Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ ФОНДОВОГО РЫНКА КАК СПОСОБ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПЕРИОД ЭКОНОМИЧЕСКИХ КРИЗИСОВ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ ФОНДОВОГО РЫНКА КАК СПОСОБ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПЕРИОД ЭКОНОМИЧЕСКИХ КРИЗИСОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
178
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ФОНДОВЫЙ РЫНОК / КРИЗИС / COVID-19 / ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глухов К. В., Шипилова М. В.

Определены возможности использования инструментов фондового рынка как источника финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства во время кризиса, вызванного коронавирусной инфекцией COVID-19, а также разработки предложений по расширению системы мер государственной поддержки для популяризации данного способа финансирования. Авторами выдвинута гипотеза, что фондовый рынок является эффективным инструментом для субъектов малого и среднего предпринимательства в период кризиса, однако на данный момент редко используемым. Систематизированы и рассмотрены существующие методы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства при использовании инструментов фондового рынка. Определен порядок предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и освещен порядок отбора эмитентов. Изучен зарубежный опыт поддержки малого и среднего предпринимательства через фондовый рынок на примере США и Польши. Проанализированы трудности, с которыми сталкиваются предприниматели при использовании инструментов фондового рынка в России, и вынесены предложения по их преодолению. Сделаны выводы об эффективности данного способа поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в период сложной экономической ситуации. Сформулировано предложение о расширении системы государственной поддержки и популяризации такого способа финансирования среди субъектов малого и среднего предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF STOCK MARKET INSTRUMENTS AS A WAY TO SUPPORT SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES DURING ECONOMIC CRISES

This study determines the possibilities of using stock market instruments as a source of financing for small and medium-sized businesses during the COVID-19 coronavirus crisis, as well as developing proposals for expanding the system of public support measures to popularise this mode of financing. The authors put forward a hypothesis that the stock market is an effective tool for small and medium-sized businesses to use in times of crisis, but that it is rarely used at the moment. The existing methods of state support for small and medium-sized businesses using stock market instruments have been systematised and reviewed. The procedure for granting subsidies to small and medium-sized businesses has been defined and the procedure for selecting issuers has been highlighted. Foreign experience of supporting small and medium-sized businesses through the stock market, using the United States and Polish examples, has been studied. The difficulties encountered by entrepreneurs in using the stock market instruments in Russia have been analysed and proposals for overcoming them have been made. Conclusions have been made on the effectiveness of this way of supporting small and medium-sized businesses in a difficult economic situation. A proposal to expand the system of state support and popularise this method of financing among small and medium-sized businesses has been formulated.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ ФОНДОВОГО РЫНКА КАК СПОСОБ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПЕРИОД ЭКОНОМИЧЕСКИХ КРИЗИСОВ»

ФИНАНСЫ И БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

УДК 338.28 JEL E69 Глухов Константин Вячеславович

ведущий советник, Министерство экономического развития Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-3305-1643 e-mail: konstantinglukhov@gmail. com

Шипилова Марина

Владимировна

студент, ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Перезиденте Российской Федерации», г Москва, Россия ORCID: 0000-0003-3302-3885 e-mail: marina.shipilova.2001303@mail.ru

В0110.26425/1816-4277-2021-10-139-146

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ ФОНДОВОГО РЫНКА КАК СПОСОБ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПЕРИОД ЭКОНОМИЧЕСКИХ КРИЗИСОВ

Аннотация. Определены возможности использования инструментов фондового рынка как источника финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства во время кризиса, вызванного коронавирусной инфекцией COVID-19, а также разработки предложений по расширению системы мер государственной поддержки для популяризации данного способа финансирования. Авторами выдвинута гипотеза, что фондовый рынок является эффективным инструментом для субъектов малого и среднего предпринимательства в период кризиса, однако на данный момент редко используемым. Систематизированы и рассмотрены существующие методы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства при использовании инструментов фондового рынка. Определен порядок предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и освещен порядок отбора эмитентов. Изучен зарубежный опыт поддержки малого и среднего предпринимательства через фондовый рынок на примере США и Польши. Проанализированы трудности, с которыми сталкиваются предприниматели при использовании инструментов фондового рынка в России, и вынесены предложения по их преодолению. Сделаны выводы об эффективности данного способа поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в период сложной экономической ситуации. Сформулировано предложение о расширении системы государственной поддержки и популяризации такого способа финансирования среди субъектов малого и среднего предпринимательства.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, государственная поддержка, фондовый рынок, кризис, COVID-19, Правительство Российской Федерации, зарубежный опыт, альтернативный источник финансирования

Для цитирования: Глухов К.В., Шипилова М.В. Использование инструментов фондового рынка как способ поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в период экономических кризисов//Вестник университета. 2021. № 10. С. 139-146.

Konstantin V. Gluhov

Leading Advisor, Ministry of Economic Development of Russian Federation, Moscow, Russia ORCID: 0000-0002-3305-1643 e-mail: konstantinglukhov@gmail. com

Marina V. Shipilova

Student, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia ORCID: 0000-0003-3302-3885 e-mail: marina.shipilova.2001303@mail.ru

USE OF STOCK MARKET INSTRUMENTS AS A WAY TO SUPPORT SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES DURING ECONOMIC CRISES

Abstract. This study determines the possibilities of using stock market instruments as a source of financing for small and medium-sized businesses during the COVID-19 coronavirus crisis, as well as developing proposals for expanding the system of public support measures to popularise this mode of financing. The authors put forward a hypothesis that the stock market is an effective tool for small and medium-sized businesses to use in times of crisis, but that it is rarely used at the moment. The existing methods of state support for small and medium-sized businesses using stock market instruments have been systematised and reviewed. The procedure for granting subsidies to small and medium-sized businesses has been defined and the procedure for selecting issuers has been highlighted. Foreign experience of supporting small and medium-sized businesses through the stock market, using the United States and Polish examples, has been studied. The difficulties encountered by entrepreneurs in using the stock market instruments in Russia have been analysed and proposals for overcoming them have been made. Conclusions have been made on the effectiveness of this way of supporting small and medium-sized businesses in a difficult economic situation. A proposal to expand the system of state support and popularise this method of financing among small and medium-sized businesses has been formulated.

Keywords: small and medium businesses, enterprises, state support, stock market, crisis, COVID-19, Government of the Russian Federation, foreign experience, alternative sources of financing

For citation: Gluhov K.V., Shipilova M.V. (2021) Use of stock market instruments as a way to support small and medium-sized businesses during economic crises. Vestnik universiteta, no. 10, pp. 139-146. DOI: 10.26425/1816-4277-2021-10-139-146

© Глухов К.В., Шипилова М.В., 2021.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/). © Gluhov K.V., Shipilova M.V., 2021.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

Введение

Малое и среднее предпринимательство (далее - МСП) является одним из самых важных элементов стабильной рыночной экономики, без которого устойчивое развитие государства представляется затруднительным. МСП представляет собой социально-экономический институт, без которого невозможно развитие здоровой конкурентной среды экономики, необходимой для преодоления отраслевого и регионального монополизма и безработицы. Кроме того, МСП создает значительное количество новых рабочих мест, осуществляет значимый вклад в формирование среднего класса, необходимого для устойчивого развития общества, а также играет огромную роль в обеспечении социально-политической стабильности в обществе. Развитие малого и среднего бизнеса ведет к оздоровлению экономики. Важность развития малого и среднего бизнеса подчеркивают такие исследователи, как Ю. А. Балдина, Е. З. Герчикова, О. В. Гудкова, Ю. Г. Кузменко, А. В. Резепин и многие другие [1; 2; 3; 4].

Постановка проблемы

Сегодня субъекты МСП испытывают множество трудностей, связанных с текущей глобальной пандемией коронавирусной инфекции COVID-19. Безусловно, пандемия ударила не только по здоровью людей, но и по всей экономике в целом. На такое положение дел повлияли локдауны почти во всех странах мира, ограничившие работу бизнеса и прочих учреждений. Согласно статистическим данным, пандемия затронула деятельность более 70 % малых, средних и крупных предприятий, а также индивидуальных предпринимателей в Российской Федерации [6]. Малому и среднему бизнесу пришлось столкнуться с необходимостью поиска дополнительных источников финансирования. Большинство российских предпринимателей склоняется в пользу кредита как источника получения дополнительного финансирования. При этом весьма привлекательной альтернативой в данном случае может являться использование инструментов фондового рынка. Немаловажным является тот факт, что при их использовании возможно получить государственную поддержку.

Целью данного исследования является определение возможностей использования инструментов фондового рынка как источника финансирования субъектов МСП во время кризиса, вызванного новой коронави-русной инфекцией COVID-19, анализ зарубежного опыта по реализации подобных мер поддержки субъектов МСП, а также разработка предложений по расширению системы мер государственной поддержки для популяризации данного способа финансирования.

Зарубежный опыт

Малый и средний бизнес чрезвычайно важен для устойчивого развития любого государства, именно поэтому государственная экономическая политика различных стран направлена на поддержку субъектов МСП. Так, государственная поддержка использования инструментов фондового рынка как альтернативного способа привлечения финансирования для субъектов МСП предусмотрена во многих странах мира. В США и Европе средний бизнес имеет возможность выходить на первичное публичное размещение акций компании (эмиссию) (от англ. Initial Public Offering, далее - IPO) по упрощенной процедуре.

Фондовый рынок США является одним из самых крупных и ликвидных в мире, а его регулирование представляет собой сложную систему. 5 апреля 2012 г. был подписан закон Jumpstart Our Business Startups Act, или JOBS Act, нацеленный стимулировать финансирование малого бизнеса в США через послабление достаточно большого количества правил по ценным бумагам для субъектов МСП [11]. Этот закон значительно снижает требования к отчетности и надзору для этих компаний. К примеру, он позволяет компаниям с выручкой менее 1 млрд долл. США при выходе на биржу предоставлять отчетность за два года вместо стандартных трех. Кроме того, он значительно снижает требования к отчетности и надзору для этих компаний. До принятия JOBS Act в большинстве случаев только аккредитованные инвесторы могли инвестировать в стартапы.

Путем упрощения процедуры выхода на фондовый рынок для субъектов МСП пошла Польша. Так, Варшавская фондовая биржа еще в 2007 г. предложила эмитентам и инвесторам сегмент NewConnect, предназначенный для молодых быстроразвивающихся компаний, которым нужен капитал от 100 тыс. долл. США. NewConnect представляет собой альтернативную фондовую биржу, позволяющую небольшим компаниям размещать акции, обмен на которой проводится за пределами регулируемого рынка. Преимущест-

вом NewConnect являются более низкие затраты для размещаемых компаний, а также упрощенные критерии входа и ограниченные требования к отчетности. Однако данная площадка была популярна лишь среди частных мелких инвесторов.

В связи с этим Варшавская фондовая биржа с целью завоевать доверие на рынке NewConnect и сделать рынок привлекательным для различных групп инвесторов, в том числе крупных, осуществила его перезапуск под названием NewConnect 2.0. Одним из основных столпов NewConnect 2.0 является назначение Совета Авторизованных советников. Он будет состоять из 12 членов, включая 9 Авторизованных советников. В обязанности совета будет входить выдвижение предложений относительно направления развития рынка, определение принципов деятельности Авторизованных советников, принятие мер, улучшающих качество услуг [12]. Это сделано для того, чтобы Авторизованные советники брали на себя больше ответственности за данный рынок. Планируется, что это увеличит доверие к данному рынку и таким образом поспособствует привлечению крупных игроков. С 2013 г. число компаний, обращающихся на данной площадке, снизилось на 39 единиц или (24,49 %) (табл. 1). Данный процесс обусловлен ужесточением правил отбора при входе на данную площадку. Кроме этого, для части компаний NewConnect становится лишь первым шагом перед листингом на Варшавской фондовой бирже. Но несмотря на это, площадка продолжает пользоваться популярностью. Так, с начала 2021 г. 13 компаний уже осуществило листинг. Площадка NewConnect зарекомендовала себя как эффективный инструмент привлечения финансирования для субъектов МСП, которая осуществляет свою работу на протяжении 14 лет.

Таблица 1

Основная статистика NewConnect на июнь 2021 г.

Показатель 2021 г. 2020 г. 2019 г. 2018 г. 2017 г. 2016 г. 2015 г. 2014 г. 2013 г. 2012 г. 2011 г. 2010 г.

Курс обмена доллара (конец программы) 3,67 3,69 3,80 3,76 3,48 4,18 3,88 3,55 3,02 3,09 3,42 2,96

Курс обмена евро (конец программы) 4,48 4,53 4,26 4,30 4,17 4,42 4,24 4,31 4,15 4,07 4,42 3,96

Количество торговых дней 102 252 248 247 250 251 251 249 247 249 251 253

Инструменты

Компании, в том числе: 366 373 375 387 408 406 418 431 445 429 351 185

иностранные 4 5 6 6 7 8 9 10 11 8 7 3

новые листинги 13 14 15 15 19 16 19 22 42 89 172 86

делистинги 22 16 27 36 17 30 32 36 26 10 7 8

Индексы

Значение NCIndex (конец программы) 484,95 495,11 237,06 198,72 278,22 306,50 278,37 290,36 366,01 332,60 416,20 634,40

Доходность ^Шех, % -2,05 108,85 19,29 -28,57 -9,23 10,11 -4,13 -20,67 10,05 -20,09 -34,39 27,65

Рыночная капитализация

Отечественные компании, польские злотые 20,453 18,669 9,095 7,151 9,409 9,476 8,419 8,752 10,445 10,81 8,384 4,971

Иностранные компании, польские злотые 301 1,091 610 235 208 323 245 370 583 283 104 167

Окончание табл. 1

Показатель 2021 г. 2020 г. 2019 г. 2018 г. 2017 г. 2016 г. 2015 г. 2014 г. 2013 г. 2012 г. 2011 г. 2010 г.

Акции

Общая стоимость

оборота, польские 3,809 14,942 1,533 1,66 1,468 1,36 1,949 1,435 1,226 1,303 1,954 1,847

злотые

Стоимость оборота

электронной кни- 3,737 14,743 1,438 1,575 1,322 1,197 1,722 1,22 940 1,141 1,858 1,753

ги заявок, польские

злотые

Источник: [13]

Как показывает практика, чем меньше компания, тем меньшим спросом пользуются ее облигации. При этом стоит отметить, что облигации субъектов МСП пользуются популярностью среди физических лиц. Так, их доля в облигациях малых эмитентов выше, чем в целом по рынку облигаций (рис. 1).

Вторичные торги Размещения Вторичные торги Размещения

а) структура инвесторов рынка облигаций б) структура инвесторов в облигациях малых эмитентов

■ ДУ ■ Физические лица ■ Нерезиденты ■ Дилеры ■ Юридические лица

Источник: [9]

Рис. 1. Структура инвесторов на рынке облигаций МОЕХ и в облигациях малых эмитентов на МОЕХ

При этом сохраняется необходимость стимулировать спрос на облигации субъектов МСП. Это возможно осуществить с помощью снижения ставки на получение купонного дохода с облигаций. Данная мера позволит увеличить популярность данного типа облигаций среди инвесторов.

В 2020 г. в мире было проведено 1 363 IPO, в ходе которых привлечено 268 млрд долл. США [8]. В 2020 г. в Северной и Южной Америке показатели IPO и выручка увеличились на 30 % и 78 % соответственно. В Азиатско-Тихоокеанском регионе количество сделок увеличилось на 20 %, выручка - на 45 %. Между тем количество сделок в развивающихся странах выросло на 7 %, а выручка снизилась на 43 % по сравнению с 2019 г. [10]. Кризис заставляет компании искать новое дополнительное финансирование. Так, IPO позволяет привлекать деньги на более выгодных условиях. Однако, субъекты МСП редко используют данный способ привлечения капитала в компанию. Это обусловлено тем, что большинство предпринимателей боятся потерять контроль над организацией.

Для инвесторов IPO представляет собой достаточно рисковое мероприятие. Зачастую даже крупным компаниям сложно привлечь достаточное количество инвесторов, желающих поучаствовать в их IPO. Субъектам МСП это сделать значительно сложнее.

Существуют определенные преимущества выпуска облигаций субъектов МСП перед кредитом, среди которых возможно выделить:

- отсутствие требования к залоговому обеспечению;

- диверсификация источников финансирования;

- отсутствие требования по целевому использованию привлеченных ресурсов;

- формирование публичной кредитной истории, которая в будущем удешевит привлечение финансирования;

- повышение узнаваемости бренда и, как следствие, приток новых клиентов;

- наличие механизма оферты;

- более длительный срок привлечения заемного финансирования.

Кроме того, можно выделить также дальнейший упрощенный выход на рынок акционерного капитала, то есть проведение IPO. Таким образом, компания не только получает необходимое финансирование, но и становится публичной, что находит свое отражение в росте ее выручки.

Механизмом обеспечения стабильного функционирования субъектов МСП является система управления, включающая планирование, анализ и контроль устойчивости сектора МСП для создания необходимых условий конкурентоспособного развития малых и средних организаций [5].

Меры государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства по выходу на фондовый рынок в Российской Федерации

На данный момент времени существует целая система инструментов поддержки субъектов МСП в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», разработанных Министерством экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития России).

Так, в рамках реализации вышеуказанного национального проекта утверждено постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2019 г. № 532 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям - субъектам малого и среднего предпринимательства в целях компенсации части затрат по выпуску акций и облигаций и выплате купонного дохода по облигациям, размещенным на фондовой бирже» (далее - Программа).

Программа предусматривает субсидирование ставки купона по облигациям (размер субсидии до 70 % от выплат купонного дохода, но не более 2/3 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации) и субсидирование подготовки к листингу (эмитенту компенсируются затраты по выходу на биржу в размере 2 % от объема выпуска облигаций, но не более 1,5 млн руб.). Субсидии предоставляются два раза в год до 1 июля и до 1 октября российским организациям - субъектам МСП. Субсидии являются источником возмещения следующих фактически понесенных и документально подтвержденных затрат эмитента:

- уплата вознаграждения по договору (договорам) об организации размещения и (или) размещении выпуска акций или облигаций (далее - субсидии по размещению);

- выплата процентного (купонного) дохода по выпуску облигаций, в том числе осуществленная эмитентом до завершения размещения выпуска облигаций (далее - субсидии по процентным (купонным) выплатам).

Заявки регистрируются в порядке их поступления Минэкономразвития России; в течение пяти рабочих дней проверяют комплексность необходимых документов и соответствие требованиям. (Срок может быть продлен не более чем на десять рабочих дней в целях получения от эмитентов непредставленных документов. - Прим. авт.).

После проверки копии документов направляются в АО «Корпорация «МСП» (далее - Корпорация). Корпорация в течение десяти рабочих дней со дня поступления копий документов выносит соответствующее заключение о соответствии направленных документов требованиям Программы. (Срок может быть продлен не более чем на десять рабочих дней в целях получения от Минэкономразвития России непредставленных документов - Прим. авт.). В течение пяти рабочих дней со дня поступления заключения Корпорации Минэкономразвития России направляет его, заявку на заключение соглашения и все необходимые документы на рассмотрение комиссии. Заседание комиссии проводится по мере необходимости, но не менее двух раз в год. Решение принимается голосованием не менее чем 2/3 голосов членов комиссии (при равенстве голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий на комиссии). В течение трех рабочих дней со дня принятия комиссией решения о заключении соглашения о предоставлении субсидии или об отказе, уведомление о принятии такого решения направляется в адрес эмитента. Перечисление субсидии на расчетный счет эмитента происходит в течение десяти рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении субсидии. Субсидия предоставляется эмитенту на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключенного

эмитентом и Минэкономразвития России. Контроль за соблюдением целей, условий и порядка предоставления субсидий осуществляется Минэкономразвития России и уполномоченным органом государственного финансового контроля.

В рамках реализации Программы в 2019 г. оказана поддержка 7 эмитентам на сумму 28,563 млн руб. В 2020 г. оказана поддержка 18 эмитентам на сумму 124,2 млн руб. [7]. В соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2020 г. № 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 годов» для реализации Программы в 2021 г. предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 27 млн руб. на выплату субсидии по размещению, а также 266 млн руб. на выплату субсидии по процентной (купонной) выплате.

Кроме того, Корпорация предоставляет независимые гарантии и поручительства по облигационным выпускам субъектов МСП, максимальная сумма поручительства/гарантии составляет 1 млрд руб. Существенной поддержкой являются якорные инвестиции. МСП Банк участвует в размещении облигационных выпусков эмитентов МСП. Инвестиции МСП Банка не могут превышать 50 % от объема выпуска (не более 1 млрд руб.). Данный факт придает последующим инвесторам определенную степень уверенности. Дополнительно, предпринимателям осуществляется бесплатная консультационная помощь.

Выводы

Исходя из вышеизложенного, опираясь на существующие потребности малого и среднего бизнеса в России и зарубежный опыт, можно предложить следующие пути повышения привлекательности фондового рынка для субъектов МСП:

- снижение ставки на получение купонного дохода с облигаций субъектов МСП;

- субсидии на рекламу, направленную на привлечение инвесторов, желающих принять участие в IPO;

- снижение требований к отчетности и надзору для субъектов МСП, в том числе уменьшить срок, за который компания должна предоставить отчетность до двух лет;

- создание альтернативной торговой площадки, которая будет упрощать листинг акций субъектов МСП.

МСП является необходимым и чрезвычайно важным звеном в государстве с экономикой рыночного типа.

Сегодня наше государство, как и многие другие, находится в сложной экономической ситуации, вызванной новой коронавирусной инфекцией COVID-19. Она нанесла большой удар по малому и среднему бизнесу, и это заставило его искать новые источники финансирования. Фондовый рынок является эффективным инструментом, который может использоваться субъектами МСП в период кризиса.

В настоящий момент, государство уже обеспечивает ощутимую поддержку субъектам МСП в выходе на фондовый рынок, однако данный способ привлечения финансирования достаточно редко используется. Для увеличения его популярности необходимо расширение системы мер государственной поддержки. Для этого следует опираться на потребности, возникающие у субъектов МСП при использовании инструментов фондового рынка. При условии устранения возникающих барьеров на пути использования фондового рынка субъектами МСП, частота использования данного вида финансирования значительно возрастет.

Кроме того, необходим анализ зарубежного опыта, чтобы воспользоваться положительным примером других государств, которые смогли привлечь на фондовый рынок субъекты малого и среднего бизнеса. Естественно, полностью заимствовать всю систему зарубежной государственной поддержки субъектов МСП с помощью фондового рынка невозможно. Необходимо лишь взять лишь некоторые аспекты, наиболее подходящие для отечественных экономических реалий, и внедрить их в российскую практику. Данные меры необходимо применять уже в настоящий момент, так как они могут помочь многим компаниям преодолеть экономический кризис.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. Балдина, Ю. А. Роль и место субъектов малого и среднего предпринимательства в современных экономических условиях // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и Право. - 2016. - Т. 26, № 4. - С. 7-10.

2. Герчикова, Е. З. Развитие малого предпринимательства как фактор повышения уровня экономической безопасности //

Экономическая безопасность и качество. - 2018. - № 1(30). - С. 61-64.

3. Гудкова, О. В. Роль и значение малого бизнеса, положение в современной экономике // Хроноэкономика. - 2020. -

№ 3(24). - С. 98-103.

4. Кузменко, Ю. Г., Балдина, Ю. А., Резепин, А. В. Развитие малого и среднего бизнеса как фактор устойчивого развития региона (на примере Челябинской области) // Интернет-журнал «Науковедение». - 2017. - Т. 9, №4 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/08EVN417.pdf (дата обращения: 25.06.2021).

5. Морозко, Н. И., Морозко, Н. И., Диденко, В. Ю. Финансовые и нефинансовые меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на 2021 год и среднесрочную перспективу // Экономика. Налоги. Право. - 2021. - Т. 14, № 1. - С. 31-40. https://doi.org/10.26794/1999-849X-2021-14-1-31-40

6. Гальчева, А., Химшиашвили, П. Почти 70 % российских компаний пострадали из-за пандемии коронавируса // РБК [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/28/05/2020/5ecf711b9a7947324d1448cf / (дата обращения: 25.06.2021).

7. Национальный проект: Развитие инструментов фондового рынка для субъектов МСП. Роль Банка России // Банк России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cbr.ru/StaticHtml/File/41186/Poliakova_Bank_Rossii.pdf (дата обращения: 25.06.2021).

8. Поехали! Как на рынке IPO открылось окно возможностей // Сбер Про (Информационное Агентство) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sber.pro/publication/poekhali-kak-na-rynke-ipo-otkrylos-okno-vozmozhnostei (дата обращения: 25.06.2021).

9. Рынок облигаций как средство привлечения инвестиций для бизнеса. Сектор Роста Московской Биржи. Октябрь 2019 // Московская Биржа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://jus-cogens.ru/wp-content/uploads/2019/10/Костылев-МА-Сектор-Роста-октябрь-2019.pdf(дата обращения: 25.06.2021).

10. Is your business model resilient enough to weather any storm? Global IPO Trends: Q4 2020 // Ernst & Young (Research Report) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://assets.ey.com/content/dam/ey-sites/ey-com/en_gl/topics/growth/ey-global-ipo-trends-2020-q4.pdf (дата обращения: 25.06.2021).

11. JOBS Act (the Jumpstart Our Business Startups Act) in Congress assembled (April 5, 2012) // The Senate and House of Representatives of the United States of America Public Law [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.congress.

gov/112/plaws/publ106/PLAW-112publ106.pdf?_cf_chl_jschl_tk_=pmd_ojk2o.n4skLn0gDAHgylsEt7Nig7mKGgGVD.

RGAQJ98-1635157255-0-gqNtZGzNAnujcnBszRJ9 (дата обращения: 25.06.2021).

12. NewConnect 2.0 - это новый этап в развитии альтернативной торговой системы (АТС) // Stock World (Информационное Агентство) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.stockworld.com.ua/ru/news/vfb-pieriezapustila-new-connect (дата обращения: 25.06.2021).

13. New Connect Main Statistics as of June 2021 // New Connect [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://newconnect. pl/newconnect-main-statistic (дата обращения: 25.06.2021).

References

1. Baldina Yu. A. The role and position of small and medium-sized entities in contemporary economic environment, Bulletin of Udmurt University. Series Economics and Law, 2016, vol. 26, no. 4, pp. 7-10. (In Russian).

2. Gerchikova E. Z. Development of small entrepreneurship as a factor of increasing the level of economic security, Ekonomicheskaya bezopasnosf i kachestvo, 2018, no. 1(30), pp. 61-64 (In Russian).

3. Gudkova O. V The role and importance of small business, the situation in the modern economy, HronoEconomics, 2020, no. 3(24), pp. 98-103. (In Russian).

4. KuzmenkoYu. G., BaldinaYu. A., Rezepin A. V. Development of small and medium-sized businesses as a factor of sustainable development of the region (on the example of the Chelyabinsk region), Internet Journal "Naukovedenie", 2017, vol. 9, no. 4. Available at: http://naukovedenie.ru/PDF/08EVN417.pdf (accessed 25.06.2021). (In Russian).

5. Morozko N. I., Morozko N. I., DidenkoV. Yu. Financial and non-financial measures to support small and medium-sized businesses in 2021 and in the medium term, Economy. Taxes. Law, 2021, vol. 14, no. 1, pp. 31-40. (In Russian). https://doi. org/10.26794/1999-849X-2021-14-1-31-40

6. Galcheva A., Khimshiashvili P. Almost 70% of Russian companies have suffered due to the coronavirus pandemic, RBC. Available at: https://www.rbc.ru/economics/28/05/2020/5ecf711b9a7947324d1448cf / (accessed 25.06.2021).

7. National Project: Development of stock Market Instruments for SMEs. The role of the Bank of Russia, Bank of Russia. Available at: https://cbr.ru/StaticHtml/File/41186/Poliakova_Bank_Rossii.pdf (accessed 25.06.2021).

8. Let's go! How a window of opportunity opened in the IPO market, Sber Pro. Available at: https://sber.pro/publication/poekha-li-kak-na-rynke-ipo-otkrylos-okno-vozmozhnostei (accessed 25.06.2021).

BecmuuK yuueepcumema № 10, 2021

9. The bond market as a means of attracting investments for business. The Growth Sector of the Moscow Stock Exchange. October 2019, Moscow Stock Exchange. Available at: https://jus-cogens.ru/wp-content/uploads/2019/10/KocrbMeB-MA-CeKrop-Pocra-OKra6pb-2019.pdf (accessed 25.06.2021).

10. Is your business model stable enough to withstand any storm? Global IPO Trends: Q 4 2020, Ernst & Young (Research Report). Available at: https://assets.ey.com/content/dam/ey-sites/ey-com/en_gl/topics/growth/ey-global-ipo-trends-2020-q4.pdf (accessed 25.06.2021).

11. JOBS Act (the Jumpstart our Business Startups Act) in Congress assembled (April 5,2012), The Senate and House of Representatives of the United States of America Public Law. Available at: https://www.congress.gov/112/plaws/publ106/PLAW-112publ106.

pdf?__cf_chl_jschl_tk__=pmd_ojk2o.n4skLn0gDAHgylsEt7Nig7mKGgGVD.RGAQJ98-1635157255-0-gqNtZGzNAnujc-

nBszRJ9 (accessed 25.06.2021).

12. NewConnect 2.0 is a new stage in the development of an alternative trading system (PBX), Stock World (News Agency). Available at: https://www.stockworld.com.ua/ru/news/vfb-pieriezapustila-new-connect (accessed 25.06.2021).

13. New Connect Main Statistica as of June 2021, New Connect. Available at: https://newconnect.pl/newconnect-rjiaBHaa-crarncrnKa (accessed 25.06.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.