Научная статья на тему 'Использование категории субъекта в зарубежной и отечественной научной литературе по педагогике и психологии'

Использование категории субъекта в зарубежной и отечественной научной литературе по педагогике и психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
530
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
категория / субъект / объект / зарубежная научная литература по педагогике и психологии / человек / личность / студент / субъектность / активность / отношения / самостоятельность / саморазвитие / category / subject / object / foreign scientific literature on pedagogy and psychology / person / personality / student / subjectivity / activity / relations / independence / self-development

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хантемирова Н. Р., Мухаметзянова Ф. Г., Коржова Е. Ю.

В статье представлены результаты теоретического исследования относительно использования категории субъекта в зарубежной научной литературе по педагогике и психологии. В зарубежной психологии понятие субъекта представлено в работах З.Фрейда. Категория субъекта была введена в отечественную психологию С.л.Рубинштейном. Субъект выступает как творец своей жизнедеятельности. Свойство человека быть субъектом деятельности − это субъектность. Личность – это субъект всех социальных отношений. Личность проявляется и формируется в социуме и развивается как субъект в деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF THE SUBJECT'S CATEGORY IN FOREIGN AND DOMESTIC SCIENTIFIC LITERATURE ON PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY

The article presents the results of a theoretical study on the use of the subject category in foreign scientific literature on pedagogy and psychology. In foreign psychology, the concept of the subject is presented in the works of Z. Freud. The category of the subject was introduced into domestic psychology by S. Rubinstein. The subject acts as the creator of his life activity. The property of a person to be a subject of activity is subjectness. Personality is the subject of all social relations. Personality is manifested and formed in society and develops as a subject in activity.

Текст научной работы на тему «Использование категории субъекта в зарубежной и отечественной научной литературе по педагогике и психологии»

УДК 316.6

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАТЕГОРИИ СУБЪЕКТА В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПО ПЕДАГОГИКЕ И

ПСИХОЛОГИИ

хХантемирова Н.Р., магистрант хМухаметзянова Ф.Г., доктор педагогических наук, профессор 2Коржова Е.Ю., доктор психологических наук, профессор

хКазанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия

florans955@mail. ru n.khantemirova@gmail. com 2Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Россия

elenakorjova@gmail. com

В статье представлены результаты теоретического исследования относительно использования категории субъекта в зарубежной научной литературе по педагогике и психологии. В зарубежной психологии понятие субъекта представлено в работах З.Фрейда. Категория субъекта была введена в отечественную психологию С.л.Рубинштейном. Субъект выступает как творец своей жизнедеятельности. Свойство человека быть субъектом деятельности - это субъектность. Личность - это субъект всех социальных отношений. Личность проявляется и формируется в социуме и развивается как субъект в деятельности. Ключевые слова: категория, субъект, объект, зарубежная научная литература по педагогике и психологии, человек, личность, студент, субъектность, активность, отношения, самостоятельность, саморазвитие.

Актуальность исследования категории субъекта обусловлена социально-экономическими и культурно-историческими условиями развития общества. Современность трудно представить без качественного и количественного роста открытий в различных сферах человеческой деятельности. Сегодня возникают широкие возможности для обогащения своих знаний. В системе высшего профессионального образования возрастает интерес к вопросам качества подготовки будущих специалистов и их востребованности и конкурентоспособности их на рынке труда [1]. Это дает мощный импульс для изучения личности в различных науках, и в особенности, в педагогике и пси хологии.

На уровне теоретического анализа использования категории субъекта в зарубежной психологии и педагогике нами были сопоставлены работы З. Фрейда и У. Джемса. В отечественную психологию категория субъекта была введена благодаря трудам С.Л. Рубинштейна. Анализ научных работ, посвященных проблеме субъекта, позволинл нам считать, что использование категории субъекта в зарубежной научной литературе носит дискуссионный характер. Благодаря титаническим усилиям С.Л. Рубинштейна и самоотверженности его учеников: К.А. Абульхановй и А.В. Брушлинского в психологии была разработана субъектно-деятельностная теория [1;7]. Согласно этой теории, человек- это не только личность, но и субъект деятельности. Субъект деятельности - это человек, личность на высшем для него уровне активности. Личность - это субъект социальных отношений. Каждый раз, когда человек проявляет свою активность, самодеятельность, самостоятельность, саморазвитие, самовоспитание, он вступает как субъект. Человек в своих деяниях проявляется как субъект.

Нам импонируют мыли о том, что субъектность - это способность человека быть субъектом, быть источником активности, быть причиной. Человек с высокой субъектностью видит себя большим и сильным, имеющим возможность менять жизнь, мир и себя. Субъект имеет право на свою точку зрения - на свою субъективность и субъектность Но иногда это достоинство, иногда - проблема [1]. Свобода - источник не только творчества, но и злоупотреблений. Когда активность субъекта свободна, но еще понимается окружающими, говорится о субъективности. Если субъект отмечен таким уникальным и творческим подходом, что вызывать непонимание у окружающих, говорят уже о субъективизме. Грань между субъективностью и субъективизмом тонка и не всегда четко уловима; иногда это вопрос меры, иногда - вопрос адекватности окружающих и их способности понять уникальную личность. Мы считаем, что субъектность проявляется во множестве параметров и реализуется через разнообразные формы активности [2-5].

Субъект выступает как творец своей жизнедеятельности. Свойство человека быть субъектом деятельности - это субъектность. Личность - это субъект всех социальных отношений. Личность проявляется и формируется в социуме и развивается как субъект в деятельности. Поэтому субъект - это функциональная динамичная характеристика личности [2-5].

При исследовании категории и принципа субъекта мы взяли за основу монографии и статьи К.А. Абульханвой, А.В. Брушлинского, А.Л. Журавлева -разработчиков субъектно-деятельностной теории. Мы так же изучили концепции развития субъектности, представленные в работах Г.И. Аксеновой, Ф.Г. Мухаметзяновой, Е.Ю Коржовой, Е.В. Осминой и др. Они рассматривают вопросы о соотношении субъекте и субъектности. Так Г.И. Аксенова и Ф.Г. Мухаметзянова раскрывают особенности категории субъекта [2-5].

Цель статьи заключается в том, чтобы, попытаться отобразить аспекты развития личности как субъекта в различных контекстах и пространствах становления и развития.

Ведущим методом к исследованию данной проблемы является метод теоретического анализа литературных источников, статей;

Результатом является формулирование общего понятия субъекта, как человека на высшем для него уровне активности, самостоятельности, творчества. То есть быть субъектом - это значит производить изменения в самом себе, в других субъектах. Свойство личности быть субъектом социальных отношений- это субъектность. Сегодня конкурентоспособными и востребованными на рынке труда становятся выпускники вуза с высоким уровнем субъектности.

В результате исследования было подтверждено, что современная форма понятия субьекта в педагогике и психологии, где под «субъектом» понимают активного деятеля, т.е. человека, мыслящего о чем-то или действующего с объектом. Были проанализированы труды зарубежных ученых, которые в разных ракурсах изучают проблему развития субъектности в контексте различных социально-экономических и психолого-педагогических проблем. А именно сравнивая подходы Джемса и Фрейда мы выяснили, что критерии выделения З. Фрейдом трех инстанций в личности не совпадают с предложенными В. Джемсом. Так, например, В. Джемс различает собственно личность (объект самопознания) и Я (субъект самопознания, познающий себя как личность). Объект самопознания называется им также эмпирическим Я (для его обозначения используется английское слово те), субъект самопознания называется «чистым Я» (для его обозначения используется

английское слово I). Естественно, в реальности познающее Я и личность (познаваемое Я) неотделимы друг от друга, их можно разделить лишь в абстракции.

Эмпирическое Я имеет, по В.Джемсу, следующую структуру: 1) физическая личность, 2) социальная личность, 3) духовная личность. Каждая из «видов» личности отличается своими стремлениями к сохранению соответствующей инстанции.

В то время как называя природного, социального и культурного субъекта по Фрейду выделяется: а) «Оно», то есть неуправляемая природа, неуправляемое телесное желание; б) «Я» - социальный субъект, сознающий себя индивид, хозяин своих желаний. в) «Сверх-Я» находится на самом верху, там где должна быть культура.

Эти механизмы надо изучать, так называет их З. Фрейд. Если их снять, то человек будет развиваться как личность. Если он избавиться от подобного механизма, он сам решит свою проблему.

Также мы проанализировали работы С.Л. Рубинштейна в которых автор отмечает, что одна из основных задач философии (онтологии)... задача заключается в раскрытии субъектов различных форм, способов существования, различных форм движения» [2]. Сюда же входит задача раскрытия, определения субъектов деятельности как одной из основных форм движения. Анализ субъектов образовательной деятельности, включающей в себя две взаимосвязанные ее формы — педагогическую и учебную, лежит в русле как общефилософской, так и конкретно педагогической задачи.

Приведем характеристики субъекта с общефилософской и психологической позиций. Во-первых, категория субъекта всегда соположена с категорией объекта. В силу этого в познании бытия, в «открытии бытия познанию», в отношении этого «познаваемого бытия» к познающему человеку С.Л. Рубинштейн фиксирует две взаимосвязанные стороны: 1) бытие как объективная реальность, как объект осознавания человеком; 2) человек как субъект, как познающий, открывающий бытие, осуществляющий его самосознание [2].

Во-вторых, познающий субъект, или как принято считать субъект научного познания — это общественный субъект, осознающий познаваемое им бытие в общественно-исторически сложившихся формах [2]. Здесь существенно подчеркнуть положение А.Н. Леонтьева, что вообще противоположность между субъективным и объективным не абсолютна. Мы согласны с мнением А.Н. Леонтьева о том, что их противоположность порождается развитием, причем на всём протяжении его сохраняются взаимопереходы между ними, уничтожающие их "односторонность" [3].

В-третьих, общественный субъект может существовать и реализоваться и в деятельности, и в бытии конкретного индивида [1].

В-четвертых, рассматривая проблему отношения «Я» и другой человек, С.Л. Рубинштейн обращает внимание на то, что «Я» предполагает некоторую деятельность и, наоборот, «произвольная, управляемая, сознательно регулируемая деятельность необходимо предполагает действующее лицо, субъекта этой деятельности — "я" данного индивида» [2].

Это положение выступает в качестве одной из основных характеристик не только субъекта, но и самой деятельности.

В-пятых, субъект - это сознательно действующее лицо, самосознание которого в лице субъекта проявляется в осознании самого себя как существа,

осознающего мир и изменяющего его, как субъекта, действующего лица в процессе его деятельности, т.е. практической и теоретической, субъекта деятельности осознания в том числе [2]. Это определение получает в теории С.Л. Рубинштейна форму афоризма «Человек как субъект жизни».

В-шестых, каждый конкретный субъект определяется через свое отношение к другому (как было отмечено еще А. Смитом, К. Марксом в теории зеркала, согласно которой человек Петр, смотрясь в Павла как в зеркало и принимая его оценки, формирует самооценку) [1].

В-седьмых, каждое «Я», представляя и единичное, и всеобщее, есть коллективный субъект. В этом контексте, каждое "я", поскольку оно и есть всеобщность "я", есть коллективный субъект, содружество субъектов, "республика субъектов", содружество личностей; это "я" есть на самом деле "мы"» [2].

Восьмая характеристика субъекта состоит в том, что субъект деятельности сам формируется и создается в этой деятельности, распредмечивание которой может выявить и определить и самого субъекта. Согласно С.Л. Рубинштейну, субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определять то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого. На этом только зиждется возможность педагогики, по крайней мере, педагогики в большом стиле» [1;6 ].

Важно отметить, что, подходя к понятию субъекта с других — операциональных — позиций, Ж. Пиаже также рассматривал активность как одну из ведущих его характеристик. «Он справедливо подчеркивает, что так же, как объект не "дан" субъекту в готовом виде, а воссоздается последним в структуре знания, как бы "строится" им для себя, так и субъект "не дан" себе со всеми своими внутренними структурами; организуя для себя объект, субъект конструирует и свои собственные операции, т.е. делает себя реальностью для самого себя» [5].

По Ж. Пиаже, субъект находится в постоянном взаимодействии со средой; ему врожденно присуща функциональная активность приспособления, посредством которой он структурирует воздействующую на него среду. Активность выявляется в действиях, среди которых разные трансформации, преобразования объекта (перемещение, комбинирование, удаление и т.д.) и создание структур являются ведущими. Ж. Пиаже подчеркивает важную для педагогической психологии мысль относительно того, что между объектом и субъектом всегда существует взаимодействие, протекающее в контексте предыдущего взаимодействия, предыдущей реакции субъекта. Анализируя эту позицию Ж. Пиаже и всей Женевской школы, Л.Ф. Обухова отмечает, что формула «стимул — реакция», согласно Ж. Пиаже, должна выглядеть как «стимул — организующая деятельность субъекта — реакция» [6]. Другими словами, субъект действия, деятельности и в более широком смысле — взаимодействия, соотносимый с объектом, представляет собой активное, воссоздающее и преобразующее начало. Это всегда деятель [7].

Проблема субъектности в последние десятилетия выступает в качестве объекта специального изучения в психологии личности (М К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский, В.И. Слободчиков, В.А. Петровский, Мухаметзянова Ф.Г., Шабельников В.К., Осмина Е.В.) [1].

Назовем еще раз основные характеристики субъекта с тем, чтобы проанализировать все возможности проекции этой категории на образовательный процесс. Эти характеристики (в достаточно произвольной, практически ориентированной форме представления) следующие:

1) субъект предполагает объект [1; 6];

2) субъект общественен по форме (средствам, способам) своего действования (познавательного или практического) [1; 9-10];

3) общественный субъект имеет и конкретную, индивидуальную форму реализации; коллективный субъект представлен в каждом индивиде и наоборот;

4) сознательно регулируемая деятельность всегда субъектна, в ней субъект и формируется сам [10];

5) субъект индивидуальной деятельности — сознательно действующее лицо [6];

6) субъектность определяется в системе отношений с другими людьми — это активность, пристрастность [1];

7) субъектность есть неразложимая целостность общения, деятельности, самосознания и бытия [1;6];

8) субъектность есть динамичное начало, становящееся и исчезающее, не существующее вне самого взаимодействия (межличностного, социального, деятельностного)[2-5];

9) субъектность есть категория интерпсихическая [1];

10) субъектность как качество и свойство личности [6-11].

Следует также выделить: направленность; мотивы; отношение к окружающему: отношение к деятельности, к себе; саморегуляцию, выражающуюся в таких качествах, как собранность, организованность, терпеливость, самодисциплина; креативность, интеллектуальные черты индивидуальности; эмоциональность [8-11]. Все эти характеристики в полной или свернутой форме присущи и субъектам образовательного процесса.

В практическом плане статья станет полезной при написании научных работ на тему субъекта и субъектности, а также при коммуникации в интернете. Материалы статьи могут быть полезны для исследования изменения понятия субьектности, а именно для психолингвистиков, историков, так как в системе высшего профессионального образования возрастает интерес к вопросам качества подготовки будущих специалистов и их востребованности и конкурентоспособности их на рынке труда.

Литература

1.Абульханова К.А. Методологический принцип субъекта: исследование жизненного пути личности//Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 2. С. 5-18.

2.Мухаметзянова Ф.Г., Аксенова Г.И. Феномен субъектности студента и курсанта вуза: современный взгляд на проблему//Прикладная юридическая психология. 2015. № 1. С. 10-20.

3.Аксенова Г.И., Мухаметзянова Ф.Г. Критерии и индикаторы субъектности студента и курсанта высшего учебного заведения//Прикладная юридическая психология. 2015. № 3. С. 102.

4. Мухаметзянова Ф.Г., Шабельников В.К., Осьмина Е.В., Коржова Е.Ю., Рудыхина О.В. Размышления и представления о феномене субъектности в различных образовательных пространствах//Издательский центр Университета управления «ТИСБИ», 2016. 252 с.

5. Мухаметзянова Ф.Г., Яруллина А.Ш., Вафина В.Р., Бисерова Г.К. Феномен субъектности студента вуза как индикатора интеграции психологии и педагогики//Интеграция образования. 2013. № 1 (70). С. 47-52.

6. Slobodchikov V.I. The formation of russian christian psychology: problems and prospects for future development//Russian Education and Society. 2016. Т. 58. № 2. С. 111-120.

7. Brushlinskiy A.V., Tikhomirov O.K. On the trend of modern psychology of thinking (an unpublished article from the scientific archive of o.k. tikhomirovy/Национальный психологический журнал. 2013. № 2 (10). С. 10-16.

8. Журавлев А.Л., Позняков В.П., Вавакина Т.С. Ориентация на принципы и нормы социального взаимодействия как фактор психологического отношения к деловому партнерству // Психологический журнал. 2017. Т. 38. № 1. С. 5-15.

9. Korzhova E. Y. (2015). Introduction to psychology life situations. Society the memory of abbess Taisia. Psychology of the subject and human existence / Ed. V.V. Znakov, Z. I. Ryabikina, E.A. Sergienko (2010). //Kuban state University. Sergienko E. A. (2011). Psychological journal. System-subject approach: justification and perspective, Volume.32, No. 1. P. 120-132.

10. Mukhametzyanova F.G., Krasnenkova N.S., Chukmarova L.F., Kazakov A.N., Kryukov S.A., Obukhova L.K. (2015). Asian Social Science. The Formation of Social-Psychological Competence In Professional Activity of Subjects Two Different Groups of Bank Workers, Vol. 11, No. 1; 2015, eVersion First. P 359-363.

11. The psychology of social situations // Ed. By A. Furnham, M. Argyle (1981). Pergamon Press.

THE USE OF THE SUBJECT'S CATEGORY IN FOREIGN AND DOMESTIC SCIENTIFIC LITERATURE ON PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY Khantemirova N.R., Mukhametzyanova F.G., Korjova E.Yu.

The article presents the results of a theoretical study on the use of the subject category in foreign scientific literature on pedagogy and psychology. In foreign psychology, the concept of the subject is presented in the works of Z. Freud. The category of the subject was introduced into domestic psychology by S. Rubinstein. The subject acts as the creator of his life activity. The property of a person to be a subject of activity is subjectness. Personality is the subject of all social relations. Personality is manifested and formed in society and develops as a subject in activity. Keywords: category, subject, object, foreign scientific literature on pedagogy and psychology, person, personality, student, subjectivity, activity, relations, independence, self-development.

Дата поступления 17.02.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.