важная задача преподавательского состава. Без её реализации вряд ли удастся сформировать у будущего специалиста судебной системы, гражданина страны необходимые общекультурные и общепрофессиональные компетенции.
Список литературы:
1. Словарь русского языка в 4-х томах / под ред. А.П. Евгеньевой,1999. - М.: Русский язык. - Т 2. - 1292 с. [Dictionary of Russian lingua in 4 volumina / sub editorship de A. P. Evgenieva,1999. -M.: Russian lingua. - T 2. - 1292 S.]
2. Философский словарь. - М.: Политиздат, 1981. [Philosophica dictionary. - M.: Politizdat, 1981.]
3. Чернышевский Н.Г. Избр. соч., т. 11, кн. 1. -М., 1937. - С. 435-436. [Chernyshevsky N. G. FAV. Op., vol. 11, vol. 1. - M., 1937. Cum 435-436.]
4. Киреев Е.В. Социальная ответственность Российского военнослужащего: сущность, структура, проблемы формирования: автореф. дис. ... канд. филос. наук / Е.В. Киреев. - Москва, 2002.
УДК 372.881.111.1
ГРНТИ 14.07.07
- 24 с. [Kireev E. V. Socialis responsabilitatis Russian miles: essentia, structura, quaestiones de formatione: abstracto. dis. kand. philosophia. Scientiarum / E. V. Kireev. - Moscow, 2002. - 24 p. ]
5. Киреев Е.В. Социальная ответственность российского военнослужащего. Конспект лекции. -Ставрополь. Издание филиала университета. 2001,
- 29 с. [Kireev E. V. Socialis responsabilitatis Russian miles. Synopsis ex lectionibus. - Stavropol. Editae ramus Universitatis. 2001, - 29 p.]
6. Приказ Минобрнауки России от 01.12.2016 № 1511 (ред. от 11.01.2018) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата)». (Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2016 № 45038) [Ministry educationis Russia a 01.12.2016 No. 1511 (ed. per 11.01.2018) "In favor of Foederati statu donec vexillum superiorum versus disciplina 40.03.01 Lex (floret gradu)". (Relatus in Ministerium iustitiae Russia 29.12.2016 N. 45038)]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
DOI: 10.31618/ESU.2413-9335.2020.8.74.779 Ковалёва Елизавета Александровна
магистрант
Балтийского федерального университета им. И. Канта,
г. Калининград Локша Оксана Михайловна кандидат педагогических наук, доцент Института Образования Балтийского федерального университета им. И. Канта,
г. Калининград
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются возможности использования интернет-ресурсов для организации самостоятельной работы студентов-бакалавров языкового направления, рассматриваются проблемы студентов-бакалавров, возникающие при самостоятельной работе с использованием интернет-ресурсов при изучении иностранного (английского) языка. Приводятся рекомендации по отбору интернет-ресурсов для образовательных целей, представлен обзор интернет-ресурсов с описанием их функций и возможностей для обучения иностранному языку; приводятся примеры созданных при помощи интернет-ресурсов учебных заданий на самостоятельную работу и результаты их апробации. В результате проведенной апробации учебных заданий студенты смогли наглядно убедиться в целесообразности и эффективности практического использования интернет-ресурсов при изучении иностранного языка, а также преодолели возникшие затруднения. Проведенное повторное исследование показало, что имеется потенциал для более эффективного применения интернет-ресурсов в организации самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка.
ABSTRACT
The article considers the possibilities of using internet resources to organize independent work of undergraduate students, addresses the issues arising from internet-based student independent work in the process of English language learning. Recommendations for the selection of internet resources for educational purposes are provided as well as an overview of internet resources that describes their functions and possible ways of usage for teaching English; samples of tasks and assignments for independent work created with the help of internet resources are presented as well as the results of their testing. As a result of the accomplished testing of created tasks and assignments, the students were able to understand the effectiveness and expediency of usage of internet resources in learning English and additionally managed to overcome their difficulties. The results of the repeat study proved that there is potential for more successful usage of internet resources for the organization of student independent work in learning English.
Ключевые слова: интернет-ресурсы, учебные интернет-ресурсы, самостоятельная работа, организация самостоятельной работы, обучение иностранному языку
Keywords: internet resources, internet resources for educational purposes, independent work, organization of independent work, teaching English as a second language
В современных условиях постоянного развития информационно-коммуникационных технологий, интернет-ресурсов одним из важных направлений в образовательной сфере является их активное внедрение и использование в процесс обучения. Интернет-ресурсы (учебные интернет-ресурсы) играют все более важную роль в обучении иностранному языку. Преимущества их использования совершенно очевидны, поскольку учебные интернет-ресурсы предоставляют новые разнообразные возможности для изучения иностранного языка, предлагают огромный выбор аутентичных материалов, обеспечивают мгновенный доступ к необходимой информации, визуализацию информации и т.д. Из этого следует, что учебные интернет-ресурсы способны обеспечить эффективную поддержку
самостоятельной работе (далее СР) студентов. Согласно современным ФГОС ВО наблюдается тенденция к сокращению аудиторных занятий студентов с преподавателями и увеличению количества часов, отводимых на внеаудиторную СР, т.е. 50-60% от количества аудиторных часов. В итоге СР студентов при освоении учебных дисциплин отводится ведущая роль. Для успешной организации СР в современных условиях становится актуальным использование учебных интернет-ресурсов.
Говоря о самостоятельной работе и использовании интернет-ресурсов в обучении, мы считаем необходимым обратиться к научной терминологии. Под понятием самостоятельная работа понимают разнообразные виды индивидуальной, групповой, познавательной деятельности студентов, которая осуществляется ими на аудиторных и внеаудиторных занятиях без непосредственной помощи преподавателя, но под его наблюдением [5]. В свою очередь, учебные интернет-ресурсы - это текстовые, аудио и визуальные материалы, имеющие различную тематику, способствующие формированию иноязычной коммуникативной и информационной компетенций и развитию коммуникативно-когнитивных умений обучающихся осуществлять поиск, отбор, классификацию, анализ и обобщение информации [2].
Целью нашего исследования является рассмотреть возможности интернет-ресурсов для организации самостоятельной работы студентов-бакалавров второго года обучения направления 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» и предложить эффективные способы их использования для обучения иностранному языку и формирования компетенций.
В целях нашего исследования был проведен опрос, в котором приняли участие 40 студентов-бакалавров второго года обучения направления
«Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)». На вопрос, как вы планируете свою СР, 62% опрошенных ответили, что им не хватает навыков грамотной организации СР и они не могут правильно распределить свое время; оценивая качество организации СР преподавателями, 64% студентов ответили «нуждается в улучшении»; на вопрос, дает ли преподаватель чёткие указания для СР, объясняет ли ее цели, 60% ответили отрицательно; на вопрос, как часто преподаватель использует интернет-ресурсы в процессе изучения дисциплины «Практический курс иностранного языка (английский)», 65% ответили «нечасто»; проблема зависимости самих студентов от преподавателей, нежелание развиваться самостоятельно и как следствие низкая мотивация стоит перед 52% опрошенных; о том, как разный уровень языковой подготовки студентов препятствует работе с аутентичными материалами интернет-ресурсов, высказались 39%;
недостаточные знания при использовании интернет-ресурсов для изучения английского языка признали 42% студентов; на вопрос, как часто преподаватель просит выполнить задание на СР с помощью интернет-ресурсов, используя видео, аудио, текстовые аутентичные материалы, 60% ответили «нечасто», при этом многие студенты высказали мнение, что предпочли бы разнообразить занятия при помощи интернет-ресурсов.
Как видно, проведенный опрос выявил проблемы: зависимость многих студентов от преподавателей и отсутствие достаточных навыков для самообразования, недостаточные знания и умения в использовании интернет-ресурсов при обучении, невысокий языковой уровень у некоторых студентов.
В ходе опроса также выявились проблемы организации СР со стороны преподавателей такие, как отсутствие чёткой системы и последовательности по использованию интернет-ресурсов в процессе обучения дисциплине «Практический курс иностранного языка (английский)».
Исходя из вышеизложенного, были поставлены задачи: изучения возможностей учебных интернет-ресурсов для организации СР; создания учебных заданий на СР при помощи интернет-ресурсов для обучения иностранному языку; проведения их апробации; исследования эффективности данного формата занятий как способа совершенствования языковых навыков и видов речевой деятельности.
Под учебными заданиями понимают разнообразные по содержанию и объему виды самостоятельной учебной работы, выполняемые обучающимися по указанию преподавателя [1].
Руководствуясь рекомендациями
отечественных и зарубежных исследователей и на основе собственного опыта нами были созданы учебные задания на СР с использованием интернет-ресурсов по темам, соответствующим дисциплине «Практический курс иностранного языка (английский)». В нашей статье мы приводим
примеры созданных нами при помощи интернет-ресурсов (Gap-fill Johnsels, Vocabtest, Canva, Listen and Write) учебных заданий на тему Learning languages (Изучение языков). Интернет-ресурсы, исследованные нами для возможности обучения английскому языку, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Интернет-ресурсы с кратким описанием их функций и возможностей для обучения
№ Название интернет-ресурса и его адрес Возможности использования для развития видов речевой деятельности и языковых навыков
1 Canva https://www.canva.com Создание текстовых документов и видео: постеров, презентаций, брошюр, графиков, плакатов, инфографик, резюме и т.д. с возможностью сохранения их в различных форматах, скачивания и передачи ссылки на созданные файлы. Возможно использовать для развития письма.
2 Peergrade https://app.peergrade.io/courses Ресурс для оценки знаний и навыков студентов на основе обратной связи, предоставляемой другими студентами с возможностью создания онлайн-классов. Возможно использовать для развития лексических и грамматических навыков и письма.
3 Cloze test http://Lgeorges.online.fr/tools/doze Задания cloze-test («закрытый» тест) на проверку знаний предлогов, артиклей, модальных глаголов и т.д. По желанию можно убирать или оставлять подсказки. Возможно использовать для развития лексических и грамматических навыков и правописания.
4 ClassMarker https://www.classmarker.com/ Создание различных тестов: с выбором правильных ответов, правда/ложь, тестов на сопоставление (match), заданий с вводом предложений или исправлением ошибок, а также эссе и произвольных ответов. Есть возможность создания онлайн-класса и отслеживания прогресса студентов в личном кабинете.
5 Steller https://steller.co Создание небольших цифровых книг с возможностью загрузки фотографий и видео. Возможно использовать для развития говорения и письма. Для работы также требуется скачать приложение Steller из Google Playmarket.
6 Listen and Write https://www.listen-and-write.com Создание заданий на основе видеоматериала различного языкового уровня. Возможно использовать для развития грамматических навыков, правописания и аудирования. Дополнительно ресурс предоставляет доступ к обширной базе готовых заданий, из которой можно подобрать видео любого уровня сложности на различные темы.
7 TedEd https://ed.ted.com/lessons Возможность создания заданий и упражнений по содержанию лекций. Возможно использовать для развития лексических и грамматических навыков, аудирования и письма.
8 Vocabtest https://www.vocabtest.com/ Создание заданий на правописание слов на слух, поиск слов (word search), тестов, кроссвордов и соревновательной игры на время. Возможно использовать для развития лексических навыков, правописания и аудирования.
9 Gap-fill Johnsels https://www.iohnsesl.com/generators/gapfill/gapfill.shtml Задания на gap-fill (заполнение пропусков). Создаваемые задания можно распечатывать и скачивать, но нет возможности сохранять их в личном кабинете. Возможно использовать для развития лексических и грамматических навыков.
Далее рассмотрим ход и результаты апробации созданных нами при помощи интернет-ресурсов учебных заданий. В апробации приняло участие 18 студентов-бакалавров второго года обучения направления 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)») БФУ им. И. Канта, г. Калининград. На апробацию отводилось 16 занятий два раза в неделю по 1.5 часа (2 акад. час), общее количество 32 академических часа. Процесс апробации состоял из трех этапов: диагностического, организационно-
деятельностного, аналитического.
Диагностический этап включал в себя знакомство со студентами, определение исходного уровня английского языка путем проведения тестирования. Уровень языковой подготовки большинства студентов определился как В2 (по общеевропейской шкале).
Организационно-деятельностный этап заключался в реализации созданных нами с помощью интернет-ресурсов учебных заданий на СР.
Для изучения темы Learning languages (Изучение языков) мы использовали возможности учебных интернет-ресурсов Gap-fill Johnsels, Listen and Write, Vocabtest и Canva. Далее приводим примеры собственных созданных учебных заданий для их практического выполнения.
https://www.johnsesl.com/generators/gapfill/gapf ill.shtml При помощи интернет-ресурса Gap-fill Johnsels нами было составлено задание на проверку лексических и грамматических навыков.
Words: frustrated, hold, silver lining, drill, out, effortlessly, atrocious, thick, command, relentless, in, give, pull
I spent years at school studying English and never learnt to speak it well. I had a teacher who spoke
English with a very _ Spanish accent, and her
classes were a_series of boring texts to read and
to translate, useless grammar patterns to_and lists
of vocabulary to learn by heart. As a result, my
pronunciation was _, phrasal verbs _ me a
headache and I could not figure _the difference
between tenses. However, there was a _.
Although lessons at school frustrated me, the idea of
learning English still excited me. So I_myself
together and started learning it every day. At first it was difficult to make myself study as my previous frustrating experience _ me back. However, the
results I got after months of hard work inspired me to continue. I guess my success is the result of my attitude.
I aimed to achieve an excellent_of English,
which meant being able to use the language_.
I believe that I made it _ the end.
С помощью интернет-ресурса Vocabtest https://www.vocabtest.com/ мы создали задания на повторение фразовых глаголов с целью тренировки лексических навыков, аудирования и правописания по ссылке
https://www.vocabtest.com/vocabulary_word_test.php ?tid=436262. Студенты сначала выполнили задание Learning definitions (изучение значений слов), затем попрактиковали написание фразовых глаголов в разделе Spelling practice. Для более соревновательного характера заданий студентам было предложено выполнить Crossword (кроссворд) и Wordsearch (поиск слов) на время.
В продолжение темы Learning languages (Изучение языков) мы использовали возможности интернет-ресурса Listen and Write https://www.listen-and-write.com/ На данном интернет-ресурсе студенты выполняли задания на аудирование и письмо по видео The secrets of learning a new language https://www.listen-and-write.com/audio/choose/19094. Студенты
тренировали написание отдельных слов и целых предложений, а также вставляли пропущенные слова. При выполнении задания они могли прослушивать запись несколько раз и следить за своим прогрессом в личном кабинете. На следующее занятие студентам было дано задание подготовить устное выступление (с целью тренировки говорения) с объяснением новой лексики из собственного видео-материала по теме Learning languages, а также на его основе создать задания с помощью Listen and Write для своих одногруппников.
При помощи интернет-ресурса Canva https://www.canva.com студенты подготовили устные презентации (с целью тренировки говорения) о своих методах изучения иностранных языков и о необычных методах изучения иностранных языков (к примеру, рассказ о человеке, который с их помощью достиг определенных успехов). Информация презентаций была представлена в виде PowerPoint презентаций и видео. Важно, что во время презентации студенты обращались к аудитории, не зачитывая текст с
листа. Презентующие получали комментарии и вопросы от студентов-слушателей. По итогам презентаций студенты-слушатели написали письменную оценку представленного материала, включающую такие аспекты как содержательность презентации, использование изученных слов по теме Learning languages, взаимодействие с аудиторией и рекомендации по улучшению работы. За выполнение этого задания они получили дополнительные баллы.
На графике отслеживается положительная динамика в развитии аудирования (18%) и письма (17%) за счет выполнения заданий на СР с аутентичными видеоматериалами и разнообразных письменных упражнений, чтения (16%), а также говорения (22%) за счет устных выступлений. Таким образом, средний показатель динамики
Аналитический этап проводился с целью подведения итогов апробации, путем проведения повторного тестирования. Повторная проверка показала улучшение языковых навыков, в частности лексических и грамматических за счет выполнения студентами лексико-грамматических тестов, письменных работ, устных выступлений и т.д. Также результаты повторной проверки показали, что имеется динамика улучшения видов речевой деятельности у большинства студентов (рис. 1).
развития по всем видам речевой деятельности повысился на 18%.
Также в целях изучения эффективности данного формата занятий, после проведения апробации студентам предлагалось его оценить, с результатами опроса можно ознакомиться на рисунке 2.
□ Данный формат занятий очень эффективен, нужно проводить его чаще
□ Данный формат занятий понравился, ведь это что-то новое
□ Данный формат занятий требует высокого языкового уровня, но вызывает интерес
□ Данный формат занятий не приносит высоких результатов
100% 80%
Процент 60%
набравших 80-100 баллов на тесте 40%
20%
0%
95%
88%
94%
Аудирование
Чтение
Письмо
Говорение
Виды речевой деятельности
До После
Рис. 1. График динамики развития видов речевой деятельности студентов-бакалавров после прохождения апробации учебных заданий в %.
Рис. 2. Диаграмма результатов опроса студентов после проведения апробации.
Как видно на диаграмме, результаты опроса показали, что для большинства студентов занятия в данном формате оказались эффективными. Однако некоторые студенты с недостаточно высоким языковым уровнем испытывали затруднения с поиском информации и подбором материалов для выполнения заданий на СР. Мы предложили решить проблему с помощью интернет-ресурсов (ЬехЛе и др.) с функцией определения языкового уровня отбираемого материала. Путем отбора незнакомых слов, выражений с последующим их изучением, студенты смогли улучшить языковой уровень, смогли разобраться, для каких целей предназначены те или иные задания и преодолеть трудности в поиске и подборе материалов для последующей СР. Также следует отметить, что данный формат занятий при обучении английскому языку рассматривается нами наряду с традиционными методами обучения.
Далее приведем рекомендации по отбору и использованию учебных интернет-ресурсов: целевая аудитория, авторы и спонсоры интернет-ресурса, валидность информации, грамотное оформление и графический дизайн, является ли интерфейс дружественным для пользователя, система оплаты, т.е. является ли интернет-ресурс полностью бесплатным или только отдельные его аспекты, доступность для жителей России, какими образовательными возможностями обладает данный интернет-ресурс и отвечает ли он заданным целям СР, частота обновлений интернет-ресурсов и их функционирование. Следует отметить, что многие учебные интернет-ресурсы сочетают в себе сразу несколько функций, что делает их многофункциональными.
Путем отбора по данным критериям нами были определены многофункциональные интернет-ресурсы, являющиеся либо полностью бесплатными, либо бесплатно предоставляющие доступ ко многим своим возможностям и позволяющие организовать такие виды СР, которые связаны с использованием аутентичных материалов: презентация в группах или в парах, написание эссе, дискуссия, составление кроссворда, игровые задания (тестовые задания, соревновательные задания, задания на заполнение пропусков на время и т.д.) [6; 8].
Также, руководствуясь результатами проведенного исследования мы приводим рекомендации для эффективной организации СР студентов с использованием учебных интернет-ресурсов при обучении английскому языку: обеспечить доступ преподавателей и обучающихся к сети интернет и техническим средствам обучения; чётко определить цели и задачи СР; обеспечить систематичность и последовательность СР; предложить упражнения и задания на СР, вызывающие интерес у студентов и стимулирующие их к активной деятельности; проводить мониторинг выполнения заданий; осуществлять обратную связь и систематический контроль результатов СР студентов [3; 4; 7].
На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что результаты, полученные в ходе апробации созданных нами с помощью интернет-ресурсов учебных заданий,
свидетельствуют о целесообразности и эффективности их практического использования при обучении иностранному языку. При помощи созданных нами учебных заданий студенты-бакалавры смогли самостоятельно использовать интернет-ресурсы при изучении английского языка, развивать и совершенствовать языковые и практические навыки. В перспективе, так как интернет-ресурсы постоянно обновляются и появляются новые, более усовершенствованные, с их помощью студенты смогут более эффективно изучать иностранный язык и использовать приобретенные навыки и практический опыт в своей профессиональной деятельности. Таким образом, современные интернет-ресурсы не только способны обеспечить эффективную поддержку организации самостоятельной работы студентов, но и способствуют формированию компетенций, в особенности иноязычной коммуникативной и информационной, что является важным условием успешной самореализации выпускника вуза как компетентного профессионала.
Список литературы:
1. Воронин А.С. Словарь общих терминов по общей и социальной педагогике // Издательство ГОУ-ВПО УГТУ-УПИ, 2006. - 118 с. [Уоготи Л.8. Slovar obshchih terminov po obshchei i socialnoi pedagogike. Ыагек^о вОИ-УРО ИвТИ_ИР1, 2006. - 118 8 (1п Я^).]
2. Дубинина А.С. Интернет-ресурсы как средство обучения иностранному языку / А. С. Дубинина // [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23940553 (дата обращения 20.01.2020)
3. Минина Е.В. Условия организации самостоятельной работы студентов вуза: теоретический аспект. / Е. В. Минина // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/usloviya-organizatsii-samostoyatelnoy-raboty-studentov-vuza-teoreticheskiy-aspekt (дата 15.01.2020)
4. Никонова Ю.И., Григорьева Э.К., Григорьева Н.К. Организация самостоятельной работы аспирантов по изучению иностранных языков с применением цифровых технологий / Ю. И. Никонова, Э. К. Григорьева // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-samostoyatelnoy-raboty-aspirantov-po-izucheniyu-inostrannyh-yazykov-s-primeneniem-tsifrovyh-tehnologiy (дата обращения 14.01.2020)
5. Ситосанова О. В. Роль самостоятельной работы студентов в техническом вузе. / О. В. Ситосанова // [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://vestnik. astu. org/ru/nauka/article/3 5404/view (дата обращения 15.01.2020)
6. Софронова В.В., Никулина Л.П. Организация самостоятельной работы студентов в языковом вузе / В. В. Софронова, Л. П. Никулина // [Электронный ресурс] - Режим доступа: Шр5://суЬег1етпка.гц/ай1с1е/п/о^ат7а151уа-5атоз1оуа1е1поу-гаЬо1у-51Меп1оу-у-уа7укоуот-у^е-1 (дата обращения 15.01.2020)
7. Федосеева О.Ю. Анализ эффективности самостоятельной работы студентов с использование информационных технологий /
Шрз://огс1±о^/0000-0002-9935-0750 УДК 355.23 ГРНТИ 14.35.07
О.Ю. Федосеева // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-effektivnosti-samostoyatelnoy-raboty-studentov-s-ispolzovaniem-informatsionnyh-tehnologiy (дата обращения 15.02.2020)
8. Taibi D., Chawla S., Dietze S., Marenzi I., & Fetahu B. Exploring TED talks as linked data for education. British journal of educational technology № 46(5), 2015. - 1092-1096 p.
ЛИЧНОСТЬ ГЕНЕРАЛА - КАК ОБРАЗ НАЦИОНАЛЬНОГО ДУХА_
DOI: 10.31618/ESU.2413-9335.2020.8.74.785 Кожанулы Манасбай
к.ф.н., профессор., Рыскульбеков Айдын Истаевич
PhD., доцент кафедры военной истории и права., Тогусова Алтын Каликановна
к.и.н., ассоциированный профессор. Национальный университет обороны имени Первого Президента Республики Казахстан - Елбасы,
г. Нур-Султан, Казахстан
THE GENERAL'S PERSONALITY - AS AN IMAGE OF THE NATIONAL SPIRIT
АННОТАЦИЯ
В данном научном труде исследована значения проблемы личности генералов в направлении мировой военной науки, в том числе личности/индивидуализации казахстанских генералов. В ходе исследования, опираясь на методы индуктивные и дедуктивные, суждения личности казахских генералов, критическое мышление, прогноз-анализ и эвристические и т.д., социологические, психологические и социальные измерения в становлении личности человека показано,что социальный критерий играет ведущую роль в обретении индивидуализма. В результате исследования были определены общие принципы личности генералов как фактора путей военно-патриотического воспитания молодежи из условно полученного графика на основе влияния условий внешней среды на пути роста до звания генерала, простого человека и военного человека, а также из результатов написания эссе, проведенного в соответствии с темой.
ABSTRACT
This scientific work examines the significance of the problem of the personality of generals in the direction of world military science, including the personality/individualization of Kazakh generals. In the course of the study, based on inductive and deductive methods, judgments of the personality of Kazakh generals, critical thinking, forecast-analysis and heuristic, etc., sociological, psychological and social dimensions in the formation of a person's personality, it is shown that the social criterion plays a leading role in the acquisition of individualism. The study identified some common principles of individual generals as a factor in ways of military-patriotic education of youth from probation received graphics based on the impact of environmental conditions on growth to the rank of General, common man and military man, as well as the results of essay writing, conducted in accordance with the theme.
Ключевые слова и словосочетание: военные науки, личность, изучение личности, военный дух, личность казахстанского генерала, патриотизм.
Keywords and phrases: military sciences, personality, study of personality, military spirit, personality of Kazakhstan general, patriotism.
Введение.
С развитием той или иной отрасли науки в обществе, безусловно равиваются и разветвляются и его внутренние подотрасли. В сфере мировых общественных наук одна из них - проблема изучения личности генералов. Актуальной проблемой является формирование и комплексное исследование научной школы личности генералов, в том числе казахстанских генералов, опираясь на
взгляды ученых - исследователей о проблеме личности.
В ходе обзора литературы, связанной с материалами исследования, были изучены особенности личности в эпоху глобализации и важность организации управления деятельностью в коллективе, обучающихся в системе мирового образования зарубежного авторы П. Стивен, А. Тимати «Основы поведения организации» [1] Глава