Научная статья на тему 'К вопросу использования технологии кейсов в предметном обучении'

К вопросу использования технологии кейсов в предметном обучении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
371
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ КЕЙСОВ / АВТОНОМНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПЛАНИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА КЕЙСА / CASE METHOD / LEARNERS’ AUTONOMOUS ACTIVITY / CASE MODELLING / PLANNING AND ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Енбаева Людмила Валерьевна

В статье анализируется актуальность использования технологии кейсов с точки зрения развития автономной и активной учебно-познавательной деятельности учащихся. Представлен обзор основных проблем применения технологии в предметном обучении: сложности моделирования, планирования и оценки. Предложены инвариантные составляющие для моделирования, примеры построения модели кейса, разработаны примерные планы содержания кейсов, наборы критериев и схемы оценивания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper analyzes the timeliness of case method employment from the viewpoint of students’ autonomous and active educational and cognitive activity development. It provides an overview of main problems that case method is fraught with: modelling, planning and assessment difficulties. Invariable constituents for modelling and examples of case model development are offered, tentative case plans, sets of assessment criteria and schemes are worked out.

Текст научной работы на тему «К вопросу использования технологии кейсов в предметном обучении»

УДК 372.8

Енбаева Людмила Валерьевна

кандидат филологических наук, доцент кафедры методики преподавания

иностранных языков

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Сибирская, 42, +7 (342) 238 63 29 e-mail: l. v. enbaeva@gmail. com

К ВОПРОСУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ КЕЙСОВ В ПРЕДМЕТНОМ ОБУЧЕНИИ

Lyudmila V. Enbaeva

PhD, Associate professor of the Department of Foreign Language Teaching Methods

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 42, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia e-mail: l. v. enbaeva@gmail. com

THE USE OF CASE METHOD IN SUBJECT TEACHING

Аннотация. В статье анализируется актуальность использования технологии кейсов с точки зрения развития автономной и активной учебно-познавательной деятельности учащихся. Представлен обзор основных проблем применения технологии в предметном обучении: сложности моделирования, планирования и оценки. Предложены инвариантные составляющие для моделирования, примеры построения модели кейса, разработаны примерные планы содержания кейсов, наборы критериев и схемы оценивания.

Ключевые слова: технология кейсов, автономная деятельность учащихся, моделирование, планирование и оценка кейса.

Abstract. The paper analyzes the timeliness of case method employment from the viewpoint of students' autonomous and active educational and cognitive activity development. It provides an overview of main problems that case method is fraught with: modelling, planning and assessment difficulties. Invariable constituents for modelling and examples of case model development are offered, tentative case plans, sets of assessment criteria and schemes are worked out.

Key words: case method, learners' autonomous activity, case modelling, planning and assessment.

© Енбаева Л.В., 2016

В современных условиях ускоряющихся темпов развития инновационных технологий учителю основного общего образования необходимо овладевать образовательными инструментами, обладающими достаточной гибкостью для создания такого образовательного процесса, который бы отвечал актуальным требованиям развития науки и общества. Одним из таких инструментов является технология кейсов. Новизна и актуальность данной технологии связана с тем, что, будучи разработанной для преподавания права и экономических дисциплин, она оказалась продуктивной и в контексте других предметов, что в последнее время способствовало росту ее популярности и развитию. Однако более широкое использование технологии в предметном обучении недостаточно отработано и ставит ряд проблем, среди которых разработка и структурирование кейсов и их оценка.

Востребованность образовательной технологии сейчас определяется ее способностью перейти от практики предоставления «готового» знания к стимулированию самостоятельного анализа ситуации, выявления проблем, поиска путей их решения. В основе ФГОС начального, основного и среднего общего образования лежит системно-деятельностный подход, который среди прочего обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию и активную учебно-познавательную деятельность обучающихся [4-6]. Как указано в Фундаментальном ядре содержания общего образования, базовым положением системно-деятельностного подхода служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего формированием универсальных учебных действий (УУД). Концепция универсальных учебных действий также учитывает опыт компетентностного подхода, в частности, его правомерный акцент на достижение учащимися способности эффективно использовать на практике полученные знания и навыки [9]. Следовательно, современные образовательные технологии должны уделять достаточное внимание развитию автономности учащихся. Н.Ф. Коряковцева определяет автономию учащегося в образовательной деятельности как способность личности осознанно осуществлять продуктивную образовательную деятельность, направленную на создание личностного образовательного продукта, рефлексировать и оценивать данную деятельность, накапливая эффективный опыт, конструктивно и творчески взаимодействовать с образовательной средой и субъектами образовательной деятельности, принимая на себя ответственность за процесс и продукт данной деятельности как результата самоопределения и саморазвития личности [3]. Очевидно, что именно с образовательной автономностью связана одна из функций УУД: обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности [9]. Рассмотрим технологию кейсов с точки зрения развития автономной и активной учебно-познавательной деятельности учащихся.

Основывая свое определение на работах Ландберга, Крэгга, и Бонома [10; 13; 14], С.М. Шуган указывает, что технология кейсов заключается в предоставлении студентам реальной ситуации, включающей детальное описание проблемы, стоящей перед организацией, сопутствующих фактов и обстоятельств, событий и мнений менеджеров, в постановке перед учащимися задачи проанализировать, обсудить и принять решение о необходимых действиях [16]. П. Скейлс делает акцент на том, что кейс предлагает события или проблемы с контекстуальной информацией, которые предоставляют обучающимся возможность применить свои знания, совершенствовать навыки упорядочивания информации, выявлять и решать проблемы [15]. К.Ф. Харлинг также подчеркивает роль контекста, практического использования изученного материала и холистичность понимания изучаемой таким образом дисциплины [12]. М.В. Антипова отмечает, что данная технология способствует развитию у студентов самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументированно высказать свою, с помощью этого метода студенты имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы [1]. Следовательно, развитие автономной и активной учебно-познавательной деятельности учащихся - одна из базовых целей, решаемых с помощью технологии кейсов. Опишем основные особенности организации учебной деятельности при ее использовании.

Адаптивность технологии кейсов к различным образовательным задачам в различных предметных областях, ее очевидная связь с проектной технологией и технологией проблемного обучения приводит к ограничениям в строгости методологического описания и сложностям алгоритмизации. Появляющиеся классификации кейсов [1; 7] ставят вопросы об отличиях кейса от проекта, проблемной ситуации, дискуссии и пр. Вероятно, к решению этих противоречий при разработке кейсов можно подойти, подчеркнув комплексный характер технологии и выделив инвариантные и вариативные составляющие. Рассматривая использование учебного кейса в общеобразовательной школе, к инвариантным составляющим отнесем наличие дидактических задач (и формируемых УУД), наличие ситуации и ее практико-ориентированный характер, наличие явной или скрытой проблемы (проблем), применение различных методов ее решения, групповую форму работы, включающую брейнсторминг, дискуссию, презентацию результатов. Вариативность будет определяться типом дидактической задачи, ситуации и действующих лиц, проблем и методов решения, характером предложенных для анализа материалов, дополнительными формами работы, требованиями к презентации результатов, диктуемыми спецификой предмета. Инвариантные составляющие можно использовать для моделирования кейса (построения программной карты кейса) на этапе планирования. Приведем пример моделирования для кейсов, разработанных к предметам деловой английский язык и биология (табл. 1).

Первый кейс предложен в УМК Business Result Elementary [11], второй -в работе Р.П. Софронова и Л.В. Сидоровой [8].

Таблица 1

Моделирование кейса

Инвариантная составляющая Кейс для предмета деловой английский язык Кейс для предмета биология

Ситуация Организация сотрудничества с компанией-поставщиком офисных принадлежностей Имя литературного героя Скупой богач содержит неоднозначность в его оценке. Таким же неоднозначным является и его рацион питания

Проблема Выбор компании из двух по предложенным критериям Оценка правильности питания

Методы решения Анализ условий сотрудничества, сопоставление условий двух компаний по предложенным критериям Анализ пищевого рациона, оценка калорийности пищи, оценка влияния пищевого рациона на физический облик и состояние литературного героя, разработка рекомендаций по правильному питанию с учетом условий проживания

Формы работы и презентации результата Дискуссия в группах по заданным вопросам, анализ и сопоставление текстовых и аудиоматериалов, выбор и обоснование решения в группах/парах, презентация диалога с представителем выбранной организации Дискуссия в группах по проблеме литературного произведения, анализ материалов кейса, заполнение форм оценки калорийности, описания героя и рекомендаций, презентация результатов работы в группе

Разработка собственно кейса как пакета материалов, используемого в учебной деятельности, ставит схожие задачи структурирования, осложненные адаптивностью технологии и вариативностью содержания проблем и ситуаций. Принимая в качестве базовых инвариантных элементов ситуационную (сюжетную), информационную и дидактическую части, можно предложить следующие варианты примерных планов кейса.

Примерный план 1

1. Методическая записка для учителя

1.1. Название и аннотация кейса, описание целевой группы

1.2. Описание основной проблемы кейса

1.3. Задачи кейса

1.4. Место кейса в учебном плане

1.5. Сценарий выполнения кейса

1.6. Варианты решения проблемы кейса, примерные ответы на вопросы

1.7. Методические рекомендации

2. Кейс

2.1. Название и обзор кейса

2.2. Общее описание ситуации (данных условий, обстоятельств, действующих лиц и пр.)

2.3. Формулировка задач, подводящая к выведению проблемы, или формулировка проблемы (постановка проблемного вопроса/ вопросов)

2.4. Поэтапное задание (задания) для выполнения (детальные вопросы для обсуждения, протокол дискуссии)

2.5. Требования по оформлению результатов работы с кейсом

2.6. Иллюстративные и справочные материалы и ссылки на дополнительные ресурсы

2.7. Критерии оценки

Примерный план 2

1. Сюжет / ситуация кейса

1.1. Обзор ситуации (данных условий, обстоятельств, действующих лиц и пр.)

1.2. Формулировка задач, подводящая к выведению проблемы, или формулировка проблемы (постановка проблемного вопроса/ вопросов)

1.3. Поэтапное задание (задания) для выполнения (детальные вопросы для обсуждения)

2. Материалы кейса

2.1. Экспертные оценки ситуации, возможных проблем

2.2. Формы для заполнения (протокол дискуссии, анкеты, графики, алгоритмы и пр.)

2.3. Иллюстративные и справочные материалы и ссылки на дополнительные ресурсы

2.4. Требования по оформлению результатов работы с кейсом

2.5. Критерии оценки

3. Пояснительная записка

3.1. Название и аннотация кейса, описание целевой группы

3.2. Описание основной проблемы кейса

3.3. Задачи кейса

3.4. Место кейса в учебном плане

3.5. Сценарий выполнения кейса

3.6. Варианты решения проблемы кейса, примерные ответы на вопросы

3.7. Методические рекомендации

Одной из наиболее сложных проблем использования технологии кейсов является проблема оценки. А.М. Деркач связывает ее с общей нерешенностью вопроса оценивания самостоятельной творческой деятельности обучающихся и предлагает учет любого обоснованного предложения, выдвигаемого студентом и основанного на его жизненном опыте и знаниях в предметной области [2]. М.В. Антипова отмечает необходимость оценивать две составляющие кейса -дискуссию и задания, выполненные в письменной форме, и приводит целевые показатели успешной дискуссии и удовлетворительного письменного анализа

120

кейса [1]. М.Г. Савельева предлагает матрицы оценивания выполнения ситуационных заданий и оценки развития у студентов способности к самостоятельному решению проблем. Первая содержит четыре критерия: понимание задания, предложение способа решения проблемы, обоснование способа решения, предложение альтернативных вариантов. Вторая содержит пять умений: умение решать проблемы образовательной деятельности, умение объяснять явления действительности, уметь ориентироваться в мире ценностей, умение решать практические проблемы, связанные с реализацией определенной социальной роли, умение решать практические проблемы универсального характера. Для каждого умения выводится несколько критериев [7]. Учитывая перечисленные точки зрения, предложим следующие критерии и схемы оценивания решения кейса (табл. 2, 3).

Таблица 2

Схема оценивания решения кейса 1

1 балл 2 балла 3 балла

1. Анализ ситуации Ситуация Ситуация Ситуация

и выявление проанализирована не проанализирована, проанализирована

проблемы полностью, проблема не выявлена или выявлена неправильно проблема выявлена детально, выявлена основная проблема и потенциальные сопутствующие проблемы

2. Решение Проблема решена не Проблема решена, Проблема решена,

проблемы полностью / но возможны возможные

предложенное негативные последствия

решение последствия продуманы,

нереалистично принятого решения негативные сценарии проработаны/ предупреждены

3. Презентация Требования Требования Требования

результата к презентации к презентации к презентации

результатов результатов результатов

выполнены не выполнены, есть выполнены

полностью. некоторые недочеты, исчерпывающе.

В презентации не искажающие В презентации

участвуют не все понимание общей участвуют все члены

члены группы идеи решения. В презентации участвуют все члены группы группы, присутствует четкое распределение задач /ролей

4. Бонус 1 балл за скорость Максимальное количество баллов 10

решения /

нестандартность

подхода

Таблица 3

Схема оценивания решения кейса 2

1 балл 2 балла 3 балла

1. Анализ ситуации Ситуация проанализирована не полностью, не на все вопросы были даны ответы / не все задания были выполнены. В дискуссии участвовали не все члены группы Ситуация проанализирована, на все вопросы даны ответы, все задания выполнены, но в ответах есть ошибки или неточности. В дискуссии участвовали все члены группы Ситуация проанализирована детально, на все вопросы даны полные ответы, все задания выполнены верно. В дискуссии участвовали все члены группы, велся протокол дискуссии, где зафиксированы идеи

2. Выявление проблемы Проблема выявлена неправильно Проблема выявлена, есть недочеты в ее формулировке. Выявлена основная проблема и потенциальные сопутствующие проблемы, их формулировка точна и отвечает предметным требованиям

3. Решение проблемы Проблема решена не полностью / предложенное решение нереалистично Проблема решена, но возможны негативные последствия принятого решения Проблема решена, возможные последствия продуманы, негативные сценарии проработаны/ предупреждены

4. Устная презентация результата Требования к презентации результатов выполнены не полностью. В презентации участвуют не все члены группы Требования к презентации результатов выполнены, есть некоторые недочеты, не искажающие понимание общей идеи решения. В презентации участвуют все члены группы Требования к презентации результатов выполнены исчерпывающе. В презентации участвуют все члены группы, присутствует четкое распределение задач / ролей

5. Письменная презентация результата Не все формы отчетности по работе с кейсом оформлены или не сданы вовремя, содержат серьезные ошибки Формы отчетности по работе с кейсом заполнены и сданы вовремя, но содержат некоторые незначительные ошибки Формы отчетности по работе с кейсом заполнены без ошибок и сданы вовремя

Максимальное количество баллов - 15

Таким образом, технология кейсов отвечает современным требованиям к педагогическим технологиям, находится в русле системно-деятельностного подхода и имеет широкий потенциал в предметном обучении. Риски ее упрощения или формального переноса названия на то, что, в сущности, представляет собой проект или проблемную ситуацию, можно нивелировать путем выделения минимальных инвариантных составляющих и построения на их основе структурных планов кейсов и схем их оценивания. В статье предложены инвариантные составляющие как основа моделирования кейса или построения программной карты, варианты структурных планов и схем оценивания. Их дальнейшая разработка составляет перспективу исследования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Антипова М.В. Метод кейсов (casestudy): метод. пособие для преподавателей филиала / Мариинско-Посадский филиал ФГБУ ВО «МарГТУ», 2011. URL: http://mpfmargtu.ucoz.ru/metod/metodicheskoe posobie-1.pdf (дата обращения: 26.08.2016).

2. Деркач А.М. Кейс-метод в обучении органической химии: составление и использование заданий // Среднее профессиональное образование. 2010. № 11. URL: http://cyberleninka.ru/article/n7keys-metod-v-obuchenii-organicheskoy-himii-sostavlenie-i-ispolzovanie-zadaniy (дата обращения: 26.08.2016).

3. Коряковцева Н.Ф. Автономность в практике обучения иностранным языкам и культурам // Автономия учащегося в процессе изучения иностранного языка и культуры. М., 2001. С. 18-19.

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от

06.10.2009 г. N 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009 г. N 17785). М., 2009.

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 07.06.2012 г. N 24480). М., 2012.

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от

17.12.2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. N 19644). М., 2011.

7. Савельева М.Г. Педагогические кейсы: конструирование и использование в процессе обучения и оценки компетенций студентов: учебно-методическое пособие. Ижевск: УдГУ, 2013. 94 с.

8. Софронов Р.П., Сидорова Л.В. Кейс-технология в обучении биологии в школе // Вестник БГУ. 2015. № 15. URL: http://cyberlenmka.ru/article/n/keys-tehnologiya-v-obuchenii-biologii-v-shkole (дата обращения: 29.08.2016).

9. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. 4-е изд., дораб. М.: Просвещение, 2011. 79 с.

10. Bonoma T. V. Learning by the case method in marketing. Harvard Business School Case 9-590-008, Harvard University, Boston, MA., 1989.

11. Grant D., Hughes J., Turner R. Business Result. Elementary Students' Book // Oxford University Press, 2009.

12. Harling K.F. et al. Using the case method of teaching //Agribusiness. 1998. V. 14. №. 1. P. 1-14.

13. Lundberg С.С., Craig C., Rainsford P., Shay J.P., Young C.A. 2001. Teaching business education management writing case studies. J. Management Ed, 2001. № 25 (4). P 450-463.

14. Lundberg, C.C. Case method. C.M. Vance (Ed.), Mastering management education: Innovations in teaching effectiveness. Newbury Park, CA: Sage, 1993. P. 45-51.

15. Scales P. Teaching in the Lifelong Learning Sector. Maidenhead, England, 2013. 329 p.

16. Shugan S.M. Editorial: Save research-Abandon the case method of teaching // Marketing Science. 2006. V. 25, №. 2. P. 109-115.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.