Научная статья на тему 'Использование информационных технологий в обучении аудированию'

Использование информационных технологий в обучении аудированию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
617
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / АУДИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коляго Анна Леонидовна

В статье описаны преимущества информационных технологий в обучении аудированию по сравнению с традиционными формами обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коляго Анна Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование информационных технологий в обучении аудированию»

Таким образом, сетевые педагогические сообщества помогают обеспечить организацию дистанционного взаимодействия всех участников образовательного процесса, внедрить новые формы методической работы с педагогами за счет широкого использования средств Интернет, увеличить количество учителей, получающих методическую поддержку для повышения своей квалификации с использованием Интернет. Сетевые сообщества педагогов распространяют педагогический инновационный опыт, привлекают внимание педагогической общественности к использованию потенциала Интернет для решения задач профессионального развития педагогов. Это может служить примером самообразования в течение всей жизни.

Все это позволяет активно внедрять в практику уроки с применением ИКТ-технологий. Процесс обучения становится интересным и понятным детям. Ведь если гармонично сочетаются элементы урока, воздействующие на визуальный, аудио- и кинестетический тип восприятия, то усваивается 90 % материала; достигается лучшая результативность в обучении, воспитании и развитии учащихся; уходит проблема профессионального выгорания самого педагога.

Благодаря Интернету есть уникальная возможность для каждого педагога изучать положительный опыт коллег и использовать его в своей практике, изучать новейшие достижения науки и техники, знакомиться с нормативно-правовыми документами, участвовать в интернет-педсоветах, форумах и конференциях, повышать уровень педагогического мастерства без отрыва от производства.

Подводя итог, хочется сказать, что профессиональная деятельность учителя всегда направлена, с одной стороны, на ученика, с другой - на самого себя. Участвуя в деятельности профессионального сетевого сообщества, учитель расширяет свои знания в педагогике, методике и т. д., повышая тем самым уровень своей профессиональной компетенции. Таким образом, формирование устойчивой среды профессионального общения как важнейшего элемента повышения квалификации педагога - это важнейшая характеристика модернизации образования как системы. И роль данной устойчивой среды принадлежит, на наш взгляд, именно сетевым сообществам.

=10- Литература

1. Драхлер А.Б. Сеть творческих учителей: методическое пособие. БИНОМ. М.: Лаборатория знаний, 2008.

2. Шмырева Е.В. Сеть Интернет как один из способов развития личности педагога в современном мире.

Использование информационных технологий в обучении аудированию

Коляго Анна Леонидовна (kolyago@yandex.ru)

ГОУВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола

Аннотация

В настоящее время информационные технологии играют все большую роль в обучении иностранным языкам. Использование информационных технологий позволяет решить одну из самых сложных задач, стоящих перед преподавателем иностранного языка - развитие умения аудирования. В статье описаны преимущества информационных технологий в обучении аудированию по сравнению с традиционными формами обучения.

Современное развитие общества характеризуется внедрением информационных технологий во все сферы деятельности человека. Информационные процессы становятся доминирующими в экономике, образовании, культуре, научных исследованиях, финансовой системе, политике, оборонном комплексе. Всесторонняя информатизация страны является одним из важнейших показателей ее развития.

В процессе адаптации человека к этому новому цифровому миру большая роль отводится обучению. К настоящему времени в системе образования России в результате выполнения федеральных и межвузовских научно-технических программ в области информатизации образования сложились объективные условия для дальнейшего развития и широкого практического внедрения новых информационных технологий (НИТ) в учебно-методическую и научно-исследовательскую деятельность высшей и средней школы. Созданная сеть новых информационных технологий - один из основных механизмов разработки и внедрения НИТ, а также подготовки соответствующих специалистов.

Одним из приоритетных направлений в работе высшей школы по развитию НИТ является разработка средств мультимедиа, играющих особо важную роль в области информатизации образования.

98

ИТО Марий Эл -2010

В настоящее время использование информации в качестве общественного продукта, обеспечивающего интенсификацию всех сфер экономики, ускорение научно-технического прогресса, интеллектуализацию всех сфер человеческой деятельности и демократизацию общества является бесспорным. Эта общая закономерная тенденция имеет непосредственное отношение к важнейшему структурному элементу общественного развития государства - системе высшего образования, специфика которой заключается в том, что она является одновременно и потребителем, и активным производителем информационных технологий.

По этой причине одним из приоритетных направлений информатизации общества является процесс информатизации образования, использование возможностей новых информационных технологий, методов и средств информатики для интенсификации всех уровней образовательного процесса, повышение его эффективности и качества подготовки обучающихся к рациональной организации жизни в условиях информатизации общества.

Использование информационных технологий позволяет решать одну из самых сложных задач, стоящих перед учителями иностранного языка - это развитие умения аудирования. Одно из методических требований, предъявляемых к учебным материалам для развития умения аудирования, является аутентичность, и эту проблему учитель может решить, используя звуковые ресурсы Интернет или специально разработанные компьютерные программы.

Аудирование - сложная рецептивная мыслительно-мнемическая деятельность, связанная с восприятием, пониманием и активной переработкой информации, содержащейся в устном речевом сообщении [1]. Аудирование является лидером среди видов речевой деятельности: установлено, что в современном обществе люди слушают 45 % времени, говорят - 30 %, читают - 16 %, пишут - 9 %. Тем не менее, это один из самых трудноразвиваемых видов речевой деятельности. Известно, что значительно большую часть всей информации человек воспринимает и усваивает в результате зрительного контакта. На этот факт указывают многочисленные исследования в области психологии и педагогики (И.П. Павлова, М. Вебер, Г. Фехнер, И.Е. Вострокнутов, К.Н. Дудкин, В.М. Величков-ский, В.А. Сластенин). В целом, эти исследования показывают, что эффективность слухового восприятия информации составляет 15 %, зрительного - 25 %, а их одновременное использование в процессе обучения повышает эффективность восприятия до 65 %.

При обучении иностранному языку через аудирование идет усвоение лексического состава языка и его грамматической структуры. В то же время аудирование облегчает овладение говорением, чтением и письмом.

Из всех технических средств обучения средства информационных и коммуникационных технологий наиболее успешно содействуют студенту в восприятии информации [3]. Исследования показывают, что наибольшую обучающую ценность имеет использование в компьютерных обучающих программах (КОП) по иностранным языкам аудиоформата [3, 4]. Подобные обучающие программы предлагают:

- различные режимы воспроизведения аудиотекстов: аутентичный, учебный в естественном темпе, замедленный; запись речи, возможность прослушивания и сравнения [2];

- имитацию реальных ситуаций общения. Упражнения такого рода требуют понимания на слух и выполнения инструкций или подачи ответных реплик;

- средства формирования фонетических навыков аудирования; включение в процесс обучения аудированию аутентичных материалов, отражающих повседневную жизнь носителей языка создает условия для формирования аутентичных фонетических навыков аудирования;

- средства визуализации, позволяющие студентам наглядно представить процессы, сопровождающие производство речи, сравнить собственное произношение с эталонным. Для этих целей в КОП по иностранному языку используются анимация, иллюстрирующая движение органов речи, и различные типы графиков, показывающие амплитуду колебания звука [2];

- динамичные иллюстрации, для которых используются анимация, трехмерные модели и видео; специфические компьютерные задания: прослушивание выборочного материала, наглядное представление характера звучания, музыку.

Следует отметить, что до 60 % информации передается с помощью паралингвистических элементов речи: акустических (междометий, ритма, повышения и понижения голоса, пауз и т. п.), визуальных

(мимики, жестов, позы говорящих и др.), тактильных (пожатия рук, похлопывания по плечу, отталкивания и др.). Поэтому у некоторых исследователей вызывает сомнение корректность использования магнитофонной записи для прослушивания аудиотекстов при проверке умений аудирования, поскольку при этом у испытуемых отсутствует возможность опоры на паралингвистическую информацию, что осложняет процесс аудирования и не соответствует условиям реальной коммуникации: ведь обычно слушающий не должен декодировать бестелесные (обезличенные) звуки с кассеты. В этой связи хочется отметить, что значимость применения мультимедиа технологий в данном случае является неоспоримой.

Для развития умений аудирования необходимо предлагать студенту слушать людей с различными голосовыми параметрами для наблюдения, как меняются голос, тембр, темп, интонация, мелодика, диалект. При традиционной методике обучения для этого используется совместная работа нескольких преподавателей, ведущих занятия по звучащей речи. Но поскольку в реальных условиях неязыковых вузов это не предусматривается и является нереальным, то возможным решением может стать использование различных средств ИКТ, реализующих вышеперечисленные требования.

Один и тот же текст, адекватно понимаемый студентом в тихой аудитории, оказывается невероятно сложным для восприятия при наличии отвлекающих внимание шумов. Поэтому в современные КОП по развитию умений аудирования целенаправленно включаются видеосюжеты, в ходе которых герои общаются в обстановке реальной коммуникации при различного рода шумовых помехах (движущийся транспорт, доносящаяся речь окружающих людей и др.). Мы отмечаем, что возможность прослушивания ключевых слов и текстов словарных и энциклопедических статей влияет на эффективность, индивидуализацию, интенсификацию процесса обучения и качество аудиторной и самостоятельной работы студентов.

Компьютер не определяет методы и содержание обучения - он является лишь эффективным средством обучения, который адекватно включается в учебный процесс. Поэтому разработка методических основ обучения иностранным языкам через компьютер должна базироваться на глубоком анализе дидактических и методических возможностей, способствующих реализации основной цели в преподавании иностранных языков - формированию коммуникативных умений. Из этого следует, это компьютер позволяет: моделировать условия коммуникативной деятельности; овладеть лексико-грамматическими навыками; индивидуализировать и дифференцировать обучение; повышать мотивацию; увеличить объем языковой тренировки; способствовать выработке самооценки обучаемых; обеспечить перенос языкового материала в другие виды речевой деятельности.

Обучение иностранным языкам нельзя представить без использования мультимедийных средств обучения. Возможность иллюстрирования реального процесса общения на иностранном языке, необходимость приближения образовательной среды к реальным условиям функционирования изучаемого языка и культуры, безусловно, являются актуальными задачами методики обучения иностранным языкам.

Литература

1. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: учебное пособие для студентов лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. М.: Академия, 2004. С. 161.

2. Смирнова, Е.В. Эффективность и качество компьютерных средств обучения английскому языку / Е.В. Смирнова // Информационные технологии в высшем профессиональном образовании: тезисы докладов региональной научно-практической конференции. Тольятти: ТФ СГАУ, 2005.

3. Цатурова, И.А. Компьютерные технологии в обучении иностранным языкам: учебно-методическое пособие / И.А. Цатурова, А.А. Петухова. М.: Высшая школа, 2004.

4. Greifnieder, U. The Influence of Audio Support on the Effectiveness of CALL / Greifnieder U. // ReCALL. 1995. Vol. 7. № 2214.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.