Научная статья на тему 'ИНТЕРНЕТ-МЕМ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ'

ИНТЕРНЕТ-МЕМ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
476
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Art Logos
ВАК
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРС / ВИРТУАЛЬНЫЙ ДИСКУРС / ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ / ИНТЕРНЕТ-МЕМ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Максимова С. А.

В статье рассматривается возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся с помощью интернет-мемов. Актуальность работы обусловлена ее включенностью в дискурсивные исследования, а также с соответствием коммуникативному подходу в обучении русскому языку. В исследовании были использованы общенаучные и собственно лингвистические методы исследования: описательный, сравнительносопоставительный метод, методы интерпретации, метод сплошной и дифференцированной выборки. В работе анализируется лингводидактический потенциал интернет-мема и его обусловленность дискурсивными признаками жанра; были подробно проанализированы мемы как инструмент развития коммуникативной компетенции, предложены алгоритмы и варианты работы с интернет-мемами на уроках русского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNET MEME AS AN INSTRUMENT OF FORMING THE COMMUNICATIVE COMPETENCE

This article explores the possibility of forming the communicative competence of students with the help of Internet memes. The relevance of work is explained by its involvement in discursive research and also with correspondence to communicative approach in teaching Russian language. The methods used in the research were general scientific and linguistic methods, such as: descriptive, comparative and competetive, interpretative methods, continuous and differential sampling. This work analyses linguo-didactic potential of an Internet meme and its conditioning of discursive features of a genre. Memes as as instrument of development of communicative competence were analyzed in details. Algorithms and forms of work with Internet memes at the lessons of Russian language were offered.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРНЕТ-МЕМ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ»

МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ, ЛИНГВОДИДАКТИКА

УДК 81'44

ГРНТИ 19.31

DOI 10.35231/25419803_2021_3_88

С. А. Максимова

Интернет-мем как инструмент формирования коммуникативной компетенции

В статье рассматривается возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся с помощью интернет-мемов. Актуальность работы обусловлена ее включенностью в дискурсивные исследования, а также с соответствием коммуникативному подходу в обучении русскому языку. В исследовании были использованы общенаучные и собственно лингвистические методы исследования: описательный, сравнительно-сопоставительный метод, методы интерпретации, метод сплошной и дифференцированной выборки.

В работе анализируется лингводидактический потенциал интернет-мема и его обусловленность дискурсивными признаками жанра; были подробно проанализированы ме-мы как инструмент развития коммуникативной компетенции, предложены алгоритмы и варианты работы с интернет-мемами на уроках русского языка.

Ключевые слова: интернет-дискурс, виртуальный дискурс, интернет-коммуникация, интернет-мем, педагогическая коммуникация, коммуникативная компетенция.

Sofya A. Maksimova

Internet Meme as an Instrument of Forming the Communicative Competence

This article explores the possibility of forming the communicative competence of students with the help of Internet memes. The relevance of work is explained by its involvement in discursive research and also with correspondence to communicative approach in teaching Russian language. The methods used in the research were general scientific and linguistic methods, such as: descriptive, comparative and competetive, interpretative methods, continuous and differential sampling.

This work analyses linguo-didactic potential of an Internet meme and its conditioning of discursive features of a genre. Memes as as instrument of development of communicative competence were analyzed in details. Algorithms and forms of work with Internet memes at the lessons of Russian language were offered.

© Максимова С. А., 2021

Key words: Internet discourse, virtual discourse, Internet communication, Internet meme, pedagogical communication, communicative competence.

Благодарности

Выражаю благодарность и глубокую признательность доктору филологических наук, доценту кафедры общего славяно-русского языкознания и классической филологии Национального исследовательского Томского государственного университета Эмер Юлии Анатольевне за советы и ценные замечания при работе над исследованием.

Введение

Данное исследование посвящено анализу интернет-мемов в аспекте формирования коммуникативной компетенции.

Актуальность работы связана с ее включенностью в одно из приоритетных современных направлений - дискурсивные исследования, предполагающие изучение связного текста, способы его организации, проявление «человеческого» в тексте, условия его порождения и существования [31, с. 22-23].

Интернет-мем обладает полидискурсивной природой. Под полидискур-сивностью в данном случае мы понимаем "наличие нескольких дискурсов в одном тексте" [10, с. 109]. Интернет-мем определяется - жанр виртуального дискурса, однако семантика мемов обогащается за счет присутствия художественного изобразительного, литературного, политического и других дискурсов [11]. Также интернет-мемы используются в педагогическом, рекламном, разговорном дискурсе.

Актуальность исследования обусловлена также его соответствием коммуникативному подходу в лингводидактике. Современные методики преподавания языков базируются на коммуникативном подходе, цель которого заключается в формировании умений создавать и воспринимать тексты различных жанров в соответствии с коммуникативной ситуацией. В связи с чем изучение лингводидактического потенциала речевых жанров виртуального дискурса представляется нам перспективным направлением в методике преподавания иностранного языка.

Объект исследования - интернет-мем.

Предмет исследования - лингводидактический потенциал новостного мема.

Цель исследования - проанализировать интернет-мем как инструмент формирования коммуникативных компетенций.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1) проанализировать функционирование интернет-мема в виртуальном и педагогическом дискурсе;

2) обосновать лингводидактический потенциал интернет-мема;

3) проанализировать интернет-мемы, с помощью которых возможно формирование лингвистического компонента коммуникативной компетенции.

Новизна исследования заключается в том, что впервые системно анализируется лингводидактический потенциал интернет-мемов в соответствии с формированием элементов коммуникативной компетенции.

Обзор литературы

В данном исследовании мы опираемся на ряд работ, посвященных определению границ понятия дискурс и анализу его основных признаков (Т. А. ван Дейк, Л. М. Макаров, Г. Н. Манаенко, В. И. Карасик, Е. С. Кубря-кова, З. И. Резанова) [7; 14; 18; 20; 22; 27], а также исследования отдельных типов дискурсов: фольклорного (Ю. А. Эмер) [31], политического (П. Серио, Ван Дейк) [7], педагогического (В. И. Карасик, Д. А. Перевалова) [14; 26] и т. д.

Актуальными для нашего исследования также являются исследования, посвященные виртуальному дискурсу и жанрам виртуального дискурса. Л. М. Гриценко [6], М. О. Кочеткова [17], И. Е. Горошко [5], О. В. Лутовино-ва [19] описывают в своих трудах конститутивные параметры виртуального дискурса. Речевые жанры виртуального дискурса были проанализированы и систематизированы в трудах И. Е. Горошко [5], В. А. Канашиной [12; 13], М. О. Кочетковой [17], О. В. Лутовиновой [19] и др.

Интернет-мем как способ коммуникации и единица передачи социокультурной информации изучался в трудах А. Р. Голубевой, Т. А. Семилет [4], Н. А. Зиновьевой [8], В. А. Канашиной [12; 13], М. А. Кронгауза [15; 16], Т. Е. Савицкой [28], Ю. В. Щуриной [29; 30].

Коммуникативный метод обучения русскому языку, а также возможности использования речевых жанров на уроках русского языка на рассматривались в работах С. В. Алёхиной [2], Г. А. Алиевой [3], К. А. Зыковой [9], Е. И. Пассова [24], Н. В. Писарь [25].

Методы и материалы

В исследовании были использованы общенаучные и собственно лингвистические методы исследования: описательный, сравнительно-сопоставительный метод, методы интерпретации и метод сплошной и дифференцированной выборки. Материалом для исследования послужили публикации, размещенные в социальной сети «Вконтакте» (61 новостной мем).

Результаты

Интернет-мемы занимают ведущее место в ряду жанров виртуального дискурса. С. В. Канашина определяет мем как "единицу передачи культурной информации в интернет-среде" и формулирует ряд дискурсивных признаков жанра: эмоциональность, анонимность, клиповость, стилистически сниженный характер и медийность [12]. Мы можем дополнить этот ряд следующими параметрами: активная воспроизводимость в разных контекстах; вторич-ность; лингвокультурная и социокультурная обусловленность; креолизован-ность; карнавальное начало, игра [21].

Однако интернет-мем может "мигрировать" в другие типы дискурсов, в частности, педагогический. Под педагогическим дискурсом в данном исследовании понимается "тип речевой деятельности коммуникантов, обусловленный направленностью на социализацию нового члена общества" [26, с. 39]. Социализация нового члена общества, в свою очередь, предполагает объяснение устройства мира, норм и правил поведения, организация деятельности учащегося в плане его приобщения к ценностям и моделям поведения, проверка понимания и усвоения информации, оценка результатов [14].

Интернет-мем, на наш взгляд, обладает высоким лингводидактическим потенциалом, что обусловлено его дискурсивными и жанровыми признаками.

Так, интернет-мем представляет собой креолизованный текст, являющийся «сложным образованием, в котором вербальные и невербальные элементы образуют визуальное, структурное, смысловое и функциональное целое, направленное на комплексное воздействие на адресата» [30, с. 83]. Использование Интернет-мемов связано с реализацией принципа наглядности: могут визуализироваться значения слов или коммуникативные ситуации, что способствует лучшему усвоению языкового материала учащимися.

Карнавальное начало и эмоциональность мемов также определяют высокий лингводидактический потенциал жанра: интернет-мемы позволяют сделать занятие по русскому языку насыщенными и интересными для учащихся.

Интернет-мемы обладают социокультурной обусловленностью, могут изображать ситуации, проблемы и переживания, актуальные для определенных социальных групп: студенты, школьники, молодые семьи и т.д. Этот жанровый признак позволяет продемонстрировать различные языковые явления на примере конкретных коммуникативных ситуаций, близких и понятных учащимся.

- Ты высыпаешься по ночам?

- Кула высыпаюсь?

- Понятно.

Рис. 1

Таким образом, нам представляется возможным использовать интернет-мемы на уроках русского языка для формирования и развития коммуникативной компетенции. Коммуникативная компетенция включает в себя следующие компоненты: лингвистический, предполагающий теоретические знания о языке и практические умения и навыки, а также социальный, социокультурный и социолингвистический, связанные с национально-культурными знаниями, включающими обычаи, традиции, стереотипы, этикет, нормы поведения и т. д. [1]. В данной статье мы рассмотрим возможность формирования лингвистической компетенции, а именно использование интернет-мемов при изучении лексического уровня языка.

Интернет-мемы дают богатый материал для изучения омонимии, а также смежных с ней явлений. На рис. 1 представлен интернет-мем с омонимичным глаголами: высыпаться I в значении «падать, вываливаться (о сыпучих веществах)» и высыпаться II в значении «спать до удовлетворения потребности в сне» [23]. Омонимичность глагола реализуются в диалоге: собеседник неправильно истолковывает значение слова, сам факт неверной интерпретации является своеобразным ответом на вопрос. Дополняет диалог визуальная метафора - изображение совы - птицы, ведущей ночной образ жизни. При работе с данным интернет-мемом на уроках русского языка предполагается анализ учащимися различных значений глагола, синтагматических отношений слов (высыпаться I сочетается с обстоятельством места, высыпаться II с обстоятельством времени), а также комического эффекта диалога, обусловленного омонимией.

На рисунке 2 представлено смежное с омонимией явление - омоформы. Омоформы - слова, которые звучат и пишутся одинаково лишь в одной из своих грамматических форм. Интернет-мем содержит 3 омоформы Сани Сани, Гены Гены, Кости Кости, значение которых становится понятным благодаря иллюстрациями. При работе с данным интернет-мемом учащимся предлагается выполнить задания по определению лексического и грамматического значения слов, а также проанализировать визуализацию как особый прием, помогающий определить семантику лексем.

Рис. 3

Рис. 4

Интернет-мемы на рисунках 3 и 4 возможно использовать как материал при изучении полисемии на уроках русского языка. В мемах представлен языковой прием каламбура, основанный на использовании прямого и переносного значения слова в одном тексте. Многозначность слова "выносить" реализуется на уровне синтаксиса: в предложении представлены синтагматические отношения, возможные как при прямом, так и при переносном употреблении глагола. В интернет-меме со словом "накипело" полисемия раскрывается с помощью иллюстрации: соединяются изображения негодующего человека и кипящего чайника.

Алгоритм работы с интернет-мемами (рис. 3 и 4) нам представляется следующим:

1) найти в тексте многозначные слова, сформулировать их значения;

2) определить, какое из значений является прямым, а какое переносным, объяснить почему;

3) проанализировать, как в интернет-меме реализовано каждое из значений;

4) проанализировать, за счет чего появляется комический эффект мема.

Рис. 5

Интернет-мемы содержат также богатый материал для изучения антонимии и связанных с ней средств выразительности. Во многих мемах ироничность высказывания определяется использованием антифразиса -стилистического приема, при котором слово употребляется в противоположном значении (рис. 5). При рассмотрении данных интернет-мемов на уроке

94

русского языка целесообразно проанализировать семантический контраст визуальной и вербальной составляющей, сформулировать узуальное значение прилагательных бодр, свеж, рад и наречия прекрасно и значение в данном контексте.

Обсуждение и выводы.

На основании вышеизложенного, мы можем сделать вывод, что интер-нет-мемы обладают высоким лингводидактическим потенциалом и могут активно использоваться на уроках русского языка с целью развития коммуникативной компетенции. Лингводидактический потенциал жанра обусловлен его основными признаками такими, как креолизованность, эмоциональность, игровое начало, социокультурная обусловленность.

В данной статье мы проанализировали лингвистический компонент коммуникативной компетенции. Наиболее подробно был рассмотрен лексический уровень языка, так как интернет-мемы дают богатый материал для изучения тем по разделу "лексикология". С помощью с мемов возможно изучение многозначности, омонимии и смежных с ней явлений, окказионализмов, синонимов, антонимов, средств выразительности и т.д.

В качестве перспектив исследования нам видится изучение других аспектов использования интернет-мемов в методике преподавания русского языка. Так, в интернет-мемах широко представлены языковые явления фонетического, морфологического, синтаксического уровней. Особое внимание стоит уделить семантическому синтаксису. На материале мемов возможно изучение глубинных уровней семантики текста и предложения: диктумно -модусной организации предложения, имплицитных и эксплицитных смыслов, интертекстуальности и т.д.

Список литературы

1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Издательство ИКАР, 2009. 448 с.

2. Алиева Г. А. Обучение РКИ на материале художественных текстов и фильмов // Русский язык и литература в пространстве мировой культуры: материалы XIII Конгресса МАПРЯЛ (г. Гранада, Испания, 13-20 сентября 2015 года) / ред. кол.: Л. А. Вербицкая, К. А. Рогова, Т. И. Попова и др.: в 15 т. Т. 10. СПб.: МАПРЯЛ, 2015. С. 36-39.

3. Алёхина С. В. Визуализация лексики на начальном этапе изучения русского языка как иностранного в учебно-научной сфере // Язык и специальность: актуальные проблемы обучения иностранцев в высшем учебном заведении: материалы II Международной научно-методической конференции. Харьков, 2015. С. 3-6.

4. Голубева А. Р., Семилет Т. А. Мем как феномен культуры // Культура и текст. 2017. № 3. С. 193-204.

5. Горошко Е. И., Полякова Т. Л. К построению типологии жанров социальных медий // Жанры речи. 2015. № 2 (12). C. 119-127.

6. Гриценко Л. М. Особенности виртуального дискурса // Молодой ученый. 2011. № 6. Т. 2. С. 17-20.

7. Дейк Т. А. ван К определению дискурса [Электронный ресурс]. URL: http://psyberlink.flogiston.ru/intemet/bits/vandijk2.htm (дата обращения: 20.05.2018).

8. Зиновьева Н. А. Трансляция социокультурных кодов в создании информационного продукта: анализ интернет-мемов: дис. ... канд. социол. наук. СПб., 2016. 203 с.

9. Зыкова К. А. Перспективы использования интернет-мемов в обучении РКИ // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. 2018. № 6. С. 14911495.

10. Иерусалимская А. О. К определению понятия «полидискурсивность» в отечественной и зарубежной филологии // Вестник российско-армянского (славянского) университета: гуманитарные и общественные науки. 2015. № 2. С. 106-113.

11. Канашина С. В. Когнитивные основания полидискурсивности в интернет-мемах // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2018. № 12(90). Ч. 2. C. 313-317.

12. Канашина С. В. Интернет-мем как современный медиадискурс // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2018. № 8 (131). С. 125-129.

13. Канашина С. В. Мем как единица передачи культурной информации языковыми и неязыковыми средствами [Электронный ресурс]. URL: http://mgimo.ru/files2/2015_05/ up91/file_76a8e8533c78efc932d3a99488f0b45 1.pdf (дата обращения: 17.05.2018).

14. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. 477 с.

15. Кронгауз М. А. Самоучитель Олбанского. М.: АСТ, 2013. 440 с.

16. Кронгауз М. А. Мем в русскоязычном Интернете: опыт деконструкции // Русский язык и новые технологии: Коллективная монография; Гусейнов; под ред. М.В. Ахме-товой, В.И. Беликова. М.: Новое литературное обозрение, 2014. 256 с.

17. Кочеткова М. О. Жанровая динамика дискурса блогосферы: социолингвистический аспект: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Томск, 2016. 23 с.

18. Кубрякова Е. С. Дискурс, речь, речевая деятельность: функциональные и структурные аспекты // Сборник обзоров. Серия «Теория и история языкознания» РАН. ИНИОН. М., 2000. С. 5-13.

19. Лутовинова О. В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Волгоград, 2009.

20. Макаров М. Л. Основы теории дискурса. М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. 280 с.

21. Максимова С. А. Мем как жанр Интернет-дискурса // Социально-экономические и гуманитарные науки: сборник избранных статей по материалам Международной научной конференции (Санкт-Петербург, Октябрь 2020). СПб.: ГНИИ «Нацразвитие», 2020. С. 39-41.

22. Манаенко Г. Н. Текст, речевая деятельность, дискурс // Языковая система - текст -дискурс: Категории и аспекты исследования. Самара, 2003. С. 6-14.

23. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. URL: http://slovarozhegova.ru/ (дата обращения: 20.05.2018).

24. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М.: Просвещение, 1991. 222 с.

25. Писарь Н. В. Интернет-мемы как средство формирования лингвострановедче-ской компетенции при обучении иностранных студентов и слушателей русскому языку // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 5. Вып. 3. С. 326-331.

26. Перевалова Д. А. Жанр загадки в дикурсе дошкольного образования: особенности реализации миромоделирующей функции: дис. ... канд. филол. наук. Томск, 2015. 246 с.

27. Резанова З. И. Языковая и дискурсивная картины мира - аспекты соотношений // Сибирский филологический журнал. 2011. № 3. С. 184-194.

28. Савицкая Т. Е. Интернет-мемы как феномен массовой культуры [Электронный ресурс]. URL: http://infoculture.rsl.ru/donArch/home/KVM_archive/articles/2013/03/2013 -03_r_kvm-s3.pdf (дата обращения: 20.05.2019).

29. Щурина Ю. В. Интернет-мемы как феномен Интернет-коммуникации // Научный диалог. № 3. 2012. С. 160-172.

30. Щурина Ю. В. Комические креолизованные тексты в интернет-коммуникации // Вестник Новгородского государственного университета. 2010. № 57. С. 82-86.

31. Эмер Ю. А. Современный песенный фольклор: когниции и дискурсы / науч. ред. З. И. Резанова; Томский государственный университет. Томск: Издательство Томского университета, 2011. 266 с.

References

1. Azimov, E. G., Shchukin, A. N. (2009) Novyj slovar' metodicheskih terminov i ponyatij (teoriya i praktika obucheniya yazykam) [The New Dictionary of Methodic Terms and Concepts]. M.: Izdatel'stvo IKAR. 448 p. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Alieva, G. A. (2015) Obuchenie RKI na materiale hudozhestvennyh tekstov i fil'mov // Russkij yazyk i literatura v prostranstve mirovoj kul'tury: Materialy XIII Kongressa MAPRYAL (g. Granada, Ispaniya, 13-20 sentyabrya 2015 goda) [Teaching Russian as a Second Language With the Materials of Fiction Texts and Films] / Red. kol.: L. A. Verbickaya, K. A. Rogova, T. I. Popova i dr. V 15 t. T. 10. SPb.: MAPRYAL. Pp. 36-39. (In Russian).

3. Alyohina, S. V. (2015) Vizualizaciya leksiki na nachal'nom etape izucheniya russkogo yazyka kak inostrannogo v uchebno-nauchnoj sfere // YAzyk i special'nost': aktual'nye problemy obucheniya inostrancev v vysshem uchebnom zavedenii: materialy II Mezhdunarodnoj nauchno-metodicheskoj konferencii [The Visualisation of Vocabulary at the Beginners Level of Studying Russian as a Second Language in Science and Teaching]. Har'kov. Pp. 3-6. (In Russian).

4. Golubeva, A. R., Semilet, T. A. (2017) Mem kak fenomen kul'tury // Kul'tura i tekst. [Meme as a Cultural Phenomenon]. № 3. Pp. 193-204. (In Russian).

5. Goroshko, E. I., Polyakova, T. L. (2015) K postroeniyu tipologii zhanrov social'nyh medij // ZHanry rechi. [To the Formation of Genre Typology of Social Media]. № 2 (12). Pp. 119-127. (In Russian).

6. Gricenko, L. M. (2011) Osobennosti virtual'nogo diskursa // Molodoj uchenyj [The Features of Virtual Discourse]. № 6. T. 2. Pp. 17-20. (In Russian).

7. Dejk, T. A. van (2018) K opredeleniyu diskursa [Elektronnyj resurs]. [To the Definition of Discourse [Electronic Resource]. URL: http://psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/vandijk2.htm (data obrashcheniya: 20.05.2018). (In Russian).

8. Zinov'eva, N. A. (2016) Translyaciya sociokul'turnyh kodov v sozdanii informacion-nogo produkta: analiz internet-memov: dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni kandidata socio-logicheskih nauk. [Translation of Social and Cultural Codes in Creating an Informational Product: Analysis of Internet Memes: Dissertation in Support of Candidature for a Sociological Degree]. Spb. 203 p. (In Russian).

9. Zykova, K. A. (2018) Perspektivy ispol'zovaniya internet-memov v obuchenii RKI // Dinamika yazykovyh i kul'turnyh processov v sovremennoj Rossii [The Perspectives of Using Internet Memes in Teaching Russian as a Second Language]. № 6. Pp. 1491-1495. (In Russian).

10. Ierusalimskaya, A. O. (2015) K opredeleniyu ponyatiya «polidiskursivnost'» v otech-estvennoj i zarubezhnoj filologii // Vestnik rossijsko-armyanskogo (slavyanskogo) universiteta: gumanitarnye i obshchestvennye nauki. [To Defining the Term of Polydiscoursivity in Native and Foreign Philology]. № 2. Pp. 106-113. (In Russian).

11. Kanashina, S. V. (2018) Kognitivnye osnovaniyapolidiskursivnosti v internet-memah // Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. [Cognitive Base of Polydiscoursivity in Internet Memes]. Tambov: Gramota. № 12(90). CH. 2. Pp. 313-317. (In Russian).

12. Kanashina, S. V. (2018) Internet-mem kak sovremennyj mediadiskurs //Izvestiya Vol-gogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. [Internet Meme as Contemporary Media Discourse]. № 8 (131). Pp. 125-129. (In Russian).

13. Kanashina, S. V. (2018) Mem kak edinicaperedachi kul'turnoj informaciiyazykovymi i neyazykovymi sredstvami [Elektronnyj resurs]. [Meme as a Unit of Transporting Cultural Information by Verbal and Non-Verbal Means]. URL: http://mgimo.ru/files2/2015_ 05/up91/file_76a8e8533c78efc932d3a99488f0b45 1.pdf (data obrashcheniya: 17.05.2018). (In Russian).

14. Karasik, V. I. (2002) YAzykovoj krug: lichnost', koncepty, diskurs. Volgograd: Peremena [Language Circle: Person, Concepts, Discourse]. 477 p. (In Russian).

15. Krongauz, M. A. (2013) Samouchitel' Olbanskogo [Self-Study Book of Olbansky Language]. M.: AST. 440 p (In Russian).

16. Krongauz, M. A. (2014) Mem v russkoyazychnom Internete: opyt dekonstrukcii // Russkij yazyk i novye tekhnologii / Kollektivnaya monografiya; Gusejnov; pod red. M.V. Ah-metovoj, V.I. Belikova. [Meme in Russian-spoken Internet: the Experience of Deconstruction]. M.: Novoe literaturnoe obozrenie, 256 p. (In Russian).

17. Kochetkova, M. O. (2016) ZHanrovaya dinamika diskursa blogosfery: socio-lingvisticheskij aspekt: avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni kandidata filolog-icheskih nauk. [The Genre Dynamics of Discourse of the Blogosphere: the Sociolinguistic Aspect: Autoabstract of Dissertation in Support of Candidature for a Philological Degree]. Tomsk. 23 p. (In Russian).

18. Kubryakova, E. S. (2000) Diskurs, rech', rechevaya deyatel'nost': funkcional'nye i strukturnye aspekty // Sbornik obzorov. Seriya "Teoriya i istoriya yazykoznaniya" RAN. INION. [Discourse, Speech, Speech Activity: Functional and Structural Aspects]. M. Pp. 5-13. (In Russian).

19. Lutovinova, O. V. (2009) Lingvokul'turologicheskie harakteristiki virtual'nogo diskursa: avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni doktora fil. nauk [Linguocultural Characteristics of the Virtual Discourse: Autoabstract of Dissertation in Support of Candidature for a Philological Degree]. Volgograd. (In Russian).

20. Makarov, M. L. (2003) Osnovy teorii diskursa. [Basics of Discourse Theory]. M.: ITDGK «Gnozis» 280 p. (In Russian).

21. Maksimova, S. A. (2020) Mem kak zhanr Internet-diskursa // Social'no-ekonomicheskie i gumanitarnye nauki: sbornik izbrannyh statej po materialam Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii (Sankt-Peterburg, Oktyabr' 2020) [Meme as Genre of Internet Discourse]. SPb.: GNII «Nacrazvitie». Pp. 39-41. (In Russian).

22. Manaenko, G. N. (2003) Tekst, rechevaya deyatel'nost', diskurs // YAzykovaya sistema -tekst - diskurs: Kategorii i aspekty issledovaniya. [Text, Speech Activity, Discourse]. Samara, Pp. 6-14. (In Russian).

23. Ozhegov, S. I. (2018) Tolkovyj slovar' russkogo yazyka [Elektronnyj resurs] [Dictionary of Russian Language]. URL: http://slovarozhegova.ru/ (data obrashcheniya: 20.05.2018). (In Russian).

24. Passov, E. I. (1991) Kommunikativnyj metod obucheniya inoyazychnomu govoreniyu. [The Communicative Method of Teaching the Speaking in Foreign Language]. M.: Prosvesh-chenie, 222 p. (In Russian).

25. Pisar', N. V. (2020) Internet-memy kak sredstvo formirovaniya lingvostranovedcheskoj kompetencii pri obuchenii inostrannyh studentov i slushatelej russkomu yazyku // Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki. [Internet Memes as Means of Forming the Linguistical and Country Studies Competence While Teaching Russian Language to Foreign Students and Listeners]. Tom 5. Vypusk 3. Pp. 326-331. (In Russian).

26. Perevalova, D. A. (2015) ZHanr zagadki v dikurse doshkol'nogo obrazovaniya: oso-bennosti realizacii miromodeliruyushchej funkcii: dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kan-didata filologicheskih nauk. [The Genre of Riddle in the Discourse of Pre-School Education: The Features of Realization of World Forming Function: Dissertation in Support of Candidature for a Philological Degree]. Tomsk. 246 p. (In Russian).

27. Rezanova, Z. I. (2011) YAzykovaya i diskursivnaya kartiny mira - aspekty soot-noshenij // Sibirskij filologicheskij zhurnal [Linguistical and Discoursive Picture of the World -The Aspects of Correlation]. № 3. Pp. 184-194. (In Russian).

28. Savickaya, T. E. (2019) Internet-memy kak fenomen massovoj kul'tury [Internet Memes as a Phenomenon of Mass Culture] [Elektronnyj resurs]. URL: http://infoculture.rsl.ru/donArch/home/KVM_archive/articles/2013/03/2013- 03_r_kvm-s3.pdf (data obrashcheniya: 20.05.2019). (In Russian).

29. Shchurina, YU. V. (2012) Internet-memy kak fenomen Internet-kommunikacii // Nauchnyj dialog [Internet Memes as a Phenomenon of Internet Communication]. № 3. Pp. 160172. (In Russian).

30. Shchurina, YU. V. (2010) Komicheskie kreolizovannye teksty v internet-kommunikacii // Vestnik Novgorodskogo Gosudarstvennogo Universiteta [The Comical Creolised Texts in Internet Communication]. № 57. Pp. 82-86. (In Russian).

31. Emer, YU. A. (2011) Sovremennyj pesennyj fol'klor: kognicii i diskursy / nauch. red. Z. I. Rezanova; Tom. gos. un-t. [Contemporary Song Folklore: Cognitions and Discourse]. Tomsk: Izdatel'stvo Tomskogo universiteta. 266 p. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.