Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ ИХ ПРОДВИЖЕНИЯ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ ИХ ПРОДВИЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
344
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / КОЭФФИЦИЕНТ РОЖДАЕМОСТИ / ИНВЕСТИЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / INNOVATIONS / SOCIAL SPHERE / INFORMATION SYSTEMS AND TECHNOLOGIES / DIGITALIZATION / BIRTH RATE / INVESTMENTS / STATE SUPPORT / INVESTMENT PROJECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зюкин Д.А.

Инновации, основанные на использовании новейших электронно-цифровых средств, расширили человеческие возможности. Они создают благоприятный климат для развития многих отраслей, а так же социальной сферы. Внедрение любых информационных технологий является дорогостоящими проектами, которые требуют затрат времени и финансов. Многие учреждения социальных институтов напрямую зависят от выделений денежных средств из государственного бюджета, так как государство так же заинтересовано в использовании информационных технологий при ведении различной деятельности. Стратегия развития цифровизации и инноваций находит отражения в реализации различных федеральных проектов. В рамках решения глобальных вопросов социальной сферы ставятся задачи поиска методов, основанных на применении новейших идей и достижений науки и техники. Однако выделяемое материально-финансовое обеспечение на реализацию таких проектов не может гарантировать выполнения поставленных задач. Процесс внедрения и использования инвестиционных проектов является достаточно сложным и подвержен влиянию целого комплекса факторов. В России не возникает проблем с идеями, но исследования в краткосрочной перспективе кажутся более затратными. Приобретение готовой технологии имеет целый ряд преимуществ и позволяет значительно сократить сроки на введение в эксплуатацию. Российские информационные технологии так же внедряются, однако они не обладают существенными преимуществами по сравнению с развитыми импортными аналогами. Важность финансовой поддержки государством таких проектов определяется необходимость обеспечения условий для роста уровня и качества жизни населения страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зюкин Д.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN SOLVING SOCIAL ISSUES AND THE ROLE OF THE STATE IN ECONOMIC SUPPORT OF THEIR PROMOTION

Innovations based on the use of the latest electronic and digital tools have expanded human capabilities. They create a favorable climate for the development of many industries, as well as the social sphere. The implementation of any information technology is expensive projects that require time and money. Many institutions of social institutions directly depend on the allocation of funds from the state budget, since the state is also interested in using information technologies in various activities. The strategy of digitalization and innovation development is reflected in the implementation of various Federal projects. Within the framework of solving global social issues, the tasks of searching for methods based on the application of the latest ideas and achievements of science and technology are set. However, the material and financial support allocated for the implementation of such projects cannot guarantee the fulfillment of the tasks set. The process of implementing and using investment projects is quite complex and is influenced by a whole range of factors. In Russia there are no problems with the ideas, but research in the short term seem to be more expensive. The acquisition of ready-made technology has a number of advantages and allows you to significantly reduce the time for commissioning. Russian information technologies are also being introduced, but they do not have significant advantages over developed imported analogues. The importance of state financial support for such projects is determined by the need to ensure conditions for the growth of the level and quality of life of the country's population.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ ИХ ПРОДВИЖЕНИЯ»

УДК 351:004.4

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ ИХ ПРОДВИЖЕНИЯ

ЗЮКИН Д.А.,

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник ФГБОУ ВО Курская ГСХА, e-mail: nightingale46@rambler.ru.

Реферат. Инновации, основанные на использовании новейших электронно-цифровых средств, расширили человеческие возможности. Они создают благоприятный климат для развития многих отраслей, а так же социальной сферы. Внедрение любых информационных технологий является дорогостоящими проектами, которые требуют затрат времени и финансов. Многие учреждения социальных институтов напрямую зависят от выделений денежных средств из государственного бюджета, так как государство так же заинтересовано в использовании информационных технологий при ведении различной деятельности. Стратегия развития цифровиза-ции и инноваций находит отражения в реализации различных федеральных проектов. В рамках решения глобальных вопросов социальной сферы ставятся задачи поиска методов, основанных на применении новейших идей и достижений науки и техники. Однако выделяемое материально-финансовое обеспечение на реализацию таких проектов не может гарантировать выполнения поставленных задач. Процесс внедрения и использования инвестиционных проектов является достаточно сложным и подвержен влиянию целого комплекса факторов. В России не возникает проблем с идеями, но исследования в краткосрочной перспективе кажутся более затратными. Приобретение готовой технологии имеет целый ряд преимуществ и позволяет значительно сократить сроки на введение в эксплуатацию. Российские информационные технологии так же внедряются, однако они не обладают существенными преимуществами по сравнению с развитыми импортными аналогами. Важность финансовой поддержки государством таких проектов определяется необходимость обеспечения условий для роста уровня и качества жизни населения страны.

Ключевые слова: инновации, социальная сфера, информационные системы и технологии, цифровизация, коэффициент рождаемости, инвестиции, государственная поддержка, инвестиционные проекты.

USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN SOLVING SOCIAL ISSUES

AND THE ROLE OF THE STATE IN ECONOMIC SUPPORT OF THEIR PROMOTION

ZYUKIN D.A.,

candidate of science of economy, senior researcher, Kursk State Agricultural Academy named after I.I. Ivanov, e-mail: nightingale46@rambler.ru.

Essay. Innovations based on the use of the latest electronic and digital tools have expanded human capabilities. They create a favorable climate for the development of many industries, as well as the social sphere. The implementation of any information technology is expensive projects that require time and money. Many institutions of social institutions directly depend on the allocation of funds from the state budget, since the state is also interested in using information technologies in various activities. The strategy of digitalization and innovation development is reflected in the implementation of various Federal projects. Within the framework of solving global social issues, the tasks of searching for methods based on the application of the latest ideas and achievements of science and technology are set. However, the material and financial support allocated for the implementation of such projects cannot guarantee the fulfillment of the tasks set. The process of implementing and using investment projects is quite complex and is influenced by a whole range of factors. In Russia there are no problems with the ideas, but research in the short term seem to be more expensive. The acquisition of ready-made technology has a number of advantages and allows you to significantly reduce the time for commissioning. Russian information technologies are also being introduced, but they do not have sig-

nificant advantages over developed imported analogues. The importance of state financial support for such projects is determined by the need to ensure conditions for the growth of the level and quality of life of the country's population.

Keywords: innovations, social sphere, information systems and technologies, digitalization, birth rate, investments, state support, investment projects.

Введение. Сегодня мировая экономика направлена на развитие своей дальнейшей деятельности за счет внедрения информационных систем и технологий. Это решение было обусловлено тем, что данные средства стали незаменимы во многих процессах деятельности и пока ученые не нашли альтернативы лучше существующим методикам. В свою очередь, переход на ведение нового вида хозяйственной деятельности влияет и на другие сферы социальной жизни, которые помимо хозяйственных задач так же должны решать вопросы цифро-визации своей основной деятельности.

Повышение качества жизни населения на основе использования информационных технологий обеспечивается созданием «умных городов», формирующих условия развития экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни граждан; улучшением системы государственного управления; повышением качества услуг в различных сферах жизнедеятельности населения [1]. Решение данных проблем напрямую зависит от рационального распределения финансовых средств. Закупка, внедрение и поддержка инновационных средств представляет собой длительный и капиталоемкий процесс. Поэтому массовое внедрение систем невозможно на данном этапе развития, как самых сфер, так и науки и техники.

Материал и методы исследования. На государственном обеспечении находится большое количество научно-исследовательских центров, которые могут проводить исследования в области информационных технологий для каждой социальной области. Но для данных разработок необходимы инвестиции и материальная помощь из федерального бюджета. Кроме того необходима законодательная поддержка частных лабораторий и коммерческих разработчиков. При сложившихся особенностях отечественной экономики только крупные компании способны развивать свои идеи. Более мелкие учреждения могут реализовывать свои идеи только в рамках сотрудничества с крупными компаниями. Для изучения ситуации по продвижению инновации в Российской Федерации были использованы данные государственной службы статистики, официальных до-

кументов, определяющих стратегию развития государства, паспорта национальных проектов «Цифровая экономика Российской Федерации» [2], «Демография»[3] и федерального проекта «Финансовая поддержка семей при рождении детей» [4].

Результаты исследования. В современной экономической ситуации проблема поиска инструметов и направлений активизации инновационных процессов, которая была в начале десятилетия была актуальной и остается таковой и сейчас [5, 6]. Важность перехода к массовому вовлечению информационных технологий в социально-экономические процессы определяется тем, что любое информационное средство нового поколения позволяет стабилизировать деятельность организации и обеспечить хотя бы частичную работу при неблагоприятных условиях. Так, объявление режима самоизоляции приостановило деятельность многих учреждений, функционирующих в рамках социальной сферы [7]. В соответствии с тем, что внедрение практически любой технологии требует серьезных финансовых затрат, многие организации занимаются, в первую очередь, внедрением инструментальных средств для оценки и анализа различных экономических показателей организации [8].

Для бюджетных и коммерческих учреждений существует основное различие для приобретаемых программных комплексов. Так, в первом случае необходим подсчет расходов и анализ бюджета, который поступает, как государственная или частная материальная помощь спонсоров. Во второй же ситуации коммерческая организация опирается на расчет расходов и доходов, в соответствии с чем планирует выделение свободных финансовых средств на внедрение инновационных технологий для развития деятельности компании. При этом необходимо учитывать, что приобретение программ для экономической оценки и анализа так же предполагает определенного рода расходы, что усложняет процесс перехода деятельности организаций к полной цифровизации [9, 10].

В каждом учреждении возникает целый ряд вопросов, в решении которых необходимы информационные системы. Иногда их нельзя решить в рамках единого комплекса за счет про-

граммных модулей, выполняющих различные функции [11]. В таком случае приходится внедрять целый спектр разных систем и проводить дополнительный комплекс работ по их интеграции и соединению [12]. Разработчики стараются уходить от этого, пытаясь создать универсальный продукт, охватывающий все задачи или обеспечивающий возможность решения проблемы за счет внедрения новых модулей, однако это не всегда выполнимо [13]. Данные работы создают дополнительные сложности при приобретении и распространении систем. Так же это существенно влияет на конечную стоимость технологии.

Высокие стоимость и необходимость использования инноваций затрудняет ведение среднего и мелкого бизнеса. Даже для крупных компаний финансирование внедрения одной информационной системы предполагает большое количество глобальных мероприятий. В большинстве своем внедряемые технологии создаются зарубежными компаниями, в то время как идеи отечественных ученых не могут реализовываться и совершенствоваться в виду нехватки материальных средств. В соответствии с этим необходима непосредственная поддержка государства проектов, которые бы позволили снизить стоимость внедрения инноваций и увеличили бы их доступность

[14].

Большинство используемых в социальной сфере инноваций принадлежит зарубежным разработчикам. Такие информационные системы имеют большую цену, которая к тому же находится в постоянной динамике в связи с нестабильностью курса российского рубля. Поэтому закупка и сотрудничество с производителями инностранных государств не является стратегически выгодным для России. В следствии этого страна нуждается в продвижении собственных идей. Но для этого нехватает необходимых ресурсов [15].

Стоит отметить, что использование готовых систем имеет целый ряд преимуществ, которые в долгосрочной перспективе кажутся более важными при закупке зарубежных систем. Рентабельность приобретения можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, у компаний-разработчиков есть опыт в проектировании и внедрении систем в учреждения, ведущие аналогичную деятельность. Соотвественно существует определенный хорошо налаженный алгоритм действий по вне-дрию. Это значительно сокращает время разработки и способствует снижению процента возникающих ошибок и неточностей. В луч-

шем случае готовое решение возможно внедрить в другой проект с минимальными изменениями, но иногда приходится учитывать некоторые особенности и под них перепроектировать саму систему или некоторые модули. Однако такой вариант все равно расходует меньше финансовых и временных ресурсов. Разработка происходит по таким же этапам, однако их сроки могут быть значительно ускорены за счет существования базовой стратегии. Во-вторых, функционирование похожих продуктов обуславливает сбор статистики функционирования программы в реальных условиях. Соотвественно компания отслеживает определенные показатели и параметры и в следующих версиях улучшает их. Поэтому можно закупить более совершенную версию, в которой функционал уже оптимизирован и в последствии этого избежать основных проблем при ее использовании. В-третьих, наличие широко развитой сети внедрения дает возможность общения и взаимодействия с другими пользователями, обмена опытом использования функционала и продвижения системы в компании.

Данные преимущества действительно важны и играют определяющую роль при выборе информационной системы. На выбор влияет, в первую очередь, стоимость системы, ее качество и скорость разработки. Результатом выбора является та система, которая по области Паретто, окажется оптимальной для учреждения. Для этого многие эксперты составляют определенную диаграмму и составляют «треугольник рисков», который позволяет наглядным образом определить необходимое решение. Между этими параметрами наблюдается определенная зависимость. При снижении одной величины одного параметра увеличиваются другие.

Технологии обрели достаточно высокий темп своей модернизации. Поэтому сегодня уже недостаточно, чтобы система просто функционировала и выполняла свои функции. В результате, уже сформировался целый список требований [16]:

- гибкость - способность к адаптации и внесению изменений, возможность улучшения работы программ, внедрения или замены элементов в аппаратном устройстве;

- надежность - обуславливает работу системы без искажения данных и потери информации в виде сбоев;

- эффективность - расходы на приобретение системы должны быть окупаемы, но дан-

ный параметр имеет некоторую особенность при внедрении в бюджетные учреждения;

- безопасность - обеспечение уровня защиты данных, используемых в системе от несанкционированного доступа.

Наличие этих свойств определяет качество системы. Уровень этого парметра повышает ее ценность на ИТ-рынке. Начинающим разработчикам достаточно трудно сразу обеспечить на выском уровне качество информационного продукта. Однако накопление опыта возможно только при участии в реальных проектах. В соответсвии с этим многие научно-исследовательские центры нуждаются в госу-дартсвенной финансовой поддержке. В качестве предпринимаемых мер постоянно выпускаются различные социальные проекты, направленные на улучшение жизни в социальной сфере. Основные их документы содержат подробное планирование важных мероприятий, а так же выделение бюджета. Например, сейчас осуществляется реализация проекта «Демография», рассчитанного на 5 лет, целью которого является обеспечение роста продолжительности жизни. В результате выполнения всех задач оптимальный возраст должен составлять 67 лет. В качестве описания и оценки выбранной стратегии развития были выделено несколько основных показателей, которые объективно могут отразить динамику улучшений:

- снижение смертности населения старше трудоспособного возраста;

- увеличение суммарного коэффециента рождемости;

- увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни [3].

В качестве дополнительного показателя так же учитывается обращаемость в медицинские организации по вопросам здорового образа жизни. Модернизация данных параметров напрямую влияет на качество жизни населения, поэтому они были выделены как основные. Для реализации выбранной национальной стратегии задачи и цели были разделены на проекты федерального значения, которые охватывают только одну проблемную область. Такой подход облегчает контроль за выполнением поставленных задач и достижении намеченных целей.

В рамках осуществления запланированных мероприятий составителями паспорта сформированы основные бизнес-процессы, которые могут повлиять на данный показатель. Среди них можно выделить те, которые относятся непосредственно к внедрению и исполь-

зованию информационных технологий и систем. Следует отметить, что государство понимает степень эффективности информационных систем и технологий в различных видах социальной деятельности, поэтому акцентирует внимание на данных задач. Все мероприятия были запланированны с учетом имеющихся научных доказательств и предусматривают раздичные реализации входящих в план действий [17].

Так, в паспорте федерального проекта «Финансовая поддержка семей при рождении детей» была обозначена цель продвижения интернет-сайтов, направленных на сохранение семейных ценностей, поддержку материнства и детства [4]. Проведение данного мероприятия является достаточно важным при условии того, что интернет сегодня стал основным источником информации, особенно для молодых людей. Ответы на все возникающие вопросы чаще всего получают из интернет-источников, небольших статей в социальных сетях, которые написаны простым языком, основанные на индивидуальном практическом опыте. В виду ограничения символов интернет-публикаций, часто они содержат только важные мысли, поэтому такая форма получения информации становится все более популярной. Однако возникает существенная проблема достоверности информации - чаще всего статьи пишут обычные пользователи, которые выражают свое мнение и чаще всего не имеют соотвествующей квалификации по теме вопроса. Особенно это опасно в случаях рекомендации лекарств, а так же решения ситуаций, связанных со здоровьем детей и их родителей. В соответствии с этим, в рамках реализации данной задачи необходимо увеличить количество статей, написанных именно специалистами, которые являются профессионалами в консультирующем вопросе. При этом необходимо обратить внимание на место размещения информации. Например, молодежь просматривает не официальные сайты больничных и образовательных учреждений, а популярные сайты, группы в социальных сетях и блогеров.

Одним из важных параметров для улучшения демографической политики является увеличение роста рождаемости. И основная проблема в том, что по ряду условий, семейная пара не может зачать ребенка. Ученые разработали технологию экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), которая помогает людям, страдающим бесплодием [18]. Сегодня эта методика стала доступна для всех, кто

имеет соответствующие показания. Государство внесло данную процедуру в программу обязательного медицинского строхования [19]. Поэтому пара может бесплатно получить данную услугу при соблюдении всех условий. Таких семей достаточно много, поэтому иногда приходится ждать до двух лет, что достаточно долго. В этой связи федеральный проект «Финансовая поддержка семей при рождении детей» так же занимается вопросом увеличения количества оплодотворений по методике ЭКО. Данная технология является инновационным средством, позволяющим провести положительные изменения в жизни семей.

Проблема бесплодия является той проблемой, для которой на сегодняшний день инновации являются лучшим решением. При этом существует большое количество модификаций данной процедуры, которые позволяют увеличить область ее применения. Стоит отметить, что ЭКО может назначаться не всем людям и может иметь противопоказания. В соответ-свии с этим, необходимо работать над тем, чтобы уменьшить их число, тем самым увеличивая круг доступности данной методики. Возможно, в данном случае больше применяются мединские технологии. Для этого применяется новейшая электроника и всевозможные технические средства. Одним из особенных и важных инновационных видов деятельности в данной процедуре является метод кре-

озаморозки. Он представляет собой совокупность действий, которые позволяют сохранить качественные биологические материалы [20]. При этом в них сохраняются все жизненные функции. Впоследствии это дает возможность использовать эти материалы спустя время при неудачной попытке или повторном прохождении данной процедуры. Креозаморозка выглядит как фантастическое средство, позволяющее сохранить жизнь и приостановить время. Однако уже для многих семей это стало реальностью. Несмотря на это еще большое количество семей находятся в ожидании для бесплатного прохождения процедуры ЭКО, что позволяет говорить о высоком спросе на данную услугу. В соответсвии с этим, государству целесообразно обеспечить механизмы поддержки обновления оборудования и открытия дополнительных центров.

Все планируемые мероприятия невозможно осуществить без финансовой помощи со стороны бюджета. Вообще федеральный проект «Финансовая поддержка семей при рождении детей» помимо пунктов повышения уровня инноваций при решении различных социальных задач также предусматривает большое количество выплат семьям. Поэтому затраты данного проекта будут носить масштабный характрер. На рисунке 1 представлено планирование распределения бюджета с 2019 г. до 2024 г. [4].

490000 4S0000 470000 460000 450000 440000 430000 420000 410000 400000 390000 380000

476081,3

462286.1

459678.9

436545.2 440655.3

■ 413184.2

2019 2020

2021 2022 млн.руб

2023 2024

Рисунок 1 - Распредление бюджета на нужды проекта «Финансовая поддержка семей при рождении детей» в течение 5 лет

1 7°

1.6 1.58

2019 2020 2021 2022 2023 2024

Рисунок 2 - Динамика роста суммарного коэффициента рождаемости по плану федеральных проектов в России в 2019-2024 гг.

Средства, планируемые к поддержке, являются действительно внушительными, особенно, в период короновирусного кризиса. Ежегодно данный проект согласно плану должен получать хорошие отчисления. При этом запланировано большое количество мероприятий, связанных со льготными отчислениями семей. Кроме того, стоимость web-технологий, рекламы и продвижения программы онлайн-консультаций экспертов также представляет собой затратное меропритие. Однако одним из ключевых пунктов расходов является поддержка ЭКО. Стоимость проведения одной процедуры в среднем составляет от 120 тысяч рублей. Следовательно на один миллион рублей можно обспечить только 8 семей. В следствии этого о продвижении данной технологии в глобальном масштабе говорить пока трудно.

Тем не менее, по паспорту плана даже небольшой процент продвижения должен дать положительные результаты. Проект носит долгосрочный характер и функционирует только два года. В соотвествии с этим, можно судить о том, на сколько эффективными оказались запланированные мероприятия. Оценка происходит по суммарному коэффициенту рождаемости. На рисунке 2 представлено запланированная динамики роста данного показателя.

Согласно приведенному графику можно сделать вывод, что ожидается постоянная динамика роста показателя суммарного коэффициента рождаемости. При этом по результатам действия проекта в течение 2019 г.

реальный показатель не достиг запланированной отметки и составил 1,504 [21]. Возможно, это только только первые результаты и продвижение и воздействие мероприятий еще не вошло в полную силу. С другой стороны, разработчики данного проекта могли переоценить эффективность своих действия. Возможно, для получения подобных результатов необходимы более глобальные действия и более активное административное и финансовое участие государства в улучшении условий жизни граждан.

Выводы и заключение. Оценка демографической ситуации в России отражает неблагоприятную обстановку. Несмотря на то, что страна обладает высоким природно-экономическим потенциалом, отмечаются весьма невысокие показатели рождаемости. Ситуацию пытаются исправить, путем внедрения важных законопроектов и повышения эффективности применения инновационных технологий, которые могли бы улучшить качество жизни населения. Другие передовые страны повсеместно решают проблемы за счет информационных систем, а так же различных методик, осуществляемых с помощью новейших электронно-цифровых средств. Информатизация имеет положительные и отрицательные стороны, но при использовании возможностей развития науки и техники возможно получение более высоких результатов. При этом внедрение информационных технологий требует серьезных глобальных затрат, поэтому многие бюджетные учреждения не могут осуществить данные мероприятия без под-

держки государства и его инвестиций. Так, на примере мероприятий в рамках федерального проекта «Финансовая поддержка семей при рождении детей» была продемонстрирована роль бюджетных вложений в развитие социальной сферы, в частности, по вопросам улучшения демографической ситуации в России. Было выяснено, что государство выделяет значительное финансирование на продвижение данного проекта, однако его недостаточно для фундаментального улучшения ситуации. Анализ оценки показателей проекта

подтвердил гипотезу о том, что принимаемые меры пока не приносят запланированных результатов. Для улучшения ситуации необходимо делать упор на повсеместное использование инновационных средств. Учитывая, что в сложившихся социально-экономических условиях такие технологии требует существенных инвестиций, необходима комплексная модель регулирования инвестиционно-инновационных процессов в социальной сфере страны.

Список использованных источников

1. Сысоева Е.А. Цифровизация России - путь к повышению качества жизни населения // Качество и жизнь. - 2019. - №2 (22). - С. 74-81.

2. Паспорт национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации». Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://digital.gov.ru/uploaded/files/natsionalnaya-programma-tsifrovaya-ekonomika-rossijskoj-federatsii_ NcN2nOO.pdf (Дата обращения: 30.10.2020 г.).

3. Паспорт национального проекта «Демография». Правительство РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/Z4OMjDgCaeoh KWaA0psu6lCekd3hwx2m.pdf (Дата обращения: 30.10.2020 г.).

4. Паспорт федерального проекта «Финансовая поддержка семей, имеющих детей». Министерство труда и социальной защиты РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/demography/1. (Дата обращения: 30.10.2020 г.).

5. Пожидаева Н.А., Зюкин Д.А. Методика оценки инновационной активности сельскохозяйственных организаций // Экономический анализ: теория и практика. - 2013. - № 21 (324). - С. 3237.

6. Оценка инновационной восприимчивости сельскохозяйственных организаций / Д.А. Зюкин, Н.А. Пожидаева, С.А. Быканова, С.А. Беляев // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2014. - № 10. - С. 30-34.

7. Стецура Е.Д. Проблемы внедрения инноваций в публичном управлении // Наука и практика регионов. - 2018. - № 4 (13). - С. 22-26.

8. Пожидаева Н.А., Зюкин Д.А. Детерминирование точек инновационного роста как инструмент развития регионального сельскохозяйственного производства // Региональная экономика: теория и практика. - 2013. - № 26. - С. 44-53.

9. Чиркова В.М. Роль цифровизации в современном обществе // Региональный вестник. -2019. - № 15 (30). - С. 32-33.

10. Матушанская Е.Е., Матушанский А.К. Анализ внедрения инновационных технологий в экономику регионов ЦФО // Наука и практика регионов. - 2018. - № 3 (12). - С. 19-23.

11. Шайтура С.В. Автоматизация технологических процессов экономики // Славянский форум. - 2016. - № 2 (12). - С. 277-281.

12. Шайтура С.В. Жизненный цикл информационных систем // Конструкторское бюро. -2016. - № 12 (125). - С. 48-51.

13. Тельных Д.А. Внедрение инноваций в сферу физической культуры и спорта // Региональный вестник. - 2019. - № 7 (22). - С. 13-15.

14. Солошенко Р.В., Пожидаева Н.А., Зюкин Д.А. Об особенностях внедрения инновационных процессов в отечественной и зарубежной практике // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2016. - № 9. - С. 89-93.

15. Городонова Н.В., Скипин Д.Л., Пешкова А.А. Исследование цифрового потенциала инновационных проектов Российских компаний // Экономические отношения. - 2019. - Т.9. - №3. - С. 2229-2248.

16. Губин Г.А. Динамические критерии качества функционирования контроля целостности информации модели автоматизированной информационной системы обеспечения коммерче-

ской деятельности предприятий // Моделирования, оптимизация и информационные технологии. - 2019. - Т.7. - №3(26). - С. 20.

17. О некоторых трудностях в решении национального проекта №1 «Демография» / В.Д. Прошляков, Г.В. Пономарева, Т.И. Толстова, Е.А. Левина // Образование. Наука. Научные кадры. - 2020. - №1. - С. 174-177.

18. Земзюлина И.Н. Клинико-психологические аспекты успешности прохождения процедуры экстракорпорального оплодотворения // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. - 2019. - №2(25). - С. 364-378.

19. Русанова Н.Е. Гендерный выбор при вспомогательных репродуктивных технологиях: возможности, опасности, перспективы // Народонаселение. - 2020. - №2. - С. 125-135.

20. Кидалов В.Н., Хадарцева А.А. Актуальные проблемы исследований в области крионики, криосохранения клеток крови и тканей // Вестник новых медицинских технологий. - 2011. -№1. - С. 172-176.

21. Демография. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/12781/ (Дата обращения: 30.11.2020 г.).

List of sources used

1. Syisoeva E.A. Digitalization of Russia-the way to improve the quality of life of the population// Quality and life. - 2019. - №2 (22). - Pp. 74-81.

2. Passport of the national project "Digital economy of the Russian Federation". Ministry of digital development, communications and mass communications of the Russian Federation. [Electronic resource]. Access mode: https://digital.gov.ru/uploaded/files/natsionalnaya-programma-tsifrovaya-ekonomika-rossijskoj-federatsii_NcN2nOO.pdf (accessed: 30.10.2020 g).

3. Passport of the national project "Demography". Government of the Russian Federation. [Electronic resource]. Access mode: http://static.government.ru/media/files/ Z40MjDgCaeohKWaA0psu6lCekd3hwx2m.pdf (date of request: 30.10.2020 g).

4. Passport of the Federal project "Financial support for families with children". Ministry of labor and social protection of the Russian Federation. [Electronic resource]. Access mode: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/demography/1. (accessed: 30.10.2020 g).

5. Pozhidaeva N. A., Zyukin D. A. Methodology for assessing the innovative activity of agricultural organizations // Economic analysis: theory and practice. - 2013. - № 21 (324). - Pp. 32-37.

6. Assessment of innovative susceptibility of agricultural organizations / D.A. Zyukin, N.A. Pozhidaeva, S.A. Bykanova, S.A. Belyaev // Economics of agricultural and processing enterprises. -2014. - № 10. - Pp. 30-34.

7. Stetsura E.D. Problems of innovation implementation in public administration // Science and practice of regions. - 2018. - № 4 (13). - Pp. 22-26.

8. Pozhidaeva N.A., Zyukin D.A. Determining points of innovative growth as a tool for the development of regional agricultural production // Regional economy: theory and practice. - 2013. - № 26. -Pp. 44-53.

9. Chirkova V.M. The role of digitalization in modern society // Regional Bulletin. - 2019. - № 15 (30). - Pp. 32-33.

10. Matushanskaya E.E., Matushansky A.K. Analysis of the introduction of innovative technologies in the economy of the Central Federal district regions // Science and practice of regions. - 2018. -№ 3 (12). - Pp. 19-23.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Shaitura S.V. automation of technological processes of economy // Slavic forum. - 2016. - № 2 (12). - Pp. 277-281.

12. Shaitura S. V. Life cycle of information systems // Design Bureau. - 2016. - № 12 (125). - Pp. 48-51.

13. Telnykh D. A. Introduction of innovations in the sphere of physical culture and sports // Regional Bulletin. - 2019. - № 7 (22). - Pp. 13-15.

14. Soloshenko R.V., Pozhidaeva N.A., Zyukin D.A. on the features of implementing innovative processes in domestic and foreign practice // Vestnik of the Kursk state agricultural Academy. - 2016. -№ 9. - Pp. 89-93.

15. Gorodonova N.V., Skipin D.L., Peshkova A.A. Research of the digital potential of innovative projects of Russian companies // Economic attitude. - 2019. - № 3. - Pp. 2229-2248.

16. Gubin G.A. Dynamic criteria for the quality of functioning of the information integrity control model of the automated information system for ensuring commercial activity of enterprises// Modeling, optimization and information technology. - 2019. - №3 (26). - Pp. 20.

17. Some difficulties in the decision of the national project No. 1 Demographics / V.D. Proshlyakov, G.V. Ponomarev, T.I. Tolstova, E.A. Levina // Education. The science. Scientific personnel. - 2020. - №1. - Pp. 174-177.

18. Zemzyulina I.N. Clinical and psychological aspects of the success of the ex-in vitro fertilization procedure// Personality in a changing world: health, adaptation, development. - 2019. - №2 (25). - Pp. 364-378.

19. Rusanova N.E. Gender choice in assisted reproductive technologies: opportunities, dangers, prospects // Population. - 2020. - № 2. - Pp. 125-135.

20. Kidalov V.N., Khadartseva A.A. Akual problems of research in the field of cryonics, cryopres-ervation of blood cells and tissues // Bulletin of new medical technologies. - 2011. - №1. -Pp. 172-176.

21. Demographics. Federal state statistics service. [Electronic resource]. Mode of access: https://rosstat.gov.ru/folder/12781/ (accessed: 30.11.2020 g).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.