Научная статья на тему 'Использование информационных технологий в маркетинге'

Использование информационных технологий в маркетинге Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
562
411
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование информационных технологий в маркетинге»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

УДК 004.075 (32)

О. В. Шорикова Научный руководитель - Н. В. Фёдорова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МАРКЕТИНГЕ

В настоящее время информационные технологии в сфере маркетинга получают все большее и большее распространение, поскольку значительное количество компаний заинтересованы в создании собственных ресурсов в глобальной сети Интернет. Как следствие, возникает проблема анализа потребительских запросов, дифференцирования клиентов по различным параметрам._Все эти задачи помогают решить современные информационные технологии.

Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационные технологии (ИТ) - это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации, вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.

Существует и другое определение: информационные технологии - термин, применяемый для обозначения самых современных усовершенствований в способах и механизмах, которые используются для сбора, обработки, анализа, хранения, распространения и применения информации. Об информационных технологиях говорят как о технологиях века, которые способны оказать серьезное влияние на производственную деятельность, сферу обслуживания, занятость населения и на жизнь человечества в целом, благодаря достижениям в области микроэлектроники. Именно микроэлектроника создала основы для разработок в сфере проектирования и производства с помощью компьютера; гибких производственных систем; роботов; персональных компьютеров; автоматизированных систем управления (АСУ); видеотекста; телеконференций и т.д. [1].

Главной особенностью информационных технологий является то, что в них и предметом, и продуктом труда является информация, а орудиями труда - средства вычислительной техники и связи. Причем сегодня информация стала рассматриваться как вполне реальный производственный ресурс наряду с другими материальными ресурсами.

Сами ИТ требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их введение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов.

Главным направлением перестройки маркетинга и его радикального усовершенствования, приспособления к современным условиям стало массовое использование новейшей компьютерной и телекоммуникационной техники, формирование на ее основе высокоэффективных информационно - управленческих технологий. Средства и методы прикладной информатики используются теперь и в маркетинге. Новые технологии, основанные на компьютерной технике, тре-

буют радикальных изменений организационных структур маркетинга, системы документации, фиксирования и передачи информации.

Полная интегрированная автоматизация маркетинга предполагает охват следующих информационно-управленческих процессов: связь, сбор, хранение и доступ к необходимой информации, анализ информации, подготовка текста, поддержка индивидуальной деятельности, программирование и решение специальных задач.

К современным техническим средствам автоматизации информационно-управленческой деятельности относятся:

1) персональные компьютеры, объединенные в сети;

2) электронные пишущие машинки;

3) копировальные машины;

4) коммуникационные средства, телефонную технику;

5) средства для автоматизации ввода архивных документов и поиска информации (к ним относятся нетрадиционные носители информации: магнитные диски и ленты, микрофильмы, диски с оптическими записями);

6) средства для обмена информацией - «электронная почта»;

7) видеоинформационные системы;

8) локальные компьютерные сети;

9) интегрированные сети учреждений [2].

В последние десятилетия маркетинг в наиболее развитых странах, в частности, в США и Японии, основан на творческих (созидающих) информационных технологиях так называемого третьего (высшего) уровня. Они охватывают полный информационный цикл - выработку информации (новых знаний), их передачу, переработку, использование для преобразования объекта, достижения новых, более высших целей. Информационные технологии третьего уровня означают высший этап компьютеризации маркетинга, позволяют задействовать ЭВМ в творческом процессе, соединить силу человеческого ума и мощь электронной техники.

Ярким примером современных информационных технологий в маркетинге является влияние дизайна сайта на силу бренда.

Для отдельного человека бренд - это, по сути, восприятие.Доставляющие бренда, такие как названия, эмблемы, лейблы, торговые марки и упаковки -

Секция «Маркетинги коммерциализация космоса»

все это элементы, из которых складывается кратчайший путь к сердцу потребителя. Люди руководствуются этими элементами при принятии решений о покупках. _Постоянно проводятся исследования с целью определения методов, которые могли бы применяться разработчиками сайтов для создания наиболее эффективной системы элементов брендинга, позволяющей сформировать устойчивую приверженность к бренду. Именно на данном этапе и вступают в силу новейшие информационные технологии, которые помогают разработчикам сайта создать эффективный дизайн сайта, удовлетворяющий потребности клиентов, позволяющий получить в долгосрочном периоде позитивный эффект, который выразится в усилении бренда и, соответственно, в повышении доходности компании.

Таким образом, можно сделать вывод, что в нынешний век высоких технологий просто необходимо

использовать различные информационные технологии в различных сферах деятельности предприятия, в том числе и в маркетинговых исследованиях. Именно взаимосвязь маркетингового и технологического мышления позволяет предприятию формировать более гибкую стратегию и решать потребительские проблемы путем сочетания действующего производства и активного технологического развития, тем самым максимизируя свою прибыль.

Библиографические ссылки

1. URL: http://www.marketingist.ru.

2. URL: http://www.webmasterpro.com.ua.

© Шорикова О. В., Федорова Н. В., 2011

УДК 303.425.2

К. В. Шубинская Научный руководитель - Е. В. Сумина Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ФАКТОРЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О ПОКУПКЕ ПОТРЕБИТЕЛЯМИ (на примере рынка обуви Красноярского края)

Представлено исследование потребительских критериев, и мотиваций, влияющих на принятие решения о покупке, опирающиеся на социальные аспекты и особенности региона.

Целю любой рекламы, в первую очередь, является возможность воздействия на отношение людей к покупке. Однако предсказывать успех планируемой рекламы нелегко, так как все люди индивидуальны. Каждый ведет себя по-своему, руководствуется какими- то личными мотивами и принципами, определяет для себя неоспоримые критерии выбора товара. Но зачастую, огромное влияние на потребительское поведение может оказывать ограниченность в финансовых ресурсах, которая перекрывает все истинные желания и потребности человека. Данный феномен был выявлен мною при детальном исследовании потребительского поведения касательно рынка обуви на территории Красноярска.

По последним данным на территории Красноярска насчитывается порядка 197 официальных торговых точек по розничной продаже обуви. Примерно половина из них - это различные сетевые магазины. Одними из самых крупных обувных сетей в городе, являются магазины марки «Ионесси» и «Ralf ringen» , на территории Красноярска они имеют 9 торговых точек. Так же это магазины «Юничел», «Вестфалика», «Monarh» и многие другие, имеющие в своем перечне от 2 до 7 магазинов. Для потенциальных потребителей выбора по сути дела более чем достаточно. Да и рекламный аспект в данном вопросе не стоит на месте: многообразие различных рекламных акций, афиш, теле- и радио- проектов призывающих к приобретению обувной продукции той или иной торговой компании. Так что же побуждает потенциальных потребителей нашего города к покупке в том или ином ма-

газине, что лежит в основе их мотивов? Начиная анализировать данный вопрос, необходимо, в первую очередь, обратиться к исследованиям рынка обуви России, проведенным ранее. По данным исследований значится, что потребители в основном совершают покупку новой пары обуви, под влиянием нескольких основных мотивов: прагматического, желания следовать моде, стремления к новизне и разнообразию, а также смешанного мотива. Беря за основу эти данные, на территории города был проведен опрос потенциальных покупателей. В выборку респондентов вошли 50 человек разной возрастной категории, социального статуса, и уровня образования. На выбор им предлагалось определить важность предлагаемых критериев при выборе обуви, 4 варианта: цена, качество, дизайн, месторасположение торговой точки. При получении первичных данных были получены следующие результаты: 26 человек, из 50-ти опрошенных, определили для себя, что наиболее важным критерием является качество, 12 человек решило, что это дизайн, остальные склонились в пользу цены и месторасположения торговых точек. Однако, при дальнейшем расспросе респондентов и конкретике определенных моментов, сложилась немного иная картина действительности. Как оказалось, для 34-х респондентов, на самом деле, наиболее значимым критерием при покупке обуви является показатель уровня цены изделия. Возникает вопрос, в чем причина искажения реальных данных, и почему же именно критерий цены, стал лидером выбора среди всех опрошенных респондентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.