Использование информационных технологий в физическом воспитании детей, подростков и студенческой молодежи с нарушениями осанки
Синиговец В.И.
Глуховский государственный педагогический университет им. А. Довженко
Аннотации:
Представлены данные об особенностях использования современных информационных технологий в практике физического воспитания детей, подростков и студенческой молодежи. Рассмотрены перспективные направления использования компьютерных технологий в физическом воспитании подрастающего поколения. Показана структура и содержание занятий, способов и условий применения физических упражнений. Аргументированы подходы к изменению идеологии формировании здорового образа жизни современного человека.
Ключевые слова:
осанка, физическое воспитание, информационные технологии.
Синіговець В.І. Використання інформаційних технологій у фізичному вихованні дітей, підлітків і студентської молоді з порушеннями постави. Представлено дані про особливості використання сучасних інформаційних технологій у практиці фізичного виховання дітей, підлітків і студентської молоді. Розглянуто перспективні напрямки використання комп'ютерних технологій у фізичному вихованні підростаючого покоління. Показано структуру й зміст занять, способів і умов застосування фізичних вправ. Аргументовано підходи до зміни ідеології формуванні здорового способу життя сучасної людини.
постава, діти, школярі,
інформаційні технології.
студенти,
Sinigovets V.I. The use of information technologies in physical education of children, teenagers and student young people with violations of carriage. The
use of modern information technologies given about features are presented in practice of physical education of children, teenagers and student young people. Perspective directions of the use of computer technologies are considered in physical education of rising generation. A structure and maintenance of employments, methods and terms of application of physical exercises is rotined. Going is argued near a change ideology forming of healthy way of life of modern man.
carriage, physical education, information technologies.
Введение.
Правильная осанка имеет огромное значение в жизнедеятельности человека, поскольку она способствует нормальному функционированию жизнеобеспечивающих систем организма [5, 10].
В настоящее время проблема нарушений осанки человека в процессе физического воспитания является одной из наиболее актуальных. По данным исследований многих специалистов, распространенность нарушений осанки среди подрастающего поколения достигает 80-90 % [1, 3].
Несмотря на то, что существует несколько гипотез возникновения нарушений осанки (нарушение обмена соединительной ткани, нарушение роста тел позвонков и др.), большинство авторов сходятся во мнении, что состояние мышечного корсета обуславливает появление и прогрессию нарушений осанки [9]. В настоящее время все больше накапливается эмпирических данных о том, что главенствующими факторами, влияющими на формирование и состояние осанки человека, являются силы гравитации и дезориентация положения различных частей тела в пространстве относительно соматической системы отсчета [11-13].
В свете глобальной информации общества создаются условия для пересмотра существующих подходов к организации процесса физического воспитания разных слоев населения [2, 4, 6, 15].
По мнению ряда специалистов, использование автоматизированных систем, которые представляют совокупность аппаратных и программных средств, необходимых для автоматизации деятельности человека, открывает новые возможности повышения эффективности процесса физического воспитания подрастающего поколения [6].
Работа выполнена по плану НИР Глуховского государственного педагогического университета им. А.
Довженко._______
© Синиговец В.И., 2009
Цель, задачи работы, материал и методы.
Цель работы - изучить и обобщить представленные в специальной научной литературе данные по вопросам использования информационных технологий в физическом воспитании детей, подростков, студентов с нарушениями осанки.
Для решения поставленных задач использовался анализ научно-методической литературы, а также источников Интернет.
Результаты исследования.
Признание Украиной конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защите и развитии детей, усилило внимание научных работников к проблеме детей с ограниченными возможностями [9].
Несмотря на значительные потенциальные возможности современных информационных технологий в области адаптивного физического воспитания (АФВ), они еще не нашли должного применения. По нашему мнению, одной из основных причин ограничения использования информационных технологий является недостаточная разработанность методических условий их использования в процессе АФВ и отсутствие соответствующих методик.
Анализ специальной литературы свидетельствует о том, что в настоящее время возможности компьютерных технологий в АФВ используются, как правило, в основном только одном направлении: в качестве систем диагностики различных сторон моторики занимающихся.
В то же время, необходимо отметить, что рядом ученых в последние годы ведутся разработки и информационных технологий с целью их внедрения в практику АФВ детей с различной нозологией.
Основываясь на том, что АФВ для слабослышащих детей младшего школьного возраста имеет огромное значение как важное коррекционно-воспитательное средство преодоления дефектов физического развития и играет значимую роль в развитии личностных
Рис. 1. Главное окно программы «Охапка». Распечатка с экрана компьютера
Рис. 2 Обложка диска с записью аудио-программы «Школа осанки» (Распечатана с экрана компьютера)
качеств, а именно, познавательных процессов, Зия-дом Хамиди Ахмад Насраллах, [10] была разработана информационно-методическая система «ОБапка» (рис. 1), включающая следующие модули: «Настройки», «Полезно знать», «Контроль осанки», «Комплексы физических упражнений», «Видеоуроки», «О программе».
Меню программы «ОБапка» представляет собой страничный элемент управления с вкладками и гиперссылками:
Данные отечественной и зарубежной статистики отвечают о неуклонном увеличении количества детей с нарушением функций зрительного анализатора [7, 9].
Практически у всех детей с ослабленным зрением существуют проблемы в формировании жизненно важных двигательных умений и навыков, которые связаны с ограниченной двигательной активностью. Как следствие ограниченной двигательной активности у школьников с ослабленным зрением, возникают различные вторичные нарушения, коррекция которых является одной из основных направлений оздоровительной работы в АФВ [7, 9].
В научных исследованиях последнего десятилетия [12, 15] аргументировано, доведено, что одним из наиболее распространенных вторичных заболеваний у детей с ослабленным здоровьем являются нарушения осанки.
В работе А. А. Дьяченко, [8] получено дальнейшее развитие изучения особенностей использования метода «искусственно созданного окружения» в процессе АФВ слабовидящих детей.
Аудио-программа «Школа осанки» создана с помощью записи текста упражнений в комплексе с музыкальным сопровождением на электронном носителе (рис.2).
Физическое воспитание школьников происходит в конкретной окружающей среде под действием эндогенных и экзогенных факторов, поэтому, с одной стороны, его можно рассматривать как результат влияния этих условий, а с другой, при направленном воздействии средств физического воспитания, - как результат противодействия негативным условиям окружающей среды [6].
Согласно данным многочисленных исследований [5, 13], существующая система физического воспитания в Украине, к сожалению, не достигает цели укрепления здоровья подрастающего поколения, о чем свидетельствует количество хронических неинфекционных заболеваний.
Совершенствование физического образования в начальной школе нуждается в решении целого ряда проблем, одной из которых является профилактика нарушений осанки.
Принимая во внимание тот факт, что число учащихся, имеющих различные функциональные нарушения опорно-двигательного аппарата, в общеобразовательной школе неуклонно растет, становится очевидной актуальность данной проблемы. Одним из путей решения данной проблемы видиться нами в использовании в процессе физического воспитания компьютерной программы «Monitoring» разработанной Н.Н.Гончаровой, [6].
Компьютерная программа мониторинга физиче ско -го состояния школьников «Monitoring» (рис.3) может использоваться учителями физической культуры, учащимися и их родителями в нескольких направлениях: организация контроля физического состояния детей, формирование навыка организации самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности, повышение уровня знаний и мотивации детей младшего школьного возраста к ведению здорового образа жизни и повышение теоретических знаний по основным направлениям теоретической подготовки и способов организации физкультурно-оздоровительной деятельности родителей.
В направлении повышения уровня теоретических знаний школьников в области здоровья человека выполнено исследование А. Валькевича, [13]. Автором разработана информационно-методическая система «Первые шаги к здоровью» (рис. 4).
По мнению Н. А. Колоса [14], реализация технологии коррекции нарушений осанки студентов с использованием компьютерных технологий, представляется сложным непрерывным процессом и зависит от различных причин и факторов, которые необходимо учитывать при организации опытно-экспериментальной работы.
Рис. 3. Рабочие окна программы «Monitoring»: «Учебникздоровья» (а), «Спортивная площадка» (б)
Рис. 4. Рабочие окна программы «Первые шаги к здоровью»
Для разработки мультимедиа информационной среды автором использовались программы первого уровня, предназначенные для быстрого создания мультимедиа-проектов.
Программа «Гармония тела» обладает широким набором визуальных средств, элементов управления. На панели рабочего окна расположены следующие вкладки-модули: «Настройки», «Теоретические сведения», «Диагностика», «Коррекционно-профилактический модуль», «Мониторинг», «Питание» (рис.5).
Выводы.
Анализ специальной литературы, показал, что для оздоровительной направленности физического воспитания подрастающего поколения необходимо изменение структуры и содержания физкультурных занятий, способов и условий применения физических упражнений, а так же изменение идеологии формировании здорового образа жизни современного человека.
Использование компьютерной информационнометодической системы «ОБапка» в процессе АФВ свидетельствует о том, что целенаправленное ее применение способствует формированию интереса к обучению и позволяет создать комфортную среду во время занятий физическими упражнениями за счет визуализации
учебного материала, способствует освоению теоретических знаний о правильной осанке и ее значении для здоровья человека, способствует повышению у слабослышащих школьников мотивации к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Внедрение средств компьютерной техники в процесс физического воспитания школьников с нарушением слуха позволило разработать новый методический подход к проблеме совершенствования процесса АФВ, устранить затруднения, препятствующие полноценной реализации дидактических принципов в процессе АФВ.
Разработанная автоматизированная система контроля физического состояния школьников «Monitoring», содержащая методические и организационные подходы, позволяет прослеживать динамику изменения показателей физического состояния детей, дифференцировать процесс физического воспитания и формировать теоретические знания о здоровом образе жизни. Использование разработанной компьютерной программы расширяет возможности осуществления самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности детьми, за счет повышения своего уровня теоретических знаний о ведении здорового образа жизни и привлечения внимания родителей к физкультурному образованию детей.
Информационно-методическая система «Гармония тела», характеризуется модульной структурой состоящей из таких блоков: настройки, теоретические сведения, диагностика, мониторинг, питание и коррекционно-профилактический модуль. Опыт использования информационно-методической системы свидетельствует о том, что данный подход эффективен при организации процесса физического воспитания студенческой молодежи. Созданный программный продукт позволяет индивидуализировать процесс физического воспитания студенческой молодежи, придавая ему, характер устойчивого целенаправленного и эффективного процесса познания, а также формировать устойчивое мотивационно-ценностное отношение к физкультурно-оздоровительным занятиям, расширяет возможности реализации современных оздоровительных технологий в тренировочном процессе студентов и позволяет представить его в виде замкнутой системы управления, с включением элементов самоконтроля.
Перспективы дальнейших исследований состоят в разработке программ занятий оздоровительной направленности с учетом пространственной организации тела человека на различных этапах онтогенеза.
Литература
1. Адель Бен Жедду Бен Ларби. Коррекция нарушений статодинамической осанки младших школьников средствами физического воспитания: автореф. дис. на соискание учен. степени канд. физ. воспитанию и спорту: спец. 24.00.02 «Физическая культура, физическое воспитание разных групп населения»/ Адель Бен Жедду Бен Ларби.- К., 2007.- 22 с.
2. Бальсевич В.К. Физическая культура: молодежь и современность /В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 1995. - №4. - С. 2-7.
3. Бубела О.О. Оптимізація процесу формування постави у дітей молодшого віку з використанням комп’ютерних технологій: ав-тореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. наук з фіз. виховання і спорту : спец. 24.00.02 «Фізична культура, фізичне виховання різних груп населення» /О.О.Бубела. - Л., 2002. - 17 с.
4. Булич Э.Г. Здоровье человека: Биологическая основа жизнедеятельности и двигательная активность в ее стимуляции / Э.Г. Булич, И.В. Муравов - К.:Олимпийская литература, 2003. - 424 с.
5. Бычук А.И. Биомеханический контроль осанки школьников в процессе физического воспитания: автореф. дис. на соискание учен. степени канд. физ. воспитанию и спорту: спец. 24.00.02 «Физическая культура, физическое воспитание разных групп населения»/А.И. Бычук.- Л., 2001. - 19 с.
6. Гончарова, Н. М. Автоматизовані системи контролю фізичного стану дітей молодшого шкільного віку в процесі фізичного виховання : автореф. дис. ... канд. наук з фіз. виховання і спорту: 24.00.02 / Наталія Миколаївна Гончарова ; Національний
університет фізичного виховання і спорту України. - К., 2009. - 20 с.
7. Демирчоглян Г. Г., Демирчоглян А. Г. Специальная физическая культура для слабовидящих школьников. - М.: Советский спорт, 2000. - 160с, илл. - (Физическая культура и спорт инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья).
8. Дяченко А.А. Возможности использования метода «искусственно созданной среды» в процессе адаптивного физического воспитания /А.А. Дяченко //Актуальні проблеми біомеханіки : збірник наукових статей з галузі фізичної культури та спорту. -Чернігів, 2009. - Вип. №65 . - Т.2. - С. 27-32.
9. Евсеев С. П. Адаптивная физическая культура: Учебн. пособие.
— М.: Советский спорт, 2005. — 240 с.
10. Зияд Хамиди Ахмад Насраллах. Коррекция нарушений осанки слабослышащих школьников средствами физического воспитания: дис. ... канд. наук по физ. воспитанию и спорту: (24.00.02) / Зияд Хамиди Ахмад Насраллах; НУФВСУ - Киев, 2008. - 180 с.
11. Кашуба В. А. Биомеханика осанки /В. А. Кашуба. - К., 2003. -248 с.
12. Кашуба В. А. Профилактика и коррекция нарушений пространственной организации тела человека в процессе физического воспитания / В. А. Кашуба, Адель Бенжедду. - К.: Знання України, 2005. - 158 с.
13. Кашуба В.А. Биомеханический мониторинг состояния пространственной организации тела студентов в процессе физического воспитания / В.А. Кашуба, К.Н. Сергиенко; О.А. Мартынюк // Материалы V международной научно- практической конференции « Физическая культура и здоровье студентов вузов» 23 января 2009 года. Санкт-Петербург. Россия. - Санкт-Петербург: СПбГУП, 2009 - С.182 - 183.
14. Колос Н.А. Коррекция нарушений осанки студентов с использованием современных биомеханических и информационных технологий / Н.А. Колос // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту: зб. наук. пр. [ ред. Єрмакова С.С.] - Харків: ХДАДМ (ХХПІ), 2009. - № 2.
- С. 66 - 72.
15. Круцевич Т.Ю. Модельно - целевые характеристики физического состояния в системе программирования физкультурнооздоровительных занятий с подростками / Т.Ю. Круцевич // Наука в олимпийском спорте. - 2002. - №1. - С.23-29.
Поступила в редакцию 26.09.2009г.
Синиговец Василий Иванович [email protected]