Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ПОДХОДА В ФОРМИРОВАНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ: ПРИМЕНЕНИЕ ДИАЛОГОВЫХ ТРЕНАЖЕРОВ (НА ПРИМЕРЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА)'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ПОДХОДА В ФОРМИРОВАНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ: ПРИМЕНЕНИЕ ДИАЛОГОВЫХ ТРЕНАЖЕРОВ (НА ПРИМЕРЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обучающийся / образование / иностранный язык / информационные технологии / симуляция / диалоговый тренажер / образовательный процесс / цифровизация / интерактивные диалоговые упражнения / student / education / foreign language / information technology / simulation / dialogue simulator / educational process / digitalization / interactive dialogue exercises

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Э.А. Куликова, А.А. Мелконян, C.Н. Шапошникова

Актуальность внедрения информационных технологий в образовательный процесс в вузе взаимосвязана с общественной потребностью в повышении качества образования и острой необходимостью использования современных компьютерных разработок в высших учебных заведениях. Ориентация на новые цели образования предполагает изменение методов и форм организации учебного процесса. Сочетание традиционных методик учебной деятельности и современных интерактивных методов является важным условием эффективного обучения иностранному языку в вузе. В статье представлен обзор практического применения диалогового тренажера с целью развития и совершенствования навыка говорения при овладении иностранным языком. Выделены преимущества и недостатки внедрения диалоговых тренажеров в процесс обучения иностранному языку. В статье описывается опыт работы с многофункциональным образовательным онлайн-сервисом Online Test Pad с целью разработки диалогового тренажера на немецком языке Test-Dialog zum Thema «Gegenstände im Haus und Haushalt». Описаны особенности интерфейса и дополнительные возможности применения тренажера. Обзор предназначен для краткого ознакомления преподавателей иностранного языка высших учебных заведений с основными способами практического использования данного программного продукта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Э.А. Куликова, А.А. Мелконян, C.Н. Шапошникова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF AN INTERACTIVE APPROACH IN THE FORMATION OF FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS: USING DIALOGUE TRAINERS (BASED ON THE EXAMPLE OF GERMAN)

The relevance of introducing information technology into the educational process at a university is interconnected with the public need to improve the quality of education and the urgent need to use modern computer developments in higher educational institutions. Orientation towards new goals of education involves changing the methods and forms of organizing the educational process. The combination of traditional teaching methods and modern interactive methods is an essential condition for effective teaching of a foreign language at a university. The article provides an overview of the practical application of a dialogue simulator to develop and improve speaking skills when mastering a foreign language. The research highlights advantages and disadvantages of introducing dialogue simulators into teaching a foreign language process. The article describes the experience of working with the multifunctional educational online service “OnlineTestPad” to develop a dialogue simulator in German “Test-Dialog zumThema “GegenständeimHaus und Haushalt”. The interface features and additional possibilities for using the simulator are described. The review is intended to briefly familiarize foreign language teachers at higher educational institutions with the main ways of practical use of this software product.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ПОДХОДА В ФОРМИРОВАНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ: ПРИМЕНЕНИЕ ДИАЛОГОВЫХ ТРЕНАЖЕРОВ (НА ПРИМЕРЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА)»

альности студентов на основе междисциплинарной координации, а также были заинтересованы в углублении и расширении этих знаний, что может способствовать росту мотивации и профессиональному самоопределению учащихся. Преподаватели должны усваивать самую передовую информацию и доктрины и внедрять обучение иностранным языкам в политику, экономику, культуру, дипломатию, науку и технику, спорт, туризм и другие области, а также реализовать обмен и взаимодополняемость в области иностранных языков и обновление знаний по различным дисциплинам.

В настоящее время высшее образование превратилось из элитного в массовое. Снижение стандартов приёма привело к усложнению ситуации подготовки студентов, ввиду этого преподаватели должны обучать студентов в соответствии с их индивидуальными особенностями. Вместе с тем новая учебная программа предъявляет более высокие требования к педагогической компетентности преподавателей. Преподавателям следует развиваться со временем и уметь результативно использовать современные информационные технологии, а также постоянно изучать и совершенствовать методы повышения эффективности обучения.

Педагогическая компетентность преподавателей иностранных языков в основном отражается в овладении и применении предметных и методических компетенций, включая, прежде всего, способность повышать осведомленность о ресурсах учебной программы, т. е. выбирать подходящие учебные материалы, не только учебники, но и аудиовизуальные продукты и другие доступные ресурсы.

В современном образовательном процессе способность применять современные информационные технологии играет важную роль, т. е. можно с помощью информационных технологий получить, обработать, создать, использовать информацию и способствовать укреплению информационного взаимодействия, чтобы в полной мере использовать информационные преимущества.

Преподаватели должны корректировать свои методы преподавания в соответствии с конкретными условиями обучения и обладать способностью адаптироваться к изменениям в преподавании, чтобы стимулировать интерес студентов к обучению. Поощрение и руководство социальной практикой и научными исследованиями значительно повысят энтузиазм студентов к самостоятельному обучению.

В настоящее время динамичный академический обмен приносит пользу пересечению различных научных дисциплин. Междисциплинарный подход особенно полезен для углубления и непрерывного расширения области исследования иностранных языков. Стоит отметить, что при высокой степени дифференциации в развитии дисциплин для усиления взаимосвязанности и взаимопроникновения между различными дисциплинами срочно требуются команды с междисциплинарным опытом для проведения всесторонних исследований в сотрудничестве. Необходимо выйти из предыдущего тупика «делать своё в одиночку» и совместно создавать открытую междисциплинарную и межведомственную преподавательскую команду, основанную на обмене знаниями, формировать исследователь-

Библиографический список

ский механизм, который объединял бы «отдельные лица, кафедры, факультеты, институты и даже университеты», способствовать более быстрому профессиональному развитию преподавателей и помогать им добиваться личного профессионального роста. Но новая система учебных программ и междисциплинарное содержание обучения, несомненно, оказали огромное влияние на традиционные концепции преподавания. Преподаватели должны сначала обрести уверенность и решимость преодолевать трудности, смело брать на себя бремя и упорно трудиться, чтобы реализовать современную концепцию в процессе обучения.

Преподаватели иностранных языков должны быть привержены концепции обучения через всю жизнь. В эпоху «экономики знаний» обновление знаний происходит чрезвычайно быстро, и обучение на протяжении всей жизни стало осознанным стремлением для каждого человека, особенно для преподавателей. Преподаватели не только обращают внимание на совершенство своих базовых знаний иностранных языков, но и на овладение тенденциями развития профессиональных иностранных языков и других смежных дисциплин. Необходимо органично сочетать изучение иностранного языка и его использование. Компетентность в обучении на протяжении всей жизни отражается не только в постоянном стремлении к знаниям, но и в неизменном размышлении над преподаванием. Педагогическая рефлексия - это переосмысление педагогических событий и явлений, которые происходят в процессе обучения. Это диалог между теорией и практикой преподавания, и непрерывная педагогическая рефлексия обязательно повысит педагогическую компетентность и уровень преподавания.

Концепция «благоприятное взаимодействие обучающих и обучающихся» воплощает педагогическую рефлексию и её позитивное значение для преподавания. Органичное сочетание педагогической рефлексии и научных исследований также является процессом, посредством которого человек принимает и реализует личность преподавателя иностранного языка и личность эксперта в одной или нескольких академических областях.

Таким образом, мы видим, что педагогической компетентности преподавателей иностранных языков в вузах уделяется особое внимание. Как уже упоминалось выше, реформа образования по специальности иностранных языков является актуальной проблемой в осовремененном обществе, связанной с вопросом о том, каких специалистов по иностранным языкам следует обучать, какие выпускники нужны на рынке труда. Для подготовки востребованных комплексных специалистов совершенствование педагогической компетентности преподавателей стало ключом к достижению цели обучения.

Предложенные приёмы повышения педагогической компетентности воплощают направление развития преподавателей иностранных языков, а также и направление подготовки специалистов по иностранным языкам.

Исходя из вышеизложенного, можно говорить о том, что приёмы и стратегии повышения педагогической компетентности могут действительно помогать преподавателям иностранных языков в вузе развивать свои квалификации и адаптироваться к требованиям реформы высшего образования.

1. Панюшкина О.А. Основные компетенции преподавателя иностранного языка в вузе. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2014: 126-130.

2. Прокупчук А.Р, Удалова Н.В., Рыбакова Е.Е. Формирование профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка в вузе в условиях модернизации системы высшего образования. Человеческий капитал. 2022; № 2: 159-165.

3. Ян Ш. Эффективный способ профессионального развития преподавателей английского языка. Исследование в области преподавания иностранных языков в Цзянсу. 2009; № 2: 8-11.

4. У И. Исследование преподавателей иностранных языков: результаты и откровения. Теория и практика преподавания иностранного языка. 2008; № 3: 32-39.

5. Алексеева Л.Е. К вопросу о профессиональной педагогической компетентности преподавателя иностранного языка вуза. Вестник Санкт-Петербургского университета. 2012: 98-106.

References

1. Panyushkina O.A. Osnovnye kompetencii prepodavatelya inostrannogo yazyka v vuze. Psihologiya ipedagogika: metodika iproblemy prakticheskogo primeneniya. 2014: 126-130.

2. Prokupchuk A.R., Udalova N.V., Rybakova E.E. Formirovanie professional'noj kompetentnosti prepodavatelya inostrannogo yazyka v vuze v usloviyah modernizacii sistemy vysshego obrazovaniya. Chelovecheskij kapital. 2022; № 2: 159-165.

3. Yan Sh. 'Effektivnyj sposob professional'nogo razvitiya prepodavatelej anglijskogo yazyka. Issledovanie v oblastiprepodavaniya inostrannyh yazykov v Czyansu. 2009; № 2: 8-11.

4. U I. Issledovanie prepodavatelej inostrannyh yazykov: rezul'taty i otkroveniya. Teoriya ipraktika prepodavaniya inostrannogo yazyka. 2008; № 3: 32-39.

5. Alekseeva L.E. K voprosu o professional'noj pedagogicheskoj kompetentnosti prepodavatelya inostrannogo yazyka vuza. VestnikSankt-Peterburgskogo universiteta. 2012: 98-106.

Статья поступила в редакцию 14.12.23

УДК 378

Kulikova E.A., teacher, Department of German Philology, Southern Federal University (Rostov-on-Don, Russia), E-mail: eakulikova@sfedu.ru Melkonyan A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of German Philology, Southern Federal University (Rostov-on-Don, Russia), E-mail: aamelkonyan@sfedu.ru

Shaposhnikova S.N., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of German Philology, Southern Federal University (Rostov-on-Don, Russia), E-mail: snsklyarova@sfedu.ru

THE USE OF AN INTERACTIVE APPROACH IN THE FORMATION OF FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS: USING DIALOGUE TRAINERS (BASED ON THE EXAMPLE OF GERMAN). The relevance of introducing information technology into the educational process at a university is interconnected with the public need to improve the quality of education and the urgent need to use modern computer developments in higher educational institutions. Orientation towards new goals of education involves changing the methods and forms of organizing the educational process. The combination of traditional teaching methods and modern interactive methods is an essential condition for effective teaching of a foreign language

at a university. The article provides an overview of the practical application of a dialogue simulator to develop and improve speaking skills when mastering a foreign language. The research highlights advantages and disadvantages of introducing dialogue simulators into teaching a foreign language process. The article describes the experience of working with the multifunctional educational online service "OnlineTestPad" to develop a dialogue simulator in German "Test-Dialog zumThema "Ge-genständeimHaus und Haushalt". The interface features and additional possibilities for using the simulator are described. The review is intended to briefly familiarize foreign language teachers at higher educational institutions with the main ways of practical use of this software product.

Key words: student, education, foreign language, information technology, simulation, dialogue simulator, educational process, digitalization, interactive dialogue exercises

Э.А. Куликова, преп., Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, E-mail: eakulikova@sfedu.ru

А.А. Мелконян, канд. пед. наук, доц., Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, E-mail: aamelkonyan@sfedu.ru

С.Н. Шапошникова, канд. филол. наук, доц., Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, E-mail: snsklyarova@sfedu.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ПОДХОДА В ФОРМИРОВАНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ: ПРИМЕНЕНИЕ ДИАЛОГОВЫХ ТРЕНАЖЕРОВ (НА ПРИМЕРЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА)

Актуальность внедрения информационных технологий в образовательный процесс в вузе взаимосвязана с общественной потребностью в повышении качества образования и острой необходимостью использования современных компьютерных разработок в высших учебных заведениях. Ориентация на новые цели образования предполагает изменение методов и форм организации учебного процесса. Сочетание традиционных методик учебной деятельности и современных интерактивных методов является важным условием эффективного обучения иностранному языку в вузе. В статье представлен обзор практического применения диалогового тренажера с целью развития и совершенствования навыка говорения при овладении иностранным языком. Выделены преимущества и недостатки внедрения диалоговых тренажеров в процесс обучения иностранному языку. В статье описывается опыт работы с многофункциональным образовательным онлайн-сервисом Online Test Pad с целью разработки диалогового тренажера на немецком языке Test-Dialog zum Thema «Gegenstände im Haus und Haushalt». Описаны особенности интерфейса и дополнительные возможности применения тренажера. Обзор предназначен для краткого ознакомления преподавателей иностранного языка высших учебных заведений с основными способами практического использования данного программного продукта.

Ключевые слова: обучающийся, образование, иностранный язык, информационные технологии, симуляция, диалоговый тренажер, образовательный процесс, цифровизация, интерактивные диалоговые упражнения

В настоящее время, в век информационных технологий цифровизация проникает во все сферы человеческой жизни. Современные информационные разработки превосходят предыдущие достижения, делают жизнь людей более комфортной, упрощают выполнение повседневных задач. Цифровизация также дала импульс к развитию других отраслей, таких как здравоохранение, государственное управление, сфера образования.

В современных образовательных учреждениях большое внимание уделяется применению в процессе учебной деятельности информационных технологий: мультимедиасредства, интерактивные доски, различное программное обеспечение, тестовые технологии, онлайн-обучение, электронные учебные тренажеры.

Применение методов интерактивных упражнений позволяет сделать образовательные ресурсы более открытыми и доступными, стимулирует развитие учебной самостоятельности студентов в освоении материала.

Таким образом, актуальность представленного исследования обусловлена стремительным внедрением интерактивных технологий в систему высшего образования.

Процесс овладения навыком говорения студентами высших учебных заведений может быть оптимизирован с использованием интерактивных учебных тренажеров наряду с традиционными технологиями обучения.

Целью данного исследования является рассмотрение возможностей применения диалоговых тренажеров в обучении говорению на иностранном языке на основе практической разработки комплекса интерактивных упражнений на немецком языке Test-Dialog zum Thema «Gegenstände im Haus und Haushalt» с помощью многофункционального образовательного онлайн-сервиса OnlineTestPad.

Для достижения цели исследования предстояло решить следующие задачи:

- изучить и проанализировать сущность понятия «диалоговый тренажер»;

- продемонстрировать область возможностей использования диалогового тренажера при формировании речевой компетенции у студентов неязыковых факультетов в процессе овладения иностранным языком;

- охарактеризовать преимущества и недостатки диалоговых тренажеров;

- разработать комплекс интерактивных упражнений для обучения говорению на занятиях немецкого языка в вузе;

- раскрыть педагогический потенциал применения такой современной интерактивной технологии, как диалоговая симуляция, и сформировать методическую основу для эффективного внедрения преподавателем иностранного языка диалогового тренажера в образовательный процесс.

Теоретической базой исследования послужили труды современных методистов в области интеграции в учебный процесс инновационных технологий и образовательных ресурсов, таких как Авжанова Б.Е., Блохин К.А., Гордеева Н.О., Векслер В.А., Козловцева Н.А. и Овсий Е.А., Краснова Т.Н., Лебедева Т.Н., Фёдорова Л.А. и др.

Методы исследования: теоретический анализ методической литературы, естественный педагогический эксперимент.

Практической базой исследования послужил эмпирический эксперимент: разработка комплекса интерактивных упражнений на немецком языке для разви-

тия и совершенствования навыка говорения у студентов неязыковых факультетов при овладении иностранным языком.

Научные результаты исследования могут быть использованы для развития методики преподавания немецкого языка, а также применены на практике преподавателями иностранного языка в вузе в процессе формирования коммуникативной компетенции у студентов неязыковых направлений подготовки.

В последние несколько лет, в первую очередь в связи с пандемией коро-навируса систему российского образования затронули значительные преобразования. В частности, в учебный процесс стали интенсивно интегрировать новые информационные технологии. В настоящее время обучение в вузах проходит в различных форматах: это традиционная форма работы со студентами в аудитории, модель смешанного обучения или же дистанционный формат организации образовательного процесса.

Новые технические возможности, с одной стороны, и изменившиеся потребности учащихся, с другой, являются движущей силой все большей цифро-визации преподавания.

Дисциплина «Иностранный язык» в силу своей специфики создания для обучающихся искусственной языковой среды и ввиду отсутствия естественной предусматривает наиболее широкое применение разных технических средств обучения. Поэтому компьютерные технологии открывают новые перспективы в преподавании иностранного языка.

Сочетание классических концепций обучения и цифровых форматов в форме смешанного обучения представляет собой прогрессивную образовательную модель, имеющую широкие перспективы для использования и дальнейшего развития. Благодаря цифровым дополнениям процессы обучения становятся более результативными.

К наиболее эффективным и перспективным технологиям, которые сегодня активно задействованы в онлайн-обучении и которыми можно дополнять традиционный образовательный процесс, относят следующие: обучающие игры, скрайбинг-презентации, чат-боты, интерактивные учебные тренажеры, в том числе диалоговые тренажеры, виртуальная реальность, электронные образовательные курсы, которые могут сочетать сразу несколько вышеупомянутых методик.

В нашем исследовании мы сфокусировали свое внимание на изучении возможностей применения интерактивных учебных тренажеров в процессе обучения студентов иностранному языку, а именно - на изучении диалоговых тренажеров.

Рассмотрим предлагаемые определения данной образовательной технологии:

Гордеева Н.О. приводит следующее определение понятия «учебный тренажер»: «это целый комплекс технических средств обучения» [1]. Множество методик обеспечивает возможность контролирования качества обучения и вырабатывает навык самостоятельного переноса и применения усвоенных знаний в рамках нового контекста или ситуации, а также способствует формированию умения быстро принимать нужные в данный момент решения. Учебный тренажер должен иметь методическую базу, концепцию и инструкцию по использованию [1].

Векслер В.А. считает, что «интерактивный тренажер - это программа, предназначенная для самостоятельного изучения (или повторения) с одновременным

контролем знаний по определённой теме» [2, с. 209]. Такие тренажёры могут применяться как для закрепления пройденного материала, так и для самостоятельной работы и проверки усвоения полученных в ходе обучения знаний [2].

По мнению Королевой Н.А., «электронные тренажеры - специальные программы, которые можно устанавливать, как на персональный компьютер, так и на смартфон, а также использовать в режиме онлайн, служащие для повышения знаний и умений по различным аспектам иностранного языка» [3, с. 30]. Каждый электронный тренажер содержит систему разноуровневых заданий по определенной теме.

Диалоговый тренажёр - это комплекс интерактивных упражнений, кото рый моделирует беседу и помогает создать разные сценарии. На реплику персонажа обучающийся должен выбрать один вариант ответа из нескольких предложенных, от которого будет зависеть дальнейший сюжетный ход диалога. Многие разработчики и исследователи называют еще такой формат работы «симулятором». Симуляция как процесс - это «интерактивная имитация различных действий, которые обучающийся бы реализовал в реальных практических условиях» [4, с. 232].

Диалоговой тренажер, согласно дефиниции Махраковой А.В., это «игровой симулятор с ветвящимся сюжетом, развитие которого зависит от ответов пользователя» [5, с. 49]. Он состоит из набора сцен, включающих в себя вопрос и возможные варианты ответа [5].

Авжанова Б.Е. определяет симуляцию в учебном процессе как сценарий с определёнными правилами и стратегиями, которые вполне могут быть применимы в реальной жизни [6].

Козловцева Н.А. и Овсий Е.А. рассматривают тренажеры как некий способ для имитирования языковой среды. Данный способ погружения в неё объединяет в себе применение сразу несколько особо важных методических принципов обучения, а именно - «коммуникативного подхода к обучению и индуктивного метода подачи материала; преобладание визуальной составляющей над текстовой; акцент на образовательно-развлекательной технологии обучения» [7, с. 183]. При работе на нём обучающийся отрабатывает коммуникативные навыки с привязкой к конкретной максимально приближенной к жизненной ситуации [7].

Краснова Т.Н. считает виртуальную реальность «бесценным инструментом в языковых классах высших учебных заведений» [8, с. 89], поскольку интерактивность в форме диалогов с виртуальным собеседником позволяет имитировать аутентичный контекст коммуникативного акта, что способствует продуктивности и максимальной эффективности учебного процесса. Обучение с помощью виртуальной реальности тесно связано с теорией конструктивизма, поскольку обучающиеся не пассивно воспринимают знания, а конструируют их через опыт и соответствующий дискурс [8].

Блохин К.А. считает главным преимуществом диалоговых тренажёров «фактически моментальную обратную связь» [9, с. 68]. Кроме того, им характерна не линейная, а разветвлённая сюжетная линия.

Таким образом, диалоговый тренажёр - это одна из современных технологий, с помощью которой преподаватель может преобразовать учебный процесс, оживить его, активизировать развитие речевых компетенций учащихся.

Тренажер поможет сформировать навык уверенной и безошибочной коммуникации в комфортной среде, автоматизировать речевые конструкции, следовательно, усовершенствовать разговорную речь и расширить словарный запас.

Ситуативные модели речевого общения, разработанные с помощью диалоговых тренажеров, где обучающийся выбирает ответ на определенную фразу виртуального собеседника, раньше были текстовыми. Минус таких текстовых учебных тренажеров - это их сравнительно низкая эффективность.

В настоящее время диалоговые тренажеры - это целые интерактивные сцены с персонажем, выбором реакций и настроений, развилками сюжета и друз гими настраиваемыми дополнениями.

Современные диалоговые тренажеры не только имитируют ситуации, а и имеют функцию озвучивания реплик, что позволяет лучше отработать навык ключевых фраз.

Наличие визуальных, аудио- и видеоматериалов различной сложности в тренажере позволило разделить их на:

- графические: для оформления диалогов применяются нарисованные персонажи;

- графические с аудиосопровождением: программа предусматривает возможность озвучивания написанного текста роботом. Обучающийся может прослушать текст возражения виртуального участника разговора, учесть при выборе ответа интонацию собеседника;

- фототренажеры: в качестве персонажей используются фотографии реальных людей;

- тренажеры с фотоперсонажами и звуком: персонажи диалога озвучены;

- видеотренажеры: тренировочная ситуация записана в форме видео, в котором персонажем выступает реальный человек.

Речевые диалоговые тренажеры позволяют не только прослушать реплику виртуального собеседника, но и ответить ему с помощью голосового ввода фразы. Программа оценивает правильность ответа и интонационную выразительность речи обучающегося. Наличие визуальных, аудио- и видеоматериалов повышает эффективность обучения. Такой тренажер можно самостоятельно создавать с использованием различных образовательных платформ для онлайн-об-учения.

Далее рассмотрим подробнее этапы работы по созданию диалоговых тренажеров на основе практической разработки комплекса интерактивных упражнений на немецком языке Test-Dialog zum Thema «Gegenstände im Haus und Haushalt» с помощью многофункционального образовательного онлайн-сервиса OnlineTestPad.

OnlineTestPad - бесплатный мнофункциональный сервис для проведения тестирования и обучения, который включает конструктор для создания диалоговых тренажеров.

Первостеленнымэтапом разработки диалога является созданиесценария. Преподавательдолжен решитьдакие тееОншадеди и аадачп еоможетрааодзон вать данный метод, в какую ситуацию для этого лучше всего погрузить обучаю-щиосэ.

f С ■ ЩШ J"^.Lr^'ri'^ch tri,' ; Я D 1

Online Test Pad f Т 1 Itnioil) • V ш-

& Диалоги ГСДДШ* Test-Di alog zum Thema "Gegenstände im Haus und Haushalt"

ft Ладом Test-Dialog zum Thema "Gegenstände im Haus und Haushalt"

[) Начатый страница Данный диалог рззрайлан для разите ишрншимвышв по тем «Предиеты б№

w Cipu 1' ГЩТ^'ЩИШЫШЬ Мипруицк« Ответьте на кпро:ы, sbfyss годвдш) № смыслу аэрнанготега

ili гдаьтат

Ь Приташия Дат

ft Стипоацпя

жЛт OfUteTfüEPdii | Гхчшмеабишкшмн | Плгшмишк^дорммшш Q ОПратимяf 1 ТШН^^му

Рис.1.деллль ная страница диалога

Начальная страница включает название диалогового тренажера Test-Dialog zum ЛРста «ПРетенНат0е1тНаинипТ0ааеЬаЭ».ДлнэыРдсалорр азработандля развития коммуникативных навыков по теме «Предметы быта» (рис. 1). Согласно инстдукции, обучающийсядолжен выбраииоеин нееэння дянзлаиз аесклеьрнс предложенных.

Втт>еой граеотеозсостаяоение сфнлие.Иеобхплдимо

преиельнолыстрезяи риалор продумаэп реиодки етэертдоноло собеотдеока, а такжеразныеиарезяиы оэаесов лдиислпвыпатндт, еоторыооврыажелыримонить вдальнейшем вэаяаьнеlрнапеврlнcтсттрияс. Пив ьиlеаpeтянвенoгoьтзотнтa ответа учащийся переходит на слайд с информацией об ошибке и комментари-рсl. Hеесрложнo н дале нвяшее нервррпе етнувнрп, аажeныxoдь«бeротаc иому» речевому варианту. Важно учитывать уровень подготовки учеников и образова-теомою зед аэу

f } 0 1 1 L '-' ¿AG!

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

vy Online ТеУ Pad f- f J Меноса«га •

Яз Щша Test-Dialog zum Thema "Gegenstände im Haus und Haushalt"

» Mi 9, All» hat seinen Platz!

0 Настроив! 1. Bekanntschaft

Q Нмигаяорзивд 2. Lass es uns noch mal versuchen!

Я ü|W С Последовател ь ность 3. Zimmerbesctireibung. Wohin stellen wirdas Bett?

■и faywrar 4, Lass es uns noch mal versuchen?

h ' Г 1.'-И! 5, Zimmerbesctireibung, Wohin stellen wirden Schreibtisch?

i Статистка 6. Lass es uns noch mal versuchen?

ft .ÜIT.I■:ц-: 7. Zimmerbeschreibung. Wohin stellen wirden Spiegel? 8. Stellen wir dann den Spiegel in den Vorraum?

0

Рис. 2. Сцены диалога

Диалоговый тренажер Test-Dialog zum Thema «Gegenstände im Haus und Haushalt» включает в себя 9 сцен (рис. 2): 1. Bekanntschaft. 2. Lass uns noch mal

versuchen! 3. Zimmerbeschreibung. Wohin stellen wir das Bett? 4. Lass uns noch mal versuchen? 5. Zimmerbeschreibung. Wohin stellen wir den Schreibtisch? 6. Lass uns noch mal versuchen? 7. Zimmerbeschreibung. Wohin stellen wir den Spiegel? 8. Stellen wir den Spiegel in den Vorraum? 9. Alles hat seinen Platz!

Последовательность перехода сцен диалога изображена на рис. 3. Верный вариант ответа обучающегося предусматривает переход к новой сцене. В случае неверного ответа пользователь возвращается к сцене, в которой он допустил ошибку, чтобы ее исправить. Сцены 1, 3, 5, 7, 9 - это центральные сцены одного сюжета. Сцены 2, 4, 6, 8 содержат комментарии для обучающегося, если он выбрал неверный ответ, и позволяют вернуться к предыдущей сцене диалога и исправить ошибку.

£ ,) О Н ipjj.cnÜKtslpidcanifdiik^Wwdpjfxj^taw

Е> A i * [1 1 :

ft ffallipiÜHl U Началм страница

Test-Dialog zun Thema "Gegenstände im Haus und Haushalt"

HacifaiiKa tläcREflöBaTEihHDClLi Нйрехцр СиенДийлога f

JllW hlipHi'V V Cwpu I:

t - t, 5 » П ;

V--' Online Test Pad [J I J МйНПГЯЙИ • V

Test-Dialog zum Thema "Gegenstande im Haus und Haushalt"

й Ламбарп & Hacipuüw i % Ф 2i.ll.2W23 8 Диапагои.и СТАТУС ДИАЛОГА £ Открыт

Q Нашышшршр ■ Оснсемг кыли: Зацилв

№ Сцепи titips^'ofiinelestpsl.comfi'CeSpMJzsl

.1. Itjyjmr ■ Ьидасг JJIäJWIBlICCtffliill. Сшъвимг ошад ДИАЛОГА

it Приглашения ¿ЯРИ

Id СтапЕгна о crwiuaififl Дотпоцбгмпкмобдайшлуппойк '¿1 ........ ш filtj)5 МгаЯЯрэ dro mit u'daloji'ffil 22-Ksl-dalcg-i итнйсшз-дщ ciEtando Еаш аигрожый сертифшго пубшюцин iwra ли» IHR' Н Русский

Рис.5.Дашборддиалогасосновной ссылкой

твом баллов и процентное отношение числа правильных ответов к числу заданий в тесте.

f- -) С i ä№Dn мхафн л. 'it m

пэртидрдодерпрндмн ьрендшяи

I [1 ti fiDl

Рис. 3. Последовательность перехода сцен диалога

На любомэтапесоздания си^нпфоевсфеподавательмсжеп аоспользоватд-ся оьвод пресвахьтснвисьспросмотра и ппеьвть паей дхнлоговый тр^нажос. Прозрамяа псььелвет авторе дтрндансвреьсть лювВйскв ецедр пти вевДтзеииюипе, депадсься к предыдущей или закрыть окно просмотра, выбрав соответствующую двпавр насзеппэипптвдмепоон.

СлряеющьЭ шаГа пойтсTоткaастeсфeйсл рляяиалога. Оа , тот у лзТого иаяepеэтввнеro »елецсв. дмлжзт потв 1ьпнтед(^^пви^ /пли стр^глощся^сс.

Online Test Pad

Приглашение пройти аналог '(dialogname)'

Эл|™ tr> Й11,

[тммтег» MUV [ч| риштип^чнпиияет внпрмиждо

Hw&jmflTiijitDioi.hSftkTewKaflUBioe.iiflicMfliv^MhEiatwtt cipwmafBts

Рис. 4. Оформление первой сцены диалога

Необходимо оформить каждую сцену: выбрать фон и персонажа из предложенных на сайте вариантов или загрузить собственные шаблоны (рис. 4), а также обложку для диалога.

Чтобы опубликовать диалог на сайте, автору нужно провести тестирование диалога, в случае необходимости внести исправления.

После выполнения вышеназванных шагов программа сгенерирует автоматически ссылку на ваш диалог и опубликует его в общий доступ на сайте. Чтобы поделиться разработанным интерактивным упражнением с другими пользователями, программой также создается основная персонализированная ссылка для диалога (рис. 5).

Используя раздел «Приглашения», преподаватель может сформировать группы пользователей и разослать им электронные письма с персонализированной ссылкой на прохождение диалога (рис. 6). Основные результаты тестирова-нияотобееждзепяс дезсеее «Стаглснзкэ». Профиль статистики включает в себя следующие пункты: количество прохождений диалога, отдельные результаты по сценам, таблицу результатов конкретного пользователя с набранным количе-

Рис. 6. Раздел «Приглашения»

Несколько непривычным, но необходимым является этап защиты создан-норспродукта, что обуиловлено ирудоёмсостью разработкитакого сонтента инио ориентированностью на конкретную целевую аудиторию.

Отлатн-сеувзе On lineTMotOaT предусготтитаес выдочу автарр ди ало га электтанунгосертификара,которыРподтверсадает, что автор является разработ-чикёмапуНаиеовтвуагее аКдий ыеткдп насаутеопlinetestpad.com диалогового тразижара. Всертификатеуказаны:ФИОввтора,назватбмдиaлоит,ёткa пдСиз-кации тренажера.

^етшвегдяд, простым пчумерсммитерчпуивтых зоданинксто^емож-ноттаа^^^^тьн^^^имун -чкипнное пдркыхурзаовпо немeцлoлyяпыкy Мудут ^ажнения наотржботку стженнж^г< руп|эпмевзlбётэлeмeнyaмрыx

(ееипткви «Си4втТ^дМе «GoteнАЬечО!», ю-

щихся уровня А1 также подходят упражнения, направленные на отработку выбо-раратлик-очзотов чс натвoсч¡сW<суоhtУPкl¡гГ|рсвиб». Пимимо «клacтыбРcьoT» фразы чМоп^дuH- вы[^ажарьр,иу^<оьзающиесн н

разговорной речи, например, «Mir geht es spitze!», «Alles läuft bestens», «Ich bin аеМ ЗгоМи, <гlтHPекnр!cB<klбgeвиадp.

На начальном этапе обучения иностранному языку (уровень А1 - А2) преподавателе можетпроводитьря. заныкмс исзольбовызиёмдгелotоноroтувио-жёмоимcлкдyющир темамl«Зтыкoмстрo», «-Pст Н-юг-эФии-с «ПрадшетыВытё», «Хобби. Досуг», «Распорядок дня», «Предпочтения в еде. Покупки в магазине». нЮ яучащ ихся у<уваяА 1рекомендуевсвуа зpaбaтыуртвиж6e вактатн мюукрыжне-интcy-pаакныиныр чтюгюм рае. инчёырымиcсктактачeчлвлакёжcтpyкц »тыы!о у|мовня Ат ммж»е пoшгауыракеочерныв ыaтepиaлубсрушe» чари-ыбеыуностьюпрезлыжений иболеешивокимслбйарпб1бзмпасрм

Для студентов продвинутого уровня (В1 - В2) будет актуально освоение с помощью диалогового тренажера языковых средств официально-делового стиля (игучаичи языковыа чорм нолришзо пс»имa¡ co»уоклезибpeзюмет ар).

»м процеуве пртчрденик к»шлeдеиёнрт ^^мв какжееыли вытраены положи-т^^г^а^^ю ьoтмкцатeльиыeстсомныиорежьзoвaниыдитмytoвымt■тыичoвуoи пскoбMк чении иностранному языку. К преимуществам можно отнести следующие моменты:

1. Инструменты сервисов по созданию тренажеров позволяют создавать диалоги любого уровня сложности, разветвлённости и продолжительности.

2. Наличие блока анализа полученного результата помогает обучающимся при прохождении диалога оценить правильность принятых решений, что способствует развитию языковой компетенции и в целом совершенствует навыки анализа информации.

3. Важным аспектом применения диалоговых тренажеров является доступность обратной связи. Сервисы позволяют размещать ссылки на задания, определять контрольные сроки, таким образом, тренажер выступает как традиционное средство оценки и контроля знаний учеников. Педагогу доступны функции просмотра каждого результата и статистики ответов по диалогу. Он также может воспользоваться персонализированными ссылками при организации групповой деятельности учащихся и разделить их на группы. Интерактивные упражнения легко встраиваются на сайт, в блоги, форумы, что актуально для современных студентов.

4. Преподаватель иностранного языка может использовать в процессе обучения диалоговый тренажёр с абсолютно разными целями, например, с целью проверки уровня усвоения учебного материала либо для введения нового или закрепления пройденного. Целью может служить также стремление сформировать стабильную компетенцию в виде умения решать конкретные языковые задачи различными способами (это крайне актуально при отработке лексики, грамматики, стилистики). Умение аргументировать свою позицию, оценивать продуктивность собственной работы, возможность управления беседой и совершенствование навыков речевой коммуникации тоже очень важно в этой связи.

Библиографический список

Несмотря на очевидные плюсы применения диалоговых тренажеров в преподавании иностранного языка, данная форма работы имеет ряд недостатков:

1. Разработка качественного диалога - довольно трудоемкий процесс. Педагогу понадобится достаточно много времени для его технического и графического оформления. К сожалению, в настоящее время реализация таких проектов осуществляется преподавателями в рамках внеурочной деятельности по собственной инициативе и дополнительно не оплачивается. Однако, несмотря на определённые трудности, появляется отличная возможность способствовать непосредственно популяризации бренда университета.

2. Для этапа создания основы диалога характерны значительные затраты времени.

В заключение хотелось бы отметить, что обучение иностранному языку с помощью диалоговых тренажеров будет однозначно привлекательно для обучающихся. Диалоговый тренажёр позволяет повысить интерес к предмету, сделать процесс обучения более эффективным и эмоционально значимым за счет погружения в определенную коммуникативную ситуацию с целью активизации навыков диалогической речи и аудирования, а также расширения словарного запаса.

Применение современных образовательных технологий в преподавании иностранного языка открывает определённые новые горизонты для творческого развития и профессионального совершенствования педагога. Этот момент нельзя недооценивать.

Использование диалогового тренажера, безусловно, благотворно скажется на образовательном процессе, расширит палитру технологических возможностей занятия, а также поспособствует увеличению эффективности при достижении поставленных образовательных целей и усовершенствует саму реализацию программы.

1. Гордеева Н.О. Практика применения виртуальных тренажёров для освоения алгоритмов профессиональной деятельности будущих экономистов. Современные проблемы науки и образования. 2022; Ч. 1, № 6. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32257

2. Векслер В.А., Рейдель Л.Б. Интерактивные тренажеры и их значение в учебном процессе. NovaInfo. 2016; № 41: 205-211. Available at: https://novainfo.ru/article/4403

3. Королева Н.В. Электронные тренажеры как инновационная форма обучения английскому языку в вузе. Российская наука: актуальные проблемы лингвистики, пере-водоведения и педагогики: сборник научных статей III Международной научно-практической конференции. Самара, 2021; 29-32. Available at: https://www.elibrary.ru/item. asp?edn=vkecsq

4. Фёдорова Л.А. Разработка симуляторов для формирования компетенций магистрантов при реализации онлайн-курсов. Современные наукоёмкие технологии. 2018; № 5: 230-234. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35050142

5. Махракова А.В. Возможности инструментов E-LEARNING на уроках японского языка в средней школе. Наука и социум: материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2019: 44-50. Available at:https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-instrumentov-e-learning-na-urokah-yaponskogo-yazyka-v-sredney-shkole/viewer

6. Авжанова Б.Е. Использование технологии моделирования коммуникативных ситуаций при изучении профессионально-ориентированного иностранного языка. Студенческий научный форум-2015: материалы VII Международной студенческой научной конференции. Available at: https://scienceforum.ru/2015/article/2015017605

7. Козловцева Н.А., Овсий Е.С. Методика применения диалогового тренажёра по русскому языку для начинающих в дистанционном обучении в период пандемии. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021; Т. 10, № 2: 182-185.

8. Краснова Т.И. Потенциал иммерсивной виртуальной реальности в обучении иностранным языкам. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 1 (98): 89-91.

9. Блохин К.А. Применение интерактивных диалоговых тренажёров в обучении иностранному языку. Университетские чтения - 2021: материалы научно-педагогических чтений ПГУ. Пятигорск, 2021; Ч. 2: 67-75. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46258537

References

1. Gordeeva N.O. Praktika primeneniya virtual'nyh trenazherov dlya osvoeniya algoritmov professional'noj deyatel'nosti buduschih 'ekonomistov. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2022; Ch. 1, № 6. Available at:<https://science-education.ru/ru/article/view?id=32257

2. Veksler V.A., Rejdel' L.B. Interaktivnye trenazhery i ih znachenie v uchebnom processe. NovaInfo. 2016; № 41: 205-211. Available at: https://novainfo.ru/article/4403

3. Koroleva N.V. 'Elektronnye trenazhery kak innovacionnaya forma obucheniya anglijskomu yazyku v vuze. Rossijskaya nauka: aktual'nye problemy lingvistiki, perevodovedeniya ipedagogiki: sbornik nauchnyh statej III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Samara, 2021; 29-32. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=vkecsq

4. Fedorova L.A. Razrabotka simulyatorov dlya formirovaniya kompetencij magistrantov pri realizacii onlajn-kursov. Sovremennye naukoemkie tehnologii. 2018; № 5: 230-234. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35050142

5. Mahrakova A.V. Vozmozhnosti instrumentov E-LEARNING na urokah yaponskogo yazyka v srednej shkole. Nauka i socium: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2019: 44-50. Available at:https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-instrumentov-e-learning-na-urokah-yaponskogo-yazyka-v-sredney-shkole/viewer

6. Avzhanova B.E. Ispol'zovanie tehnologii modelirovaniya kommunikativnyh situacij pri izuchenii professional'no-orientirovannogo inostrannogo yazyka. Studencheskij nauchnyj forum-2015: materialy VII Mezhdunarodnoj studencheskoj nauchnoj konferencii. Available at: https://scienceforum.ru/2015/article/2015017605

7. Kozlovceva N.A., Ovsij E.S. Metodika primeneniya dialogovogo trenazhera po russkomu yazyku dlya nachinayuschih v distancionnom obuchenii v period pandemii. Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya. 2021; T. 10, № 2: 182-185.

8. Krasnova T.I. Potencial immersivnoj virtual'noj real'nosti v obuchenii inostrannym yazykam. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2023; № 1 (98): 89-91.

9. Blohin K.A. Primenenie interaktivnyh dialogovyh trenazherov v obuchenii inostrannomu yazyku. Universitetskie chteniya - 2021: materialy nauchno-pedagogicheskih chtenij PGU. Pyatigorsk, 2021; Ch. 2: 67-75. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46258537

Статья поступила в редакцию 29.12.23

УДК 373.3.035.6

Shikanova A.N., senior teacher, Chuvash State University n.a. I. Ulyanov (Cheboksary, Russia), E-mail: anshik@list.ru

METHODOLOGICAL SUPPORT FOR TEACHERS IN THE PROCESS OF FORMING VALUE ORIENTATIONS IN JUNIOR SCHOOL CHILDREN DURING EXTRA-CURRICULAR ACTIVITIES. In the modern world, where there are many information influences, it becomes important to provide teachers with the necessary methodological knowledge and tools for effective work in the extracurricular sphere. The article examines methodological support for teachers as an effective tool for the formation of value orientations in the modern education system. The author substantiates the potential of methodological support for teachers in the formation of value orientations among junior schoolchildren in extracurricular activities of a patriotic nature, revealing the essence of methodological support, which consists in providing teachers with tools, knowledge and support for effective work with children, which includes the development of methods and programs aimed at formation in children of love for their country, respect for national traditions and culture, as well as awareness of their civic responsibility. The results of the experiment indicate the effectiveness of methodological support for teachers in the formation of value orientations among junior schoolchildren in extracurricular activities of a patriotic nature, which makes this study relevant and significant for teachers and specialists in the field of education.

Key words: value orientations, club for parents and children, pedagogical support, elementary school, junior schoolchildren

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.