Научная статья на тему 'Использование кейс-метода на занятиях по иностранному языку в вузе'

Использование кейс-метода на занятиях по иностранному языку в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
471
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЕЙС-МЕТОД / КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ / МЕТОД АНАЛИЗА СИТУАЦИЙ / РЕАЛЬНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ СИТУАЦИИ / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСКИЙ ПРОДУКТ / ПРИНЦИП ТВОРЧЕСТВА / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ЭТАПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / CASE-METHOD / CASE-TECHNOLOGIES / SITUATION ANALYSIS METHOD / REAL LIFE SITUATIONS / CREATIVE ACTIVITY / CREATIVE PRODUCT / CREATIVE PRINCIPLE / COGNITIVE PROCESS / STAGES OF ACTIVITY / DIDACTIC PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голуб Л.Н., Медведева С.А.

Введение. В статье обоснована актуальность использования кейс-метода на занятиях по иностранному языку, поскольку данный метод приобщает обучаемых к творческой деятельности, которая заключается в самостоятельном поиске необходимых источников для раскрытия учебной темы, анализе материала, попытке систематизировать отобранный материал и использовать его в конкретных жизненных ситуациях, попытке высказать и обосновать свою концепцию на проблему. Различные формы, которые использует преподаватель во время проведения кейс-метода, способствуют развитию разговорных навыков у обучаемых. Цель статьи – обосновать эффективность разработки и внедрения кейс-метода в целях повышения познавательной активности обучаемых и уровня знаний иностранного языка обучаемых. Материалы и методы. Авторы остановились на дидактических принципах, используемых в исследовании; основных качествах, которые попытались сформировать у студентов при проведении кейс-метода; целях, поставленных в процессе занятия по иностранному языку. Основными методами исследования явились: анализ научной, публицистической, художественной литературы, посвященной проблеме наркомании, проблемный, дискуссионный, игровой, диалоговый, решение ситуационных задач. Результаты. Проведено научно-прак­тическое исследование, разработана модель занятия с применением кейс-метода, которая способствует познавательной активности обучаемых, повышению уровня знаний студентов. Итогом кейса явился творческий продукт студентов – программа по борьбе с наркоманией, отдельные положения которой можно заимствовать в работе тех органов, которые занимаются профилактикой употребления наркотических средств. Авторы представили алгоритм проведения занятия с использованием кейс-метода. Выявили эффективные методы, приемы организации кейса, формы работы с обучаемыми. Обсуждение. Необходимо отметить, что результаты исследования подтверждаются полученными обучаемыми знаниями (новые лексические единицы, лексические образцы, грамматические конструкции) и примененными во время дискуссии и обсуждении программ по борьбе с преступностью. Данные результаты получены на основе сравнительного анализа знаний и умений студентов двух экспериментальных групп. Заключение. Авторы делают вывод о том, что внедрение кейс-метода будет стимулировать мотивирующую творческую деятельность обучаемых, их стремление получать информацию самостоятельно, развитию умения речевого взаимодействия, вести спор, выдвигать аргументы, отстаивать свое видение проблемы, которая не имеет однозначного решения.Introduction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article substantiates the relevance of the use of the case method for training in a foreign language, because this method introduces the students to the creative activity. This activity consists in self-finding the necessary resources for disclosure of educational topics, the analysis of the material, the attempt to systematize selected material and use it in certain situations; try to comment their point of view on the issue. Different forms are used by the teacher during the case-method to develop communication skills of students. The purpose of the article is to justify the effectiveness of the case-method in order to increase the cognitive activity of students and the level of knowledge of a foreign language of students. Materials and methods. The authors focused on the didactic principles used in the study; the main qualities that students have tried to form during the case method; the goals set in the course of foreign language classes. The main methods of research were: the analysis of scientific, journalistic, literary fiction devoted to the problem of drug addiction, problem, discussion, game, dialogue, solution of situational problems. Results. The authors held scientific-practical study, developed a model classes with the use of a case-method, which promotes cognitive activity of trainees. This model increases the level of knowledge of students. The result of the case was a creative product of students – a program to combat drug addiction, some provisions of which can be used by organizations engaged in preventive work with young people. The authors presented the algorithm of the lesson using the case-method. They revealed effective methods, methods of case management, forms of work with students. Discussion. It should be noted that the results of the study are supported by the acquired knowledge (new lexical units, lexical patterns, grammatical structures) and applied during the discussion and discussion of programs to combat crime. These results are received on the basis of comparative analysis of knowledge and skills of students of two experimental groups. Conclusion. The authors draw a conclusion that the introduction of the case-method will contribute to motivating creative activity of students, their desire to extract knowledge on their own, the development of the ability of speech interaction, the ability to argue and argue their point of view on the problem, to build logical schemes for solving problems that have ambiguous solutions.

Текст научной работы на тему «Использование кейс-метода на занятиях по иностранному языку в вузе»

16. Avrorin E.N., Adamov E.O., Aleksakhin R.M. (2012), Kontseptualnye polozheniya stategii razvitiya atomnoi energetiki v XXI veke [Conceptual provisions in the strategy of nuclear power engineering development in XXI century], M.: NIKIEHT Publ. (In Russian).

17. Kryukov O.V., Linge I.I., Abramov A.A. (2015), Likvidaciya yadernogo naslediya: 2008-2015 gody [Elimination of nuclear legacy: 2008-2015], M.: Rosatom Publ. (In Russian).

18. Puchkov V.A.(eds), Bolshov L.A. (eds). (2016), Rossijskij nacional'nyj doklad30 let Chernobyl'skoj avarii. Itogi i perspektivy preodolenija ee posledstvij v Rossii 1986-2016 [Russian national report 30 year of Chernobyl accident. Overall results and prospects of responding to its consequences in Russia, 1986-2016], M.: MCHS Publ. (In Russian).

19. Bolshov L.A., Arutyunyan R.V. (2013), Avariya na AES "Fukusima-l": opit reagirovaniya i uroki [Accident on "Fukusima-1" atomic power plant: responding experience and lessons learned], M.: Nauka Publ. (In Russian).

20. Aleksahin R.M., Buldakov L.A., Gubanov V.A. (2001), Krupnye radiacionnye avarii: posledstvija i zashhitnye mery [Severe radiation accidents: consequences and protective measures], M.: IzdAT Publ. (In Russian).

DOI: 10.25588ZCSPU.2018.0L08

УДК 378: 4и(07) ББК 74.58:74.268.1

Л.Н. Голуб1, С.А. Медведева2

1 ORCID № 0000-0003-3436-928Х, доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, Брянский государственный аграрный университет, г. Брянск, Российская Федерация. Е-тай: loragolub@rambler.ru 2 ORCID № 0000-0002-2688-474З, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, Брянский государственный аграрный университет, г. Брянск, Российская Федерация. Е-тай: sve0611@yandex.ru

со >.

са

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕИС-МЕТОДА НА ЗАНЯТИЯХ |

ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ

Аннотация

Введение. В статье обоснована актуальность использования кейс-метода на занятиях по иностранному языку, поскольку данный метод приобщает обучаемых к творческой деятельности, которая заключается в самостоятельном поиске необходимых источников для раскрытия учебной темы, анализе материала, попытке систематизировать отобранный материал и использовать его в конкретных жизненных ситуациях, попытке высказать и обосновать свою концепцию на проблему. Различные формы, которые использует преподаватель во время проведения кейс-метода, способствуют развитию разговорных навыков у обучаемых.

Цель статьи - обосновать эффективность разработки и внедрения кейс-метода в целях повышения познавательной активности обучаемых и уровня знаний иностранного языка обучаемых.

Материалы и методы. Авторы остановились на дидактических принципах, используемых в исследовании; основных качествах, которые попытались сформировать у студентов при проведении кейс-метода; целях, поставленных в процессе занятия по иностранному языку. Основными методами исследования явились: анализ научной, публицистической, художественной литературы, посвященной проблеме наркомании, проблемный, дискуссионный, игровой, диалоговый, решение ситуационных задач.

Ре.зультаты. Проведено научно-практическое исследование, разработана модель занятия с применением кейс-метода, которая способствует познавательной активности обучаемых, повы-

о

X X

го

I-

о о

X

s о с X к s

к

X

го

со

го

X

го ч о

I-

ф

шению уровня знаний студентов. Итогом кейса явился творческий продукт студентов - программа по борьбе с наркоманией, отдельные положения которой можно заимствовать в работе тех органов, которые занимаются профилактикой употребления наркотических средств.

Авторы представили алгоритм проведения занятия с использованием кейс-метода. Выявили эффективные методы, приемы организации кейса, формы работы с обучаемыми.

Обсуждение. Необходимо отметить, что результаты исследования подтверждаются полученными обучаемыми знаниями (новые лексические единицы, лексические образцы, грамматические конструкции) и примененными во время дискуссии и обсуждении программ по борьбе с преступностью. Данные результаты получены на основе сравнительного анализа знаний и умений студентов двух экспериментальных групп.

Заключение. Авторы делают вывод о том, что внедрение кейс-метода будет стимулировать мотивирующую творческую деятельность обучаемых, их стремление получать информацию самостоятельно, развитию умения речевого взаимодействия, вести спор, выдвигать аргументы, отстаивать свое видение проблемы, которая не имеет однозначного решения.

Ключевые слова: кейс-метод, кейс-технологии, метод анализа ситуаций, реальные жизненные ситуации, творческая деятельность, творческий продукт, принцип творчества, познавательный процесс, этапы деятельности, дидактические принципы.

Основные положения:

• проведено научно-практическое исследование; разработана образовательная модель кейс-метода «Наркомания в ФРГ: причины ее появления и пути борьбы с ней», способствующая углублению знаний обучаемых по иностранному языку;

• определены этапы подготовки и организации метода, представлены конкретные рекомендации преподавателям по организации и проведению данной формы занятия;

• разработаны учебно-методические материалы для проведения кейс-метода по данной тематике.

1. Введение (Introduction)

Процессы создания, распространения и применения новшеств в педагогическом процессе остро ставят перед нами, преподавателями вузов, задачу не только обеспечения обучаемых знаниями по предмету, но и подготовки людей, способных выдвигать новые идеи, творчески мыслить, логически рассуждать, анализировать, выдвигать новые идеи, принимать решения в сложных ситуациях [1]. Решить данную задачу нам поможет личностно ориентированное обучение с активным познавательным процессом, в котором личность студента, его познавательная, творческая деятельность была бы ведущей [2].

На наш взгляд, активному познавательному процессу способствует использование кейс-метода. Почему мы отдаем предпочтение кейс-методу? Во-первых, представленная методика обучает чтению, письму, монологической и диалогической речи, аудированию. Во-вторых,

обучаемые учатся вести диалог, дискутировать на иностранном языке во время речевого взаимодействия [3].

Какова сущность этого метода? Это метод исследования жизненных обстоятельств. Его суть - переосмысление конкретных жизненных обстоятельств, содержащих практическую проблему и выработку решения данного вопроса [4]. Чтобы разрешить эту ситуацию, обучаемые должны овладеть необходимыми лексическими и грамматическими знаниями. Сложность заключается в том, что данное жизненное обстоятельство не имеет конкретных решений. Связаны ли эти жизненные ситуации с тематикой занятий? Бесспорно, связаны. Например, студенты экономического факультета могут составлять бизнес планы [5; 6], или решать проблему заработной платы в конвертах, или как повысить объем выпускаемой продукции; студенты аграрных вузов - повышения продуктивности в животноводстве, или урожайности в растениеводстве.

Итог кейса - оценка различных способов решения проблемы и выбор наиболее эффективных, то есть создание творческого продукта: плана, программы, проекта закона, статьи. Кейс - это портфель, который заполнен информацией, касающейся ситуации. Информация является интеллектуальным продуктом преподавателя. Это могут быть статьи из Конституции, кодекса, научные статьи, монографии публицистические, статьи СМИ, все то, что является продуктом человеческой деятельности.

Нужно отметить, что кейс-метод вызывает интерес как у отечественных (C.B. Сидорова, О.О. Басаргина, М.Р. Варданян, Н.А. Палихова, И.И. Черкасова Т.А. Яркова), так и зарубежных учёных (W. Harold, G. Rosier и др.) [7; 8]. Кейс-метод находится в центре внимания многих исследователей, так как он способствует развитию познавательной активности и творческой деятельности обучаемых. Кейс-методу посвящен ряд научных статей. Так, О.Г. Смолянинова посвящает свою статью дидактическим возможностям метода1. К.А. Планкин и В.А. Ченобытов - обучающим возможностям кейс-метода в профессиональном образовании [9]. А.К. Полухина предлагает использовать кейс-метод как средство контроля в образовательном процессе2.

2. Материалы и методы (Materials and Methods)

На протяжении ряда лет мы работаем над темой: «Развитие познавательной активности студентов». Наш интерес к теме вызван тем, что сегодня в современном обществе востребована личность, которая обладает не только хорошими знаниями по предмету, но и умеет применить эти знания, рассуждать, логически и творчески мыслить, ориентироваться в сложных ситуациях. Анализируя различные формы работы, мы пришли к выводу, что развитию познавательной актив-

ности студентов будет способствовать кейс-метод. Наше научно-практическое исследование по актуальной теме «Наркомания в ФРГ: причины ее возникновения и пути борьбы с ней» ("Die Rauschgiftsucht in der BRD: Ursachen und Wege der Bekämpfung") мы провели в одной из групп, участвующих в эксперименте, в рамках учебной темы: «Проблемы молодежи».

Кейс-метод представляет собой как отличительный прикладной метод координации учебного процесса, так и метод полемики с позиции активизации учебного процесса и, кроме того, метод практического контроля и самоконтроля [10; 11]. С точки зрения двухкомпо-нентных методов он сочетает множество иллюстративных типов. Но, по всей видимости, его нужно отнести к наглядно-проблемным, наглядно-практическим и наглядно-эвристическим в одно и то же время, ввиду того, что он предлагает убедительную характеристику фактической задачи и показывает пути её разрешения [12]. Вдобавок с прагматической стороны он является в большей степени практически-проблемным методом.

Кейс-метод следует описывать как комплексную структуру, объединяющую моделирование, анализ, проблемный и игровой методы, эксперимент, дискуссию [13; 14].

В данном эксперименте мы руководствовались нижеуказанными дидактическими принципами:

1. Специфический подход к каждому обучающемуся, ориентация на его заинтересованность и особенности обучения, подразумевающие получение наибольшего количества сведений об обучающихся еще до начала обучения.

2. Наибольшее обеспечение независимости в учебе (предоставление альтернативы в формах обучения, видах упражнений и путях их реализации).

1 Смолянинова О.Г. Дидактические возможности метода case-study в обучении студентов [Электронный ресурс] // Центр проблем развития образования Белорусского государственного университета. Режим доступа: http://charko.narod.ru/tekst/an4/1.html

2 Полухина А.К. Кейс как средство контроля в учебном процессе [Электронный ресурс] // Сайт педагога-исследователя. Режим доступа: http://si-sv.eom/publ/1/kejs/14-1-0-563

ф

со >.

£

со

CK ^

s о

X X

го

I-

о о

X s о с

X к s

к

X

го

со

го

X

го ч о

I-

ф

ф

X

го

о

со .0 с; о с о

<

о

io >

с; £ и:

3. Предоставление обучающимся обилия наглядных материалов, связанных с разрешением обозначенных вопросов.

4. Упор на формирование положительных качеств студента.

При проведении кейс-метода мы попытались сформировать у обучающихся:

1. Умение вступать в коммуникацию как на формальной, так и на неформальной основах и продуктивно взаимодействовать на равных.

2. Возможность демонстрировать лидерские качества.

3. Навык разбираться в неоднозначных обстоятельствах и грамотно с ними справляться.

4. Умение извлекать и утилизировать важные сведения, разбираться в них и анализировать.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Способность дипломатическим путем разрешать спорные ситуации.

6. Умение незамедлительно находить координационные решения.

7. Способность самокритично интерпретировать возможные результаты своих решений, принимать во внимание личные просчеты.

В процессе работы нами были поставлены следующие цели:

Учебные (совершенствование коммуникативных навыков обучаемых, в ходе коллективного разрешения профессиональных задач и реализации проблемных ситуаций).

Развивающие (формирование у будущих выпускников понимания профессиональной деятельности в ее развитии, профессионального общенаучного и прикладного мышления, развитие умения разбираться в сложных нестандартных ситуациях и принимать правильные решения).

Воспитательные (развитие творческого мышления, воспитание индивидуальных правил поведения в ходе коммуникации с людьми).

3. Результаты (Results)

Деятельность обучающего при применении кейс-технологии на занятии охватывала ряд взаимосвязанных и взаимообусловленных этапов.

Первый этап - подготовительный, включал в себя комплексную деятель-

ность по формированию кейса и тем для его анализа. Она реализовывалась внеаудиторно и подразумевала научно-исследовательскую, методическую и конструирующую работу обучающего. Вместе с тем наличие грамотно сформированного нами кейса не гарантировало продуктивное проведения занятия. Следовало разработать методическое обеспечение не только для самостоятельной работы обучающихся, но и для самого занятия. На первом этапе происходит постановка целей и задач, а также подготовка материала.

На следующем этапе - ознакомительном, формировалась мотивация к коллективной работе, была выделена тема, составляющая суть кейса [15].

Второй этап охватывал работу обучающего на занятии. Это его вступительное и заключительное слово, создание малых групп из числа студентов, организация дискуссии, помощь при создании сложных ситуаций, споров, оценка деятельности обучаемых. Помощь преподавателя заключалась не в решении самой проблемы, а в направлении обучаемых на правильный выбор [16].

К этапам деятельности обучаемых мы отнесли создание из числа студентов малых групп с учетом интересов и уровня языковой подготовки, дальнейшее распределение ролей между малыми группами (журналисты, представители правоохранительных органов, врачи-наркологи, родители, представители образовательных учреждений, эксперты (представители Бундестага).

Следующим этапом было изучение материалов кейса на основе наводящих вопросов с учетом распределения ролей, подготовка обучаемыми сообщений, мультимедийных презентаций. Малым группам предлагаются учебные материалы, которые были одинаковыми по форме, но разными по своему содержанию. Этим достигалась схожесть условий решения задач, а, следовательно, и возможность применения одних и те же критериев оценивания работы каждой группы [17].

И, в итоге, выработка группами программ по борьбе с наркоманией.

4. Обсуждение (Discussion)

Считаем необходимым остановиться на некоторых важных моментах, без которых работа с кейс-методом не дала бы в полной мере желаемого результата. До начала игры мы: 1. Обсудили со студентами тему: («Наркомания в ФРГ: причины ее возникновения и пути борьбы с ней»). 2. Выделили проблему, подлежащую обсуждению (Пагубное влияние наркотиков на подрастающее поколение и пути борьбы с наркоманией). 3. Обсудили вопросы для анализа кейса, которые раскрывали тему: а) Предпосылки и мотивы потребления наркотиков у молодежи (как становятся наркоманами). б) Признаки наркоманов. в) Физиологические последствия наркомании. г) Динамика развития наркомании в молодежной среде. ж) От наркотиков к преступлениям. з) Тенденции развития преступности, связанной с торговлей наркотиками и их потреблением. и) Профилактика наркомании в Германии.

4. Довели до студентов порядок проведения деловой игры.

Важная составляющая данного занятия - обсуждение проблемы наркомании малыми группами; организация дискуссии между группами; проведение презентации программ борьбы с наркоманией с обсуждением; принятие единой программы по борьбе с наркоманией; оценка работы малых групп.

Обязательный момент занятия - вступительное слово преподавателя о проблеме, связанной с употреблением наркотиков и о причинах их употребления (Das Drogenproblem ist zu einer Bedrohung unserer Gesellschaft geworden. Auf politischer Ebene und in den Medien wird viel darüber berichtet und verzweifelt wird nach Ly,sungen gesucht, um dieses Problem in den Griff zu bekommen. Was sind die wirklichen Gründe, weshalb Leute Drogen konsumieren?);

- о влиянии наркотиков на человека (Was sind die versteckten Auswirkungen der Drogen auf den Körper, den Verstand, das eben der einzelnen Person?);

- о необходимости решать данную проблему (Was läuft bei der Drogenerziehung falsch? Wer wirbt für Drogengebrauch und wieso? Was kann zu Hause und in den Lehranstalten

getan werden, um Drogenmissbrauch zu verhindern?).

Немаловажно, что в обсуждении проблемы приняли участие: журналисты, которых интересовал вопрос: Что представляют собой наркотики (Was sind eigentlich Drogen und wie sehen Rauschgifte aus ?);

врачи-наркологи, которые пояснили:

• что относится к наркотикам (Drogen sind Stoffe, die auf das psychische oder physische Befinden des Menschen in gefährlicher Weise einwirken und dne mehr oder weniger starke Abhängigkeit zur Folge haben können. Hierzu zählt man Alkohol, Arzneimittel, Nikotin, Schnüffelstoffe und Rauschgifte);

• что значит наркотическая зависимость, какие существуют виды зависимости и к какой зависимости могут привести отдельные наркотики (Man unterscheidet dabei zwischen körperlicher (physischer) und seelischer (psychischer) Abhängigkeit. Ein körperlich Abhängiger braucht die Drogen ebenso notwendig wie Essen und Trinken. Ein seelisch Abhdngiger kann nur noch mit Hilfe der Droge sein inneres Gleichgewicht herstellen;

• как действуют наркотики на организм подростков (Die Wirkung von Rauschgiften hängt von Art und Dosis des Stoffs und von der körperlichen und seelischen Verfassung des Konsumenten ab. Die " halluzinogenen" Drogen wie Marihuana, Haschisch, LSD und einige synthetische Rauschgifte führen im wesentlichen zu Sinnestäuschungen;

•какиерискисвязанысупотреблением наркотиков (l.Gefahr der psychischen und physischen Abhängigkeit. 2. Erhöhtes Krebsrisiko, Erkrankungen der Atemwege. 3. Schädigung innerer Organe, der Gehirnfunktion und des Nervensystems. 5. Persönlichkeitsveränderungen, Wahnvorstellungen, Delirien).

Очень нагляден следующий прием: в обсуждение включаются различные группы, которые сообщают нормативные или статистические сведения (например, как группа представителей правоохранительных органов со статистикой употребления наркотиков в Германии; объяснением законодательных актов, связанных с употреблением наркотиков (Das BtmG droht Geldstrafen und Haftstrafen bis zu 15 Jahren an. Verbotene Umgangsformen sind demnach bdspielsweise: Anbau,, Herstellung, Handel, Einfuhr, Überlassung, Erwerb und Besitz), и всту-

ф

со >.

са

£

со

CK ^

о

X X

го ^

I-

о о

X S

о с=

X CK S

CK X

го

со

го

X

го ч о

I-

ф

ф

X

го

о

со

.о ^

о с

о

<

0

io >

с; £

1

пающая с ними в дискуссию группа журналистов, которых интересуют способы доставки наркотиков в Германию (Wie kommt das Rauschgift nach Deutschland?).

Группа, представляющая сотрудников правоохранительных органов, дает необходимые пояснения на интересующие присутствующих вопросы, например: Die mdsten Rauschgifte kommen auf dem See-, Luft oder Landweg als Schmuggelware nach Deutschland, wobei größere Mengen in Schiffsoder Lkw-Ladungen versteckt werden. Kleinere Mengen werden im Reisegepäck, am oder sogar im Körper über die Grenze geschmuggelt).

Безусловно, одной из групп, принимающих участие в занятии, являются «родители». Они обеспокоены проблемой распространения наркотиков в учебных заведениях Jeder zwdte Schüler in Deutschland verfügt über Rauschgifterfahrung. Die mdsten fangen mit 10,11 oder 12 Jahren an. Geraucht wird heimlich im Kreis von Spielkameraden, aus Neugier, um die Erwachsenen zu imitieren) [18].

Самым сложным и интересным этапом явилась дискуссия «Кто виноват в том, что подростки употребляют наркотики» в которой приняли участие:

- представители учебных заведений, которые возлагают вину на родителей подростков (Die Eltern sind an allem schuld. Sie schenken den Kindern zu wenig Aufmerksamkeit. Einige Eltern vernachlässigen die Erziehung ihrer Kinder. Sie verwöhnen ihre Kinder durch Geld, moderne kostspielige Sachen und dabei interessieren sie sich für Leben der Kinder und ihre Probleme nicht);

• родители, считающие, что виноваты правоохранительные органы и школа ( Wir arbeiten viel, um unsere Kinder zu erhalten. Unserer Mdnung nach sind die Schule und die Rechtspflegeorgane daran schuld. Die Schule lehrt aber erzieht nicht. Die Polizei ist immer zur StrafVerfolgung verpflichtet. Betreuende Hilfe kann hier nicht geleistet werden).

После дискуссии малые группы составили и предложили для обсуждения свои программы борьбы с наркоманией. Задача экспертов заключалась в отборе лучших предложений из программ малых групп и оглашении единой программы борьбы с наркоманией среди молодежи.

Einheitsprogramm. Man muss:

1. Die Programme für den Gesundhdtsschutz der Jugendlichen ausarbeiten.

2. Wirksam mit den Drogenverbrdtern kämpfen.

3. Die drogenabhängige Jugend zur Arbeit heranziehen.

4. Die Informierung der Jugend über den Schaden der Drogen verbessern.

5. Die Reklame der Zigaretten und des Alkohols verbieten.

6. Die Jugendorganisationen und Jugendbewegungen schaffen.

7. Die Reabilitationszentren schaffen.

8. Die internationale Zusammenarbeit organisieren (Erfahrungsaustausch).

9. Die Verantwortung der Eltern fbr die Erziehung der Kinder mit Hilfe der Geldstrafen verstärken.

10. Psychologische Forschungen durchfahren und verschiedene Programme schaffen.

11. Die Muße derJugend organisieren: Tourismus, Treffen der Jugend, verschiedene Zirkel, sportliche Massnahmen, Sportlager, Jugendcafes (Musik-und Literaturklubs).

12. Die Arbeit der Psychologen in den Lehranstalten verbessern.

13. Den Vertrauenstelefondienst propagieren.

Очень важный фактор - организация

на заключительном этапе оценки работы групп, результатов занятия в целом и самооценка студентами собственной учебной деятельности. Соотнеся цель и результаты занятия, мы зафиксировали степень их соответствия и наметили дальнейшие цели деятельности.

5. Заключение (Conclusion)

Внедрение кейс-метода будет способствовать мотивирующей творческой деятельности обучаемых, их стремлению добывать знания самостоятельно, развитию умения речевого взаимодействия, умения спорить, аргументировать свою точку зрения на проблему, выстраивать логические схемы решения проблемы, имеющей неоднозначное решение.

Кейс-метод развивает навыки поиска и обработки, анализа и оценки полученной информации, углубляет знания по иностранному языку, расширяет словарный запас, совершенствует навыки перевода, учит вести дискуссию [19]. Кроме того, обучаемые получают знания по

конкретной теме, которые они могут использовать в жизненных ситуациях [20].

В чем преимущества кейс-метода по сравнению с традиционными методами

обучения? На наш взгляд, это: принцип партнерства, сотрудничество с обучаемыми, творческая деятельность всех участников.

Библиографический список

1. Медведева, С.А. Интерактивный подход в обучении иностранным языкам [Текст] / С.А. Медведева, Л.Н. Голуб // Человек в XXI веке: материалы IX Международной научно-практической конференции преподавателей и студентов. - Обнинск: ФГБУ «ВНИИГМИМЦД», 2014. - С. 57-59.

2. Федянин, Н. Чем «кейс» отличается от чемоданчика? [Текст] / Н. Федянин, В. Давиденко // Обучение за рубежом. - 2000. - № 7. - С. 52-55.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Щукин, А.Н. «Обучение иностранным языкам. Теория и практика» [Текст]: Учебное пособие для преподавателей и студентов / А.Н. Щукин. - 2-е изд.,испр. и доп. - М.: Филоматис, 2006. - 480 с.

4. Земскова, А.С. Использование кейс-метода в образовательном процессе [Текст] / А.С. Земско-ва // Совет ректоров. - 2008. - № 8. - С. 12-16.

5. Eliseeva E.V., Zyateva, L.A., Kiyutina, I.I., Weiler, V.P., Shkityr, O.N., Isakova, G.S. (2017), Gaming technology in the higher school educational process as a way of improving of professional training for the modern economy. International Journal of Applied Business and Economic Research. 15 (11), 175-183.

6. Eliseeva E.V., Lupoyadova L.Yu, Karbanovich O.V., SavinA.V., Makarova G.V. (2017), Modern Approaches to the Development of University Students Social Competence. International Journal of Applied Business and Economic Research. 15 (12), 53-63.

7. Webb H.W., Grandon G., Gary P. (2005), Teaching with the case method online: pure versus hybrid approaches. Decision Sciences Journal of Innovative Education. 3(2), 223-250.

8. Rosier G. (2002), Using reflective reports to improve the case method. Journal of Management Development. 21(8), 589-597.

9. Планкин, К.А. Обучающие возможности кейс-метода в профессиональном образовании [Текст] / К.А. Планкин, В.А. Ченобытов // Молодой ученый. - 2013. - № 1. - С. 354-355.

10. Ряховская, А.Ю. Развитие рефлексивных навыков в условиях проектной деятельности [Текст] / А.Ю. Ряховская // Актуальные вопросы экономики и агробизнеса: материалы VIII Между- ф народной научно-практической конференции. - Брянск: Изд-во Брянского ГАУ, 2017. - С. 121-126. г?

11. Селифонова, Е.Д. Арт-методики при преподавании курса «Информационные технологии в лингвистике» [Текст] / Е.Д. Селифонова // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Информационные технологии. - 2017. - № 1(9). - С. 30-33.

12. Голуб, Л.Н. Технология проблемного обучения иностранным языкам [Текст] / Л.Н. Голуб // Вопросы современной филологии и проблемы обучения иностранным языкам: материалы четвертой международной научно-практической конференции. - Брянск: БГИТУ, 2016. - С. 182-189.

13. Пахтусова, Е.Э. Метод кейсов в обучении иностранному языку в вузе [Текст] / Е.Э. Пахтусова // Молодой ученый. - 2014. - № 7. - С. 532-534.

14. Пырьева, В.В. Кейсовая технология обучения и ее применение при изучении темы «Алгоритмы» [Текст] / В.В. Пырьева // Информатика и образование. - 2009. - № 11. - С. 25-28.

15. Сидорова, С.В. Кейс-технология как средство развития познавательных интересов обучающихся [Текст] / С.В. Сидорова, О.О. Басаргина // Инновации и современные технологии в системе образования: материалы III международной научно-практической конференции. - Praha: Vedecko vy-davatelske centrum "Sociosfera - CZ". 2013. - С. 213-218.

17. Варданян, М.Р. Практическая педагогика [Текст]: учебно-методическое пособие на основе метода case-study / М.Р. Варданян, Н.А. Палихова, И.И. Черкасова, Т.А. Яркова. - Тобольск: ТГСПА им. Д.И. Менделеева, 2009. - 188 с.

18. Медведева, С.А. Исследование ценностных доминант студентов-менеджеров как условие развития их профессиональных приоритетов [Текст] / С.А. Медведева //Вестник Брянского государственного университета. - 2012. - №1-2. - С. 80-84.

19. Sicherheitsbericht. Herausgeber: Bayerisches Staatsministerium des Innern, ft.r Bau und Verkehr Odeonsplatz 3, 80539 Mьnchen. - Режим доступа: http://www.stmi.bayern.de/assets/stmi/buw/ bauthemen/iiz5_vergabe_kommunal_rs_20160418.pdf . - [Дата обращения: 13.02.2018].

20. Павленко, В.Г. Применение кейс-метода при обучении английского языка в неязыковом вузе [Текст] / В.Г. Павленко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 17. -С. 534-538. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/46282.htm. [Дата обращения: 13.02.2018].

21. Абрамова, С.Ю. Использование кейс-метода на уроках английского языка [Текст] / С.Ю. бра-мова, Ю.В. Белозерова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). - Уфа: Лето, 2015. - С. 94-96.

L.N. Golub1, S.A. Medvedeva2

1 ORCID No. 0000-0003-3436-928Х, Academic Title of Associate Professor, Candidate of Sciences (Pedagogy), Associate Professor, Department of Foreign Languages, Bryansk State Agrarian

University, Bryansk, Russia. E-mail: loragolub@rambler.ru 2 ORCID No. 0000-0002-2688-4743, Candidate of Sciences (Pedagogy), Associate Professor, Department of Foreign Languages, Bryansk State Agrarian University, Bryansk, Russia.

E-mail: sve0611@yandex.ru

THE USE OF THE CASE METHOD AT THE LESSONS OF FOREIGN LANGUAGE IN HIGH SCHOOL

Abstract

Introduction. The article substantiates the relevance of the use of the case method for training in a foreign language, because this method introduces the students to the creative activity. This activity consists in self-finding the necessary resources for disclosure of educational topics, the analysis of the material, the attempt to systematize selected material and use it in certain situations; try to comment their point of view on the issue. Different forms are used by the teacher during the case-method to develop communication skills of students.

The purpose of the article is to justify the effectiveness of the case-method in order to increase the cognitive activity of students and the level of knowledge of a foreign language of students.

Materials and methods. The authors focused on the didactic principles used in the study; the main qualities that students have tried to form during the case method; the goals set in the course of foreign language classes. The main methods of research were: the analysis of scientific, journalistic, literary fiction devoted to the problem of drug addiction, problem, discussion, game, dialogue, solution of situational problems.

Results. The authors held scientific-practical study, developed a model classes with the use of a case-method, which promotes cognitive activity of trainees. This model increases the level of knowledge of students. The result of the case was a creative product of students - a program to combat drug addiction, some provisions of which can be used by organizations engaged in preventive work with young people.

The authors presented the algorithm of the lesson using the case-method. They revealed effective methods, methods of case management, forms of work with students.

Discussion. It should be noted that the results of the study are supported by the acquired knowledge

(new lexical units, lexical patterns, grammatical structures) and applied during the discussion and

discussion of programs to combat crime. These results are received on the basis of comparative analysis

of knowledge and skills of students of two experimental groups.

5 Conclusion. The authors draw a conclusion that the introduction of the case-method will

тз

££ contribute to motivating creative activity of students, their desire to extract knowledge on their ф own, the development of the ability of speech interaction, the ability to argue and argue their point of view on the problem, to build logical schemes for solving problems that have ambiguous solutions. ui Keywords: case-method, case-technologies, situation analysis method, real life situations, creative

.a activity, creative product, creative principle, cognitive process, stages of activity, didactic principles. 15 Highlights:

• A scientific and practical study was conducted, within which a specific educational model of the _j case-method "Drug Addiction in Germany: the reasons for its occurrence and ways to combat it" was

developed, which contributes to the activation of theoretical knowledge and practical experience of students;

• The stages of carrying out case-method are defined and concrete recommendations to teachers on the organization of these stages are given;

• Educational and methodological support of case-method on this subject is presented.

References

1. Medvedeva S.A., Golub, L.N. (2014), Interaktivnyj podhod v obuchenii inostrannym yazykam [Interactive approach in teaching foreign languages in the XXI century]. Proceedings of the IX international scientific and practical conference of teachers and students. Obninsk: FGBU "VNIIGMIMCD". 57-59. (In Russian).

2. Fedyanin, N., Davydenko V. (2000), Chem «kejs» otlichaetsya ot chemodanchika? [How does a "case" differ from the case?]. Obuchenieza rubezhom. 7, 52-55. (In Russian).

3. Shchukin A.N. (2006), Obuchenie inostrannym yazykam. Teoriya i praktika. Uchebnoe posobie dlya prepoda-vatelej i studentov [Teaching of foreign languages. Theory and practice. Study guide for teachers and students], M.: Filomatis Publ. (In Russian).

4. Zemskova A.S. (2008), Ispol'zovanie kejs-metoda v obrazovatel'nom processe [Using of case-method in the educational process]. Sovet rektorov. 8, 12-16. (In Russian).

5. Eliseeva, E.V., Zyateva, L.A., Kiyutina, I.I., Weiler, V.P., Shkityr, O.N., Isakova, G.S. (2017), Gaming technology in the higher school educational process as a way of improving of professional training for the modern economy. International Journal of Applied Business and Economic Research. 15 (11), 175-183.

6. Eliseeva E.V., Lupoyadova L.Yu, Karbanovich O.V., SavinA.V., Makarova G.V. (2017), Modern Approaches to the Development of University Students Social Competence. International Journal of Applied Business and Economic Research. 15 (12), 53-63.

7. Webb H.W., Grandon G., Gary P. (2005), Teaching with the case method online: pure versus hybrid approaches. Decision Sciences Journal of Innovative Education. 3(2), 223-250.

8. Rosier G. (2002), Using reflective reports to improve the case method. Journal of Management Development. 21(8), 589-597.

9. Plankin K.A., Cenobites V.A. (2013), Obuchayushchie vozmozhnosti kejs-metoda v professional'nom obrazovanii [Educational possibilities of the case method in professional education]. Molodoj uchenyj. 1, 354-355. (In Russian).

10. Ryahovskaya A.Y. (2017), Razvitie refleksivnyh navykov v usloviyah proektnoj deyatel'nosti [Development of reflective skills in terms of project activities]. Actual problems of economy and agribusiness, proceedings of the VIII International scientificpractical conference. Bryansk: Izdatel'stvo Bryanskogo GAU. 121-126. (In Russian).

11. Selifonova E.D. (2017), Art-metodiki pri prepodavanii kursa "Informacionnye tekhnologii v lingvis-tike" [Art methods in the teaching of course "Information technologies in linguistics"]. Vestnik obrazovatel'nogo konsorciuma Srednerusskij universitet. Informacionnye tekhnologii. 1(9), 30-33. (In Russian).

12. Golub, L.N. (2016), Tekhnologiya problemnogo obucheniya inostrannym yazykam Technology problem-based learning foreign languages [Problems of modern Philology and problems of foreign language teaching]. Materials of the fourth international scientific-practical conference. Bryansk: BGITU. 182-189.

13. Pahtusova E.E. (2014), Metod kejsov v obuchenii inostrannomu yazyku v vuze [Method of cases in teaching a foreign language in high school]. Molodoj uchenyj. 7, 532. (In Russian).

14. Pyreva V.V. (2009), Kejsovaya tekhnologiya obucheniya i ee primenenie pri izuchenii temy "Algo-ritmy" [Case study technology and its application in the study of the topic "Algorithms"]. Informatika i obra-zovanie. 11, 25-28. (In Russian).

15. Sidorova S.V. Basargina O.O. (2013), Kejs-tekhnologiya kak sredstvo razvitiya poznavatel'nyh in-teresov obuchayushchihsya [Case-technology as a means of development of cognitive interests of students]. Innovations and modern technologies in the education system: proceedings of the III international scientific-practical conference. Praha: centrum Vedecko vydavatelske "Sociosfera - CZ". 213-218.

16. Vardanyan M.R., Palikova N.A. Cherkasova I.I., Yarkova T.A. (2009), Prakticheskayapedagogika: ucheb-no-metodicheskoeposobie na osnove metoda case-study [Practical pedagogy: teaching manual based on the method of case-study], Tobol'sk: TGSPA im. D.I. Mendeleeva Publ. (In Russian).

о о

о

ф та го з та с J3 с

ф

17. Medvedeva S.A. (2012), Issledovanie cennostnyh dominant studentov-menedzherov kak uslovie razvitiya ih professional'nyh prioritetov [Research of the value dominant of students-managers as a condition of development of their professional priorities], Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta 1-2, 80-84. (In Russian).

18. Bayerisches Staatsministerium des Innern, für Bau und Verkehr Odeonsplatz (2016), Sicherheitsbericht [Safety Report]. München, Odeonsplatz, Bayerisches Staatsministerium des Innern, für Bau und Verkehr. Available at: http://www.stmi.bayern.de/assets/stmi/buw/bauthemen/iiz5_vergabe_kommunal_rs_20160418. pdf (Accessed: 13.02.2018).

19. Pavlenko V.G. (2016), Primenenie kejs-metoda pri obuchenii anglijskogo yazyka v neyazykovom vuze [Application of the case method in teaching English language in non-language colleges]. Nauchno-metodicheskij ehlektronnyj zhurna "Koncept". 17, 534-538. Available at: http://e-koncept.ru/2016/46282.htm. (In Russian).

20. Abramova S.YU., Belozerov YU.V. (2015), Ispol'zovanie kejs-metoda na urokah anglijskogo yazyka [Using of the case method in the English lessons]. Aktual'nye voprosy sovremennoj pedagogiki: materialy VI Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Ufa. 94-96. (In Russian).

ro x s 3 x га i_ s со

DOI: 10.25588/CSPU.2018.01.09

УДК 37.013 ББК 74.2

Д.М. Зиганшина

ORCID № 0000-0001-7713-7628, аспирант кафедры педагогики и психологии, ЮжноУральский государственный гуманитарно-педагогический универоитет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: Dinara.ZM@mail.ru

формирование познавательной культуры

КАК УСЛОВИЕ ПОДГОТОВКИ УЧАщИХСЯ К ЕГЭ И ОЛИМПИАДАМ

Аннотация

Введение. Статья посвящена проблеме подготовки обучающихся к олимпиадам и ЕГЭ по химии с целью активизации их познавательной культуры.

Материалы и методы. Основным подходом, который использовался для реализации поставленной цели, является культурологический. Основной метод - проблемный, кроме этого, использовались наглядно-словесные и практические методы. Перед обучающимися ставились проблемные вопросы в виде олимпиадных задач, которые способствовали активизации мыслительных процессов у обучающихся и побуждали к активному поиску решения.

Ре.зультаты. Приводится сравнение олимпиадных заданий и вопросов из ЕГЭ по химии. С помощью психологических тестов нужно выявить одаренных обучающихся, которые заинтересованы в успешной сдаче ЕГЭ по химии и участию в олимпиадах международного уровня. Этому способствует анализ школьной программы и выявление тем, в которые можно внести материал для формирования познавательной культуры обучающихся.

Обсуждение. Приведены олимпиадные задания для изучения некоторых тем, предложена программа элективного курса, способствующего формированию умений решать нестандартные творческие задания. Рассмотрены особенности программы элективного курса для лучшей подготовки обучающихся к выполнению олимпиадных заданий и успешной сдачи ЕГЭ по химии.

Заключение. Результатом данной исследовательской работы стали основные методы и формы для максимального раскрытия творческого потенциала обучающихся.

Ключевые слова: нестандартные творческие задания, опыт творческой деятельности, творческие способности, химические олимпиады, элективный курс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.