Научная статья на тему 'Использование информационных технологий при адаптации математических моделей к объектам гидро-машиностроения'

Использование информационных технологий при адаптации математических моделей к объектам гидро-машиностроения Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
64
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Самородов Б. В., Бурлыга М. Б., Коваль А. А.

Розроблено та апробовано інформаційну технологію щодо адаптації математичної моделі об’ємних втрат та об’ємного ККД гідромоторів аксіально-поршневого типу на прикладі математичної моделі втрат і ККД Городецького К.І. шляхом уточнення коефіцієнтів втрат з використанням сучасних інформаційно-оптимізаційних технологій. Отримані результати для гідромотора ГСТ-90 вказують, що математична модель втрат адаптована до сучасних експериментальних даних та більш ефективна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Самородов Б. В., Бурлыга М. Б., Коваль А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование информационных технологий при адаптации математических моделей к объектам гидро-машиностроения»

УДК 621.225:004

Розроблено та апробовано тфор-мацшну технологю щодо адапта-ци математичног моделi об'ем-них втрат та об'емного ККД гiдромоторiв акЫально-поршнево-го типу на прикладi математичног моделi втрат i ККД Городецького К.1. шляхом уточнення коефiцieнтiв втрат з використанням сучасних iнформацiйно-оптимiзацiйних тех-нологш. Отримаш результати для гидромотора ГСТ-90 вказують, що математична модель втрат адап-тована до сучасних експеримен-тальних даних та бшьш ефективна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ АДАПТАЦИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ К ОБЪЕКТАМ ГИДРОМАШИНОСТРОЕНИЯ

Б.В. Самородов

Национальный технический университет "Харьковский

политехнический институт" ул. Фрунзе, 21, г. Харьков, Украина, 61002

М.Б. Б у р л ы г а

Ассистент

Кафедра «Автомобили и тракторы» Государственный технический университет ул. Первомайская 20, г. Кременчуг, Украина Контактный тел.: 8-096-23-41-457

А.А.Коваль

Введение

За последние 30-40 лет развитие объемного гидромашиностроения в мире, в частности в Украине, шло по пути уменьшения потерь в парах трения, уменьшения внешних утечек, внутренних перетечек и потерь на сжатие рабочей жидкости. Это достигалось путем рационального выбора материалов пар трения [3-5], уменьшения зазоров в них, выбора эффективных с точки зрения эксплуатации рабочих жидкостей, минимизации гидромеханических и объемных потерь, использованием новых высокоточных технологий в гидромашиностроении. В то же время отсутствие использования информационно-оптимизационных тех-

нологий [1, 2, 4, 7], связанных с идентификацией коэффициентов потерь для определения объемных и механических потерь, а также КПД в объемных гидромашинах аксиально-поршневого типа, в частности для гидромоторов, в расчетно-теоретических исследованиях оставались постоянными практически в течении 30 лет [3-6].

Анализ последних достижений и публикаций

За указанный период времени практически в два раза уменьшились средние рабочие зазоры в торцевом распределителе (с 30-40 мкм до 15-20 мкм), в поршне-

вой группе (с 15-20 мкм до 7-10 мкм) [3-7], более чем на 50% выросло максимальное рабочее (клапанное) давление в объемных гидромашинах [4, 7]. Уменьшению потерь, повышению надежности деталей и узлов аксиально-поршневых гидромашин способствовало также внедрение большого числа конструкторско-техноло-гических мероприятий по их усовершенствованию. Для гидронасосов попытка применения информационных технологий при адаптации математических моделей для современных экспериментальных данных были сделаны в работах [3, 4, 7].

Цель и постановка задачи

Разработка и апробация информационных технологий, основанных на методах оптимизации нулевого порядка [1, 2], по уточнению математической модели объемных потерь и объемного КПД для гидромоторов аксиально-поршневого типа на примере математической модели потерь и КПД Городецкого К.И. [3], как необходимого этапа моделирования основных технико-экономических показателей и оценки конкурентоспособности отечественных гидрообъемных передач (ГОП) в целом.

трендов с помощью полиномов, коэффициены которых идентифицируются на базе методов оптимизации нулевого порядка при использовании значений коэффициентов потерь по соотношениям (4) в качестве первых приближений.

Введем две группы индексов j и к, для конкретных экспериментальных режимов работы гидромотора (табл.1) и относятся соответственно к двум линейным массивам. Угол наклона шайбы гидромотора 2=18о.

Таблица 1

Экспериментальные режимы работы гидромотора

Угол у2наклона

шайбы

гидромотора

ГМ2, град

п/и др 18

(об/мин)/ (рад/с) Мпа Объемный КПД ^02

3.5 9820

7 9651

100/ 14 9134

10.467 21 8483

28 7819

35 7161

3.5 9901

7 9806

200/ 14 9516

20.933 21 9134

28 8719

35 8279

Угол у2наклона

шайбы

гидромотора

ГМ2, град

п/и др 18

(об/мин)/ (рад/с) Мпа Объемный КПД П02

3.5 9941

7 9885

400/ 14 9715

41.867 21 9490

28 9298

35 8961

3.5 9901

7 9923

800/ 14 9812

83.734 21 9667

28 9501

35 9314

Угол у2наклона

шайбы

гидромотора ГМ2, град

п/и др 18

(об/мин)/ (рад/с) Мпа Объемный КПД ^02

3.5 9970

7 9940

1500/ 14 9854

157 21 9741

28 9610

35 9459

3.5 9975

7 9947

2500/ 14 9873

261.67 21 9773

28 9654

35 9515

Математическая модель и алгоритм решения задачи

Воспользуемся известными и общепринятыми соотношениями для объемного КПД гидронасоса п01 и гидромотора п02, работающих в составе ГОП в прямом потоке мощности [3, 6, 7]. Здесь и далее индекс «1» относится к регулируемому гидронасосу, а индекс «2» - к

нерегулируемому гидромотору соответственно:

/ \

Ар

Ку1

П01 =1 DV|e1|

^ С

П02 =

1 +

Ар DV|e2

ю.

-+С

(1);

(2)

где в соответствии с работами [3,7] для гидронасоса и гидромотора соответственно приняты следующие значения коэффициентов потерь:

Ку1 = 0,156.10-3, су1=3,67 Ку2 = 0,146.10-3., су2=4,1.

(3)

(4)

Ф;( К[¿]>Су2[¿]) =

1 --

В (1)-(4) - коэффициент динамической вязкости; для перепадов давлений р, угловых скоростей , параметров регулирования е первый индекс «1» относиться к для гидронасосу, а индекс «2» - к гидромотору.

D = - характерный размер гидромашины, м ^ -

производительность гидромашины, м3/рад); V = ютаз^ -характерная скорость гидромашины, м/с [3].

Суть информационной технологии по адаптации математической модели объемного КПД гидромотора ГСТ-90 к современным экспериментальным данным ОАО «Гидросила» заключается в построении линий

Индекс j = 1,6 меняется по значению перепада рабочего давления гидромотора р, то есть j=1 для р=3.5 МПа, j=2 для р=7_МПа, ..., j = 6 для р=35 МПа. Аало-гично индекс к = 1,6 меняется по значению угловой скорости гидромотора ш, то есть к=1 для =10.467 рад/с (100 об/мин), к=2 для =20.933 рад/с (200 об/мин), ..., к=6 для =261.67 рад/с (2500 об/мин).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для определении коэффициентов потерь Ку2 и Су2 КПД гидромотора вводится квадратичный функционал вида:

Ф,{ К[^[)])=

1 -

П02 [-Ък]

пт [ ¿к

2

(5)

Здесь Ку2[j],Cy2[j] - значения коэффициентов потерь, необходимые для построения трендов; п02 [j,k], ПМА [j,k] - расчетный и экспериментальный объемные КПД на j,k-ом экспериментальном режиме. В развернутом виде функционал (5) с учетом выражения (2) имеет вид:

1 +

Ку2 [ ¿к] Ар[

ц DV|e2|

|ю2 [к]|

+ Су2 [ ¿к]

■ссп [ ¿-к]

(6)

л=1,лт!

В данном случае с помощью метода Хука-Дживса [1, 2] путем минимизации функционала (6) вычисляются ктах пар значений коэффициентов потерь Ку2 и Су2 для каждого рабочего перепада давления р при разных угловых скоростях вала гидромотора (в нашем случае 6 пар). Линии трендов для коэффициентов потерь Ку2 и Су2 показаны на рис.1 и рис.2 соответственно.

м

1

2

1

м

Рисунок1. Линия тренда для коэффициента потерь для гидромотора

Су2

К

у2

12,370 >2355 V = 4Е-05::4 - 0.0045«3 0,1854;г- 3 0243« + 20 074

\ р- : и.9951:,

\

47,67 611249

Ч Х^З.бГ 154165 ____ 4,3 >4568292

4,6385 1зиь

2,438 534055

4р,МПа

Рисунок 2. Линия тренда для коэффициента потерь Су2 для гидромотора

Представим далее выражения для Ку2 и Су2 в виде: Ку2 = ^Др4 + с2Др3 + с3Др2 + с4Др + с5 =

= (С1 С2 = с х(Др4

Др3

С5) х (Др4 Др3

Др2 Др 1)т;

Др2 Др 1)т

Су2 = d1Дp4 + d2 Др3 + dзДp2 + а4Др + d5 =

= ^ d2 d3 d4 d5 )х(Др4 Др3 Др2 Др 1) = = а х(Др4 Др3 Др2 Др 1)т,

где

Ср(р = 1,5)

ф(е,3)

= 1 I

к=1 1=1

5

1+-р=—

Др

5-р

ДР[ 1] DV|e2|

Оптимизация компонент векторов с и d методом Хука-Дживса дает следующий результат: К 2 = 0.00000000050284269 ■ Др4 -

- 0.00000002887722298 ■ Др3 + + 0.00000074447528549 ■ Др2 -

- 0.00001404473973837 ■ Др + + 0.00028437363052962;

(10)

(11)

(7)

(8)

варьируемые коэффициенты линии тренда для Ку2 с начальными значениями

с? = 7 ■ 10-4; с0 = -4 ■ 10-8; с3 = 6■ 10-7;с° = 1 ■ 1О-6;с0 = 5 ■ 10-5 (см. рис.1);

^ (р _ 15) - варьируемые коэффициенты линии тренда для Су2 с начальными значениями

dJ = 4■ 10-5; d0 = -0.0045; d0 = 0.1854^0 = -3.0243^0 = 20.974 (см. рис.2).

Оптимизируем теперь методом Хука-Дживса квадратичный функционал, теоретический минимум которого равен нулю, по всему множеству экспериментальных режимов:

2тах X '

Др

5-р

су2 = 0.00001126533939254 ■ Др4 -

- 0.0037888713493402 Др3 + + 0.192883776806294 ■ Др2 -

- 2.78072026992651 Др +

+ 8.52835332164425.

Анализ результатов применения информационно-оптимизационной технологии при адаптации математической модели

В табл.2 представлены результаты сравнения относительных ошибок по модели Городецкого К.И. и при уточненных коэффициентах потерь по формулам (10) и (11) для трех из шести (ввиду ограниченного объема статьи) угловых скоростей вала гидромотора. Темно-серым цветом выделены относительные ошибки, которые «проигрывают» в сравнении с результатами модели Городецкого К.И. В подавляющем числе случаев (в 75.0 %) найденные коэффициенты Ку2 и Су2 по формулам (10) и (11) для всего множества экспериментальных режимов с использованием информационно-оптимизационной технологии дают точность выше, чем по модели Городецкого К.И., что подтверждает необходимость ее уточнения для гидромотора. Из 25.0% случаев (в 9 из 36 экспериментальных точек) точность по предложенной модели уступает точности модели Городецкого К.И. Причем в 4 случаях выходит за трехпроцентный барьер, а на 5 режимах, уступая точности Городецкого К.И., тем не менее, не выходит за предел 1.2% ошибки (здесь 3%-ная ошибка лимитирует максимальную относительную погрешность эксперимента). В целом предложенная информационная технология и методика идентификации коэффициентов потерь Ку2 и Су2 для определения объемных потерь и КПД для аксиально-поршневых гидромоторов приводит к более точным результатам, как и в случае результатов исследования в работе [7].

Использование других оптимизационных методов нулевого порядка (Пауэлла, Розенброка, Нелдера-Мида) для квадратичного функционала в виде (9), а также для функционала, в котором все скобки в квадратах (9) заменены модулями, дали выражения для коэффициентов потерь Ку2 и Су2, приводящие к большим относительным погрешностям при вычислении объемного КПД гидромотора по сравнению с экспериментальных данными (табл. 1). Такой же вывод был сделан авторами и в работе [7] по отношению к коэффициентам потерь для аксиально-поршневых гидронасосов. В целом, в качестве новизны можно отметить реализацию идеи описания коэффициентов потерь в виде полиномиальных трендов и идентификации коэффициентов полиномов на основе экспериментальных данных на базе оптимизационных процедур нулевого порядка.

С [ и

(9)

с

3

1

1

ш

ш

Таблица 2

Сравнение результатов оптимизационных процедур по уточнению математической модели объемного КПД гидромотора

— элемента ГСТ-90

п/ю, (об/мин)/ (рад/с) Перепад давления, Ар, Мпа Способ оптимизации Относительные ошибки (%) расчета от эксперимента

100/ 10.467 3,5 Городецкий К.И. 0.991146

Оптимальная аппр-ция 0.320795

7 Городецкий К.И. 1.975897

Оптимальная аппр-ция 0.252292

14 Городецкий К.И. 1.731078

Оптимальная аппр-ция 0.957462

21 Городецкий К.И. 0.656071

Оптимальная аппр-ция 3.4024

28 Городецкий К.И. 4.131516

Оптимальная аппр-ция 8.030606

35 Городецкий К.И. 8.652993

Оптимальная аппр-ция 8.572105

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

800/ 83.734 3,5 Городецкий К.И. 0.51397

Оптимальная аппр-ция 0.43413

7 Городецкий К.И. 0.631031

Оптимальная аппр-ция 0.313076

14 Городецкий К.И. 0.890639

Оптимальная аппр-ция 0.188732

21 Городецкий К.И. 0.77039

Оптимальная аппр-ция 0.440526

28 Городецкий К.И. 0.389619

Оптимальная аппр-ция 0.695741

35 Городецкий К.И. 0.266672

Оптимальная аппр-ция 2.728978

2500/ 261.67 3,5 Городецкий К.И. 0.247789

Оптимальная аппр-ция 0.289519

7 Городецкий К.И. 0.461867

Оптимальная аппр-ция 0.336876

14 Городецкий К.И. 0.69832

Оптимальная аппр-ция 0.204044

21 Городецкий К.И. 0.655542

Оптимальная аппр-ция 0.581425

28 Городецкий К.И. 0.397338

Оптимальная аппр-ция 1.146354

35 Городецкий К.И. 0.09589

Оптимальная аппр-ция 3.230132

Выводы

1. Разработана и апробирована информационная технология, основанная на методах оптимизации нулевого порядка, по уточнению математической модели объемных потерь и объемного КПД путем идентификации коэффициентов потерь для гидромоторов аксиально-поршневого типа на примере математической модели потерь и КПД Городецкого К.И. [3].

2. Получены результаты сравнения относительных ошибок по модели Городецкого К.И., учитывающей предложенные коэффициенты потерь для всего

спектра экспериментальных данных для гидромотора ГСТ-90. Показано, что идентифицированные коэффициенты потерь Ку2 и Су2, более эффективны, чем в модели Городецкого К.И., что дает возможность наиболее адекватно моделировать объемные потери и объемный КПД в гидромашинах аксиально-поршневого типа, кинематические, силовые и энергетические характеристики гидропередач в целом.

3. При использовании предложенной информационно-оптимизационной технологии при адаптации математических моделей объектов гидромашиностроения к современным экспериментальным данным сре-

уз

ди методов оптимизации нулевого порядка наиболее эффективным оказался метод Хука-Дживса.

Литература

1. Химмельбау Д.М. Прикладное нелинейное программирование. - М.: Мир, 1975.

2. Г. Реклейтис, А.Рейвиндран, К.Рэгсдел. Оптимизация в технике. Кн. 1. Изд. "Мир", Москва 1986.

3. Городецкий К.И., Михайлин А.А. Математическая модель объемных гидромашин //Вестник машиностроения.- 1981.- №9.- С.14-17.

4. Объемные гидромеханические передачи: Расчет и конструирование / О.М. Бабаев, Л.И. Игнатов, Е.С. Кисточ-кин и др.-Л.: Машиностроение,1987.-256 с.

■а о

Рассматривается методика расчета температуры обрабатываемой поверхности после резания единичным абразивным зерном в момент резания следующим за ним след в след

о о

1.Введение

При исследовании теплофизики процесса шлифования применяются два подхода. Первый, наиболее распространенный и хорошо разработанный Сипай-ловым В.А. [1] и другими исследователями, рассматривает источник тепла как сплошную поверхность контакта круга с обрабатываемой заготовкой. При этом плотность теплового потока в результате работы шлифования определяется исходя из условий шлифования экспериментально. Другой подход [2,3,4] пред-

5. Панасенко С.М. Объемные потери торцового распределения аксиально-поршневой гидромашины гидропривода трансмиссии трактора // Тракторная энергетика в растениеводстве: Сб.науч.тр. - Харьков: ХГТУСХ.- 1999.

- С. 113-120.

6. Бурлыга М.Б. Универсализация математических моделей гидрообъемных передач, работающих в составе двухпоточных бесступенчатых трансмиссий. - Восточно-Европейский журнал передовых технологий. - 2008.

- №5/5 (35). - С. 4-7.

7. Самородов В.Б., Бурлыга М.Б., Коваль А.А., Рогов А.В., Самородов Б.В. Методика уточнения математической модели объемного КПД аксиально-поршневых гидронасосов. - Автомобиле- и тракторостроение. - Тематический сборник научных трудов. - Харьков: НТУ «ХПИ».

- 2008. - № 56. - С. 3-10.

УДК 621.92

Ю.А. Сизый

Доктор технических наук*

Д.В. Сталинский

Доктор технических наук ГНТЦ «Энергосталь»

А.Н.Ушаков

Кандидат технических наук* *Национальный технический университет «Харьковский

политехнический институт» ул.Фрунзе, 19, г.Харьков

полагает описание массового резания единичными абразивными зернами, т.е. источником тепла является работа резания единичным зерном.

Этот подход более сложный, однако, внимание к себе привлекает возможность более глубоко уяснить теплофизическую картину шлифования а, значит, и более грамотно управлять процессом.

Под массовым резанием единичными зернами предполагается решение задачи нагрева поверхности заготовки как результат резания последовательно целым рядом зерен. При этом каждое последующее зерно

ТЕМПЕРАТУРА САМОПОДОГРЕВА ПРИ ШЛИФОВАНИИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.