Научная статья на тему 'Информационные технологии в управлении'

Информационные технологии в управлении Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
439
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии в управлении»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ

И.В. СИРОТОВА, асп. кафедры финансов, биржевого и банковского дела МГУЛа

Рыночные отношения предъявляют повышенные требова ния к своевременности, достоверности, полноте информации, без которой немыслима эффективная маркетинговая, финансово-кредитная, инвестиционная деятельность. Информация играет важную роль в предоставлении сведений для принятия управленческих решений и является одним из факторов, обеспечивающих снижение издержек производства и повышение его эффективности.

Современный уровень информатизации общества предопределяет использование новейших технических, технологических, программных средств в различных информационных системах экономических объектов. Поэтому, для совершенствования работы современного предприятия должны использоваться современные информационные технологии, появившиеся новые методы сбора, хранения, обработки и передачи информации, применяться высокоэффективная внутрифирменная система информации, основанная на использовании новейших технических средств автоматизированной обработки цифровой и текстовой информации. В условиях рыночной экономики важным фактором стало и информационное обеспечение, которое состоит в сборе и обработке информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений. Сфера применения информационных технологий на базе ПЭВМ и развитых средств коммуникаций очень обширна, включает различные аспекты, начиная от обеспечения простейших функций служебной переписки до системного анализа и поддержки сложных задач принятия решений.

В 80-е гг. произошел переход от отдельных управленческих информационных систем к созданию единой внутрифирменной системы сбора, обработки, хранения и предоставления информации.

В современных условиях в крупных организациях созданы и эффективно дейст-

вуют информационные системы, обслуживающие процесс подготовки и принятия управленческих решений и решающие следующие задачи: обработка данных, обработка информации, реализация интеллектуальной деятельности.

Для определения эффективности внутрифирменной системы управления на многих предприятиях в учете и отчетности стал использоваться показатель - отношение получаемой прибыли к затратам на технические средства и обеспечение функционирования внутрифирменной системы информации.

Деятельность работников сферы управления (бухгалтеров, специалистов кредитно-банковской системы, плановиков, маркетологов и т.д.) в настоящее время ориентирована на использование развитых технологий. Организация и реализация управленческих функций требует радикального изменения как самой технологии управления, так и технических средств обработки информации, среди которых главное место занимают персональные компьютеры. Они все более превращаются из систем автоматической переработки входной информации в средства накопления опыта управленческих работников, анализа, оценки и выработки наиболее эффективных экономических решений.

Тенденция к усилению децентрализации управления влечет за собой распределенную обработку информации с децентрализацией применения средств вычислительной техники и совершенствованием организации непосредственно рабочих мест пользователей.

Существует много веских причин перевода существующей информации на компьютерную основу. Сейчас стоимость хранения информации в файлах ЭВМ дешевле, чем на бумаге. Базы данных позволяют хранить, структурировать информацию и извлекать оптимальным для пользователя образом. Ис-

пользование клиент/серверных технологий позволяют сберечь значительные средства, а главное, и время для получения необходимой информации, а также упрощают доступ и ведение, поскольку они основываются на комплексной обработке данных и централизации их хранения. Кроме того, ЭВМ позволяет хранить любые форматы данных, текст, чертежи, данные в рукописной форме, фотографии, записи голоса и т.д.

Важную роль в управленческой деятельности играет оперативный обмен данными, который занимает до 95 % времени руководителя и до 53 % времени специалистов.

В деятельности коммерческих структур, представляющих собой комплексы большого числа повседневно связанных и взаимодействующих предприятий, передача информации является первостепенным и непременным фактором нормального функционирования данной структуры. При этом особое значение приобретает обеспечение оперативности и достоверности информации. Для многих фирм внутрифирменная система информации решает задачи организации технологического процесса и носит производственный характер. Это касается прежде всего процессов обеспечения предприятий кооперированной продукцией, поступающей со специализированных предприятий по внутрифирменным каналам. Здесь информация играет важную роль в предоставлении сведений для принятия управленческих решений и является одним из факторов, обеспечивающих снижение издержек производства и повышение его эффективности.

Развитие систем телекоммуникаций и, в частности, технологий локальных вычислительных сетей, позволило объединить все технические средства обработки цифровой и текстовой информации в единую внутрифирменную информационную систему. Наиболее эффективной системой информации считается система, основанная на одновременном использовании вычислительной техники и средств автоматизированной обработки текстовой информации, объединенных в одну систему.

На основе специальных программ, направленных на облегчение доступа и использования требуемой информации, разрабатываются системы ведения записей. К важнейшим видам записей относятся:

- расчеты заработной платы рабочих и служащих;

- тексты контрактов и сопроводительная документация;

- тексты годовых отчетов;

- данные для осуществления многовариантных расчетов в рамках программ маркетинга по продукту и по хозяйственному подразделению;

- данные для разработки планов и показатели самих планов.

Проблема обмена данными тесно связана с организацией работы автоматизированных рабочих мест (АРМ) в составе вычислительной сети.

Автоматизированное рабочее место (АРМ) можно определить как совокупность информационно-программно-технических ресурсов, обеспечивающую конечному пользователю обработку данных и автоматизацию управленческих функций в конкретной предметной области.

Создание автоматизированных рабочих мест предполагает, что основные операции по накоплению, хранению и переработке информации возлагаются на вычислительную технику, а экономист выполняет часть ручных операций и операций, требующих творческого подхода при подготовке управленческих решений. Персональная техника применяется пользователем для контроля производственно-хозяйственной деятельности, изменения значений отдельных параметров в ходе решения задачи, а также ввода исходных данных в автоматизированную информационную систему (АИС) для решения текущих задач и анализа функций управления.

АРМ как инструмент для рационализации и интенсификации управленческой деятельности создается для обеспечения выполнения некоторой группы функций. Наиболее простой функцией АРМ является информационно-справочное обслуживание. Хотя эта функция в той или иной степени при-

суща любому АРМ, особенности ее реализации существенно зависят от категории пользователя.

АРМ имеют проблемно-профессиональную ориентацию на конкретную предметную область. Профессиональные АРМ являются главным инструментом общения человека с вычислительными системами, играя роль автономных рабочих мест, интеллектуальных терминалов больших ЭВМ, рабочих станций в локальных сетях. АРМ имеют открытую архитектуру и легко адаптируются к проблемным областям.

Локализация АРМ позволяет осуществить оперативную обработку информации сразу же по ее поступлении, а результаты обработки хранить сколь угодно долго по требованию пользователя.

В условиях реализации управленческого процесса целью внедрения АРМ является усиление интеграции управленческих функций, и каждое более или менее «интеллектуальное» рабочее место должно обеспечивать работу в многофункциональном режиме.

АРМ выполняют децентрализованную одновременную обработку экономической информации на рабочих местах исполнителей в составе распределенной базы данных (БД). При этом они имеют выход через системное устройство и каналы связи в ПЭВМ и БД других пользователей, обеспечивая таким образом совместное функционирование ПЭВМ в процессе коллективной обработки.

АРМ, созданные на базе персональных компьютеров, - наиболее простой и распространенный вариант автоматизированного рабочего места для работников сферы организационного управления. Такое АРМ рассматривается как система, которая в интерактивном режиме работы предоставляет конкретному работнику (пользователю) все виды обеспечения монопольно на весь сеанс работы. Этому отвечает подход к проектированию такого компонента АРМ, как внутреннее информационное обеспечение, согласно которому информационный фонд на магнитных носителях конкретного АРМ должен находиться в монопольном распоряжении пользо-

вателя АРМ. Пользователь сам выполняет все функциональные обязанности по преобразованию информации.

Создание АРМ на базе персональных компьютеров обеспечивает:

- простоту, удобство и дружественность по отношению к пользователю;

- простоту адаптации к конкретным функциям пользователя;

- компактность размещения и невысокие требования к условиям эксплуатации;

- высокую надежность и живучесть;

- сравнительно простую организацию технического обслуживания.

Эффективным режимом работы АРМ является его функционирование в рамках локальной вычислительной сети в качестве рабочей станции. Особенно целесообразен такой вариант, когда требуется распределять информационно-вычислительные ресурсы между несколькими пользователями.

Возможности создаваемых АРМ в значительной степени зависят от техникоэксплуатационных характеристик ЭВМ, на которых они базируются. В связи с этим на стадии проектирования АРМ четко формулируются требования к базовым параметрам технических средств обработки и выдачи информации, набору комплектующих модулей, сетевым интерфейсам, эргономическим параметрам устройств и т.д.

Синтез АРМ, выбор его конфигурации и оборудования для реальных видов экономической и управленческой работы носят конкретный характер, диктуемый специализацией, поставленными целями, объемами работы. Однако, любая конфигурация АРМ должна отвечать общим требованиям в отношении организации информационного, технического, программного обеспечения.

Информационное обеспечение АРМ ориентируется на конкретную, привычную для пользователя, предметную область. Обработка документов должна предполагать такую структуризацию информации, которая позволяет осуществлять необходимое манипулирование различными структурами, удобную и быструю корректировку данных в массивах.

Техническое обеспечение АРМ должно гарантировать высокую надежность технических средств, организацию удобных для пользователя режимов работы (автономный, с распределенной БД, информационный, с техникой верхних уровней и т.д.), способность обработать в заданное время необходимый объем данных. Поскольку АРМ является индивидуальным пользовательским средством, оно должно обеспечивать высокие эргономические свойства и комфортность обслуживания.

Программное обеспечение прежде всего ориентируется на профессиональный уровень пользователя, сочетается с его функциональными потребностями, квалификацией и специализацией. Пользователь со стороны программной среды должен ощущать постоянную поддержку своего желания работать в любом режиме активно либо пассивно. Приоритет пользователя при работе с техникой несомненен. Поэтому при их взаимодействии предусматривается максимальное обеспечение удобств работы человека за счет совершенствования программных средств.

В последнее время наметилась тенденция к созданию унифицированных АРМ, обслуживающих несколько предметных областей. Например, комплекс АРМ-аналитик, созданный на базе АРМ-статистика, значительно расширяет возможности последнего и в максимальной степени отвечает требованиям зарождающихся в условиях рынка производственных, научных и коммерческих структур. АРМ-аналитик позволяет осуществлять решение обширного комплекса функциональных задач.

Комплекс «Экспресс-анализ при заключении договоров, заказов, контрактов» обеспечивает процесс управления аналитической информацией о себестоимости, цене, возможных объемах производства отдельных видов продукции.

Комплексы «Анализ формирования, распределения и использования прибыли», «Анализ материально-технического и финансового состояния предприятия», «Анализ труда, оплаты и социального развития», «Анализ выполнения госзаказов и хозяйст-

венных договоров» соответствуют структуре действующего законодательства о предприятии. Причем, чтобы АРМ-аналитик мог использоваться для предприятий, работающих по различным моделям, в него введены все действующие схемы формирования дохода.

Комплекс «Сервисные программы» позволяет получать обработанную информацию в виде графиков и схем, редактировать входную информацию, корректировать хранящиеся в файлах АРМ данные.

АРМ-аналитик представляет собой многорежимный и многоцелевой комплекс, в котором нашли отражение и развитие интеграционные, аналитические и информационные процессы. В нем сочетается социально-экономический и статистический анализ, реализована обработка оперативной, бухгалтерской и статистической информации.

Все функциональные режимы обработки информации могут технологически осуществляться в АРМ-аналитик на основе централизованного и децентрализованного информационного обеспечения.

АРМ-аналитик является универсальным средством автоматизации решения задач многоуровневого анализа деятельности предприятий и фирм, которое при наличии развитого набора пакетов прикладных программ (ППП) легко адаптируется к решению более сложных в математическом понимании задач.

Современные автоматизированные информационные системы (АИС) по своему характеру являются территориально распределенными как в масштабах отдельной организации так и в масштабах иерархии таких организаций. В условиях новой информационной технологии АИС разделяется на совокупность АРМ специалистов.

Число информационных систем (ИС) как элементов автоматизированных систем управления в связи с бурным развитием электроники и широким внедрением ЭВМ во все сферы деятельности человека резко возросло. Традиционные ИС используются для решения стандартных задач, представленных в цифровой форме. Основными требованиями к ИС являются:

- автоматизация информационных операций;

- высокий уровень информационного сервиса;

- быстрая приспособляемость к организационным изменениям;

- поддержка новых технологий;

- легкость использования.

В настоящее время проявляется тенденция к развитию многопользовательских ИС.

Современные модели основываются на кооперации различных машин (процессоров), которые позволяют снизить издержки обработки информации и отвечают требованиям современной эргономики. Новая организация информационных систем позволяет процессорам, включенным в систему, «распределять» между собой отдельные функции таким образом, что каждый из них выполняет то, что он может делать наилучшим образом. В последнее время происходит активное внедрение мультимедиа- технологий в ИС, как в новые, так и в уже существующие, что позволяет значительно расширить рамки информационного обеспечения пользователей и реализовать принципиально новые возможности.

Если в недалеком прошлом информационные потребности удовлетворялись в результате внедрения локальных сетей, состоявших из крупного центрального компьютера и группы мини-компьютеров, то в настоящее время те же цели достигаются путем создания открытых локальных сетей, состоящих из объединенных средствами связи персональных компьютеров. Наделение этих сетей необходимыми интерфейсами и программными средствами приводит к созданию мощных систем информационного обслуживания (так называемых систем «клиент-сервер»).

Спрос на системы данного типа постоянно растет в связи с потребностями поддержки решений многих прикладных задач с применением ИС. Системы типа «клиент-сервер» одновременно повышают гибкость использования информационных средств, обеспечивают рациональное использование вычислительных ресурсов и программ, об-

легчают доступ к ИС и техническим средствам, включая удаленные средства. Они позволяют компенсировать снижение конкурентоспособности организаций в связи с устареванием программ и компьютеров. Данное направление развития ИС является одним из наиболее перспективных направлений развития информационных технологий.

Интегрированная АИС строится на базе компьютерной сети. Сеть — это совокупность программных, технических и коммуникационных средств, обеспечивающих эффективное распределение вычислительных ресурсов.

Являясь одновременно и продуктом, и мощным стимулом развития интеллекта человека, сеть позволяет;

построить распределенные хранилища информации (базы данных);

расширить перечень решаемых задач по обработке информации;

повысить надежность информационной системы за счет дублирования работы персональных компьютеров (ПК);

создать новые виды сервисного обслуживания, например электронную почту;

снизить стоимость обработки информации.

В заключении хочется сделать обоснованный вывод, что использование информационных технологий в управлении позволяет повысить эффективность управления на предприятии, улучшает координацию работы фирмы, а следовательно, приближает предприятие к достижению поставленных целей.

Литература

1. Минаев Э.С., Агеева Н.Г., Аббата Дага А. Управление производством и операциями: 17-ти модульная программа доя менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 15. - М.: Инфра-М, 2000.

2. Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник / Под ред. Проф. Г. А. Титоренко. - М.: Компьютер, ЮНИТИ, 1998.

3. Управление организацией: Учебник / Под ред. А. Г. Поршнева. - М.: Инфра-М, 2000.

4. Виханский О. С. Менеджмент. - М.: Гардарика, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.