25 (211) - 2014
Банковский сектор
УДК 336.71
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ В СФЕРЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ С ЦЕЛЬЮ ПРИВЛЕЧЕНИЯ КЛИЕНТОВ
А.Ф. МОСКОВЦЕВ,
доктор экономических наук, заведующий кафедрой менеджмента, маркетинга и организации производства, декан факультета экономики и управления E-mail: [email protected]
А.В. КОПЫЛОВ,
доцент кафедры менеджмента, маркетинга и организации производства E-mail: [email protected]
Ю.Н. ГИЩЕНКО,
магистр факультета экономики и управления E-mail: [email protected] Волгоградский государственный технический университет
Инновации, которые используют банки для привлечения клиентов, оказывают огромное влияние на потребительское кредитование в целом. На финансовых рынках среди банков возрастает конкуренция. Статья посвящена проблеме создания инновации, которая будет способна обеспечивать все нужды и потребности потребителей, а также послужит инструментом успешного конкурирования банка в сфере потребительского кредитования.
Ключевые слова: инновационный, процесс, лояльность, банк, конкуренция, потребительское кредитование
Инновационные процессы в сфере потребительского кредитования физических лиц в России нацелены на улучшение ассортимента и качества предоставляемых услуг, увеличение их объемов с учетом изменяющегося спроса. Для приобретения
товаров потребители (в данном случае физические лица) кроме своих трудовых, производственных и других доходов используют банковские кредиты. Они получили название потребительских.
С учетом практического опыта в мировой экономике существуют многообразные и различные инструменты, которые направлены на обеспечение инвестиционных и инновационных процессов, а в особенности на первоначальных стадиях [3]. В данном случае чаще всего это меры государственного, рыночного и корпоративного регулирования отношений на основе программно-целевых, кредитно-ссудных, льготно-налоговых и прочих механизмов. Конечно же, все это прямым образом влияет на потребителей инноваций, которые проявляют себя в качестве определенных структур (физические лица, компании, государственные органы и т.д.).
В современном мире умение привлекать потребителей можно с полной уверенностью назвать насущной необходимостью, обусловленной жизненными реалиями и положением на рынке товаров и услуг. Технологии привлечения потребителей постоянно развиваются и совершенствуются, чтобы сделать процесс продажи услуг наиболее эффективным.
Данная работа актуальна практически для любого бизнеса, поскольку всякое дело держится на клиентах и инновациях. Это всем известно и сомнений практически не вызывает [1].
Проблематика статьи востребована в отечественной периодической литературе [1, 2, 11 и др.] и изучается с позиций расширения клиентской базы, поиска оптимальных инновационных решений в сфере коммуникаций банковского сектора, технических решений (программных продуктов), оценки институциональных рисков потребительского кредитования.
Инновации в сфере потребительского кредитования оказывают немаловажное влияние на лояльность потребителей банковских услуг. В свою очередь, лояльность потребителей предполагает не только доверие к банковскому продукту гарантированного качества, но и определенные положительные эмоции, настрой на деловые отношения, которые вызывают конкретная услуга и партнерство с банком в целом. При этом формирующиеся на взаимной основе отношения должны иметь стратегический характер и поддерживаться в долгосрочной перспективе.
Поиск и привлечение клиентов в современном мире становятся все труднее. Чтобы найти хорошего клиента в условиях сложившейся ситуации на рынке банковских услуг, необходимо вводить как можно больше инноваций, которые будут иметь конкурентные преимущества. Соперничество растет, да и покупатель становится все привередливее. Главное для любого бизнесмена - уметь не только привлечь, но и удержать клиента. Удовлетворение его нужд и потребностей, постоянный мониторинг рынка, введение инновационных продуктов и услуг являются главными целями банка [8].
На эффективность работы кредитного учреждения в целом оказывают сильное воздействие инновационные продукты и услуги. В статье речь пойдет о лидерах потребительского и розничного кредитования в России: ОАО «Сбербанк России», ЗАО «ВТБ24» и ООО «ХКФ Банк» (банк «Хоум Кредит»).
Исследование призвано изучить существующую систему работы с клиентами в банке, рассмотреть инновационную политику, маркетинговую деятельность, а также внедрение инновационных продуктов и услуг на примере частного банка - лидера рынка розничного кредитования в России (ООО «ХКФ Банк»). Он занимает 20-е место по активам в России, а по объему кредитования физических лиц в 2013 г. -третье место после Сбербанка России и ВТБ24. 91% его нетто-активов - кредиты.
Это частный банк зарубежного происхождения. В основе его деятельности всегда были передовые корпоративные технологии и общепризнанная порядочность. Системный подход, умение использовать инновации с практическим выходом в виде роста бизнеса - его характерные черты. Правда, на 01.03.2014 его убытки составили более 400 млн руб., а просроченная задолженность - более 45 млрд руб. [10], что свидетельствует об издержках рыночного лидерства и высокой стоимости инноваций.
Маркетинговая политика банка направлена на то, чтобы обеспечивать клиентов все более новыми инновационными продуктами и услугами. Сотрудники этого учреждения одними из первых в России стали использовать информирование клиентов с помощью СМС-рассылки о текущих расчетах. Наилучшие инновации были применены в кредитовании.
Как обычно поступают клиенты, когда на улице пасмурная погода? Берут с собой зонтик, желательно инновационный. А для чего в автомобилю нужно запасное колесо? Ответы на такие вопросы очевидны, поскольку названные предметы существуют «на всякий случай». Аналогично и в банках для удобства клиентов «на всякий случай» разработчики маркетинговой стратегии придумали инновационную кредитную карту. Ее функционал в ХКФ Банке существенно отличается от карт других банков.
Вначале разберем, за счет чего вообще было достигнуто лидерство кредитных карт в сфере потребительского кредитования.
Кредитные карты предоставляют собой уникальную возможность свободного выбора. Клиент может покупать или пользоваться услугами в тот момент, когда это ему нужно. И совсем не надо ждать поступлений денег на счет. Теперь не приходится долго откладывать нужную сумму денег для приобретения необходимого товара или услуги.
С помощью карт можно расплачиваться за покупки или услуги, получать заработную плату и
даже путешествовать по всему миру. С кредитной картой удобно ходить по магазинам, проводить дистанционные платежи при помощи интернет- или мобильного банка, совершать покупки в интернет-магазинах, бронировать гостиницы и авиабилеты или кредитоваться до зарплаты. Таким образом, актуальность пластиковых карт на сегодня вполне обоснована, а их цель - быть оперативным платежным инструментом [12].
Технологичность кредитной карты позволяет сберечь время клиентов и уменьшить издержки банка. Карта оформляется один раз, а кредитом пользуются многократно. При погашении минимального взноса в счет долга вы снова можете располагать средствами в пределах кредитного лимита, а не получать кредит с нуля [10].
Поговорим более подробно об инновациях в лидирующих банках страны. Сбербанк России добивается стабильного роста и устойчивого конкурентного преимущества на финансовом рынке за счет совершенствования технологических, коммуникативных подходов к созданию и реализации новых продуктов и услуг. Здешними инновациями можно считать создание моделей «Идеальный банк» и «Идеальная услуга». В последние три-четыре года руководство кропотливо создавало корпоративную инновационную среду, развивало и поддерживало существующие, хорошо зарекомендовавшие себя схемы работы с инновационными предложениями.
Сбербанк России запустил инновационную программу «Спасибо от Сбербанка», благодаря которой клиенту не приходится ничего менять в своей жизни. Просто он регистрируется в этой программе и использует для оплаты покупок свою карту. Банк при этом будет начислять на бонусный счет 0,5% от суммы каждой покупки. Партнерами программы в своих категориях являются более 300 ведущих компаний, и их число постоянно растет. Регистрация в программе занимает около минуты. За подключение и участие комиссий не взимается [5].
Банк ВТБ24 также является одним из флагманов потребительского кредитования в России. С 1 апреля 2014 г. карта «Прайм ВТБ24» подключена к бонусной программе «Коллекция», которая позволяет накапливать бонусы за пользование названной картой на максимально выгодных условиях и обменивать эти бонусы на вознаграждения - товары и услуги от ведущих партнеров в различных категориях.
Преимущества бонусной программы «Коллекция» для держателей карты «Прайм ВТБ24»:
• высокая скорость накопления. При оплате этой картой начисляется один бонус за каждые потраченные 20 руб.;
• более 5 000 вознаграждений на любой вкус: модные гаджеты, бытовая техника, книги, игрушки, предметы декора для дома. Доставка включена в стоимость вознаграждения и действует по всей России;
• для путеше ственников разработан уникальный сервис, который позволяет за бонусы заказывать авиабилеты любых авиакомпаний, а также бронировать гостиницы и арендовать автомобили самого высокого уровня по всему миру. Одним из дополнительных новшеств является
каталог вознаграждений программы «Коллекция», который пополнится большим количеством подарочных карт и сертификатов крупнейших розничных сетей России. Совсем скоро участники программы смогут обменивать бонусы на сертификаты различных номиналов таких популярных магазинов, как «Л'Этуаль», «Иль дэ Боте», «Эльдорадо», «Медиа Маркт», «Спортмастер», «Детский мир» и многих других [6].
Инновации в ООО «ХКФ Банк». Для каждой финансовой цели в банке есть удобный для клиента инструментарий.
Оплачивать товары и услуги, которые нужны каждый день, со скидками можно с помощью любой карты банка, даже обычной дебетовой, а не кредитной. Постоянно работает программа скидок «Карта города Волгограда», в которой участвуют более 9 000 магазинов- партнеров. Скидки при неоднократных покупках в магазине при оплате картой банка могут достигать 30%!
Для регулярных безналичных платежей (оплата коммунальных услуг, услуг связи и т.п.) лучше всего подойдет текущий банковский счет, депозит или банковская карта с доступом в интернет-банк. Рассчитываясь через интернет-банк, клиент экономит свое время и деньги - оплата мобильной связи и коммунальных услуг бесплатна. Такой формат проведения платежей нехарактерен для региональных небольших банков. Обычно комиссия составляет 2-5% от суммы. Как правило, коммунальные организации не хотят оплачивать повышенную комиссию. Применяемый элемент инноваций экономит ресурсы домашних хозяйств и повышает тем самым их эффективность.
Чтобы брать в кредит у банка небольшие суммы в любой момент, если не хватает денег на необходимую покупку, заводят кредитную карту с грейс-периодом - сроком, в течение которого проценты по кредиту не начисляются. В частности, в рассматриваемом банке у всех кредиток этот период составляет 51 день. Если клиент вернет занятую сумму в этот срок, процентов платить не придется.
Учитывая, что банк не берет платы за обслуживание карты, при правильном подходе можно пользоваться заемными деньгами и вовсе бесплатно. Важно уметь не только экономить, копить деньги, но и правильно их тратить. Все знают, что прежде чем сделать покупку, нужно сравнить цены в разных магазинах и выбрать самую выгодную. В условиях асимметрии информации на рынке это сложно сделать [1]. Но и этого мало - сэкономить можно на самом способе оплаты, и сейчас более подробно это опишем [12].
1. Разовый безналичный платеж (пополнение счета мобильного телефона, оплата штрафа) вам помогут сделать терминалы самообслуживания. Нужно лишь учитывать, что, как правило, там довольно высокие комиссии, так что этот способ - только для очень срочных платежей. Если у вас есть время, лучше заплатить в банке или через Интернет.
2. Для перевода денежных средств человеку, у которого нет счета в банке, можно использовать денежный перевод без открытия счета. Такая услуга есть в банках, существуют также специальные платежные системы, но необходимо учитывать, что они берут комиссии за такие переводы.
3. Следующая инновационная услуга, которую предлагает тот же ХКФ Банк, основана на потребительской мечте о волшебном кошельке - чем больше тратишь, тем больше денег в него возвращается. Между тем это никакая не сказка, а удобная современная банковская услуга. Благодаря пользованию кредитной картой кэш-бэк у клиентов появляется уникальная возможность покупать товары и возвращать деньги.
При использовании кредитных карт кэш-бэк (от англ. cash back - наличные назад) на счет владельца возвращается процент от суммы всех покупок. По картам банка «Хоум Кредит» этот процент составляет от двух до трех процентов в зависимости от того, стандартная или золотая у вас карта. Пользоваться этими картами так же просто, как и обычными кредитками, главное - вовремя совершать минимальный платеж, который зависит от суммы
задолженности [12]. Банку выгодно, когда клиенты много тратят и оборот их карточки значителен. В условиях роста зарплат бюджетного сектора, а также инфляционных ожиданий это выгодно всем.
«Хоум Кредит» - один из десяти банков в России, который выпускает карты кэш-бэк. По золотой карте этого банка клиентам предоставляется самый высокий на отечественном рынке процент возврата денежных средств - три процента! Кэш-бэк выше одного процента возможен в некоторых банках только при покупке отдельных товаров или в рамках акции. А условия карт ХКФ Банка действуют на постоянной основе, что говорит о высоком уровне конкурентоспособности учреждения.
Кредитную карту MasterCard Cashback Standard c двухпроцентным возвратом можно оформить всего по двум документам. Стоимость обслуживания составит 99 руб. в месяц и только в том случае, если есть задолженность. Если ее нет или клиент не пользуется картой, платить за обслуживание не нужно [12].
Еще одной инновацией изучаемого банка можно назвать карту IGLOBAL. Ее можно сравнить с бонусной картой банка ВТБ24 по программе «Коллекция», о которой было сказано выше. Карту IGLOBAL начали выпускать с марта 2014 г. С ее помощью можно делать покупки по безналичному расчету; она позволяет накапливать мили, а затем обменивать их на авиабилеты, проживание в отеле, покупку сувениров, а также на целый перечень услуг и других возможностей [4].
При оплате товаров и услуг на постоянной основе по ней начисляются две бонусные мили за каждые 40 руб., до 17 миль за каждые 40 руб., потраченные на сайте iGlobe.ru. При первой транзакции начисляются 2 000 приветственных миль, еще 2 000 -за первые 10 000 потраченных рублей и 500 миль -из стандартного расчета 2 мили = 40 руб.
Совершив по карте первые покупки на 10 000 руб., вы получаете сразу 4 500 бонусных миль! Этой суммы достаточно, чтобы оформить тариф на бонусный перелет в Европу. Накопленными милями можно оплачивать авиабилеты более чем 3 80 авиакомпаний, бронировать номера в 200 000 отелей по всему миру, арендовать автомобили, заказывать трансфер, оформлять визы, страховку и другие туристические услуги. Словом, карта обладает солидным инновационным функционалом и высокой конкурентоспособностью по сравнению с картами других банков [12].
Итак, рассмотрев инновации ведущих российских банков, можно сделать вывод о том, что кредитная карта - своего рода финансовая подушка безопасности, которая поможет при наступлении непредвиденных ситуаций. Это инновационный зонтик, который вы берете с собой в дождливую погоду, или запасное колесо современного автомобиля. Это нужный и незаменимый продукт в современной жизни потребителя в России.
В качестве примера рассмотрим статистические данные, приводимые Центральным банком РФ, о потребительском кредитовании (см. таблицу).
Банк России снизил прогноз роста потребительского кредитного портфеля российских банков в 2013 г. до максимальных 15%. Прежний сценарий составлял до 20%. В июне 2013 г. первый заместитель председателя Банка России Алексей Симанов-ский указывал, что прогноз роста этого сектора в 2013 г. составляет 25-30% [7]. В 2014 г. аналогичный показатель предсказывается на уровне 30%.
Из анализа приведенной таблицы необходимо сделать следующие выводы.
Лидирующими банками в потребительском кредитовании на 1 января 2014 г. являлись Сбербанк России, ВТБ24 и ХКФ Банк. Они показали самый большой объем потребительских кредитов, выданных физическим лицам.
Если проводить сравнение рейтингов с 2012 г., видно, что ХКФ Банк поднялся на третье место. Об этом говорит достаточно слаженная работа управления, направленная на привлечение большего количества клиентов и увеличение их лояльности к банку.
Применительно к Альфа-Банку можно сказать, что у него произошло снижение объема выданных потребительских кредитов за последние два года. Об этом свидетельствует подвижка с третьего места на седьмое.
Несомненными маяками остаются Сбербанк России и ВТБ24, которые на протяжении нескольких лет удерживают свои передовые позиции [9].
Помимо разработки и внедрения инновационных продуктов в ОАО «Сбербанк России» и в ООО «ХКФ Банк» имеется ряд инновационных услуг. Рассмотрим их более подробно.
Активно развиваются в этих учреждениях подразделения корпоративных продаж. Эти каналы имеют значительные отличия от других отделений, благодаря чему многие потенциальные заемщики при обращении сюда имеют ряд преимуществ:
- наличие персонального менеджера, который будет консультировать и сопровождать сделку, отвечать на возникающие вопросы;
- сниженная процентная ставка;
- отсутствие залогов и поручителей;
- нет каких либо комиссий за открытие и ведение счета, выдачу кредита, его оплату и досрочное погашение.
В современном мире, когда каждая минута свободного времени играет большую роль, очень удобна услуга персонального менеджера. Благодаря ей у корпоративного клиента банка появляется ряд уникальных возможностей:
- не нужно идти в отделение банка, узнавать об инновационных продуктах и услугах, можно просто позвонить своему персональному менеджеру, который подробно все разъяснит;
- для оформления кредита наличными либо кредитной карты менеджер подъезжает на рабочее место клиента. Очевидна выгода последнего - он экономит свободное время и личные средства;
- при возникновении вопросов об остатке для досрочного погашения по кредиту либо о дате начала льготного периода по карте клиенту достаточно позвонить персональному менеджеру.
Лучшие потребительские банки России (на 1 января 2014 г.)
Банк Кредиты физлицам, тыс. руб. Кредиты физлицам к общей сумме кредитов, % Кредиты физлицам к активам,%
Сбербанк России 3 270 014 654 27,62 19,97
ВТБ24 1 083 316 840 78,34 53,64
ХКФ Банк 254 861 454 82,73 78,35
Газпромбанк 253 679 247 11,05 7,17
Россельхозбанк 242 597 761 18,88 13,33
«Русский стандарт» 235 612 301 83,90 63,07
Альфа-Банк 198 956 687 18,73 13,52
«Восточный» 189 924 997 93,47 83,94
Райффайзенбанк 171 118 982 37,86 25,01
ЮниКредит Банк 134 606 253 25,34 15,06
Источник: [9].
Конечно, важным фактором, который влияет на одобрение кредита, является хорошая кредитная история заемщика. ОАО «Сбербанк России», как и ООО «ХКФ Банк», занимают серьезную позицию в лучших традициях корпоративной социальной ответственности [2]. Эта политика проявляется в установлении высоких стандартов открытости банка для рынка при реализации ряда социально ориентированных программ [11]. Авторы надеются, что такая активность банков не будет снижаться в новых политических условиях.
Итак, необходимо резюмировать, что идеальная модель работы любого банка - большое количество постоянных клиентов, а также внедрение инновационных продуктов, которые будут способствовать привлечению новых потребителей, формированию лояльности и взаимовыгодного сотрудничества.
Маркетинговая служба в банке обеспечивает функционирование всех систем и процессов, которые в свою очередь оказывают большое воздействие на внедрение инноваций.
Новые продукты и услуги, которые появляются в передовых, инновационных банках, значительно влияют на развитие системы потребительского кредитования России, а также на работу банковской системы в целом.
После рассмотрения инновационных продуктов и услуг трех лидирующих банков на российском рынке потребительского кредитования необходимо отметить, что более интересные услуги предлагают ООО «ХКФ Банк» и ЗАО «ВТБ24». Об этом свидетельствует достаточно развитая корпоративная политика банков, а также слаженная работа маркетинговой службы. Однако нельзя забывать и о высокой цене рыночного, инновационного лидерства банка, что демонстрирует яркий пример ОАО «Сбербанк России».
Список литературы
1. Бельских И.Е. Институциональные основы рекламы и паблик рилейшнз фирмы в современной экономике // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 36. С. 15-24.
2. Бельских И.Е. Корпоративная социальная ответственность как инновационная технология привлечения клиентов в банки // Финансы и кредит. 2011. № 14. С. 2-7.
3. Бельских И.Е. Особенности формирования инвестиционной деятельности бизнеса: в поисках национальных ориентиров // Финансы и кредит. 2007. № 32. С. 61-68.
4. Бельских И.Е. Территориальные стратегии имиджа туристского бизнеса в мировой экономике // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 8. С. 62-67.
5. Бонусная программа «Спасибо от Сбербанка». URL: http://www.sberbank.ru/samara/ru/spasibo.
6. Бонусная программа ВТБ 24. URL: https:// bonus.vtb24.ru.
7. Кредит в России будет дорожать. URL: http:// quote.rbc.ru/topnews/2013/09/06/34019270.html.
8. Проблемы и перспективы развития потребительского кредита в РФ. Интернет-конференции Омской юридической академии. 18.03.2013. URL: http://conf.omui.ru/content/problemy-i-perspektivy-razvitiya-potrebitelskogo-kredita-v-rf.
9. Самые потребительские банки. URL: http:// www.kommersant.ru/doc/2436151.
10. Смогут ли кредитные карты вытеснить кредиты наличными? URL: http://www.banki.ru/ news/proetcontra/?id=3852926.
11. Kopylov A.V., Moskovsev A.F. The Model of Assessment of Strategic Resources of Industrial Enterprise on the Basis of Fuzzy Set Theory. World Applied Science Journal, 2013, vol. 23, no. 1, pp. 37-45.
12. URL: http://homecredit.ru/magazine/index. html.
Banking
INNOVATION IN CONSUMER CREDITING TO ATTRACT CUSTOMERS
Aleksandr F. MOSKOVTSEV, Aleksei V. KOPYLOV, Iiiliia N. GISHCHENKO
Abstract
The article states that innovation used by banks to attract customers, plays a considerable role in consumer loaning, in general. The authors point out that the financial markets face an increasing competition among banks. The article is devoted to the problem of innovation that can provide all the needs and demands of consumers, and also serves as a tool to successfully compete in the field of consumer crediting.
Keywords: innovation, process, loyalty, bank, competition, consumer crediting
References
1. Bel'skikh I.E. Institutsional'nye osnovy reklamy i pablik rileishnz firmy v sovremennoi ekonomike [Institutional basis for company's advertising and public relations in the modern economy]. Ekonomicheskii analiz: teoriia i praktika - Economic analysis: theory and practice, 2013, no. 36, pp. 15-24.
2. Bel'skikh I.E. Korporativnaia sotsial'naia otvet-stvennost' kak innovatsionnaia tekhnologiia privlech-eniia klientov v banki [Corporate social responsibility as an innovation technology to attract customers to banks]. Finansy i kredit - Finance and credit, 2011, no. 14, pp. 2-7.
3. Bel'skikh I.E. Osobennosti formirovaniia investit-sionnoi deiatel'nosti biznesa: v poiskakh natsional'nykh orientirov [Peculiarities of the investment business: in search of national benchmarks]. Finansy i kredit - Finance and credit, 2007, no. 32, pp. 61-68.
4. Bel'skikh I.E. Territorial'nye strategii imidzha turistskogo biznesa v mirovoi ekonomike [Territorial strategies of tourism business image in the global economy] . Regional 'naia ekonomika: teoriia i praktika -Regional economics: theory and practice, 2009, no. 8, pp. 62-67.
5. Bonusnaia programma "Spasibo ot Sberbanka" [The "Thank you on behalf of Sberbank" bonus program]. Available at: http://www.sberbank.ru/samara/ ru/spasibo. (In Russ.)
6. Bonusnaia programma VTB24 [VTB24 bank
bonus program]. Available at: https://bonus.vtb24.ru/. (In Russ.)
7. Kredit v Rossii budet dorozhat' [Credit in Russia will go up]. Available at: http://quote.rbc.ru/top-news/2013/09/06/34019270.html. (In Russ.)
8. Problemy i perspektivy razvitiia potrebitel 'skogo kredita v RF. Internet-konferentsii Omskoi iuridicheskoi akademii [Problems and prospects of development of consumer credit in the Russian Federation. The Omsk Academy of Law internet conference]. Available at: http://conf.omui.ru/content/problemy-i-perspektivy-razvitiya-potrebitelskogo-kredita-v-rf. (accessed 18.03.2013) (In Russ.)
9. Samye potrebitel 'skie banki [The most popular consumer banks]. Available at: http://www.kommer-sant.ru/doc/2436151. (In Russ.)
10. Smogut li kreditnye karty vytesnit' kred-ity nalichnymi? [Will credit cards be able to displace cash loans?]. Available at: http://www.banki.ru/news/ proetcontra/?id=3852926. (In Russ.)
11. Kopylov A.V., Moskovsev A.F. The Model of Assessment of Strategic Resources of Industrial Enterprise on the Basis of Fuzzy Set Theory. World Applied Science Journal. 2013, vol. 23, no. 1, pp. 37-45.
12. Available at: http://homecredit.ru/magazine/in-dex.html. (In Russ.)
Aleksandr F. MOSKOVTSEV
Volgograd Technical State University, Volgograd,
Russian Federation
Aleksei V. KOPYLOV
Volgograd Technical State University, Volgograd,
Russian Federation
Iuliia N. GISHCHENKO
Volgograd Technical State University, Volgograd,
Russian Federation