Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
512
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕТОДИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РОЛЕВЫЕ ИГРЫ И ИМИТАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нарымбетова З.А.

В статье рассматривается использование интерактивные методы обучения в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF INTERACTIVE LEARNING METHODS IN THE LEARNING PROCESS

Use interactive methods of the education is considered In article in scholastic process.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ»

Нарымбетова З.А.

Чирчикский государственный педагогический институт

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В

УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация: В статье рассматривается использование интерактивные методы обучения в учебном процессе.

Ключевые слова и термины: интерактивные технологии, методические инновации, интерактивные методы форма организации познавательной деятельности, ролевые игры и имитации. информационно -коммуникационных технологий.

Narimbetova Z.A.

Chirchik State Pedagogical Institute

USE OF INTERACTIVE LEARNING METHODS IN THE LEARNING

PROCESS

Abstract: Use interactive methods of the education is considered In article in scholastic process.

The Keywords and terms: interactive to technologies, methodical innovations, interactive methods form to organizations to cognitive activity, ролевые of the play and imitation. information-communication technology.

Внедрение интерактивных форм обучения - одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном профессиональном учебном заведении. Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения.

В настоящее время интерактивные технологии открывают уникальные возможности в самых разных отраслях профессиональной деятельности, предлагают простые и удобные средства для решения широкого круга задач, в том числе и в сфере образования. Основной задачей образования становится создание условий для развития обучающего, которые обеспечат в будущем его готовность жить и успешно действовать в обществе.

Сегодня многие методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения. Цель — вооружить знаниями обучающихся посредством интерактивных методов обучения в учебном процессе.

Термин «интерактивные методы» (от английского языка) означает «методы, позволяющие учащимся взаимодействовать между собой», а «интерактивное обучение» — это обучение, построенное на взаимодействии. Интерактивные методы обучения предполагают сообучение, причем и обучающиеся, и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог

часто выступает лишь в роли организатора процесса обучения, помощника, создателя условий для инициативы учащихся. Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей. Однако не следует считать, что интерактивные методы обучения — это нечто принципиально новое. По существу, это обращение к богатейшему опыту отечественной педагогики, его модернизация.

Так разработку интерактивных методов можно найти в трудах В. А. Сухомлинского, в творчестве учителей — представителей «педагогики сотрудничества» — Ш. А. Амонашвили, В. Ф. Шаталова и других. Надо отметить, что интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, при которой создаются комфортные условия обучения, такие, что ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, а это делает продуктивным сам процесс обучения. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность.

Также интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения. В современное время применение интерактивных технологий становятся актуальной составляющей в любом образовательном процессе, в том числе и в преподавании информатике. Для этого на уроках организуются индивидуальная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с компьютером, с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.

Интерактивные методы позволяют учащимся:

1) учиться формулировать собственное мнение, строить доказательства своей точки зрения, вести дискуссию;

2) моделировать различные социальные ситуации и разрешать их совместными усилиями;

3) развивать навыки проектной деятельности, самостоятельной работы и многое другое.

Отмечу, что использование тех или иных методов зависит от цели занятия, опытности участников и их вкуса. Многие из них являются сложным переплетением нескольких приемов. К основным интерактивным методам относятся: Творческие и самостоятельные задания. Примерами таких заданий могут служить: подготовка доклада, реферата, эссе, выступления, исполнение роли в имитационных методиках. На уроках информатики обучающиеся нередко выступают с мини-докладами. Ежегодно учащиеся представляют

свои исследовательские проекты на конференциях различных уровней, что является публичной презентацией результатов их творческой и инновационной работы. Также полезно практиковать выставки творческих работ обучающихся: сказок, буклетов, ребусов, рисунков, плакатов. Важно, чтобы эти выставки соответствовали изучаемым темам. Применение подобных методов способствует мотивации учащихся, повышению их ответственности, позволяет им прочувствовать результат своего труда, соединить обучение с интересными событиями.

Работа в малых группах — это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). При такой форме работы полезны оценочные листы (самооценка, оценка группы, оценка учителя). Также на уроках учащиеся защищают групповые проекты, результатом выполнения которых являются презентации, буклеты, видеоролики.

Обучающие игры относятся к основным приемам на интерактивных занятиях. В эту категорию входят ролевые игры и имитации. В ролевой игре участникам предлагается «сыграть» другого человека или «разыграть» определенную проблему или ситуацию. Указанные игры способствуют: - развитию воображения и навыков критического мышления; - опробованию на практике линии поведения другого человека; - применению на практике умения решать проблемы. Имитацией называются ролевые игры с использованием (имитацией) известных, устоявшихся процедур, например таких, как судебный процесс.

На уроках информатики можно проводить «Суд над Интернетом», «Суд над компьютерным вирусом», «Суд над компьютерными играми». Учащиеся сами выбирают роли, подбирают материал для выступлений. Часто между стороной защиты и стороной обвинения завязывается жаркая дискуссия. Образовательные игры строятся не на жизненных ситуациях и проблемах, а на некоторых абстрактных правилах. Примерами могут служить игра по типу брейн-ринга, игры с понятиями, словами, кроссворды. Как правило, такие игры нацелены на усвоение информации и на развитие навыков мышления. Проведение различных соревнований, конкурсов, состязаний, олимпиад — хороший инструмент для мотивации учащихся и организации внеаудиторных мероприятий. Во время предметной недели будут интересны игры-соревнования: «Счастливый случай», «Турнир компьютерных знатоков», «КВН», «Своя игра» и другие, конкурсы кроссвордов, видеороликов, презентаций. Сильный эффект на учащихся оказывает использование в преподавании мотивов сказок. Например, при изучении темы «Модели и моделирование» можно использовать сказку-переделку на основе «Аленького цветочка», после прослушивания и обсуждения которой учащиеся приходят к выводу, что один объект может иметь несколько различных моделей.

В современном мире при стремительном развитии и совершенствовании информационно-коммуникационных технологий, в качестве интерактивных методов обучения можно рассматривать компьютерные обучающие программы, цифровые образовательные ресурсы, блоги педагогов. Например, на уроках информатики можно использовать обучающиепрограммы: «Мир информатики», «Вычислительная математика и программирование», «Клавиатурный тренажер» и другие.

Использование «интерактива» в процессе урока, как показывает практика, снимает нервную нагрузку школьников, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий. Таким образом, интерактивные методы обучения позволяют развивать у обучающихся критическое мышление, творческие способности, коммуникативные умения и навыки, устанавливать эмоциональные контакты между учащимися, обеспечивать воспитательные задачи, в результате чего и происходит творческое саморазвитие обучающихся.

Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможность взаимной оценки и контроля. [3, с. 79]

Ведущий (преподаватель, тренер) вместе с новыми знаниями ведет участников обучения к самостоятельному поиску. Активность преподавателя уступает место активности студентов, его задачей становится создание условий для их инициативы. Преподаватель отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Поэтому интерактивное обучение призвано изначально использоваться в интенсивном обучении достаточно взрослых обучающихся. Интерактивные методы могут применяться при организации куратором следующей работы со студентами:

• организация тематических занятий,

• организация временных творческих коллективов при работе над учебным проектом,

• формирование портфолио студента,

• организация дискуссий и обсуждений спорных вопросов, возникших в коллективе,

• для создания образовательных ресурсов.

Для решения воспитательных и учебных задач куратором могут быть использованы следующие интерактивные формы [2]:

1. Интерактивная экскурсия.

2. Использование кейс-технологий.

3. Проведение видеоконференций.

4. Круглый стол.

5. Мозговой штурм.

6. Дебаты.

7. Фокус-группа.

8. Деловые и ролевые игры.

9. Case-study (анализ конкретных, практических ситуаций).

10. Учебные групповые дискуссии.

11. Тренинги.

Было бы ошибкой придерживаться какой-либо одной модели. Разумно сочетать эти две модели обучения для достижения эффективности и качества учебного процесса. Современная система профессионального образования в условиях рыночных отношений одним из приоритетов для успешного решения задач подготовки квалифицированных кадров выделяет принцип учета интересов обучаемого. В этой связи перед преподавателями СПО стоит задача выработки и внедрения таких приемов и методов обучения, которые бы были нацелены на активацию творческого потенциала студента, его желания обучаться. При этом должна решаться педагогическая задача формирования личности гражданина страны, и его ценностных ориентаций, поскольку процесс обучения в СПО - основная составляющая образовательного процесса в жизни каждого человека. И поэтому, от того, насколько каждый индивид - студент, будет вовлечен в процесс обучения, в конечном итоге будет зависеть уровень его образованности и интеллигентности во всех смыслах этого слова. Кроме этого, глобальная информатизация современного общества также оказала существенное влияние на образовательный процесс, на систему профессионального образования в стране, потребовав радикального пересмотра используемых методик обучения.

Приобретение ключевых компетенций зависит от активности самого студента. Поэтому одной из важнейших задач является внедрение в учебный процесс активных методов, которые в совокупности дают возможность организовать интерактивное обучение. Из объекта воздействия студент становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом. Совместная деятельность означает, что каждый вносит в нее свой особый вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности студентов колледжа. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели: развитие интеллектуальных

способностей студентов, самостоятельности мышления, критичности ума; достижение быстроты и прочности усвоения учебного материала, глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений; развитие творческого потенциала - способности к «видению» проблемы, оригинальности, гибкости, диалектичности, творческого воображения, легкости генерирования идей, способности к самостоятельной поисковой деятельности; эффективности применения профессиональных знаний, умений и навыков в реальной производственной практике.

Заключение. Таким образом, реорганизация системы профессионального образования в стране предполагает, как стартовую основу переход к таким методам обучения, которые основаны на конструктивистском, оперативном подходе, вместо традиционного линейного подхода, когда в процессе обучения знания давались впрок (по принципу -чем больше, тем лучше).

Использованные источники:

1. Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л.. Алексеева// Учитель. — 2004. — № 3. — с. 28..

2. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с

3. Сластёнин В. А. Педагогика/ В. А. М.: Школа-Пресс, 2000.

4. Гулбаев, Н. А., Кудратиллоев, Н. А. (2020). Состояние проблем управления систем с рассредоточенными объектами (на примере электрических сетей). Science and World, 6(82), 29-32.

5. Гулбаев, Н. А., Кудратиллоев, Н. А. (2020). Моделирование и управление территориально-распределенными системами. Science and World, 6(82), 25-28.

6. Гулбаев, Н. А., Кудратиллоев, Н. А. (2020). Модели упорядочивания структур управления систем с рассредоточенными объектами. Евразийский Союз Ученых (ЕСУ), 6(75), 46-48.

7. Kudratilloev, N. A., Akhmedov, B. A. (2021). Application of communication-cluster technologies in pedagogical institutions: interactive methods of processing graphic data. Scientific Progress, 1(5), 191-198.

8. Kudratilloev, N. A., Akhmedov, B. A. (2021). Methods of use of web-applications on the basis of innovative methods. Ekonomika i sotsium, 3(82).

9. Ахмедов, Б. А. (2021). Задачи обеспечения надежности кластерных систем в непрерывной образовательной среде. Eurasian Education Science and Innovation Journal, 1(22), 15-19.

10. Akhmedov, B. A., Xalmetova, M. X., Rahmonova, G. S., Khasanova, S. Kh. (2020). Cluster method for the development of creative thinking of students of higher educational institutions. Экономика и социум, 12(79), 588-591.

11. Akhmedov, B. A., Makhkamova, M. U., Aydarov, E. B., Rizayev, O. B. (2020). Trends in the use of the pedagogical cluster to improve the quality of information technology lessons. Экономика и социум, 12(79), 802-804.

12. Akhmedov, B. A., Majidov, J. M., Narimbetova, Z. A., Kuralov, Yu. A. (2020). Active interactive and distance forms of the cluster method of learning in

development of higher education. Экономика и социум, 12(79), 805-808.

13. Akhmedov, B. A., Eshnazarova, M. Yu., Rustamov, U. R., Xudoyberdiyev, R. F. (2020). Cluster method of using mobile applications in the education process. Экономика и социум, 12(79), 809-811.

14. Akhmedov, B. A., Kuchkarov, Sh. F., (2020). Cluster methods of learning english using information technology. Scientific Progress, 1(2), 40-43.

15. Akhmedov, B. A. (2021). Development of network shell for organization of processes of safe communication of data in pedagogical institutions. Scientific progress, 1(3), 113-117.

16. Ахмедов, Б. А., Шайхисламов, Н., Мадалимов, Т., Махмудов, ^ (2021). Smart технологияси ва ундан таълимда тизимида кластерли фойдаланиш имкониятлари. Scientific progress, 1(3), 102-112.

17. Akhmedov, B. A., Majidov, J. M. (2021). Practical ways to learn and use the educational cluster. Экономика и социум, 2(81).

18. Akhmedov, B. A. (2021). Cluster methods for the development of thinking of students of informatics. Academy, 3(66), 13-14.

19. Жураева, Н. В., Султанов, Р. О., Абдуллаева, С. А., Рахимжонова, В. А. (2020). Systematization of word combinations in the uzbek language. Наука и Мир, 2(6), 65-68.

20. Akhmedov, B. A. (2021). Innovative cluster model for improving the quality of education. Academic Research in Educational Sciences, 2(3).

21. Ахмедов, Б. А. (2021). Динамическая идентификация надежности корпоративных вычислительных кластерных систем. Academic Research in Educational Sciences, 2(3).

22. Majidov, J. M., Akhmedov, B. A. (2021). Use of multimedia technologies as a means of increasing students motivation to learn a foreign language. Ekonomika i sotsium, 3(82).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.