Using of Internet technology in various areas of the education system Sergeeva N. (Russian Federation) Использование интернет-технологий в различных областях образовательной системы Сергеева Н. Н. (Российская Федерация)
Сергеева Надежда Николаевна / Sergeeva Nadezda - аспирант, кафедра педагогики и психологии, Донской государственный технический университет (ДГТУ), г. Ростов-на-Дону
Аннотация: в статье анализируется роль интернет - технологий в процессе обучения. Рассматриваются пути внедрения информационных технологий в различные области образовательной системы.
Abstract: the article analyzes the role of the Internet - technologies in the learning process. The ways of introduction of information technologies in various areas of the educational system.
Ключевые слова: интернет - технология, обучающая программа, программированное обучение.
Keywords: internet - technology, training program, programmed instruction.
37.013.75
Информационные технологии и компьютерные коммуникации превратились из праздничного новаторского приема в повседневную необходимость. ИКТ представляют большую важность для решения задач, стоящих перед современной школой, то есть информатизация выступает как фактор модернизации всей системы образования. [Матронина Л. Ф. Интернет - технологии в образовании: новые возможности // Вестник Российского философского общества. 2003. - №1. - С. 65 - 67].
Большую роль играет использование интернет - технологий в учебном процессе:
1. Интернет - технологии расширяют границы возможностей, дети не только получают широкий, свободный доступ к разного рода информации, но со временем учатся и мыслить шире, тем самым развивают свою фантазию, чувствуют уверенность в своих силах и тягу к освоению новых сфер знаний;
2. Интернет - технологии - это возможность быстрей найти что-то свое, это прежде всего новые возможности для самореализации;
3. С использользованием интернет - технологий у педагога появляется множество возможностей нового общения с учащимися. Он может использовать любой способ общения через интернет - ICQ, электронная почта, чаты и форумы, и даже использовать интернет, находясь непосредственно рядом, в аудитории с учащимися, для нахождения в интернете подходящих примеров, для использования всех ресурсов интернета в обучении. Связь может быть двухсторонняя, а может быть односторонняя, так на письмо можно ответить, а также, педагог может разместить полезную информация у себя в блоге, или на специальном сайте;
4. Интернет - технологии позволяют осуществлять проведение конференций по различным темам между - школами, регионами, городами, странами;
5. Обмен знаниями, получение новой информации, вовлечение в этот процесс учеников;
6. Проведение интерактивных олимпиад, тестов.
В настоящее время в развитии процесса информатизации образования проявляются следующие тенденции [Грибан О.Н. Новые информационные технологии в процессе обучения истории: анализ образовательной практики // Историческая наука и историческое образование как факторы гуманизации общества: сб. науч. ст. / УрГПУ. - Екатеринбург, 2012. Ч. I. - С. 192-199]:
84
1. Формирование системы непрерывного образования как универсальной формы деятельности, направленной на постоянное развитие личности в течение всей жизни;
2. Создание единого информационного образовательного пространства;
3. Активное внедрение новых средств и методов обучения, ориентированных на использование информационных технологий;
4. Синтез средств и методов традиционного и компьютерного образования;
5. Создание системы опережающего образования;
6. Изменяется также содержание деятельности преподавателя;
7. Преподаватель перестает быть просто «репродуктором» знаний, становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой - требует высокого уровня технологической и методической подготовленности.
Появилось новое направление деятельности педагога - разработка информационных технологий обучения и программно-методических учебных комплексов.
Новым видом обучения с использованием ИКТ стало программированное обучение. Под программированным обучением понимается управляемое усвоение учебного материала с помощью обучающего устройства (ЭВМ, программированный учебник, кинотренажер и др.). Программированный учебный материал представляет собой серию сравнительно небольших порций учебной информации (кадров, файлов, шагов), подаваемых в определенной логической последовательности.
Работы Скиннера, Краудера и других педагогов-исследователей дали толчок развитию трех различных видов обучающих программ (ОП): линейных, разветвленные и адаптивных, с помощью которых и строится процесс программированного обучения в современной школе.
Линейная ОП - это обучающая программа, в которой весь учебный материал разбивается на последовательность смысловых единиц («порций»), логически охватывающих весь предмет. Эти «порции» должны быть достаточно малы, чтобы учащийся делал как можно меньше ошибок. В конце каждой «порции» выполняются контрольные задания, однако порядок изучения «порций» не зависит от результатов выполнения этих заданий.
Разветвленная ОП отличается от линейной тем, что обучаемому в случае неправильного ответа при выполнении контрольных заданий может предоставляться дополнительная информация, которая позволит ему выполнить контрольное задание.
Построение адаптивной ОП основано на гипотезе, что некоторое количество ошибок необходимо для успешного обучения, т.е. если учащийся все делает без ошибок, то эффект обучения будет меньше. Количество допущенных ошибок используется следующим образом:
1. Если процент ошибок падает ниже определенного уровня, то степень трудности обучения автоматически повышается;
2. При возрастании процента ошибок выше определенного уровня степень трудности автоматически понижается.
Относительно новым для системы образования является применение кейс -технологии, понимаемой как вид дистанционной технологии обучения, основанный на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно - методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения обучаемыми при организации регулярных консультаций у преподавателей-тьюторов традиционным или дистанционным способом.
При использовании кейс - технологии активно используются компьютерные и телекоммуникационные сети для проведения групповых и индивидуальных консультаций, конференций, переписки и обеспечения, обучаемых учебной информацией из электронных библиотек, баз данных и систем электронного администрирования. Как отмечает Т.Б. Устинова, учебно-методические материалы,
85
используемые с помощью кейс - технологии, отличаются полнотой и целостностью системно организованного комплекта материалов. К достоинствам этих материалов автор относит: доступность, наглядность, звуковое сопровождение лекций, наличие интерактивных заданий, анимированные примеры решения задач, возможность нелинейной работы с материалом, обеспеченным гиперссылками [Устинова Т.Б. Кейс-технологии как условие активизации самостоятельной работы студентов колледжа // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» // Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/512028]. Такой вид технологий используется как в очно - заочном, так и дистанционном обучении. Кейс - технология, с одной стороны, позволяет организовать индивидуальный темп обучения, с другой - направлена на углублённое изучение предмета. Рассмотренные информационные технологии эффективно используются в образовательной практике, как за рубежом, так и в нашей стране.
Отечественная система образования, имеющая соответствующую нормативную базу, направлена на подготовку квалифицированных компетентных специалистов. Развитие общекультурных и профессиональных компетенций сегодня невозможно без использования новых информационных технологий. Информационное обеспечение современного образовательного пространства должно находится на таком уровне, какой бы позволял педагогу решать все стоящие перед ним учебно-воспитательные задачи быстро и эффективно. Информационные технологии позволяют найти решение (или набор решений) для той или иной педагогической ситуации.
Внедрение компьютерных технологий в процесс обучения создаёт предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Использование компьютерных технологий вносит изменения в цели и содержание обучения, появляются новые методы и организационные формы обучения.
Новые информационные технологии в образовании в целом и в обучении, могут быть применены преподавателем практически на всех этапах учебного процесса. Педагог самолично может менять и расширять этот перечень в соответствии со своей деятельностью. В данной работе будут рассмотрены основные информационные технологии, будут показаны преимущества использования их в процессе обучения.
На современном этапе в связи с переходом к информационному обществу современное образование просто невозможно без новых информационных технологий и для которого характерно активное освоение новых информационных и коммуникационных технологий. Этот процесс рассматривается как создание единой образовательной электронной среды, цель которой - сделать учебный процесс более эффективным, успешно интегрироваться в систему образования.
Именно активное практическое применение полученных знаний для самых широких целей - первостепенная задача и для учителя, и для ученика. Для этого должны повсеместно внедрить компьютерную технику в образовательные учреждения, но также интегрировать ИКТ с реальным учебным процессом.
Литература
1. Батыгин Г. С. Социология интернет: наука и образование в виртуальном пространстве // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. «Социология». -2001. №1. - С. 6-16.
2. Устинова Т. Б. Кейс - технологии как условие активизации самостоятельной работы студентов колледжа // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» // Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/512028.
3. Грибан О. Н. Новые информационные технологии в процессе обучения истории: анализ образовательной практики // Историческая наука и историческое образование как факторы гуманизации общества: сб. науч. ст. / УрГПУ. -Екатеринбург, 2012. Ч. I. - С. 192-199.
4. Массель Л. В. Информационные технологии в науке и образовании. Иркутск: Ин-т систем энергетики СО РАН, 2002. 165 с.
5. Матронина Л. Ф. Интернет-технологии в образовании: новые возможности // Вестник Российского философского общества. 2003. - №1. - С. 65 - 67.
6. Мирская Е. 3. Интернет и наука: технологии глобализации и российская реальность // Интернет и российское общество / Под ред. И. Семенова. М.: Гендальф, 2002. - С. 211-233.