Институт Государственного управления, Главный редактор - д.э.н., профессор К.А. Кирсанов
права и инновационных технологий (ИГУПИТ) тел. для справок: +7 (925) 853-04-57 (с 1100 - до 1800)
Рекунов Сергей Сергеевич
Rekunov Sergey Sergeevich
Московский государственный автомобильно - дорожный технический университет,
Сочинский филиал. Сочи, ул. Чекменева 5
Доцент / docent
05.23.11. Проектирование и строительство дорог, метрополитенов, мостов и транспортных тоннелей
E-Mail: [email protected]
Использование информационных технологий для оценки качества подготовки обучающихся технических вузов в соответствии с
требованиями ФГОС ВПО
Application of information technologies for quality estimation of training of technical higher educational institutions students according to requirements of federal state educational standard of higher professional education
Аннотация: Применение контролирующих и обучающих программ является оптимальным для мониторинга прогресса в исследованиях, в процессе преподавания конкретных дисциплин для технических специальностей и направлений подготовки высшего профессионального образования.
Для наставника использование этих курсов может помочь уменьшить время, которое тратится на обязательное изложение теории. Это также может помочь, чтобы больше внимания уделить практическим целям
The Abstract: Application of control and training programs is optimal to monitor progress in studies while teaching specific disciplines in technical specialties and training directions for higher professional education, especially in specific disciplines.
For a tutor the use of these courses can help to reduce classroom-study time which is spent on compulsory basic theory description. That can also help to give much more attention to practical purpose.
Ключевые слова: Подготовка инженеров, качество образования, взаимодействие с потребителями.
Keywords: Training of engineers, quality of education, interaction with consumers.
***
Введение многоуровневой системы в Российском образовании ставит перед разработчиками основных образовательных программ высшего профессионального образования ряд вопросов, среди которых и вопрос о том, как в условиях значительного сокращения количества времени, отведённого для аудиторных занятий, сохранить и оценить уровень качества подготовки выпускников вузов, удовлетворяющий потребностям их потенциальных работодателей?
Использование зачётных единиц в качестве меры трудоёмкости образовательных программ стало причиной резкого уменьшения количества часов по многим дисциплинам, не являющимся в соответствии с требованиями ФГОС обязательными. Кроме того, требования стандартов третьего поколения, помимо обязательного внедрения в образовательный процесс активных и интерактивных форм обучения, удельный вес которых должен составлять не
Институт Государственного управления, Главный редактор - д.э.н., профессор К.А. Кирсанов
права и инновационных технологий (ИГУПИТ) тел. для справок: +7 (925) 853-04-57 (с 1100 - до 1800)
менее 20% аудиторных занятий, предписывают долю занятий лекционного типа не более 40%. Оценка качества подготовки обучающихся при этом должна включать следующие виды аттестации: текущая (оценка знаний в период освоения учебного курса дисциплины), промежуточная (оценка знаний по итогам освоения учебного курса или его части) и итоговая (оценка в целом приобретённых компетенций в результате подготовки по соответствующему направлению или специальности).
В сложившихся условиях безальтернативным является обязательное применение современных информационных технологий в образовательном процессе в технических вузах. К интерактивным формам обучения дисциплинам прочностного цикла можно отнести применение в образовательном процессе электронных курсов, включающих в себя как теоретический материал (непосредственно лекции, методическая и нормативная литература), необходимый для ознакомления с основами изучаемой дисциплины, так и контролирующе-обучающие программы, позволяющие не только закрепить, но и самостоятельно оценить приобретённые теоретические знания.
Подобные программы, которые целесообразно применять в образовательном процессе на кафедрах прочностного цикла технических вузов, выводят на экран всю необходимую информацию: заданную расчётную схему, область вопросов, область с комментарием на вводимый ответ, количество набранных баллов и время, затраченное на выполнение работы.
Рис. 1. Пример организации рабочего пространства контролирующе-обучающей программы, применяемой для оценки знаний по одному из разделов дисциплины «Строительная механика»
При работе с программой обучающийся в любой момент может вызвать в окне помощи необходимый теоретический и практический материал по данной теме, вполне достаточный для изучения данной темы и написания правильных ответов на предложенные вопросы. Это позволяет использовать программы в качестве тренажёров при самостоятельной работе для получения навыков в расчётах различных конструкций. Количество вариантов расчётных схем контрольных работ достаточно, чтобы обеспечить индивидуальную работу каждого студента в компьютерном классе.
Институт Государственного управления, права и инновационных технологий (ИГУПИТ)
Главный редактор - д.э.н., профессор К.А. Кирсанов тел. для справок: +7 (925) 853-04-57 (с 1100 - до 1800) Опубликовать статью в журнале - http://publ.naukovedenie.ru
Главным достоинством этих программ является то, что они предоставляют возможность преподавателю не снижать уровень сложности задаваемых вопросов по сравнению с устным опросом, а обучающемуся написать ответ в любой эквивалентной форме (символьном или численном виде, окончательный ответ одной цифрой). Для ввода ответа студенту предоставляется три попытки. Если они окажутся неудачными, то программа выводит на монитор правильный ответ и снимает по одному баллу за каждый неверный ответ. На синтаксические ошибки указывается и предлагается исправить их без снижения баллов и сокращения количества попыток.
Практика показывает, что применение контролирующе-обучающих программ по специальным дисциплинам на технических специальностях и направлениях подготовки высшего профессионального образования, в особенности по специальным дисциплинам, является оптимальным при проведении текущего контроля. Промежуточный и итоговый виды контроля целесообразнее проводить в письменной форме.
Размещение на сайте вуза подобных электронных курсов (комплексов) дисциплин заблаговременно до начала обучения по этой дисциплине позволит обучающемуся сформировать представление о курсе и оценить свой уровень подготовленности к освоению данной дисциплины. Преподавателю, в свою очередь, применение подобных курсов позволит максимально сократить количество аудиторного времени, затрачиваемого на обязательное изложение теоретических основ, и уделить значительно большее внимание их практическому применению.
Институт Государственного управления, Главный редактор - д.э.н., профессор К.А. Кирсанов
права и инновационных технологий (ИГУПИТ) тел. для справок: +7 (925) 853-04-57 (с 1100 - до 1800)
ЛИТЕРАТУРА
1. Овчинников И.Г., Овчинников И.И. Подготовка специалистов в области
транспортного строительства: применение информационных технологий//
Красная линия. Дороги. Инновации в дорожном строительстве. СПб. 2010. №47. с. 26-27.
2. Овчинников И.Г., Распоров О.Н. Ситуация в корне изменилась: Вопросы подготовки и повышения квалификации специалистов транспортного строительства с учетом требований ФЗ 184 «О техническом регулировании»// Дороги России 21 века. 2007. №4. с.88-92.
3. Овчинников И.Г., Маринин А.Н., Овчинников И.И., Желнов А.Г. О поиске
новых методов подготовки инженеров путей сообщения, основанных на
применении современных информационных технологий// Актуальные вопросы строительства : материалы Междунар. науч.-техн. конф. : в 2 ч. Ч. 2 / редкол.: В. Т. Ерофеев (отв. ред.) [и др.]. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2008. с. 421425.
4. Овчинников И.Г., Желнов А.Г. Информационные технологии при решении
инженерных задач (в области транспортного строительства)// Актуальные вопросы строительства: материалы Междунар. науч.-техн. конф. : в 2 ч. Ч. 2 / редкол.: В. Т. Ерофеев (отв. ред.) [и др.]. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2008. с. 440-444.
5. Овчинников И.Г., Овчинников И.И. Квалификация под угрозой. Дорожная
Держава. 2012. № 42. с. 52-54.
6. Овчинников И.Г., Овчинников И.И. Квалификация под угрозой (продолжение).
Дорожная Держава. 2012. № 44. с. 67-69.
7. Овчинников И.Г, Овчинников И.И. Проблемы внедрения современных
инновационных решений в транспортном строительстве// Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 10, Иннов. деят. Вып. 7. 2012. с. 105 - 109.
Рецензент: Овчинников Игорь Георгиевич, заместитель председателя Поволжского отделения Российской академии транспорта, профессор кафедры «Транспортное строительство» Саратовского государственного технического университета им. Гагарина Ю.А., д-р. техн. наук, профессор.