Литература
1. Багиев Г. Л., Тарасевич В. М., Анн X. Маркетинг: Учебник для вузов / под общ. ред. Г. Л. Багиева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Экономика, 2001. 718 с.
2. Гришаков А. Потребительский экстремизм: советы юриста, 2010.
3. Котляревская И. В., Одинцова Н. Ф. М21 Маркетинг: учебное пособие / И. В. Котляревская, Н. Ф. Одинцова. Екатеринбург: ФГАО ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б. Н. Ельцина», 2010. 300 с.
4. Booms B. H. Marketing strategies and organization structures for service firms/ B. H. Booms, M. J. Bitner // Marketing of Services, American Marketing Association. Chicago, IL: Donnelly J. H. and George W. R. (Eds), 1981. P. 47-51.
5. Котлер Ф. К73 Основы маркетинга. Краткий курс / пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2007. 656 с.
6. Маркетинг. Учебник и практикум: учеб. для бакалавров / под ред. Л. А. Данченок. М.: Юрайт, 2015. 486 с.
USE OF KEY PERFORMANCE INDICATORS OF ENTERPRISES Gurkina S.1, Chernikova O.2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ Гуркина С. М.1, Черникова О. П.2
'Гуркина Софья Михайловна / Gurkina Sofia — студент;
2Черникова Оксана Петровна / Chernikova Oksana — доцент, кафедра экономики, учета и финансовых рынков, Институт экономики и менеджмента Сибирский государственный индустриальный университет, г. Новокузнецк
Аннотация: руководству компании необходим инструментарий, который наполняет процесс принятия решения адекватной, оперативной и достаточной информацией. Такими инструментами считаются система ключевых показателей эффективности (KPI) и система сбалансированных показателей, получившие обширное применение в практике управления западных компаний. Под системой KPI подразумевается система финансовых и нефинансовых показателей, оказывающих влияние на количественное или качественное варьирование результатов по отношению к стратегической цели (или ожидаемому результату). Система сбалансированных показателей содержит KPI, требуемые для любого объекта контроля, и методику их оценки. Данные системы либо методики составляют основу при принятии решений, основываются на оценке эффективности производительности работы предприятия и сконцентрированы на достижении стратегических целей организации. В статье рассматриваются ключевые показатели эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятий.
Abstract: company manual requires a tool that fills the decision-making process is adequate, timely and sufficient information. These instruments are considered to be a system of key performance indicators (KPI) and Balanced Scorecard, have received widespread use in Western companies management practices. Under KPI system means a system of financial and non-financial indicators that affect the quantitative or qualitative variation of results in relation to strategic objectives (or expected result). Balanced Scorecard contains the KPI, required for the purpose of monitoring for any object, and methods of evaluation. These systems form the basis of a methodology for decision-making, based on an assessment of the effectiveness of the performance of the enterprise and are focused on achieving the strategic objectives of the organization. This article discusses the key performance indicators of industrial and economic activities of enterprises.
Ключевые слова: ключевые показатели эффективности, производственно-хозяйственная деятельность.
Keywords: key performance indicators, production and business activities.
Стратегия предприятия, установление его целей и задач считаются привилегией и обязанностью высшего управленческого звена компании. Реализовывать стратегию приходится
сотрудникам предприятия на структурном уровне подразделения. Значительную опасность в процессе развития компании представляет недостаточный обмен информацией между ее руководством и сотрудниками. Обуславливается это, в первую очередь, информационной перегруженностью руководства, что не предоставляет возможности адекватно оценивать информацию и, как следствие, делает невозможным оценить контроль над осуществлением стратегических задач персоналом.
С другой стороны, недостаток определенных стратегических целей у персонала и отсутствие надлежащей системы мотивации приводят к тому, что исполнители никак не координируют свои действия с глобальными целями организации и не обладают возможностью ориентироваться в стратегических установках. Подобная «дезориентация» нередко приводит к расходованию ресурсов организации на осуществление второстепенных задач. Эта проблема присуща многочисленным крупным промышленным предприятиям со сложной структурой производства, как в Российской Федерации, так и за границей.
Оценка эффективности - та деятельность, которая дает возможность определить, в какой степени управление организацией соответствует уровню достижения стратегических целей, в частности укреплению и росту рыночной стоимости компании. Она является лишь инструментом, облегчающим процесс принятия управленческих решений за счет обеспечения руководства полной информацией, однако, вовсе не является панацеей при решении системных проблем компании и не имеет возможности предоставить руководству готовые решения.
Почему речь идет об управлении, основанном на эффективности? Увеличение темпов и масштабов производства, повышение качества продукции в настоящее время уже недостаточны для достижения конкурентного преимущества на рынке, по этой причине многие компании переходят на новые прогрессивные методы корпоративного управления. Данные методы дают возможность своевременно отвечать на перемены обстоятельств на рынке, и иностранные фирмы, конкурирующие с Россией, успешно их применяют.
Цели и ключевые показатели эффективности для любой определенной должности в компании находятся в зависимости, в главную очередь от ее стратегии. Работа официанта в сети ресторанов McDonald's значительно отличается от работы его коллеги в дорогом ресторане тосканской кухни. В случае если строительная компания разрабатывает финансовые схемы для своих клиентов, работа ее финансового директора ведется с учетом этого стратегического направления. Иными словами, выбранная стратегия в значительной степени объясняет специфику работы сотрудников, а значит — их цели и ключевые показатели эффективности.
Внедрение системы KPI наталкивается на ограничения и сопротивления. Причин тому несколько. Во-первых, это неготовность предприятия внедрить систему KPI. Это в особенности затрагивает предприятия, находящиеся в кризисной ситуации, руководство которых обеспокоено решением сиюминутных задач, а не формированием стратегии развития. Во-вторых, возможное ослабление позиций руководства, так как его деятельность становится более прозрачной. В-третьих, наличие информативных систем. Значимость этого фактора не может быть недооценена. В-четвертых, фактор непрерывного использования системы KPI. В случае если система ключевых показателей эффективности (KPI) не применяется на регулярной основе, ее результат сводится к нулю. В-пятых, следует учесть, что система KPI не заменяет управленческую отчетность с целью управления оперативной деятельностью предприятия.
Основными факторами успешной реализации системы KPI являются: предварительная разработка стратегии, которая считается главным определяющим фактором успеха; определение целей организации с учетом того, в какой степени достижение поставленной цели повышает рыночную стоимость компании; наличие информационной системы, представляющей источники данных и базы для определения ключевых показателей эффективности; поддержка руководства, перемена стиля корпоративного управления и системы стимулирования персонала. При оценке эффективности работы может произойти пересмотр принципов стимулирования (премирования) сотрудников; постоянное применение системы, внедрение ее в качестве необходимого инструмента в деятельности руководителя.
Положительный результат внедрения системы KPI определен повышением общей эффективности работы компании, так как при действенности системы каждый сотрудник предприятия осознает взаимосвязь между своими конкретными обязанностями и стратегическими целями компании [3]. Руководители, владея механизмом поддержки принятого решения, обладают возможностью определить эффективность работы каждого подразделения и имеют все шансы воздействовать на процесс реализации стратегии компании [4].
В заключение необходимо отметить, что система ключевых показателей эффективности -это только инструмент информационного обеспечения процесса принятия управленческого
решения. Принципиальным моментом в использовании системы KPI в управлении компанией является точное представление направления данной методики и ее ограничений. Немаловажно не только иметь систему KPI, но и регулярно применять её на практике, осуществляя контроль за выполнением установленных стратегических задач.
Литература
1. Уолш К. Ключевые показатели менеджмента: как анализировать, сравнивать и контролировать данные. М.: Дело, 2001. 359 с.
2. Predp.com. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://predp.com/fm/terms/chto-takoe-kpi.html/ (дата обращения: 22.12.2016).
3. Черникова О. П. Методический подход к управлению производительностью труда работников угольных предприятий // Вестник НГУЭУ, 2015. № 1. С. 355-362.
4. Нифонтов А. И., Кушнеров Ю. П., Черникова О. П. Премирование работников очистных участков угольных шахт // Вестник Российской академии естественных наук. ЗападноСибирское отделение, 2015. № 17. С. 170-175.
MARKET ANALYSIS OF CHEMICAL INDUSTRY Savinov A.
АНАЛИЗ РЫНКА ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Савинов А. П.
Савинов Антон Павлович / Savinov Anton — магистр,
Инженерно-экономический институт Московский энергетический институт, г. Москва
Аннотация: актуальность статьи состоит в том, что современная жизнь в условиях неустойчивой внешней среды требует от субъектов экономических взаимоотношений проведения глубокого анализа протекающих на рынке процессов, чтобы обеспечить эффективное использование наличных ресурсов и качественное удовлетворение потребительских требований. Конкурентный рынок химической промышленности стимулирует производителей выпускать товары с минимальными издержками (оптимально использовать имеющиеся у предприятия ресурсы), формирует условия для выпуска только тех товаров, которые необходимы обществу, пользуются спросом. В данной статье рассмотрено современное состояние рынка химической промышленности.
Abstract: the relevance of the article is that it's modern life in conditions of unstable external environment requires of the subjects of economic relations for deeper analysis occurring in the market processes to ensure effective use of available resources and high-quality satisfaction of customers ' requirements. Competitive market the chemical industry encourages manufacturers to produce goods with minimum costs (optimum use of existing enterprise resources), creates the conditions for release of only those goods which are necessary to society, are in demand. This article describes the current state of the market the chemical industry.
Ключевые слова: химическая промышленность, конкуренция, отрасль, комплекс, рынок. Keywords: chemical industry, competition, industry, the complex, market.
Химическая промышленность на сегодняшний день является главнейшей отраслью народного хозяйства, вещества, которые произведены на химических заводах, применяются во всех отраслях народного хозяйства и встречаются во всех сферах повседневной жизни [1].
Конкурентоспособность легкой промышленности, автомобилестроения, энергетики, машиностроения, лесной промышленности, сельского хозяйства, авиастроения определяется во многом достижениями химии. Такие глобальные проблемы экономики, как ограниченность ресурсов, энергии и продовольствия, могут быть решены только при помощи химической промышленности.
Множество экспертов считают, что развитие химической отрасли является один из лучших индикаторов здоровья мировой экономики [3]. Химическая отрасль РФ насчитывает 1000 предприятий и около 100 проектно-конструкторских и научных организаций,