Научная статья на тему 'Использование когнитивно-речевых тактик как способ реализации толерантного поведения'

Использование когнитивно-речевых тактик как способ реализации толерантного поведения Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
177
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДВЫБОРНАЯ РЕЧЬ / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / КОГНИТИВНО-РЕЧЕВЫЕ ТАКТИКИ / RE-ELECTION SPEECH / LINGUISTIC PERSONA / TOLERANCE / TOLERANT BEHAVIOR / COGNITIVE SPEECH TACTICS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Подоляк Наталья Николаевна, Маринина Галина Ивановна

Статье раскрывается содержание понятий «языковая личность», «толерантность», «когнитивно-речевые тактики» с целью анализа предвыборных речей как воплощения социально значимого типа взаимодействия между политическими деятелями и гражданами сообщества; определяются речевые категории, реализующие интенцию самопрезентации говорящего в аспекте проявления толерантного поведения, и рассматривается классификация соответствующих когнитивно-речевых тактик. Кроме того, приводятся аргументы в пользу того, что понятие «толерантность» многофункционально и необходимо его рассмотрение в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF COGNITIVE SPEECH TACTICS AS A WAY OF TOLERANT BEHAVIOR REALIZATION

The article deals with the concepts of «linguistic persona», «tolerance», «cognitive speech tactics» in order to analyze the specifics of pre-election speeches and considers the named concepts as the embodiment of socially important type of interaction between politicians and citizen; it also defines the speech categories realizing the speaker's intention of self-representation in order to manifest tolerant behavior, and examines the classification of the relevant cognitive speech tactics. Besides, we adduce arguments in favour of the fact that the concept of «tolerance» is multifunctional and it is necessary to considerate it in the sociocultural and political aspects.

Текст научной работы на тему «Использование когнитивно-речевых тактик как способ реализации толерантного поведения»

УДК 81'11

Н. Н. Подоляк, Г И. Маринина

использование когнитивно-речевых тактик как способ реализации толерантного поведения1

В статье раскрывается содержание понятий «языковая личность», «толерантность», «когнитивно-речевые тактики» с целью анализа предвыборных речей как воплощения социально значимого типа взаимодействия между политическими деятелями и гражданами сообщества; определяются речевые категории, реализующие интенцию самопрезентации говорящего в аспекте проявления толерантного поведения, и рассматривается

классификация соответствующих когнитивно-речевых тактик. Кроме того, приводятся аргументы в пользу того, что понятие «толерантность» многофункционально и необходимо его рассмотрение в социокультурном и политическом аспектах.

Ключевые слова: предвыборная речь, языковая личность, толерантность, толерантное поведение, когнитивно-речевые тактики.

N. N. Podolyak, G. I. Marinina

use of cognitive speech tactics as a way of tolerant behavior realization

The article deals with the concepts of «linguistic persona», «tolerance», «cognitive speech tactics» in order to analyze the specifics of pre-election speeches and considers the named concepts as the embodiment of socially important type of interaction between politicians and citizen; it also defines the speech categories realizing the speaker's intention of self-representation in order to manifest tolerant

behavior, and examines the classification of the relevant cognitive speech tactics. Besides, we adduce arguments in favour of the fact that the concept of «tolerance» is multifunctional and it is necessary to considerate it in the sociocultural and political aspects.

Key words: pre-election speech, linguistic persona, tolerance, tolerant behavior, cognitive speech tactics.

В силу высокой социальной значимости и одновременно сложности адекватной интерпретации политическая речевая деятельность является традиционным объектом исследования психологов, лингвистов, языковедов и переводоведов. Изучению данной проблемы посвящено значительное количество работ, но вместе с тем все новые и новые аспекты построения профессиональной речевой деятельности политика, характеристики и особенности языковой личности становятся предметом междисциплинарного изучения. Это вызвано, несомненно, не только интересом исследователей, но и постоянно

изменяющимися требованиями, предъявляемыми социумом к политику высокого ранга.

В условиях интенсификации разных видов взаимодействия в обществе, где стресс и конкуренция, рост регионального национализма и утверждение прав различных меньшинств во всем мире превращаются практически в норму человеческой жизни, роль такого качества языковой личности, как толерантность, приобретает особую актуальность в политической коммуникации. Для политика толерантность - это и цель, и средство его профессиональной деятельности и жизнедеятельности в целом: цель, именно

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ. «Толерантность как компетентностная составляющая коммуникативно гибкой языковой личности в условиях поликультурного Северо-Кавказского региона», проект № 15-04-00126.

ГУМАНИТАРНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

потому, что в силу своих функциональных обязанностей политик призван воспитывать у граждан сообщества толерантность как одно из базовых качеств личности. Другими словами, толерантность является для политического деятеля средством решения своих собственных жизненных и профессиональных проблем, а также совокупности задач профессионального развития.

В данной статье мы ставим задачу изучения когнитивно-речевых тактик в предвыборных речах политиков, которые наиболее тесно связаны с проблемами толерантности. В последние десятилетия возрос интерес к проблеме политической личности, обусловленный прежде всего тем, что в условиях развития глобальных коммуникаций возможности человека значительно расширились. В зависимости от целей и задач определённой научной дисциплины меняется значимость политической личности как объекта исследования. По словам российского философа, культуролога, эксперта в области истории философии и логики Ю. Н. Солонина, «в качестве приоритетного объекта исследования понятие «личность» можно встретить в психологии, философии, культурологии, языкознании, литературе и ряде других наук» [6, с. 156].

Каждый человек, вникающий в проблемы языка, вынужден усваивать и способы его понимания. Носителем языкового сознания является так называемая «языковая личность». По мнению Д. В. Шапочкина, языковая личность - «это человек, существующий в языковом пространстве - в общении, в стереотипах поведения, зафиксированных в языке, в значениях языковых единиц и смыслах текстов» [7, с. 71]. С опорой на работы авторитетного ученого Ю. Н Карау-лова, языковую личность мы трактуем как «совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание им речевых произведений (текстов)» [2, с. 3], различающихся степенью структурно-языковой сложности, глубиной и точностью отражения действительности, определенной прагматической направленностью.

Языковую личность можно охарактеризовать с точки зрения речевого поведения и языкового сознания, а именно с позиции лингвистической концептологии и теории дискурса. При исследовании предвыбор-

ных речей и описании политического деятеля как языковой личности важно принимать во внимание такое его речеповеденческое качество, как толерантность. В последнее время наблюдается увеличение значимости этого качества и необходимости его учета в процессе разработки и реализации политики самими практическими деятелями. Несмотря на существующее множество подходов к определению ее роли в социуме, толерантность индивидов все же есть редуктор социальных отношений и взаимодействий, а также мощный механизм снижения уровня конфликтности в обществе. Мы разделяем мнение О. А. Михайловой, которая отмечает многозначность понятия «толерантность»: 1) высокое душевное качество, способность личности без внутренней агрессии воспринимать другого; 2) терпимое, лояльное отношение к другому, сознательно признающее право его существования; терпимое отношение к убеждениям, мнениям и верованиям другого; 3) поведение человека в ситуации конфликта, подчиненное стремлению достичь взаимного понимания и согласования разных установок, не прибегая к насилию, к подавлению человеческого достоинства, а используя гуманитарные возможности [4, с. 15].

Другие учёные видят в толерантности «способность устанавливать и сохранять общность с людьми, отличающимися от нас в каком-либо отношении, она должна считаться добродетелью, столь же редкой, сколь высока ее ценность (поскольку человек от природы склонен к общности на основе родового сознания)» [1, с. 37]. Несмотря на различные подходы к определению данного понятия, всех ученных объединяет уверенность в том, что толерантность - это и психологический феномен - душевное качество, и социальный - отношения между личностями, и коммуникативный феномен -поведение личности. Многофункциональность понятия «толерантность» очевидна, и поэтому вполне закономерно её рассмотрение в социокультурном и политическом аспектах.

Актуальность изучения проблемы толерантности в предвыборных выступлениях подкреплена тем, что толерантное поведение осознается уже не только как определенная ценность или общественный идеал, но и является беспроигрышной стратегией

достижения определенных целей. Политическую толерантность можно считать важнейшим атрибутом политической культуры демократического общества, включающим в себя и государство, и гражданское общество в целом. «Формированию толерантного поведения должны способствовать такие профессиональные компетенции, как владение теоретическими и эмпирическими знаниями в области межкультурной коммуникации; владение правилами и традициями межкультурного профессионального общения; готовность преодолевать влияние стереотипов и осуществлять межкультурный диалог; знание целей и задач общеевропейской языковой и региональной политики в условиях межкультурного взаимодействия» [5, с. 5292]. Толерантность политического деятеля находит свою реализацию через использование когнитивно-речевых тактик, которые являются неотъемлемой частью когнитивной модели политического дискурса в целом. Когнитивно-речевые тактики являются важной характеристикой толерантного поведения языковой личности. Тактики общения представляют собой «цепочку решений говорящего, его выбор определенных коммуникативных действий и языковых средств» либо «реализацию набора целей в структуре общения» [3, с. 112]. Опираясь на классификацию В. Д. Шапочкина [7, с. 70-77], проиллюстрируем примерами из нашей картотеки наиболее употребительные речевые тактики, к которым прибегают политики-ораторы с целью реализации толерантного поведения:

- обобщение - данный приём демонстрирует, что только что приведенная информация не случайна. С помощью этого приема подкрепляется возможное общее мнение: The United States is eager to work with the Panamanian people... [7, с. 121] (Соединенные Штаты стремятся работать с панамцами); it is to be met with everywhere... [7, с. 75] (с этим сталкиваешься на каждом шагу..);

- приведение примера - показывает, что информация, содержащаяся в предвыборной речи, это не просто слова, а достоверная информация, опирающаяся на конкретные факты (опыт адресанта): At this moment, U. S. forces, including forces deployed from the United States last night... [7, с. 122]

(В данный момент вооруженные силы США, в числе которых задействованные прошлой ночью войска...);

- усиление - речевая тактика, нацеленная на более эффективный контроль над вниманием аудитории, на улучшение подачи релевантной информации: I'm just appalled that... [7, с. 76] (Это ужасно, что.); It's a shame that... [7, с. 76] (Позор, что.); General Noriega's reckless threats and attacks upon Americans... [7, с. 123] (Опрометчивые угрозы генерала Норьеги и нападения на американцев ...);

- (очевидные) уступки - ход, демонстрирующий реальную или воображаемую терпимость и сочувствие, т. е. политик в некоторой степени положительно самопрезентует себя: There are also good people among them [7, с. 98] (Среди них попадаются и хорошие люди); The United States is eager... to rebuild their economy. The Panamanian people want democracy, peace... [7, с. 23] (Соединенные Штаты намерены ., восстановить их экономику. Панамцы хотят установить демократию, мир . );

- повтор - тактика привлечения внимания, структурирования информации, подчеркивания субъективных оценок и более значительных тем: I salute every one of them and thank them on behalf of our country ... [7, с. 124] (Я приветствую каждого из них и благодарю их от имени нашей страны ...);

- контраст - данная тактика реализует несколько значимых функций: риторическая - привлечение внимания; семантическая - выделение в речи положительных и отрицательных оценок, действий людей путем противопоставления «МЫ - группы» и «ОНИ - группы»: We had to work for many years, and they receive benefit... [7, с. 101] (Нам приходилось долгие годы трудиться, а они получают пособие...). Данная тактика используется во всех ситуациях, где прослеживается конфликт интересов: ...this dark chapter of dictatorship behind them and move forward together as citizens of a democratic Panama... [7, с. 124] (эту темную главу диктаторства в их истории позади и двигаться дальше вместе в качестве граждан демократичной Панамы);

- сдвиг - типичная положительная самопрезентация политика: To me, generally, all the same, but other deputies in our fraction are

ГУМАНИТАРНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

indignant [7, с. 76] (Мне-то, в общем, все равно, но другие депутаты в нашей фракции возмущаются);

- уклонение - ход уклонения от разговора или от темы может означать, что информация отсутствует или является неполной; она нерелевантна и не пригодна для передачи; можно извлечь только негативный опыт: No way to tell [7, с. 76] (Не знаю); I do not communicate with them [7, с. 76] (Я с ними не общаюсь); I have no time to... [7, с. 76] (У меня нет времени..).

Таким образом, при исследовании понятия «толерантность» целесообразно исходить из того, что этот феномен проявляется в ситуациях, которые имеют социальное значение, распространяется на все сферы социокультурных отношений, когнитивного опыта и социального поведения. Можно констатировать, что при формировании толерантного поведения политиков по отношению к гражданам сообщества возникает необходимость развития новой системы речевых установок, способствующих гармонизации общения.

В заключение следует отметить, что представленные выше коммуникативно-когнитивные тактики, реализующие толерантное поведение политика, в полной мере реализуют интенции самопрезентации адресанта в политическом дискурсе. Толерантность политика, его речевое поведение охватывают все сферы процесса коммуникации, когда целью выступления является убеждение граждан сообщества в жизненной важности таких качеств, как терпимость и взаимоуважение, готовность к сопереживанию, компромиссу, бесконфликтному поведению в сложных ситуациях с учетом межнациональных, межконфессиональных, межкультурных различий. Сказанное свидетельствует о том, что в самом общем плане рассмотренные речевые тактики предполагают планирование процесса речевой коммуникации в зависимости от конкретных условий общения и личностей коммуникантов. Иными словами, реализация толерантного поведения в предвыборных речах представляет собой комплекс речевых действий, направленных на достижение коммуникативной цели.

Литература

1. Аскеров А. Г. Исторические аспекты толерантности // Толерантность в современном обществе: опыт междисциплинарных исследований: сборник научных статей / под научн. ред. М. В. Новикова, Н. В. Ни-жегородцевой. Ярославль: ЯГПУ, 2011. С. 37

2. Караулов, Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М.: Едиториал УРСС, 2002. 264 с.

3. Макаров М. Л. Анализ дискурса в малой группе. Тверь: ТГУ, 1995. 282 с.

4. Михайлова О. А. Толерантность в речевой коммуникации: когнитивные, прагматические и этические основания // Культурные практики толерантности в речевой коммуникации. Екатеринбург: УГУ, 2004. 591 с.

5. Серебрякова С. В. Толерантность как компетентностная составляющая языковой личности студента [Электронный ресурс] // Фундаментальные исследования. 2015. № 2. URL: http://www.rae.ru/fs/pdf/2015/2-23/38198.pdf (Дата обращения: 04.06.2016).

6. Солонин Ю. Н. Культурология. Учебник / под ред. Ю. Н Солонина, М. С. Кагана. М.: Высшее образование, 2007. 566 с.

7. Шапочкин Д. В. Политический дискурс: когнитивный аспект. Тюмень: ТГУ, 2012. 260 с.

References

1. Askerov A. G. Istoricheskie aspekty tolerantnosti (Historical aspects of tolerance) // Tolerantnost' v sovremennom obshchestve: opyt mezhdistsiplinarnykh issledovanii: sbornik nauchnykh statei (Tolerance in modern society: the experience of interdisciplinary research: collection of scientific articles) / ed by M. V. Novikov, N. V. Nizhegorodtsevа. Yaroslavl: YaSPU, 2011. P. 37. (In Russian).

2. Karaulov Yu. N. Russkii yazyk i yazykovaya lichnost' (Russian language and linguistic persona) Moscow: Editorial URSS, 2002. 264 p. (In Russian).

3. Makarov M. L. Analiz diskursa v maloi gruppe (Analysis of discourse in a small group). Tver: TSU, 1995. 282 p. (In Russian).

4. Mikhailova O. A. Tolerantnost' v rechevoi kommunikatsii: kognitivnye, pragmaticheskie i eticheskie osnovaniya ( Tolerance in speech communication: cognitive, pragmatic and ethical grounds) // Kul'turnye praktiki tolerantnosti v rechevoi kommunikatsii (Cultural practices of tolerance in speech communication). Ekaterinburg: USU, 2004. 591 p. (In Russian).

5. Serebryakova S. V. Tolerantnost' kak kompetentnostnaya sostavlyayushchaya yazykovoi lichnosti studenta (Tolerance as competence component of student's language personality) // Fundamental'nye issledovaniya. 2015. No. 2. URL: http://www.rae.ru/fs/pdf/2015/2-23/38198.pdf (Accessed: 04.06.2016). (In Russian).

6. Solonin Yu. N. Kul'turologiya (Culturology) // ed by Yu.N Solonin, M.S. Kagan. Moscow: Vysshee obrazovanie, 2007. 566 p. (In Russian).

7. Shapochkin D. V. Politicheskii diskurs: kognitivnyi aspekt: monografiya (Political discourse: cognitive aspect: monograph). Tyumen': TSU, 2012. 260 p. (In Russian).

УДК 81'373.45

И. С. Решетова, П. В. Пантюхова

оценочная функция англоязычных заимствовании в современный период развития языка

В статье рассматриваются основные тенденции изменения оценочной функции и, как следствие, трансформации значений англицизмов с национально-культурной составляющей в процессе их ассимиляции в русском языке с нейтральных на отрицательные, с отрицательных на нейтральные, с нейтральных на положительные. Анализируется семантическая деривация, которую претерпевает

слово при изменении его оценочной функции: расширение или сужение значения, метафорический или метонимический перенос, в процессе чего прослеживаются изменения в национально-культурном компоненте.

Ключевые слова: заимствования, ассимиляция, оценочный потенциал, национально-культурный компонент семантики, национально-культурно маркированная лексика.

I. S. Reshetova, Р. V. Pantukhova

evaluation function of the english-language borrowings in the modern language period

The article deals with main tendencies of evaluation function changes and, as a result, connotative meaning changes of borrowings from neutral to negative, from negative to neutral and from neutral to positive meaning. In the article,we analyze semantic derivation of the word while changing its evaluation function: meaning extension and restriction,

metaphorical and metonymical transfer of meanings which show the dynamics of national-cultural component.

Key words: borrowings, assimilation, evaluation facilities, national-cultural component of semantics, national-cultural marked vocabulary.

Экстралингвистическое содержание, которое отражает национально-культурную специфику того или иного общества - носителя языка, присутствует в семантической структуре большинства номинативных единиц. Это тот элемент значения слова, который впитал в себя историю, географию, традиции, фольклор (культуру страны). Такие единицы языка называются лексикой с национально-культурным компонентом семантики.

Изменения национально-культурного компонента семантики англицизмов в русском языке характеризуются своей неоднородностью. В ходе ассимиляции характер

оценки большинства лексических единиц с национально-культурным компонентом изменяется «с нейтрального на отрицательный, с отрицательного на нейтральный, с нейтрального на положительный» [11, с. 17]. Кроме того, оценочный компонент можно проследить в процессе функционирования слова, когда рассматриваемый элемент значения приобретается лексической единицей в контексте, т.е. в конкретной ситуации общения проявляется адгерентная оценка.

В структуре семантики заимствованной лексической единицы (эксплицитно и имплицитно) «содержатся все типы оценки:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.