Научная статья на тему 'Использование интернет-ресурсов в маркетинге туристских территорий с позиций кластерного подхода'

Использование интернет-ресурсов в маркетинге туристских территорий с позиций кластерного подхода Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
632
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКИЙ КЛАСТЕР / TOURIST CLUSTER / КЛАСТЕРНАЯ ИНИЦИАТИВА / CLUSTER INITIATIVE / ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГ / INTERNET MARKETING / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРС / INTERNET RESOURCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грицай Мария Александровна, Лукина Ольга Викторовна, Дюжева Марина Борисовна

Интернет-ресурс туристского кластера должен быть комплексным продуктом, позволяющим решать задачи по продвижению, продаже, обеспечению коммуникаций для всех участников интернет-маркетинга, а также объединять всех участников местного туристского рынка. Необходима ориентированность интернет-ресурсов туристских кластеров не только на туристов, но и на инвесторов, поэтому предлагается создавать интернет-ресурс туристского кластера на этапе инициации проекта. Рассмотрены рекомендации Всемирной туристской организации для создателей сайта дестинации, адаптация которых для интернет-ресурсов туристских кластеров России позволит создать оптимальный контент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Грицай Мария Александровна, Лукина Ольга Викторовна, Дюжева Марина Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF INTERNET RESOURCES IN THE MARKETING OF TOURIST AREAS FROM THE STANDPOINT OF THE CLUSTER APPROACH

The Internet resource of tourist cluster must be a complex product, which allows solve the problems of the promotion, sale, providing of communications for all the participants of Internet marketing and to unite all members of local tourist market. Necessary to orient the Internet resources tourism clusters not only on tourists, but also for investors and, therefore, proposed to create The Internet resource of tourist cluster at the stage of initiation of the project. The article describes the recommendations of the World Tourism Organization for the site creators, which adapt to Internet resources of tourist clusters of Russia and allow to create the optimal content.

Текст научной работы на тему «Использование интернет-ресурсов в маркетинге туристских территорий с позиций кластерного подхода»

УДК 338.48 (075)

М. А. Грицай, О. В. Лукина, Омский государственный институт сервиса

М. Б. Дюжева,

Омский государственный университет путей сообщения

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В МАРКЕТИНГЕ ТУРИСТСКИХ ТЕРРИТОРИЙ С ПОЗИЦИЙ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА

Интернет-ресурс туристского кластера должен быть комплексным продуктом, позволяющим решать задачи по продвижению, продаже, обеспечению коммуникаций для всех участников интернет-маркетинга, а также объединять всех участников местного туристского рынка. Необходима ориентированность интернет-ресурсов туристских кластеров не только на туристов, но и на инвесторов, поэтому предлагается создавать интернет-ресурс туристского кластера на этапе инициации проекта. Рассмотрены рекомендации Всемирной туристской организации для создателей сайта дестинации, адаптация которых для интернет-ресурсов туристских кластеров России позволит создать оптимальный контент.

Ключевые слова: туристский кластер, кластерная инициатива, интернет-маркетинг, интернет-ресурс.

Кластерный подход к развитию регионального туризма предполагает сосредоточение на ограниченной территории предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами [1]. Как видно из определения, туристский кластер включает в себя две обязательные характеристики: отраслевую и территориальную. Отраслевая характеристика кластера определяет его функциональное назначение, а территориальная характеристика - географическую сконцентрированность предприятий, организаций и фирм из смежных сфер деятельности в определенном регионе.

Вне зависимости от принятого подхода к реализации кластерных инициатив в регионе («сверху вниз» или «снизу вверх») туристский кластер представляет собой результат организации частного бизнеса на конкретной территории, а потому основной целью его непосредственных участников, составляющих ядро кластера, является получение синергетического экономического эффекта кластерного взаимодействия.

Достижение такого эффекта обеспечивается не только созданием глубоких кооперационных связей между участниками кластера, усилением их инновационности, но и повышением конкурентоспособности и привлекательности туристских территорий, чему в немалой степени способствует создание действенного механизма территориального маркетинга.

Поэтому целью данной статьи является обобщение и систематизация отечественного и зарубежного опыта, связанного с применением современных информационных технологий, в частности, интернет - ресурсов, в маркетинге туристских территорий с учетом специфики кластерного подхода к их развитию.

С точки зрения проектного менеджмента, создание регионального туристского кластера следует рассматривать как процесс реализации укрупненного инвестиционного проекта, что требует тщательного технико-экономического обоснования и разработки пакета документов, в том числе и бизнес-плана, составной частью которого является план маркетинга. Отличительной особенностью данного плана маркетинга является, на наш взгляд, территориально-отраслевая направленность.

Практическое применение концепции маркетинга туристских территорий на всех этапах реализации кластерных инициатив (от стадии проекта до стадии функционирования) позволяет взглянуть на туристскую дестинацию с территориально-отраслевых позиций как на своеобразный продукт, обладающий потребительской ценностью.

Е. А. Джанджугазова отмечает, что маркетинг территорий дает возможность создавать, поддерживать или изменять мнения, намерения или поведение потребителей региональных продуктов и услуг, способствует формированию особого образа региона [2].

На наш взгляд, данное определение не стоит ограничивать потребителями региональных продуктов и услуг. Таким образом, под территориальным маркетингом будем понимать деятельность, предпринимаемую с целью создания, поддержания, изменения мнений, намерений и/или поведения субъектов к данной территории. В число субъектов территориального маркетинга следует включать не только потребителей региональных продуктов и услуг, но и представителей власти, бизнеса,

некоммерческие организации, частные лица, а также население. Так, основоположник концепции территориального маркетинга Ф. Котлер указывает, что территориальный маркетинг является успешным, когда основные целевые аудитории (жители и бизнес) удовлетворены своим регионом и когда регион соответствует ожиданиям и потребностям посетителей и инвесторов [3].

Поскольку территориальный маркетинг является, по сути, философией управления регионом, основным субъектом территориального маркетинга в силу особых компетенций и полномочий являются территориальные органы власти, которые организуют взаимодействие между разными субъектами территориального маркетинга, координируют деятельность субъектов и создают условия для развития инициатив коммерческого и некоммерческого характера, направленных на развитие региона.

Реализация концепции маркетинга туристских территорий в условиях кластерного подхода к их развитию предполагает прохождение ряда последовательных этапов, что обеспечит системность и комплексность реализуемых региональных программ развития туризма [4, с. 51]:

1. Маркетинговый аудит - этап, предполагающий детальный анализ внешней макросреды (включая стратегии, концепции и программы социально-экономического развития и развития туризма), микросреды (посетители, соседствующие территории-конкуренты), внутренней среды (население, бизнес, туристские ресурсы, имидж туристской территории, туристский продукт).

2. Постановка целей и задач туристского маркетинга.

3. Формирование продукта кластерной территории (основного, сопутствующего и дополнительного).

4. Формирование структуры бренда туристской территории (кластера).

5. Позиционирование и основное маркетинговое сообщение.

6. План мероприятий.

7. Бюджет.

8. Оценка эффективности (в том числе имиджевой) с использованием индикаторов и показателей, установленных формами государственного федерального статистического наблюдения.

В условиях кластерного подхода к развитию туристских территорий основными целевыми установками территориального маркетинга на разных этапах формирования и реализации туристского кластера необходимо признать следующие:

- широкая популяризация региона и укрепление престижа туристской территории;

- привлечение внимания инвесторов и потенциальных участников к туристскому кластеру;

- формирование потенциального и реального спроса на туристский продукт кластерной территории и дальнейшее его стимулирование;

- повышение конкурентоспособности кластерной туристской территории и качества жизни населения.

Сформулированные целевые установки достигаются с помощью комплекса маркетинга, который, применительно к кластерной туристской территории, должен включать в себя такие основополагающие управляемые параметры, как кластерный туристский продукт, локализация туристского продукта, цена туристского продукта кластерной территории, имидж и бренд туристской территории (кластера) и продвижение туристской кластерной территории на основе современных информационных технологий, в том числе с помощью интернет-ресурсов.

Туристский продукт кластерной территории включает в себя три уровня: основной продукт, сопутствующий продукт, дополнительный продукт. Основной продукт - то, зачем турист посещает дестинацию, и что дестинация может ему предложить [6, с. 28]. Сопутствующий продукт - то, что обеспечивает потребление основного продукта, но не имеет самостоятельной ценности для туриста. К таким элементам относится туристская инфраструктура [6, с. 29]. Дополнительный продукт - то, что не создается специально для туристов, но потребляется ими, так как на определенное время они становятся частью территорий (освещенность улиц, система безопасности, экологическая деятельность, система транспортного обеспечения, бытового обслуживания, здравоохранения и т. п.). Такие элементы становятся интегрированной частью продукта, поскольку турист воспринимает территорию целиком.

Под локализацией территориального туристского продукта следует, в первую очередь, понимать размещение отдельных видов ресурсов в пределах анализируемой территории. Управление данным элементом маркетинга позволяет эффективно развивать кооперативные связи территории.

По оценкам учёных Омский регион обладает достаточно высоким туристическим потенциалом. Из общего объема регионального рынка туристических услуг освоенными являются 2-3%. При географическом сегментировании (первая волна освоения) как перспективная особо выделяется Красноярско-Чернолученская зона, где условия позволяют организовать не только летний, но и зимний отдых. Необходимо ранжировать ключевые факторы в выборе мест для отдыха жителей по значимости:

1) производственный,

2) духовно-нравственный,

3) природный,

4) культурно-образовательный [5].

Цена туристского продукта кластерной территории как элемент комплекса маркетинга территорий включает в себя явные и неявные издержки, связанные с потреблением туристского продукта кластерной территории.

Бренд туристской территории - имя, символ, логотип, слово и другие элементы, которые одновременно идентифицируют и дифференцируют дестинацию [6, с. 103]. Это образы и ассоциации, которые возникают в сознании потребителя, когда он думает о бренде [6, с. 107]. Имидж территории, в свою очередь, представляет собой совокупность убеждений, представлений, идей и впечатлений, которые люди связывают с территорией. Имидж представляет упрощение значительного объема информации и ассоциаций, связанных с территорией [6, с. 139].

Продвижение туристской кластерной территории следует рассматривать как совокупность мероприятий по доведению информации о достоинствах кластерной территории до заинтересованных лиц.

Эффективность маркетинга туристских территорий в условиях кластерного подхода к их развитию и способность удовлетворения интересов всех субъектов системы маркетинга (потребителей туристского продукта кластерной территории, инвесторов, региональных органов власти, местного сообщества, предпринимательства) напрямую определяются присутствием данной территории в интернет-пространстве. Так, по данным Минкомсвязи России, сегодня интернетом пользуется 62 % населения страны. За год количество пользователей интернета увеличилось на 2,5 миллиона человек [6]. К концу 2014 года число пользователей интернета по всему миру приблизилось к трем миллиардам, что составляет около 40 % населения земного шара [8].

Основными преимуществами использования интернет-ресурсов в маркетинге туристских территорий являются: возможность большого охвата аудитории, сравнительно низкие затраты; возможность размещения большого количества информации, визуальное воздействие на потребителя и других заинтересованных лиц, возможность отслеживания статистики посещений интернет-ресурса.

Интернет-маркетинг туристских кластерных территорий должен быть направлен на деятельность по формированию действенной электронной информационной среды, способствующей интеграции всех участников и ресурсов регионального туристского кластера, привлечению внешних по отношению к кластеру ресурсов (финансовых, человеческих, производственных и пр.), а также продвижению регионального туристского продукта.

Следует отметить, что в настоящее время в Российской Федерации большое внимание уделяется государственной политике в сфере внутреннего и въездного туризма с учетом приоритетного развития туристских кластеров. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» (далее - ФЦП) уже несколько лет является одним из основных документов, определяющим мероприятия для активного развития туризма в России и отражает конкретные его результаты [1]. В 2014 году в реестр инвестиционных проектов субъектов Российской Федерации, включенных в перечень мероприятий ФЦП, вошли сорок шесть туристских и автотуристских кластеров, реализуемых в Ивановской, Липецкой, Вологодской, Калининградской, Тверской, Амурской, Свердловской, Томской, Архангельской, Тамбовской, Новосибирской, Пензенской, Кемеровской, Новгородской, Самарской, Орловской, Брянской областях, а также в Алтайском, Забайкальском, Хабаровском краях, в Кабардино-Балкарской Республике, Республиках Марий Эл, Тыва, Ингушетия, Алтай, Адыгея, Дагестан, Коми, Калмыкия, Северная Осетия-Алания. Поскольку кластерный подход уже доказал свои преимущества и показал, что он наиболее благоприятно способствует развитию туризма, многие регионы приступили к формированию туристских кластеров, объединяющих усилия предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также другой смежной деятельностью.

Реализация кластерных инициатив в туризме повышает значимость маркетинга территорий и нуждается в эффективных интернет-системах управления, основой которых является веб-сайт, подкрепленный расширенными функциями и возможностями, удовлетворяющими нужды не только потребительской, но и предпринимательской среды. Характеристика действующих интернет-систем управления отдельных туристских территорий, развивающихся на основе кластерного подхода, приведена в таблице.

Наличие и характеристика интернет-ресурсов туристских территорий, развивающихся на основе кластерного подхода

Туристский кластер Характеристика информационного ресурса Характеристика представленной информации Наличие официального туристского портала субъекта РФ

Наличие собственного сайта Размещение информации о кластере на региональных интернет-ресурсах Наличие/ полнота/ удобство поиска информации, удовлетворяющей интересы пред-принима-тельской среды Наличие информации, удовлетворяющей интересы потребителей туристского продукта кластерной территории

«Золотое кольцо» (Ярославская область) - - - - http://tourism.yar region.ru/

«Ярославское взморье» (Ярославская область) http://vzmo rie.com/ - + http://tourism.yar region.ru/

«Плес» (Ивановская область) - + + http://visitivanov o.com/

«Рязанский» (Рязанская область) - + + http://ryazantouri sm.ru/

«Псковский» (Псковская область) - - - - http://tourism.ps kov.ru/

«Белокуриха», «Золотые ворота» (Алтайский край) - http://www. altairegion2 2.ru/info/tour + http://www.visita ltai.info/

«Подлеморье», «Кяхта», «Байкальский», «Тункинская долина» (Республика Бурятия) - + + http://baikaltrave l.ru/

«Елец» (Липецкая область) - http://elets-adm.ru/ http://admlip.ru/ + http://www.liptur .ru/

«Абрау-Утриш» (Краснодарский край) - - - - http://www.krasn odar.travel/

«Эко-курорт Кавминво-ды» (Ставропольский край) - - - - http://www.stavt ourism.ru/

«Сокровища Тувы» (Республика Тыва) - + - http://tuvaculture .ru/

«Шерегеш» (Кемеровская область) - http://www.shoria.net/itc sheregesh + -

«Джэнэт» (Республика Адыгея) - - - http://www.adyg comtur.ru/

«Насон-город» (Вологодская область) - http://nvologda.ru http://vologda-portal.ru + http://vologdatou rinfo.ru/

Кладезь земли Костромской» (Костромская область) - + - http ://ko stroma.r u/ http://kip.net.ru/

«Этническая Чувашия» (Чувашская Республика) - http://www.cap.ruhttp://i nvestchr.ru + http://volgatouriz m.ru/

«Никола-Ленивец» (Калужская область) http://www. nikola-lenivets.co m/about/ + + http://www.kalug aresort.ru/kaluga resort/

«Задонщина» (Липецкая область) - http://www.zadonsk.net http://www.oezru.ru + http://www.liptur .ru/

«Соленые озера» (Оренбургская область) httpV/солён ка.рф http://www. orenburg-gov.ru/ + http://oren-turizm.ru/

Выборочный анализ интернет-ресурсов показал, что, как правило, информация о туристских кластерах размещена на региональных туристских ресурсах. Например, на официальном туристическом портале Ивановской области (http://www.visitivanovo.com) имеется достаточно полная и функциональная информация о кластере «Плес», включая информацию для инвесторов. На некоторых региональных туристических порталах сведения о кластерах носят описательный характер. Так, портал «Туризм и отдых в Рязанской области» кратко информирует о кластере «Рязанский» (http://ryazantourism.ru/). Несмотря на то, что туристские кластеры находятся на этапе развития, необходимо разрабатывать их самостоятельные электронные ресурсы, способствующие привлечению внимания как внешней, так и внутренней предпринимательской среды. По результатам исследования интернет-пространства лишь единичные кластеры (в основном находящиеся в стадии активной реализации) имеют собственные интернет-ресурсы. Примером качественного интернет-ресурса является проект «Ярославское взморье», который имеет свой собственный сайт (http: //vzmorie.com/). Что касается кластеров, находящихся на этапе инициации, то информация о них носит поверхностный характер и, как правило, представлена в виде презентации на сайте Федерального агентства по туризму, найти которую заинтересованному лицу будет непросто, учитывая сложный путь поиска информации (http: //russiatourism .ru/regions/).

Важное значение в интернет-ресурсах туристских кластеров имеет контент сайтов. Он должен включать не только описание достопримечательностей и других туристских ресурсов территории, но и любую информацию, которая может быть полезна туристу: сведения о предприятиях и продукции региона, магазинах, транспорте, известных персонах, органах власти и о других объектах, которые могут создать целостный образ региона в восприятии туриста.

Более того, интернет-ресурс туристского кластера должен быть комплексным продуктом, позволяющим решать целый ряд задач: продвижение, продажи, обеспечение эффективных коммуникаций для всех участников интернет-маркетинга, и интегрировать всех участников местного туристского рынка. То есть ресурсы не только должны быть ориентированы на туристов, но и использоваться в качестве интернет-площадки туристской территории и включать взаимодействия поставщиков туристских услуг (средства размещения, транспорт, экскурсионные бюро и пр.), организаций-аттракций (выставочные комплексы, музеи и пр.), органов власти, туроператоров и турагентов и др.

Таким образом, основными элементами контента интегрированной интернет-системы туристского кластера являются: аттракции (памятники, музеи, концерты, конференции, спортивные события и пр.); виды деятельности, которыми можно заняться на данной территории (например, рыбалка, альпинизм, дайвинг и пр.); инфраструктура (рестораны, ночные клубы, магазины и пр.); транспортная информация (расписание поездов, авиарейсов, автобусов, бронирование, аренда автомобилей); турпродукты (предложения от турагентств и туроператоров); вспомогательные сервисы (бизнес-информация, доступ к базам данных, статистика, нормативные и законодательные документы, новости, погода, карты и пр.) [9].

С целью создания оптимального контента интернет-ресурсов туристских кластеров целесообразно использование приемов бенчмаркинга для изучения зарубежного опыта [10].

Интересен опыт Всемирной туристской организации, которая разработала пошаговую инструкцию для создателей сайта дестинаций, где определена структура контента [6]. Основываясь на рекомендациях ВТО, определим следующее содержание основных этапов создания сайта туристской кластерной территории.

Определение функциональности сайта. Контент сайта туристского кластера должен быть актуальным, полным, соответствующим образом структурированным, связанным взаимными гиперссылками. Он должен предоставлять посетителям больше информации, фотографий, карт для детального исследования. На сайте должна быть удобная и функциональная система поиска по сайту и по связанным сайтам-партнерам. Сайт должен предоставлять возможности бронирования - либо напрямую, либо через сайты партнеров и непосредственных поставщиков услуг. Должны быть обеспечены возможности для обратной связи, отзывов и комментариев. Интернет-ресурс туристского кластера должен давать всевозможным группам пользователей легкий доступ к различным частям и элементам сайта. Дизайн страниц должен быть привлекательным и не перегруженным. Следует учитывать направленность интересов пользователей. Например, опция персонализации сайта под каждого посетителя позволит ему задавать предпочтения и структуру сайта. Очень важна высокая скорость загрузки.

Разработка бизнес-модели и консультирование с участниками туристского кластера.

Определение размеров туристской кластерной территории и числа отдельных аттракций, продуктов и услуг, которые будут представлены на сайте. Консультации с участниками местного туррынка для понимания их продуктов, услуг и системы продаж и получения поддержки. Определение источников, размеров и продолжительности финансовой поддержки. Определение частоты обновления информации, стоимости и других условий размещения и обновления информации для партнеров. Уточнение возможностей партнеров в разработке и поддержке определенных частей сайта. Прогнозирование значения трансакций и их стоимости. Разработка финансовой модели взаимодействия между организаторами сайта и партнерами, определение комиссии, платы и пр. Разработка долгосрочного финансового плана с учетом того, что информационные технологии и оборудование должны регулярно обновляться.

Разработка структуры и решение технических аспектов. Оценка существующих сайтов туристских территорий. Решение о самостоятельной разработке или покупке готовой системы. Разработка стратегии использования того или иного программного обеспечения и оборудования, обучение работе с ними всех задействованных специалистов, включая партнеров. Необходимо установить баланс между креативностью и возможностями компьютеров потенциальных пользователей -возможность загрузки всех блоков сайта, приемлемая скорость загрузки и пр. Разработка мини-сайтов с прямым доступом (отдельным доменным именем) для решения отдельных задач - бронирование, виза, погода и пр. Тестирование всех частей сайта потенциальными пользователями. В соответствии с целевыми сегментами туристов следует установить необходимое число языков сайта.

Подготовка контента сайта. Оцифровка материалов о туристском кластере - карты, видео, слайды и пр. Корректировка контента в соответствии с общей маркетинговой стратегией и стратегией бренда туристского кластера. Корректировка терминологии, используемой в материалах, - использование терминологии целевой группы. Разработка механизмов и процедур обновления контента.

Оценка пилотной версии, запуск, мониторинг. Проверка работы всех частей сайта туристского кластера, проверка материалов. Редактирование всех версий сайта на иностранных языках. Тестирование сайта потенциальными пользователями. Внедрение системы статистики сайта (количество посещений, движение по страницам и пр.). Анализ данных статистики и отзывов пользователей.

Продвижение сайта туристского кластера. После запуска сайта он должен быть виден поисковым системам, появляться на верхних позициях в списках. Внедрение адреса сайта во все оф-лайн-промопродукты. Формирование базы данных посетителей, сбор персональной информации. Использование конкурсов, чатов для формирования сообщества и регулярной передачи маркетинговых сообщений.

Созданный таким образом интернет-ресурс туристской кластерной территории позволит решать широкий спектр задач маркетинга, среди которых не только продвижение территорий и продажа единого туристского продукта, но и интеграция всех участников и ресурсов регионального туристского кластера.

Подведем итог всего вышеизложенного и отметим, что данная статья не является парадигмой, отражает точку зрения авторов по заявленной теме и может быть спорной, так как многие ключевые аспекты не имеют стандартизированных параметров и границ. Среди специалистов и ученых нет единого мнения связанного с четким определением базовых понятий, их составных элементов. Поэтому заявленная тема не только своевременна и актуальна, но и требует более тщательного, предметного изучения. Полученные результаты дальнейших частных исследований авторы представят в следующих публикациях.

Библиографический список

1. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/content/ 2/section/28/ (дата обращения: 06.03.2015).

2. Джанджугазова, Е. А. Маркетинг туристских территорий : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. А. Джанджугазова. - М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 224 с.

3. Kotler, P. Marketing places / P. Kotler. - N.Y. : Free press, 1993. - 367 p.

4. Туристско-рекреационный кластер Омской области : теоретико-методологические основы формирования, проблемы и перспективы развития / Д. П. Маевский, Т. Д. Синявец, О. Н. Лучко, О. В. Мезенцева, В. А. Маренко, Е. В. Кулагина, М. А. Грицай, О. К. Прончева. - Омск : Омский государственный институт сервиса, 2014. - 226 с.

5. Лукина, Т. С., Патласов О. Ю. Разработка маркетинговых стратегий сельских территорий // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2014. - № 4(18). - С. 225-234.

6. Кирьянова, Л. Г. Маркетинг и брендинг туристских дестинаций : учеб. пособие / Л. Г. Кирьянова. -Томск : Издательство ТПУ, 2010. - 268 с.

7. Россия подводит итоги 2014 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minsvyaz.ru/ru/events/32436/ - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 20.03.2015).

8. Internet 'close to three billion users', says UN [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.telegraph.co.uk/technology/interne^10813744/Intemet-close-to-three-billion-users-says-UN.html - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 20.03.2015).

9. Buhalis D. eTourism: information technologies for strategic management. - Printice Hall, 2003. - P. 291.

10. Леонтьева Ю. Ю.Использование приемов бенчмаркинга для изучения зарубежного опыта управления дес-тинациями / Ю. Ю. Леонтьева, Е. А. Кожокина // Коммунальное хозяйство городов. - 2008. - № 83. - С. 359-368.

M. A. Gritsay, O.V. Lukina, Omsk State Institute of Service, M. B. Dyuzheva, Omsk State Transport University

THE USE OF INTERNET RESOURCES IN THE MARKETING OF TOURIST AREAS FROM THE STANDPOINT OF THE CLUSTER APPROACH

The Internet resource of tourist cluster must be a complex product, which allows solve the problems of the promotion, sale, providing of communications for all the participants of Internet marketing and to unite all members of local tourist market. Necessary to orient the Internet resources tourism clusters not only on tourists, but also for investors and, therefore, proposed to create The Internet resource of tourist cluster at the stage of initiation of the project. The article describes the recommendations of the World Tourism Organization for the site creators, which adapt to Internet resources of tourist clusters of Russia and allow to create the optimal content.

Keywords: tourist cluster, cluster initiative, Internet Marketing, The Internet resource.

References

1. Federal'naja celevaja programma «Razvitie vnutrennego i v#ezdnogo turizma v Rossijskoj Federacii (20112018 gody)», available at: http://www.russiatourism.ru/content/2/section/28/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Dzhandzhugazova E. A. Marketing of tourist territories. M., 2008, 224 р.

3. Kotler P. Marketing places. N.Y. : Free press, 1993, 367 p.

4. Tourism and recreation cluster Omsk region: theoretical and methodological bases of formation, problem and prospect of development / D. P. Maevskij, T. D. Sinjavec, O. N. Luchko, O. V. Mezenceva, V. A. Marenko, E. V. Kulagina, M. A. Gritsai, O. K. Proncheva. Omsk, 2014, 226 p.

5. Lukina, T. S., Patlasov O. Ju. Razrabotka marketingovyh strategij sel'skih territory // Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovanija. - 2014. - № 4(18). - S. 225-234.

6. Kir'janova, L. G. Marketing and branding of tourist destinations. Tomsk, 2010, 268 p.

7. Rossii podvodit itogi 2014 goda, available at: http://minsvyaz.ru/ru/events/32436/

8. Internet 'close to three billion users', says UN, available at: http://www.telegraph.co.uk/technology /internet/10813744/Internet-close-to-three-billion-users-says-UN.html

9. Buhalis D. eTourism: information technologies for strategic management. Printice Hall, 2003, р. 291

10. Leont'eva Yu. Yu., Kozhokina E. A. Use of receptions of a benchmarking for studying of foreign experience of management of destination. Kommunal'noe hozjajstvo gorodov, 2008, no. 83, рр. 359-368.

© М. А Грицай, О. В. Лукина, М. Б. Дюжева, 2015

Авторы статьи - Мария Александровна Грицай, кандидат экономических наук, доцент, Омский государственный институт сервиса, e-mail: [email protected]

Ольга Викторовна Лукина, кандидат экономических наук, доцент, Омский государственный институт сервиса, e-mail: [email protected]

Марина Борисовна Дюжева, кандидат экономических наук, доцент, Омский государственный университет путей сообщения, e-mail: [email protected]

Рецензенты:

Т. Н. Тарасова, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, Сибирский институт бизнеса и информационных технологий.

Т. М. Безбородова, кандидат экономических наук, доцент, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова (Омский филиал).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.