Научная статья на тему 'Использование информационных технологий для решения прикладных задач приборостроения'

Использование информационных технологий для решения прикладных задач приборостроения Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1518
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Барынин А. О.

В работе рассмотрены особенности использования двух информационных технологий управленческой и компьютерной технологии обработки данных и АРМ с целью эффективного внедрения информационных ресурсов в процессы автоматизации производственной или административной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование информационных технологий для решения прикладных задач приборостроения»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРИКЛАДНЫХ ЗАДАЧ ПРИБОРОСТРОЕНИЯ

А.О. Барынин

Научный руководитель - кандидат технических наук, доцент З.Г. Симоненко

В работе рассмотрены особенности использования двух информационных технологий - управленческой и компьютерной технологии обработки данных и АРМ - с целью эффективного внедрения информационных ресурсов в процессы автоматизации производственной или административной деятельности.

Введение

Кроме вещества и энергии, в жизни человека огромную роль играет еще одна составляющая - информация. С появлением ЭВМ появляются новые науки, появляется новый вид переработки информации на базе компьютерных вычислительных систем или информационных технологий. Информационные технологии применяются всюду -в планировании и управлении, научных исследованиях и разработках, экспериментах, проектировании, денежно-кассовых операциях, криминалистике, медицине, образовании и др. Основная цель использования информационных технологий - автоматизация производственной или административной работы, которая наиболее эффективно используется в сочетании с разнообразными средствами связи (коммуникации). Современные средства коммуникации, разработанные для персональных компьютеров, предоставляют в распоряжение пользователей возможности доступа в ЭВМ более высокого класса, подключения их в глобальные и локальные вычислительные сети.

Целью данной работы является рассмотрение компьютерных информационных технологий

Основная часть

Информация является одним из ценнейших ресурсов общества, наряду с такими традиционными материальными видами ресурсов, как нефть, газ, полезные ископаемые и др., а, значит, процесс ее переработки по аналогии с процессами переработки материальных ресурсов можно воспринимать как технологию. Тогда справедливо следующее определение.

Информационная технология - процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

Цель технологии материального производства - выпуск продукции, удовлетворяющей потребности человека или системы.

Цель информационной технологии - производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия [1].

Информационная технология является наиболее важной составляющей процесса использования информационных ресурсов общества. Внедрение персонального компьютера в информационную сферу и применение телекоммуникационных средств связи определили новый этан развития информационной технологии.

Можно выделить три основных принципа новой (компьютерной) информационной технологии: интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером; интегри-рованность (стыковка, взаимосвязь) с другими программными продуктами и гибкость процесса изменения как данных, так и постановок задач.

Техническими средствами производства информации является аппаратное, программное и математическое обеспечение этого процесса. С их помощью производится переработка первичной информации в информацию нового качества. Выделим отдель-

но из этих средств программные продукты и назовем их инструментарием. Для большей четкости можно его конкретизировать, назвав программным инструментарием информационной технологии.

Инструментарий информационной технологии - один или несколько взаимосвязанных программных продуктов для определенного типа компьютера, технология работы в котором позволяет достичь поставленную пользователем цель. В качестве инструментария можно использовать следующие распространенные виды программных продуктов для персонального компьютера: текстовый процессор (редактор), настольные издательские системы, электронные таблицы, системы управления базами данных, электронные записные книжки, электронные календари, информационные системы функционального назначения (финансовые, бухгалтерские, для маркетинга и пр.), экспертные системы и т. д.

Информационная технология тесно связана с информационными системами, которые являются для нее основной средой. На первый взгляд может показаться, что введенные в учебнике определения информационной технологии и системы очень похожи между собой. Однако это не так.

Информационная технология является процессом, состоящим из четко регламентированных правил выполнения операций, действий, этапов разной степени сложности над данными, хранящимися в компьютерах. Основная цель информационной технологии - в результате целенаправленных действий по переработке первичной информации получить необходимую для пользователя информацию.

Информационная система является средой, составляющими элементами которой являются компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, базы данных, люди, различного рода технические и программные средства связи и т.д. Основная цель информационной системы - организация хранения и передачи информации, компьютерная система обработки информации. Реализация функций информационной системы невозможна без знания ориентированной на нее информационной технологии. Информационная технология может существовать и вне сферы информационной системы.

Таким образом, информационная технология является более емким понятием, отражающим современное представление о процессах преобразования информации в информационном обществе. В умелом сочетании двух информационных технологий -управленческой и компьютерной - залог успешной работы информационной системы [2].

Информационная технология обработки данных предназначена для решения хорошо структурированных задач, по которым имеются необходимые входные данные и известны алгоритмы и другие стандартные процедуры их обработки. Эта технология применяется на уровне операционной (исполнительской) деятельности персонала невысокой квалификации в целях автоматизации некоторых рутинных, постоянно повторяющихся операций управленческого труда. Поэтому внедрение информационных технологий и систем на этом уровне существенно повысит производительность труда персонала, освободит его от рутинных операций, возможно, даже приведет к необходимости сокращения численности работников.

На уровне операционной деятельности решаются следующие задачи:

• обработка данных об операциях, производимых фирмой;

• создание периодических контрольных отчетов о состоянии дел в фирме;

• получение ответов на всевозможные текущие запросы и оформление их в виде бумажных документов или отчетов.

Пример контрольного отчета: ежедневный отчет о поступлениях и выдачах наличных средств банком, формируемый в целях контроля баланса наличных средств. Пример запроса: запрос к базе данных по кадрам, который позволит получить данные о требованиях, предъявляемых к кандидатам на занятие определенной должности.

Существует несколько особенностей, связанных с обработкой данных, отличающих информационную технологию от всех прочих:

• выполнение необходимых фирме задач по обработке данных. Каждой фирме предписано законом иметь и хранить данные о своей деятельности, которые можно использовать как средство обеспечения и поддержания контроля на фирме, поэтому в фирме обязательно должна быть информационная система обработки данных и разработана соответствующая информационная технология;

• решение только хорошо структурированных задач, для которых можно разработать алгоритм;

• выполнение стандартных процедур обработки. Существующие стандарты определяют типовые процедуры обработки данных и предписывают их соблюдение организациями всех видов;

• выполнение основного объема работ в автоматическом режиме с минимальным участием человека;

• использование детализированных данных. Записи о деятельности фирмы имеют детальный (подробный) характер, допускающий проведение ревизий. В процессе ревизии деятельность фирмы проверяется хронологически от начала периода к его концу и от конца к началу;

• акцент на хронологию событий;

• требование минимальной помощи в решении проблем со стороны специалистов других уровней.

Автоматизированное рабочее место (АРМ) - терминал информационной системы управления, оборудованный средствами, обеспечивающими участие человека в реализации функций автоматизированных систем управления (АСУ). АРМ отличается следующими признаками:

• доступная пользователю совокупность технических, программных, информационных и др. средств;

• размещение вычислительной техники непосредственно (или вблизи) на рабочем месте пользователя;

• возможность создания и совершенствования проектов автоматизированной обработки данных в конкретной сфере деятельности;

• осуществление обработки данных самим пользователем;

• диалоговый режим взаимодействия пользователя с ЭВМ как в процессе решения задач управления, так и в процессе их проектирования.

АРМ в системе управления представляет собой проблемно-ориентированный комплекс технических, программных, лингвистических (языковых) и др. средств, установленный непосредственно на рабочем месте пользователя и предназначенный для автоматизации операций взаимодействия пользователя с ЭВМ в процессе проектирования и реализации задач.

Множество известных АРМ может быть классифицировано на основе следующих обобщенных признаков:

• функциональная сфера использования (научная деятельность, проектирование, производственно-технологические процессы, организационное управление);

• тип используемой ЭВМ (микро-, мини-, макро ЭВМ);

• режим эксплуатации (индивидуальный, групповой, сетевой);

• квалификация пользователей (профессиональные и непрофессиональные).

Внутри каждой из выделенных групп АРМ может быть проведена более детальная классификация. В частности, деловые АРМ сближают пользователя с возможностями современной информатики и ВТ и создают условия для работы без посредника - профессионального программиста. При этом обеспечивается как автономная работа, так и

возможность связи с другими пользователями в пределах организационных структур (с учетом особенностей этих структур).

Рис. 1. Программное обеспечение АРМ

Параметрический ряд деловых АРМ позволяет создать единую техническую, организационную и методологическую базу компьютеризации управления. Первоначально информационная технология локализуется в пределах персонального или группового АРМ, а в последующем (при объединении АРМ средствами коммуникации) создаются АРМ сектора, отдела, учреждения и формируется коллективная технология. Тем самым достигается гибкость всей структуры и возможность наращивания информационной мощности.

Можно выделить три класса типовых АРМ: АРМ руководителя; АРМ специалиста; АРМ технического и вспомогательного персонала.

При проектировании ПО АРМ (рис. 1) необходимо соблюдать принцип ориентации разрабатываемых программных средств на конкретного пользователя, что должно обеспечить реализацию функций, соответствующих профессиональной ориентации АРМ. В целом, разрабатываемое ПО АРМ должно обладать свойствами гибкости, адаптивности, модифицируемости и настраиваемости на конкретное применение.

В настоящее время прослеживается тенденция к максимальному приближению информационных и программных ресурсов к пользователю. ПЭВМ, работающие в сети, имеют существенное преимущество перед АРМ, работающими в режиме разделения времени. И, главное, средства интеллектуального интерфейса обеспечивают пользователя простыми и надежными способами решения своих профессиональных задач. Основной результат - это изменение интерфейса конечного пользователя с терминалом. От метода «запоминай (состояние своих ресурсов) проектируй (необходимую последовательность действий в терминах команд) набирай (управляющий текст)» происходит переход к методу «смотри (на графическую модель состояния ресурсов) выбирай (необходимое действие из иерархического меню)». Такой интерфейс поддерживается всеми средствами информационной технологии - составными частями базы знаний, включающей базу данных, прикладное программное обеспечение и опорной технологии, базирующейся на аппаратных средствах, системном и инструментальном программном обеспечении.

В данной работе не рассмотрены информационные этапы разработки технологических процессов и информационная технология обработки данных.

Заключение

В работе рассмотрены понятия «новая информационная технология», «инструментарий», «информационная технология обработки данных» и «АРМ» с целью эффективного внедрения информационных ресурсов в процессы автоматизации в производственной или административной деятельности.

Современное общество вряд ли можно представить без информационных технологий. Перспективы развития вычислительной техники сегодня сложно представить даже специалистам. Однако, ясно, что в будущем нас ждет нечто грандиозное. И если темпы развития информационных технологий не сократятся (а в этом нет никаких сомнений), то это произойдет очень скоро.

Литература

1. Дондуков А.Н., Воронцов В.А. Научно-техническая сфера России на пороге нового века. // Информационное общество. 2000. Вып. 6. С. 3-6.

2. Бодякин В.И. Направленность эволюции информационных систем. / Всероссийский симпозиум «Современные проблемы неравновесной термодинамики и эволюции сложных систем». Тез. докл. М.: МАКС Пресс, 2004. С. 15-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.