Научная статья на тему 'Использование инновационных технологий на уроках информатики'

Использование инновационных технологий на уроках информатики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1822
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / МЕТОДЫ И ФОРМЫ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНФОРМАТИКИ / INNOVATIVE TECHNOLOGY / METHODS AND FORMS OF INNOVATIVE TECHNOLOGY / THE EFFECTIVENESS OF THE USE OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE TEACHING OF COMPUTER SCIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бердиева Сарвиноз Мамадраджабовна, Имомова Шафоат Махмудовна

В статье рассматриваются основные методы инновационных технологий и их использования при обучении студентов информатике. Проанализированы функции инновационного обучения и наиболее характерные стороны инновационных технологий, используемых на уроках информатики. Изучены и выделены преимущества использования инновационных методов в педагогической деятельности. В статье объясняется, как организовать обучение с инновационными технологиями для эффективной организации учебного процесса, позволяя студентам занимать активную позицию и проявлять себя как субъект учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование инновационных технологий на уроках информатики»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ 1 2 Бердиева С.М. , Имомова Ш.М. Email: Berdieva1151@scientifictext.ru

1Бердиева Сарвиноз Мамадраджабовна - преподаватель, Бухарский академический лицей при МВД;

2Имомова Шафоат Махмудовна - старший преподаватель, кафедра информационных технологий, физико-математический факультет, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются основные методы инновационных технологий и их использования при обучении студентов информатике. Проанализированы функции инновационного обучения и наиболее характерные стороны инновационных технологий, используемых на уроках информатики. Изучены и выделены преимущества использования инновационных методов в педагогической деятельности. В статье объясняется, как организовать обучение с инновационными технологиями для эффективной организации учебного процесса, позволяя студентам занимать активную позицию и проявлять себя как субъект учебной деятельности.

Ключевые слова: инновационная технология, методы и формы инновационных технологий, эффективность использования инновационных технологий в преподавании информатики.

USE OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN COMPUTER SCIENCE

LESSONS Berdieva S.M.1, Imomova Sh.M.2

1Berdieva Sarvinoz Mamadradjabovna - Lecturer, BUKHARA ACADEMIC LYCEUM AT THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS;

2Imomova Shafoat Makhmudovna - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF INFORMATION TECHNOLOGY, FACULTY OF PHYSICS AND MATHEMATICS,

BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article discusses the main methods of innovative technologies and their use in teaching students in computer science. The functions of innovative education and the most characteristic aspects of innovative technologies used in computer science lessons are analyzed. Studied and highlighted the benefits of using innovative methods in teaching. The article explains how to organize learning with new innovative technologies for the effective organization of the educational process, allowing students to take an active position and manifest themselves as a subject of educational activity.

Keywords: innovative technology, methods and forms of innovative technology, the effectiveness of the use of innovative technologies in the teaching of computer science.

УДК 372.862

Под инновациями в широком смысле слова понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукций и услуг, организационно -технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций.В настоящее время с внедрением новых инновационных технологий изменился организация учебной деятельности и возросла потребность активизировать познавательную деятельность студента. Внедрение к урокам новых инновационных технологий позволяют эффективно организовать учебный

процесс, предоставляют студентам новые методы, средства и источники получения учебного материала [1, с. 35].

Современное образование предусматривает значительное расширение роли информационных технологий как эффективного средства саморазвития, самосовершенствования и самообразования студентов. Умение находить и собирать информацию, проверять ее достоверность - первый шаг на пути к самостоятельной работе с информационными источниками. Применение инновационных технологий способно создать такие психологические условия, в которых студент занимает активную позицию и проявляет себя как субъект учебной деятельности. Инновационные технологии в образовании способствуют повышению качества обучения. Для совершенствования учебной деятельности студентов с применением инновационных технологии необходимы знания о современных информационных технологиях, умение пользоваться информационными ресурсами, умение самостоятельно работать с помощью компьютерной технологией. Введение в образовательную среду инновационных технологий повышают эффективность учебной деятельности за счет автоматизации обработки информации и вычислений. Инновационные технологии обладают интегрирующим свойством по отношению ко всем остальным технологиям, которые новые технологии, методики и способы обучения разрабатываются для того, чтобы студент смог добиться успеха в жизни, используя все свои возможности. В связи с развитием информационно коммуникационным технологий и научно-техническим прогрессом в настоящее время к проблемам преподавания информатики стали уделять больше внимания. Современному учителю информатики нужны не только представления интересных занятий, но и мощные средства составления таких занятий, а также средства контроля знаний студентов, отслеживания успеваемости и проблемных областей в обучении. В процессе изучения информатики с применением инновационных технологий компьютер выступает не только как источник информации, но и как средство обучения и мощный инструмент, позволяющий активизировать процесс познавательной деятельности, способствующий развитию гибкости мышления и формированию умения ориентироваться и адаптироваться в своей деятельности. Поэтому учитель информатики должен ставит перед собой цель — обеспечить положительную мотивацию обучения, активизировать познавательную деятельность студентов, а для достижения данной цели помимо освоения знаний не менее важным становится освоение техник, с помощью которых можно получать, перерабатывать и использовать новую информацию. В настоящий момент в преподавании информатики для развития познавательной и творческой деятельности студентов используются современные инновационные технологии, которые повышают качество образования, результативно применить учебное время и понижать часть репродуктивной деятельности учеников за счет сокращения времени.

Ведущими функциями инновационного обучения можно считать:

- интенсивное развитие личности студента и педагога;

- демократизацию их совместной деятельности и общения;

- гуманизацию учебно-воспитательного процесса;

- ориентацию на творческое преподавание и активное учение и инициативу студента в формировании себя как будущего профессионала;

- модернизацию средств, методов, технологий и материальной базы обучения, способствующих формированию инновационного мышления будущего профессионала.

Методика использования инновационных технологий при изучении информатики предполагает:

- совершенствование системы управления обучением на различных этапах учебной деятельности; - усиление мотивации обучения;

- улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру студентов;

- повышение уровня подготовки кадров в области современных информационных технологий;

- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных технологии, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами информационных технологии;

- демонстрацию возможностей современных средств информационных технологии в учебном процессе. Одним из методов активного обучения информатики с применением инновационных технологии являются проблемное обучение, метод проектов, интерактивные технологии, деловые игры, интегрированные уроки, и т.д. В деловой игре взаимодействуют несколько игроков, принимающих решения в ситуации, моделирующей реальную, а преподаватель направляет игру, анализирует и оценивает действия игроков. Каждый из участников играет некоторую роль, он принимает решения и может быстро увидеть результат, приобретая, таким образом, свой собственный опыт. Деловые игры при изучении информатики обеспечивают направленную активность психических процессов студентов: стимулируют мышление при использовании проблемных ситуаций, обеспечивают запоминание главного на занятиях, возбуждают интерес к изучаемой дисциплине и вырабатывают потребность к самостоятельному приобретению знаний. Для повышения мотивации учебного процесса использование метода проектов является одним из самых удачных способов при обучении информатики (Е.С., 2002). При изучении информатики студенты выполняют различные проекты, такие, например, как создание кроссвордов, мультфильмов, обучающих и развивающих игр и т.д. Занятия с использованием интерактивных технологий, в том числе, мультимедийных презентаций, позволяют студентам зрительно усваивать учебный материал [2, с. 150].

Мультимедийные презентации в преподавании информатики обеспечивают: интенсификацию обучения, активность студентов, индивидуализацию обучения, развитие самостоятельности, повышение мотивации и т.д. Таким образом, организация преподавания информатики на основе инновационных технологий обеспечивает более высокое качество знаний студентов за счет четкого планирования занятий, повышения мотивации при изучении содержания предмета. В процессе изучения информатики студенты формируют умение работать с информацией для выполнения полученного задания, осваивают на более высоком уровне программное обеспечение, учатся исследовать, выдвигать свои идеи, анализировать учебный материал.

Изучая опыт использования в педагогической деятельности инновационных методов, можно выделить их преимущества: они помогают научить студентов активным способам получения новых знаний; дают возможность овладеть более высоким уровнем личной социальной активности; создают такие условия в обучении, при которых студенты не могут не научиться; стимулируют творческие способности студентов; помогают приблизить учебу к практике повседневной жизни, формируют не только знания, умения и навыки по предмету, но и активную жизненную позицию. В связи с чем особый интерес вызывают активные методы обучения, т.к. они способствуют: эффективному усвоению знаний; формируют навыки практических исследований, позволяющие принимать профессиональные решения; позволяют решать задачи перехода от простого накопления знаний к созданию механизмов самостоятельного поиска и навыков исследовательской деятельности; формируют ценностные ориентации личности; повышают познавательную активность; развивают творческие способности; создают дидактические и психологические условия, способствующие проявлению активности студентов.

Список литературы /References

1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Москва. ACADEMA, 1999.

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Е.С. Полат. «Академия». М., 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.