технологии: современный урок физики и астрономии». — Газета «Физика» №20, 1999. — с 3.
Волков М.С.
студент 402 гр., специальность математика
с доп. спец. физика БГУ филиал в г. Новозыбкове Россия, г. Новозыбков ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
Сегодня всемирная сеть Интернет находится в глубоком противоречии с существующей формой обучения, опирающейся на ограниченное стандартами содержание и традиционную классно-урочную технологию.
Компьютерный урок характеризуется, прежде всего, интенсивностью использования компьютера, которая может быть оценена процентом времени общения учащихся с компьютером по отношению ко всему времени урока. Если 100% времени урока ученики работают на компьютере -компьютерное обучение. Если компьютер не используется совсем - это обычный урок. При частичном использовании компьютера получается то, что называется «компьютерным уроком». Все дидактические части урока могут быть компьютеризированы, т. е. осуществляться с помощью и при поддержке компьютерных средств (полностью или частично)
Компьютер - это средство, а не субъект обучающей деятельности, он помощник педагогу, а не его замена. В любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения.
Разнообразие компьютерных уроков зависит от
- общей дидактической структуры урока -варианта использования средств ИКТ
- объема делегируемых компьютеру функций учителя
- вида используемых компьютерных средств
Акцент целей
Использование достоинств компьютера для повышения эффективности урока, учебного процесса.
Формирование у учащихся умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.
Формирование личности человека «информационного общества».
Формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.
Создание мотивации к учебному материалу.
Представление ученику возможности выбирать формы и методы работы.
Представление ученику возможности использовать дополнительный материал
Для плана конкретного компьютерного урока:
Составляется временная структура урока, в соответствии с главной целью намечаются задачи и необходимые этапы для их достижения.
Из резервов компьютерного обеспечения отбираются наиболее эффективные средства.
Рассматривается целесообразность их применения в сравнении с традиционными средствами.
Отобранные материалы оцениваются во времени: их продолжительность не должна превышать санитарных норм; рекомендуется просмотреть и прохронометрировать все материалы, учесть интерактивный характер материала; запланировать резерв времени.
Составляется временная развертка (поминутный план) урока.
При недостатке компьютерного иллюстрированного или программного материала проводится поиск в библиотеке или Интернете или составляется авторская программа.
Из найденного материалов (файлов) собирается презентационная программа. Для этого пишется ее сценарий.
Планируя достижения определенных целей, следует предусмотреть и их поэтапную и результирующую диагностику. Использование компьютера дает возможность усилить и углубить контроль.
Обучающие программы комплектуются отдельно.
Компьютер позволяет усилить мотивацию учения. Усвоение знаний, связанных с большим объемом цифровой и иной конкретной информации, путем активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для ученика, чем штудирование учебника. На таких уроках ученик может моделировать реальные процессы, а значит - видеть причины и следствия, понимать их смысл. Компьютер позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе - неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях и т.д. Компьютер может влиять на мотивацию учащихся, раскрывая практическую значимость изучаемого материала, представляя им, возможность испробовать умственные силы и проявить оригинальность, поставив интересную задачу, задавать любые вопросы и представлять любые решения без риска получить за то низкий балл, - все это способствует формированию положительного отношения к учебе.
Внедрение компьютерных уроков в физике позволяет задействовать одновременно модель, физический опыт, рисунок, эксперимент, исследования и т.п., что способствует развитию творческих способностей, активизации познавательной деятельности.
Использованные источники:
1.Уроки физики с применением ИТ в 7-11 классах. - М.: «Глобус»,2010
2. http://masteranikfiz.ucoz.ru/