ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАТЕГОРИЙ ИНФОРМАЦИОННО -КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ
ИНФОРМАТИКЕ Арипова Г.И.
Арипова Гулчехра Ишанкуловна - старший преподаватель,
кафедра современных информационных технологий, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье приведены категории информационно-коммуникационных технологий. Раскрыта роль использования интегрированных информационных систем для обучения студентов вуза. Ключевые слова: развитие, информатика, студент, преподаватель.
Одной из важных задач по формированию информационно-коммуникативной компетентности преподавателя информатики является развитие навыков использования информационно -коммуникационных технологий. Проведение учебных занятий по информатике на основе их использования с элементами (тестовые программы, электронные учебники, компьютерные презентации и пр.), с учетом санитарно-гигиенических требований к данному виду учебных занятий, либо создание и использование завершенного проекта тестовой обучающей программы по информатике или создание набора презентаций для использования их на учебных занятиях входит в перечень функций филолога.
Существует большое количество классификаций информационно-коммуникационных технологий, как по функциональному значению, так и по структуре и содержанию самих этих технологий.
По методическому назначению информационно-коммуникационные технологии делятся на следующие категории:
демонстрационные программные средства, которые обеспечивают наглядное представление учебного материала, визуализацию изучаемых объектов, явлений и связей между ними;
информационно-справочные, информационно-поисковые системы, базы данных и знаний, электронные библиотеки и другие средства, которые обеспечивают хранение, поиск и представление информации;
контролирующие программные средства, которые используются для диагностики и контроля освоения образовательной программы;
компьютерные тренажеры, предназначенные для отработки умений, навыков учебной деятельности; инструментальные программные средства, предназначенные для обработки текстовой, числовой, графической, звуковой и видеоинформации, создания и ведения баз данных, работы с электронными таблицами, создания мультимедийных презентаций;
имитационные и моделирующие программные средства, предназначенные для построения и исследования моделей изучаемых объектов;
средства телекоммуникаций, предназначенные для организации групповой учебной деятельности, а также для доступа к удаленным источникам знаний;
автоматизированные обучающие системы, предназначенные для формирования набора компетенций учебной и практической деятельности и обеспечение необходимого уровня усвоения, устанавливаемого обратной связью, реализуемой средствами программы;
интегрированные информационные системы, которые объединяют в себе возможности всех перечисленных средств и могут быть расширены с добавлением дополнительных компонентов, обеспечивающих управленческую и организационную деятельность вуза.
Приведенная классификация является условной, поскольку с развитием информационно-коммуникационных технологий размывается граница между разными видами технологий и происходит их конвергенция. Так, базы данных можно относить к информационно-справочным системам, поскольку они являются инструментальными программными средствами. Для их использования «специалисту необходимо не только хорошо знать учебный материал, но и обладать хорошо развитым логическим и пространственным мышлением, уметь анализировать информацию» [1, с. 16].
Наиболее перспективными, наш взгляд, являются интегрированные информационные системы. В них используются возможности самых разных средств. На основе интегрированных информационных систем сегодня создается информационно-образовательная среда высшей образовательной организации. Такая система позволяет получить доступ к любой информации, хранящейся во внутренней сетевой инфраструктуре организации и в глобальной сети Интернет, уменьшает объемы бумажного документооборота, предоставляет единый интерфейс для получения информации для решения разных задач и в разных структурных подразделениях, тем самым упрощая организационно-методический и административно-управленческий процесс образовательной организации.
Таким образом, новые образовательные стандарты предъявляют усовершенствованные требования к интеллектуальному развитию студентов посредством изучения информатики с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
Список литературы
1. Аблизова Г.А. Обучение студентов использованию информационных технологий с учётом системного анализа // Наука и образование сегодня. М., 2021. № 4(63). С. 16-17.