Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЛЕКСА ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРОФЕССИИ ГОРНОРАБОЧИХ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЛЕКСА ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРОФЕССИИ ГОРНОРАБОЧИХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
32
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОТБОР / ТРЕНИНГ / АДАПТАЦИЯ / ФИЗИОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кулкыбаев Г. А., Исмаилова А. А., Онаев С. Т.

Использование комплекса тренирирующих дыхательных упражнений в практике профессионального отбора позволит повысить качество подготовки специалистов для работы в экстремальных условиях угольной промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кулкыбаев Г. А., Исмаилова А. А., Онаев С. Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING COMPLEX OF RESPIRATORY EXERCISES IN MINERS TRAINING

Using complex of respiratory exercises in occupational selection practice enables better training for work in extreme conditions of coal industry.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЛЕКСА ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРОФЕССИИ ГОРНОРАБОЧИХ»

ков, первый из которых автоматизирует этап разработки решающего правила. Второй, работающий по жесткому алгоритму, проводит психофизиологическое тестирование кандидата и дает заключение о его профпригодности с использованием разработанных первым блоком решающих правил. Хотя блоки функционально разделены, они имеют внутреннюю программную связь. Работа на обоих этапах проводится в диалоговом режиме, имеются все необходимые средства, обеспечивающие «дружеский» интерфейс с пользователем. При запуске программы на экране монитора появляется меню, позволяющее обратиться к первому или второму блоку.

На стадии разработки решающего правила вначале проводятся опрос экспертов и ранжирование психофизиологических качеств работников заданной специальности, затем выделяются группы экспертов с согласованным мнением и определяются весовые коэффициенты для профессионально значимых психофизиологических качеств путем опроса экспертов выбранной однородной группы. Далее формируется батарея тестов для обследования контингента работающих на заданную специальность и строится решающее правило для диагностического заключения о профпригодности к данной специальности (при этом постоянно пополняется банк решающих правил для различных профессий).

На основании весовых коэффициентов и координат психофизиологического «эталона» специальности («эталонные» значения психофизиологических показателей) формируется решающее правило на конкретную специальность. В нем неизвестны только координаты вектора психофизиологического образа испытуемого, которые находятся в результате обследования по компьютерной программе второго этапа. При необходимости полученное решающее правило на конкретную профессию может быть передано в банк решающих правил для дальнейшего использования. Его пополнение расширяет круг

профессий с уже разработанными решающими правилами, что существенно сокращает стоимость и сроки процедуры профотбора.

В ы в о д ы. 1. Разработанная система позволяет проводить, в отличие от общепринятого подхода, не «жесткий» психофизиологический отбор на конкретную специальность, а подбор различных специальностей типа «человек—техника» для претендента по результатам одного тестирования. 2. Программное обеспечение максимально упрощает работу пользователя, от которого не требуется специальных знаний по психологии, математике, программированию. 3. Система позволяет пополнять базу данных, содержащих психофизиологические «эталоны» требуемых профессиональных качеств, что дает возможность постоянно расширять ее функциональные возможности в аспекте профессионального психофизиологического подбора.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бондарев И.П., Вылегжанин О.И., Чичерин Д.С., Софьин A.M. // Вопр. психологии. — 2000. _ № 5. — С. 127—131.

2. Гуревич K.M. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. — М.: Наука, 1970.

3. Матюхин В.В., Порошенко A.C., Ямпольская Е.Г. и др. // В кн.: Материалы 10-й Всероссийской конференции по физиологии труда с международным участием. — М., 2001. — С. 91—92.

4. Мучински П. Психология, профессия, карьера. — С.-Пб: «Питер», 2004.

5. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. — М.: Изд-во

МГУ, 1990. — С. 129—136.

Поступила 06.10.05

УДК 612.2(1-31):613.62

Г.А. Кулкыбаев, А.А. Исмаилова, С.Т. Онаев

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЛЕКСА ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРОФЕССИИ ГОРНОРАБОЧИХ

Национальный центр гигиены труда и профзаболеваний, Министерство здравоохранения

Республики Казахстан, г. Караганда

Использование комплекса тренирирующих дыхательных упражнений в практике профессионального отбора позволит повысить качество подготовки специалистов для работы в экстремальных условиях угольной промышленности.

Ключевые слова: профотбор, тренинг, адаптация, физиология.

G.A. Koulkybayev, A.A. Ismailova, S.T. Onayev. Using complex of respiratory exercises in miners training. Using complex of respiratory exercises in occupational selection practice enables better training for work in extre me conditions of coal industry.

Keywords: occupational selection, training, adaptation, physiology.

Интенсивное воздействие экопроизводственных факторов, изменившаяся социально-экономическая ситуация привели к резкому ослаблению физического развития и качества здоровья подрастающего поколения, особенно той ее части, которая готова приступить к выполнению производственной деятельности. В связи с этим целесообразно внедрение в структуру уроков (физического и трудового воспитания) физических и дыхательных упражнений для подготовки профессионально пригодных и высоко адаптивных лиц, устойчивых к воздействию экстремальных условий, надежно и безаварийно работающих в ограниченных условиях подземной среды угольной шахты.

Использование нетрадиционных средств направлено на повышение функциональных возможностей подросткового организма, основанных на принципах адаптационной медицины [2, 5, 6].

Цель работы: оценить эффективность использования дыхательного тренинга в практике профессионального отбора молодых лиц, осваивающих горные профессии.

М е т о д и к и. Объектами исследования явились 31 учащийся профессиональных школ, из них 1-го курса — 14 человек, 2-го курса — 17 человек. Средний возраст подростков составил 16,1 ± 1,0 и 17,2 ± 1,2 года.

В структуре уроков физического воспитания внедрен комплекс аэробных упражнений, при которых испытуемый строго выполнял последовательность и форму фазы дыхания (быстрый вдох через нос и сильный выдох через рот). При этом изометрическое физическое упражнение выполнялось на протяжении всего тренинга. Весь комплекс дыхательных упражнений выполнялся под строгим контролем специально обученного инструктора.

Физиологические исследования включали изучение функционального состояния дыхательной (ЖЕЛ — жизненная емкость легких, МОД — минутный объем дыхания, ЧД — частота дыхания), гемоди-намической системы (ЧСС — частота сердечных сокращений, САД и ДАД — систолическое и ди-астолическое артериальное давление), регистрировали резервы вдоха и выдоха (РДвд. и РДвыд.) методом волюмометрии, продолжительность выполнения проб Штанге и Генча [1, 3].

Функцию внешнего дыхания у подростков изучали с помощью портативного спироанализатора (5р1гоапаНгег БТ—95, Япония). Оценку выраженности изменений функционального состояния вентиляционной способности легких и проходимости бронхов проводили по таблице градации нормальных значений и снижения показателей, рассчитанных из маневра ФЖЕЛ, разработанной В.К. Кузнецовой и Е.С. Аганезовой [4].

Полученные материалы обработаны на персональном компьютере с привлечением вариационной статистики, корреляционного, регрессионного, факторного и непараметрического анализов. Статисти-

ческая достоверность оценена параметрическим методом по показателям Стьюдента и Фишера и непараметрическим Манна—Уитни.

Р е в у л ь т а т ы и с с л е д о в а н и й.

Выполнение учащимися 1—2 курсов дыхательного тренинга на протяжении 6—8 занятий приводило к постепенному росту ЖЕЛ на 23,2 % и возрастанию ЧД на 10,1 %. Подобные изменения функционирования дыхательной системы определялись интенсивным развитием фракции вдоха за счет увеличения легочных объемов. Также заметно возрастали РДвд. на 339 % и время выполнения пробы Штанге на 47,5 %.

В группе подростков, нерегулярно занимающихся дыхательным тренингом, показатели ЖЕЛ возросли на 15,7 %, а ЧД сократилась на 3,5 %. При этом прирост фракции вдоха у них был заметно ниже на 35 %, чем у интенсивно тренирующихся. Время выполнения пробы Штанге резко возрастало на 37 и 30 % среди сравниваемых групп, что характеризует крайнюю неравномерность внутригруппо-вых изменений. У подростков, интенсивно занимающихся тренингом, при анализе фракции выдоха выявлены разнонаправленные изменения, заключающиеся в повышении эластической отдачи легких и сокращении РДвыд. на 31,3 % (таблица).

При выполнении пробы Генча отмечалось ослабление эластических свойств легких на 11 % среди подростков. У 50 % подростков этой группы отмечено возрастание времени выполнения пробы Генча. То есть, качество выполнения тренингов в большей степени определяет увеличение объемных характеристик их легочной ткани и в меньшей степени возрастание эластической отдачи. Однако необходимо отметить, что на величину приростов резервных возможностей дыхательной системы в большей степени оказывает влияние исходного состояния ЖЕЛ.

Установлено, что выполнение тренировочных упражнений направлено, в первую очередь, на развитие кардиореспираторной системы. Так, выполнение 8 занятий дыхательным тренингом у подростков приводит к возрастанию ЧД на 30 % и ЧСС на 50 %. То есть выполнение дыхательных упражнений приводит к повышению адаптационных возможностей кардиореспираторной системы.

Анализ среднегрупповых значений динамики изменений характеристик центральных и периферического звеньев гемодинамической системы подростков обеих групп позволил выявить, что на протяжении учебного семестра отмечалось однонаправленное возрастание ЧСС на 11,8 и 24,1 %, снижение ДАД на 10,1 и на 4,7 % соответственно.

Показатели САД у нетренированных подростков имели тенденцию к снижению, а у тренированных к незначительному возрастанию (на 5,3 %).

Анализ корреляционных взаимодействий показателей кардиореспираторной системы позволил установить, что у подростков, нерегулярно занимающих-

Изменение показателей кардиореспираторной системы у подростков, М ± m

Показатель Нетренированные, n — 12 Тренированные, n — 8

До тренинга После тренинга До тренинга После тренинга

ЧСС, 1/мин 73,8 ± 1,5 81,2 ± 3,4 65,7 ± 2,4* 80,6 ± 5,1

САД, мм рт. ст. 119,5 ± 6,2 119,2 ± 3,6 112,8 ± 1,5 118,6 ± 3,4

ДАД, мм рт. ст. 88,3 ± 2,0 81,7 ± 3,4 84,7 ± 2,9 80,0 ± 2,2

ЧД, 1/мин 25,7 ± 1,0 24,8 ± 1,7 22,3 ± 1,2 24,0 ± 2,3

МОД, мл 2246 ± 210 3067 ± 406 2329 ± 217 3552 ± 564

ЖЕЛ, л 4,09 ± 0,10 5,88 ± 2,50 4,04 ± 0,15 3,35 ± 0,20

РДвд., мл 272 ± 43 579 ± 26 171 ± 24 661 ± 48

РДвыд., мл 848 ± 117 852 ± 144 817 ± 114 454 ± 90***

П. Штанге, с 44,2 ± 5,0 48,8 ± 4,1 41,8 ± 4,2 59,4 ± 3,6*

П. Генча, с 25,3 ± 3,6 22,9 ± 1,4 27,1 ± 3,0 23,1 ± 4,0

* Достоверность по Вилконсону по отношению к фону.

ся тренингами, выявлена их меньшая скоррелиро-ванность. Так, фоновые значения резервных возможностей дыхательной системы (РДвд., РДвыд.) были определены в основном характеристиками ЖЕЛ (г = 0,84 и 0,68). Причем в большей степени величина ЖЕЛ взаимосвязана сильнее с РДвд. Прирост РДвд. имел тесную корреляционную связь с показателем центральной гемодинамики (г = 0,61). Выполнение пробы Штанге в большей степени лимитировалось уровнем ДАД (г = —0,64), а выполнение пробы Генча — с ЧД (г = —0,67). Взаимодействие тонуса периферического сопротивления сосудов с емкостной характеристикой дыхательной системы (г = 0,64) опосредованно влияло на развитие резервных возможностей дыхания.

Участие подростков в тренинговых занятиях приводило к тому, что при исходно более низких значениях резервных возможностей системы дыхания формирование адаптационных перестроек кардиорес-пираторной системы протекало особенно интенсивно и скоординированно. Это проявлялось в высокой обратной зависимости прироста резервов вдоха и выдоха (г = —0,69) при наличии положительной связи с приростом МОД (г = 0,70). Вместе с тем прирост РДвыд. имел отрицательную корреляционную зависимость с приростом МОД (г = —0,74) и положительную с возрастанием ДАД (г = 0,84).

Отмеченное снижение продолжительности выполнения пробы Генча находилось в отрицательной связи с ростом САД (г = —0,63). Наиболее значимые для функционального созревания организма подростков является соотношение ЧД и ЧСС, которые однонаправленно возрастали (г = 0,68). Высокая обратная скоррелированность прироста ЖЕЛ и ЧД свидетельствует о начинающейся адаптационной перестройке в дыхательной системе подростков при выполнении упражнений.

В ы в о д ы. 1. Продолжительность выполнения пробы Генча подростками, являющейся ключевым звеном дыхательной антигипокси-

ческои тренировки, зависела от исходного уровня ЧД, ЧСС и ЖЕЛ. 2. Высокая обратная скор-релированность прироста ЖЕЛ и ЧД после выполнения антигипоксическои тренировки свидетельствовала о начинающейся адаптационной перестроике в дыхательнои системе подростков. 3. Для увеличения продолжительности анти-гипоксическои тренировки подростков необходимо предусмотреть, кроме изометрических нагрузок, включение в комплекс динамических дыхательных упражнении, направленные на развитие дыхательнои мускулатуры. 4. Максимальная скоординированность параметров ЧД и ЧСС у подростков достигается при наибольшем количестве тренингов (8 занятии), что позволяет говорить об эффективности дальнейшего использования упражнении для повышения адаптационных возможностеи организма к внешним воздеиствиям. 5. Внедрение комплекса дыхательных упражнении в структуру физических занятии в профессиональных школах позволит повысить уровень здоровья и работоспособности подростков профессиональных школ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агаджанян H.A., Красников Н.П., Полунин И.Н. Физиологическая роль углекислоты и работоспособность человека. — Москва—Астрахань—Нальчик, 1995.

2. Баевскии P.M., Берсенева А.П., Вакулин В.К. и др. Оценка эффективности профилактических мероприятий на основе измерения адаптационного потенциала системы человека. — Киев: Здоровье,

1986.

3. Загрядскии В.П., Сулимо-Самуилло З.К. Методы исследования в физиологии труда. — Л.: Наука, 1976.

4. Кузнецова В.К., Аганезова Е.С. // Пульмонология. — 1996. — № 1. — С. 35—41.

5. Ладанов П.И. Управление развитием аэробной работоспособности с помощью индивидуализированных физических нагрузок в зоне аэробно-анаэробного перехода: Автореф. дис. ... канд. биол.наук. — Новосибирск: Новосиб. гос. пед. ун-т, 2000.

6. Меерсон В.З. Адаптационная медицина: защитные перекрестные эффекты адаптации. — М.: Медицина, 1993.

Поступила 06.10.05

УДК 613.62:612.821

А.А. Исмаилова, А.А. Мусина

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ РАБОТНИКОВ УГОЛЬНОГО

ПРОИЗВОДСТВА

Национальный центр гигиены труда и профзаболеваний, Министерство здравоохранения

Республики Казахстан, г. Караганда

Разработанные критерии профессиональной пригодности адекватно применимы в целях оптимизации материальных затрат между составляющими системы «человек—машина» и в процессе подготовки молодых специалистов для работ в экстремальных условиях угольного производства.

Ключевые слова: профессиональная пригодность, психофизиологическая «цена» деятельности, адаптация, нервно-эмоциональное напряжение, здоровье, работоспособность, функциональная устойчивость.

A.A. Ismailova, A.A. Mousina. Occupational fitness of workers in coal mining industry. Specified criteria of occupational fitness are adequate for optimizing material expenses within the system «human—machine» and during occupational training for work in extre me conditions of coal industry.

Keywords: occupational fitness, psychophysiologic «price» of activities, adaptation, psychoemotional strain, health, operational capability, functional stability.

В последние годы некоторые промышленные предприятия в связи с экономическим ростом перешли на новые формы хозяйствования с интенсивным внедрением новых техники и технологий. Именно поэтому одной из актуальных задач развития современной медицины труда является разработка критериев профессиональной пригодности с использованием комплексных методологических подходов, включающих изучение индивидуальных свойств нервной системы, особенности личностей, психических процессов, корково-подкорковых взаимоотношений, вегетативных реакций, которые характеризуют степень напряжения организма, энергетическую «цену» выполняемой работы [3—5].

Главной задачей профессиональной успешности и надежности работающих является установление оптимального соответствия рабочего избираемой профессии, как по состоянию здоровья, так и по психофизиологическим и индивидуально-типологическим особенностям. Общеизвестно, что несоответствие индивидуальных особенностей человека требованиям профессии может быть источником самых неблагоприятных последствий, как для физического, так и для психического здоровья [1].

Интенсификация угольного производства с внедрением новых технологий и оборудования выдвигает насущную потребность к подготовке квалифицированных рабочих кадров для выполнения производственных заданий в экстремальных условиях подземной добычи угля. Ошибка или срыв

трудовой деятельности рассматриваются как следствие причин, связанных не только с самим субъектом, его психофизиологическим статусом. Принято считать профессионально значимыми те психофизиологические функции, без определенного уровня развития которых успешное освоение работающими профессии и их адаптация невозможны [2].

Целью данной работы явилась разработка психофизиологических критериев, определяющих профессиональную пригодность работающих в экстремальных условиях подземной угледобычи на основе установления закономерности формирования помехоустойчивости и функциональной надежности их организма в ответ на воздействие физических и психоэмоциональных нагрузок.

М е т о д и к и. Исходя из поставленной цели были сформированы несколько групп испытуемых (126 горнорабочих и 44 работников операторской службы угольных шахт, средний возраст рабочих составил 38,9 ± 1,4 и 37,2 ± 1,8 года; стаж 17,6 ± 1,5 и 14,6 ± 1,5 года), чья профессиональная деятельность требует максимального освобождения информационной емкости высших отделов головного мозга для принятия экстренных решений, включение предвидения, ожидания, а также 35 учащихся профтехшкол в возрасте 17—18 лет, специфической особенностью освоения горной профессией является процесс адаптации к факторам производственной и информационной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.