Научная статья на тему 'Информационное пространство колледжа как фактор формирования профессиональной компетентности будущего специалиста'

Информационное пространство колледжа как фактор формирования профессиональной компетентности будущего специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СПЕЦИАЛИСТ / INFORMATION FIELD / PROFESSIONAL ACTIVITY / EXPERT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елагина Людмила Васильевна

Специалист должен самостоятельно определять средства, способы и цели будущей профессиональной деятельности на основе концепции развития информационного пространства Оренбургского государственного профессионально-педагогического колледжа. Данная концепция ставит основные цели, для достижения которых должны быть решены приоритетные задачи. Для усиления подготовки кадров в колледже разработаны электронные учебные пособия, которые размещают в локальной сети колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Елагина Людмила Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

College information field as the factor of the future expert’s professional competence formation

The expert should define independently means, ways and the objectives of the future professional activity on the basis of the concept of the College information field development. The concept in question sets main aims. To achieve them the priority problems should be solved. Electronic manuals in the college local network are developed for professional training.

Текст научной работы на тему «Информационное пространство колледжа как фактор формирования профессиональной компетентности будущего специалиста»

Людмила Васильевна

Елагина

кандидат педагогических наук, директор ГОУСПО «Оренбургский государственный профессионально-педагогический колледж»

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО КОЛЛЕДЖА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Специалист должен самостоятельно определять средства, способы и цели будущей профессиональной деятельности на основе концепции развития информационного пространства Оренбургского государственного профессионально-педагогического колледжа. Данная концепция ставит основные цели, для достижения которых должны быть решены приоритетные задачи.

Для усиления подготовки кадров в колледже разработаны электронные учебные пособия, которые размещают в локальной сети колледжа.

Ключевые слова: информационное пространство, профессиональная деятельность, специалист.

Смысл отечественного образования сегодня на современном этапе его развития состоит в реализации личностного потенциала будущего специалиста, его способности самостоятельно определять средства, способы и цели будущей профессиональной деятельности [1]. Такой подход призван способствовать более адекватной адаптации будущего специалиста к меняющимся жизненным условиям.

Информационно-коммуникационные технологии представляют широкие возможности индивидуализации профессионального образования, что находит свое отражение в проектировании образовательных программ, методических пособий, электронных пособий и т.д. Концепция развития информационного пространства Оренбургского государственного профессионально-педагогического колледжа ставит основными целями [4]:

- повышение качества образования за счет создания банка учебных материалов и организации широкого доступа к нему студентов и преподавателей колледжа посредством современных информационных технологий;

- повышение эффективности управления колледжем;

- автоматизацию системы мониторинга и контроля знаний студентов, динамики развития профессиональной компетентности будущих специалистов;

- формирование у студентов навыков эффективного самообразования;

- повышение эффективности мониторинга качества учебных материалов, используемых в учебном процессе;

- повышение доступности образования широким слоям населения;

- увеличение числа студентов, занятых нетрадиционными формами и обучения (при помощи системы дистанционного обучения как открытой для удаленных пользователей части информационной системы колледжа);

- пополнение внебюджетного фонда.

Для достижения указанных целей решены следующие приоритетные задачи [7]:

- создано информационное образовательное пространство колледжа;

- обеспечено техническое оснащение учебного и управленческого процесса;

- внедряются новые информационные технологии педагогического и управленческого назначения, интенсивные технологии и комплексные методики обучения;

- созданы условия для формирования информационной культуры участников образовательного процесса, развития логического мышления, творческого и познавательного потенциала студентов, их коммуникативных способностей и других профессионально значимых качеств с использованием богатейшего компьютерного инструментария.

Основное внимание в ходе реализации концепции развития информационного пространства колледжа мы уделяем формированию готовности педагогов к эффективному использованию информационных технологий в профессиональной деятельности. Решение проблемы формирования специфической готовности педагога к внедрению информационных технологий в образовательный процесс колледжа происходило поэтапно [2].

Первый этап - рефлексивно-диагностический. На данном этапе осуществляется рефлексия индивидуального опыта педагога по использованию информационных технологий в профессиональной деятельности, диагностика и оценка мотивационной (потребности, мотивы), когнитивной (знания и понимание) и деятельностной (умения, навыки) готовности педагогов. Анализ показал, что большинство педагогов не обладают достаточными знаниями и умениями для внедрения информационных технологий в образовательных процесс и испытывают затруднения в адаптации и переносе опыта коллег в свою профессиональную деятельность. Вместе с тем педагоги в своих попытках реализовать информационные технологии по-прежнему рассматривают компьютерную технику, видео- и аудиоаппаратуру только как наглядное средство обучения. Анализ результатов готовности позволил определить цели, задачи, содержание подготовки педагогов к эффективному использованию информационных технологий.

Второй этап - образовательный. Включил в себя создание условий для овладения педагогами в ходе специально организованной подготовки необходимыми знаниями, умениями для приобретения опыта успешного использования информационных технологий, оценки эффективности их использования.

При выборе форм и содержания подготовки мы учитывали исходный уровень готовности и индивидуального опыта педагогов. каждый получал возможность самоопределения, выбора индивидуального образовательного маршрута (от теории к практике или наоборот), форм обучения (работа индивидуально или в группе) и оценки результатов. Основными формами повышения квалификации педагогов стали курсовая подготовка, семинары, встречи, практикумы, мастер-классы, открытые уроки, конкурсы творческих проектов, вводные, корректирующие, тренировочные и обобщающие консультации.

В процессе практической подготовки (формирования деятельностного компонента готовности) мы использовали активные методы обучения и формирования опыта: работа в парах, метод проектов, изучения конкретных ситуаций из практики, демонстрация трудового опыта, «мозговой штурм», обсуждение, имитационные и деловые игры и т.д. Использование активных методов обучения позволило сократить переходный период от теоретических знаний к практическим умениям, соединить теоретические знания с педагогическим опытом, критически подходить к опыту своих коллег, заимствовать его творчески, обеспечить совершенствование образовательного процесса.

Третий этап - креативный. с целью закрепления и удовлетворения проявившегося интереса к изучению и использованию информационных технологий для повышения эффективности профессиональной деятельности педагогам была предоставлена возможность принять участие в деятельности творческих лабораторий и рабочих групп. результатом этой работы стало создание творческой атмосферы профессионального саморазвития и самосовершенствования, актуализация педагогами полученного опыта в процессе создания информационно - образовательной среды колледжа.

Основой информационно-образовательной среды Оренбургского государственного профессионально-педагогического колледжа является образовательный сервер, который дает возможность, с одной стороны, активизировать самостоятельную работу учащихся, с другой - поддерживать учебно-методическую работу отделений и кафедр [2,3].

Организация учебно-информационной профессионально-ориентированной среды требует структурирования учебной информации на разных уровнях, систематизации процесса предъявления информации, специальной организации интерактивного обще-

ния [2,5]. В такой среде систематизация информации обеспечивается посредством создания компьютерных учебно-методических комплексов по разлиганым дисциплинам. В колледже разработан и используется 15 учеб -ном процессе автоматизированный комплекс для подготовки конструкторов-модельеров и дизайнеров.

В автоматизированном комплексе реализована информационная модель обучения ((ЕМ. Рисунок 1).

Рисунок 1 - Схема информационной модели обучения

Она включает как источники информации (учебные пособия, моделирующее программное обеспечение, базы данных и знаний предметной области, справочно-информационные и экспертные системы), так и активных участников образовательного процесса. Это преподаватель, внедряющий новые методы обучения (автоматизированные системы обучения, автоматизированные лабораторные практикумы, автоматизированные системы контроля знаний и другие) и использующий новые учебно-методические разработки для обеспечения учебного процесса, и студент как объект получения информации и интерпретации ее в виде собственных знаний, умений и навыков. Интерактивность процесса обучения при этом существенно повышается и предполагает взаимодействие всех действующих лиц в различных режимах на всех стадиях подготовки специалиста с использованием автоматизированного комплекса. В этих формах, в отличие от автоматических систем обучения с дисциплинарной моделью, ведущая учебно-методическая и педагогическая роль в процессе обучения на этапах составления

банков тестовых заданий, генерации вариантов заданий различного уровня сложности, корректировки методов и типов обучения для различных категорий обучаемых отводится преподавателю, а не системе [4].

Информационно-методические ресурсы автоматизированного комплекса представлены учебными планами по специальностям: 260903 «Моделирование и конструирование одежды» и 070602 «Дизайн» (по отраслям). Каждая дисциплина содержит следующие разделы.

1. Программа курса, в которой предусмотрен выход к соответствующим разделам теоретического материала и лабораторным работам.

2. Рабочий план дисциплины с распределением почасовой понедельной нагрузки и указанием сроков и форм контроля знаний по каждой дисциплине.

3. Теоретический материал, необходимый для подготовки к проведению лабораторных работ, представленный в автоматизированном комплексе в различных формах по разным курсам (электронные учебные пособия, компьютерные конспекты лекций, методические рекомендации по выполнению лабораторных работ и т.п.).

Основными организационно-педагогическими и учебно-методическими характеристиками комплекса являются:

- функциональная достаточность информационно-образовательных, учебно-исследовательских и информационно-методических ресурсов (информационное наполнение, разнообразие методов и типов автоматизированного обучения и контроля знаний, простота и удобство использования ресурсов комплекса в режиме самоподготовки, консультаций) для реализации целей подготовки специалистов;

- достаточность форм и режимов взаимодействия преподавателей и студентов с использованием Интернет-ресурсов [8].

Накоплен также положительный опыт использования комплекса при выполнении лабораторных практикумов студентами очной формы обучения: существенно повысились скорость и эффективность выполнения заданий. Это связано прежде всего с тем, что студенту предоставляется полный комплект информационно-образовательных, учебно-исследовательских, информационнометодических ресурсов, включающий теоретический материал, примеры типовых решений, требования к выполнению лабора-

торных работ и оформлению отчетов, описание работы с моделирующим программным обеспечением.

Доступ ко всем ресурсам комплекса для студентов и преподавателей предоставляется в любое удобное для них время (без ограничений на выделенное время аудиторных занятий). Это способствует организации как самостоятельной работы студентов для подготовки к выполнению лабораторных работ, так и консультаций с преподавателем в рассмотренных режимах взаимодействия. Полезным опытом является также систематизация в едином информационнообразовательном пространстве междисциплинарных взаимосвязей специальных дисциплин и возможность их использования не только при подготовке специалиста в конкретном семестре в соответствии с рабочим планом, но и при выполнении курсовых и дипломных работ [7].

Практика использования разработанного автоматизированного комплекса для подготовки конструкторов-модельеров и дизайнеров показала его эффективность при подготовке специалистов по любым формам обучения.

К кругу чрезвычайно важных компетенций дизайнеров и конструкторов-модельеров относятся знания, умения и навыки, позволяющие им квалифицированно решать задачи по разработке художественноконструкторских и дизайн-проектов, изделий (комплексов) производственного и бытового назначения, обеспечивающих высокий уровень потребительских свойств и эстетических качеств в соответствии с требованиями жизни, в условиях современных производств [6]. Сегодня специалисту - производителю модной продукции - необходимо владение информацией о рынке и трендовых прогнозах, умение решать не только креативные вопросы, но и чутко реагировать на новые идеи, адаптировать прогнозы и тенденции восприятия целевой группы, быть в курсе событий, происходящих в мире, изучать моду и модные тенденции, иметь представление о маркетинге и психологии человеческого поведения, уметь собирать информацию с использованием современных научных методов.

для усиления подготовки кадров в этом направлении в Оренбургском государственном профессионально-педагогическом колледже разработаны электронные учебные пособия, методические и справочные материалы, охватывающие следующие вопросы [8]:

- виды и способы использования разнообразных изобразительных и технических приемов и средств, при выполнении дизайн-проектов;

- методы конструирования и макетирования при выполнении художественноконструкторских и дизайн-проектов;

- виды работ с технической, научной и справочной документацией;

- создание и оценка художественноконструкторских и дизайн-проектов с учетом их технологических, эстетических и формообразующих качеств;

- выбор пакета материалов с оценкой качества материалов по эксплуатационным, техническим и гигиеническим требованиям для создания разнообразных проектов;

- использование приемов компьютерной графики в разработке художественноконструкторских, дизайн-проектов, рекламных проектов;

- произведение расчетов себестоимости проекта, расчетов основных техникоэкономических показателей;

- оформление технической документации на основе Межгосударственного стандарта в СНГ и оценка качества выполненной продукции и документации.

на основе разработанной системы требований к содержанию и организации сетевых учебников, к структуре Интернет-учебников и электронных учебных пособий на CD-дисках в колледже были разработаны тестовые задания по циклам общегуманитарных и социально-экономических дисциплин, общепрофессиональных и специальных дисциплин, а также дисциплин по выбору. созданы обучающие тестовые задания по специальным предметам. Разработаны и введены в контролирующую тестовую систему задания по рисунку, живописи, композиции, дизайну для школьников и абитуриентов.

Внедрение информационно-образовательной среды в Оренбургском государственном профессионально-педагогическом колледже активизировало работу по созданию электронных обучающих программ для различных дисциплин, которые размещаются на образовательном сервере. В качестве инструментального средства использовались программы Photoshop, Corel Drow, работающие под управлением операционной системы как Windows, так и операционной системы Mac, программный аппарат системы Excel, программа Power Point и Illustrator. используемые в настоящее время методы,

ориентированные на предоставление обучаемым электронных учебных пособий, организацию компьютерного контроля их знаний, способствуют формированию иллюстративной составляющей обучения, являются дополнительными графическими, текстовыми, мультимедийными данными.

Описание информационно-образовательной среды будет неполным, если мы не отметим ее важную особенность. Процесс обучения смещен на развитие и саморазвитие духовно-нравственных качеств личности, ее общей и профессиональной культуры, интеллигентности [5]. Профессиональное дизайн-образование, таким образом, выполняя охранную функцию традиционной отечественной культуры, одновременно является участником и создателем современного культурного контекста.

интенсификация всех уровней учебновоспитательного процесса позволяет:

- повышать эффективность и качество профессионального образования за счет реализации возможностей средств новых информационных технологий;

- обеспечивать побудительные мотивы, обусловливающие активизацию познавательной деятельности преподавателей и студентов;

- углублять межпредметные связи за счет использования современных средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач различных предметных областей.

В связи с этим в колледже традиционны бинарные уроки, проводимые преподавателями общеобразовательных (М. О. Кри-вошеев, Г. Н. Ярышева) и спецдисциплин (Г. И. Ломухина) с преподавателем информационных технологий (Р. С. Азнабаева). Основное направление этих занятий - формирование навыков использования компьютерной техники для решения профессиональных задач.

На педагогическом факультете студенты, обучающиеся по специальности 050711 «Социальная педагогика», выполняют работы в форме презентаций. На занятиях по дисциплинам «Русский язык и культура речи», «Экологические основы природопользования» студенты получают задания для самостоятельной проработки, а занятия по дисциплине «Информатика» позволили освоить приемы работы с программой проведения презентаций MS Power Point. Итоговое занятие по этим дисциплинам проводится в форме бинарного урока под условным названием «Конференция экологов» и «Как это

по-русски?», где студенты рассказывают о результатах своих исследований.

В процессе такой работы студентам необходимо подобрать текстовый материал (из справочников, энциклопедий, учебных пособий, Интернета), обработать его (систематизировать, обобщить, изложить кратко) и оформить в презентации. кроме этого, выполняется работа с иллюстративным материалом (подборка фото, иллюстраций из журналов, сканирование, обработка изображений и поиск фото в Интернете). Подготовка презентации вырабатывает умение систематизировать и кратко излагать материал, используя при этом эффекты анимации для акцентирования внимания на излагаемом материале. для будущих социальных педагогов такая работа дает возможность выработать коммуникативные навыки работы с аудиторией и управления ее вниманием, что является одним из ведущих условий подготовки компетентного специалиста.

В выпускных группах факультета пищевых технологий студентам в начале года дается задание на подготовку своеобразного портфолио выпускника, который готовится в течение всего учебного года. В процессе работы студенты:

- закрепляют навыки работы со стандартной документацией;

- выполняют поиск в Интернете новинок по оборудованию и сырью (текстовый, фото и видеоматериал) по заданной тематике;

- оформляют отчет в форме презентации о прохождении технологической и педагогической практики;

- готовят самопрезентацию для зачетной работы.

Выпускники обмениваются друг с другом информацией, создавая единый портфолио. Таким образом, освоение информационных технологий предполагает не только овладение технологиями сбора и обработки информации (в данном случае необходимого материала), но и навыками освоения новых средств телекоммуникации (запись на носители, обмен результатами информационной работы).

колледж обеспечивает подготовку будущего специалиста к комфортной жизни в условиях информационного общества и постановку педагогических целей использования средств новых информационных технологий, направленных на развитие личности выпускника, формирование информационной культуры, умений принимать оптимальные решения в сложной ситуации.

кабинеты информатики и вычислительной техники организованы как психологически, гигиенически и эргонометрически комфортная среда, что максимально содействует успешному преподаванию дисциплин, умственному развитию студентов, приобретению ими знаний и навыков учебной и практической деятельности со средствами современных информационных технологий. В кабинетах созданы условия для проведения теоретических и практических аудиторных, внеаудиторных занятий по курсу информатики и других общекультурных дисциплин профессиональной подготовки.

Быстрый доступ к необходимой информации является неотъемлемой частью успешного развития процесса информатизации колледжа.

Поэтому уже сегодня в колледже функционирует электронная библиотека, основными функциями которой является:

- доступ к электронной учебной и методической литературе;

- ведение электронного каталога;

- ведение учета и контроля читателей;

- финансовый учет библиотечной деятельности.

В образовательном процессе колледжа проводится целенаправленная работа по созданию программно-технического обеспечения курса спецдисциплин и общеобразовательной подготовки:

- материальное обеспечение определенного типа персональной электронновычислительной техники и электронного демонстрационного оборудования;

- программное обеспечение, соответствующее целям и задачам образовательного процесса в соответствии с государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования;

- специально разрабатываемые программные средства и системы внедрения и реализации целей обучения и воспитания.

Ежедневно пополняются базы текстовой и медиа-информации. Разрабатываются интерактивные учебные пособия по спецдис-циплинам.

Преподавателями колледжа успешно освоена технология создания электронных учебных пособий на базе программного пакета SunRav ВоокОШсе, позволяющего создавать как информационный продукт в форме электронного учебного пособия, так и контролирующие материалы - тесты. Большие возможности этого комплекса позволяют использовать в подготовке материала все виды информации: текстовую, графическую, видео- и аудиоинформацию. Педагоги колледжа с помощью этого комплекса создали целую библиотеку электронных пособий по различным дисциплинам.

Размещение этих пособий в локальной сети колледжа дает возможность студентам самостоятельно изучать предлагаемый материал и более эффективно готовиться к занятиям, что существенным образом повышает эффективность и качество процесса формирования профессиональной компетентности будущих специалистов.

Список литературы:

1. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель : от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. 2003. - С. 8-14.

2. Ваграменко Я. А. Информационные технологии и модернизация образования / Я. А. Ва-граменко Труды Симпозиума Академии Информатизации образования, 10-11 декабря 2002 г. - М., 2002. -171 с.

3. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Э. Э. Сыманюк - М., 2005.- 216 с.

4. Кулагин В. П., Найханов В. В и др. Информационные технологии в сфере образования / В. П. Кулагин, В. В Найханов - М. : Янус -К, 2004. - 248 с.

5. Лаврентьев Г. В., Лаврентьева Н. Б. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та. 2002 - 156 с.

6. Моисеева М. В. Интернет- обучение : технологии педагогического дизайна / М. В. Моисеева - М. : Издательский дом «Камерон», 2004.- С. 10-13

7. Роберт И. В., Поляков В. А. Основные направления научных исследований в области информатизации профессионального образования / И. В. Роберт, В. А. Поляков - М. : Образование и информатика, 2004. - 248 с.

8. Ширшов Е. В. Педагогические условия проектирования электронных учебно - методических комплексов: Монография / Е. В. Ширшов, О. В. Чурбанова.- Архангельск: Изд-во АГТУ, 2005.- 307 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.