Научная статья на тему 'Использование инновационных технологий в преподавании социально-гуманитарных дисциплин'

Использование инновационных технологий в преподавании социально-гуманитарных дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
558
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИЯ / ПРЕПОДАВАНИЯ / ИНТЕРНЕТ / ИННОВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Махмудова Наргиза Рахматуллаевна

В статье рассматривается использование информационных технологий и Интернет-ресурсов, что сегодня является основополагающим моментом в преподавании социально-гуманитарных дисциплин, поскольку они повышают качество обучения, а также сокращают время изучения данных дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование инновационных технологий в преподавании социально-гуманитарных дисциплин»

Список литературы

1. Искусственный интеллект: что могут нейронные сети и как они изменят нашу жизнь. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=JDgnLns-Igo/ (дата обращения: 22.04.2018).

2. AIA: Разработка искусственного интеллекта без нейронных сетей. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://geektimes.ru/post/249880/ (дата обращения: 22.04.2018).

3. Чему в России обучают нейронные сети. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.the-village.ru/village/business/newprof/256956-neural-networks/ (дата обращения: 22.04.2018).

4. Microsoft_Developer Практическое введение в нейронные сети и глубокое обучение. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=uaBp0uiLvKQ&t=2 0s/ (дата обращения: 22.04.2018).

5. Искусственный интеллект и Джеффри Хинтон: отец «глубокого обучения». . [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://news.rambler.ru/other/38615020-iskusstvennyy-intellekt-i-dzheffri-hinton-otets-glubokogo-obucheniya/

6. Нейронные сети. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://statsoft.ru/home/textbook/modules/stneunet.html/ (дата обращения: 22.04.2018).

7. Make_Your_Own_Neural_Network Автор книги: Тарик Рашид (Tariq Rashid).

8. Deep Learning, NLP, and Representations. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://colah.github.io/posts/2014-07-NLP-RNNs-Representations/ (дата обращения: 22.04.2018).

9. Emotion_Recognition._A_Pattern_Analysis_Approach Авторы книги: Амит Конар, Аруна Чакраборти (AmitKonar, Aruna_Chakraborty).

10. Национальная библиотека им. Н.Э. Баумана Bauman National Library. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.bmstu.wiki/ (дата обращения: 22.04.2018).

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

Махмудова Н.Р.

Махмудова Наргиза Рахматуллаевна — ассистент, кафедра информационно-коммуникационной технологии, факультет менеджмента в сельском хозяйстве, Ташкентский государственный аграрный университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматривается использование информационных технологий и Интернет-ресурсов, что сегодня является основополагающим моментом в преподавании социально-гуманитарных дисциплин, поскольку они повышают качество обучения, а также сокращают время изучения данных дисциплин.

Ключевые слова: технология, образования, информация, преподавания, Интернет, инновация.

Внедрение новейших технологий в образовательный процесс является важным условием интеллектуального развития студентов, учащихся и социально-экономического развития общества. Наша страна в годы независимости достигла в данном направлении больших успехов.

Инновации (от англ. Innovation — нововведение, новация) — это изменения внутри системы. В педагогической интерпретации и в самом общем смысле инновации подразумевают нововведения в педагогической системе, улучшающие течение и результаты учебно-воспитательного процесса. Однако нововведения могут и ухудшить систему.

Эпоха информационного общества, основой которого становятся знания, их производство, передача и усвоение, предъявляет новые требования к системе образования, ее моделям, методам и формам, позволяющим на качественно новом уровне подготовить обучающихся к будущей трудовой деятельности. Информация превращается в основной предмет человеческого труда, изменяет содержание самого процесса труда, расширяет участие работника в принятии решений.

Система обучения в высших учебных заведениях традиционно отстает от потребностей общества. Поэтому необходимость разработки инновационных технологий в обучении не

теряет актуальности. Все большее внимание уделяется преподаванию социально-гуманитарных дисциплин на базе информационных технологий и инновационных методик.

Инновационные методики — это новый стиль организации образовательной деятельности, меняющий и способы подачи знаний, и тип овладения ими. Цель таких методик — активизировать процесс познания. Инновационное обучение предполагает обязательное включение студентов в деятельность, коллективные формы работы, обмен мнениями [1, 2 е.].

Одной из инновационных методик необходимо указать интерактивное обучение.

Интерактивное обучение — это основа подготовки профессионала, работающего в социальной сфере. В учебном процессе потребность интерактивного взаимодействия возникает тогда, когда преподаватель не просто требует репродуктивного воспроизведения содержания первоисточников, материалов лекции, учебника, а побуждает анализировать: вскрывать свойства, отношения, наличие противоречий, давать оценку, обобщать сказанное, соотносить его с другими проблемами, то есть делать то, что в психологии называется решением задач. Опыт показывает, что работа с упражнениями активизирует мышление студентов, углубляет знания, повышает интерес к предмету.

Интерактивные методы предполагают внедрение в систему обучения, наряду с традиционными, таких новых методов и технологий, которые отвечали бы новым целям и задачам учебного процесса. К таким новым методам и относятся приемы проблемного преподавания. Систематическое и целенаправленное применение методов проблемного обучения может способствовать значительному повышению эффективности самостоятельной познавательной деятельности студентов и активизации творческого усвоения.

Большое внимание должно уделяться научной работе студентов, работе с первоисточниками, которые формируют научные представления о развитии социальной жизни, социальных проблем, проблем личности и т.п.

Медиа-образование — неотъемлемый компонент современной жизни педагога. Культура общения с медийными СМИ расширяет возможности освоения новых горизонтов и способствует безболезненной интеграции в мировое образовательное пространство. Для успешного развития в педагогическом социуме медиакомпетентность является хорошим подспорьем, в обмене опытом с зарубежными коллегами в том числе. Успешно осуществлять программные проекты, совершенствовать свои знания через дистанционное обучение. [5, 34е]

Применение инновационных технологий и интернет-ресурсов способствует созданию благоприятной атмосферы сотрудничества и доброжелательности, так необходимых при реализации принципа личностно ориентированного обучения.

Личностно ориентированное обучение, о котором сегодня так много говорится, предусматривает наличие соответствующих профессиональных знаний и практического опыта, а также умения диагностировать, анализировать, моделировать и корректировать собственную деятельность, обосновывать пути ее дальнейшего усовершенствования. Главный показатель педагогического труда или продуктивной педагогической деятельности — формирование познавательных интересов студентов, а в дальнейшем — формирование их умственной самостоятельности, стремления студентов к самообразованию и самоусовершенствованию.

В настоящее время личностно ориентированные технологии стоят на первом месте среди педагогических инноваций. Это, в первую очередь, модульно-рейтинговая система, технология организации самостоятельной работы студентов, информационные и компьютерные технологии обучения и контроля знаний, умений и навыков, интерактивные технологии обучения, технологии профессиональной направленности, тестовые технологии контроля уровня знаний студентов, технологии интеграции, кейс-технологии и др. Личностно ориентированный подход к обучению дает возможность не только формировать знания и умения, но и развивать способности, формировать духовные и интеллектуальные качества будущего специалиста.

Глобальная сеть Интернет в учебных целях в рамках разных образовательных подходов используется уже с начала 1990-х годов, когда и студенты, и преподаватели стали обмениваться информацией в режиме, не зависящем от времени и места.

В учебном процессе Интернет можно рассматривать и как «средство производства», и как неиссякаемый источник информации, и как новую коммуникативную среду. С помощью Интернета можно не только черпать информацию, но и решать множество других коммуникативных задач. Его использование помогает повысить мотивацию студентов, поскольку в случае применения Интернета на занятиях они получают возможность погружаться в привычную для них информационную среду. В Интернете в учебных целях

используются самые разные по масштабам ресурсы от веб-страничек с учебными материалами до объемных проектов для дистанционного обучения.

Кроме этого, Интернет можно рассматривать в качестве новой площадки для размещения учебных материалов и самостоятельной работы учащихся, а также в качестве нового инструмента взаимодействия преподавателей и студентов.

Основными видами сайтов являются онлайновые грамматики, интерактивные модули (мини-курсы, тесты, онлайновые игры), учебники (в том числе интернет-версии печатных изданий), специализированные веб-каталоги и библиотеки учебных материалов. С помощью Интернета преподаватель может актуализировать учебный материал, найти дополнительную информацию, разместить учебную информацию, а также применить различные формы контроля и самоконтроля. Кроме того, Интернет позволяет преподавателю организовать обратную связь со студентами и осуществлять контакты между разными членами группы.

Наличие в учебных аудиториях компьютеров и мультимедийной техники, подключенность их к Интернету способствует расширению и углублению использования интернет-ресурсов в учебной работе.

Таким образом, использование информационных технологий и интернет-ресурсов сегодня является основополагающим моментом в преподавании социально -гуманитарных дисциплин, поскольку они повышают качество обучения, а также сокращают время изучения данных дисциплин.

Список литературы

1. Гармонично развитое поколение — основа прогресса Узбекистана. Т., 1997.

2. Национальная программа по подготовке кадров. Спец. курс. Т., 1997.

3. Подласый И.П. Педагогика. Курс лекций. Кн. 1. М., 1999.

4. Фаберман Б.Л., Мусина Р.Г., Джумабаева Ф.А. Современные методы преподавания в вузах. Т., 2001. 193 с.

5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.

6. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. / И. Г. Захарова. М.: Академия, 2003. 192 с.

ПРИМЕНЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ПРИ ВНЕДРЕНИИ ЦИФРОВЫХ ВОДЯНЫХ ЗНАКОВ В ИЗОБРАЖЕНИЯ Зубрилин Д.Ю.

Зубрилин Дмитрий Юрьевич — магистрант, кафедра корпоративных информационных систем, факультет информационных технологий, Московский технологический университет, г. Москва

Аннотация: проводится анализ риджлет- и контурлет-преобразования. Исследуется возможность их использования для повышения эффективности внедрения цифровых водяных знаков (ЦВЗ).

Ключевые слова: цифровые водяные знаки, риджлет-преобразование, контурлет-преобразование.

УДК 004.932.2

Цифровой водяной знак (ЦВЗ) - это специальная метка, встраиваемая в цифровой контент с целью аутентификации и защиты авторских прав. Цифровые водяные знаки, применительно к изображениям, как правило, невидимы, то есть оригинальное изображение и изображение, содержащее ЦВЗ, визуально неотличимы зрительной системой человека (ЗСЧ).

Обычно ЦВЗ при внедрении в графические контейнеры распределяют по всему изображению. Это способствует большей устойчивости ЦВЗ к некоторым геометрическим атакам, например, усечению. Против других атак типа аффинных преобразований (масштабирование, изменение пропорций, поворот на некоторый угол) такой подход в базовой форме применять практически бесполезно. Атаки такого рода не уничтожают сам ЦВЗ, однако, приводят изображение к такому виду, что детектор просто не может извлечь водяной знак.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.