Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ТВОРЧЕСТВУ К. ХЕТАГУРОВА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОСЕТИНСКОМУ ЯЗЫКУ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ТВОРЧЕСТВУ К. ХЕТАГУРОВА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОСЕТИНСКОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
познавательная активность / интерактивные методы / творчество / стихотворение.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тигиева А.Р.

Настоящая статья раскрывает формы и методы образовательной работы с детьми по приобщению к чтению художественной литературы: в непосредственной образовательной деятельности, совместной деятельности воспитателя с детьми, родителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ТВОРЧЕСТВУ К. ХЕТАГУРОВА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОСЕТИНСКОМУ ЯЗЫКУ»

УДК 82

Тигиева А.Р. студент КД2/2 курса Северо-Осетинский педагогический колледж Научный руководитель: Кабулова Г.С., к.ф.н. преподаватель осетинского языка и литературы Северо-Осетинский педагогический колледж

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ТВОРЧЕСТВУ К. ХЕТАГУРОВА НА ЗАНЯТИЯХ ПО

ОСЕТИНСКОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация. Настоящая статья раскрывает формы и методы образовательной работы с детьми по приобщению к чтению художественной литературы: в непосредственной образовательной деятельности, совместной деятельности воспитателя с детьми, родителями.

Ключевые слова: познавательная активность, интерактивные методы, творчество, стихотворение.

Tigieva A.R.

KD2/2ndyear student North Ossetian Pedagogical College Scientific supervisor: Kabulova G.S., Ph.D. teacher of the Ossetian language and literature North Ossetian Pedagogical College

THE USE OF INTERACTIVE TEACHING METHODS IN THE PROCESS OF INTRODUCING OLDER PRESCHOOL CHILDREN TO THE WORK OF K. KHETAGUROV IN CLASSES ON THE OSSETIAN

LANGUAGE

Abstract. This article reveals the forms and methods of educational work with children to introduce them to reading fiction: in direct educational activities, joint activities of a teacher with children, parents.

Keywords: cognitive activity, interactive methods, creativity, poem.

Современная система образования ориентирована на формирование у детей любознательности, воображения, познавательной активности, самостоятельного мышления. Периодом активного развития познавательной деятельности является дошкольный возраст. В это время происходит становление первых форм абстракции, простых умозаключений

и обобщения, а также ребенок переходит от практического мышления к логическому, развитие произвольности восприятия, памяти, воображения, внимания. Сказанным определяется актуальность исследования.

Цель исследования: обобщение и систематизация имеющегося опыта по внедрению ИКТ в работу по ознакомлению детей с творчеством К.Хетагурова.

Возможность использования интерактивных методов в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: «это переход от привычных занятий с дошкольниками к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым, а на более поздних этапах — и самостоятельной» [2, с.56].

Огромную роль в воспитательном, познавательном и эстетическом развитии ребенка играют произведения К.Хетагурова. Стихи писателя воздействуют на личность малышей, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

В раннем возрасте дети знакомятся с детскими стихотворениями К.Хетагурова «Гино», «Уасжг», «Фыдуаг».

В старшем возрасте закрепляется пройденный материал, а также знакомство дошколят с более сложными произведениями: «Скъоладзау», «Лжгау», «Фжззжг», «Зжрватыкк», «А-ло-лай», «Кжмжн цы...».

Стихи Коста, которые он написал для детей, доступны для понимания, так как можно объяснить смысл каждого стихотворения. Процесс ознакомления старших дошкольников с творчеством Коста осуществляется в определенной системе.

Существуют разные формы работы с детьми: заучивание стихотворений; беседа о творчестве Коста; слушание фонозаписи, с использованием мобильного приложения «Ирон чиныг», в исполнении народных артистов; игры, импровизация детей; инсценировки.

Давно доказано, что ребенку, знающему большое количество стихов в детстве, в дальнейшей жизни намного проще даются любые познания, они демонстрируют лучшие показатели интеллектуального развития, чем их сверстники, которых по каким - либо причинам не знакомили со стихами.

Существуют различные методы и приемы заучивания стихотворений.

Большой популярностью среди педагогов дошкольных учреждений пользуется методика мнемотехники. Суть метода заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Используются мнемодорожки, мнемотаблицы. Глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.

Гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентаций в программе Power Point позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию и, следовательно, существенно

сократить время на формирование речевых навыков, появляется интерес к заучиванию стихов, словарный запас выходит на более высокий уровень.

В процессе изучения стихотворения Коста «Кжмжн цы» можно посмотреть мультфильм, при этом периодически выключать звук и дать возможность детям комментировать каждое движение, проявлять творческие способности.

Для обогащения словарного запаса воспитанникам можно предложить участникам такую форму работы, в которой все желающие смогли бы проявить потребность выступления перед аудиторией. Предоставить возможность выбора понравившегося стихотворения, согласно детскому интересу, возможностям и способностям ребенка. Ребенок в домашней обстановке может послушать стихотворение Коста Хетагурова в мобильном Приложении «Ирон чиныг» в исполнении лучших артистов Осетинского театра или же посмотреть «Колыбельные мира» -сборник анимационных фильмов, основанных на колыбельных разных народов.

Колыбельные песни могут рассказать о жизни в старину. Основное содержание песен - любовь матери к своему ребенку, ее мечты о его счастливом будущем. Они изобилуют поэтическими образами птиц, диких зверей, домашних животных, смешных и страшных, ласковых и сердитых, добрых, приходящих к колыбели и окружающих ребенка.

С ранних лет, с колыбельных напевов дети знают стихи Коста. Когда осетинская мама или бабушка баюкает малыша, она напевает ему колыбельную «А-лол-лай». Дети с большим интересом слушают, а потом и сами напевают прекрасные строки, качая осетинскую люльку (авджн).

Ролевые игры способствуют развитию навыков критического мышления, решению проблем, отработке различных вариантов поведения в проблемных ситуациях, воспитанию понимания других людей. Через игру участвующие могут лучше понять собственные действия в реальной жизни, избавиться от страха за последствия своих ошибок. Дети очень любят играть разные роли: «Скъолайы лжппу», «Цъиу жмж сывжллжттж», «Жрра фыййау».

Как говорил русский писатель и общественный деятель, журналист, Александр Фадеев «....Коста Хетагуров является своего рода Леонардо да Винчи осетинского народа» [3, с.4 ].

Он был великим художником. Коста с детства очень любил рисовать. На своих картинах он изображал жизнь своей родной Осетии, осетинского народа, природу Кавказа. поэтому следует дать детям возможность представить себя маленьким художником и нарисовать любимых персонажей - «Гино», «Уасжг», кто-то рисует горы, а кто-то и самого гения Коста.

Чем больше эмоциональных, выразительных впечатлений получит ребенок в детстве, особенно в старшем дошкольном возрасте, через

произведения поэта, тем более яркой и творческой личностью станет он в будущем. Именно произведения Коста дают такой богатый материал для сопереживания его героям, погружения в исторически далекие времена. Дети радуются вместе с героями, начинают эмоционально рассказывать по ролям, показывают персонажей произведений в движении. Игра «Микрофон» дает возможность детям описывать, дополнять и цитировать фразы героев с выразительностью и интонацией.

Одной из популярных технологий, активно применяемой в настоящее время в ДОУ, является квест-игра, которая направлена на развитие в ребенке таких качеств как самостоятельность, активность, инициативность, саморазвитие, самопознание, учение общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

Приведем пример. Квест - игра. Тема: «Наш Коста». Цель: Систематизировать знания детей о творчестве Коста Хетагурова, формировать умение детей работать в команде.

Основная идея квест-игры - команда, перемещаясь по пунктам игрового маршрута, последовательно выполняет взаимосвязанные друг с другом задания. Справившись с одним заданием, дети получают подсказку, с помощью которой они переходят к следующему испытанию. Такой способ организации игрового приключения дополнительно мотивирует исследовательскую активность маленьких участников.

В заключение хотелось бы сказать, что использование интерактивных методов является универсальным дидактическим подходом к организации процесса обучения. Достоинством является то, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и применять полученные ранее знания, умения и навыки и высказываться по поводу того, что они думают и считают важным. «Применение интерактивных методов позволяет эффективно пополнить знания детей об окружающем мире, привить навыки взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, воспитать в детях чувство собственного достоинства, почувствовать ощущение творческой свободы» [2,с.56]. Главное, чтобы педагог четко поставил цель обучения и соответствующие ей педагогические результаты, которые характеризуют познавательную направленность.

Использованные источники:

1. Абаев В. Д. Коста Хетагуров и его время. -Тбилиси.- 1961.-199 с.

2. Джимиева К.Т. Программа по осетинскому языку как второму для ДОУ-Владикавказ: 2011.- 49с.

3. Хетагуров К.Л. Полное собрание сочинений. В 5 томах. Т.1 -Владикавказ,2005.- 318с.

4. Халикова Р.Ш. Народное творчество как средство воспитания любви. к родному краю. Дошк. Воспитание. - 2008. №5.- с. 13-21.

5. Салагаева З.М. Коста Хетагуров и осетинское творчество. - 2017. - 196 с.

6. Гагкаев К.Е. О языке и стиле Коста Хетагурова. - Ордж., 1956.- 241 с.

7. Малкин А. Коста Хетагуров (Жизнь и творчество).- 0рдж.,2018. - 29 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.