, социальными протестами, поддерживая себя верой и одержимостью свободы творчества, а также энтузиазмом новых технологий. Дизайнеры хотели выйти за границы возможного.
Дюссельдорфское сообщество по полимерам представило список наиболее значимых объектов индустриального дизайна из пластика:
- коллекция «Пластиковые кресла» (1950); дизайнеры: Рэй и Чарльз Имз, США; изготовитель: Vitra; материал: полиэстер укреплен с оптоволокном (места)
- столовая посуда самолета «Lufthansa» (1955); дизайнер: Вильгельм Вагенфельд, Германия; изготовитель: Йоханнес Букстайнер Пластикверк; материал: меламин
- портативная комбинация радио/ проигрывателя «Combi» (1954/55); дизайнер: Вильгельм Вагенфельд, Германия; изготовитель: Max Braun AG; материал: пластмасса (не определенный в любых больших деталях)
- комбинация Радио/проигрывателя «SK4» (1955/56); дизайнер: Дитер Рамс, Германия; изготовитель: Макс Браун AG/Germany; материал: полиметил метакрилат (Plexiglas)
- консольный стул «Пантон» (1960); дизайнер: Вернер Пантон, Дания; изготовитель: Vitra; материал: Luran S
- настольная лампа «Nesso» (1964); дизайнер: Джанкарло Маттьоли, Италия; изготовитель: Artemide; материал: стирол- бутадиен-акрилонитрил (ABS)
- стул «Шар» (1968); дизайнер: Eero Aarnio, Финляндия; изготовитель: Adelta; материал: метакрулат полиметила (Plexiglas)
- стандартная лампа «Mezzachimera» (1969); дизайнер: Вико Маджистретти, Италия; изготовитель: Artemide; материал: полиметил метакрилат (Plexiglas)
- лампа «Первомай» (1998), включенный в коллекцию Музея современного искусства в Нью-Йорке; дизайнер: Константин Грцик, Германия; изготовитель: Flos; материал: полипропилен
- барный стул «Миура» (2005), включенный в коллекцию Музея современного искусства в Нью-Йорке; дизайнер: Константин Грцик, Германия; изготовитель: Доска; материал: полипропилен
- стул «г-н Импоссибл» (2007); дизайнер: Филипп Старк, Франция; изготовитель: Kartell; материал: поликарбонат
- стул «Тонкий» (2007); дизайнер: Роберто Фошиа; изготовитель: Софтлайн Ол Кит; материал: сополимер акрилонитрила и стирола (Luran 368 R)
- консольный стул «Myto» (2007); дизайнер: Константин Грчич, Германия; изготовитель: доска/Италия; материал: терефталат полибутилена (Ultradur)
Продолжателем идей Джо Коломбо и Вернера Пантона по праву можно считать известного индустриального дизайнера Карима Рашида. На дизайн-сцене он уже давно зарекомендовал себя как эксцентричный дизайнер, использующий в своих работах инновационные материалы и технологии. В 2010 году он представил проект умного дома с многозадачными сенсорными элементами, выполненными из кориана (DuPont™ Corian®). Несмотря на то, что материал был изобретен в 1968 году, сегодня он значительно расширил свою палитру и формообразующие свойства. Футуристические формы в интерьере редко обходятся без участия кориана, тем более что он изготавливается по современным экологическим стандартам и завоевывает пространство, постепенно отходя от реализации только лишь в качестве материала для столешницы - современные
дизайнеры используют его для реализации параметрических объектов, сделанных методом сечения, изгибают, как лист бумаги, поражая воображения потребителя диковинными образами будущего.
Популярность пластмасс остановилась внезапно, когда грянул нефтяной кризис 1973 года. Стало очевидно, что в современном потребительском обществе происходит большой расход сырья, колоссально растут объемы мусора, и львиная доля в загрязнении окружающей среды принадлежит пластиковым материалам. Последнее,
справедливости ради надо заметить, привело к резкому спаду популярности пластика. В 80-х годах пластмассы были весьма маргинализованы в связи с активностью движения за охрану окружающей среды. Десятилетие спустя, стабильный экономический рост, социальный гедонизм и начало цифровой эры помогли пластмассовому дизайну достигнуть бурного возвращения в 90-х.
Последнее десятилетие проектировщики пластмасс стали возвращаться к изначальному смыслу становления их профессии - разработка биополимера. В свете возрастающего вопроса экологического дизайна, эта задача представляется чрезвычайно актуальной. На Миланском Мебельном салоне в этом году, немецкий дизайнер Вернер Айсслингер представил свой «Стул Hemp» (2011), сделанный из экологически чистого композиционного материала (естественные древесные волокна и связующее Aerodur), получившаяся структура весьма упруга и жестка.
В течение последних лет проводится немало конференций и симпозиумов, связанных с пластиковыми материалами, например,
конференция в Дюссельдорфе, запланированная на 2016 год, носит звучное название «Пластмассы формируют будущее», аккумулируя действительно важный факт - в каждый период времени пластмассы показывали нам возможности нового будущего в формообразовании. Синонимичный с инновациями, безопасностью, комфортом и фактически неограниченным объемом производства в дизайне, пластик завоевал практически все сферы жизни человека. Без пластмасс и резины невозможно справиться с огромными проблемами будущего (инновационные медицинские технологии, робототехника, нанодизайн, энергоемкость, энерго-эффективность и многое другое). И если учесть, что последнее время внимание разработчиков приковано к вопросу экологичности выпускаемого материала, будущее пластиковых форм выглядит весьма радужно, а значит, эра пластикового дизайна еще не закончена.
Литература
1. Михайлова А.С., Михайлов С.М. Основы дизайна. Казань: Дизайн-квартал, 2009 г.
2. Михайлов С.М., Михайлова А.С. История дизайна краткий курс. М.:Союз дизайнеров России, 2004 г.
3. Михайлов С.М. История дизайна: В 2 т. Учеб. пособие. М.: Союз дизайнеров России, 2004.
4. Шр8://т.тоИре&а.о^/ткШластмассы
5. Шр8://т.шк1ре(11а.о^/шМ/Целлулоид
6. Andrej Kupetz. The Economies of Desire http://catalystreview.net/2010/12/the-economies-of-desire/
© А. С. Михайлова - кандидат искусствоведения, доцент кафедры «Дизайн» КНИТУ» [email protected]. © А. S. Mikhailova - candidate of Art Criticism, associate professor of the department «Design» of KNRTU, [email protected].