Научная статья на тему 'Факторы принятия решения о покупке потребителями (на примере рынка обуви Красноярского края)'

Факторы принятия решения о покупке потребителями (на примере рынка обуви Красноярского края) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
393
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шубинская К.В., Сумина Е.В.

Представлено исследование потребительских критериев, и мотиваций, влияющих на принятие решения о покупке, опирающиеся на социальные аспекты и особенности региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы принятия решения о покупке потребителями (на примере рынка обуви Красноярского края)»

Секция «Маркетинги коммерциализация космоса»

все это элементы, из которых складывается кратчайший путь к сердцу потребителя. Люди руководствуются этими элементами при принятии решений о покупках. _Постоянно проводятся исследования с целью определения методов, которые могли бы применяться разработчиками сайтов для создания наиболее эффективной системы элементов брендинга, позволяющей сформировать устойчивую приверженность к бренду. Именно на данном этапе и вступают в силу новейшие информационные технологии, которые помогают разработчикам сайта создать эффективный дизайн сайта, удовлетворяющий потребности клиентов, позволяющий получить в долгосрочном периоде позитивный эффект, который выразится в усилении бренда и, соответственно, в повышении доходности компании.

Таким образом, можно сделать вывод, что в нынешний век высоких технологий просто необходимо

использовать различные информационные технологии в различных сферах деятельности предприятия, в том числе и в маркетинговых исследованиях. Именно взаимосвязь маркетингового и технологического мышления позволяет предприятию формировать более гибкую стратегию и решать потребительские проблемы путем сочетания действующего производства и активного технологического развития, тем самым максимизируя свою прибыль.

Библиографические ссылки

1. URL: http://www.marketingist.ru.

2. URL: http://www.webmasterpro.com.ua.

© Шорикова О. В., Федорова Н. В., 2011

УДК 303.425.2

К. В. Шубинская Научный руководитель - Е. В. Сумина Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ФАКТОРЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О ПОКУПКЕ ПОТРЕБИТЕЛЯМИ (на примере рынка обуви Красноярского края)

Представлено исследование потребительских критериев, и мотиваций, влияющих на принятие решения о покупке, опирающиеся на социальные аспекты и особенности региона.

Целю любой рекламы, в первую очередь, является возможность воздействия на отношение людей к покупке. Однако предсказывать успех планируемой рекламы нелегко, так как все люди индивидуальны. Каждый ведет себя по-своему, руководствуется какими- то личными мотивами и принципами, определяет для себя неоспоримые критерии выбора товара. Но зачастую, огромное влияние на потребительское поведение может оказывать ограниченность в финансовых ресурсах, которая перекрывает все истинные желания и потребности человека. Данный феномен был выявлен мною при детальном исследовании потребительского поведения касательно рынка обуви на территории Красноярска.

По последним данным на территории Красноярска насчитывается порядка 197 официальных торговых точек по розничной продаже обуви. Примерно половина из них - это различные сетевые магазины. Одними из самых крупных обувных сетей в городе, являются магазины марки «Ионесси» и «Ralf ringen» , на территории Красноярска они имеют 9 торговых точек. Так же это магазины «Юничел», «Вестфалика», «Monarh» и многие другие, имеющие в своем перечне от 2 до 7 магазинов. Для потенциальных потребителей выбора по сути дела более чем достаточно. Да и рекламный аспект в данном вопросе не стоит на месте: многообразие различных рекламных акций, афиш, теле- и радио- проектов призывающих к приобретению обувной продукции той или иной торговой компании. Так что же побуждает потенциальных потребителей нашего города к покупке в том или ином ма-

газине, что лежит в основе их мотивов? Начиная анализировать данный вопрос, необходимо, в первую очередь, обратиться к исследованиям рынка обуви России, проведенным ранее. По данным исследований значится, что потребители в основном совершают покупку новой пары обуви, под влиянием нескольких основных мотивов: прагматического, желания следовать моде, стремления к новизне и разнообразию, а также смешанного мотива. Беря за основу эти данные, на территории города был проведен опрос потенциальных покупателей. В выборку респондентов вошли 50 человек разной возрастной категории, социального статуса, и уровня образования. На выбор им предлагалось определить важность предлагаемых критериев при выборе обуви, 4 варианта: цена, качество, дизайн, месторасположение торговой точки. При получении первичных данных были получены следующие результаты: 26 человек, из 50-ти опрошенных, определили для себя, что наиболее важным критерием является качество, 12 человек решило, что это дизайн, остальные склонились в пользу цены и месторасположения торговых точек. Однако, при дальнейшем расспросе респондентов и конкретике определенных моментов, сложилась немного иная картина действительности. Как оказалось, для 34-х респондентов, на самом деле, наиболее значимым критерием при покупке обуви является показатель уровня цены изделия. Возникает вопрос, в чем причина искажения реальных данных, и почему же именно критерий цены, стал лидером выбора среди всех опрошенных респондентов.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

При глубинном анализе данного вопроса, были использованы официальные данные территориального органа федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю. Как выяснилось, на начало 2010 г., на территории Красноярского края насчитывается около 2 402 229 человек работоспособного возраста (старше 16 лет), из которых 1 855 340 человек- это люди в возрасте от 16 до 54 лет, остальные 546 889 человек - в возрасте от 55 и более, т. е. по факту пенсионеры. Касательно показателей денежных доходов на душу населения выяснились следующие данные: как оказалось, на территории края 60,8 % всех жителей, имеют доход не более 10 000 руб. в месяц, а 18-ти процентам (%) из них и вовсе приходится существовать на доход ниже прожиточного минимума.

Анализ данной статистики, дает разъяснение расхождению полученных при опросе респондентов данных. Ведь, по сути, ограниченность в финансовых возможностях, лишает потребителей выбора, на второй план отходят стандартные мотивации и критерии выбора, которыми обычно руководствуется человек при покупке. Основным критерием при выборе обуви той или иной марки становится именно ценовой фактор. Это и понятно. Что бы внести конкретную ясность, какую именно сумму в среднем тратит человек в год на покупку обуви, можно опираться на структуру потребительской корзины, официально утвержденной чиновниками. По их расчетам получается, что примерно 2,75 % от месячных доходов, человек тратит на покупку обуви. Если сделать перерасчет, и разделить все население на несколько социальных групп в зависимости от месячных денежных доходов, то получаются следующие данные:

- Пенсионеры: средний размер пенсии по Красноярскому краю составляет порядка 6 639,8 руб. В перерасчете получается, что в год, данный социальный сегмент может себе позволить потратить на приобретение обуви лишь 2 191,2 руб.

- Социально не защищенные слои населения: люди, чей доход не превышает размера прожиточного минимума, который по последним данным составляет порядка 8 014,17 руб. В перерасчете получается, что данный социальный сегмент, может позволить потратить себе в год лишь 2 596,56 руб. от общих денежных доходов.

- Население со средним уровнем дохода: средний уровень доходов на человека по Красноярскому краю, на начало 2010 г., насчитывает порядка 16 569,6 руб.

В перерасчете получается, что среднестатистический человек может позволить себе в год потратить на приобретение обуви около 5 109 руб.

Подводя итоги данным расчетом можно сделать выводы, что особенности уровня жизни населения нашего региона, накладывают весомые коррективы, на мотивационные факторы, влияющие на потребителей. Зачастую, люди, повинуясь общепринятым общественным убеждениям, всегда делают акцент именно на критерии качества, но ограниченные возможности по факту лишают их выбора, заставляя делать свой выбор лишь в строго установленных рамках финансовых возможностей. Об этом также свидетельствует статистика касательно выбора потенциальными потребителями мест покупки обуви. Примерно 45,9 % потребителей, при выборе места приобретения обуви, отдают предпочтение рынкам, стихийным местам продажи и мелким розничным магазинам, в сущности, местам, отличающимся показателями сравнительно низких.

Анализ целевых сегментов, и выявление мотива-ционных факторов потенциальных потребителей, является неотъемлемой основой продвижения товара на рынок, будь это рынок по продаже обуви, или любой другой. И предприниматели это, конечно же, понимают. В последнее время в Красноярских обувных магазинах, стало популярно, к примеру, предоставление краткосрочных кредитов на продукцию, дабы дать возможность потребителям приобретать качественную обувь, при отсутствии на руках нужной суммы денег. Но одним из самых успешных проектов, в плане детального подхода к потребителям города, и удовлетворение практически всех их потребностей в данном сегменте, стало открытие в Красноярске сети магазинов под маркой «Центробувь». Данная сеть магазинов предоставляет потребителям возможность приобретения продукции данной марки, удовлетворяя при этом целый ряд потребностей: это следование основным модным тенденциям, широта ассортиментного ряда, качественный сервис, и несказанно приемлемые цены. Недаром магазины данной марки пользуются несказанной популярностью практически среди всех возрастных групп и социальных слоев населения.

По сути дела, при развитии таких социальных проектов можно полностью удовлетворить потребности населения, и улучшить качество жизни населения.

© Шубинская К. В., Сумина Е. В., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.