Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗОВСКОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗОВСКОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
244
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЕЙС-МЕТОДЫ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТРАДИЦИОННАЯ СИСТЕМА / КЕЙС-СТАДИ / КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / CASE METHODS / INTERACTIVE LEARNING / TRADITIONAL SYSTEM / CASE STUDY / CLASSIFICATION OF METHODS / HIGHER EDUCATION / CREATIVE THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калустьянц Каринэ Артемовна

В статье проводится анализ особенностей применения кейс-технологий в современном вузовском образовании. Автором показаны различные классификации кейс-методов и неотъемлемые составляющие их эффективности в системе высшего образования. В условиях постоянных изменений российского общества автором обосновывается назревшая острая необходимость в пересмотре традиционных методов образования и более широкое внедрение в вузовское образование интерактивных методов обучения. Автор приводит главные преимущества внедрения кейс-технологий в современное образование и призывает преподавателей более детально изучить особенности их применения и их возможности в системе высшего образования в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калустьянц Каринэ Артемовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF CASE-TECHNOLOGIES IN MODERN HIGHER EDUCATION

The article analyzes the features of using case technologies in modern higher education. Various classifications of case methods and conditions for their effectiveness are given. In the conditions of constant changes in the Russian society, the author justifies the urgent need to revise traditional methods of education and wider introduction of interactive teaching methods in higher education. The author gives the main advantages of implementing case technologies in modern education and encourages teachers to study in more detail the features of their application and their capabilities.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗОВСКОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель кафедры физического воспитания, кандидат педагогических наук Калустьянц Каринэ Артемовна

ФГ БОУ ВО «Северо Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова» (г. Владикавказ)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗОВСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В статье проводится анализ особенностей применения кейс-технологий в современном вузовском образовании. Автором показаны различные классификации кейс-методов и неотъемлемые составляющие их эффективности в системе высшего образования. В условиях постоянных изменений российского общества автором обосновывается назревшая острая необходимость в пересмотре традиционных методов образования и более широкое внедрение в вузовское образование интерактивных методов обучения. Автор приводит главные преимущества внедрения кейс-технологий в современное образование и призывает преподавателей более детально изучить особенности их применения и их возможности в системе высшего образования в России.

Ключевые слова: кейс-методы, интерактивное обучение, традиционная система, кейс-стади, классификация методов, высшее образование, творческое мышление.

Annotation. The article analyzes the features of using case technologies in modern higher éducation. Various classifications of case methods and conditions for their effectiveness are given. In the conditions of constant changes in the Russian society, the author justifies the urgent need to revise traditional methods of education and wider introduction of interactive teaching methods in higher education. The author gives the main advantages of implementing case technologies in modern education and encourages teachers to study in more detail the features of their application and their capabilities.

Keywords: case methods, interactive learning, traditional system, case study, classification of methods, higher education, creative thinking.

Введение. На современном этапе развития российского общества главным критерием оценки специалиста является наличие у него навыков практического применения полученных знаний и умений в работе. Наличие у выпускника вуза фундаментальных знаний еще не гарантирует того, что он сумеет правильно применить в своей работе[1]. С первых дней работы от него требуется проявление практических навыков и знаний как у человека с опытом работы. В силу этого, современная система вузовского образования обращает особое внимание на новые методы обучения, направленные на выработку практических умений и навыков, развитие творческого потенциала студента, его личностного роста. Здесь особое значение приобретает умение преподавателя пользоваться современными методами обучения, среди которых особое место занимают кейс-технологии обучения.

Изложение основного материала статьи. Необходимость повышения эффективности образования возникла очень давно. Еще в начале XX века в Гарвардской школе бизнеса были разработаны новые методы обучения, направленные на практическое применение студентами полученных знаний. Преподаватели Гарвардской школы бизнеса создавали для студентов определенные деловые ситуации, требующие от студента выработки собственного метода решения проблемы с применением полученных знаний по данной теме [2]. При дальнейшей разработке подобных методов обучения преподаватели Гарвардской школы бизнеса разработали целый комплекс кейсов обучения, назвав их «case ctady» - методы обучения с помощью создания реальных ситуаций [3].

Кейс-методы обучения были созданы для студентов-экономистов, но увидев на практике высокую эффективность их применения, данные технологии обучения получили широкое распространение по всему миру.

Основная суть кейс-методов заключается в том, что с их помощью для студентов создаются определенные ситуации, похожие на реальную действительность [4], и они должны самостоятельно найти выход из данной ситуации.

В России кейс-технологии начали внедряться лишь с конца XX века, и данный процесс происходил очень медленно в силу того, что отечественные преподаватели не очень доверяли новым методам обучения, отдавая предпочтение традиционным методам. Лишь в последние годы российские вузы широко оценили возможности кейс - методов обучения и они стали чаще применяться в вузовском обучении.

Сам термин «case» (от лат. «casus» - «реальный случай» и английского «case» - «обстоятельство») -буквально означает разбор запутанной необычной ситуации с применением теоретических знаний. Широкое распространение получил и термин «кейс-технологии», являющийся собирательным названием кейс-методов обучения, кейс-папкой [5].

В отношении кейс-методов обучения используется и такой термин как «case study» - метод ситуационного обучения. Метод «case study» ориентирован не на получение однозначного ответа, а на поиск альтернативных, многогранных решений в ходе индивидуальных и групповых занятий со студентами по различным дисциплинам. В ходе групповых занятий по «case study» проявляется здоровая творческая конкуренция. Если традиционные методы обучения ориентированы на передачу фундаментальных знаний, то кейс - методы являются личностно ориентированными интерактивными методами, развивающими самостоятельное мышление студента [6].

Среди интерактивных методов обучения кейс-методы являются самыми популярными и востребованными. При построении занятия с помощью использования кейс-технологий, преподаватель должен обладать определенным комплексом знаний. Прежде всего, должна быть четко определена цель занятия и его актуальность на данный момент. Также ему необходимо изучить всю литературу по применяемому кейсу, собрать о нем все основные сведения и построить четкую схему проведения занятия [7].

До проведения занятия преподаватель должен разъяснить студентам алгоритм занятия по кейс-технологиям и соблюдать следующие правила:

1. четко соблюдать цель и функции учебного занятия;

2. неоднократно разъяснить участникам их роли и место в учебном процессе;

3. проанализировать со студентами существующие по данной теме наглядные материалы, графики, презентации, схемы;

4. определить проблемные моменты темы;

5. ориентировать студентов на выработку аргументов по выдвигаемым вариантам ответов на вопросы занятия;

6. четко определить сценарий занятия;

7. следить за тем, чтобы в ходе проведения учебного занятия студенты не отклонялись от заданной темы.

Кейс-технологии можно применять лишь при рассмотрении тех тем, в которых изначально заложены проблемные моменты и возможна различная трактовка ответов на вопросы. Это сделает возможным создать плюралистичность мнений студентов в ходе решения заданных проблемных вопросов [8]. Применяя полученные теоретические занятия при решении проблем, студент учится практически их реализовывать. Он теперь не только изучает тему, но становится равноправным участником процесса, и, что самое важное, у него появляются навыки профессиональной деятельности.

Роль преподавателя заключается в разработке модели проведения занятия по кейс-технологиям, направлении его в необходимое русло и фиксации результатов занятия [9].

Существует множество видов классификации кейс-методов. Их перечень настолько разнообразен, что в одной работе невозможно все охарактеризовать. Все же попытаемся привести наиболее распространенные их классификации.

Относительно степени воздействия источников, кейс методы делят на:

1. обучающие кейсы;

2. практические кейсы;

3. научно-исследовательские кейсы.

Обучающие кейсы создают типовые жизненные ситуации, похожие на реальную действительность и связанную с будущей профессией студента и носят обучающий смысл.

Практические кейсы призваны провести тренинг по определенной теме, закрепить по ней имеющиеся знания, умения и навыки, а значит, быть максимально наглядными.

Кейсы научно-исследовательской направленности призваны обучить студента научно исследовательской деятельности. Как образовательный метод и метод повышения квалификации [10].

Существует и классификация кейсов относительно их уровня сложности. Согласно данному критерию выделяют следующие виды кейсов:

1. учебные ситуации;

2. иллюстративные ситуации;

3. прикладные ситуации.

Кейсы по учебным ситуациям не содержат в себе определенной проблемы и представляют собой набор определенных знаний. В них диагностируется конкретная ситуация для того, чтобы студент сам обозначил проблему и нашел различные пути ее решения.

Иллюстративно-ситуационные кейсы призваны научить студента самостоятельно выработать алгоритм решения проблемы.

В прикладных кейсах создается определенная ситуация, в которой студент выбирает правильный путь ее решения [11].

Кейс-методы классифицируют по целям и задачам обучения:

- кейсы для обучения методам анализа и оценки;

- кейсы иллюстрирующие различные ситуации;

- кейсы помогающие решить проблемы и выработать правильное выполнение [12].

Существует и особая классификация кейсов относительно их информационной насыщенности. В данной классификации выделяют три вида кейсов:

1. «ground breaking cases» - первооткрывательские кейсы, призванные обучить студентов делать собственные открытия;

2. «short vignetts» - кейсы в виде маленьких набросков, созданные для ознакомления студентов с краткой информацией по теме, с тем чтобы для решения проблемы он применял и собственные знания;

3. highly structured - структурированные кейсы, для применения определенной модели или формулы при решении проблемы.

С.Ю. Попова и Е.В. Пронина при работе с кейсами рекомендуют придерживаться следующих правил:

- предоставлять обучающемуся самостоятельно разбираться с решением поставленных проблем, выработке альтернатив и вынесении решений;

- проводить работу в малых группах в русле общего решения проблемы;

- проводить экспертизы и презентации в малых группах в ходе общей дискуссии [13].

У многих студентов очень слабая мотивация к приобретению знаний по выбранной профессии и от преподавателя требуется проявление высокопрофессиональных педагогических качеств для того, чтобы суметь заинтересовать студента и развить в нем стремление к овладению знаниями. Кейс-технологии способны показать студенту все положительные стороны выбранной им профессии и развить в нем творческое начало. Они также могут научить студента мыслить аналитически, искать альтернативные пути решения повседневных проблем. Они повышают эмоциональный отклик студента и учат его решать даже самые трудновыполнимые задачи.

Выводы. В России коренным образом изменились критерии оценки профессионализма и компетентности выпускников вузов. Если раньше от выпускника вуза требовалось наличие широкого круга фундаментальных знаний, то теперь, работодатель требует, чтобы у него был соответствующий багаж практических знаний и умений. Традиционная система образования не дает практических навыков по выбранной профессии и здесь проблему можно решить с помощью применения кейс-методов обучения. Они дают возможность развивать практические навыки и творческое мышление, решать поставленные проблемы с помощью разработки различных путей ее выполнения.

Кейс-технологии имеют широкий спектр применения и различную классификации. Каждый преподаватель по любой дисциплине имеет возможность подобрать подходящий ему кейс-метод.

Единственное, здесь очень важно, чтобы преподаватель предварительно изучил все условия их применения, не забывая о цели и главной задаче занятия. Это обеспечит их высокую эффективность и практическую значимость.

Литература:

1. Трапезникова Т.Н. Новейшие педагогические технологии: кейс-метод (метод ситуационного анализа). // Территория науки. 2015. № 5. С. 52-59.

2. Ганиева Н.А., Хамзаев Ж. Некоторые особенности применения кейс-метода при оценивании знаний студентов. // Бюллетень науки и практики. - 2018. - Т. 4. - № 3. - С. 337-342.

3. Еремин А.С. Заключительные этапы анализа учебных кейсов и оценка работы студентов при использовании кейс-метода. // Инновации в образовании. - 2010. - № 8. - С. 120-141.

4. Красикова Е.Н., Калашова А.С. Кейс-метод как инновационный метод обучения в дополнительном профессиональном образовании. // Сборник трудов по проблемам дополнительного профессионального образования. - 2016. - № 29. - С. 211-218.

5. Чулова Ю.С. Кейс-метод как разновидность интерактивного метода обучения. // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2016. - № 51. - С. 124-128.

6. Graumann O. Case study in teacher./Шичность в пространстве и времени. - 2017. - № 6. - С. 78-89.

7. Черкасова И.И., Яркова Т.А. Подготовка учителя к применению кейс-метода в процессе исследования образовательных проблем. // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 11. - С. 144-152.

8. Гаджиева П.Д. Кейс-метод - как метод интерактивного обучения. // Право и образование. - 2015. -№ 3. - С. 68-75.

9. Жигилей И.М. Формирование профессиональных компетенций с помощью кейс-метода в высшем образовании. // Преподаватель XXI век. - 2012. - № 1. - С. 29-36.

10. Техова А.М. Использование кейс-метода для формирования навыков критического мышления. // Актуальные проблемы германистики, романистики и русистики. - 2020. - № 1. - С. 113-116.

11. Гаранина Р.М. Кейс-метод как средство активации познавательной самостоятельности и формирования субъектной позиции обучающегося. // Colloquium-journal. - 2019. - № 5. - С. 21-24.

12. Утяшева М.Д. Методика применения кейс-метода в профессиональном обучении. // Международный студенческий научный вестник. - 2018. - № 3-8. - С. 1276-1278.

13. Попова С.Ю., Пронина Е.В. Кейс-стади: принципы создания и использования. - М., 2015. - С. 31.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Каплина Людмила Юрьевна

Самарский государственный социально-педагогический университет (г. Самара); старший преподаватель Банарцева Арина Владимировна

Самарский государственный технический университет (г. Самара)

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ (НА ПЛАТФОРМАХ MOODLE, ZOOM, TEAMS)

Аннотация. В последнее десятилетие в связи с глобализацией, конкуренцией и развитием информационно-коммуникативных технологий параллельно с традиционной формой обучения успешно развивается и дистанционная. Дистанционное обучение - это совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку студентам основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие студентов и преподавателей в процессе обучения, предоставление возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала, а также оценку их знаний и навыков, полученных в процессе обучения. В свете событий последних месяцев, когда студенты и преподаватели вынуждены были оставаться дома в связи с карантином и самоизоляцией, вызванной пандемией, объявленной ВОЗ по всему миру, дистанционная форма обучения приобрела еще большее значение и показала свою актуальность и осуществимость. Эта статья посвящена применению информационных технологий в процессе изучения иностранного языка на примере и анализе виртуальных образовательных платформ: Moodle, Zoom, Teams, Google meets, их плюсов и минусов. В статье раскрыты сущностные характеристики и специфические особенности дистанционного обучения студентов с помощью образовательных платформ.

Ключевые слова. Дистанционное образование, виртуальная образовательная платформа, современные информационные технологии, конкурентоспособность, иностранные языки, опыт, мотивация.

Annotation. In the last decade, due to globalization, competition and the development of information and communication technologies, distance learning has been successfully developing in parallel with the traditional form of learning. Distance learning is a set of information technologies that provide students with the bulk of the material studied, the interactive communication of students and teachers in the learning process, the opportunity for independent work on the development of the educational materials, as well as the assessment of their knowledge and skills acquired in the learning process. In the light of the recent events, when students and teachers were forced to stay home due to quarantine and self-isolation caused by the worldwide pandemic announced by WHO, distance learning has become even more important and has shown its relevance and feasibility. This article is devoted to the use of information technology in the study of a foreign language. It provides an example and analysis of virtual educational platforms: Moodle, Zoom, Teams, Google meets and their pros and cons. The article reveals the essential characteristics and specific features of distance learning.

Keywords. Distance education, distance learning, virtual educational platform, information technologies, foreign languages, motivation, experience, competitiveness.

Введение. Современный процесс развития дистанционного обучения иностранным языкам в университете требует применения современных технологий и инструментов. Дистанционное обучение, которое происходит онлайн, стало синонимом технического прогресса и развития глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.