Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-МЕМОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-МЕМОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
168
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ / ИНТЕРНЕТ-МЕМ / ЯЗЫКОВАЯ ИГРА / ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / АНАЛИЗ / АСПЕКТЫ ЯЗЫКА / ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ / ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Скляр Елена Станиславовна

Доступность сети Интернет способствовала формированию особой среды общения - интернет-коммуникации, в процессе которой слова, выражения, особые грамматические конструкции, поликодовые тексты становятся настолько популярными, что из виртуальной среды переходят в живую русскую речь. Наиболее активны в этом плане интернет-мемы - единицы, состоящие из вербального и невербального элементов. Вербальный компонент интернет-мема значим с точки зрения лингвистики, так как он имеет языковое выражение, обладает синтаксическими, лексическими и орфографическими особенностями, что дает возможность не только рассмотреть мемы в лингвистическом аспекте, но и использовать их в качестве дидактического материала на занятиях по русскому языку и культуре речи в неязыковом вузе при актуализации знаний студентов по различным разделам языка: лексике, фразеологии, словообразованию, стилистике, орфографии и пунктуации русского языка. Применение интернет-мемов на практических занятиях направленно на формирование умений анализировать, классифицировать и выявлять различные ошибки, содержащиеся в тексте. Кроме того, это помогает разнообразить занятие, повысить интерес к изучаемой дисциплине, сделать процесс формирования языковой компетенции посредством использования одного из наиболее популярных видов развлекательного контента более интересным. Задания по подбору и созданию собственных лингвистических мемов с помощью популярных приложений развивает творческие способности обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF INTERNET MEMES IN THE PROCESS OF FORMING THE LANGUAGE COMPETENCE OF STUDENTS ON THE LESSONS OF RUSSIAN LANGUAGE AND SPEECH CULTURE

The availability of the Internet has contributed to the formation of a special communication environment - Internet communication, in the process of which words, expressions, special grammatical constructions, poly code texts become so popular that they pass from a virtual environment to live Russian speech. The most active in this regard are Internet memes - units consisting of verbal and non-verbal elements. The verbal component of an Internet meme is significant from the point of view of linguistics, since it has a linguistic expression, has syntactic, lexical, and spelling features, which makes it possible not only to consider memes from a linguistic point of view, but also to use them as didactic material on the lessons of Russian language and culture of speech in a non-linguistic university while updating students' knowledge in various sections of the language: vocabulary, phraseology, word formation, stylistics, spelling, and punctuation of the Russian language. The use of Internet memes in practical classes aims to develop the skills to analyze, classify, and identify various errors in the text. In addition, it helps diversify the lesson, increases interest in the studied discipline, and form language competence through the use of one of the most popular types of entertainment content more exciting. Assignments for the selection and creation of your own linguistic memes using popular applications develop students' creative abilities.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-МЕМОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ»

SKLYAR Elena Stanislavovna THE USE OF INTERNET MEMES...

Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 4(37)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

VTTk" ^7? 881 1 I iTi 0,202.1 Контент доступен по липеюни СС BY-NC 4.0

J /-¿.001.1 |(сс) (JJCS> Tins is an open accessarticle under the CC BY-NC 4.0 license

DOI' 10 26140/bgz3-2021-1004-0036 iMiw(https://creativecommons.org/iicenses/by-nc/4.o/)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-МЕМОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ

© Автор(ы) 2021

SPIN: 9504-8370

AuthorlD: 777367

ORCID: 0000-0003-4284-022X

СКЛЯР Елена Станиславовна, кандидат филологических наук, преподаватель кафедры

русского языка и культура речи Курский государственный медицинский университет (305041 Россия, Курск, ул. К.Маркса,3,e-mail:elsklyar@gmail.com)

Аннотация. Доступность сети Интернет способствовала формированию особой среды общения - интернет-коммуникации, в процессе которой слова, выражения, особые грамматические конструкции, поликодовые тексты становятся настолько популярными, что из виртуальной среды переходят в живую русскую речь. Наиболее активны в этом плане интернет-мемы - единицы, состоящие из вербального и невербального элементов. Вербальный компонент интернет-мема значим с точки зрения лингвистики, так как он имеет языковое выражение, обладает синтаксическими, лексическими и орфографическими особенностями, что дает возможность не только рассмотреть мемы в лингвистическом аспекте, но и использовать их в качестве дидактического материала на занятиях по русскому языку и культуре речи в неязыковом вузе при актуализации знаний студентов по различным разделам языка: лексике, фразеологии, словообразованию, стилистике, орфографии и пунктуации русского языка. Применение ин-тернет-мемов на практических занятиях направленно на формирование умений анализировать, классифицировать и выявлять различные ошибки, содержащиеся в тексте. Кроме того, это помогает разнообразить занятие, повысить интерес к изучаемой дисциплине, сделать процесс формирования языковой компетенции посредством использования одного из наиболее популярных видов развлекательного контента более интересным. Задания по подбору и созданию собственных лингвистических мемов с помощью популярных приложений развивает творческие способности обучающихся.

Ключевые слова: русский язык и культура речи, интернет-мем, языковая игра, языковая компетенция, анализ, аспекты языка, повышение мотивации обучающихся, дидактический материал, визуализация.

THE USE OF INTERNET MEMES IN THE PROCESS OF FORMING THE LANGUAGE COMPETENCE OF STUDENTS ON THE LESSONS OF RUSSIAN LANGUAGE AND SPEECH CULTURE

© The Author(s) 2021

SKLYAR Elena Stanislavovna, candidate of philological sciences, academic of the «Russian Language and Speech Culture» department Kursk state medical university (305041, Russia, Kursk, streetK. Marksa 3, e-mail: elsklyar@gmail.com)

Abstract. The availability of the Internet has contributed to the formation of a special communication environment -Internet communication, in the process of which words, expressions, special grammatical constructions, poly code texts become so popular that they pass from a virtual environment to live Russian speech. The most active in this regard are Internet memes - units consisting of verbal and non-verbal elements. The verbal component of an Internet meme is significant from the point of view of linguistics, since it has a linguistic expression, has syntactic, lexical, and spelling features, which makes it possible not only to consider memes from a linguistic point of view, but also to use them as didactic material on the lessons of Russian language and culture of speech in a non-linguistic university while updating students' knowledge in various sections of the language: vocabulary, phraseology, word formation, stylistics, spelling, and punctuation of the Russian language. The use of Internet memes in practical classes aims to develop the skills to analyze, classify, and identify various errors in the text. In addition, it helps diversify the lesson, increases interest in the studied discipline, and form language competence through the use of one of the most popular types of entertainment content more exciting. Assignments for the selection and creation of your own linguistic memes using popular applications develop students' creative abilities.

Keywords: Russian language and culture of speech, Internet meme, language game, language competence, analysis, aspects of language, increasing student motivation, didactic material, visualization.

ВВЕДЕНИЕ

Доступность сети Интернет и ее широкая популярность способствовали формированию особой среды общения, важность которой возрастает в различных сферах деятельности людей. Распространение информационных технологий позволило укрепить социальные отношения, однако привело к определенным изменениям в системе языка, представляющего собой гибрид письменной и устной речи. Интернет-коммуникация характеризуется рядом особенностей, среди которых отмечается глобальность, интерактивность, виртуальность, мульти-медийность, полифоничность, устно-письменный характер коммуникации; креолизованность компьютерных текстов; передача эмоций, мимики, чувств с помощью «смайликов»; специфическая компьютерная этика, устно-письменный характер коммуникации и т.д. [1].

Язык сети Интернет может быть использован как богатый материал для изучения русского языка в рамках дисциплины «Русский язык и культура речи», потому что, с одной стороны, позволяет изучить новые слова, выражения, особые грамматические конструкции, воз-

никающие в процессе интернет-коммуникации и переходящие в живую русскую речь, а с другой - заинтересовать студентов и повысить мотивацию при освоении дисциплины в неязыковом вузе.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь научными и практическими задачами

В настоящее время большую популярность в сети приобретают интернет-мемы - комплексные феномены интернет-коммуникации, представляющие собой целостную, завершенную единицу, с текстом и картинкой [2]. Актуальность их использования на занятиях по культуре речи обусловлена тем, что в них максимально сжато передана актуальная информация, отражающая этнокультурные особенности речевого взаимодействия носителей русского языка, эффективность которой усиливается с помощью невербальных средств.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы

Интернет-мем, характеризующийся вирусной приро-

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 4(37)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

СКЛЯР Елена Станиславовна ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-МЕМОВ...

дой, эмоциональностью, серийностью, становится объектом многоаспектного изучения. Ряд исследователей [3; 4] рассматривают мемы как культурные феномены, так как они отражают события действительности, информируя и провоцируя дискуссию; они транслируют мировоззрение авторов другим пользователям, играя роль в производстве и воспроизводстве культуры [5]. Уделяется внимание и типологии мемов [5], а также функционированию мемов в политическом дискурсе [6; 7].

Е.П. Карташова и А.Р. Ахмедзянова рассматривают интернет-мем как единство иконического знака и подписи, так как в них основную смысловую нагрузку несет не только вербальная часть, но и изображение. Словесный компонент помогает авторам самовыражаться за счет использования различных стилистических приемов, наиболее популярным среди которых является языковая игра [8].

С.В. Канашина, понимая под исследуемым явлением семантически осложненные единицы коммуникации, выделяет в качестве семантических особенностей ме-мов полимодальность, имплицитность, прецедентность [9]. Анэта Банашек-Шаповалова в качестве жанровых особенностей мема отмечает многофункциональность, способность к мутирующему воспроизведению и ограниченность сферой коммуникации [10].

Изучая комические креолизованные интернет-мемы в русско-, испано- и англоязычной виртуальной коммуникации, Л.С. Гуторенко [11] указывает, что общими универсальными приёмами создания комического эффекта являются языковая игра (каламбур, дефразео-логизация, квазицитация, юмористические словарные определения), выбор произведений массовой культуры, исторических и современных персоналий, событий и ситуаций в качестве источника прецедентности. Сходна и тематика - политическая, гендерная, конфликта поколений, бытовых и проблемных ситуаций, использование как намеренного, так и случайного орфографического и пунктуационного искажения вербального текста.

Специфика данного жанра делает его привлекательным для методистов, которые все чаще применяют мемы в качестве дидактического материала при изучении иностранных языков [12; 13; 14].

МЕТОДИКА

Формирование целей статьи (постановка задания)

Изучение культуры речи в неязыковом вузе зачастую воспринимается студентами как повторение школьного курса русского языка, что снижает мотивацию обучающихся, поэтому при выборе учебного материала преподаватель должен учитывать особенности мышления и интересы молодого поколения. Современная молодежь, увлеченная развлекательным контентом, проводит много времени в сети, нередко предпочитая интернет-коммуникацию живому общению. И важную роль в этом процессе играют мемы, которые, по мнению Н.В. Часовского, представляют собой разновидность естественной речи, отличающейся неофициальностью, непринужденностью, спонтанностью, непрофессиональностью и вписа-нием в конситуацию [15]. Поэтому интернет-мемы можно успешно применять в образовательных целях.

Используемые в исследовании методы, методики и технологии.

В качестве методов исследования были избраны наблюдение, анализ учебного и языкового материала.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Вербальный компонент интернет-мема наиболее значим с точки зрения лингвистики, так как он имеет языковое выражение, обладает синтаксическими, лексическим и орфографическими особенностями. Использование мемов как дидактического материала в практике преподавания русского языка и культуры речи позволяет акцентировать внимание студентов на различных аспектах языка. Однако важно придерживаться комплексного

подхода при выборе упражнений для работы с языковым материалом, содержащимся в мемах.

Интернет-мемы успешно применяются при повторении лексики и фразеологии и закреплении лексических норм, так как источником мема часто являются фразеологические единицы, крылатые выражения, цитаты и афоризмы. На занятиях учащимся предлагаются различные мемы, которые необходимо проанализировать и назвать языковые явления, которые в них встречаются. Это заимствования, жаргонизмы, окказионализмы, посвященные различной тематике: месяцы и дни недели (бездельник, повторник, бреда, высплюсенье, янвапрель, июбрь, январт), марок автомобилей (ладарджини, жи-гузин), отношений и возникающих эмоций (люболь, от-станься, крустно). Это и определение исходного варианта фразеологизма или пословицы. Например, Любишь кольцо носить, люби в Мордор ходить; Не имей сто рублей, а имей сон весь день; В тихом омуте и черти-интроверты; Сделал тело - гуляй смело; Кто рано встает, тому весь день спать хочется; Лучше стыдно, чем никогда; Вся жизнь театр, а у тебя нет денег на билет.

Многочисленные мемы строятся на языковой игре: Два дня в неделю выходные, а остальные - безвыходные; Не можешь противостоять - противолежи; Преступность организованная, а ты - нет; Требуется капитан грузового судна. График работы плавающий; Каждая овца мечтаем о своем... овечном; Физики шутят: Если человек колеблется - отойдите. Пусть придет в равновесие. Иначе вам придется колебаться вместе. Войдете в резонанс и заколебетесь оба. Студентам необходимо определить способ создания комического эффекта.

Нередко составители мемов обращаются к англоязычной лексике, которая попадает в русский язык путем калькирования или аллитерации (лонгслив, фолло-вить, хайп, челендж, треш, кринж, рили, скил, таргет, кринж, факап и пр.), что позволяет провести словообразовательный анализ лексем и выявить наиболее продуктивные способы образования новых слов. В результате грамматической ассимиляции большинство англоязычных слов включается в определенную словоизменительную парадигму: так, типичные для русских глаголов словообразовательные и словоизменительные элементы приобретают слова лагать, чатиться, ливнуть, чекать, троллить, а лексемы геймер, олды, пикапер, лайфхак и другие приобретают категорию рода и числа, свойственную именам существительным.

Учитывая широкую распространенность заимствований, можно использовать упражнение «Перевод с русского на русский», которое связано с заменой фраз, содержащих подобные жаргонные выражения, нормативными конструкциями: Омайгад! Мы профакапили все дедлайны!; Когда забанили за читы; Мы пофиксили или оно само починились; - Она прислала мне селфи просит заценить ее оутфит. Это пранк? - Кек, быть во френдзоне - полный зашквар!; - Я слышала тебя с Харли шипперят. - Ты ролфишь! Джокер - мой краш, сегодня мы идем чилить!.

Обращение к мемам позволяет также сформировать представление о грамматических, словообразовательных, орфографических, пунктуационных и стилистических нормах русского языка. Студентам предлагаются различные картинки с установкой найти, классифицировать и исправить ошибку в таких предложениях, как: Тебе не придется закрываться, если ты не будешь открываться; О боже мой это же спойлер; Не зная паде-жов, не говори глупостев; Сбор ягод, грибов, черных и цветных металлов запрещен; Волосы стынут в жилах; Мыш кродеться и др.

Продуктивной является и работа по поиску и созданию собственных лингвистических мемов, связанных с темой занятий. Наиболее популярными программами по генерированию мемов являются MemeGenerator.net, Lol Builder, Imgur. Quick Meme, Meme Center и другие, ко-

ГРНТИ: 140000. Народное образование. Педагогика; ВАК: 130001; 130002

159

SKLYAR Elena Stanislavovna THE USE OF INTERNET MEMES...

Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 4(37)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

торые позволяют создать мем с картинкой пользователя, а также предлагают библиотеку собственных картинок [16].

ВЫВОДЫ

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий в данном направлении

Перед преподавателем непрофильной дисциплины остро стоит проблема поиска новых форм работы, позволяющих заинтересовать обучающихся и повысить их мотивацию. Одной из таких форм является применение интернет-мемов на занятиях по русскому языку и культуре речи в неязыковом вузе. Язык сети Интернет, используемый как дидактический материал, помогает актуализировать и систематизировать знания по различным разделам языка, сформировать и развить лингвистическую компетенцию студентов. Наглядность и визуализация материала позволяет разнообразить занятия, уйти от монотонности и ощущения ненужности изучения дисциплины, а поиск и создание собственных лингвистических мемов позволяет студентам активнее включиться в образовательный процесс и проявить свои творческие способности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Морозова О.Н. Особенности интернет-коммуникации: определение и свойства. - Режим доступа: https://cyberlemnka.rn/articleM/ osobennosti-internet-kommunikatsii-opredelenie-i-svoystva

2. Канашина С.В. Что такое интернет-мем? // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. № 28 (277). С. 84—90.

3. Моисеенко Л.В. Интернет-мем как единица социально-культурного контента //Вестник МГЛУ. 2015. Выпуск 27 (738). С. 104-114.

4. Голубева А.Р., Семилет Т.А. Мем как феномен культуры // Культура и текст. 2017. № 3 (30). С. 193-205.

5. Зиновьева Н.А. Трансляция социокультурных кодов в создании информационного продукта: анализ интернет-мемов: дис. ... к. социолог. н. - СПБ, 2016. - 203 с.

6. Ежов ДА. Политическая семантика интернет-мема //Власть. 2019. № 3. С. 68-73.

7. Канашина С. В. Интернет-мем и политика // Политическая лингвистика. 2017. № 1 (61). С. 69-73.

8. Карташова Е.П., Ахмедзянова А.Р. Интернет-мем как основной вид креолизованного текста в самопрезентации «Человека творящего» //Вестник марийского государственного университета. Том: 13. 2019. № 3 (35). С. 426-430.

9. Канашина С.В. Семантические особенности интернет-мема как полимодального дискурса // Вестник МГЛУ. Гуманитарные науки. 2018. Выпуск 16 (811). С. 74-80.

10. Банашек-Шаповалова Анэта Конститутивные признаки жанра интернет-мема в аспекте преподавания РКИ // YEARBOOK OF EASTERNEUROPEAN STUDIES. 2015. № 5. С. 107-119.

11. Гуторенко Л.С. Прецедентность в креолизованных текстах комического характера в современной интернет-коммуникации (на материале английского языка) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 3-3 (69). С. 82-85.

12. Писарь Н.В. Интернет-мемы как средство формирования лингвострановедческой компетенции при обучении иностранных студентов и слушателей русскому языку // Педагогика. Вопросы теории и практики

Pedagogy. 2020. Том 5. Выпуск 3. С. 326-331.

13. Седлярова О.М., Соловьева Н.С., Ненашева Ю.А. Методика работы с интернет-мемами в процессе формирования социокультурной компетенции старшеклассников при обучении иностранному языку // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 11. C. 451-456.

14. Загоруйко А.О., Ефремова М.А. Потенциал использования ин-тернет-мемов в качестве обучающего средства //Вопросы методики преподавания в вузе. 2019. Том 8. № 28. С. 12-21.

15. Часовской Н.В. Интернет-мем как особый жанр коммуникации. - Режим доступа: https://socionet.ru/d/ spz:cyberleninka:31897:15737418/http://cyberleninka.ru/article/n/ internet-mem-kak-osobyy-zhanr-kommunikatsii

16. 10 популярный онлайн-генераторов. - Режим доступа: https:// artismedia.by/blog/10-popular-meme-generators/

Статья поступила в редакцию 21.05.2021

Статья принята к публикации 27.11.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.