Людмила Васильевна
Елагина
кандидат педагогических наук, директор ГОУСПО «Оренбургский государственный профессионально-педагогический колледж»
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО КОЛЛЕДЖА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА
Специалист должен самостоятельно определять средства, способы и цели будущей профессиональной деятельности на основе концепции развития информационного пространства Оренбургского государственного профессионально-педагогического колледжа. Данная концепция ставит основные цели, для достижения которых должны быть решены приоритетные задачи.
Для усиления подготовки кадров в колледже разработаны электронные учебные пособия, которые размещают в локальной сети колледжа.
Ключевые слова: информационное пространство, профессиональная деятельность, специалист.
Смысл отечественного образования сегодня на современном этапе его развития состоит в реализации личностного потенциала будущего специалиста, его способности самостоятельно определять средства, способы и цели будущей профессиональной деятельности [1]. Такой подход призван способствовать более адекватной адаптации будущего специалиста к меняющимся жизненным условиям.
Информационно-коммуникационные технологии представляют широкие возможности индивидуализации профессионального образования, что находит свое отражение в проектировании образовательных программ, методических пособий, электронных пособий и т.д. Концепция развития информационного пространства Оренбургского государственного профессионально-педагогического колледжа ставит основными целями [4]:
- повышение качества образования за счет создания банка учебных материалов и организации широкого доступа к нему студентов и преподавателей колледжа посредством современных информационных технологий;
- повышение эффективности управления колледжем;
- автоматизацию системы мониторинга и контроля знаний студентов, динамики развития профессиональной компетентности будущих специалистов;
- формирование у студентов навыков эффективного самообразования;
- повышение эффективности мониторинга качества учебных материалов, используемых в учебном процессе;
- повышение доступности образования широким слоям населения;
- увеличение числа студентов, занятых нетрадиционными формами и обучения (при помощи системы дистанционного обучения как открытой для удаленных пользователей части информационной системы колледжа);
- пополнение внебюджетного фонда.
Для достижения указанных целей решены следующие приоритетные задачи [7]:
- создано информационное образовательное пространство колледжа;
- обеспечено техническое оснащение учебного и управленческого процесса;
- внедряются новые информационные технологии педагогического и управленческого назначения, интенсивные технологии и комплексные методики обучения;
- созданы условия для формирования информационной культуры участников образовательного процесса, развития логического мышления, творческого и познавательного потенциала студентов, их коммуникативных способностей и других профессионально значимых качеств с использованием богатейшего компьютерного инструментария.
Основное внимание в ходе реализации концепции развития информационного пространства колледжа мы уделяем формированию готовности педагогов к эффективному использованию информационных технологий в профессиональной деятельности. Решение проблемы формирования специфической готовности педагога к внедрению информационных технологий в образовательный процесс колледжа происходило поэтапно [2].
Первый этап - рефлексивно-диагностический. На данном этапе осуществляется рефлексия индивидуального опыта педагога по использованию информационных технологий в профессиональной деятельности, диагностика и оценка мотивационной (потребности, мотивы), когнитивной (знания и понимание) и деятельностной (умения, навыки) готовности педагогов. Анализ показал, что большинство педагогов не обладают достаточными знаниями и умениями для внедрения информационных технологий в образовательных процесс и испытывают затруднения в адаптации и переносе опыта коллег в свою профессиональную деятельность. Вместе с тем педагоги в своих попытках реализовать информационные технологии по-прежнему рассматривают компьютерную технику, видео- и аудиоаппаратуру только как наглядное средство обучения. Анализ результатов готовности позволил определить цели, задачи, содержание подготовки педагогов к эффективному использованию информационных технологий.
Второй этап - образовательный. Включил в себя создание условий для овладения педагогами в ходе специально организованной подготовки необходимыми знаниями, умениями для приобретения опыта успешного использования информационных технологий, оценки эффективности их использования.
При выборе форм и содержания подготовки мы учитывали исходный уровень готовности и индивидуального опыта педагогов. каждый получал возможность самоопределения, выбора индивидуального образовательного маршрута (от теории к практике или наоборот), форм обучения (работа индивидуально или в группе) и оценки результатов. Основными формами повышения квалификации педагогов стали курсовая подготовка, семинары, встречи, практикумы, мастер-классы, открытые уроки, конкурсы творческих проектов, вводные, корректирующие, тренировочные и обобщающие консультации.
В процессе практической подготовки (формирования деятельностного компонента готовности) мы использовали активные методы обучения и формирования опыта: работа в парах, метод проектов, изучения конкретных ситуаций из практики, демонстрация трудового опыта, «мозговой штурм», обсуждение, имитационные и деловые игры и т.д. Использование активных методов обучения позволило сократить переходный период от теоретических знаний к практическим умениям, соединить теоретические знания с педагогическим опытом, критически подходить к опыту своих коллег, заимствовать его творчески, обеспечить совершенствование образовательного процесса.
Третий этап - креативный. с целью закрепления и удовлетворения проявившегося интереса к изучению и использованию информационных технологий для повышения эффективности профессиональной деятельности педагогам была предоставлена возможность принять участие в деятельности творческих лабораторий и рабочих групп. результатом этой работы стало создание творческой атмосферы профессионального саморазвития и самосовершенствования, актуализация педагогами полученного опыта в процессе создания информационно - образовательной среды колледжа.
Основой информационно-образовательной среды Оренбургского государственного профессионально-педагогического колледжа является образовательный сервер, который дает возможность, с одной стороны, активизировать самостоятельную работу учащихся, с другой - поддерживать учебно-методическую работу отделений и кафедр [2,3].
Организация учебно-информационной профессионально-ориентированной среды требует структурирования учебной информации на разных уровнях, систематизации процесса предъявления информации, специальной организации интерактивного обще-
ния [2,5]. В такой среде систематизация информации обеспечивается посредством создания компьютерных учебно-методических комплексов по разлиганым дисциплинам. В колледже разработан и используется 15 учеб -ном процессе автоматизированный комплекс для подготовки конструкторов-модельеров и дизайнеров.
В автоматизированном комплексе реализована информационная модель обучения ((ЕМ. Рисунок 1).
Рисунок 1 - Схема информационной модели обучения
Она включает как источники информации (учебные пособия, моделирующее программное обеспечение, базы данных и знаний предметной области, справочно-информационные и экспертные системы), так и активных участников образовательного процесса. Это преподаватель, внедряющий новые методы обучения (автоматизированные системы обучения, автоматизированные лабораторные практикумы, автоматизированные системы контроля знаний и другие) и использующий новые учебно-методические разработки для обеспечения учебного процесса, и студент как объект получения информации и интерпретации ее в виде собственных знаний, умений и навыков. Интерактивность процесса обучения при этом существенно повышается и предполагает взаимодействие всех действующих лиц в различных режимах на всех стадиях подготовки специалиста с использованием автоматизированного комплекса. В этих формах, в отличие от автоматических систем обучения с дисциплинарной моделью, ведущая учебно-методическая и педагогическая роль в процессе обучения на этапах составления
банков тестовых заданий, генерации вариантов заданий различного уровня сложности, корректировки методов и типов обучения для различных категорий обучаемых отводится преподавателю, а не системе [4].
Информационно-методические ресурсы автоматизированного комплекса представлены учебными планами по специальностям: 260903 «Моделирование и конструирование одежды» и 070602 «Дизайн» (по отраслям). Каждая дисциплина содержит следующие разделы.
1. Программа курса, в которой предусмотрен выход к соответствующим разделам теоретического материала и лабораторным работам.
2. Рабочий план дисциплины с распределением почасовой понедельной нагрузки и указанием сроков и форм контроля знаний по каждой дисциплине.
3. Теоретический материал, необходимый для подготовки к проведению лабораторных работ, представленный в автоматизированном комплексе в различных формах по разным курсам (электронные учебные пособия, компьютерные конспекты лекций, методические рекомендации по выполнению лабораторных работ и т.п.).
Основными организационно-педагогическими и учебно-методическими характеристиками комплекса являются:
- функциональная достаточность информационно-образовательных, учебно-исследовательских и информационно-методических ресурсов (информационное наполнение, разнообразие методов и типов автоматизированного обучения и контроля знаний, простота и удобство использования ресурсов комплекса в режиме самоподготовки, консультаций) для реализации целей подготовки специалистов;
- достаточность форм и режимов взаимодействия преподавателей и студентов с использованием Интернет-ресурсов [8].
Накоплен также положительный опыт использования комплекса при выполнении лабораторных практикумов студентами очной формы обучения: существенно повысились скорость и эффективность выполнения заданий. Это связано прежде всего с тем, что студенту предоставляется полный комплект информационно-образовательных, учебно-исследовательских, информационнометодических ресурсов, включающий теоретический материал, примеры типовых решений, требования к выполнению лабора-
торных работ и оформлению отчетов, описание работы с моделирующим программным обеспечением.
Доступ ко всем ресурсам комплекса для студентов и преподавателей предоставляется в любое удобное для них время (без ограничений на выделенное время аудиторных занятий). Это способствует организации как самостоятельной работы студентов для подготовки к выполнению лабораторных работ, так и консультаций с преподавателем в рассмотренных режимах взаимодействия. Полезным опытом является также систематизация в едином информационнообразовательном пространстве междисциплинарных взаимосвязей специальных дисциплин и возможность их использования не только при подготовке специалиста в конкретном семестре в соответствии с рабочим планом, но и при выполнении курсовых и дипломных работ [7].
Практика использования разработанного автоматизированного комплекса для подготовки конструкторов-модельеров и дизайнеров показала его эффективность при подготовке специалистов по любым формам обучения.
К кругу чрезвычайно важных компетенций дизайнеров и конструкторов-модельеров относятся знания, умения и навыки, позволяющие им квалифицированно решать задачи по разработке художественноконструкторских и дизайн-проектов, изделий (комплексов) производственного и бытового назначения, обеспечивающих высокий уровень потребительских свойств и эстетических качеств в соответствии с требованиями жизни, в условиях современных производств [6]. Сегодня специалисту - производителю модной продукции - необходимо владение информацией о рынке и трендовых прогнозах, умение решать не только креативные вопросы, но и чутко реагировать на новые идеи, адаптировать прогнозы и тенденции восприятия целевой группы, быть в курсе событий, происходящих в мире, изучать моду и модные тенденции, иметь представление о маркетинге и психологии человеческого поведения, уметь собирать информацию с использованием современных научных методов.
для усиления подготовки кадров в этом направлении в Оренбургском государственном профессионально-педагогическом колледже разработаны электронные учебные пособия, методические и справочные материалы, охватывающие следующие вопросы [8]:
- виды и способы использования разнообразных изобразительных и технических приемов и средств, при выполнении дизайн-проектов;
- методы конструирования и макетирования при выполнении художественноконструкторских и дизайн-проектов;
- виды работ с технической, научной и справочной документацией;
- создание и оценка художественноконструкторских и дизайн-проектов с учетом их технологических, эстетических и формообразующих качеств;
- выбор пакета материалов с оценкой качества материалов по эксплуатационным, техническим и гигиеническим требованиям для создания разнообразных проектов;
- использование приемов компьютерной графики в разработке художественноконструкторских, дизайн-проектов, рекламных проектов;
- произведение расчетов себестоимости проекта, расчетов основных техникоэкономических показателей;
- оформление технической документации на основе Межгосударственного стандарта в СНГ и оценка качества выполненной продукции и документации.
на основе разработанной системы требований к содержанию и организации сетевых учебников, к структуре Интернет-учебников и электронных учебных пособий на CD-дисках в колледже были разработаны тестовые задания по циклам общегуманитарных и социально-экономических дисциплин, общепрофессиональных и специальных дисциплин, а также дисциплин по выбору. созданы обучающие тестовые задания по специальным предметам. Разработаны и введены в контролирующую тестовую систему задания по рисунку, живописи, композиции, дизайну для школьников и абитуриентов.
Внедрение информационно-образовательной среды в Оренбургском государственном профессионально-педагогическом колледже активизировало работу по созданию электронных обучающих программ для различных дисциплин, которые размещаются на образовательном сервере. В качестве инструментального средства использовались программы Photoshop, Corel Drow, работающие под управлением операционной системы как Windows, так и операционной системы Mac, программный аппарат системы Excel, программа Power Point и Illustrator. используемые в настоящее время методы,
ориентированные на предоставление обучаемым электронных учебных пособий, организацию компьютерного контроля их знаний, способствуют формированию иллюстративной составляющей обучения, являются дополнительными графическими, текстовыми, мультимедийными данными.
Описание информационно-образовательной среды будет неполным, если мы не отметим ее важную особенность. Процесс обучения смещен на развитие и саморазвитие духовно-нравственных качеств личности, ее общей и профессиональной культуры, интеллигентности [5]. Профессиональное дизайн-образование, таким образом, выполняя охранную функцию традиционной отечественной культуры, одновременно является участником и создателем современного культурного контекста.
интенсификация всех уровней учебновоспитательного процесса позволяет:
- повышать эффективность и качество профессионального образования за счет реализации возможностей средств новых информационных технологий;
- обеспечивать побудительные мотивы, обусловливающие активизацию познавательной деятельности преподавателей и студентов;
- углублять межпредметные связи за счет использования современных средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач различных предметных областей.
В связи с этим в колледже традиционны бинарные уроки, проводимые преподавателями общеобразовательных (М. О. Кри-вошеев, Г. Н. Ярышева) и спецдисциплин (Г. И. Ломухина) с преподавателем информационных технологий (Р. С. Азнабаева). Основное направление этих занятий - формирование навыков использования компьютерной техники для решения профессиональных задач.
На педагогическом факультете студенты, обучающиеся по специальности 050711 «Социальная педагогика», выполняют работы в форме презентаций. На занятиях по дисциплинам «Русский язык и культура речи», «Экологические основы природопользования» студенты получают задания для самостоятельной проработки, а занятия по дисциплине «Информатика» позволили освоить приемы работы с программой проведения презентаций MS Power Point. Итоговое занятие по этим дисциплинам проводится в форме бинарного урока под условным названием «Конференция экологов» и «Как это
по-русски?», где студенты рассказывают о результатах своих исследований.
В процессе такой работы студентам необходимо подобрать текстовый материал (из справочников, энциклопедий, учебных пособий, Интернета), обработать его (систематизировать, обобщить, изложить кратко) и оформить в презентации. кроме этого, выполняется работа с иллюстративным материалом (подборка фото, иллюстраций из журналов, сканирование, обработка изображений и поиск фото в Интернете). Подготовка презентации вырабатывает умение систематизировать и кратко излагать материал, используя при этом эффекты анимации для акцентирования внимания на излагаемом материале. для будущих социальных педагогов такая работа дает возможность выработать коммуникативные навыки работы с аудиторией и управления ее вниманием, что является одним из ведущих условий подготовки компетентного специалиста.
В выпускных группах факультета пищевых технологий студентам в начале года дается задание на подготовку своеобразного портфолио выпускника, который готовится в течение всего учебного года. В процессе работы студенты:
- закрепляют навыки работы со стандартной документацией;
- выполняют поиск в Интернете новинок по оборудованию и сырью (текстовый, фото и видеоматериал) по заданной тематике;
- оформляют отчет в форме презентации о прохождении технологической и педагогической практики;
- готовят самопрезентацию для зачетной работы.
Выпускники обмениваются друг с другом информацией, создавая единый портфолио. Таким образом, освоение информационных технологий предполагает не только овладение технологиями сбора и обработки информации (в данном случае необходимого материала), но и навыками освоения новых средств телекоммуникации (запись на носители, обмен результатами информационной работы).
колледж обеспечивает подготовку будущего специалиста к комфортной жизни в условиях информационного общества и постановку педагогических целей использования средств новых информационных технологий, направленных на развитие личности выпускника, формирование информационной культуры, умений принимать оптимальные решения в сложной ситуации.
кабинеты информатики и вычислительной техники организованы как психологически, гигиенически и эргонометрически комфортная среда, что максимально содействует успешному преподаванию дисциплин, умственному развитию студентов, приобретению ими знаний и навыков учебной и практической деятельности со средствами современных информационных технологий. В кабинетах созданы условия для проведения теоретических и практических аудиторных, внеаудиторных занятий по курсу информатики и других общекультурных дисциплин профессиональной подготовки.
Быстрый доступ к необходимой информации является неотъемлемой частью успешного развития процесса информатизации колледжа.
Поэтому уже сегодня в колледже функционирует электронная библиотека, основными функциями которой является:
- доступ к электронной учебной и методической литературе;
- ведение электронного каталога;
- ведение учета и контроля читателей;
- финансовый учет библиотечной деятельности.
В образовательном процессе колледжа проводится целенаправленная работа по созданию программно-технического обеспечения курса спецдисциплин и общеобразовательной подготовки:
- материальное обеспечение определенного типа персональной электронновычислительной техники и электронного демонстрационного оборудования;
- программное обеспечение, соответствующее целям и задачам образовательного процесса в соответствии с государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования;
- специально разрабатываемые программные средства и системы внедрения и реализации целей обучения и воспитания.
Ежедневно пополняются базы текстовой и медиа-информации. Разрабатываются интерактивные учебные пособия по спецдис-циплинам.
Преподавателями колледжа успешно освоена технология создания электронных учебных пособий на базе программного пакета SunRav ВоокОШсе, позволяющего создавать как информационный продукт в форме электронного учебного пособия, так и контролирующие материалы - тесты. Большие возможности этого комплекса позволяют использовать в подготовке материала все виды информации: текстовую, графическую, видео- и аудиоинформацию. Педагоги колледжа с помощью этого комплекса создали целую библиотеку электронных пособий по различным дисциплинам.
Размещение этих пособий в локальной сети колледжа дает возможность студентам самостоятельно изучать предлагаемый материал и более эффективно готовиться к занятиям, что существенным образом повышает эффективность и качество процесса формирования профессиональной компетентности будущих специалистов.
Список литературы:
1. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель : от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. 2003. - С. 8-14.
2. Ваграменко Я. А. Информационные технологии и модернизация образования / Я. А. Ва-граменко Труды Симпозиума Академии Информатизации образования, 10-11 декабря 2002 г. - М., 2002. -171 с.
3. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Э. Э. Сыманюк - М., 2005.- 216 с.
4. Кулагин В. П., Найханов В. В и др. Информационные технологии в сфере образования / В. П. Кулагин, В. В Найханов - М. : Янус -К, 2004. - 248 с.
5. Лаврентьев Г. В., Лаврентьева Н. Б. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та. 2002 - 156 с.
6. Моисеева М. В. Интернет- обучение : технологии педагогического дизайна / М. В. Моисеева - М. : Издательский дом «Камерон», 2004.- С. 10-13
7. Роберт И. В., Поляков В. А. Основные направления научных исследований в области информатизации профессионального образования / И. В. Роберт, В. А. Поляков - М. : Образование и информатика, 2004. - 248 с.
8. Ширшов Е. В. Педагогические условия проектирования электронных учебно - методических комплексов: Монография / Е. В. Ширшов, О. В. Чурбанова.- Архангельск: Изд-во АГТУ, 2005.- 307 с.