УДК 004.056
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ СИСТЕМ ПОВЫШЕНИЯ
КОМПЕТЕНЦИИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ
ЕЛУБАЕВ ЖАНЫБЕК ЖАСУЛАНОВИЧ
Магистрант 2 курса Национального университета обороны по специальности «Кибербезопасность и системы информационной безопасности в военном деле»
Астана, Казахстан
ТЛЕПБЕРГЕНОВ САМАТ АДИЛЬБЕКОВИЧ
Магистрант 2 курса Национального университета обороны по специальности «Кибербезопасность и системы информационной безопасности в военном деле»
Астана, Казахстан
ШАЙМУРАТОВ А.С.
Магистрант 2 курса Национального университета обороны по специальности «Кибербезопасность и системы информационной безопасности в военном деле»
Астана, Казахстан
СЫЗДЫКОВ А. Е.
Магистрант 2 курса Национального университета обороны по специальности «Кибербезопасность и системы информационной безопасности в военном деле»
Астана, Казахстан
КУДАЙБЕРГЕНОВ АРМАН ТАЖИБАЕВИЧ
Старший преподаватель кафедры «Связи и информационной безопасности» Национального университета обороны
Аннотация. В современном цифровом мире, где информация играет ключевую роль, защита данных становится приоритетом для государственных органов и организаций. Интерактивные системы повышения компетенции в области кибербезопасности предоставляют эффективные инструменты для обучения и развития практических навыков, необходимых для обнаружения, анализа и предотвращения киберугроз, что делает их важным элементом в обеспечении информационной безопасности. В статье рассматривается вопрос совершенствования подходов к повышению компетенции в области кибербезопасности путем внедрения интерактивных систем. Исследуются различные типы таких систем, включая виртуальные лаборатории, симуляционные тренажеры и игровые методы, которые позволяют моделировать реальные сценарии кибератак, способствуя развитию практических навыков и углублению понимания угроз.
Ключевые слова: кибербезопасность, интерактивные системы, обучение, информационная безопасность, киберугрозы, практические навыки, защита данных, виртуальные лаборатории, симуляционные тренажеры, игровые методы.
Введение. Актуальность темы обусловлена необходимостью поиска доступных и адекватных инструментов повышения компетенции в обеспечении кибербезопасности для обнаружения, анализа и предотвращения растущих и усложняющихся внутренних и внешних угроз.
Цель данной статьи - выработка мер по совершенствованию подходов к повышению компетенции в обеспечение кибербезопасности путем внедрения интерактивных систем.
В статье рассматриваются различные типы интерактивных систем, такие как платформы виртуальных лабораторий, симуляционные тренажёры и игровые методы, которые позволяют
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"
моделировать реальные ситуации, с которыми могут столкнуться специалисты по кибербезопасности. Использование подобных инструментов способствует улучшению понимания угроз и развитию практических навыков по их нейтрализации. В результате обеспечивается не только повышение уровня технической компетенции, но и формирование навыков быстрого принятия решений и работы в условиях кризисных ситуаций.
Применение интерактивных систем позволяет адаптировать процесс обучения под индивидуальные потребности сотрудников, повышая его эффективность и сокращая время на освоение сложных тем. В статье также рассматриваются примеры успешного внедрения подобных систем в корпоративную практику и государственные структуры, что подтверждает их значимость и востребованность в современном обществе.
Таким образом, использование интерактивных систем повышения компетенции в области обеспечения кибербезопасности является перспективным направлением, способствующим формированию квалифицированных кадров, готовых эффективно противодействовать актуальным угрозам информационной безопасности.
Традиционные системы повышения компетенции
Традиционные (неинтерактивные) системы повышения компетенции заключаются в проведении лекций, семинаров, чтении методических материалов и тестировании знаний с использованием статических учебных пособий и материалов. Такие методы основываются на пассивном восприятии информации и не включают активного взаимодействия с материалом[1].
Указанные традиционные системы повышения компетенции имеют следующие недостатки:
• Низкая вовлеченность обучающихся, так как отсутствует возможность практического применения знаний в процессе обучения.
• Ограниченные возможности для адаптации обучения под индивидуальные потребности и уровень знаний каждого сотрудника.
• Недостаточная эффективность в формировании практических навыков, необходимых для работы в условиях реальных угроз.
• Отсутствие возможности моделирования кризисных ситуаций, что затрудняет развитие навыков быстрого реагирования и принятия решений.
Интерактивные системы повышения компетенции в кибербезопасности
Интерактивные системы повышения кибербезопасности обеспечивают обучение и тренировки в области защиты информации с использованием современных методов. Они предоставляют обучающий контент, который позволяет пользователям активно взаимодействовать с материалом, решать задачи и симулировать реальные сценарии атак[2].
Использование интерактивных систем для повышения кибербезопасности становится ключевым фактором в подготовке киберспециалистов, так как:
1) представленные в них статистические данные о киберугрозах и киберпреступлениях позволяют оценить масштаб проблемы и её влияние;
2) примеры успешных кейсов демонстрируют реальные ситуации, и приводят к успешным результатам в борьбе с киберугрозами;
3) анализ прогнозов развития области кибербезопасности помогает предвидеть будущие тенденции и вызовы. Ожидается, что с ростом числа подключенных устройств и цифровизацией процессов, киберугрозы будут становиться все более сложными и разнообразными, что потребует дальнейшего развития и совершенствования методов обучения и защиты;
4) обзор законодательства и нормативных требований помогает понять, какие стандарты безопасности необходимо соблюдать и какие требования предъявляются к уровню знаний и навыков в области кибербезопасности. Это важно для обеспечения соблюдения законодательства и защиты важной информации.
5) предоставление рекомендаций по выбору интерактивных систем для обучения кибербезопасности помогает организациям и индивидуальным пользователям выбрать наиболее подходящие платформы и методики обучения. Рекомендации могут включать в себя критерии оценки эффективности обучения, а также примеры успешных практик.
6) обзор планов и направлений развития области кибербезопасности позволяет понять, какие технологии и методики обучения будут востребованы в будущем и какие вызовы могут возникнуть в сфере кибербезопасности. Это помогает организациям и специалистам готовиться к изменениям и эффективно реагировать на новые угрозы.
Применение интерактивных систем повышения кибербезопасности имеет следующие преимущества:
1) позволяют обучающимся испытать реалистичные сценарии кибератак, что помогает им лучше понять угрозы и развить эффективные стратегии защиты;
2) системы адаптируются под уровень знаний и навыков каждого обучающегося, предлагая персонализированные тренировки и задания;
3) с учетом быстрого развития киберугроз и технологий системы постоянно обновляются, чтобы отражать последние тенденции и угрозы;
4) пользователи могут моментально получать обратную связь о своих действиях и решениях, что помогает им учиться на ошибках и совершенствоваться.
5) использование игровых элементов, достижений и рейтингов мотивирует пользователей к активному обучению и совершенствованию своих навыков в области кибербезопасности[3].
Типы интерактивных систем
В интерактивных системах повышения компетенции можно выделить несколько типов :
Виртуальные лаборатории позволяют пользователям тренироваться в безопасной среде, моделируя реальные кибератаки. Они создают условия, максимально приближенные к реальным, что помогает развивать практические навыки реагирования на угрозы.
Симуляционные тренажёры предназначены для подготовки специалистов в условиях, приближенных к реальным инцидентам, и помогают формировать навыки быстрого принятия решений за счет моделирования сценариев атак[4].
Игровые методы обучения используют игровые элементы, достижения и рейтинги для мотивации участников активно участвовать в учебном процессе. Такие платформы, как CyberPatriot или Capture The Flag, делают процесс обучения увлекательным и стимулирующим. Онлайн курсы и обучающие платформы, такие как Cybrary и Udemy, предлагают разнообразные курсы, которые помогают специалистам улучшить знания и навыки в разных областях кибербезопасности[5].
Виртуальные тренировочные среды, такие как Cyber Range, представляют собой комплексные платформы, где пользователи могут практиковаться в условиях, симулирующих реальные угрозы и атаки, что позволяет оценить готовность специалистов к защите инфраструктуры[2].
В настоящее время на рынке программного обеспечения представлены следующие интерактивные системы повышения компетенции в кибербезопасности:
1. Тренажеры для пенетрационного тестирования (penetration testing simulators): Например, Metasploit и Hack The Box, предлагающие среды для практического обучения взлому и защите сетей.
2. Системы обнаружения инцидентов (incident detection systems): Как Splunk и ELK Stack, обучающие в обнаружении и реагировании на киберугрозы.
3. Игровые образовательные платформы (educational gaming platforms): Например, CyberPatriot, CyberStart и Capture The Flag соревнования, предлагающие увлекательные задания и соревнования по кибербезопасности.
4. Виртуальные тренировочные среды (virtual training environments): Такие как Cyber Range, позволяющие пользователям тренироваться в реалистичных условиях, симулирующих кибератаки.
5. Онлайн курсы и платформы обучения (online courses and learning platforms): например, Cybrary и Udemy, предлагающие широкий спектр курсов по различным аспектам кибербезопасности.
Разработчики средств защиты информации также предлагают собственные интерактивные системы повышения компетенции в области кибербезопасности.
К примеру, российская Лаборатория Касперского, разрабатывающее одноименное антивирусное программное обеспечение, предлагаем платформу «Kaspersky ASAP».
Платформа «Kaspersky ASAP» - это решение для автоматизации обучения и повышения осведомленности персонала по вопросам кибербезопасности с моделированием реальных киберугроз.
В платформе «Kaspersky ASAP» предусмотрено теоретическое обучение с решением практических кейсов (ситуационные задания и симулированные фишинговые атаки) в контексте современных угроз информационной безопасности с целью закрепления пройденного материала.
В рамках теоретических курсов рассматриваются тематики по основам кибербезопасности, идентификации фишинговых атак, защите паролей, безопасному использованию электронной почты, обнаружению вредоносных программ и т.д.
Платформа предоставляет персонализированные рекомендации по укреплению навыков обеспечения информационной безопасности, анализирует результаты обучения для формирования отчетов и метрики эффективности пройденного материала[6].
Сравнительный анализ традиционных и интерактивных систем обучения
Сравнительный анализ традиционных и интерактивных систем обучения демонстрирует ключевые различия в подходах к организации процесса обучения, а также в их результативности.
Вовлеченность обучающихся в традиционных системах снижается из-за пассивного восприятия информации, ограниченного лекциями и семинарами. В отличие от этого, интерактивные системы активно вовлекают участников в процесс обучения за счет применения симуляций, игровых методов и интерактивных заданий, что делает обучение более динамичным и увлекательным.
Адаптивность традиционных методов ограничена единым стандартным подходом, который не учитывает индивидуальные особенности обучающихся. Интерактивные системы, напротив, способны адаптироваться под уровень знаний каждого обучающегося, предлагая персонализированные задания и тренировки.
Практическое применение знаний в традиционных системах затруднено, так как они слабо ориентированы на моделирование реальных ситуаций. В интерактивных системах широко используются виртуальные лаборатории и тренажеры, которые обеспечивают возможность применения знаний в условиях, приближенных к реальным.
Обратная связь в традиционных системах носит ограниченный и неоперативный характер. В интерактивных системах она предоставляется мгновенно, что позволяет обучающимся сразу анализировать свои ошибки и корректировать действия.
Мотивация обучающихся в традиционных системах может снижаться из-за отсутствия встроенных механизмов поддержания интереса. Интерактивные системы решают эту проблему благодаря игровым элементам, рейтингам и достижениям, что стимулирует обучающихся к активному участию в процессе и достижению новых целей.
Эти различия показывают, что интерактивные системы обучения более гибки и эффективны, особенно в условиях современной образовательной среды, где важно учитывать индивидуальные потребности обучающихся и обеспечивать практическую ориентацию обучения.
Таблица 1
Критерий Традиционные системы обучения Интерактивные системы обучения
Вовлеченность Пассивное восприятие информации через лекции и семинары, что снижает вовлеченность. Активное участие за счет использования симуляций, игровых методов и интерактивных заданий.
Адаптивность Единый подход, не учитывающий индивидуальные особенности и уровень знаний обучающихся. Персонализированный подход, адаптация под уровень знаний каждого обучающегося.
Практическое применение Ограниченные возможности моделирования реальных ситуаций, развитие практических навыков затруднено. Использование виртуальных лабораторий, тренажеров для применения знаний в приближенных к реальным условиях.
Обратная связь Обратная связь неоперативна и часто ограничена. Мгновенная обратная связь, позволяющая обучающимся быстро анализировать ошибки.
Мотивация Отсутствие встроенных механизмов мотивации, что может снижать интерес к обучению. Игровые элементы, рейтинги и достижения стимулируют мотивацию и интерес к обучению.
Заключение
Таким образом, интерактивные системы повышения компетенции по кибербезопасности играют важную роль в подготовке специалистов по защите информации. Они предоставляют эффективное и увлекательное обучение, помогая пользователям развивать навыки и сценарии в реальном времени. В мире, где киберугрозы становятся все более сложными и разнообразными, использование таких систем становится необходимостью для обеспечения безопасности информации.
Важной особенностью интерактивных систем является их способность адаптироваться к быстро меняющимся требованиям в области кибербезопасности. Традиционные методы обучения зачастую не успевают за новыми угрозами и технологиями, тогда как интерактивные системы могут быстро обновляться, внедряя актуальные сценарии и подходы. Это позволяет обучающимся своевременно реагировать на новые вызовы и быть готовыми к работе в сложных условиях.
Интерактивные системы обучения включают в себя разнообразные инструменты, такие как виртуальные лаборатории, симуляционные тренажёры и игровые методы, которые позволяют моделировать реальные ситуации и обеспечивают практическое обучение. Это не только способствует улучшению навыков в области предотвращения и нейтрализации угроз, но и развивает важные навыки, такие как принятие решений в стрессовых ситуациях и работа в команде.
Кроме того, интерактивные методы способствуют более глубокому усвоению информации за счёт активного участия обучающихся в учебном процессе. Возможность моментальной обратной связи и персонализированные тренировки позволяют эффективно анализировать ошибки и корректировать действия, что делает процесс обучения более результативным и продуктивным.
Использование интерактивных систем особенно актуально для государственных структур и крупных корпораций, которые сталкиваются с необходимостью защиты большого объёма конфиденциальной информации. Повышение квалификации сотрудников с помощью таких систем позволяет значительно уменьшить риски утечек данных и повысить уровень защищённости информационной инфраструктуры.
В заключение можно сказать, что внедрение интерактивных систем повышения компетенции по кибербезопасности является важным шагом на пути к формированию высококвалифицированных специалистов, готовых эффективно противостоять современным угрозам. Эти системы предоставляют возможности для постоянного развития и адаптации к новым вызовам, что является ключевым фактором в обеспечении устойчивой и надежной защиты информации.
Полагается целесообразным использование интерактивных систем для повышения квалификации сотрудников государственных органов и иных организаций по общим и конкретным вопросам обеспечения информационной безопасности, так как это позволяет значительно улучшить качество подготовки и уровень готовности специалистов к противодействию современным киберугрозам.
1. Меркулова Е. С., Куломзина Е. Ю. Система повышения квалификации учителя: анализ зарубежного опыта, основная проблематика и тенденции развития //Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Экономика. - 2020. - №. 2. - С. 103-109.
2. Nespoli P. et al. SCORPION Cyber Range: Fully Customizable Cyberexercises, Gamification and Learning Analytics to Train Cybersecurity Competencies //arXiv preprint arXiv:2401.12594. - 2024.
3. Svabensky V. et al. Enhancing cybersecurity skills by creating serious games //Proceedings of the 23rd Annual ACM Conference on Innovation and Technology in Computer Science Education. -2018. - С. 194-199.
4. Irvine C. E., Thompson M. F., Allen K. CyberCIEGE: gaming for information assurance //IEEE Security & Privacy. - 2005. - Т. 3. - №. 3. - С. 61-64.
5. Tann W. et al. Using large language models for cybersecurity capture-the-flag challenges and certification questions //arXiv preprint arXiv:2308.10443. - 2023.
6. Электронный ресурс: https://www.kaspersky.kz/business7utm source=chatgpt.com
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ