Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ У СПОРТСМЕНОВ ЮНИОРОВ УШУ В ПЕРИОД ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ЗНАЧЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ У СПОРТСМЕНОВ ЮНИОРОВ УШУ В ПЕРИОД ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
42
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ХАРАКТЕРА СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БОРЦОВ СПОРТСМЕНОВ ЮНИОРОВ УШУ В ПЕРИОД ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОМБИНИРОВАННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ ЮНИОРОВ УШУ В ПЕРИОД ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ТРЕНИРОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сухорукова И.С.

В данной статье представлена и экспериментально апробирована методика специальной физической подготовки у спортсменов юниоров ушу в период предсоревновательной деятельности с учётом специфики соревновательной деятельности, а также результаты, полученные в ходе проведения педагогического эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сухорукова И.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF SPECIAL PHYSICAL TRAINING IN WUSHU JUNIOR ATHLETES DURING THE PRE-COMPETITIVE ACTIVITIES

This article presents and experimentally tested the method of special physical training for junior wushu athletes during the pre-competition period, taking into account the specifics of competitive activity, as well as the results obtained during the pedagogical experiment.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ У СПОРТСМЕНОВ ЮНИОРОВ УШУ В ПЕРИОД ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Сухорукова И. С.

Кафедра физическая воспитание и спорт Ташкентский государственный юридический университет

Узбекистан, г. Ташкент

ЗНАЧЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ У СПОРТСМЕНОВ ЮНИОРОВ УШУ В ПЕРИОД ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация: В данной статье представлена и экспериментально апробирована методика специальной физической подготовки у спортсменов юниоров ушу в период предсоревновательной деятельности с учётом специфики соревновательной деятельности, а также результаты, полученные в ходе проведения педагогического эксперимента.

Ключевые слова: методика совершенствования характера соревновательной деятельности борцов спортсменов юниоров ушу в период предсоревновательной деятельности, комбинированное поведение, подготовка спортсменов юниоров ушу в период предсоревновательной деятельности в процессе тренировки.

Sukhorukova I.S. department of physical education and sports Tashkent State Law University Uzbekistan, Tashkent

THE IMPORTANCE OF SPECIAL PHYSICAL TRAINING IN WUSHU JUNIOR ATHLETES DURING THE PRE-COMPETITIVE ACTIVITIES

Annotation: This article presents and experimentally tested the method of special physical training for junior wushu athletes during the pre-competition period, taking into account the specifics of competitive activity, as well as the results obtained during the pedagogical experiment.

Key words: methods of improving the nature of competitive activity of wrestlers of junior Wushu athletes in the period of pre-competition activity, combined behavior, training of junior wushu athletes in the period of pre-competition activity during training.

Актуальность. С обретением независимости Республики Узбекистан, большое внимание уделяется развитию физической культуры и спорта, подтверждением которому являются принятые законы и постановления. [1,2,3].

Одним из приоритетных видов спорта, которому уделяется повышенное внимание, является Ушу, один из древних видов спорта. С каждым годом

возрастает уровень спортивных достижений, что требует повышения качества подготовки спортсменов.

В подготовке борцов на базе технико-тактической подготовленности борцов имеются значительные резервы. К ним можно отнести типологические особенности спортсменов и стили ведения поединков в комбинационном варианте (с одного захвата выполнять несколько вариантов технических действий), а не обучение отдельным техническим действиям (приемам) в стойке и в партере.

Объект исследования. Учебно-тренировочный процесс подготовки спортсменов юниоров ушу в период предсоревновательной деятельности.

Предмет исследования. Значение специальной физической подготовки у спортсменов юниоров ушу в период предсоревновательной деятельности.

Новизна работы. Разработана методика совершенствования комбинационных действий спортсменов юниоров ушу в период предсоревновательной деятельности, способствующая развитию технико -тактической подготовки, применяемая в соревнованиях.

Задачи исследований:

1. Определить динамику развития спортсменов юниоров ушу в период предсоревновательной деятельности.

2. Разработать методику совершенствования комбинационных действий у спортсменов юниоров ушу в период предсоревновательной деятельности.

3. Экспериментально обосновать методику совершенствования комбинационных действий у спортсменов юниоров ушуистов в период предсоревновательной деятельности.

Методы исследования:

В решении поставленных задач использовались следующие методы исследования:

1. Теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы;

2. Педагогические наблюдения за соревновательной и тренировочной деятельностью.

3. Педагогические контрольные испытания (тесты).

4. Педагогический эксперимент.

5. Математико-статистический анализ результатов исследования.

Организация исследования.

Исследования проводились в спортивном зале борьбы ДСО Динамо.

В основном педагогическом эксперименте все участники эксперимента были разделены нами на контрольную и экспериментальную группы. Количество человек в группах было равным по 10 квалифицированных спортсменов юниоров ушу в период предсоревновательной деятельности.

Спортсмены экспериментальной группы тренировались по разработанной программе, с использованием методов программирования и организации тренировочного процесса с учетом положительных эффектов.

Спортсмены контрольной группы тренировались по общепринятым программам.

В ходе эксперимента оценивалась динамика уровня технико -тактической подготовленности и соревновательной деятельности.

По показателям технико-тактической подготовленности и спортивной результативности испытуемые экспериментальных и контрольных групп в начале эксперимента не имели существенных различий.

В конце экспериментов преимущество показателей экспериментальных групп и достоверность их различий подтвердило эффективность предлагаемых методов по совершенствованию комбинационных действий спортсменов юниоров ушу в период предсоревновательной деятельности.

На основании проведенных экспериментов была доказана правильность выдвигаемой гипотезы и предложена эффективная методика по совершенствованию комбинационных действий у спортсменов юниоров ушу в период предсоревновательной деятельности.

Программа тренировочных занятий для совершенствования комбинационных действий спортсменов юниоров ушу в период предсоревновательной деятельности.

При разработке программ следует учитывать тот факт, что современный ушу, возросшими тренировочными и соревновательными нагрузками требует от спортсменов оптимального уровня технической подготовленности.

Анализ специальной научной литературы, исследование передового практического опыта ведущих специалистов, изучение уровня технико -тактической подготовленности, анализ соревновательной деятельности, результаты исследования взаимосвязи между уровнем технической подготовленности и параметрами физической подготовленности явились основанием для разработки программы тренировочных занятий для борцов по развитию комбинационных действий [5]. Тренировка комбинационного характера технических приёмов направлена на совершенствование способности спортсменов, соответственно подготовиться к соревнованиям и к проявлению тактических действии. Программа продолжительностью в 3 месяца, делённые на три этапа, каждый этап по тридцать дней. Занятия проводились с января 2020 года по март 2020 года. Каждому этапу отводилось по десять дней (по 15 минут), направленные на комбинационные действия в тренировочных сеансах. В каждой из них на занятиях применялись комбинации приемов (схема №1). Кроме этого, в каждом этапе по десять дней (по 15 минут) отводились на выполнение комбинационных действий с 50% и 100% сопротивлением по той же схеме. Конечно, здесь в первую очередь при выполнении комбинационных действий рассматриваются изучение и отработка навыков, а потом задание с сопротивлением.

Схема№1

Программа выполнения комбинационных приемов базовых упражнений_____

№ Содержание Нагрузка в минутах январь февраль март

1 Удары руками Чунцюань - прямой удар кулаком 150' 150'

2 Цзацюань - удар тыльной частью кулака сверху вниз 150' 150'

3 Туйчжан - прямой удар ладонью 150' 150'

4 Динчжоу - удар локтем в сторону 150' 150'

5 Удары ногами Чжэнтитуй - прямой мах ногой 150' 150'

6 Цэтитуй - боковой мах ногой 150' 150'

7 Вайбайтуй - мах ногой наружу 150' 150'

8 Лихэтуй - мах ногой вовнутрь 150' 150'

9 Таньтуй - хлещущий удар, Цэчуайтуй - удар ногой в сторону 150' 150'

10 Дэнтуй - удар пяткой 150' - - 150'

Итого: 1500' 450' 450' 600'

Обсуждение результатов исследования

Процесс совершенствования комбинационных действий борцов греко -римского стиля, помимо передачи им знаний, формирования у них умений и навыков, также предусматривает контроль над их технико-тактической подготовленностью. Предметом контроля тактической подготовки выступает динамика тактического мастерства спортсмена. Уровень тактической подготовленности спортсменов юниоров ушуистов определяется в процессе его тренировочной и соревновательной деятельности [4,9].

В начале и в конце педагогического эксперимента мы определяли уровень выполнения комбинационных действий ушуистов, это позволило нам отобрать следующие показатели тактических действий:

1. Педагогическая оценка 2-х ходовой комбинации приемов (балл);

2. Педагогическая оценка 3-х ходовой комбинации приемов (балл);

3. Педагогическая оценка 4-х ходовой комбинации приемов (балл);

4. Время выполнения 2-х ходовой комбинации приемов (сек.);

5. Время выполнения 3-х ходовой комбинации приемов (сек.);

6. Время выполнения 4-х ходовой комбинации приемов (сек.). Ниже приводятся показатели контрольных тестов спортсменов

юниоров ушу экспериментальной и контрольной групп в начале и в конце педагогического эксперимента (Таблица 1,2)

Сравнительный статистический анализ по показателям выполнения комбинационных действий в опытных группах в начале эксперимента проведенного у ушуистов выявил, что по показателям выполнения комбинационных действий не выявлена достоверно статистическая взаимосвязь. Показатели комбинационных действий у спортсменов юниоров ушу контрольной и экспериментальной группы примерно одинаковы. (Таблица 1.)

Таблица 1.

Сравнительные значения показателей комбинационных действий контрольной и экспериментальной групп в начале эксперимента

Наименование показателей Экспериментальн ая группа Контрольная группа t p

X Сп X С п

Педагогическая оценка 2-х ходовой комбинации приемов (балл) 7,3 1,16 7, 4 1, 1 0,2 р>0, 05

Педагогическая оценка 3-х ходовой комбинации приемов(балл) 6,8 1,03 7, 1 0, 88 0,7 р>0, 05

Педагогическая оценка 4-х ходовой комбинации приемов(балл) 6,6 0,97 6, 5 0, 71 0,57 р>0, 05

Время выполнения 2-х ходовой комбинации приемов (сек.) 2,56 0,35 2, 62 0, 21 0,37 р>0, 05

Время выполнения 3-х ходовой комбинации приемов (сек.) 3,63 0,28 3, 57 0, 32 0,6 р>0, 05

Время выполнения 4-х ходовой комбинации приемов (сек.) 4,6 0,35 4, 73 4, 73 0,45 р>0, 05

Проанализировав показатели комбинационных действий в конце педагогического эксперимента в экспериментальной группе, были выявлены достоверно статистические изменения во всех показателях. (Таблица 2.)

Анализ показателей тактических действий в контрольной группе, показал, что произошли незначительные изменения в показателях. (Таблиц 2.)

Таблица 2.

Сравнительные значения показателей комбинационных действий контрольной и экспериментальной групп в конце эксперимента

Наименование показателей Экспериментальн ая группа Контрольная группа г р

X а п X а п

Педагогическая оценка 2-х ходовой комбинации приемов (балл) 9,2 0,78 7, 8 0, 63 4,42 р<0, 05

Педагогическая оценка 3-х ходовой комбинации приемов (балл) 8,8 0,63 7, 5 7, 5 2,37 Р<0, 05

Педагогическая оценка 4-х ходовой комбинации приемов(балл) 8,7 0,82 7, 2 0, 79 2,5 р<0, 05

Время выполнения 2-х ходовой комбинации приемов (сек.) 1,87 0,35 2, 31 0, 39 2,4 р<0, 05

Время выполнения 3-х ходовой комбинации приемов (сек.) 2,84 0,31 3, 17 0, 39 2,2 р<0, 05

Время выполнения 4-х ходовой комбинации приемов (сек.) 3,79 0,21 4, 42 0, 42 2,2 р<0, 05

Таким образом, выполнение предложенной экспериментальной программы позволило повысить уровень выполнения комбинационных действий ушуистов юниоров, как в учебно-тренировочном процессе, так и в соревновательной деятельности.

Проведенный сравнительный статистический анализ в обеих группах свидетельствует о значительном преимуществе разработанной нами методики.

Выводы. 1. Аналитический обзор научно-методической литературы показал, что в настоящее время в литературных источниках содержится довольно много информации о технико-тактической подготовке квалифицированных ушуистов юниоров. Однако на сегодняшний день отсутствуют целенаправленные методические рекомендации по совершенствованию учебно-тренировочного процесса, способствующие эффективному развитию комбинационных действий при выполнении технического приёма с учетом требований современных правил соревнований в ушу [8].

2. В результате выполненного исследования показано, что на эффективность соревновательной деятельности в ушу наибольшее влияние оказывает уровень выполнения комбинационных действий.

3. В результате проведенного исследования нами выявлено, что к концу педагогического эксперимента уровень технико-тактической подготовленности повысился в контрольной и экспериментальной группах. Однако, экспериментальная группа, тренирующаяся по разработанной нами методике, показала наиболее высокие результаты. Таким образом, проведенный статистический анализ, полученного в педагогическом эксперименте материала, свидетельствует о преимуществе разработанной нами методике развития комбинационных действий, с применением специально подобранных упражнений и задач тренировки. Результаты проведенных исследований по выше перечисленным результатам также раскрывают эффективность разработанной методики технико-тактической подготовленности квалифицированных ушуистов, в основе которой содержатся выполнение комбинационных действий с учетом специфики соревновательной деятельности.

4. Использование разработанной методики по развитию комбинационных действий, способствующей развитию технико-тактической подготовленности посредством выбора разнообразных тактических решений позволяют эффективно и целенаправленно управлять учебно-тренировочным процессом. А также положительно влияет на соревновательную деятельность ушуистов юниоров.

Использованные источники:

1. Закон Республики Узбекистан «О национальной программе по подготовке кадров».-Т., 1997.

2. Закон Республики Узбекистан «О физической культуре и спорте» (новая редакция). 27 июля, 2000г.

3. Постановление Президента Республики Узбекистан «О создании специализированной школы олимпийского резерва по спортивной борьбе». 24 сентября 2012г.

4. Абдиев А.Н., Тастанов Н.А., Баймурадов И. Греко-римская борьба. 2007 г.

5. Керимов Ф.А. Спорт сохасидаги илмий тадкикотлар. - Т.: УзДЖТИ, 2004.

6. Музруков Г. Н. Основы ушу. М.: Городец, 2006. 577 с.

7. Ким В.А. Методы подготовки дзюдоистов высокого класса: (научно-методическая разработка) - Т., 1998.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Ленц А.Н. Тактическая подготовка борца. - М.: Физкультура и спорт, 1983.

9. Ян Цзюнмин. Корни Китайского Цигун: Секреты практики цигун. Киев: София, 1997.-320 с.

10. Гулбаев, Н. А., Кудратиллоев, Н. А. (2020). Состояние проблем управления систем с рассредоточенными объектами (на примере электрических сетей). Science and World, 6(82), 29-32.

11. Гулбаев, Н. А., Кудратиллоев, Н. А. (2020). Моделирование и управление территориально-распределенными системами. Science and World, 6(82), 25-28.

12. Гулбаев, Н. А., Кудратиллоев, Н. А. (2020). Модели упорядочивания структур управления систем с рассредоточенными объектами. Евразийский Союз Ученых (ЕСУ), 6(75), 46-48.

13. Kudratilloev, N. A., Akhmedov, B. A. (2021). Application of communication-cluster technologies in pedagogical institutions: interactive methods of processing graphic data. Scientific Progress, 1(5), 191-198.

14. Kudratilloev, N. A., Akhmedov, B. A. (2021). Methods of use of web-applications on the basis of innovative methods. Ekonomika i sotsium, 3(82).

15. Ахмедов, Б. А. (2021). Задачи обеспечения надежности кластерных систем в непрерывной образовательной среде. Eurasian Education Science and Innovation Journal, 1(22), 15-19.

16. Akhmedov, B. A., Xalmetova, M. X., Rahmonova, G. S., Khasanova, S. Kh. (2020). Cluster method for the development of creative thinking of students of higher educational institutions. Экономика и социум, 12(79), 588-591.

17. Akhmedov, B. A., Makhkamova, M. U., Aydarov, E. B., Rizayev, O. B. (2020). Trends in the use of the pedagogical cluster to improve the quality of information technology lessons. Экономика и социум, 12(79), 802-804.

18. Akhmedov, B. A., Majidov, J. M., Narimbetova, Z. A., Kuralov, Yu. A. (2020). Active interactive and distance forms of the cluster method of learning in development of higher education. Экономика и социум, 12(79), 805-808.

19. Akhmedov, B. A., Eshnazarova, M. Yu., Rustamov, U. R., Xudoyberdiyev, R. F. (2020). Cluster method of using mobile applications in the education process. Экономика и социум, 12(79), 809-811.

20. Akhmedov, B. A., Kuchkarov, Sh. F., (2020). Cluster methods of learning english using information technology. Scientific Progress, 1(2), 40-43.

21. Akhmedov, B. A. (2021). Development of network shell for organization of processes of safe communication of data in pedagogical institutions. Scientific progress, 1(3), 113-117.

22. Ахмедов, Б. А., Шайхисламов, Н., Мадалимов, Т., Махмудов, (2021). Smart технологияси ва ундан таълимда тизимида кластерли фойдаланиш имкониятлари. Scientific progress, 1(3), 102-112.

23. Akhmedov, B. A., Majidov, J. M. (2021). Practical ways to learn and use the educational cluster. Экономика и социум, 2(81).

24. Akhmedov, B. A. (2021). Cluster methods for the development of thinking of students of informatics. Academy, 3(66), 13-14.

25. Жураева, Н. В., Султанов, Р. О., Абдуллаева, С. А., Рахимжонова, В. А. (2020). Systematization of word combinations in the uzbek language. Наука и Мир, 2(6), 65-68.

26. Akhmedov, B. A. (2021). Innovative cluster model for improving the quality of education. Academic Research in Educational Sciences, 2(3).

27. Ахмедов, Б. А. (2021). Динамическая идентификация надежности корпоративных вычислительных кластерных систем. Academic Research in Educational Sciences, 2(3).

28. Majidov, J. M., Akhmedov, B. A. (2021). Use of multimedia technologies as a means of increasing students motivation to learn a foreign language. Ekonomika i sotsium, 3(82).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.